Игра - практикум «Мы в ответе за свое здоровье»
методическая разработка (6, 7, 8, 9 класс)

Медова Надежда Павловна

Цель:  формирование ценностного отношения к своему здоровью.                                                                                                                                                                                                                                                                               Задачи: актуализация  понятий  «здоровье», «ЗОЖ» и осмысление  их составляющих; мотивирование  воспитанников  на ведения здорового  образа  жизни; отрабатывание  знаний и умений  о ЗОЖ  через практические и  игровые задания.

В занятии использованы активные методы работы с детьми, напрвавленные на формирование ценностного отношения к своему здоровью. Отрабатывание знаний и умений о ведении ЗОЖ идет через практические и игровые задания, которые являются  эффективными и помогают воспитанникам решать поставленные задачи, активизируют их мыслительную и позвательную деятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Игра - практикум «Мы в ответе за свое здоровье»                                               Цель:  формирование ценностного отношения к своему здоровью.                                                                                                                                     Задачи: актуализация  понятий  «здоровье», «ЗОЖ» и осмысление  их составляющих;                                                                                                                                      мотивирование  воспитанников  на ведения здорового  образа  жизни;                                                                                                                                            отрабатывание  знаний и умений  о ЗОЖ  через практические и  игровые задания.

Методические  приемы:

- игровая терапия

- работа с пословицами;                                                                                                - ситуационные задачи;                                                                                                        - синквейн;                                                                                                                                                                       - практическая работа.

Материалы: магниты, магнитная доска,  круг желтого цвета и лепестки белого цвета (для ромашки), картинки бабочек по количеству детей, центильные таблицы для девочек и мальчиков, памятка «Правила составления синквейна», формула для определения ИМТ (лист ФА4), раздаточные листы для практической работы, ½ листа ФА4- 12 шт, распечатанные ситуационные задачи.                                                                                                                                             План.

1. Актуализация знаний  о понятии  «Здоровье». Игра «Ромашка»

  1. Практическая работа «Определение ИМТ»
  2. Физкультминутка
  3. Понятия  «привычка». Полезные и вредные привычки.
  4. ЗОЖ.   Основные  аспекты ЗОЖ.
  5. Ситуационные задачи
  6. Синквейн «Здоровье»
  7. Притча «Бабочка»

  1. Актуализация знаний  о понятии  «Здоровье». Игра "Ромашка"  

Цель: объяснить смысл понятия «здоровье» с помощью народных пословиц. На  доске размещается цветок "Ромашка" , закрепленная  магнитами. На каждом лепестке написана одна пословица. Детям предлагается объяснить смысл народных пословиц о здоровье.                                                                                                                        Посмотрите на всеми любимый цветок – ромашку. На каждом его лепестке записана пословица о здоровье. Задание: прочитайте пословицу и объясните ее смысл.  

  1. "Здоровье не купить"
  2. "Болезнь человека не красит"
  3. "Труд – здоровье, лень – болезнь"
  4. "Здоровье дороже богатства"
  5. "Береги платье снову, а здоровье смолоду"

Воспитатель:  Теперь, когда вы объяснили  смысл народных пословиц, давайте выскажемся,  что обозначает  слово «здоровье» и « здоровый человек.  

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (определение ВОЗ).                                                                                                                                                         Здоровый человек это человек не только со здоровым телом, но и человек, у которого замечательное настроение и хорошие отношения с окружающими людьми.

Воспитатель:  Сейчас мы попробуем оценить уровень вашего физического развития по двум показателям: по росту и весу.

       2. Практическая работа «Определение индекса Кетле»                                                       ( индекса массы тела - ИМТ)  Возраст 12-15 лет.

Цель: познакомить воспитанников с  нормативами роста и веса детей ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), научить определять ИМТ по весо-ростовым показателям, используя центильные таблицы; способствовать формированию приемам самообследования, самодиагностики.

Нормы роста и веса детей, разработанные ВОЗ

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в 2006 году выпустила новые международные нормы (таблицы) прибавки в весе и росте у детей.     Существовавшие до настоящего времени таблицы были составлены более 20 лет назад и основывались преимущественно на статистических данных по детям, получавшим искусственное вскармливание.                                                                                       Новые стандарты показывают нормальное развитие в раннем детском возрасте в оптимальных окружающих условиях и могут быть использованы для оценки детей во всех местах, независимо от этнической принадлежности, социально-экономического статуса и вида кормления.

                  Антропометрические (центильные) таблицы
        В таблицах роста, веса и других размеров малышей представлены не только средние значения показателей, но и диапазоны значений по группам. Естественно, что деление показателей на "низкие", "средние" и "высокие" очень условно.

  • Средний рост ребенка должен находится в пределах зеленой и голубой величин (25-75 центилями). Такой рост соответствует среднему росту детей этого возраста.
  • Рост, величина которого находится в пределах между желтой и зеленой величинами (10-25 центилями) тоже нормальный, но свидетельствует про тенденцию отставания ребенком в росте.
  • Рост, величина которого находится в пределах между голубой и желтой величинами (75-90 центилями) также нормальный, но свидетельствует про тенденцию опережения ребенком в росте.
  • Рост, величина которого находится в пределах между красной и желтой величинами - низкий (3-10 центиль), или высокий (90-97 центиль), что может быть обусловленным как особенностями ребенка, так и заболеванием с нарушением гормонального фона (чаще эндокринологического или наследственного). В таких случаях необходимо обратить на это внимание лечащего  педиатра.
  • Рост, величина которого находится за красной границей (<3 или >97 центиля) свидетельствует про патологию роста ребенка. Такие дети обязательно должны быть консультированы соответствующими специалистами.                                                                                                                                 В таблицах приведены средние значения.

               Что такое норма роста и веса, и как ее определить.

В настоящее время средним ростом мужчин считается 176 см, женщин - 164. Девушки растут до 17 - 19 лет, юноши - до 19 - 22 лет. Довольно интенсивный рост наблюдается в начале полового созревания (этот процесс длится у девочек от 10 до 16, у мальчиков - от 11 до 17 лет). Быстрее всего девочки растут в период от 10 до 12, а мальчики - от 13 до 16 лет. 

Работа  с раздаточными листами для практической работы.

Задание1.  По центильной таблице найдите свой возраст и диапазон своего веса. Запишите в таблицу значение.                                                                                                                      По центильной таблице найдите свой возраст и диапазон своего роста.   Запишите в таблицу значение.                                                                                                                                                       Задание 2.  Определите  индекс  массы тела ИМТ ( индекс Кетле) с помощью вычисления по формуле .                                                                                                                                Задание 3. С помощью графика, определите,  в каком диапазоне лежит ваш вес относительно роста и возраста.                                                                           4. Обсуждение результатов работы.

            Определение индекса Кетле ( индекса массы тела - ИМТ) 

Формула такая: ИМТ = вес ребенка : квадрат роста ребенка в метрах. 
Эта формула годится и для взрослых, но таблица предназначена для детей от двух до 20 лет. Конкретно эта таблица  ориентирована для девочек. Таблица ИМТ

Например, ребенку 2 года. Рост ребенка 1,2 м, вес 17 кг. ИМТ = 17 : (1,2*1,2) = 11,8. 
Полезную информацию можно извлечь из специальной таблицы ИМТ.

Инструкция: 
Измерьте свой рост и вес. Вычислите ИМТ по формуле, указанной выше. Возраст и ИМТ ребенка - координаты точки на графике. Отметьте точку на графике. 
Продолжим наш пример. Возраст ребенка - 2 года, ИМТ= 11,8. Значит по оси Возраста находим точку 2, по оси ИМТ - 11,8. Находим их пересечение на плоскости, и отмечаем. Видим, что точка попадает в синюю полоску, а это означает, что вес ребенка существенно ниже нормы. 
Таким образом, можно определить, в каком диапазоне лежит ваш вес  относительно роста и возраста.

Делайте замеры роста и веса где-то раз в полгода, и отмечайте точки (Возраст, ИМТ) на графике. Последовательно соединяйте их кривой.                                                                            Эта кривая покажет, какая динамика ИМТ,  есть ли движение в сторону ожирения, например или у вас все в норме.
Цель - держать вес в зеленой зоне. 

Физкультминутка

  1. Гимнастика для глаз                                                                                                               2.  Потягивание – руки вверх параллельно,  “встряхивание” кистей рук.

Воспитатель:  ребята скажите, а что   влияет  на рост, вес, ИМТ, т.е. на физическое развитие ребенка.   

Ответы детей:  (Режим дня, наследственность, полноценное питание, образ жизни – активный или пассивный и т. д.)

Воспитатель:  Основными факторами развития являются полноценное питание (для роста нужно питание), соблюдение режима сна (спать нужно ночью, в темноте, не менее 8 часов), занятия физкультурой или спортом (неактивному, чахлому организму - чахлое тело).
         ВАЖНО ПОМНИТЬ, что:
1. В подростковом возрасте (с 11 до 16 лет ) происходит скачок роста. Т.е. один человек может начать расти в 11 лет, и к 13 годам вырасти до своего окончательного роста, а другой в 13-14 лет только начинает расти. Одни растут медленно, в течение нескольких лет, другие вырастают за одно лето. Девочки начинают расти раньше мальчиков.
2. Этот скачок роста обусловлен половым созреванием и напрямую зависит от него.
3. Часто в процессе роста организм не успевает наращивать мышечную массу и набрать вес. Или наоборот, сначала набирается вес, а потом увеличивается рост, тело вытягивается. Это нормальное состояние и не требует немедленного похудения или набора веса.
4. Худеть и голодать в подростковом возрасте очень опасно, поскольку растущий организм, особенно мозг,  школьника, ребенка,  нуждается в ресурсах для роста и развития, для  мыслительных действий, для поддержания процессов памяти  и нехватка  питательных веществ  вредно как для развития мозга, так и для роста и развития всего организма.

 Воспитатель:  В течение жизни у всех детей и взрослых вырабатываются привычки, которые помогают нам или сохранять свое здоровье, или нарушать или даже разрушать его.                                                                                                                              А  что же такое привычка человека. (Мнения детей).

Привычка – это какое-либо действие, которое человек выполняет постоянно. Но в состоянии его контролировать, при желании способен отказаться от него.                                                                                                                                                                                 -На какие две группы можно разделить все привычки? (ответы детей)                                       Вредные привычки мешают человеку сохранять здоровье.                                     Полезные привычки помогают человеку сохранить и сберечь свое здоровье.

Слайд  с картинками. А чтобы уточнить какие это привычки мы с вами поиграем.  Упражнение  "Мои привычки  "                                                                           Цель: раскрыть содержание понятий «вредные» и «полезные»  привычки.

Задание 1.  Разделите картинки на 2 группы и  объясните свое решение.        Задание 2. На листе бумаги обведите карандашом или фломастером свою ладошку и на каждом пальчике напишите свойственные вам хорошие привычки, а в центре ладошки  - привычку, от которой хотели  бы избавиться.

Воспитатель:  О роли привычек в жизни человека свидетельствуют высказывания многих великих людей:                                                                                 «Привычка – вторая натура»   /Цицерон/                                                                                  «В силе привычки заключается сила воспитания»  (Английская пословица в переводе К.Д.Ушинского)                                                                                                                                              Если у человека выработалось в течение жизни большое количество полезных привычек, то говорят, что он ведет ЗОЖ.  

Воспитатель:  Что такое здоровый образ жизни?  (Ответы детей)                                                                              ЗОЖ это деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья.                                                                                                                     ЗОЖ -  образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья.                                                                                                           ЗОЖ – это все, что помогает нам сохранить и укрепить здоровье.                                         Существует немало правил ЗОЖ, которые соблюдают все люди.

Воспитатель:  А что помогает человеку сохранять свое здоровье? (На экране, слайд)    Назовите основные аспекты ЗОЖ? (Ответы детей)

  • Режим дня
  • занятия физкультурой и спортом,
  • рациональное питание,
  • гармоническое отношение между людьми,
  • соблюдение правил гигиены,
  • отказ от вредных привычек,
  • закаливание,
  • достаточный сон,
  • прогулки на свежем воздухе, - досуг, вызывающий положительные эмоции.

Воспитатель:  к сожалению не все  школьники, дети  соблюдают правила ведения ЗОЖ. Сейчас мы рассмотрим ситуации, и постараемся обсудить их с точки зрения здоровьесохранения. ( Ситуационные задачи для школьников 10–15 лет )

Ситуационная задача  № 1.  Жил – был мальчик Витя. Ему было 9 лет. Он учился в 3 «а» классе. Витя учился на 4 и 5, был добрым и отзывчивым мальчиком. Однажды Витя возвращался со школы домой и нес в одной руке тяжёлый портфель, а во второй — пирожок с луком и яйцом, который Витя ел на ходу. Бабушка Вите всегда пекла пирожки в школу, и Витя ел их, возвращаясь  домой. Вдруг Витя увидел бездомного кота. Кот сидел под кустом и мыл лапу. Витя подошёл к коту и погладил его, взял кота на руки, а потом даже дал несколько раз откусить пирожок. Через 2 недели у Вити сильно заболел живот, и его тошнило. На лбу появилось большое пятно, которое сильно чесалось. Мама Вити вызвала врача. Врач выставил диагноз: «Хронический гастрит, обострение. Микроспория гладкой кожи (по-простому лишай) Нарушение осанки». Витя лечился дома 2 недели.

Почему Витя заболел?

 Правильно ли Витя питается?

Как нужно правильно питаться школьникам?

Оцените поступок, который совершил Витя, покормив кота?

Какую опасность представляют бездомные животные?

Правильно ли носить школьный рюкзак в одной руке?

Почему нагрузка на позвоночник должна быть равномерной?

Ситуационная задача  № 2.  У Вити наступили долгожданные осенние каникулы. Но Вите было грустно сидеть одному дома. Ему нечем было заняться и  друзей у Вити не было. Поэтому Витю отправили отдыхать в деревню к бабушке. Бабушка все каникулы усиленно кормила Витю пельменями, пирогами, тортами, жареным мясом, бутербродами с колбасой. Витя рад помочь бабушке воды с колонки принести, дров, печь затопить, но бабушка все сама управляется,  Вите не дает по хозяйству помогать, бережёт внука, да приговаривает: «Наработаешься ещё». После каникул мама повела Витю на плановый осмотр в поликлинику. Врач измерила Вите рост и вес, оказалось, что у него лишний вес. Врач посоветовал Вите больше двигаться, а лучше пойти на спортивную секцию. Мама Вити записала сына на секцию баскетбола и каратэ, которые проходили 3 раза в неделю. Через два месяца лишний вес ушёл, и у Вити появилось много новых друзей.                                                                                                                                     Почему у Вити появился лишний вес?                                                                                       Почему у него не было друзей?                                                                                                                                      Известно, что плодотворный труд укрепляет здоровье людей. Как Вы считаете, чем может Витя заняться в деревне у бабушки?

Ситуационная задача  № 3.  Наступила весна. На улице потеплело.   Витя был рад весне, но почему-то ему хотелось спать подольше утром, днём спать тоже хотелось, на уроках Витя подставлял кисть руки под голову специально, чтобы не заснуть за партой. К вечеру дремота проходила, и Витя выполнял домашнее задание с 21.00. по 23.30. Выполнив домашнее задание, Витя чистил зубы, умывался и ложился спать. Засыпал уже в начале следующего дня, к 00.30. Утром будильник звенел в 7.00, но Витя не мог проснуться. И поднимался к 7.30. Так прошла вторая неделя. Витя был всё такой же вялый. Мама повела Витю к врачу. Врач выставил диагноз: «Гиповитаминоз», назначил витамины и порекомендовал Вите вовремя ложиться спать в 21.30. Витя чётко выполнял все рекомендации врача, и через две недели Витя снова пришёл в норму.                                                                                                                                                       Почему важен сон человеку?                                                                                                         Какая продолжительность сна должна быть у школьника?                                                        Какие условия для сна должны быть созданы школьнику?                                                                                 Что такое гиповитаминоз? Какие продукты содержат витамины?

Какие правила можно выработать для Вити? (Ответы детей)

  1. Полноценное, сбалансированное правильное  питание.
  2. Соблюдение режима сна.
  3. Ведение активного образа жизни.
  4. Отказ от вредных привычек и.т. д.

 

  Выполняя правила ведения ЗОЖ  у вас вырабатываются полезные привычки, которые помогают вам сохранять свое здоровье.                                

                                            Синквейн «Здоровье»                                                                                                                               Цель: закрепить умение составлять  синквейн, развивать творческие способности, умение  выделять существенную  информацию при составлении синквейна по теме «Здоровье».              

Задание: составьте синквейн на тему «Здоровье»                                                                                                                         Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк: 1 строка сущ., 2 строка - 2 прилаг., 3 строка - 3 глагола, 4 – предложение, 5 – сущ. Примеры:

Здоровье.
Крепкое, важное.
Сохраняется, поддерживается, нарушается.                                                                                    Здоровье дороже золота.
Ценность.

Здоровье.                                                                                                                               Хрупкое, ценное                                                                                                    Помогает , укрепляется, закаляется.                                                                                                                                                Ценный дар природы.                                                                                                                                                                 Счастье.

После выполнения ребята проговаривают свои синквейны.

Притча «Бабочка»                                                                                                              В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: “Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: ““Сейчас все зависит только от тебя: захочешь, распахнешь ладони, и она живая полетит, а захочешь, сожмешь, и она умрет. Все в твоих руках”.

Возьмите бабочки в руки – это ваше здоровье. Оторвите крыло у бабочки. Жалко. А это ваше здоровье. Кто надорвал крыло: вы видите, что если его и склеить на нём останется трещина так и ваше здоровье, если к нему не относится  бережно,  оно не будет прежним. Здоровье, ни вернуть не за какие деньги.                                                                                                                               Запомните: Каждый  в жизни делает для себя выбор, причем постоянно и в любой ситуации.

Приложение №1. Таблица   «Определение индекса массы тела»

Дата

Дата  

Дата

Рост (м)

Вес (кг)

ИМТ

Задание1.  По центильной таблице найдите свой возраст и диапазон своего веса. Запишите в таблицу значение                                                                                                                      По центильной таблице найдите свой возраст и диапазон своего роста.   Запишите в таблицу значение.                                                                                                                                                       Задание 2.  Определите  индекс  массы тела ИМТ ( индекс Кетле) с помощью вычисления по формуле  .                                                                                                                                Задание 3. С помощью графика, определите,  в каком диапазоне лежит ваш вес относительно роста и возраста.

  Распределение ИМТ у девочек 2-20 лет

Таблица ИМТ

Рост девочек от 7 до 17 лет (см)

Возраст

Показатель

очень
низкий

низкий

ниже 
среднего

средний

выше
среднего

высокий

очень
высокий

7 лет

<111,1

111,1-113,6

113,6-116,9

116,9-124,8

124,8-128,0

128,0-131,3

>131,3

8 лет

<116,5

116,5-119,3

119,3-123,0

123,0-131,0

131,0-134,3

134,3-137,7

>137,7

9 лет

<122,0

122,0-124,8

124,8-128,4

128,4-137,0

137,0-140,5

140,5-144,8

>144,8

10 лет

<127,0

127,0-130,5

130,5-134,3

134,3-142,9

142,9-146,7

146,7-151,0

>151,0

11 лет

<131,8

131,8-136,2

136,2-140,2

140,2-148,8

148,8-153,2

153,2-157,7

>157,7

12 лет

<137,6

137,6-142,2

142,2-145,9

145,9-154,2

154,2-159,2

159,2-163,2

>163,2

13 лет

<143,0

143,0-148,3

148,3-151,8

151,8-159,8

159,8-163,7

163,7-168,0

>168,0

14 лет

<147,8

147,8-152,6

152,6-155,4

155,4-163,6

163,6-167,2

167,2-171,2

>171,2

15 лет

<150,7

150,7-154,4

154,4-157,2

157,2-166,0

166,0-169,2

169,2-173,4

>173,4

16 лет

<151,6

151,6-155,2

155,2-158,0

158,0-166,8

166,8-170,2

170,2-173,8

>173,8

17 лет

<152,2

152,2-155,8

155,8-158,6

158,6-169,2

169,2-170,4

170,4-174,2

>174,2

Вес девочек от 7 до 17 лет (кг)

Возраст

Показатель

очень 
низкий

низкий

ниже 
среднего

средний

выше 
среднего

высокий

очень 
высокий

7 лет

<17,9

17,9-19,4

19,4-20,6

20,6-25,3

25,3-28,3

28,3-31,6

>31,6

8 лет

<20,0

20,0-21,4

21,4-23,0

23,0-28,5

28,5-32,1

32,1-36,3

>36,3

9 лет

<21,9

21,9-23,4

23,4-25,5

25,5-32,0

32,0-36,3

36,3-41,0

>41,0

10 лет

<22,7

22,7-25,0

25,0-27,7

27,7-34,9

34,9-39,8

39,8-47,4

>47,4

11 лет

<24,9

24,9-27,8

27,8-30,7

30,7-38,9

38,9-44,6

44,6-55,2

>55,2

12 лет

<27,8

27,8-31,8

31,8-36,0

36,0-45,4

45,4-51,8

51,8-63,4

>63,4

13 лет

<32,0

32,0-38,7

38,7-43,0

43,0-52,5

52,5-59,0

59,0-69,0

>69,0

14 лет

<37,6

37,6-43,8

43,8-48,2

48,2-58,0

58,0-64,0

64,0-72,2

>72,2

15 лет

<42,0

42,0-46,8

46,8-50,6

50,6-60,4

60,4-66,5

66,5-74,9

>74,9

16 лет

<45,2

45,2-48,4

48,4-51,8

51,8-61,3

61,3-67,6

67,6-75,6

>75,6

17 лет

<46,2

46,2-49,2

49,2-52,9

52,9-61,9

61,9-68,0

68,0-76,0

>76,0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мы в ответе за свое здоровье"

Мероприятие о преимуществе здорового образа жизни. Способствует развитию исследовательских способностей учащихся...

Методическая разработка «Своя игра» (вечер вопросов и ответов).

Этот материал может использоваться для проведения внеклассного воспитательного мероприятия в 5,6 классах....

воспитательский час "Мы в ответе за свое здоровье"

цели: показать преимущества здорового образа жизни и закрепить ранее полученные знания детей о здоровье....

воспитательский час "Мы в ответе за свое здоровье"

цели: показать преимущества здорового образа жизни и закрепить ранее полученные знания детей о здоровье....

Классный час на тему: «Ты в ответе за свое здоровье»

      Классный час направлен на пропаганду здорового образа жизни среди обучающихся. Осознание обучающимися своего отношения к здоровью и формирование личной ответственности за е...

Семинар-практикум для педагогов "Помоги себе сам, или как сохранить свое здоровье".

Семинар-практикум для педагогов "Помоги себе сам, или как сохранить свое здоровье"....