Игра - практикум «Мы в ответе за свое здоровье»
методическая разработка (6, 7, 8, 9 класс)
Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью. Задачи: актуализация понятий «здоровье», «ЗОЖ» и осмысление их составляющих; мотивирование воспитанников на ведения здорового образа жизни; отрабатывание знаний и умений о ЗОЖ через практические и игровые задания.
В занятии использованы активные методы работы с детьми, напрвавленные на формирование ценностного отношения к своему здоровью. Отрабатывание знаний и умений о ведении ЗОЖ идет через практические и игровые задания, которые являются эффективными и помогают воспитанникам решать поставленные задачи, активизируют их мыслительную и позвательную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра -практикум "Мы в ответе за свое здоровье" | 82.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра - практикум «Мы в ответе за свое здоровье» Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью. Задачи: актуализация понятий «здоровье», «ЗОЖ» и осмысление их составляющих; мотивирование воспитанников на ведения здорового образа жизни; отрабатывание знаний и умений о ЗОЖ через практические и игровые задания.
Методические приемы:
- игровая терапия
- работа с пословицами; - ситуационные задачи; - синквейн; - практическая работа.
Материалы: магниты, магнитная доска, круг желтого цвета и лепестки белого цвета (для ромашки), картинки бабочек по количеству детей, центильные таблицы для девочек и мальчиков, памятка «Правила составления синквейна», формула для определения ИМТ (лист ФА4), раздаточные листы для практической работы, ½ листа ФА4- 12 шт, распечатанные ситуационные задачи. План.
1. Актуализация знаний о понятии «Здоровье». Игра «Ромашка»
- Практическая работа «Определение ИМТ»
- Физкультминутка
- Понятия «привычка». Полезные и вредные привычки.
- ЗОЖ. Основные аспекты ЗОЖ.
- Ситуационные задачи
- Синквейн «Здоровье»
- Притча «Бабочка»
- Актуализация знаний о понятии «Здоровье». Игра "Ромашка"
Цель: объяснить смысл понятия «здоровье» с помощью народных пословиц. На доске размещается цветок "Ромашка" , закрепленная магнитами. На каждом лепестке написана одна пословица. Детям предлагается объяснить смысл народных пословиц о здоровье. Посмотрите на всеми любимый цветок – ромашку. На каждом его лепестке записана пословица о здоровье. Задание: прочитайте пословицу и объясните ее смысл.
- "Здоровье не купить"
- "Болезнь человека не красит"
- "Труд – здоровье, лень – болезнь"
- "Здоровье дороже богатства"
- "Береги платье снову, а здоровье смолоду"
Воспитатель: Теперь, когда вы объяснили смысл народных пословиц, давайте выскажемся, что обозначает слово «здоровье» и « здоровый человек.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (определение ВОЗ). Здоровый человек это человек не только со здоровым телом, но и человек, у которого замечательное настроение и хорошие отношения с окружающими людьми.
Воспитатель: Сейчас мы попробуем оценить уровень вашего физического развития по двум показателям: по росту и весу.
2. Практическая работа «Определение индекса Кетле» ( индекса массы тела - ИМТ) Возраст 12-15 лет.
Цель: познакомить воспитанников с нормативами роста и веса детей ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), научить определять ИМТ по весо-ростовым показателям, используя центильные таблицы; способствовать формированию приемам самообследования, самодиагностики.
Нормы роста и веса детей, разработанные ВОЗ
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в 2006 году выпустила новые международные нормы (таблицы) прибавки в весе и росте у детей. Существовавшие до настоящего времени таблицы были составлены более 20 лет назад и основывались преимущественно на статистических данных по детям, получавшим искусственное вскармливание. Новые стандарты показывают нормальное развитие в раннем детском возрасте в оптимальных окружающих условиях и могут быть использованы для оценки детей во всех местах, независимо от этнической принадлежности, социально-экономического статуса и вида кормления.
Антропометрические (центильные) таблицы
В таблицах роста, веса и других размеров малышей представлены не только средние значения показателей, но и диапазоны значений по группам. Естественно, что деление показателей на "низкие", "средние" и "высокие" очень условно.
- Средний рост ребенка должен находится в пределах зеленой и голубой величин (25-75 центилями). Такой рост соответствует среднему росту детей этого возраста.
- Рост, величина которого находится в пределах между желтой и зеленой величинами (10-25 центилями) тоже нормальный, но свидетельствует про тенденцию отставания ребенком в росте.
- Рост, величина которого находится в пределах между голубой и желтой величинами (75-90 центилями) также нормальный, но свидетельствует про тенденцию опережения ребенком в росте.
- Рост, величина которого находится в пределах между красной и желтой величинами - низкий (3-10 центиль), или высокий (90-97 центиль), что может быть обусловленным как особенностями ребенка, так и заболеванием с нарушением гормонального фона (чаще эндокринологического или наследственного). В таких случаях необходимо обратить на это внимание лечащего педиатра.
- Рост, величина которого находится за красной границей (<3 или >97 центиля) свидетельствует про патологию роста ребенка. Такие дети обязательно должны быть консультированы соответствующими специалистами. В таблицах приведены средние значения.
Что такое норма роста и веса, и как ее определить.
В настоящее время средним ростом мужчин считается 176 см, женщин - 164. Девушки растут до 17 - 19 лет, юноши - до 19 - 22 лет. Довольно интенсивный рост наблюдается в начале полового созревания (этот процесс длится у девочек от 10 до 16, у мальчиков - от 11 до 17 лет). Быстрее всего девочки растут в период от 10 до 12, а мальчики - от 13 до 16 лет.
Работа с раздаточными листами для практической работы.
Задание1. По центильной таблице найдите свой возраст и диапазон своего веса. Запишите в таблицу значение. По центильной таблице найдите свой возраст и диапазон своего роста. Запишите в таблицу значение. Задание 2. Определите индекс массы тела – ИМТ ( индекс Кетле) с помощью вычисления по формуле . Задание 3. С помощью графика, определите, в каком диапазоне лежит ваш вес относительно роста и возраста. 4. Обсуждение результатов работы.
Определение индекса Кетле ( индекса массы тела - ИМТ)
Формула такая: ИМТ = вес ребенка : квадрат роста ребенка в метрах.
Эта формула годится и для взрослых, но таблица предназначена для детей от двух до 20 лет. Конкретно эта таблица ориентирована для девочек.
Например, ребенку 2 года. Рост ребенка 1,2 м, вес 17 кг. ИМТ = 17 : (1,2*1,2) = 11,8.
Полезную информацию можно извлечь из специальной таблицы ИМТ.
Инструкция:
Измерьте свой рост и вес. Вычислите ИМТ по формуле, указанной выше. Возраст и ИМТ ребенка - координаты точки на графике. Отметьте точку на графике.
Продолжим наш пример. Возраст ребенка - 2 года, ИМТ= 11,8. Значит по оси Возраста находим точку 2, по оси ИМТ - 11,8. Находим их пересечение на плоскости, и отмечаем. Видим, что точка попадает в синюю полоску, а это означает, что вес ребенка существенно ниже нормы.
Таким образом, можно определить, в каком диапазоне лежит ваш вес относительно роста и возраста.
Делайте замеры роста и веса где-то раз в полгода, и отмечайте точки (Возраст, ИМТ) на графике. Последовательно соединяйте их кривой. Эта кривая покажет, какая динамика ИМТ, есть ли движение в сторону ожирения, например или у вас все в норме.
Цель - держать вес в зеленой зоне.
Физкультминутка
- Гимнастика для глаз 2. Потягивание – руки вверх параллельно, “встряхивание” кистей рук.
Воспитатель: ребята скажите, а что влияет на рост, вес, ИМТ, т.е. на физическое развитие ребенка.
Ответы детей: (Режим дня, наследственность, полноценное питание, образ жизни – активный или пассивный и т. д.)
Воспитатель: Основными факторами развития являются полноценное питание (для роста нужно питание), соблюдение режима сна (спать нужно ночью, в темноте, не менее 8 часов), занятия физкультурой или спортом (неактивному, чахлому организму - чахлое тело).
ВАЖНО ПОМНИТЬ, что:
1. В подростковом возрасте (с 11 до 16 лет ) происходит скачок роста. Т.е. один человек может начать расти в 11 лет, и к 13 годам вырасти до своего окончательного роста, а другой в 13-14 лет только начинает расти. Одни растут медленно, в течение нескольких лет, другие вырастают за одно лето. Девочки начинают расти раньше мальчиков.
2. Этот скачок роста обусловлен половым созреванием и напрямую зависит от него.
3. Часто в процессе роста организм не успевает наращивать мышечную массу и набрать вес. Или наоборот, сначала набирается вес, а потом увеличивается рост, тело вытягивается. Это нормальное состояние и не требует немедленного похудения или набора веса.
4. Худеть и голодать в подростковом возрасте очень опасно, поскольку растущий организм, особенно мозг, школьника, ребенка, нуждается в ресурсах для роста и развития, для мыслительных действий, для поддержания процессов памяти и нехватка питательных веществ вредно как для развития мозга, так и для роста и развития всего организма.
Воспитатель: В течение жизни у всех детей и взрослых вырабатываются привычки, которые помогают нам или сохранять свое здоровье, или нарушать или даже разрушать его. А что же такое привычка человека. (Мнения детей).
Привычка – это какое-либо действие, которое человек выполняет постоянно. Но в состоянии его контролировать, при желании способен отказаться от него. -На какие две группы можно разделить все привычки? (ответы детей) Вредные привычки мешают человеку сохранять здоровье. Полезные привычки помогают человеку сохранить и сберечь свое здоровье.
Слайд с картинками. А чтобы уточнить какие это привычки мы с вами поиграем. Упражнение "Мои привычки " Цель: раскрыть содержание понятий «вредные» и «полезные» привычки.
Задание 1. Разделите картинки на 2 группы и объясните свое решение. Задание 2. На листе бумаги обведите карандашом или фломастером свою ладошку и на каждом пальчике напишите свойственные вам хорошие привычки, а в центре ладошки - привычку, от которой хотели бы избавиться.
Воспитатель: О роли привычек в жизни человека свидетельствуют высказывания многих великих людей: «Привычка – вторая натура» /Цицерон/ «В силе привычки заключается сила воспитания» (Английская пословица в переводе К.Д.Ушинского) Если у человека выработалось в течение жизни большое количество полезных привычек, то говорят, что он ведет ЗОЖ.
Воспитатель: Что такое здоровый образ жизни? (Ответы детей) ЗОЖ – это деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья. ЗОЖ - образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья. ЗОЖ – это все, что помогает нам сохранить и укрепить здоровье. Существует немало правил ЗОЖ, которые соблюдают все люди.
Воспитатель: А что помогает человеку сохранять свое здоровье? (На экране, слайд) Назовите основные аспекты ЗОЖ? (Ответы детей)
- Режим дня
- занятия физкультурой и спортом,
- рациональное питание,
- гармоническое отношение между людьми,
- соблюдение правил гигиены,
- отказ от вредных привычек,
- закаливание,
- достаточный сон,
- прогулки на свежем воздухе, - досуг, вызывающий положительные эмоции.
Воспитатель: к сожалению не все школьники, дети соблюдают правила ведения ЗОЖ. Сейчас мы рассмотрим ситуации, и постараемся обсудить их с точки зрения здоровьесохранения. ( Ситуационные задачи для школьников 10–15 лет )
Ситуационная задача № 1. Жил – был мальчик Витя. Ему было 9 лет. Он учился в 3 «а» классе. Витя учился на 4 и 5, был добрым и отзывчивым мальчиком. Однажды Витя возвращался со школы домой и нес в одной руке тяжёлый портфель, а во второй — пирожок с луком и яйцом, который Витя ел на ходу. Бабушка Вите всегда пекла пирожки в школу, и Витя ел их, возвращаясь домой. Вдруг Витя увидел бездомного кота. Кот сидел под кустом и мыл лапу. Витя подошёл к коту и погладил его, взял кота на руки, а потом даже дал несколько раз откусить пирожок. Через 2 недели у Вити сильно заболел живот, и его тошнило. На лбу появилось большое пятно, которое сильно чесалось. Мама Вити вызвала врача. Врач выставил диагноз: «Хронический гастрит, обострение. Микроспория гладкой кожи (по-простому лишай) Нарушение осанки». Витя лечился дома 2 недели.
Почему Витя заболел?
Правильно ли Витя питается?
Как нужно правильно питаться школьникам?
Оцените поступок, который совершил Витя, покормив кота?
Какую опасность представляют бездомные животные?
Правильно ли носить школьный рюкзак в одной руке?
Почему нагрузка на позвоночник должна быть равномерной?
Ситуационная задача № 2. У Вити наступили долгожданные осенние каникулы. Но Вите было грустно сидеть одному дома. Ему нечем было заняться и друзей у Вити не было. Поэтому Витю отправили отдыхать в деревню к бабушке. Бабушка все каникулы усиленно кормила Витю пельменями, пирогами, тортами, жареным мясом, бутербродами с колбасой. Витя рад помочь бабушке воды с колонки принести, дров, печь затопить, но бабушка все сама управляется, Вите не дает по хозяйству помогать, бережёт внука, да приговаривает: «Наработаешься ещё». После каникул мама повела Витю на плановый осмотр в поликлинику. Врач измерила Вите рост и вес, оказалось, что у него лишний вес. Врач посоветовал Вите больше двигаться, а лучше пойти на спортивную секцию. Мама Вити записала сына на секцию баскетбола и каратэ, которые проходили 3 раза в неделю. Через два месяца лишний вес ушёл, и у Вити появилось много новых друзей. Почему у Вити появился лишний вес? Почему у него не было друзей? Известно, что плодотворный труд укрепляет здоровье людей. Как Вы считаете, чем может Витя заняться в деревне у бабушки?
Ситуационная задача № 3. Наступила весна. На улице потеплело. Витя был рад весне, но почему-то ему хотелось спать подольше утром, днём спать тоже хотелось, на уроках Витя подставлял кисть руки под голову специально, чтобы не заснуть за партой. К вечеру дремота проходила, и Витя выполнял домашнее задание с 21.00. по 23.30. Выполнив домашнее задание, Витя чистил зубы, умывался и ложился спать. Засыпал уже в начале следующего дня, к 00.30. Утром будильник звенел в 7.00, но Витя не мог проснуться. И поднимался к 7.30. Так прошла вторая неделя. Витя был всё такой же вялый. Мама повела Витю к врачу. Врач выставил диагноз: «Гиповитаминоз», назначил витамины и порекомендовал Вите вовремя ложиться спать в 21.30. Витя чётко выполнял все рекомендации врача, и через две недели Витя снова пришёл в норму. Почему важен сон человеку? Какая продолжительность сна должна быть у школьника? Какие условия для сна должны быть созданы школьнику? Что такое гиповитаминоз? Какие продукты содержат витамины?
Какие правила можно выработать для Вити? (Ответы детей)
- Полноценное, сбалансированное правильное питание.
- Соблюдение режима сна.
- Ведение активного образа жизни.
- Отказ от вредных привычек и.т. д.
Выполняя правила ведения ЗОЖ у вас вырабатываются полезные привычки, которые помогают вам сохранять свое здоровье.
Синквейн «Здоровье» Цель: закрепить умение составлять синквейн, развивать творческие способности, умение выделять существенную информацию при составлении синквейна по теме «Здоровье».
Задание: составьте синквейн на тему «Здоровье» Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк: 1 строка сущ., 2 строка - 2 прилаг., 3 строка - 3 глагола, 4 – предложение, 5 – сущ. Примеры:
Здоровье. | Здоровье. Хрупкое, ценное Помогает , укрепляется, закаляется. Ценный дар природы. Счастье. |
После выполнения ребята проговаривают свои синквейны.
Притча «Бабочка» В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: “Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: ““Сейчас все зависит только от тебя: захочешь, распахнешь ладони, и она живая полетит, а захочешь, сожмешь, и она умрет. Все в твоих руках”.
Возьмите бабочки в руки – это ваше здоровье. Оторвите крыло у бабочки. Жалко. А это ваше здоровье. Кто надорвал крыло: вы видите, что если его и склеить на нём останется трещина так и ваше здоровье, если к нему не относится бережно, оно не будет прежним. Здоровье, ни вернуть не за какие деньги. Запомните: Каждый в жизни делает для себя выбор, причем постоянно и в любой ситуации.
Приложение №1. Таблица «Определение индекса массы тела»
Дата | Дата | Дата | |
Рост (м) | |||
Вес (кг) | |||
ИМТ | |||
Задание1. По центильной таблице найдите свой возраст и диапазон своего веса. Запишите в таблицу значение По центильной таблице найдите свой возраст и диапазон своего роста. Запишите в таблицу значение. Задание 2. Определите индекс массы тела – ИМТ ( индекс Кетле) с помощью вычисления по формуле . Задание 3. С помощью графика, определите, в каком диапазоне лежит ваш вес относительно роста и возраста.
Распределение ИМТ у девочек 2-20 лет
Рост девочек от 7 до 17 лет (см)
Возраст | Показатель | ||||||
очень | низкий | ниже | средний | выше | высокий | очень | |
7 лет | <111,1 | 111,1-113,6 | 113,6-116,9 | 116,9-124,8 | 124,8-128,0 | 128,0-131,3 | >131,3 |
8 лет | <116,5 | 116,5-119,3 | 119,3-123,0 | 123,0-131,0 | 131,0-134,3 | 134,3-137,7 | >137,7 |
9 лет | <122,0 | 122,0-124,8 | 124,8-128,4 | 128,4-137,0 | 137,0-140,5 | 140,5-144,8 | >144,8 |
10 лет | <127,0 | 127,0-130,5 | 130,5-134,3 | 134,3-142,9 | 142,9-146,7 | 146,7-151,0 | >151,0 |
11 лет | <131,8 | 131,8-136,2 | 136,2-140,2 | 140,2-148,8 | 148,8-153,2 | 153,2-157,7 | >157,7 |
12 лет | <137,6 | 137,6-142,2 | 142,2-145,9 | 145,9-154,2 | 154,2-159,2 | 159,2-163,2 | >163,2 |
13 лет | <143,0 | 143,0-148,3 | 148,3-151,8 | 151,8-159,8 | 159,8-163,7 | 163,7-168,0 | >168,0 |
14 лет | <147,8 | 147,8-152,6 | 152,6-155,4 | 155,4-163,6 | 163,6-167,2 | 167,2-171,2 | >171,2 |
15 лет | <150,7 | 150,7-154,4 | 154,4-157,2 | 157,2-166,0 | 166,0-169,2 | 169,2-173,4 | >173,4 |
16 лет | <151,6 | 151,6-155,2 | 155,2-158,0 | 158,0-166,8 | 166,8-170,2 | 170,2-173,8 | >173,8 |
17 лет | <152,2 | 152,2-155,8 | 155,8-158,6 | 158,6-169,2 | 169,2-170,4 | 170,4-174,2 | >174,2 |
Вес девочек от 7 до 17 лет (кг)
Возраст | Показатель | ||||||
очень | низкий | ниже | средний | выше | высокий | очень | |
7 лет | <17,9 | 17,9-19,4 | 19,4-20,6 | 20,6-25,3 | 25,3-28,3 | 28,3-31,6 | >31,6 |
8 лет | <20,0 | 20,0-21,4 | 21,4-23,0 | 23,0-28,5 | 28,5-32,1 | 32,1-36,3 | >36,3 |
9 лет | <21,9 | 21,9-23,4 | 23,4-25,5 | 25,5-32,0 | 32,0-36,3 | 36,3-41,0 | >41,0 |
10 лет | <22,7 | 22,7-25,0 | 25,0-27,7 | 27,7-34,9 | 34,9-39,8 | 39,8-47,4 | >47,4 |
11 лет | <24,9 | 24,9-27,8 | 27,8-30,7 | 30,7-38,9 | 38,9-44,6 | 44,6-55,2 | >55,2 |
12 лет | <27,8 | 27,8-31,8 | 31,8-36,0 | 36,0-45,4 | 45,4-51,8 | 51,8-63,4 | >63,4 |
13 лет | <32,0 | 32,0-38,7 | 38,7-43,0 | 43,0-52,5 | 52,5-59,0 | 59,0-69,0 | >69,0 |
14 лет | <37,6 | 37,6-43,8 | 43,8-48,2 | 48,2-58,0 | 58,0-64,0 | 64,0-72,2 | >72,2 |
15 лет | <42,0 | 42,0-46,8 | 46,8-50,6 | 50,6-60,4 | 60,4-66,5 | 66,5-74,9 | >74,9 |
16 лет | <45,2 | 45,2-48,4 | 48,4-51,8 | 51,8-61,3 | 61,3-67,6 | 67,6-75,6 | >75,6 |
17 лет | <46,2 | 46,2-49,2 | 49,2-52,9 | 52,9-61,9 | 61,9-68,0 | 68,0-76,0 | >76,0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Мы в ответе за свое здоровье"
Мероприятие о преимуществе здорового образа жизни. Способствует развитию исследовательских способностей учащихся...
Методическая разработка «Своя игра» (вечер вопросов и ответов).
Этот материал может использоваться для проведения внеклассного воспитательного мероприятия в 5,6 классах....
воспитательский час "Мы в ответе за свое здоровье"
цели: показать преимущества здорового образа жизни и закрепить ранее полученные знания детей о здоровье....
воспитательский час "Мы в ответе за свое здоровье"
цели: показать преимущества здорового образа жизни и закрепить ранее полученные знания детей о здоровье....
Классный час на тему: «Ты в ответе за свое здоровье»
Классный час направлен на пропаганду здорового образа жизни среди обучающихся. Осознание обучающимися своего отношения к здоровью и формирование личной ответственности за е...
Семинар-практикум для педагогов "Помоги себе сам, или как сохранить свое здоровье".
Семинар-практикум для педагогов "Помоги себе сам, или как сохранить свое здоровье"....