"Зы свое здоровье ты в ответе сам"
методическая разработка по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ Надымский район с. Ныда
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на методическом совете
«___» ______ 2010 г. «___» ______ 2012 г. «__»_______ 2012г.
__________________ _______________ ________________
зам.директора по ВР директор школы
Мертюкова С.А. МалининИ.А.
Образовательная программа
Общая физическая подготовка« За свое здоровье ты в ответе сам»
для детей 12-13лет
Срок реализации: 1 год
Ветошкин Николай Анатольевич
учитель физической культуры
Второй квалификационной категории
с.Ныда
2012 год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
III. Цель и задачи образовательной программы
IV. Базовый учебно-тематический план первого года обучения
V.Содержание образовательной программы
VI. Методическое обеспечение образовательной деятельности.
VII. Предполагаемые результаты, формы, критерии их оценки:
VIII. Условия реализации программы.
Наименование программы | «Общая физическая подготовка» « За свое здоровье ты в ответе сам» |
Направление | Физкультурно-оздоровительное |
Классификация | Специальная; массовая; разновозрастная. |
Составитель программы | Ветошкин Николай Анатольевич |
Название учреждения | Муниципальное образовательное учреждение «Школа-интернат среднего полного (общего) образования с.Ныда |
Адрес организации | ЯНАО Надымский район с.Ныда ул. Южная 12 |
География | Надымский район с. Ныда |
Целевая группа | Наполняемость: 1 год НП – до 15 чел. |
Обоснование для разработки программы |
|
Цель программы | Создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом. |
Задачи программы | 1. Укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием; 2. Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма; 3. Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой; 4. Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям; |
Сроки реализации | 1 год |
Режим занятий | НП 1 год – 1 раз в неделю, занятие60 минут. |
Ожидаемые результаты |
|
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от05 03 2004 года № 1089;
- Примерная программа, доктора педагогических учащихся 1-11 классов» В.И. Лях, 2007г. созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Работа секции общей физической подготовки предусматривает содействие гармоничному развитию детского организма, укреплению здоровья, привитие интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Продолжительность занятий в группе первого года обучения 1 раз в неделю по 60 минут.
Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий по физической, технической и тактической подготовке. Изучение теоретического материала осуществляется в форме 10-15 минутных бесед, которые проводятся в начале и в ходе занятий.
Программа содержит обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Структурированность учебного материала представлена в соответствии с основами компонентами физкультурно-оздоровительной деятельности: «Основы знаний о физической культуре» (информационный компонент), «Способы деятельности» (операционный компонент), Физическое совершенствование» (мотивационный компонент), которые позволяют использовать в учебном процессе разнообразные формы обучения, содействующие развитию самостоятельности и творчества. Логикой изложения содержания каждого из разделов программы определяется этапность его освоения школьниками («от общего к частному» и «от частного к конкретному»), перевод осваиваемых знаний в практические умения и навыки.
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету «Физическая культура». Данные требования согласуются с требованиями Государственного стандарта и дают основания для соответствующей аттестации учащихся специальной медицинской группы по курсу «Физическая культура». В программе представлены требования по каждой возрастной группе, но если тот или иной учащийся по медицинским показателям не может выполнить их в текущем году, то эти требования (или часть их) переносится на следующий учебный год. Вместе с тем при итоговой аттестации учащиеся ОФП должны выполнить не менее 70% требований программы.
Внеклассное воспитание призвано содействовать развитию способностей и склонностей детей школьного возраста, воспитанию социальной активности, формированию интереса к труду, искусству, военно-патриотической деятельности, спорту, организации разумного досуга и отдыха, укреплению здоровья. Широкий диапазон направленности задач и содержания различных форм организации внеклассной работы по физическому воспитанию, добровольность участия в ней обеспечивают возможность удовлетворения индивидуальных интересов школьников к занятиям физическими упражнениями.
Секция общей физической подготовки является одной из форм дополнительной работы по предмету «Физическая культура» и переходной ступенью к специализированным занятиям спортом. Она создает для желающих улучшить свою физическую подготовленность и определить интересы и возможности для специализации в том или ином виде спорта.
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. В целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
В соответствии с концепцией физического воспитания учебно-тренировочные группы по ОФП призваны решать следующие задачи:
- Закреплять и совершенствовать умения и навыки, полученные на уроках физической культуры;
- Содействовать формированию жизненно необходимых физических качеств;
- Воспитывать у школьников общественную активность и трудолюбие;
- Развивать творческую инициативу, самостоятельность и организаторские способности.
В учебно-тренировочных группах первого года обучения занимаются девочки и мальчики в возрасте от 12 до 13 лет, изъявляющие желание заниматься подготовкой к «Президентским состязаниям». В первый год обучения осваивается программа начальной подготовки. В этот период, помимо общей для всех лет задачи общеобразовательной школы укрепление здоровья, всесторонней физической, моральной и психической подготовки занимающихся решается задача формирования специальных физических качеств (сила, быстрота, гибкость, прыгучесть, координация движений), приобретая навыки правильного выполнения движений.
Учебно-тренировочный процесс осуществляется на основе учебного плана, годовых графиков расчетных часов и программы, конкретизированных в расписании занятий, журнале учета работы и дневнике учителя.
Учителя-тренеры по общей физической подготовке должны постоянно контролировать успеваемость по другим предметам и поведения занимающихся в школе и вне её. Проверять и визировать дневники, поддерживать связь с классными руководителями, по необходимости с учителями-предметниками и с родителями учащихся, занимающихся в группах общей физической подготовке.
Воспитательная работа в (УТГ) учебно-тренировочной группе осуществляется как в процессе занятий, так и во внеурочное время в форме коллективных и индивидуальных бесед, лекций, экскурсий, походов, посещения культурных и зрелищных мероприятий, спортивных состязаний, встреч с известными спортсменами, известными гражданами города и страны, просмотре видеофильмов и т.п.
Учитель-тренер должен повседневно приучать занимающихся к труду, работе в коллективе, доброжелательному отношению к товарищам по группе, взаимовыручке, помощи и сочувствию к ним.
Важную роль в процессе занятий играет целенаправленное воспитание моральных и волевых качеств; смелости, решительности, самообладанию, умению преодолевать трудности, проявлять волю в достижении поставленных целей, уважение к спортивному сопернику, умение побеждать и достойно встречать неудачи.
Большое значение в воспитательной работе имеет личный пример учителя-тренера: его организованность, дисциплинированность, ответственное отношение к работе, доброжелательность и требовательность к учащимся и к себе, эстетически безупречный внешний вид, манера общения.
Задачи:
- Приобщить возможно большое количество школьников к организованным занятиям физическими упражнениями и содействовать в выборе спортивной специализации;
- Улучшить физическую подготовленность учащихся и на этой основе содействовать успешному выполнению требований учебной программы.
В основе программы лежит несколько идей:
- Идея доступности:
возможность каждого ребёнка, кто хочет приобщиться к миру здоровья, красоты, молодости, познания, общения, дружбы, выберет для себя наиболее посильный вид деятельности и форму участия.
- Идея последовательности:
шаг за шагом, от занятия к занятию, от простых элементов и упражнений к более сложным, от внутрисекционных соревнований до всероссийских.
- Идея коллективности:
так как практически на всех соревнованиях, в которых мы выступаем, определяются победители не только в личном первенстве, но и в командном. То педагогическая задача состоит в формировании «сильного духом и телом сплочённого коллектива, и в создании психологического и эмоционального настроения команды во время соревновательного периода».
- Идея взаимопомощи и взаимовыручки:
наиболее спортивные ребята, хорошо освоившие технику физических упражнений, заданий, помогают отстающим в этом виде деятельности. Не оставлять в трудные минуты своих товарищей по команде, а также соперников нуждающихся в помощи.
III. Цель и задачи образовательной программыЦель: Создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности;
- Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
- Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям;
- Содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровью учащихся;
- Повышение тренировочных и соревновательных нагрузок уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки ;
- Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
- Достижение высоких показателей в физической и технической подготовках;
- Воспитание нравственных и волевых качеств;
- Воспитание активности, сознательности и самодисциплины и на их основе создание дружного, боеспособного коллектива;
- Воспитание трудолюбия, благородства и умения переживать неудачи и радости побед;
- Развитие чувства ответственности за себя, за коллектив, за спортивные достижения команды;
- Развитие физических качеств и психических свойств личности.
IV. Базовый учебно-тематический план первого года обучения
Количество часов в неделю – 1 ч
№ | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | |
теоретических | практических | |||
1. | Теоретическая подготовка | 2 | 2 | |
2. | Общая физическая подготовка | 10 | 10 | |
3. | Специальная физическая подготовка | 10 | 10 | |
4 | Техническая подготовка | 5 | 5 | |
5 | Тактическая подготовка | 5 | 5 | |
6 | Контрольные испытания Тесты | 3 | 3 | |
7 | Итого часов | 35 | 2 | 33 |
Задачи секции:
- повышение физиологической активности систем организма, содействие оптимизации умственной и физиологической работоспособности;
- совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;
- повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств;
- обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья;
- укрепление здоровья, повышение функциональных и адаптивных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма, развитие физических качеств, лежащих в основе общей физической подготовленности;
- обучение физическими упражнениями из современных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих систем физического воспитания, формирование индивидуального телосложения, правильной осанки и рационального дыхания, умений организовать самостоятельные занятия физической культурой с оздоровительной направленностью;
- повышение культуры движений, обогащение двигательного опыта упражнениями базовых видов спорта (гимнастика, акробатика, легкая атлетика, кроссовая подготовка, спортивные игры);
- освоение комплекса знаний о физической культуре, ее истории и формах организации, связи с культурой здоровья.
V.Содержание образовательной программы
№ | Наименование раздела | Количество часов | |
1 год обучения | |||
Теоретических | Практических | ||
1 | Значение физических упражнений для здоровья человека | 0,5 | |
2 | Правила и нормы поведения на занятиях физической культуры | 0,5 | |
3 | Закаливание, режим дня, самоконтроль | 0,5 | |
4 | Что такое физическая работоспособность и физическая подготовленность | 0,5 | |
5 | Общая физическая подготовка | 10 | |
6 | Специальная физическая подготовка | 10 | |
7 | Техническая подготовка | 5 | |
8 | Тактическая подготовка | 5 | |
9 | Контрольные испытания Тесты | 3 | |
Итого | 2 | 33 |
Теоретическая подготовка:
- значение занятий физкультурой и спортом в жизни человека;
- влияние физических упражнений на организм человека, тренировка как процесс совершенствования функций организма;
- гигиена, врачебный контроль и самоконтроль, режим дня и питания, профилактика травматизма;
- техника безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи;
- основы методики обучения и тренировки , порядок обучения технике и тактике ;
- правила игры, организация и проведение соревнований;
- оборудование и инвентарь, роль специального оборудования в повышении эффективности тренировочного процесса;
- тактические планы игры, установка на игры и их разбор, индивидуальные и командные действия в процессе соревнований и контрольных игр.
Общая физическая подготовка:
- комплексные занятия с набором упражнений для развития физических качеств (выносливость, настойчивость, воля, быстрота, сила, ловкость и т.д.
- развитие физических качеств с применением различных предметов: набивные мячи, скакалка, мячи, тренажеры, обручи и.т.д.;
- легкоатлетические упражнения: эстафеты, челночный бег, бег 15, 30, 250, метров, кросс 500 до 1 000 метров, метание, прыжки в высоту и длину с места;
- гимнастические и акробатические упражнения:
- упражнения для развития силы, силовой и статистической выносливости, - упражнения для развития подвижности в суставах, упражнения развивающие вестибулярную устойчивость и т.д.;
- подвижные спортивные игры: «салки», «попрыгунчики», «пустое место», баскетбол без ведения, «перестрелка», «пионербол » и т.д.;
- сдача нормативов по физической подготовке.
Специальная физическая подготовка:
- развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании;
- упражнения для развития скорости и ловкости, быстроты зрительно-двигательной реакции на мяч, скорости перемещения и ориентации на поле;
- развитие скоростной силы, взрывной силы, выносливости и целеустремленность в атаке и отборе мяча;
- развитие и совершенствование стартовой скорости с изменением направления движения, скоростная обводка препятствий;
- специальные физические упражнения для развития прыгучести, прыжки в длину и в высоту;
- акробатические упражнения при отборе мяча. Специальные акробатические упражнения для тренировки вратаря.
Техническая подготовка:
- обучение технике игр без мяча: обычный бег, бег спиной вперед, бег скрестным и приставными шагами, прыжки толчком одной и двумя ногами, остановка прыжком и выпадом, повороты на месте и в движении переступанием и прыжком;
- обучение технике владения мячом: удары по мячу ногой, остановка мяча, ведения мяча;
- серединой, внутренней и внешней частью подъема, носком, пяткой;
- обучение ведению мяча: ведение мяча шагом и бегом, с изменением направления;
- обучение подаче мяча, приему мяча, ловле мяча;
- обучение технике игры: основная стойка, ловля мяча снизу, сверху, с боку, в падении, отбивание мяча, передача мяча, бросок и выбивание мяча;
Тактическая подготовка:
- формирование устойчивой взаимосвязи между физической, специальной и тактико-технической сторонами подготовки;
- обучение индивидуальным тактическим действиям: выбор места, ведение мяча и обводка соперника, обманные действия, броски по кольцу, отбор мяча у соперника;
- обучение групповым тактическим действиям: передачи мяча, отбор мяча у соперника при помощи согласованных действий двух, трех и более игроков, держания (закрывания) соперника;
- обучение командным тактическим действиям:
Образовательный процесс с учащимися, организуется в форме урока (по схеме):
Подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть.
Задачи:
- организовать учащихся; определить ЧСС;
- создать благоприятное эмоциональное настроение;
- способствовать постепенной функциональной подготовке организма к повышенным нагрузкам.
- Подсчет ЧСС производится самими учащимися.
- В подготовительной части применяются различные упражнения с изменением ритма, простейшие задания на координацию движений, ускоренную ходьбу, бег (от 15с до 2 мин).
Основная часть.
Задачи:
- гармоническое общее и специальное развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, всего организма в целом;
- воспитание двигательных качеств;
- совершенствование двигательных умений и навыков;
- воспитание морально волевых качеств.
В основной части используются упражнения в равновесии, на снарядах, отдельные элементы легкой атлетики и т.п.
Заключительная часть.
Задачи:
- содействовать более быстрому протеканию восстановительных процессов;
- снижение нагрузки;
- снятие утомления.
- В заключительной части применяются простые упражнения для рук, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и обязательно отдых сидя.
- Завершение занятия должно настраивать на последующую работу и вызвать удовлетворение.
VI. Методическое обеспечение образовательной деятельности.
Ведущим принципом является дифференцированный подход, дозирование нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
На занятиях учащиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для школьников, а также научиться использовать данные самоконтроля для определения состояния здоровья. Указанные задачи необходимо решать с учетом возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Занятия должны содействовать:
- укреплению здоровья, повышению функциональной готовности к выполнению физических нагрузок;
- правильному физическому развитию и закаливанию организма;
- развитию физических качеств;
- повышению физической и умственной работоспособности;
- освоению основных двигательных умений и навыков;
- постепенной адаптации организма к воздействию физических нагрузок;
- формированию умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
- формирование правильной осанки.
Учебный материал программы делится по годам обучения - строго с учетом особенностей каждой возрастной группы.
Занятия условно делятся на два периода: подготовительный и основной.
Подготовительный период обычно занимает первую четверть. Его задачи: постепенная подготовка сердечно-сосудистой и дыхательной систем и всего организма к выполнению физической нагрузки; воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями; освоение быстрого навыка подсчета ЧСС; обучение элементарным правилам самоконтроля.
В подготовительный период рекомендуется: выполнять ОРУ, способствующие формированию правильной осанки, упражнения в равновесии, элементы спортивных и подвижных игр малой интенсивности, легкая атлетика и кроссовая подготовка (ходьба с чередованием бега), прогулки на свежем воздухе от 1 до 3 км.
Длительность основного периода обучения в ОФП зависит от подготовленности организма учащихся переносить нагрузки, от состояния их здоровья, пластичности и подвижности нервной системы. Этот этап предшествует переводу школьника в специализированные спортивные секции. В содержание занятий этого периода постепенно включаются все упражнения, входящие в программу по физической культуре.
При работе с группой используются такие формы занятий как: беседа, игра, просмотр видео, индивидуальные и групповые занятия.
В процессе занятий применяются методы: соревновательный, целостный показ, от простого к сложному, проблемный и другие.
VII. Предполагаемые результаты, формы, критерии их оценки:
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни:
- проявлять умения и навыки, личностную индивидуальность при выполнении физических упражнений;
- иметь навыки самостоятельной работы;
- использовать различные источники информации для получения сведений в избранном виде спорта.
При реализации программы создаются оптимальные условия для формирования и развития личности ребенка. Обучение строится таким образом, что учащиеся, усваивая простые знания, умения и навыки, сначала выполняют несложные упражнения, которые усложняются с каждым последующим заданием. Такая постановка учебно-воспитательного процесса формирует психологическую подготовку к труду.
Требования к освоению учебного материала
Класс | Иметь представление | Уметь | Демонстрировать |
1 | О связи физических упражнений со здоровьем. О способах изменения направления и скорости движения; О режиме дня и гигиены. Об утренней гимнастике Значение физических упражнений для здоровья человека | Выполнять утреннюю гимнастику. Выполнять комплексы разной направленности | Из положения сидя наклон вперед; скорость простой реакции; бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места |
2 | О физических качествах. О закаливании. | Измерять физические качества. Выполнять комплексы для развития физических качеств | Из положения сидя наклон вперед; скорость простой реакции; бег 30м, бег 60м, бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места; поднимание туловища из положения лежа; отжимание; подтягивание |
3 | О разновидностях физических упражнений. Об особенностях спортивных игр: пионербол, баскетбол, футбол | Играть в пионербол, стритбол; Выполнять броски с разных точек; Выполнять комплексы разной направленности | бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места; умение владеть различными видами мячей |
4 | О физической подготовке и ее связи с физическими качествами | Определять величину нагрузки | Из положения сидя наклон вперед; бег 30м, бег 60м, бег в спокойном темпе; бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места |
VIII. Условия реализации программы.
Количество инвентаря и оборудования для проведения
учебно-тренировочных занятий по ОФП.
№ п\п | инвентарь | Количество шт. | Срок использования |
1. | Мяч волейбольный | 20 | 2 года |
2. | Мяч набивной (1-2 кг) | 8 | 5 лет |
3. | Секундомер электронный | 1 | 5лет |
4. | Скакалки | 20 | 2 года |
5. | Насос и иглы | 1 комплект | 3 года |
6. | Мяч баскетбольный | 15 | 2 лет |
7. | Гимнастические обручи | 10 | 5лет |
8. | Гимнастические маты | 5 | 10лет |
9 | Рулетка | 1 | 5 лет |
10 | Волейбольная сетка | 1 | 5 лет |
- Лях В.И., Зданевич А.А.. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы. - М.; «Просвещение» 2007г.
- Под ред. В.И. Ляха Г. А., Л.Б. Кофмана, Г.Б. Мейксона. Развернутое тематическое планирование по комплексной программе. Физическая культура 1-11 классы. Волгоград 2010г.
- Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. «Планирование и организация занятий. Методическое пособие по физической культуре». – М. ДРОФА 2006 г.
- Фокин Г.Ю. Уроки физической культуры в начальной школе 1-4 классы. – М.: «школьная пресса» 2006 г.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.;
- Просвещение 2006 г.
- Мейсон Г.Б., Любомирский Л.Е. Методика физического воспитания школьников. М.: просвещение 2005 г.
. Ведущие технологии
- Здоровьесберегающие технологии.
- Личностно-ориентированная технология обучения.
- Групповые способы обучения.
- Технологии уровневой дифференциации.
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ Надымский район с. Ныда
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на методическом совете
«___» ______ 2010 г. «___» ______ 2010 г. «__»_______ 2010г.
__________________ _______________ ________________
старший методист зам.директора по ВР директор школы
Гуцул В.А. Брелик С.Г. Буртылева Н.М..
Образовательная программа
Общая физическая подготовка
для детей 8-11лет
Срок реализации: 1 год
Ветошкин Николай Анатольевич
учитель физической культуры
Первой квалификационной категории
с.Ныда
2012 год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
III. Цель и задачи образовательной программы
IV. Базовый учебно-тематический план первого года обучения
V.Содержание образовательной программы
VI. Методическое обеспечение образовательной деятельности.
VII. Предполагаемые результаты, формы, критерии их оценки:
VIII. Условия реализации программы.
Наименование программы | «Общая физическая подготовка» |
Направление | Физкультурно-оздоровительное |
Классификация | Специальная; массовая; разновозрастная. |
Составитель программы | Ветошкин Николай Анатольевич |
Название учреждения | Муниципальное образовательное учреждение «Школа-интернат среднего полного (общего) образования с.Ныда |
Адрес организации | ЯНАО Надымский район с.Ныда ул. Южная 12 |
География | Надымский район с. Ныда |
Целевая группа | Наполняемость: 1 год НП – до 15 чел. |
Обоснование для разработки программы |
|
Цель программы | Создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом. |
Задачи программы | 1. Укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием; 2. Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма; 3. Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой; 4. Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям; |
Сроки реализации | 1 год |
Режим занятий | НП 1 год – 4 раза в неделю, занятие60 минут. |
Ожидаемые результаты |
|
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от05 03 2004 года № 1089;
- Примерная программа, доктора педагогических учащихся 1-11 классов» В.И. Лях, 2007г. созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Работа секции общей физической подготовки предусматривает содействие гармоничному развитию детского организма, укреплению здоровья, привитие интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Продолжительность занятий в группе первого года обучения 4 раза в неделю по 60 минут.
Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий по физической, технической и тактической подготовке. Изучение теоретического материала осуществляется в форме 15-20 минутных бесед, которые проводятся в начале и в ходе занятий.
Программа содержит обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Структурированность учебного материала представлена в соответствии с основами компонентами физкультурно-оздоровительной деятельности: «Основы знаний о физической культуре» (информационный компонент), «Способы деятельности» (операционный компонент), Физическое совершенствование» (мотивационный компонент), которые позволяют использовать в учебном процессе разнообразные формы обучения, содействующие развитию самостоятельности и творчества. Логикой изложения содержания каждого из разделов программы определяется этапность его освоения школьниками («от общего к частному» и «от частного к конкретному»), перевод осваиваемых знаний в практические умения и навыки.
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету «Физическая культура». Данные требования согласуются с требованиями Государственного стандарта и дают основания для соответствующей аттестации учащихся специальной медицинской группы по курсу «Физическая культура». В программе представлены требования по каждой возрастной группе, но если тот или иной учащийся по медицинским показателям не может выполнить их в текущем году, то эти требования (или часть их) переносится на следующий учебный год. Вместе с тем при итоговой аттестации учащиеся ОФП должны выполнить не менее 70% требований программы.
Внеклассное воспитание призвано содействовать развитию способностей и склонностей детей школьного возраста, воспитанию социальной активности, формированию интереса к труду, искусству, военно-патриотической деятельности, спорту, организации разумного досуга и отдыха, укреплению здоровья. Широкий диапазон направленности задач и содержания различных форм организации внеклассной работы по физическому воспитанию, добровольность участия в ней обеспечивают возможность удовлетворения индивидуальных интересов школьников к занятиям физическими упражнениями.
Секция общей физической подготовки является одной из форм дополнительной работы по предмету «Физическая культура» и переходной ступенью к специализированным занятиям спортом. Она создает для желающих улучшить свою физическую подготовленность и определить интересы и возможности для специализации в том или ином виде спорта.
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. В целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
В соответствии с концепцией физического воспитания учебно-тренировочные группы по ОФП призваны решать следующие задачи:
- Закреплять и совершенствовать умения и навыки, полученные на уроках физической культуры;
- Содействовать формированию жизненно необходимых физических качеств;
- Воспитывать у школьников общественную активность и трудолюбие;
- Развивать творческую инициативу, самостоятельность и организаторские способности.
В учебно-тренировочных группах первого года обучения занимаются девочки и мальчики в возрасте от 8 до 11 лет, изъявляющие желание заниматься подготовкой к «Президентским состязаниям». В первый год обучения осваивается программа начальной подготовки. В этот период, помимо общей для всех лет задачи общеобразовательной школы укрепление здоровья, всесторонней физической, моральной и психической подготовки занимающихся решается задача формирования специальных физических качеств (сила, быстрота, гибкость, прыгучесть, координация движений), приобретая навыки правильного выполнения движений.
Учебно-тренировочный процесс осуществляется на основе учебного плана, годовых графиков расчетных часов и программы, конкретизированных в расписании занятий, журнале учета работы и дневнике учителя.
Учителя-тренеры по общей физической подготовке должны постоянно контролировать успеваемость по другим предметам и поведения занимающихся в школе и вне её. Проверять и визировать дневники, поддерживать связь с классными руководителями, по необходимости с учителями-предметниками и с родителями учащихся, занимающихся в группах общей физической подготовке.
Воспитательная работа в (УТГ) учебно-тренировочной группе осуществляется как в процессе занятий, так и во внеурочное время в форме коллективных и индивидуальных бесед, лекций, экскурсий, походов, посещения культурных и зрелищных мероприятий, спортивных состязаний, встреч с известными спортсменами, известными гражданами города и страны, просмотре видеофильмов и т.п.
Учитель-тренер должен повседневно приучать занимающихся к труду, работе в коллективе, доброжелательному отношению к товарищам по группе, взаимовыручке, помощи и сочувствию к ним.
Важную роль в процессе занятий играет целенаправленное воспитание моральных и волевых качеств; смелости, решительности, самообладанию, умению преодолевать трудности, проявлять волю в достижении поставленных целей, уважение к спортивному сопернику, умение побеждать и достойно встречать неудачи.
Большое значение в воспитательной работе имеет личный пример учителя-тренера: его организованность, дисциплинированность, ответственное отношение к работе, доброжелательность и требовательность к учащимся и к себе, эстетически безупречный внешний вид, манера общения.
Задачи:
- Приобщить возможно большое количество школьников к организованным занятиям физическими упражнениями и содействовать в выборе спортивной специализации;
- Улучшить физическую подготовленность учащихся и на этой основе содействовать успешному выполнению требований учебной программы.
III. Цель и задачи образовательной программы
Цель: Создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности;
- Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
- Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям;
- Содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровью учащихся;
- Повышение тренировочных и соревновательных нагрузок уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки ;
- Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
- Достижение высоких показателей в физической и технической подготовках;
- Воспитание нравственных и волевых качеств;
- Воспитание активности, сознательности и самодисциплины и на их основе создание дружного, боеспособного коллектива;
- Воспитание трудолюбия, благородства и умения переживать неудачи и радости побед;
- Развитие чувства ответственности за себя, за коллектив, за спортивные достижения команды;
- Развитие физических качеств и психических свойств личности.
IV. Базовый учебно-тематический план первого года обучения
Количество часов в неделю – 2 ч
№ | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | |
теоретических | практических | |||
1. | Теоретическая подготовка | 10 | 10 | |
2. | Общая физическая подготовка | 44 | 44 | |
3. | Специальная физическая подготовка | 44 | 44 | |
4 | Техническая подготовка | 15 | 15 | |
5 | Тактическая подготовка | 15 | 15 | |
6 | Контрольные испытания Тесты | 10 | 10 | |
7 | Итого часов | 144 | 10 | 134 |
Задачи секции:
- повышение физиологической активности систем организма, содействие оптимизации умственной и физиологической работоспособности;
- совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;
- повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств;
- обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья;
- укрепление здоровья, повышение функциональных и адаптивных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма, развитие физических качеств, лежащих в основе общей физической подготовленности;
- обучение физическими упражнениями из современных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих систем физического воспитания, формирование индивидуального телосложения, правильной осанки и рационального дыхания, умений организовать самостоятельные занятия физической культурой с оздоровительной направленностью;
- повышение культуры движений, обогащение двигательного опыта упражнениями базовых видов спорта (гимнастика, акробатика, легкая атлетика, кроссовая подготовка, спортивные игры);
- освоение комплекса знаний о физической культуре, ее истории и формах организации, связи с культурой здоровья.
V.Содержание образовательной программы
№ | Наименование раздела | Количество часов | |
1 год обучения | |||
Теоретических | Практических | ||
1 | Значение физических упражнений для здоровья человека | 2 | |
2 | Правила и нормы поведения на занятиях физической культуры | 3 | |
3 | Закаливание, режим дня, самоконтроль | 3 | |
4 | Что такое физическая работоспособность и физическая подготовленность | 2 | |
5 | Общая физическая подготовка | 44 | |
6 | Специальная физическая подготовка | 44 | |
7 | Техническая подготовка | 15 | |
8 | Тактическая подготовка | 15 | |
9 | Контрольные испытания Тесты | 10 | |
Итого | 10 | 144 |
Теоретическая подготовка:
- значение занятий физкультурой и спортом в жизни человека;
- влияние физических упражнений на организм человека, тренировка как процесс совершенствования функций организма;
- гигиена, врачебный контроль и самоконтроль, режим дня и питания, профилактика травматизма;
- техника безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи;
- основы методики обучения и тренировки , порядок обучения технике и тактике ;
- правила игры, организация и проведение соревнований;
- оборудование и инвентарь, роль специального оборудования в повышении эффективности тренировочного процесса;
- тактические планы игры, установка на игры и их разбор, индивидуальные и командные действия в процессе соревнований и контрольных игр.
Общая физическая подготовка:
- комплексные занятия с набором упражнений для развития физических качеств (выносливость, настойчивость, воля, быстрота, сила, ловкость и т.д.
- развитие физических качеств с применением различных предметов: набивные мячи, скакалка, мячи, тренажеры, обручи и.т.д.;
- легкоатлетические упражнения: эстафеты, челночный бег, бег 15, 30, 250, метров, кросс 500 до 1 000 метров, метание, прыжки в высоту и длину с места;
- гимнастические и акробатические упражнения:
- упражнения для развития силы, силовой и статистической выносливости, - упражнения для развития подвижности в суставах, упражнения развивающие вестибулярную устойчивость и т.д.;
- подвижные спортивные игры: «салки», «попрыгунчики», «пустое место», баскетбол без ведения, «перестрелка», «пионербол » и т.д.;
- сдача нормативов по физической подготовке.
Специальная физическая подготовка:
- развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании;
- упражнения для развития скорости и ловкости, быстроты зрительно-двигательной реакции на мяч, скорости перемещения и ориентации на поле;
- развитие скоростной силы, взрывной силы, выносливости и целеустремленность в атаке и отборе мяча;
- развитие и совершенствование стартовой скорости с изменением направления движения, скоростная обводка препятствий;
- специальные физические упражнения для развития прыгучести, прыжки в длину и в высоту;
- акробатические упражнения при отборе мяча. Специальные акробатические упражнения для тренировки вратаря.
Техническая подготовка:
- обучение технике игр без мяча: обычный бег, бег спиной вперед, бег скрестным и приставными шагами, прыжки толчком одной и двумя ногами, остановка прыжком и выпадом, повороты на месте и в движении переступанием и прыжком;
- обучение технике владения мячом: удары по мячу ногой, остановка мяча, ведения мяча;
- серединой, внутренней и внешней частью подъема, носком, пяткой;
- обучение ведению мяча: ведение мяча шагом и бегом, с изменением направления;
- обучение подаче мяча, приему мяча, ловле мяча;
- обучение технике игры: основная стойка, ловля мяча снизу, сверху, с боку, в падении, отбивание мяча, передача мяча, бросок и выбивание мяча;
Тактическая подготовка:
- формирование устойчивой взаимосвязи между физической, специальной и тактико-технической сторонами подготовки;
- обучение индивидуальным тактическим действиям: выбор места, ведение мяча и обводка соперника, обманные действия, броски по кольцу, отбор мяча у соперника;
- обучение групповым тактическим действиям: передачи мяча, отбор мяча у соперника при помощи согласованных действий двух, трех и более игроков, держания (закрывания) соперника;
- обучение командным тактическим действиям:
Образовательный процесс с учащимися, организуется в форме урока (по схеме):
Подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть.
Задачи:
- организовать учащихся; определить ЧСС;
- создать благоприятное эмоциональное настроение;
- способствовать постепенной функциональной подготовке организма к повышенным нагрузкам.
- Подсчет ЧСС производится самими учащимися.
- В подготовительной части применяются различные упражнения с изменением ритма, простейшие задания на координацию движений, ускоренную ходьбу, бег (от 15с до 2 мин).
Основная часть.
Задачи:
- гармоническое общее и специальное развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, всего организма в целом;
- воспитание двигательных качеств;
- совершенствование двигательных умений и навыков;
- воспитание морально волевых качеств.
В основной части используются упражнения в равновесии, на снарядах, отдельные элементы легкой атлетики и т.п.
Заключительная часть.
Задачи:
- содействовать более быстрому протеканию восстановительных процессов;
- снижение нагрузки;
- снятие утомления.
- В заключительной части применяются простые упражнения для рук, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и обязательно отдых сидя.
- Завершение занятия должно настраивать на последующую работу и вызвать удовлетворение.
VI. Методическое обеспечение образовательной деятельности.
Ведущим принципом является дифференцированный подход, дозирование нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
На занятиях учащиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для школьников, а также научиться использовать данные самоконтроля для определения состояния здоровья. Указанные задачи необходимо решать с учетом возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Занятия должны содействовать:
- укреплению здоровья, повышению функциональной готовности к выполнению физических нагрузок;
- правильному физическому развитию и закаливанию организма;
- развитию физических качеств;
- повышению физической и умственной работоспособности;
- освоению основных двигательных умений и навыков;
- постепенной адаптации организма к воздействию физических нагрузок;
- формированию умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
- формирование правильной осанки.
Учебный материал программы делится по годам обучения - строго с учетом особенностей каждой возрастной группы.
Занятия условно делятся на два периода: подготовительный и основной.
Подготовительный период обычно занимает первую четверть. Его задачи: постепенная подготовка сердечно-сосудистой и дыхательной систем и всего организма к выполнению физической нагрузки; воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями; освоение быстрого навыка подсчета ЧСС; обучение элементарным правилам самоконтроля.
В подготовительный период рекомендуется: выполнять ОРУ, способствующие формированию правильной осанки, упражнения в равновесии, элементы спортивных и подвижных игр малой интенсивности, легкая атлетика и кроссовая подготовка (ходьба с чередованием бега), прогулки на свежем воздухе от 1 до 3 км.
Длительность основного периода обучения в ОФП зависит от подготовленности организма учащихся переносить нагрузки, от состояния их здоровья, пластичности и подвижности нервной системы. Этот этап предшествует переводу школьника в специализированные спортивные секции. В содержание занятий этого периода постепенно включаются все упражнения, входящие в программу по физической культуре.
При работе с группой используются такие формы занятий как: беседа, игра, просмотр видео, индивидуальные и групповые занятия.
В процессе занятий применяются методы: соревновательный, целостный показ, от простого к сложному, проблемный и другие.
VII. Предполагаемые результаты, формы, критерии их оценки:
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни:
- проявлять умения и навыки, личностную индивидуальность при выполнении физических упражнений;
- иметь навыки самостоятельной работы;
- использовать различные источники информации для получения сведений в избранном виде спорта.
При реализации программы создаются оптимальные условия для формирования и развития личности ребенка. Обучение строится таким образом, что учащиеся, усваивая простые знания, умения и навыки, сначала выполняют несложные упражнения, которые усложняются с каждым последующим заданием. Такая постановка учебно-воспитательного процесса формирует психологическую подготовку к труду.
Требования к освоению учебного материала
Класс | Иметь представление | Уметь | Демонстрировать |
1 | О связи физических упражнений со здоровьем. О способах изменения направления и скорости движения; О режиме дня и гигиены. Об утренней гимнастике Значение физических упражнений для здоровья человека | Выполнять утреннюю гимнастику. Выполнять комплексы разной направленности | Из положения сидя наклон вперед; скорость простой реакции; бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места |
2 | О физических качествах. О закаливании. | Измерять физические качества. Выполнять комплексы для развития физических качеств | Из положения сидя наклон вперед; скорость простой реакции; бег 30м, бег 60м, бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места; поднимание туловища из положения лежа; отжимание; подтягивание |
3 | О разновидностях физических упражнений. Об особенностях спортивных игр: пионербол, баскетбол, футбол | Играть в пионербол, стритбол; Выполнять броски с разных точек; Выполнять комплексы разной направленности | бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места; умение владеть различными видами мячей |
4 | О физической подготовке и ее связи с физическими качествами | Определять величину нагрузки | Из положения сидя наклон вперед; бег 30м, бег 60м, бег в спокойном темпе; бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места |
VIII. Условия реализации программы.
Количество инвентаря и оборудования для проведения
учебно-тренировочных занятий по ОФП.
№ п\п | инвентарь | Количество шт. | Срок использования |
1. | Мяч волейбольный | 20 | 2 года |
2. | Мяч набивной (1-2 кг) | 8 | 5 лет |
3. | Секундомер электронный | 1 | 5лет |
4. | Скакалки | 20 | 2 года |
5. | Насос и иглы | 1 комплект | 3 года |
6. | Мяч баскетбольный | 15 | 2 лет |
7. | Гимнастические обручи | 10 | 5лет |
8. | Гимнастические маты | 5 | 10лет |
9 | Рулетка | 1 | 5 лет |
10 | Волейбольная сетка | 1 | 5 лет |
- Лях В.И., Зданевич А.А.. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы. - М.; «Просвещение» 2007г.
- Под ред. В.И. Ляха Г. А., Л.Б. Кофмана, Г.Б. Мейксона. Развернутое тематическое планирование по комплексной программе. Физическая культура 1-11 классы. Волгоград 2010г.
- Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. «Планирование и организация занятий. Методическое пособие по физической культуре». – М. ДРОФА 2006 г.
- Фокин Г.Ю. Уроки физической культуры в начальной школе 1-4 классы. – М.: «школьная пресса» 2006 г.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.;
- Просвещение 2006 г.
- Мейсон Г.Б., Любомирский Л.Е. Методика физического воспитания школьников. М.: просвещение 2005 г.
. Ведущие технологии
- Здоровьесберегающие технологии.
- Личностно-ориентированная технология обучения.
- Групповые способы обучения.
- Технологии уровневой дифференциации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Мы в ответе за свое здоровье"
Мероприятие о преимуществе здорового образа жизни. Способствует развитию исследовательских способностей учащихся...
воспитательский час "Мы в ответе за свое здоровье"
цели: показать преимущества здорового образа жизни и закрепить ранее полученные знания детей о здоровье....
воспитательский час "Мы в ответе за свое здоровье"
цели: показать преимущества здорового образа жизни и закрепить ранее полученные знания детей о здоровье....
Сценарий агитбригады "«Все в мире! Все на планете! За здоровье свое лишь мы в ответе!»"
Авторская разработка сценария агитбригады за здоровый образ жизни....
Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте
Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...
Классный час на тему: «Ты в ответе за свое здоровье»
Классный час направлен на пропаганду здорового образа жизни среди обучающихся. Осознание обучающимися своего отношения к здоровью и формирование личной ответственности за е...
Игра - практикум «Мы в ответе за свое здоровье»
Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью. ...