Беседа "Прогулка в природу"
план-конспект занятия (8 класс)

Макаренко Оксана Александровна

Цель: обеспечить системный подход к созданию формирования опыта жизнедеятельности детей в их взаимодействии с окружающей средой, способствующей здоровому образу жизни, развитию эмоционально-нравственного отношения к природе.

Задачи:

Воспитательные: формирование умения видеть красоту природы и воспитывать положительное отношение воспитанников к окружающей природной среде.

Развивающие: корригировать связную устную речь, внимание, память, воображение детей; совершенствовать навыки осознанного безопасного поведения в природе.

Образовательные: выявить знания воспитанников об охране природы; овладение основами грамотного поведения в природе и социуме;

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; формировать умение слушать, слышать и правильно отвечать на вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.02.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РО

«Развиленская школа-интернат»

Беседа:

«Прогулка в природу»

Воспитатель:

 Макаренко О.А.

Цель: обеспечить системный подход к созданию формирования опыта жизнедеятельности детей в их взаимодействии с окружающей средой, способствующей здоровому образу жизни, развитию эмоционально-нравственного отношения к природе.

Задачи:

Воспитательные: формирование умения видеть красоту природы и воспитывать положительное отношение воспитанников к окружающей природной среде.

Развивающие: корригировать связную устную речь, внимание, память, воображение детей; совершенствовать навыки осознанного безопасного поведения в природе.

Образовательные: выявить знания воспитанников об охране природы; овладение основами грамотного поведения в природе и социуме;

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; формировать умение слушать, слышать и правильно отвечать на вопросы.

Использование на занятие ИКТ: ноутбук, презентация по теме.

I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Воспитатель: Добрый день, дети! Давайте поприветствуем друг друга.

Упражнение «Ритуал приветствия».

Встаньте в круг,возьмитесь за руки и поднимите руки вверх, «тянемся к солнцу,теплу, добру».

Дети усаживаются на стулья.

II. Мотивация к деятельности. Актуализация знаний.

Показ презентации «Почему мы часто слышим слово экология».

Воспитатель: Что такое экология? Слайд 2.

Воспитанники: Экология – наука о доме. Слайд 3

Воспитатель: Оказывается, наука экология пытается дать ответы на трудные вопросы о взаимодействии природы и человека, о том, как это правильно сделать? А что мы с вами называем общим домом? Правильно, природу.

Природа– наш общий дом,о котором мы должны все заботиться.

III. Целеполагание.

Воспитатель: Сегодня Экология приглашает нас в интересное и увлекательное путешествие. А куда, отгадайте кроссворд. (дети отгадывают кроссворд с ключевым словом природа) слайды 4,5.

Ну, как, ребята, принимаем приглашение путешествия в природу? А девизом нашего путешествия будет такой « Природа так красива, относись к ней бережливо!» (дети повторяют хором) слайд 6,7.

Посмотрите как вы красиво отразили в своих рисунках природу (работа с выставкой рисунков).

Во время путешествия нужно быть очень внимательными,наблюдательными, сообразительными и дисциплинированными.Чтобы мы не заблудились,Экология прислала нам путеводитель. Слайд 8

Итак, в путь. (Включаю аудиозапись «Музыка леса»).

IV. Организация познавательной деятельности

Воспитатель: Какие звуки вы слышите?

Воспитанники: Поют птицы, шумят деревья.

Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. Давайте его поприветствуем.

Воспитанник:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою!

Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи

Ты же видишь, мы свои!

Воспитатель: А теперь послушайте сказку, непростую сказку, а экологическую « Что такое лес?»

Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. «А что такое лес? – подумал он. – Лес это ведь деревья». Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал (отгадайте какие деревья? дети отгадывают загадки про деревья- слайд 9) березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья.

И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок – и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей.

А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – старичка-лесовичка.Слайд 10.

Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек одни сухие стволы.

Что случилось? – удивился художник. – Почему засох мой лес?

Какой же это лес? – вдруг услышал художник. – Тут одни только деревья.

Посмотрел он на картину и понял, что это старичок–лесовичок с ним разговаривает:

Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев? А где кусты, трава, цветы?

Правильно, – согласился художник, – такого быть не может.

И принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были красивые кустарники, а среди зеленой травы множество ярких цветов.

Вот теперь хорошо, – похвалил сам себя художник, – вот теперь получился настоящий лес.

Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.

А это потому, что ты забыл нарисовать грибы, – сказал лесовичок.

Да, позабыл, – согласился художник. – Но разве обязательно в лесу должны расти грибы? Я много раз бывал в лесу. А грибы находил нечасто.

Это ничего не значит. Грибы должны быть обязательно.

И художник нарисовал грибы. Но лес продолжал чахнуть.

А потому лес гибнет, – сказал лесовик, – что нет в нем насекомых.

Художник взял кисти, и на цветах, на листьях деревьев, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки.

«Ну, теперь все в порядке», – решил художник и, полюбовавшись на картину, опять уехал куда-то.

А когда снова увидел свою картину, то не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля. И деревья стояли совершенно без листьев, как зимой. Даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелеными, а тут и они потеряли свои иголки.

Художник подошел к картине... и вдруг отшатнулся. Все на ней – и земля, и стволы, и ветви деревьев – было покрыто полчищами жуков и гусениц.

Даже лесовичок отодвинулся на самый край картины – казалось, вот-вот упадет. И вид у него был грустный-прегрустный.

Это ты виноват, – закричал художник, – ты велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес!

Конечно, – сказал старичок–лесовичок, – конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели.

Что же делать?! – в отчаянии воскликнул художник. – Неужели я не нарисую никогда настоящего леса?

Никогда, – сказал старичок, – если не нарисуешь птиц. Потому что лес не может быть без птиц.

Художник не стал спорить и опять взял кисти и краски. Он нарисовал деревья и кусты, постелил на землю пышный ковер из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчел и стрекоз, а на ветвях деревьев появились веселые птицы. Долго работал художник, стараясь ничего не забыть. Но когда он, наконец, собрался положить кисти, лесовичок сказал:

Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтоб он опять погиб...

Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь все есть.

Не все, – сказал лесовик. – Нарисуй жабу, ящерицу, лягушку, лесных зверей.

Нет! – решительно заявил художник.

Нарисуй, – твердо сказал лесовик.

И художник нарисовал жабу, ящерицу, лягушку, разных лесных зверей. Он окончил работу, когда уже было совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтоб посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, попискиванье, фырканье.

– Вот теперь это настоящий лес, – сказал из темноты лесовичок, – теперь он будет жить. Потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это – лес.Слайд 11.

Игра «Что растёт в лесу?» «Кто живёт в лесу»

Ход игры: Нужно распечатать картинку с изображением леса и заготовить карточки с изображением цветов, грибов, ягод, деревьев и карточки с изображением растений, которые не растут в лесу (колосок пшеницы, кувшинка и др.), карточки с изображением животных леса и таких животных (слон,верблюд и др), которые не живут в лесу.

Задание: нужно выбрать только те карточки, на которых изображено то, что растёт в лесу и кто живёт в лесу.

Вопросы к тексту:

-Как вы думаете, без чего лес не мог бы существовать?

-А без кого лес не мог бы существовать?

-Так что такое лес?

-Ребята, а зачем люди ходят в лес? Слайд 12

-А какие красивые поделки из природного материала сделали вы? (работа с выставкой поделок)

-Кому нужны деревья в лесу? Правильно, животным. Слайд 13

-Ребята, а какую пользу приносят деревья людям? (Из дерева люди строят дома, делают красивую мебель, бумагу для книг и тетрадей, из дерева делают музыкальные инструменты - скрипки, балалайки и др.)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, если деревья приносят столько пользы, что люди должны делать?

Воспитанники: Беречь деревья, не ломать ветки, не устраивать пожар в лесу.

Воспитатель:Как называют человека, который следит за порядком в лесу?

Воспитанники: Этого человека называют лесником.

Воспитатель: Давайте посмотрим слайд 14 как лесник заботится о лесе.

Закончите предложения: слайд 15

Много леса-… (не губи)

Мало леса- …(береги)

Нет леса- …(посади)

Лес- наше богатство, его нужно беречь. Лес-это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.

Физкультминутка. А теперь прогуляемся по лесу. Слайд 16

Воспитатель: Отправляемся дальше. (Звуки журчания воды). На пути нам встречается родник. Здесь можно отдохнуть,попить прохладной, чистой воды. Слайд 17

Воспитатель: Послушайте, ребята, ещё одну экологическую сказку.

Экологическая сказка «Родник»

С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр. Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда. Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы. В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.

Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.

-Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?

Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.

-Как бы вы поступили на месте Артёма?

Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними. Когда Андрей и Петя ушли домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.

- Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят? Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика. У Артёма закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте. Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный воздух. Артёму стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага. Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.

– Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём.

-Как вы думаете, что случилось с оврагом? Почему?

Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки: - Артёмка! Где ты? - Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный сон! – И Артём рассказал обо всём дедушке. Дедушка внимательно выслушал внука и предложил: - Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора. Дедушка и Артём открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.Слайд 18

Вопросы к тексту:

-Как выглядел овраг, на дне которого журчал родник?

-С кем Артём ходил за водой на родник?

-Кого встретил Артём, когда пошёл за водой один?

-Чем занимались Андрей и Петя?

-Какой вред приносят природе такие игры?

-Почему Артёму приснился необычный сон?

-Что могло случиться с природой, если бы родник пересох?

-Кто помог Артёму исправить ошибку?

-Как вы думаете, будет ли Артём играть в такие игры после того, что случилось?

-Что он скажет Андрею и Пете, если встретит их?

Игра - « От капли до реки». Детям раздаются карточки, на которых изображено капля, лужа, родник, ручей, река.

Задание: Встать в порядке возрастания.

Любитель природы, писатель К.Паустовский писал: «Родник родит речку,а река льётся- течёт через всю нашу матушку – землю, через всю Родину, кормит народ.Вы глядите, как это складно выходит: родник, Родина, природа, народ. Все эти слова как бы родня». Слайд 19

Воспитанник:

Пусть на земле не умирают родники,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остаётся в них навеки

Студёная и вкусная вода. Слайд 20

Воспитатель:

А вот и лесная поляна. Как много красивых цветов! Давайте присядем и полюбуемся цветами. Ой, да они не простые. Посмотрите. На обратной стороне изображены правила поведения в лесу. Возьмите каждый по цветку и расскажите, что у вас за правила.

(Дети берут по одному цветку и перечисляют правила)

  • Берегите муравейники. Не разоряйте их!
  • Не подходите близко к гнёздам птиц. Не разоряйте птичьи гнезда!
  • Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!
  • Не рвите цветы!
  • Не ловите бабочек и других насекомых!
  • Не разжигайте костёр!
  • Не ловите и не уносите домой диких животных!
  • Нельзя шуметь и громко слушать музыку!
  • Не оставляйте мусор в лесу!
  • Не ломайте зеленые ветки и деревья!
  • Не сбивайте паутину!
  • Не губите редкие растения!

Воспитатель: Этого не следует делать в лесу и вообще в природе. Слайд 21

Ребята, а что может случиться, если люди не будут выполнять правила поведения в лесу?

Воспитанники: Исчезнут цветы, погибнут муравьи, засохнут деревья, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся дикие животные.

V. Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в природу. Где мы побывали?

Воспитанники: В лесу, у родника, на поляне.

Воспитатель: Понравилось оно вам? Что понравилось больше?

Чему научились?

Воспитанники: Мы научились как нужно вести себя в лесу, у родника, на поляне.

Воспитатель: Как нужно относиться к природе?

Воспитанники: Любить природу,беречь и охранять её. Слайд 22

Воспитатель: Какая наука учит нас всему этому?

Спасибо экологии! Слайд 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"

Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...

урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.

Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....

Науки о природе. Методы изучения природы

Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,И  их использования в практической деятельности....

Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)

Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.На занятии  применяются несколько приёмов рисования: примакиван...

Исследование гидрологического состояния памятника природы города Миасса – речки Куштумги, создание информационно – образовательного сайта, посвященного изучению памятников природы Челябинской области.

На основе анализа теоретических основ и осуществления химического анализа  проб воды, показать ее значимость историческую, социальную, экономическую, экологическую, что позволит объективно ...

Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»

Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....

Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.

Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...