Права и обязанности детей
материал
Обобщить знания детей об основных правах ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_o_obyazannosti_detey.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Права и обязанности детей.
Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка.
Задачи:
- Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
- Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав.
- Воспитывать уважение к правам других людей.
- Способствовать формированию активной жизненной позиции.
Ход занятия:
1.Вступительное слово.
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята. Наше занятие посвящено важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на работу.
Давайте улыбнёмся друг другу и подумаем о чём-нибудь хорошем, ведь для того, чтобы наше занятие прошло хорошо, нужно, чтобы у каждого из нас было хорошее настроение.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Но приятны ли хмурые лица?
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И в ответ улыбку зажечь.
В ходе занятия мы разберемся, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
2.Сказка «Можно и Нельзя».
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств, и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, а все жители стали довольны и счастливы? ( Жители стали жить по законам).
Воспитатель: Правильно, если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете? Правильно, чтобы не было нарушений, люди создали законы. В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. И сейчас ребята расскажут, что такое закон.
(Выступают заранее подготовленные дети)
Толкование слов из энциклопедии
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ, виновное противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста. Правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные).
НАРУШИТЕЛЬ – лицо, не выполняющее, не соблюдающее что-либо условленное, установленное. Мешающий, нормальному состоянию, развитию.
Воспитатель: Где прописаны законы? Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
- А как вы думаете, а есть ли какие-нибудь права у детей?(ответы детей)
- Есть. И они записаны в декларации прав ребёнка. И сейчас я познакомлю вас с основными правами детей.
3. Игра «Имена».
Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя. Например, Наталья – надежная.
Интерактивная беседа «Право на имя».
- Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
- А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
- Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?
- Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами РФ. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?
4. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Какие же права есть у всех детей мира? Я вам раздам карточки, где
записаны права. Нужно зачитать записи.
- Право на жизнь
- Право на имя при рождении
- Право на медицинскую помощь
- Право на образование
- Право на отдых и досуг
- Право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры
- Право свободно выражать свое мнение
- Право на достаточное питание и достаточное количество воды
- Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.
5. Викторина, «Какие права литературных героев нарушены».
- В каких сказках нарушено право неприкосновенность жилища?
(Варианты: «Петушок – золотой гребешок»; «Волк и семеро козлят»; «Колобок»).
- Какие персонажи сказок могли бы пожаловаться на нарушение их прав на неприкосновенность жилища?
(Варианты: Чипполино; зайчик; герои сказки «Теремок»).
- У какой героини нарушено право на отдых и досуг?
(Варианты: Настенька из сказки «Морозко»; Дюймовочка; Золушка).
- Назовите сказку, где один из родителей был наказан за плохое отношение с ребенком?
(Варианты: сказка «12 месяцев»; «Сказка о мертвой царевне»; «Золушка»).
6. Обязанности детей.
Воспитатель: Защищая свои права, ты всегда должен помнить о своих обязанностях. Кроме прав у вас есть и обязанности. Обязанности перед взрослыми, друзьями, обществом в целом. И перед воспитателями и учителями детского дома-школы. Последние прописаны в таком документе, как «Устав детского дома- школы». Что такое устав детского дома-школы? Устав детского дома-школы – это документ, в котором прописаны права и обязанности воспитанников.
-Как вы понимаете, что такое обязанности?
- Обратимся к словарю: «Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения».
-Какие же у вас есть обязанности? Давайте вспомним некоторые из них.
1. Выполнять требования Устава и внутреннего распорядка детского дома-школы.
2. Вовремя приходить на занятия и соблюдать правила поведения в школе
3. Своевременно и в полном объеме готовить домашние задания.
4. Уважать права одноклассников, других учащихся и работников детского дома-школы.
5. Бережно относиться к школьному имуществу.
6.Соблюдать правила поведения в детском доме и в общественных местах.
7.Вести активный образ жизни, участвовать в школьных и семейных мероприятиях.
7. Разбор ситуаций «Права и обязанности»
У каждого человека есть права, но и есть обязанности, которые не менее важны. А пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Ситуация 1.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
- Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?
Ситуация 2.
Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.
- Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.
Ситуация 3.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
- Разъясните Иванову его права и обязанности.
Ситуация 4.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
- Правильно ли рассуждает Петров?
Давайте выведем простые правила взаимообщения:
- Нужно знать свои права.
- Нужно уважать права других людей.
- Нельзя забывать об обязанностях
Запомните: важно не только знать свои права и обязанности, важно ещё их соблюдать. Только, если мы все будем знать и соблюдать законы, мы будем жить в мудром и справедливом государстве и будем счастливы.
8. Итог занятия.
-Ребята, что нового сегодня вы узнали?
Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми, послушными учениками и воспитанниками своего детского дома-школы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Права и обязанности детей
Права и обязанности детей и их родителей...
Права и обязанности детей (консультация) подготовила социальный педагог Волкова С.Г.
Защита прав детей....
элективный курс в 9 классе "Права и обязанности детей"
данная рабочая программа предназначена для 9 класса общеобразовательной школы...
Ваше права и обязанности, дети.
Открытое мероприятие по правам ребенка...
Внеклассное занятие : ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ
Цель: продолжать знакомить детей с правами человека ребенкаЗадачи:- Формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;- Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;- Воспит...
Классный час "Права и обязанности детей"
Тема: Права и обязанности детей.Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка.Задачи: Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Сформировать отрицатель...
Классный ча "Права и обязанности детей"
Цель: - дать детям первоначальные правовые знания.; ...