Ваше права и обязанности, дети.
классный час (5 класс) по теме
Открытое мероприятие по правам ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vashi_prava_i_obyazannosti.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ специальная (коррекционная) школа-интернат №1
СОСП «Солнышко»
Внеклассное занятие в 5 классе
«Ваши права и обязанности, дети»
Воспитатель: Вачева Е.И.
МОСКВА
2011-2012 уч.г.
Цели:
-- ознакомить учащихся с основными правами и обязанностями ребенка;
-- формировать положительное отношение к законам и их выполнению;
-- ознакомить с правами школьников;
-- способствовать формированию правовой культуры учащихся.
Ход классного часа
Вступительное слово.
Сегодня наше занятие посвящено правам и обязанностям детей. Мы говорим: «Это мое право», «Вы не имеете права», «Я не обязан это делать». Вот сегодня мы и поговорим о том, что мы обязаны делать перед законом, обществом, государством, родителями; какие права имеет ребенок.
Ведущий:
В США, в городе Нью-Йорке на берегу реки Ист-Ревер, высится 39 этажное здание. В нем помещается штаб-квартира Организация Объединенных Наций (ООН), Международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны, решать благополучно военные конфликты в мире.
Ежегодно созывается Генеральная ассамблея ООН – собрание делегатов всех государств – членов организации, сейчас их более
180. Стремление защищать детей возникло еще в 20-е годы прошлого столетия. В этом документе были сформулированы 10 социальных принципов, касающихся защиты и благополучия детей. В ней говорилось, что детям должна быть обеспечена социальная защита и предоставлена возможность жить в здоровых нормальных условиях свободы и уважения к человеческому достоинству ребенка.
(Демонстрация слайдов с изображением здания ООН, эмблемы ООН, памятника «Завязанный пистолет»).
Международные документы о правах человека условно можно разделить на 2 группы: декларации и конвенции. Декларация (высказывание) – это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы. Конвенция (договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государства, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.
Что такое право? Из словаря Ожегова «Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять».
Какое право есть у вас? Все начинается с право на жизнь. Это первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.
Давайте обратимся к памятке, она взята из нашей Конституции о правах и обязанностях детей.
Мы имеем право на:
-- обучение,
-- любовь и заботу,
-- отдых и игру,
-- медицинское обслуживание,
-- достаточное и здоровое питание,
-- выражение своих взглядов,
-- участие в общественной жизни,
-- уважение человеческого достоинства,
А теперь перейдем к практическому занятию. Ребята покажут вам несколько отрывков из сказок. Вам надо узнать сказку и назвать, какие права ребенка нарушены.
Сказка «Морозко».
Выходит дед, садится на скамейку, потом выходит жена и садится рядом. Грызут семечки. Выходит падчерица.
СКАЗОЧНИК. Жил-был дед, да с другой женой. И у деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как с мачехой жить сложно, все, что не сделаешь – плохо, все побита будешь. А родная дочка, что ни сделает, по голове глажена. «Умница» Падчерица дрова наколет, печь растопит, воду из колодца наносит, в избе приберет. С утра до вечера крутится по дому. А мачехе все не нравится. И вот решила баба извести свою приемную дочь.
МАЧЕХА. Вези ее, старик, куда хочешь, вези. Хоть в лес, на трескучий мороз!
СКАЗОЧНИК. Старик затужил, но что делать, боялся он старуху.
СТАРИК. Собирайся, милая дочь.
Ведущий.
Ну, что, ребята, вспомнили эту сказку? Скажите, на какое право детей посягала мачеха? Правильно, Мачеха подвергла жизнь девочки опасности.
Сказка «Снежная королева».
ГЕРДА. – Бабушка, скажи, а правда, что Снежная королева не сможет сюда войти?
КАЙ: -- Пусть только попробует, я ее посажу на теплую печку и она растает.
БАБУШКА. – Кай, давай не будем о ней говорить.
КАЙ. – Ах, меня кольнуло что-то в сердце, и в глаз что-то попало. Я ничего не вижу. Мне холодно. Герда, почему ты плачешь? Какая ты некрасивая стала. Какие некрасивые розы. Посмотрите на окно, как красиво на улице, везде снег, там бело и чисто.
ГЕРДА. – Бабушка, это осколок зеркала Снежной королевы попал в глаз и сердце Кая.
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА. – Кай, идем со мной, я покажу тебе холодную красоту, ты будешь есть самое холодное мороженое.
Ты будешь жить в роскоши и богатстве.
Ведущий. Узнали сказку? А какие права нарушены в этой сказке? Правильно. Запрещено похищать людей, и тем более продавать. Дети имеют право на свободу.
Сказка «Золушка».
На стульчике сидит девочка и что-то шьет.
ГОЛОС. – Внимание, внимание. Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди.
1-я СЕСТРА. – Золушка, ты слышала. Нас приглашают на бал.
2-я СЕСТРА. –Помоги нам поправить наряды.
1-я СЕСТРА. – А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?
МАЧЕХА. – Красавицы, вы готовы?
ЗОЛУШКА. – Матушка, а можно я тоже поеду на бал, одену старое платье сестры.
МАЧЕХА. – Да, у тебя много дел по дому. Убрать в доме, обед на завтра приготовить. Посуду перемыть, Посадить розы перед моим окном. Перебрать гречку и горох. Вот если управишься, тогда можешь и приехать на бал.
ЗОЛУШКА. – Я и за три дня этого не смогу сделать.
МАЧЕХА. – Ну, как хочешь.
Ведущий. Конечно вы узнали эту сказку. И здесь нарушены права ребенка на отдых, заботу.
Ведущий.
Кроме прав у детей есть обязанности. Что такое «обязан-
ность»? Из словаря Ожегова «Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения».
Давайте обратимся к нашей памятке.
Мы обязаны:
-- хорошо учиться,
-- слушать родителей, учителей, воспитателей,
-- быть вежливым со старшими, младшими и сверстниками,
-- быть аккуратным,
-- не мешать окружающим,
-- обязательно выполнять требования взрослых,
-- беречь общественное имущество,
-- уважать труд других.
-- Предлагаю, послушать несколько историй из жизни в нашем «Солнышко». Чьи права нарушены? Какие обязанности не выполняются?
Ребята сделали домашнее задание. Говорит воспитатель:
-- Лена, ты сегодня дежурная? Подготовь доску к урокам, подмети пол.
-- Я не собираюсь этого делать, я не уборщица. И, вообще, вы не имеете права заставлять меня работать! Мне нет 14 лет.
(Обсуждение ситуации).
-- 2-е ребят решили пошутить: ночью измазали зубной пастой своих соседей. Утром было им смешно смотреть на лица друзей. Но соседям было не смешно: лица умыли, а вот как быть с постелью, измазанной зубной пастой.
(Обсуждение ситуации).
У Оксаны пропала ручка, и она взяла общественную. Вечером прихватила ее в корпус – решила написать записочки. Кто-то из ребят попросил ее дать на время ручку и забыл отдать, а Оксана забыла попросить назад. Утром Оксана пришла на урок, вспомнила, что у нее нет ручки, и снова взяла ручку со стола учителя. Учитель сделала ей замечание. Оксана ответила:
-- Ну, я же не виновата, что кто-то забрал у меня ручку. Вам, что жалко?
(Обсуждение ситуации).
Ребята бегали друг за другом по корпусу. Люда заскочила в свою комнату и закрыла дверь. Света стала ее открывать: дергать за ручку, стучать в дверь кулаками и ногами.
Вася сделал замечание, что Света сломает дверь. Света ему ответила:
-- Ну и что! Пусть откроет, тогда дверь останется целой.
(Обсуждение ситуации).
Наверно, многие узнали эти ситуации. А теперь попробуем поиграть.
ИГРА «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Учащиеся дополняют окончания предложений.
-- В школе я должен
-- В школе я имею право
-- Дома я должен
-- Дома я имею право
-- А как вы понимаете фразу «иметь право на ошибку».
-- Подумайте, есть такие люди, которые не делают ошибки?
-- Как вы понимаете выражение «на ошибках учатся»?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
-- Делать ошибки – это нормально. Главное – осознавать их, не перекладывать вину на другого, уметь извиниться и прощать. Не повторять свои ошибки.
-- Почему нельзя товарищам давать прозвище?
-- Почему нельзя идти с незнакомыми людьми?
-- Почему нельзя играть на чердаках и подвалах?
-- Кто защищает наши права? (государство).
-- Как вы можете защитить свои и чужие права в общении со сверстниками? (быть дружными)
-- Когда в коллективе, обществе всем жить хорошо? (когда все члены общества выполняют свои обязанности и не нарушают права).
Конечно, жизнь ребенка во многом зависит от взрослых. Давайте обратимся к журналам «Вокруг света». Я сделала подборку фотографий «Дети и война». (Демонстрация фотографий с изображением жизни детей в Израиле, Лаосе, Индии, Африканских странах).
СТИХОТВОРЕНИЕ «НОВЫЙ ЗАКОН»
На час начальником бы стать
Среди законодателей.
Велел бы я издать закон
Для взрослых обязательный.
«В дни отдыха – гласил бы он.—
Одних, без нас, родителей
В театры, в цирк, на стадион
Не допускать как зрителей»
Пусть надпись – буквы покрупней –
Там ярко освещается
«Вход мамам, папам без детей
Строжайше запрещается»
Тогда бы поняли они,
Все взрослое сообщество,
Как детям
В праздничные дни
Быть с ними вместе хочется.
Сегодня мы рассмотрели права и обязанности школьника. Вы должны знать, что нужно уважительно относиться к правам других. На этом наше мероприятие закончено. Всем спасибо за участие. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Права и обязанности детей
Права и обязанности детей и их родителей...
Права и обязанности детей (консультация) подготовила социальный педагог Волкова С.Г.
Защита прав детей....
элективный курс в 9 классе "Права и обязанности детей"
данная рабочая программа предназначена для 9 класса общеобразовательной школы...
Классный час "Ваши права и обязанности"
Глухим школьникам необходимо получить представление о международных документах, касающихся защиты прав детей....
Классный час для 4 класса «Ваши права и обязанности, дети»
Классный час для 4 класса «Ваши права и обязанности, дети»...
Интерактивная игра "Поле чудес"Права и обязанности детей" для детей старшего дошкольного возвраста
Интерактивная игра "Поле чудес"Права и обязанности детей" для детей старшего дошкольного возвраста...
Ваши права и обязанности, дети
Конвенция о правах ребенка имеет очень большое значение и остается важной для детей. Она призвана защищать детей от произвола и обид со стороны взрослых. Такова цель ее....