Внеклассные мероприятия
материал
Мероприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Осень золотая в гости к нам пришла | 28.31 КБ |
Путешествие по русским народным сказкам | 34.58 КБ |
Отчет о проделанном внеклассном мероприятии "Я - читатель" | 2.42 МБ |
Экскурсия по экотропе | 323.16 КБ |
Акция "Покорми птиц" | 504.48 КБ |
План проведения недели начальных классов «Букваренок» | 29.15 КБ |
Дополнительная образовательная программа "Говоруны" | 66.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое мероприятие «Осень в гости к нам пришла» |
Цели занятия: 1. Образовательные:
2. Развивающие:
в словах и предложениях). 3. Воспитательные:
Оборудование:
Ход мероприятия Оргмомент: Логопед вносит экибану. Ребята посмотрите, что мне по пути передали… Несу я урожай, Но не касаюсь сосен -Да, действительно к нам пришла осень. Осень – удивительное, очаровательное время года. Она радует нас изобилием красок, пышным убранством. Про осень можно сказать много красивых слов. Подбор признаков к слову «осень»: -Сделайте комплименты осени, расскажите какая осень (разноцветная, золотая, нарядная и т.д.). Образование относительных прилагательных: -Осень разбросала разноцветную листву с деревьев. -Какие листья лежат на земле? (Рябиновые, березовые, осиновые, тополиные, дубовые, ивовые и т. д). 4. Определение символа гласного звука и придумывание слов на гласный звук:
и проходите садитесь на свои места. Упражнение на дыхание: -Небо затянуло тучами… Солнышко спряталось и пошел дождь. Давайте поиграем с вами в игру “Дождик” “Капля раз, капля два. Артикуляционная гимнастика: - Дождь нам не страшен, у нас есть волшебные зонтики. На зонтиках картинки. -Посмотрите на картинки, что они вам напоминают? - На зонтиках мы видим картинки с изображением артикуляционной гимнастики. (детям предлагается выполнить артикуляционную гимнастику). Вот мы и укрылись от дождика Определение темы занятия: Дидактическая игра «4-й лишний. -Ветерок подул и разогнал тучи. Он нам прошептал слова. Послушайте внимательно и назовите лишнее слово. Автомат, арбуз, усы, апельсин -Что лишнее? -Почему? Удав, укроп, индюк, автомат -Что лишнее? -Почему? Ива, ишак, антенна, игрушки -Что лишнее? -Почему? -Какие слова лишние? -усы, индюк, антенна -О каких звуках будем говорить? [а], [и], [у]. Характеристика звуков: [а], [и], [у]: -Гласные звуки. -Почему? Артикуляция звуков: [а], [и], [у] и определение схематического изображения звуков: Дифференциация звуков на слух: Дидактическая игра «Сорви ягодку». Осень вас хочет угостить ягодами. (детям предлагается определить наличие звука [а], [и], [у] в словах и в соответствии со звуком поднять его символ). Физминутка «Листопад». Дети «превращаются в листочки» Сильный ветер вдруг подул (дети делают выдох) И листочки быстро сдул (делают длительный выдох) Все листочки полетели (чередование вдох-выдох, произнося звук «у-у-у», с поднятыми вверх руками наклоняются вправо-влево) И на землю тихо сели (чередование вдох-выдох, произнося звук «у-у-у», опускают руки, приседают). Влево, вправо покружитесь (плавно кружатся) И в детишек превратитесь. Дидактическая игра «Звук потерялся». -Осень хочет проверить какие вы внимательные. _тка, _ва, _рбуз т.д. Упражнение для мелкой моторики пальцев рук: -Смотрите какой ежик топает по дорожке: Ёжик топал по дорожке, Дети загибают по очереди пальцы сначала И грибочки нёс в лукошке. На левой, потом на правой руке. Чтоб грибочки сосчитать, В конце упражнения руки у них должны быть. Нужно пальцы загибать. Сжаты в кулачки. Повторить упражнение несколько раз. 14. Дифференциация звуков [а], [и], [у] на слух и в произношении. Определение места звуков [а], [и], [у] в словах: Дидактическая игра «Помоги ежику собрать урожай». (детям предлагается собрать в корзинку овощи, фрукты, грибы на контурном изображении которых нарисованы картинки со звуками и в соответствии с символом гласного на корзине и местом звука в словах). Звуковой анализ слогов: -Поможем ежику выйти из леса. Построим звуковую дорожку и проанализируем. АУИУ, ИАИУ 16. Припоминание стихов про буквы: А, У, И. Предупреждение дисграфии: Дидактическая игра «Найди буквы». (детям предлагается найти буквы заблудившиеся в лесу). Работа с кассой: -Выкладывание: АУ, УА ИА, АУИ Итог занятия: Осень благодарит вас. Ей у вас очень понравилось. Она к вам еще не раз заглянет. |
Предварительный просмотр:
Мероприятие «Путешествие по русским народным сказкам»
подготовила и провела
учитель-логопед: Каюмова С.Ю.
Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках.
Программное содержание.
Обучающие задачи:
1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
2. Учить узнавать сказку по заданию, по высказыванию героев.
3.Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.
Развивающие задачи:
1. Вспомнить порядок появления героев в сказках.
2. Развивать умение действовать согласованно.
3. Развивать речь, воображение, творческие способности, фантазию, мышление.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
Оздоровительные задачи:
1. Снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), и для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).
Методы:
Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.
Приемы:
Просмотр викторины, художественное слово (загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутка, кроссворд, игровая и самостоятельная деятельность детей.
Словарная работа:
Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Индивидуальная работа:
Помочь затрудняющимся детям в складывании картинки по сюжету сказки. На протяжении занятия активизировать Максима Ц., Лизу К.
Материал:
Игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы)
Оборудование:
Презентация по этапам занятия, выставка рисунков детей по русским народным сказкам, картинки героев сказок, ноутбук, столы, стульчики.
1.Организационная игра – «Назови знакомых героев сказок.»
Воспитатель: ребята , а вы сказки любите?
Да. Любим. Очень любим
Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель.
Все что создано умом,
Все к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Воспитатель. А хотели бы вы попасть в сказку? И быть маленькими волшебниками? А меня собой возьмете?
Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам. Но для этого нам нужно вспомнить волшебное заклинание
«Топ, топ, хлоп, хлоп
Вокруг себя повернись
В маленьких волшебников превратись!
Отправляемся друзья,
В чудо сказку – вы и я.
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
Посмотрите , ребята, здесь стрела с письмом. Кто же мог ее нам послать? (Иван Царевич)давайте посмотрим что же в письме он нам написал:
Воспитатель. «В некотором царстве, в тридесятом государстве жил я-Иван - Царевич, и была у меня жена Василиса Прекрасная. Она была очень красивая, мудрая, а также хорошая рукодельница. Однажды налетел сильный ветер, поднялась пыль, налетел Змей Горыныч и унес Василису в царство Кощея Бессмертного. Погоревал , погоревал , да делать нечего: нужно отправляться в путь-дорогу».
Трудно ему будет в дороге, разные препятствия его ждут, но должен он освободить Василису из рук Кощея.
- Хотите помочь Ивану-царевичу справиться с Кощеем Бессмертным?
- А ведь нас ждут трудности и испытания. Вам не страшно?
Воспитатель. Хорошо, собирайтесь в путь. А чтобы проверить вашу готовность отправиться в дорогу, давайте проведем небольшую разминку, которая позволит нам определить, хорошо ли вы справляетесь с различными заданиями.
«Мозговой штурм»:
- Какими словами начинается сказка?
Жили были дед и баба...
Жили были старик со старухой...
В некотором царстве, в некотором государстве...
Много-много лет назад...
Жили-были... старик со старухой
В одной деревне....
Однажды случилось...
Жил-был принц...
Много лет назад...
Когда твой дедушка был еще маленький...
Когда тебя еще не было...
Давным-давно...
- Какими словами она заканчивается?
...и жили они вместе долго и счастливо
.. ни в сказке сказать ни пером описать
.. тут и сказке конец, а кто слушал молодец!
..с тех пор жили они долго и счастливо
..по усам хоть ибежало в рот ни капли не попало
«Зашифрованное слово».
Что же нам поможет? Посмотрите на волшебный экран. На нем волшебное слово, но буквы перепутались. Есть подсказка-под каждой буквой цифра. Если все цифры расставить по порядку, то отгадаете слово.
. Получилось слово «Дружба». Выложите это слово из букв.
Воспитатель. Мы отправляемся в дорогу. У меня убедительная просьба: быть предельно осторожными и внимательными. Не потеряйтесь в дороге, держитесь все вместе, помогайте друг другу. Помните пословицу: «Друга в беде не бросай, любое задание дружно выполняй».
(дети идут под музыку)
Воспитатель. «Долго ли, коротко ли шёл Иван – царевич и вышли на развилку двух дорог. Какую же нужно выбрать дорогу, чтобы и Василису выручить, и живым остаться?»
Воспитатель. Определить правильную дорогу нам поможет сказочный герой, а какой – вы узнаете, если правильно отгадаете загадку.
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка)
(выходит Никита в шапочке зайчика)
Воспитатель. Правильно, это Зайка. Давайте у него спросим, по какой дорожке путь держать. Зайка сочувствует нам, но поможет только в случае взаимовыручки, нужно отгадать загадки зайки. Готовы? Но сначала проведём пальчиковую гимнастику «Любимые сказки».
Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Зайка говорит,что путь дальше пойдет через дремучий сказочный лес.
Воспитатель. Все готовы продолжить путь? Вот мы и пришли в сказочный лес, в котором нас ждут удивительные встречи и еще больше опасностей.
Воспитатель. А с кем мы сейчас встретимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной…(Лиса)
Воспитатель. Верно, это хитрая Лисичка, она в лесу живет, все знает. Спросим у нее, куда нам путь дальше держать.
(Выходит Вика в шапочке лисы.)
Лиса-Я в лесу живу лиса
Распрекрасная краса
Просто так вы не пройдете
Пока загадки не прочтете.
Скажите о какой сказке идёт речь?
1. В дом хозяева вошли - беспорядок там нашли. ( Три медведя).
2. Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ. ( Репка).
3. Сяду на пенёк, съем пирожок. ( Маша и медведь ).
4. Ловись, рыбка, большая и маленькая. ( Лиса и волк ).
5. Не пей из копытца, козлёночком станешь. ( Сестрица Алёнушка и братец Иванушка ).
6. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл. ( Колобок ).
Лиса-Я знаю самый короткий путь к избушке Бабы Яги, и он вам поможет найти Кощеево царство. Избушка Бабы Яги находится не далеко. А чтобы быстрее пройти к ней, вот вам «лисья» подсказка. Но сначала гимнастика для глаз.
Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
«Лабиринт».
Индивидуальная работа на листах за столами.
Воспитатель. А теперь проверим.(слайд)
Теперь дорогу мы знаем и пора отправляться в путь. Мы должны дойти к избушке Бабы Яги. У нас остается самый трудный участок дороги, поэтому мы должны немного отдохнуть и сделать небольшие зарядку для того, чтобы у нас прибавилось сил, и мы могли справиться с Кощеем Бессмертным.
Физкультминутка с Машей.
Воспитатель. Внимание! Мы подходим к избушке Бабы Яги. Ребята, а Баба Яга какая? (ответы)Соблюдайте осторожность, ведь мы не знаем, добрая Яга или злая..
Стук в дверь, дети выходят из кабинета. Их встречает Баба Яга.
Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки.
Я давно вас поджидаю
И куда пойдете знаю
Помогу я вам друзья
Но послушайте меня
Вы загадки разгадайте и со мною поиграйте.
Вот вам первая загадка «Доскажите имена сказочных героев»
Кощей - …, Братец - …, Иван - …, Змей - …
Сестрица - …, Василиса - …, Крошечка - …, Царевна-…
А сейчас мы будем сказки вспоминать.
Будем в сказки мы играть.
Сказку «Репка» вспоминайте,
И героям помогайте.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
Это сказка «Теремок»
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?
Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка».
А теперь со мной сыграйте
На метле вы полетайте.
Музыкальная игра « Я –Яга, Яга, Яга.»
Постарались вы на славу
Получайте все нагрду!
Как вам дальше быть скажу
И дорогу покажу:
Вы к себе сейчас идите
Красный вы конверт найдите
В том конверте письмецо
Куда идти подскажет вам оно!
Ребята находят конверт к нем загадка про Кощея
Много серебра и злата
В сундуках своих он прятал
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет.(Кощей.)
Воспитатель:
А вот и замок Кощея - Бессмертного
Что наделал злой Кощей
Все картинки перепутал
Сказки все он наши спутал
Пазлывы должны собрать
Сказку русскую назвать!
Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.
Воспитатель. Ребята, улетел Кощей Бессмертный по делам своим, а Василису в башню заточил, а дверь в башню на сто замков закрыл. Но есть один секрет: все замки откроются, если задачу Кощея отгадаете. А эта задача - кроссворд..
Кроссворд «Кто говорит эти слова?».
«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.
«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.
«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.
«Спасите, нас съел серый волк» - Козлята.
«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.
«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.
Воспитатель: «Открылись двери башни, вышла из них Василиса. Посадил ее Царевич на коня и поскакал домой». И нам пора возвращаться.
«Сказка здесь прощается,
И волшебство кончается.
Скажем волшебные слова :
Топ, топ, хлоп, хлоп.
На месте повернись, из волшебников в детей превратись
Воспитатель. Вот мы и вернулись, ну как понравилось вам путешествие? (ответы детей) Как вы думаете, что нам помогло справиться со всеми трудностями в пути? (ответы). Верно, наша дружба и знания русских народных сказок. Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились, все задачки решили.
Рефлексия: если вам понравилось наше путешествие, возьмите веселых героев сказок и поселите на сказочной поляне, а если не понравилось, возьмите грустных героев.
За руки умелые,
За ум и смекалку,
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарочки всем подарю.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Экскурсия «Экологическая тропа»
Подготовила: Каюмова С.Ю.
Само название "учебная тропа природы" можно понимать как "мы изучаем природу" и как "природа нас учит". Другими словами, прежде всего цель создания тропы заключается в обучении и воспитании посетителей. По словам известного американского эколога Олдо Леопольда, "каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости всегда под рукой, однако его не всегда пожинают. С одной стороны, задачей тропы является своеобразный "природоведческий ликбез", т. е. расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача экскурсоводов и проводников- научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача троп, - способствовать воспитанию экологической культуры поведения человекам, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе
“ Югра” в переводе означает “ люди на воде”, старое название “ ханты” - остяк (“ясах”) означает “люди с Оби”, а “манси” называли “вогулами”, что означало “дикие”.
Когда ханты говорят “если моей сказке продолжаться” - это означает “если я буду жив”. Сказка этого красивого сурового края уходит своими корнями в далекое прошлое. В их праздниках и обрядах нашел отражение богатейший опыт освоения человеком северной природы.
Я хочу вам рассказать, что означает национальное платье. Платье синего цвета и это говорит о том, что наш край богат водоемами - реками, озерами. Красная полоса говорит о том, что округ богат ягодами. Зеленая полоса означает, что округ богат лесами, этот цвет называют “Цвет тайги”. Белый цвет – цвет снега, ведь зима длится у нас несколько долгих месяцев.
Мех на платье говорит о том, что наши леса богаты пушниной – ценным мехом.
Все платье говорит о щедрости и богатстве нашего края. Свою одежду и предметы быта ханты и манси щедро украшали орнаментом.
Неофициальным символом России является береза, а у народов ханты и манси есть древний обычай – завязывать яркие ленточки на берёзу, так как она является чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, загадайте своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется.
Сказания народов ханты и манси «Вурна хатл – Вороний день
Вурна хатл – Вороний день. В далекие времена прилет вороны у местного населения был связан с приходом весны и тепла. Именно эти птицы первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, кричат, как бы пробуждая природу. Говорят, давным-давно ворона белой была. И жила она с людьми, в чуме. Но вот наступили трудные времена. Людям не, что живность кормить - самим есть нечего стало. И отправилась ворона на поиски пищи. Не долго она кружила, увидела падаль, наклевалась вдоволь, повернула обратно. Встретили ее люди и глазам не поверили: улетала птица белая, а вернулась - черная. А когда узнали, что наелась она падали, то выгнали прочь из чума. Потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости такой опускаться нельзя. Прогнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона - первая вестница весны на Севере. И еще, наверное, потому, что помнят люди те времена, когда все жили в мире и благополучии, а ворона была белой птицей. Так повествует хантыйская легенда, древняя, как сам народ, сложивший ее. В хантыйских и мансийских преданиях вороны считаются покровительницами женщин и детей. Мокрый цап (опилки и стружки из мягкой древесины, которые насыпали в детскую люльку) обычно складывались в одно место на окраине селения под пеньком. И ворона, прилетев с юга, в холодные дни садилась на эту кучку преющего цапа и грела свои озябшие лапки. А когда улетает ворона в теплые края, то на прощание пролетает над селением и приговаривает: «Пусть больше появляется на свет мальчиков, пусть больше появляется на свет девочек. Когда я вернусь сюда весной, будет где мне лапки свои погреть». Изначально праздновался в день прилета ворон. Позднее он стал отмечаться 7 апреля, на Благовещенье. Старые люди говорят, что ворона - хорошая птица, она радуется рождению детей.
“У северных народов есть исторические корни, а значит и будет будущее!”, даже несмотря на то, что культура и традиционный образ жизни образ ханты и манси подверглись сильнейшим деформациям.
«Заячьи прыжки».
Подвижная игра Ход игры: Игра проводится в любое время года: летом – на песке, зимой – на мягком снегу. Играют дети и подростки. Дистанция для прыжков произвольная и определяется перед прыжками по договоренности между участвующими. Игра способствует развитию силы ног, прыгучести, координации движений, ловкости. Описание. Перед игрой определяют дистанцию, в начале которой проводится стартовая линия, а в конце – линия финиша, или любой предмет, до которого надо допрыгнуть. Все участники становятся у стартовой линии, принимают исходное положение – стоя, ноги врозь. По команде все участники начинают выполнять «заячьи прыжки», стараясь как можно быстрее без ошибок преодолеть всю дистанцию. Кто сделает это первым, тот становится победителем. Сами же «заячьи прыжки» выполняются так: от линии старта игрок отталкивается двумя ногами и приземляется на одну (любую) ногу, затем, оттолкнувшись ею, приземляется опять на две ноги и так далее. Если участник нарушает чередование положения ног во время исполнения «заячьих прыжков» – он выбывает из игры.
«Медведь».
Подвижная игра. Ход игры:
«Медведь» – ребенок сидит в «берлоге». Он спит. Дети подходят к нему и говорят слова:
Медведушка – бабушка,
Медведушка – бабушка,
Твою чернику собираем,
Твою бруснику выбираем.
Хорошую ягоду себе берем, Плохую выбрасываем.
Медведь «просыпается» и бежит за детьми. «Олени». Подвижная игра. Играющие договариваются о грани
«Стой, олень! (Сувт, кэр)».
Подвижная игра. Ход игры: Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки. После сигнала «Беги олень»» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «Стой олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игру заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей. Правила игры: разбегаться можно только по сигналу «Беги олень!». Осаленные отходят в условное место. Салить надо осторожно.
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Социальная акция
«Покорми птиц»
г. Нефтеюганск- 2022
Информационная справка
о проведённой социальной акции «Покорми птиц»
Дата: 28.02. 2022 г.
Приказ №171 от 28.02.2022 г.
Участники: обучающиеся 1-4 класса
Цель: Обучающийся со сформированными знаниями о необходимости заботится о птицах в зимнее время года.
Задачи:
- закрепление умений самостоятельно вешать кормушки и кормить птиц (насыпать корм в кормушку);
- воспитание экологической культуры посредством социальной акции «Покорми птиц».
Ход акции:
- Инструктаж по правилам безопасного поведения во время прогулки.
- Экскурсия на школьную экологическую тропу.
- Чтение обучающимися стихов, загадок о птицах, развешивание кормушек (совместно с педагогами и родителями).
.
- Подведение итогов акции.
Результаты: В результате проведения акции «Покорми птиц» обучающиеся узнали о правилах экологической культуры по отношению к обитателям нашего края – птицам, научились самостоятельно вешать кормушки и кормить птиц.
Вывод: Цель и задачи акции реализованы.
Предварительный просмотр:
План
проведения недели начальных классов «Букваренок»
Сроки проведения: 01.03.2022 г. – 04.03.2022 г.
№ | Содержание | Сроки | Ответственные |
1. | Заседание методического объединения учителей начального уровня обучения и учителей индивидуального обучения на дому «Планирование недели начальных классов» | 28.02.22 г. | Коновалова Н.В. Морозова В.М. Фирсова Т.Г. |
2. | Линейка, посвященная открытию недели начальных классов | 01.03.2022 г. | Багатова А.Ш. Каюмова С.Ю. |
3. | День русского языка и чтения
| 02.03.2022 г. | Андреева А.М. Сатиаджиева Н.И. Гумарова Р.М. Каюмова С.Ю. Титова Н.А. Багатова А.Ш. Самиева Л.А., учителя индивидуального обучения на дому Жюри: Тимербаева З.А. Каюмова С.Ю. Усольцева Т.А. Андреева А.М. Сатиаджиева Н.И. Волкова Э.А. Султанова Г.А. Титова Н.А. Филина В.П., Фирсова Т.Г., Зверева И.В., Ким Л.П., Гайсина Э.А., Гизатуллина Н.Р. |
5. | День окружающего мира Игра по станциям
| 03.03.2022 г. | Багатова А.Ш. Сатиаджиева Н.И. Титова Н.А. Каюмова С.Ю. Дудинов А.Л. Озеров П.В. |
7. | Экскурсия в библиотеку «Семейного чтения» Оформление выставки по результатам проведения недели начальных классов | 23.11.19г. | Каюмова С.Ю. Классные руководители Классные руководители Андреева А.М. Багатова А.Ш. Сатиаджиева Н.И. Титова Н.А. |
8. | Линейка, посвященная закрытию недели начальных классов | 26.11.19г. | Багатова А.Ш. Каюмова С.Ю. |
9. | Анализ проведения недели начальных классов «Букваренок» | 30.11.19г. | Морозова В.М. Фирсова Т.Г. |
Предварительный просмотр:
.
Дополнительная образовательная программа логопедического кружка
«Говоруны»
для детей 5-7 лет
на 2020 - 2021 учебный год
Учитель-логопед
Каюмова С.Ю.
п. Сингапай
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка | 5 |
2. | Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы | 9 |
2.1. | Этапы коррекционно-развивающей работы по звукопроизношению | 9 |
2.2. | Структура проведения логопедических занятий | 14 |
3. | Содержание дополнительной образовательной программы | 16 |
3.1. | Организация образовательного процесса | 16 |
4. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 16 |
5. | Ожидаемы результаты или критерии оценки, или достижений детей | 18 |
5.1. | Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы | 18 |
5.2. | Диагностика уровня коррекционно-логопедических навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках дополнительного образования | 19 |
6. | Список используемой литературы | 20 |
Приложение 1 | 21 | |
Приложение 2 | 22 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: коррекционно-развивающая.
Возраст: старший дошкольный возраст.
Срок реализации: 1 год.
Дошкольный период – важный период в становлении личности ребёнка. Без чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к четырём – пяти годам, но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Мы часто наблюдаем детей, речь которых детей мало понятна окружающим, отдельные звуки не произносятся, попускаются и заменяются другими. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии ребёнка.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Для формирования правильного произношения необходимо выполнять специальные упражнения многочисленных мышц лица, языка, губ, челюстей – артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Метод воспитания речи путём артикуляционной гимнастики признан великими теоретиками и практиками в логопедии М.Е. Хватцевым, М.В. Фомичёвой, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.
- ребёнка органы артикуляции развиты ещё слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.
Актуальность. За последние годы резко возросло количество детей, имеющих ту или иную речевую патологию. Среди них есть многочисленная группа детей, страдающих фонетико – фонематическим недоразвитием речи. Фонетико – фонематическое недоразвитие речи рассматривается как нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. Фонетико – фонематическое недоразвитие речи имеет место при таких формах речевых расстройств как: дислалия, дизартрия или стёртая дизартрия, ринолалия. У детей с ФФНР интеллект и биологический слух не нарушены.
Однако отмечается ряд особенностей мыслительной деятельности вторичного характера. Так, внимание носит неустойчивый характер, отмечаются трудности концентрации, переключаемости. Объём слухо-речевой памяти, нередко, снижен. Формирование навыков самоконтроля и планирования собственной деятельности запаздывает. Комплексный характер проблем в структуре ФФНР обуславливает значимость и востребованность образовательных программ, направленных на преодоление данных нарушений у детей дошкольного возраста.
Направленность дополнительной образовательной программы. Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (детей 5 – 7 лет). Учитывая возрастные особенности данной группы детей, основной акцент в работе сделан на применении игровых методов, широкое использование наглядных средств, а также рациональную смену видов деятельности в ходе каждого занятия. В ходе проведения занятий с детьми, предусмотрено выполнение творческих домашних заданий: систематическое повторение комплекса артикуляторной гимнастики, повторение слоговых рядов, слов, чистоговорок, заучивание стихов, составление рассказов на стадии автоматизации звука. Предлагаются задания на развитие графических навыков (обводка, штриховка). Сочетание специально организованных занятий и продуктивной домашней работы способствует более успешному и скорому усвоению речевых навыков. В связи с этим проводится консультационная работа с родителями детей, даются рекомендации, анализируются результаты коррекционной работы.
Цель представленной программы: создание оптимальных условий для коррекции нарушения звукопроизношения, недоразвития фонематических процессов, а также оптимизации развития лексико – грамматического строя речи и навыков связной речи.
- соответствие с поставленной целью нами был выделен ряд задач:
Образовательные:
- Сформировать и закрепить правильный артикуляторный уклад звуков, отсутствующих/дефектно произносимых;
- Развивать фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа и синтеза, фонематические представления;
- Расширить представления о подходах к дифференциации звуков;
- Сформировать навыки слогового анализа и синтеза;
Развивающие:
-Развивать слуховое восприятие и слухо-речевую память;
- Обогащать словарный запас и навыки грамматически правильного оформления высказывания.
Воспитательные:
- Сформировать у детей положительную мотивацию к логопедическим занятиям;
- Активизировать коммуникативную деятельность детей.
- Воспитывать интерес к изучению различных языковых явлений.
Необходимо отметить, что постановка, автоматизация и дифференциация звуков проводятся поэтапно. Сами этапы и их последовательность неизменны для различения групп звуков. Общими являются требования к подбору речевого материала. Ожидаемые результаты работы связаны с повышением уровня развития фонематических процессов (сформированность слухопроизносительной дифференциации оппозиционных звуков, владение навыками аналитико – синтетической деятельности: простыми и сложными формами, включая фонематические представления), нормализацией звукопроизношения, совершенствованием лексико-грамматического строя речи, оптимизацией навыков связной речи. Важным предполагаемым результатом является создание предпосылок для успешного овладения навыками языкового анализа и синтеза.
Ожидаемые результаты
В результате успешного освоения программного содержания у детей будут сформированы:
-правильный артикуляторный уклад звука, отсутствующих/дефектно произносимого;
-навыки фонематического анализа и синтеза, фонематические представления; - навыки слогового анализа и синтеза;
-представления об акустических и артикуляторных характеристиках речевых звуков.
Будут развиты:
- слуховое восприятие и слухо-речевая память;
- общие речевые умения и навыки (речевое дыхания, навыки дикции, интонационное оформление речи);
- словарный запас и навыки грамматически правильного оформления высказывания;
- навыки коммуникативной деятельность во взаимодействии с педагогом и сверстниками;
- интерес к изучению различных языковых явлений.
Форма проведения занятий: индивидуальная
Количество занятий: 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц
Каждое занятие включает в себя:
- артикуляционные упражнения;
- пальчиковые игры и упражнения;
- дыхательные и голосовые упражнения;
- дидактические игры на развитие фонематического слуха.
Продолжительность занятий – 20 минут;
Периодичность занятий - 2 раз в неделю;
Расписание индивидуальных логопедических занятий – приложение 1
Схема организации занятий.
Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие, которое строится по схеме:
- дидактическая игра, создающая мотивацию;
- затруднения в игровой ситуации;
- открытие нового знаний и умений;
- воспроизведение нового в типовой ситуации;
- повторение и развивающее задание;
- итог занятия.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учитывая специфику нарушений устной речи, планирование индивидуальной образовательной деятельности проводится в следующем объеме:
№ | Этап работы | Количество |
п/п | часов | |
1 | Диагностический | 1 |
2 | Подготовительный | 4 |
3 | Формирование произносительных навыков | 58 |
4 | Итоговая диагностика | 1 |
Итого | 64 |
Обоснованность выбора количества часов:
Продолжительность работы по коррекции звукопроизношения во многом обусловлена количеством нарушенных звуков и индивидуальными особенностями ребенка.
3.1.Этапы коррекционно-развивающей работы по звукопроизношению
1 этап – Диагностический
Задачи:
а) диагностика уровня сформированности разных сторон речи;
б) углубленное изучение недостатков тех или иных компонентов речевой системы, анализ качественной специфики недостаточности речевого развития;
в) выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах;
г) констатация общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной логопедической работы.
2 этап - Подготовительный
Задачи:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование физиологического и речевого дыхания;
г) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
д) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики.
3 этап – Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранение дефектов звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1). Постановка звуков в такой последовательности:
(Изменения допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями детей и способствуют успешному продвижению в коррекционной работе)
- свистящие [с], [с´], [з], [з´],[ц] ;
- шипящие [ш], [ж], [ч], [щ].
- соноры [л], [л´], [р], [р´];
Способ постановки смешанный
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
- для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
- для [р], [р´]: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Барабанщик», «Грибок», «Гармошка», «Пулемет»;
- для [л]: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах :
а) з [ш], [ж], [с´], [з´], [л] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;
б) [ц], [ч], [щ], [л] — наоборот, сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) [р], [р´] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию языка.
3). Автоматизация каждого исправленного звука в словах (проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности).
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
4). Автоматизация звуков в предложениях
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.
5) Дифференциация звуков:
- С — З, С – Сь, С — Ц, С — Ш;
- Ж — З, Ж — Ш;
- Ч — ТЬ, Ч — СЬ, Ч — Щ;
- Щ — Сь, Щ — Ть, Щ — Ч, Щ — Ш;
- Р — Л, Р — РЬ, РЬ — ЛЬ, РЬ — Й, ЛЬ — Л.
6). Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. Д.).
7). Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза слов идет параллельно с коррекцией звукопроизношения.
8). Систематические упражнения на развитие внимания, мышления и памяти, в том числе и речеслуховой на отработанном материале.
9). Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
- Грамматические упражнения.
- Нормализация просодической стороны речи.
- Обучение рассказыванию.
4 этап – Итоговая диагностика
Задачи:
а) проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане);
б) определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив.
№ п/п | Название темы (раздела) | Содержание учебного раздела | Кол-во часов |
1 этап – Диагностический | |||
1 | Первичное | * Обследование состояния | 1 | ||
обследование | артикуляционного аппарата. | ||||
Состояние | * Обследование особенностей | ||||
звукопроизношения. | Моторики артикуляционного | ||||
аппарата. | |||||
* Обследование произношения | |||||
звуков (изолированное и в | |||||
самостоятельной речи). | |||||
2 этап – Подготовительный | |||||
2 | Общая и речевая | * Работа над развитием | 4 | ||
моторика | координации движений. | ||||
* Развитие мелкой моторики. | |||||
* Развитие физиологического и | |||||
речевого дыхания. | |||||
* Развитие артикуляционной | |||||
моторики. | |||||
3 этап. Формирование произносительных умений и навыков | |||||
3 | Постановка и | * Обучение осознанию звуков | 20 | ||
автоматизация | как определенной | ||||
свистящих звуков | последовательности | ||||
(С,СЬ, З, ЗЬ, Ц ) | артикуляционных поз. | ||||
* Выполнение | |||||
артикуляционных упражнений | |||||
для подготовки к постановке | |||||
звуков. | |||||
* Вызывание и постановка | |||||
звуков с механической | |||||
помощью и без. | |||||
* Закрепление произношения | |||||
поставленных звуков: | |||||
-в слогах; | |||||
- в словах; | |||||
- в предложении; | |||||
- в тексте; | |||||
- в пословицах, поговорках, | |||||
стихах. | |||||
* Дифференциация звуков в | |||||
произношении. | |||||
4 | Постановка и автоматизация шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ ) | * Обучение осознанию звука как определенной последовательности артикуляционных поз. * Выполнение артикуляционных упражнений для подготовки к постановке звуков. * Вызывание и постановка звуков с механической помощью и без. * Закрепление произношения поставленных звуков: -в слогах; - в словах; - в предложении; - в тексте; - в пословицах, поговорках, стихах; - в скороговорках; - в спонтанной речи | 20 | ||
5 | Постановка и автоматизация сонорных звуков (Л, ЛЬ, Р, РЬ, ) | * Обучение осознанию звука как определенной последовательности артикуляционных поз. * Выполнение артикуляционных упражнений для подготовки к постановке звуков. * Вызывание и постановка звуков с механической помощью и без. * Закрепление произношения поставленных звуков: -в слогах; - в словах; - в предложении; - в тексте; - в пословицах, поговорках, стихах; - в скороговорках; | 20 | ||
4 этап. Диагностический | |||||
6 | Итоговое обследование звукопроизношения | * Обследование произношения звуков (изолированное и в самостоятельной речи). | 1 | ||
Итого | 64 |
3.2. Структура проведения логопедических занятий
Структура логопедического занятия на этапе постановки звуков
1. Организационный момент
2. Артикуляционная зарядка (общие, специальные упражнения, упражнения по развитию силы голоса и выдоха)
3. Объявление темы занятия
4. Постановка звука (по подражанию, от сохраненной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием)
5. Анализ артикуляции по плану:
- положение губ;
- положение зубов;
- положение языка (кончика, спинки, корня);
- участие голосовых складок;
- характер выдыхаемой струи.
6. Закрепление изолированного звука: проговаривание, игры на звукоподражание.
7. Развитие фонематического восприятия – опознавание звука:
- в ряду изолированных звуков, отдаленных по артикуляционным и акустическим характеристикам;
- в слогах;
- в предложениях;
- в тексте.
8. Закрепление произнесения звука в слогах.
9. Итог занятия
Качественный анализ, заключительное проговаривание, оценка работы ребенка с положительной психологической направленностью.
Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука
1. Организационный момент
2. Артикуляционная зарядка (специальные артикуляционные упражнения )
3. Объявление темы занятия
4. Произношение изолированного звука
5. Анализ артикуляции
6. Характеристика звука
7. Связь звука с буквой
8.Развитие фонематического слуха
9.Закепление звука в слогах.
Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись, чтение.
10. Закрепление звука в словах;
11. Закрепление звука в предложении.
12. Закрепление звука в тексте.
13. Итог занятия
Качественный анализ, оценка работы ребенка с положительной психологической направленностью.
Структура логопедического занятия на этапе дифференциации звуков
1. Организационный момент.
2. Объявление темы занятия.
3. Проговаривание изолированно звуков, которые различаются.
4. Анализ артикуляции звуков по плану, с выделением общих и различных моментов артикуляции.
5. Характеристика звуков.
6. Связь звуков и букв.
7. Развитие фонематического слуха.
8. Дифференциация звуков в слогах.
9. Дифференциация звуков в словах.
10. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, выделение данных звуков из слов.
11. Дифференциация звуков в тексте.
12. Итог занятия
Качественный анализ, оценка работы ребенка с положительной психологической направленностью.
Каждая часть занятия предусматривает вариативность используемых заданий. Исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов в структуру занятия логопед может вносить изменения.
4.СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа содержит описание организации и содержания дополнительной коррекционной работы с детьми старшего возраста с ОНР в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Так же в программе предусмотрены:
- Практические задания для развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве;
- *Выполнение пальчиковых игр и упражнений в соответствии с тематическим планом;
Учитывая возрастные особенности дошкольников и особенности здоровья, овладение разными навыками на разных этапах, обеспечивается средствами реализации следующих задач:
-Артикуляционные образы и артикуляционные упражнения в картинках со стихами.
-Логопедические попевки (аудио)
-Пальчиковые игры.
-Мячи, колечки Су – джок для массажа пальчиков.
-Дыхательные упражнения (картотека).
-Стишки, скороговорки для улучшения дикции (картотека, презентации).
-Игры на развитие фонематического слуха (картотека, презентации).
-Практические задания на развитие зрительного восприятия и ориентировки в пространстве.
4.1. Организация образовательного процесса
Последовательность изучения звуков, количество занятий, отведённое на каждый звук, определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей и может меняться по усмотрению учителя-логопеда. Набор детей для индивидуальных занятий осуществляется по запросу родителей (законных представителей), рекомендациям учителя-логопеда.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Используется комплексный подход в выборе эффективных методов и приёмов образовательной и воспитательной работы. В зависимости от содержания занятий, степени подготовленности детей и их заинтересованности на различных стадиях образовательного процесса используются различные методы и приёмы. От правильности выбора метода или приёма зависит успешность освоения детьми разделов и тем программы.
Словесные методы включают в себя объяснение нового материала, беседу, инструктаж детей по работе с различным материалом. В структуре одного занятия может быть использовано несколько словесных методов: объяснение, беседа, инструктаж, анализ артикуляторных и акустических характеристик звука, звукового/слогового состава слова.
Наглядные методы активное использование данной группы методов во многом определено возрастными особенностями детей, занимающихся по программе. Использование наглядного материала активизирует деятельность разных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного), это, в свою очередь, способствует более прочному закреплению новых условных связей при формировании артикуляции звуков, навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
Практические методы являются основными в реализации данной образовательной программы, обеспечивая непосредственное ознакомление дошкольников с артикуляторным укладом и акустическими характеристиками звуков, умения анализировать звукобуквенные связи, овладеть навыками, лежащими в основе формирования письменной речевой деятельности в будущем.
Репродуктивные (воспроизводящие) методы направлены на закрепление у детей представлений и практических умений посредством включения игровых заданий и упражнений (дыхательная гимнастика, артикуляторная гимнастика).
Частично-поисковый (эвристический) метод основан на самостоятельной деятельности ребенка, направленной на переработку информации с целью выявления противоречий и возникающих в соответствии с ними проблем, а так же поиск путей решения этих проблем и анализ результатов. Например, включение комбинированных заданий помогает детям научиться самостоятельно выбирать способы достижения положительного результата, основанные на гибком использовании простых и сложных форм звукового анализа, активизации словарного запаса (смысловая догадка, актуализация конкретных семантических полей).
Контроль учёт знаний и умений. Контроль и учёт знаний и умений осуществляется за счёт проведения мониторинга, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми программы:
- чистота звукопроизношения;
- автоматизация звуков в речи;
- умение строить предложения;
- умение произносить монолог, чётко высказываться;
- умение вступать в диалог;
Виды контроля и мониторинг:
Вводный – проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом(ФГОС);
Текущий – проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме;
Итоговый – проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Продуктивная деятельность организации детей:
- пальчиковый театр;
- развлечение с родителями «Мой весёлый язычок»;
- игра-инсценировка «Кто лишний и почему?»;
- открытый показ кружкового занятия по теме «Слова синонимы, антонимы»;
- конкурс чтецов;
- выступление – рассказывание по ролям.
6.1. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
Система получения точных данных о достижении детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивается посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации.
Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются 34 проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.
Мониторинг проводится в целях:
- выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда ФГОС ДО;
- определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;
- качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей;
По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии детей, прошедших курс логопедических занятий.
Используемые методики:
∙ Н. В. Нищева Примерная адаптированная программа коррекционноразвивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО)
∙ О.Б. Иншакова Альбом для логопеда – М., Владос, 1998г. (иллюстрированный материал для обследования устной речи детей).
∙ О.И. Крупенчук Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста – С-Пб., Литера, 2011г.
6.2.Диагностика уровня коррекционно-логопедических навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках дополнительного образования
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:
1. Состояние звукопроизношения.
2. Состояние фонематических процессов.
3. Состояние навыка звукового анализа.
4. Состояние активного словаря.
5. Состояние грамматического строя речи.
6. Состояние связной речи.
Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей, занимающихся с логопедом, заполняются речевые карты воспитанников и применяется система оценки состояния речевого развития детей (Приложение 2).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
- Дигностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. – СПб., 2000
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
- Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М., 1998.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. – М., 1998
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПБ., 2001.
- Лопухина И. В . Логопедия. Речь. Ритм. Движение. – СПб 1995.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – Минск, 1997.
- Филечева Т. Б., Чиркина Г.В. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.
- Филечева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993.
10.Филечева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1999
Список литературы, рекомендованный родителям.
- Ковшиков В.А. Исправление нарушений различных звуков. СПб., 1995.
- Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей.М., 1999.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради для закрепления произношения звуков: “л”, “р”, “с”, “з”, “ш”, “ж”, “щ”, “ч”, “ц” М., 1999-2000.
- Корнев А.Н. , Старосельская Н.Е. Как научить ребёнка говорить, читать и думать СПб., 1999
- Репина З.А. , Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург 2000.
- Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения М., 2000.
- Филичева Т.Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. Екатиринбург 2000.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Емельяновский детский сад «Радуга» комбинированной направленности
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ «Радуга»
__________________ А.А. Кадач
Приказ №___ от «__»______2019г.
.
Расписание индивидуальных логопедических занятий дополнительной образовательной программы логопедического кружка «КаРкуша»
для детей 5-7 лет
День недели | Время занятий |
Понедельник | 1. 16.30- 16.50 2. 17.00-17.20 3.17.30-17.50 4.18.00-18.20 5.18.30-18.50 |
Вторник | 1. 16.30- 16.50 2. 17.00-17.20 3.17.30-17.50 4.18.00-18.20 5.18.30-18.50 |
Среда | 1. 16.30- 16.50 2. 17.00-17.20 3.17.30-17.50 4.18.00-18.20 5.18.30-18.50 |
Четверг | 1. 16.30- 16.50 2. 17.00-17.20 3.17.30-17.50 4.18.00-18.20 5.18.30-18.50 |
Пятница | 1. 16.30- 16.50 2. 17.00-17.20 3.17.30-17.50 4.18.00-18.20 5.18.30-18.50 |
Количество детей в группе-15. Индивидуальные занятия- 2 раза в неделю, продолжительностью 20 минут.
* Требования СанПиН 2.4.1.3049-13 п.п.11.11- перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Приложение 2
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
(от 5 до 7 лет)
АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ
Фамилия, имя, отчество ребенка __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________
Национальность (наличие двуязычия)_________________________________________
Домашний адрес____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Откуда поступил ________________________________________________________________________
Дата поступления__________________________________________________________
ФИО родителей, место работы, должность, рабочий телефон
Мать_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Отец_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты___________________Логопед________________________________________
АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Мать (возраст при рождении ребенка)___________________ Отец (возраст при рождении ребенка) _________________ _______________________________________
Заболевания в семье __________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
От какой беременности по счёту ребенок_________________ Протекание беременности
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Роды __________________________________________________________________________
Стимуляция _________________________________________ Когда закричал ребенок ____________________________
Особенности при рождении _________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вес и рост при рождении _____________________________ На какой день принесли кормить ___________________
Нарушены ли сосательные, глотательные, хватательные рефлексы ____________________________________________
РАННЕЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ __________________________________________________________________
Когда стал держать головку _____________________________ Когда стал сидеть________________________________ Когда стал ходить ________________
Когда появились зубы__________________________________ Количество зубов к году__________________
РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ _______________________________________________________________________
Гуление ____________________________________________ Лепет __________________________________________
Первые слова ________________________________________ Первые фразы ______
Темп речевого развития _________________________________________________________________________
Была ли перегрузка речи, много ли разучивалось с ним стихотворений, сказок ________________________________________________________________________
Не прерывалось ли речевое развитие ______________________________________________________________________
Отмечались ли после 3х лет речевые дефекты (какие?)_________________________________________________________________
Занимались ли ранее с логопедом __________Результаты логопедической работы________________________________
Как ребёнок относится к речевому дефекту _______________________________________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту ребёнка _______________________________________________________
УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ __________________________________________________________________________
Общие сведения о семье __________________________________________________________________________
Речевая среда __________________________________________________________________________
Социальная среда __________________________________________________________________________
Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений, отношение к ребенку__________________________________________________________________
Перенесенные заболевания до года:_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________после года:________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Внимание __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Восприятие __________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В сторонах собственного тела __________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пространственные понятия___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Временные представления ________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Память __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Мышление __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Особенности развития игровой и перцептивной деятельности______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отношение к занятиям __________________________________________________________________________
Обучаемость __________________________________________________________________________
РЕЧЕВАЯ МОТОРИКА
МИМИЧЕСКАЯ МУСКУЛАТУРА _____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА _________________________________________________________________________
Губы __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Зубы __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Прикус _________________________________________________________________________
Твёрдое нёбо______________________________________________________________________
Мягкое нёбо __________________________________________________________________________
Язык __________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Подъязычная связка («уздечка») _________________________________________________________________________
Саливация __________________________________________________________________________
Дыхание __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Голос_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Речь _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Темп _________________________________________Ритм________________________
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ
ВВОДНАЯ БЕСЕДА __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ (понимание обращённой речи)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ (активное устное высказывание)
__________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Предметный словарь __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Словарь признаков _______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Глагольный словарь __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Наречия _________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Навыки составления предложения _____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Имя существительное
Навыки словообразования__________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Навыки словоизменения по падежам _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
по числам ________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Имя прилагательное
Навыки согласования с существительным __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Навыки образования прилагательных _____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Повторение слов __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Повторение предложений __________________________________________________________________________
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ____________________________________________________________________________________________________________________________
Звуки | Характер произношения звуков (отсутствие, искажение, замены, вариативные замены, смешения) |
С | |
С | |
3 | |
3 | |
Ц | |
Ш | |
Ж | |
Щ | |
Ч | |
Л | |
Л | |
Р | |
Р | |
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дифференциация звуков __________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дифференциация слогов ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дифференциация слов __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЯЗЫКОВЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пересказ __________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Составление рассказа
по сюжетной картине __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
по серии сюжетных картин __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________
________________________________________________________________________
Логопед:____________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...