САМОВОЛЬНЫЕ УХОДЫ ДЕТЕЙ ИЗ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
статья

Оюшина Елена Геннадьевна

Социально-педагогическая статистика дает информацию об увеличении случаев самовольных уходов несовершеннолетних приемных детей из дома (причем из благополучных приемных семей). Казалось бы, ребенок, который пережил однажды распад кровной семьи, должен ценить новую семью и дорожить ею, а он ушел из дома. Хуже всего, если родители не смогут справиться с чувством: «Мы его приютили, а он, неблагодарный, нам так отплатил».

Поэтому необходимо разобраться, что же произошло.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samovolnye_uhody.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

САМОВОЛЬНЫЕ УХОДЫ ДЕТЕЙ ИЗ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ.

Социально-педагогическая статистика дает информацию об увеличении случаев самовольных уходов несовершеннолетних приемных детей из дома (причем из благополучных приемных семей). Казалось бы, ребенок, который пережил однажды распад кровной семьи, должен ценить новую семью и дорожить ею, а он ушел из дома.

Хуже всего, если родители не смогут справиться с чувством: «Мы его приютили, а он, неблагодарный, нам так отплатил».

Поэтому необходимо разобраться, что же произошло.

Основными причинами самовольного ухода детей из дома являются:

  • конфликты с родителями или новыми братьями и сестрами, когда ребенок остро чувствует, что он неродной, и уход из дома становится формой протеста;
  • трудности в школьной адаптации, как правило, в новом школьном коллективе, ведь ребенок чаще всего переходит в школу по своему новому месту жительства;
  • возрастной кризис, который рано или поздно переживают все дети;
  • стремление к самостоятельности, желание высвободиться из-под жесткого контроля со стороны родителей;
  • отклонения в психическом развитии ребенка, склонность к бродяжничеству (такая склонность проявляется, как правило, в первый год пребывания ребенка в принимающей семье);
  • безнадзорность со стороны родителей;
  • воздействие различного рода неформальных объединений и сект;
  • неблагоприятные условия социальной среды (пьянство одного из родителей, скандалы, драки – и такое случается в принимающих семьях).

Еще одной из причин ухода дочери или сына от родителей является несправедливое наказание, неадекватное их поступку.

Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует, т.е. ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же.

Что делать взрослому

  • Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте – он еще ребенок.
  • Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков. Выбирайте наказание, адекватное проступку.
  • Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».
  • Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.

Когда ребенок начинает взрослеть, наша любовь к нему должна приобрести другую форму по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве.

Если маленькому ребенку необходим, прежде всего, хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, контроль, то теперь любовь в принятии и поддержке его как личности, самостоятельной и индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь.

 Дети, пришедшие в семьи из интернатных учреждений, испытывают последствия устойчивой психической неудовлетворенности в потребностях. Эта неудовлетворенность выражается в следующих типах поведения: «Стремящиеся к компенсации» (активно ищут выход из создавшегося положения), «Подавленный» тип (характеризуется уходом в себя от травмирующей его ситуации), «Хорошо приспособленный» (склонен находить достаточно стимулов для своего развития в условиях воспитания в интернатных учреждениях). Уходы из семей, взявших детей на воспитание, могут быть связаны с трудностями адаптации в новых для них условиях.

 «Стремящиеся к компенсации» - уходят из семьи по причинам:

  1. Недостаток внимания взрослых к ребенку;
  2. Чрезмерная перегрузка от общения со сверстниками (из семей);
  3. Узкий круг социальных контактов (дом, школа);
  4. Тревога не оправдать ожидания взрослых;
  5. Страх наказания;
  6. Поиск авторитета;
  7. Удовлетворение собственных амбиций.

 

«Подавленный» тип  покидает семью по следующим причинам:

  1. Гиперопека;
  2. Эмоциональная усталость;
  3. Стремление к одиночеству;
  4. Завышенные требования взрослых;
  5. Боязнь не оправдать доверие;
  6. Школьная тревожность.

 

«Хорошо приспособленный» тип детей стремиться уйти из-под контроля взрослых:

  1. Ностальгия по прежним условиям жизни, персоналу учреждения, сверстникам, друзьям;
  2. Предпочтение коллективных форм деятельности над индивидуальными;
  3. Незнание семейных ценностей;
  4. Страх одиночества;
  5. Непонимание требований взрослых;
  6. Недостаточное развитие навыков      самообслуживания.

При воспитании приемных детей необходимо учитывать:

 Вероятность самовольного ухода из дома очень высока у всех типов поведения детей.

 Условия жизни в учреждении очень отличаются от семейных. Адаптация к новым условиям часто проходит болезненно.

 

Не следует переоценивать самостоятельность воспитанников (например, умение расходовать карманные деньги). Специалисты рекомендуют менять образ жизни ребенка постепенно.

 Избегайте негативных отзывов о том, что дорого ребенку: об учреждении, о родителях, воспитателях.

Наблюдайте за ближайшим окружением ребенка (подросток, воспитанный вне семьи, стремится к взрослым компаниям).

 Подбирайте домашние поручения соответствующие возможностям ребенка, чтобы сформировать у него навыки самообслуживания.

 Предотвращайте ссоры и конфликты приемных и кровных детей (устанавливайте очередность пользования бытовыми, учебными и развлекательными предметами.)

Надо предотвращать ссоры и конфликты приемных и кровных детей (устанавливать очередность пользования бытовыми, учебными и развлекательными предметами.) Постоянно оказывайте помощь ребенку, пережившему горе потери близких.

Уходы из семьи, взявших детей на воспитание, могут быть связаны с трудностями адаптации в новых для них условиях.

Как разговаривать  с приемным ребенком

 . Мы можем говорить на одном языке, но плохо понимать друг друга. Для ребенка, переживавшего различные психологические травмы с раннего детства, очень важно принятие со стороны приемных родителей и других членов семьи. Чтобы показать ребенку, что ты его принимаешь, лучше всего и говорить с ним на так называемом языке принятия. Одну и ту же мысль можно выразить как на языке принятия, так и непринятия.

Над словарем языка принятия работала И. М. Марковская. Как же на нем говорить?

Например, на языке принятия мы оцениваем поступок, а не личность ребенка: оценка поступка («мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») и оценка личности («ты очень жадный мальчик»). Говорим с ним на «временном», а не на «постоянном» языке: временный язык («сегодня у тебя это задание не получилось») и постоянный язык («у тебя никогда ничего не получается как следует»). На языке поз и жестов, с помощью улыбки, взглядов, интонации мы также сообщаем о принятии и непринятии ребенка. Рассмотрим часто встречающиеся ситуации нежелания ребенка выполнить просьбу (задание) взрослого. Они создают для приемных родителей наибольшие трудности в воспитании. Взрослым нередко хочется, чтобы дети беспрекословно выполняли их приказы и поручения. Дети начинают выражать претензии, а мудрые родители должны вывести ситуацию из зоны конфликта.

Например:

– Тебе все можно, а мне ничего нельзя. (Ответ на языке принятия: «Давай поговорим, чего бы тебе хотелось, меня очень расстраивает, что ты так считаешь»; ответ на языке непринятия: «Ты надоел мне своим ворчанием»).

– Не надену куртку, даже если холодно. (Ответ на языке принятия: «Мне не хотелось бы, чтобы ты простудился. А куртка тебе нравится?»; ответ на языке непринятия: «Пока не наденешь, никуда не пойдешь»).

– Почему я должна выносить ведро? (Ответ на языке принятия: «У каждого из нас есть свои обязанности по дому, ты уже достаточно взрослая»; ответ на языке непринятия: «Лентяйка, как тебе не стыдно. Мы столько для тебя делаем»).

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В СЛУЧАЕ САМОВОЛЬНОГО УХОДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО РЕБЕНКА ИЗ СЕМЬИ

 Что делать в случае, если ребенок вовремя не вернулся с занятий и не отвечает на телефонные звонки:

-убедитесь, что ни в одном из известных вам мест возможного нахождения пропавшего, его нет;

-проверьте факт возможной госпитализации пропавшего ребенка через службу "Скорой помощи";

В случае, если принятые меры не привели к желаемому результату, незамедлительно обратитесь в отдел внутренних дел по месту жительства. Информация об исчезновении ребенка может быть передана в полицию и по телефону. Оператор дежурной смены службы "02" обязан принять сообщение или по просьбе звонящего назвать телефон дежурной части ближайшего территориального ОВД. Имейте в виду, что дежурным категорически запрещено отказывать в приеме заявлений об исчезновении человека — независимо от продолжительности его отсутствия и места предполагаемого исчезновения.

При личном обращении в отдел внутренних дел вам необходимо:

- иметь документы, удостоверяющие вашу личность, и документы, содержащие сведения о пропавшем ребенке;

- указать приметы пропавшего ребенка (рост, телосложение, цвет волос, черты лица, особенности походки, жестикуляции);
-  указать особые приметы (наличие и расположение шрамов, родимых пятен, татуировок, физических недостатков, травм);
 - указать приметы верхней и нижней одежды, а также вещей, которые приметы находились у пропавшего ребенка.

К заявлению необходимо приложить фотографию ребенка, сделанную незадолго до исчезновения. Откровенно отвечайте на все вопросы полицейских. Не скрывайте информацию о привычках ребенка, а также о круге его знакомств. Расскажите обо всех конфликтах, которые происходили в вашем окружении.

Постарайтесь подключить к поиску ребенка как можно больше ваших друзей, знакомых и сослуживцев. Обратитесь в редакцию местного телевидения с просьбой показать фотографию ребенка в ближайшем выпуске новостей. Если ребенок пропал за городом или в лесу, нужно организовать для его поисков как можно больше людей, в том числе работников лесхозов и спасателей МЧС. Используйте Интернет для распространения информации о пропавшем ребенке.

Если на улице вы столкнулись с чужим беспризорным ребенком: 

Не проходите мимо, не отворачивайтесь, делая вид, что не замечаете его.
Попытайтесь заговорить с ним, обратите внимание на его внешний вид, состояние здоровья, попробуйте выяснить, где он живет, кто его родители, почему он оказался на улице, где и с кем в настоящее время обитает, на что существует.
Постарайтесь помочь этому ребенку. Сообщите о нем в полицию, местный орган социальной защиты, специализированные социально-психологические службы.

При первом уходе ребенка из дома очень важно  определить причину произошедшего, решение которой на начальном этапе еще может исправить положение, восстановить отношение в семье.

Общие рекомендации и порядок действий по возвращении ребенка

Учитывая высокий риск угрозы безопасности ребенка во время его отсутствия в учреждении, можно понять весь спектр чувств взрослых, несущих ответственность за воспитанника учреждения. Это и страх, и тревога, и беспокойство, и высокий уровень стресса, перенесенный во время поисков ребенка и т.д.

Однако стоит помнить, что важно по возвращении ребенка – показать, что самое главное – это то, что ребенок вернулся домой целым и невредимым.

  • связи с этим, важной представляется работа по отреагированию негативных эмоций сотрудников, отвечающих за ребенка. Работа с этими эмоциями должна быть проведена с участием психолога или самостоятельно прежде, чем начнется работа с вернувшимся ребенком.

По возвращении ребенка взрослым запрещается:

- Повышать голос на ребенка

- Оскорблять или обвинять ребенка

- Закрывать ребенка в помещениях учреждения

- Хватать ребенка с силой, удерживать руками

- Вести морализаторские разговоры

- Читать нравоучения

-Угрожать ребенку

По возвращении ребенка взрослым рекомендуется:

- Заранее отреагировать негативные эмоции с помощью психолога или в педагогическом коллективе, без участия детей

- Выражать такие чувства, как радость или облегчение, что ребенок вернулся

- Определить возможный вред, от которого мог пострадать ребенок и предпринять соответствующие действия по устранению последствий этого вреда.

- Понять и среагировать на причины, по которым ребенок убежал.

- Помочь ребенку почувствовать себя в безопасности, понять, как можно было

предотвратить побег.

По возвращении несовершеннолетнего проводится выявление причин ухода, проблем в организации его жизнедеятельности

РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТАМ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

Основные формы работы с родителями составляют выступления специалистов на родительских собраниях и университетах,   тематические консультации.

Основная цель: научить родителей быть родителями - воспитателями, друзьями своим детям, рассказать родителям о многообразии мира ребенка, о его особенностях. Просвещение дает родителям учащихся необходимые знания не только о возрастных особенностях детей, но и психологическом состоянии ребенка, о путях взаимодействия с ребенком, особенно с детьми асоциального поведения, учит родителей любить своих детей, вне зависимости от их поведения или состояния их учебы, находить прекрасное и отталкивать все недоброжелательные явления.

В целом, сущность профилактики ранних побегов из дома состоит в правильной ориентации родителей. Необходимо разъяснить взрослым, что ребенок нуждается в поддержке, сочувствии, в возможности личностного самовыражения, а не в авторитарном давлении.

Особое место занимает коррекционно-развивающая работа, включающая семинары-практикумы, тренинги для родителей и учащихся. Используется следующая примерная тематика таких занятий: «Профилактика, управление и разрешение конфликтов в семье подростков», «Правовая компетентность родителей: ответственность родителей за воспитание ребенка», «Формирование навыков уверенного поведения, общения, разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками и взрослыми» и другие.

С учащимися, состоящими на разных формах учета, используются различные виды индивидуальной профилактической работы:

  • изучение особенностей личности подростков и коррекция их поведения;
  • посещение на дому с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий, а также каникулярное время, подготовкой к урокам;
  • посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;
  • индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;
  • вовлечение подростков в общественно - значимую деятельность через реализацию воспитательных акций и проектов.

Результатами развивающей и профилактической работы являются:

Для семьи:

  • оптимизация детско-родительских отношений;
  • формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
  • повышение уровня семейной культуры.

Для родителей:

  • формирование навыков конструктивного поведения;
  • осознание родительской роли и обязанностей;
  • совершенствование родительской эффективности;
  • безусловное принятие ребенка;
  • освоение роли поддерживающего родителя.

Для ребенка:

  • готовность к позитивным контактам со взрослыми;
  • овладение навыками сотрудничества, эффективного взаимодействия;
  • формирование позитивного образа семьи;
  • решение актуальных проблем развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка приёмным родителям для профилактики самовольных уходов детей из семьи

Журнал для заботливых родителей.http://www.za-partoi.ru/archive/Газета «Здоровье детей»http://zdd.1september.ru/Памятка Министерства образования Московской области...

Памятка действий для родителей по предупреждению самовольных уходов детей из дома.

Чтобы предупредить самовольные уходы детей из дома, родителям следует помнить о некоторых несложных действиях......

Профилактика самовольных уходов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Доклад представляет собой опыт работы образовательного учреждения в направлении профилактики самовольных уходов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В докладе обозначены аспекты дея...

профилактика самовольных уходов детей из дома

памятки и рекомендации родителям по профилактике самовольного ухода детей из дома...

Общешкольное родительское собрание на тему "Родителям о самовольных уходах детей из семьи. Причины и профилактика"

В последнее время данная проблема все чаще стала касаться многих семей. Что же происходит с нами и нашими детьми? Как можно изменить эту ситуацию, что мы, взрослые люди делаем не так? Дети очень воспр...

буклет "В случае самовольного ухода несовершеннолетнего ребенка из семьи"

Как предотвратить уход несовершеннолетнего из дома? Что делать, если побег ребенка произошел?...