Воспитательная программа "Мой мир"
план-конспект
Важнейшей целью современного отечественного образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Исходя из этого, целью воспитательной деятельности ГБОУ «РБНЛИ№1» является создание условий для самостоятельного осознанного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.
Данная система воспитательной работы «Мой мир» выстроена в соответствии с направлениями деятельности школы и государственной политики в сфере образования в целом. Поэтому ведущей концептуальной позицией воспитательной программы является методика коллективного творческого воспитания, автором которой является В.А. Караковский. Она ориентирована на личность школьника, его интересы и способности, и влияние коллектива на неё.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma_moy_mir.docx | 213.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная программа
Мой мир
Воспитание – великое дело: им решается судьба человека.
В. Белинский
Пояснительная записка
Важнейшей целью современного отечественного образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Исходя из этого, целью воспитательной деятельности ГБОУ «РБНЛИ№1» является создание условий для самостоятельного осознанного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.
Данная система воспитательной работы «Мой мир» выстроена в соответствии с направлениями деятельности школы и государственной политики в сфере образования в целом. Поэтому ведущей концептуальной позицией воспитательной программы является методика коллективного творческого воспитания, автором которой является В.А. Караковский. Она ориентирована на личность школьника, его интересы и способности, и влияние коллектива на неё.
На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен развиваться, совершенствоваться духовно, раскрывая паруса. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь, приобретая знания, опыт и умение решать жизненные проблемы.
Цель программы: содействие формированию образованной и творческой личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, знающей историю родного края, способной к самореализации и нравственному поведению в современной социальной ситуации.
Основные задачи программы:
- обеспечить каждому ученику коллектива определенный минимум знаний и умений, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни
-создание благоприятных условий для системной работы классного руководителя, активизации совместной деятельности органов самоуправления, родителей, общественных организаций, государственных учреждений в создании единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка;
-создание благоприятных условий в развитии познавательных, творческих и других способностей обучающихся;
-организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
-формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; формирование здорового образа жизни школьника;
-воспитание учеников в духе гражданственности, патриотизма на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края;
-поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива
- вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности
- диагностика, регулирование и коррекция развития учащихся , а также создание условий для развития у учащихся способностей к самоанализу, самооценке и саморазвитию;
-создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества;
-совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение
детской организации;
Реализация программы воспитания основана на принципах:
1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.
2. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.
3. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.
4. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.
4. Принцип коллективно – творческого дела. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.
5. Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности классного руководителя и обучающихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей. В основе этого принципа — определение общих целей педагога и обучающихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи;
6. Принцип гуманистической направленности воспитания Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
Программа предполагает в воспитательной работе основные направления:
- Нравственная гармония
- Самосовершенствование
- Трудолюбие
- Будь здоров!
- Мир прекрасного
- Самоуправление
- Дополнительное образование
- Семья
Формы и методы:
-беседа
-игровая (театральная)деятельность
-экскурсии
-практикум
-приучение
-поощрение
-общение
-педагогическое требование
Ожидаемые результаты
Результаты программы развития классного коллектива заключается в том, что воспитанники будут:
- порядочными и своими поступками не запятнают право называться человеком;
- сильными и преодолевающими все невзгоды и трудности
- мудрыми и не допускающими ошибок, о которых придется пожалеть в будущем;
- образованными, интеллектуально и культурно развитыми политически грамотными и активными;
- людьми, гордящимися своей Родиной во имя памяти предков и будущего своих
детей;
- чувствующими прекрасное, ибо недаром сказано, что «красота спасет мир»,
- добрыми, гуманными, милосердными, что поможет никогда не быть одинокими и может гарантировать им плечо верного друга в трудную минуту,
- здоровыми духовно и физически.
НРАВСТВЕННАЯ ГАРМОНИЯ
Цель:
- Создание условий для патриотического, гражданского и духовно- нравственного воспитания учащихся.
- Формирование чувства гордости за свою Родину, свою Республику, свой город, свою школу.
Задачи:
-Воспитание духовной личности.
-Изучение истории Родины, истории своей Республики, своего города.
- Воспитание преданности и любви к своему народу, к своему Отечеству, своей Родине.
- Формирование нравственной, правовой, политической и экологической культуры.
- Создание условий для формирования и развития свободной и ответственной, гуманной личности.
-Развитие чувства единения, школьного братства.
ФОРМЫ:
- Классные часы о Российской истории, о Улан-Удэ, об истории школы.
Беседы, классные часы о Победе в Великой Отечественной войне.
Поездки с целью знакомства с историей города.
Уроки мужества, уроки нравственности, уроки доброты, турниры вежливости.
- Участие в акциях.
- Конкурсы стихов, рисунков, сочинений, поделок.
ЗНАТЬ:
1.основы культуры речи, чтения, мышления;
2. основные общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля - вместе взятые.
УМЕТЬ:
1.видеть себя как носителя духовных ценностей;
- применять полученные знания по культуре поведения в общественных местах, в школе и дома, с незнакомыми людьми, со стариками, наедине с собой, в общении с противоположным полом;
- выбрать форму поведения достойную Человека, нравственные убеждения, основанные на общечеловеческих духовных ценностях.
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ.
Цель:
- Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей. Развивать внимание, творческие способности, прививать интерес к учёбе.
Задачи:
- Воспитание у детей понимания значимости образования.
- Научить самостоятельно получать знания, используя различные информационные технологии.
- Сохранять стабильно-высокий уровень успеваемости.
- Создавать ситуацию успеха.
- Развитие умений контролировать свои поступки, мотивы, отношения.
- Формирование мотивов и потребностей поведения.
- Психолого-педагогическое обеспечение процессов самопознания, самореализации, самосовершенствования.
ФОРМЫ:
- Система классных часов «Учись учиться». - Организация соревнования: личного и по группам - Организация познавательных экскурсий.
Участие в олимпиадах, конкурсах.
Индивидуальная работа с учащимися, с одарёнными детьми.
Отчеты об успеваемости на родительских собраниях, классных часах.
ЗНАТЬ:
1.нормы и правила общения;
2.о культуре поведения в общественных местах, в школе, дома, с незнакомыми людьми, с самим собой.
УМЕТЬ:
- слушать, воспринимать и обдумывать мысли, доказательства и умозаключения партнёра;
- владеть навыками позитивного и конструктивного отношения к собственной личности, навыками самооценки и понимания других;
- конструктивно, «цивилизованно» выстраивать отношения с другими людьми.
ТРУДОЛЮБИЕ
Трудовая деятельность человека всегда была и остаётся основным условием существования общества, источником его материальных и духовных богатств. В процессе труда развиваются умственные способности, познаётся радость творчества. Только в труде на общую пользу ученик формируется как личность, как гражданин.
ЦЕЛЬ:
-Сформировать соответствующее отношение к труду.
-Вооружить детей необходимыми знаниями, умениями, навыками, развивать способности.
ЗАДАЧИ:
- Воспитывать ответственность за порученное дело.
- Прививать навыки самообслуживания, чувство хозяина своего класса, школы.
ФОРМЫ:
- Беседы, классные часы о труде, профессиях - Экскурсии на предприятия, где работают родители.
- Дежурство в классе, комнате.
- Субботники,генеральные уборки.
БУДЬ ЗДОРОВ!
ЦЕЛЬ:
- Прививать детям понятия здорового образа жизни. Защищать, сохранять и укреплять физическое и психологическое состояние учеников.
ЗАДАЧИ:
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Создать условия для свободного развития его духовных и физических сил.
-Организация просвещения учащегося по сохранению, развитию и коррекции здоровья.
- Взаимодействовать с медицинскими работниками школы.
-Формирование культуры безопасности на дорогах, изучение ПДД.
ФОРМЫ:
-Дни здоровья, спортивные праздники, подвижные игры, «Весёлые старты» и т.д.
-Походы, экскурсии.
- Беседы, классные часы о здоровом образе жизни.
- Изучение правил дорожного движения и основ безопасности жизнедеятельности.
- Конкурсы рисунков, сочинений о здоровом образе жизни.
- Проведение различных спортивных игр и соревнований в классе.
-Организация спортивных игр на прогулке.
ЗНАТЬ:
1.традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
2.воля и её значение в сохранении здоровья.
4.об ответственности за свое здоровье и других людей
5.гармонии души и тела УМЕТЬ:
1.культура питания
2.соблюдать режим дня
3культура сохранения собственного здоровья,
Создание, соответствующих санитарным требованиям, условий для круглосуточного проживания, воспитания и обучения детей, обеспечения двигательной активности, проведение спортивных мероприятий, ежедневное проведение на улице (по погоде) утренней зарядки, подвижные игры на прогулке, посещение секций, уборка в комнатах, столовой, классе - вот основные задачи по спортивно-оздоровительной деятельности нашего класса.
МИР ПРЕКРАСНОГО.
Цель:
- Развивать творческий потенциал личности, расширять и повышать культурный уровень ребёнка.
Задачи:
- Содействие развитию познавательных интересов личности.
- Помочь раскрыть свою собственную индивидуальность, свои скрытые таланты.
- Создание условий для развития творческих способностей учащихся, в том числе через дополнительное образование.
- Приобщение к общечеловеческим, духовным и материальным ценностям и сокровищам культуры.
- Обогащение эмоционального мира детей.
- Создавать творческие коллективы при подготовке мероприятия в классе.
Формы:
- Участие в классных, школьных и городских конкурсах, фестивалях.
- Цикл бесед на этическую тему.
- Экскурсии на выставки и концерты.
- Знакомство с историческими и художественными ценностями.
САМОУПРАВЛЕНИЕ.
Что одному не под силу – легко коллективу.
Цель:
- Создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого ученика.
Формы:
-беседы
- часы общения
- практические занятия
- праздники, конкурсы, викторины
УМЕТЬ:
1.принять любую ответственность за свои поступки и действия.
2.быть свободной демократичной личностью, уважать себя и других;
3.соблюдать человечность и моральные принципы в отношениях с людьми
В классном коллективе у каждого есть свои обязанности: Жизнь и учеба в интернате требует от ребёнка большей самостоятельности и самоорганизации, чем в обычной школе. Все внеклассные мероприятия и дела планировались с учётом интересов, желаний и возможностей детей. Дети учатся общаться между собой, со старшими и младшими; ведь жизнь в интернате способствует развитию социальной компетентности, учатся работать в командах; приобретают умение руководить при организации отдельных мероприятий. Основным в данном направлении воспитательной работы является умение и желание дойти до каждого ученика, помочь ему найти себя, повысить самооценку, найти свой путь в жизни. Эта задача решается при создании таких жизненных ситуаций, в которых ребёнок мог бы показать себя и свои способности: коллективные дела, субботники, оказание различной помощи школе, классному руководителю и одноклассникам. Каждый ребенок уникален, у каждого свои интересы. Чтобы он развивался как личность, его должен воспитывать педагог, который представляет собой личность. Воспитатель должен обладать нравственными и духовными качествами, быть примером для подражания. В наше современное время воспитатель еще и исследователь, владеющий основами теории и практики изучения ребенка, профессионального распознавания его индивидуальности. Воспитатель отличается от других специалистов не только профессиональными знаниями, но и прежде всего особым видением ребенка, особым отношением к нему. Внутренний мир ребенка настолько своеобразен и отличен от мира взрослого, что совершенно недопустимо предъявлять и навязывать им свое видение и свое понимание.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Основная задача:
Помочь растущему человеку: дать ему дополнительное образование, способствовать духовному и интеллектуальному развитию.
В наше время вопрос организации досуга детей встаёт особенно остро, т.к. ребёнок, ещё не разбираясь во всех сложностях и проблемах жизни, с любопытством поглощает всё то негативное и опасное, чем она жизнь, так, к сожалению, богата. Значит надо отвлечь его внимание. Организовать его деятельность так (особенно в свободное время), чтобы его ум и чувства тянулись к разумному, интересному, полезному, чтобы всё это давало ребёнку стимул для дальнейшего развития личности.
Одаренность, талантливость ребенка, как и отдельные его способности, не бывает заложена от природы в готовом виде. Врожденные задатки – только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально–психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности. Развитию способностей детей содействует творческое объединение. Ребенок может быть неуспешным в учебной деятельности, но успешным в досуговой деятельности может быть каждый.
СЕМЬЯ.
Цель:
- Создание условий для нормального, умственного и физического совершенствования ребёнка совместно с семьёй.
Задачи:
- Усвоение этики семейной жизни, знаний и требований, предъявляемых к общению в семье.
- Совместная работа детей, педагогов и родителей с целью развития познавательных интересов.
- Культура общения с членами семьи.
- Приобщение к традициям семьи.
Совместная работа по совершенствованию физических качеств ребят, укрепление здоровья, социализации ребёнка.
Формы:
- Тематические родительские собрания, индивидуальные беседы с приглашением социального работника, психолога, медика.
- Организация работы родительского комитета.
- Проведение совместных праздников, творческих дел, спортивных мероприятий.
- Изучение семейно–бытовых условий жизни ребёнка и семьи в целом.
ЗНАТЬ:
- историю своей семьи, родословную;
- основы этики и психологии семейной жизни;
- основные положения семейного кодекса РФ;
- культуру и традиции бурятского народа.
УМЕТЬ:
- уважительно относиться к родителям, их взглядам и чувствам, традициям и обычаям;
- самостоятельно решать элементарные бытовые, семейные проблемы;
- преумножать достижения и честь рода;
- осознать своё предназначение на Земле (видеть смысл жизни);
Родители класса активно участвуют во всех направлениях воспитательной работы в классе. Они имеют высокую заинтересованность не только в повышении успеваемости и качества обучения, но и в формировании духовно-нравственной культуры учащихся. Особое внимание в совместной с родителями деятельности уделяется культуре здорового образа жизни школьников. Важной частью воспитательного процесса является деятельность классного руководителя, воспитателей и родителей по формированию психологической культуры школьников.
Родители, учитель, воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагоги школы искусств, общественность – наши сотоварищи в учебной и внеучебной деятельности.
Привлекаются как можно больше родителей к проведению классных и общешкольных мероприятий. Родители являются активными участниками в совместной деятельности. В целом родители понимают свою ответственность за воспитание и развитие детей, правильно оценивают обстановку в классе, адекватно реагируют на замечания учителя, воспитателя.В классе действует родительский комитет, определены группы родителей, для совместной организации воспитательного процесса:
«Творчество» – оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, организация экскурсий, походов, поездок и т. п.
«Казначейство» – финансовая деятельность.
«Помощники» – решение бытовых проблем класса, приобретение подарков для детей, помощь в ксерокопировании, фото и видеосъемки, предоставление транспорта.
Тесно сотрудничаем с социально-психологической службой школы. Изучаем социальный паспорт классного коллектива, условия воспитания ребёнка в семье. Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей. Велика роль семьи в воспитании детей; семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого…
Календарно-тематическое планирование:
№ | Мероприятие | Колич ество часов | Форма мероприятия | Прохождение |
Нравственная гармония | ||||
1 | Мой город-Улан-Удэ | 1
| Экскурсия по городу | 1 четверть |
2 | Дружный класс-залог успеха | 1 | Классный час | 1 четверть |
3 | Учимся договариваться | 1 | Круглый стол | 1четверть |
4 | Школьный музей | 1 | Поисковая работа | 3 четверть |
5 | День добра и уважения | 1 | Классный час | 1 четверть |
6 | Дэлхэйн нангин газарнууд | 1 | Классный час | 2 четверть |
7 | День памяти жертвам политических репрессий | 1 | Беседа | 1 четверть |
8 | Снятие блокады Ленинграда | 1 | Урок мужества | 3 четверть |
9 | Эрын гурбан наадан | 1 | Турнир | 3 четверть |
10 | Хадагууд. | 1 | Театрализованное представление | 4 четверть |
11 | Никто не забыт, ничто не забыто | 1 | Классный час | 4 четверть | ||
|
| Будь здоров | ||||
12 | День здоровья | 1 | Поход-соревнование | 1 четверть | ||
13 | В здоровом теле здоровый дух | - | 1 | Классный час | 1 четверть | |
14 | Эстафета здоровья | 1 | Беседа | В течение года | ||
Трудолюбие | ||||||
15 | Воля и трудолюбие | 1 | Беседа | 2четверть | ||
16 | Что мы можем | 1 | Круглый стол | 2 четверть | ||
17 | Трудовой десант | 1 | Трудовой десант | 3 четверть | ||
18 | О профессиях трудолюбии | и | 1 |
| 4 четверть | |
Са | мосовершенствование | |||||
19 | Школьный портфель | 1 | Беседа | 1 четверть | ||
20 | Учись учиться | 1 | Классный час | 2 четверть | ||
21 | Лицей зажигает звёзды | 1 | Конкурс | 2 четверть | ||
|
| Досуг | ||||
22 | Шагай наадан | 1 | Чемпионат класса | В течение года | ||
23 | Белая ладья | 1 | Чемпионат класса | 1 четверть | ||
24 | Чудо шашки | 1 | Чемпионат класса | 3 четверть | ||
25 | Игры разума | 1 | Интеллектуальная игра | В течение года | ||
26 | КВН | 1 | Игра | 2 четверть | ||
Социал | ьное партнёрство с семьёй | |||||
27 | День матери | 1 | Классный час | 2 четверть | ||
28 | Иволгинский дацан- центр буддизма России | 1 | Экскурсия | 3 четверть | ||
29 | Профессии наших родителей | 1 | Экскурсия предприятии | на | В течение года | |
Мир прекрасного | ||||||
30 | Мой город Улан-Удэ | 1 | Посещение истории города | музея | 2 четверть | |
31-33 | Выходы в театр | 3 | Экскурсии | В течение года | ||
34 | Путешествие в мир кино | 1 | Классный час | 2 четверть | ||
|
|
|
|
| ||
| Итого: | 34 часа |
|
|
Справочная и методическая литература:
- Научно-методический журнал «Классный руководитель», М.: НОУ Центр
«Педагогический поиск», все выпуски 2001-2013гг.;
- Научно-методический журнал «Воспитательная работа в школе», М.: Народное образование, 2010-2013г.
- «Воспитание школьников», М: Школьная пресса, 2010г.
- «Классное руководство и воспитание школьников», М.: Первое сентября, 2010- 13 гг.
- «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры» [для директоров и зам. директоров шк. по учеб.-воспитат. работе] / Н. Е. Щуркова. – М.: Пед. поиск, 1997. – 77с.
- Щуркова, Н. Е. Классное руководство: рабочие диагностики / Н. Е. Щуркова. – М.: Пед.
о-во России, 2001. – 94 с.: ил. – (Папка классного руководителя, воспитателя).
- Щуркова, Н. Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова. – М.: Пед. о-во России, 2000 –118 с.
- «Спутник классного руководителя», М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 г.
- Е.П. Сгибнева «Классные часы в средней школе».- М.: Айрис-пресс,2004;
- «Конвенция о правах ребёнка» практическое пособие для педагогов. М.: - Аркти, 2004 г.
- Медиацентр лицея-интерната и др.
Интернет - ресурсы используемые в работе:
- www.teen-info.ru – центр репродукции подростков;
- http://www.propaganda-bdd.ru - Ресурсный центр Безопасности Дорожного Движения
- http://www.takzdorovo.ru – Здоровая Россия;
- http://www.youtube.com – ролики первого канала «За здоровый образ жизни»
(профилактика вредных привычек);
- http://www.kremlin.ru - Сайт Президента России;
- http://www.1september.ru – газета «1 сентября» (сценарный отдел);
- http://mmc74202.rkc-74.ru – ММЦ (медиатека, методическая работа);
- http://www.hermitagemuseum.org – Эрмитаж (виртуальный музей);
- http://intergu.ru – ИнтерГУ (методическая работа).
Данный список постоянно пополняется и расширяется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа в 6-м классе
В воспитательной программе класса представлены цели и задачи воспитательной работы в этом году, характеристика класса, работа по секторам, планируемые мероприятия....
Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»
Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...
Воспитательная программа "Становление личности" составлена для воспитательной работы в ТО "Умелые ручки"
Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему статьЧеловеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осо...
рабочая программа воспитательной программы "Милосердие"
Представленная рабочая программа составленая для работы школьного общества "Милосеррдие"...
Воспитательные программы, план воспитательной работы
Предлагаю материалы, которые Вам пригодятся в работе. ...
Воспитательная программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования»
Программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования» Советского районного Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» на 2014/2019 год...
Реализация модуля «Уроки семьи» воспитательной программы «Моя программа жизни» для 11 класса
В основе модуля «Уроки семьи» лежит системно-деятельностный подход, направленный на формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей. Это по...