Воспитательная программа "Мой мир"
план-конспект

Галанова Зоригма Баторовна

Важнейшей целью современного отечественного образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Исходя из этого, целью воспитательной деятельности ГБОУ «РБНЛИ№1» является создание условий для самостоятельного осознанного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.

Данная система воспитательной работы «Мой мир» выстроена в соответствии с направлениями деятельности школы и государственной политики в сфере образования в целом. Поэтому ведущей концептуальной позицией воспитательной программы является методика коллективного творческого воспитания, автором которой является В.А. Караковский. Она ориентирована на личность школьника, его интересы и способности, и влияние коллектива на неё.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_programma_moy_mir.docx213.27 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная программа

Мой мир

Воспитание – великое дело: им решается судьба человека.

В. Белинский

Пояснительная записка

Важнейшей целью современного отечественного образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Исходя из этого, целью воспитательной деятельности ГБОУ «РБНЛИ№1» является создание условий для самостоятельного осознанного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.

Данная система воспитательной работы «Мой мир» выстроена в соответствии с направлениями деятельности школы и государственной политики в сфере образования в целом. Поэтому ведущей концептуальной позицией воспитательной программы является методика коллективного творческого воспитания, автором которой является В.А. Караковский. Она ориентирована на личность школьника, его интересы и способности, и влияние коллектива на неё.

На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен развиваться, совершенствоваться духовно, раскрывая паруса. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь, приобретая знания, опыт и умение решать жизненные проблемы.

Цель программы: содействие формированию образованной и творческой личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, знающей историю родного края, способной к самореализации и нравственному поведению в современной социальной ситуации.

Основные задачи программы:

          - обеспечить каждому ученику коллектива определенный минимум знаний и умений, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни

          -создание благоприятных условий для системной работы классного руководителя,  активизации совместной деятельности  органов самоуправления, родителей,    общественных организаций, государственных учреждений в создании единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка;

        -создание благоприятных условий  в развитии познавательных, творческих и других способностей обучающихся;

        -организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;

          -формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; формирование здорового образа жизни школьника;

        -воспитание  учеников в духе  гражданственности, патриотизма  на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края;

        -поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива

        -  вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности

         -  диагностика, регулирование и коррекция  развития учащихся , а также создание условий для развития у учащихся способностей к самоанализу, самооценке и саморазвитию;

        -создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества;

        -совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение

детской организации;    

Реализация программы воспитания  основана на принципах:

1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.

2. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.

3. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.

4. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.

4. Принцип коллективно – творческого дела. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.

5. Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности классного руководителя и обучающихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей. В основе этого принципа — определение общих целей педагога и обучающихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи;

6. Принцип  гуманистической направленности воспитания Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.

 

Программа предполагает в воспитательной работе основные направления:

  1. Нравственная гармония
  2. Самосовершенствование
  3. Трудолюбие
  4. Будь здоров!
  5. Мир прекрасного
  6. Самоуправление
  7. Дополнительное образование
  8. Семья

Формы и методы:

-беседа

-игровая (театральная)деятельность

-экскурсии

-практикум

-приучение  

-поощрение

-общение

-педагогическое требование

Ожидаемые результаты

Результаты программы развития классного коллектива заключается в том, что воспитанники будут:

  • порядочными и своими поступками не запятнают право называться человеком;
  • сильными и преодолевающими все невзгоды и трудности
  • мудрыми и не допускающими ошибок, о которых придется пожалеть в будущем;
  • образованными,         интеллектуально         и         культурно         развитыми         политически грамотными и активными;
  • людьми, гордящимися своей Родиной во имя памяти предков и будущего своих

детей;

  • чувствующими прекрасное, ибо недаром сказано, что «красота спасет мир»,
  • добрыми, гуманными, милосердными, что поможет никогда не быть одинокими и может гарантировать им плечо верного друга в трудную минуту,
  • здоровыми духовно и физически.

НРАВСТВЕННАЯ ГАРМОНИЯ

Цель:

  • Создание условий для патриотического, гражданского и духовно- нравственного воспитания учащихся.
  • Формирование чувства гордости за свою Родину, свою Республику, свой город, свою школу.

Задачи:

-Воспитание духовной личности.

-Изучение истории Родины, истории своей Республики, своего города.

  • Воспитание преданности и любви к своему народу, к своему Отечеству, своей Родине.
  • Формирование нравственной, правовой, политической и экологической культуры.
  • Создание условий для формирования и развития свободной и    ответственной, гуманной личности.

-Развитие чувства единения, школьного братства.

ФОРМЫ:

  • Классные часы о Российской истории, о Улан-Удэ, об истории школы.

Беседы, классные часы о Победе в Великой Отечественной войне.

Поездки с целью знакомства с историей города.

 Уроки мужества, уроки нравственности, уроки доброты, турниры   вежливости.

  • Участие в акциях.
  • Конкурсы стихов, рисунков, сочинений, поделок.

ЗНАТЬ:

1.основы культуры речи, чтения, мышления;

2. основные общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля - вместе взятые.

УМЕТЬ:

1.видеть себя как носителя духовных ценностей;

  1. применять полученные знания по культуре поведения в общественных местах, в школе и дома, с незнакомыми людьми, со стариками, наедине с собой, в общении с противоположным полом;
  2. выбрать форму поведения достойную Человека, нравственные убеждения, основанные на общечеловеческих духовных ценностях.

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ.

Цель:

  • Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей. Развивать внимание, творческие способности, прививать интерес к учёбе.

Задачи:

  • Воспитание у детей понимания значимости образования.
  • Научить самостоятельно получать знания, используя различные информационные технологии.
  • Сохранять стабильно-высокий уровень успеваемости.
  • Создавать ситуацию успеха.
  • Развитие умений контролировать свои поступки, мотивы, отношения.
  • Формирование мотивов и потребностей поведения.
  • Психолого-педагогическое обеспечение процессов самопознания, самореализации, самосовершенствования.

ФОРМЫ:

  • Система классных часов «Учись учиться». - Организация соревнования: личного и по группам - Организация познавательных экскурсий.

Участие в олимпиадах, конкурсах.

Индивидуальная работа с учащимися, с одарёнными детьми.

 Отчеты об успеваемости на родительских собраниях, классных часах.

ЗНАТЬ:

1.нормы и правила общения;

2.о культуре поведения в общественных местах, в школе, дома, с незнакомыми людьми, с самим собой.

УМЕТЬ:

  1. слушать, воспринимать и обдумывать мысли, доказательства и умозаключения партнёра;
  2. владеть навыками позитивного и конструктивного отношения к собственной личности, навыками самооценки и понимания других;
  3. конструктивно, «цивилизованно» выстраивать отношения с другими людьми.

ТРУДОЛЮБИЕ

Трудовая         деятельность         человека         всегда         была         и         остаётся         основным         условием существования общества, источником его материальных и духовных богатств. В процессе труда развиваются умственные способности, познаётся радость творчества. Только в труде на общую пользу ученик формируется как личность, как гражданин.

ЦЕЛЬ:

-Сформировать соответствующее отношение к труду.

-Вооружить детей необходимыми знаниями, умениями, навыками, развивать способности.

ЗАДАЧИ:

  • Воспитывать ответственность за порученное дело.
  • Прививать навыки самообслуживания, чувство хозяина своего класса, школы.

ФОРМЫ:

  • Беседы, классные часы о труде, профессиях - Экскурсии на предприятия, где работают родители.
  • Дежурство в классе, комнате.
  • Субботники,генеральные уборки.

БУДЬ ЗДОРОВ!

ЦЕЛЬ:

  • Прививать детям понятия здорового образа жизни. Защищать, сохранять и укреплять физическое и психологическое состояние учеников.

ЗАДАЧИ:

Пропагандировать здоровый образ жизни.

Создать условия для свободного развития его духовных и физических сил.

-Организация просвещения учащегося по сохранению, развитию и коррекции здоровья.

  • Взаимодействовать с медицинскими работниками школы.

-Формирование культуры безопасности на дорогах, изучение ПДД.

ФОРМЫ:

-Дни здоровья, спортивные праздники, подвижные игры, «Весёлые старты» и т.д.

-Походы, экскурсии.

  • Беседы, классные часы о здоровом образе жизни.
  • Изучение правил дорожного движения и основ безопасности жизнедеятельности.
  • Конкурсы рисунков, сочинений о здоровом образе жизни.
  • Проведение различных спортивных игр и соревнований в классе.  

-Организация спортивных игр на прогулке.

ЗНАТЬ:          

1.традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,

2.воля и её значение в сохранении здоровья.

4.об ответственности за свое здоровье и других людей

5.гармонии души и тела УМЕТЬ:

1.культура питания

2.соблюдать режим дня  

3культура сохранения собственного здоровья,

Создание, соответствующих санитарным требованиям, условий для круглосуточного проживания, воспитания и обучения детей, обеспечения двигательной активности, проведение спортивных мероприятий, ежедневное проведение на улице (по погоде) утренней зарядки, подвижные игры на прогулке, посещение секций, уборка в комнатах, столовой, классе - вот основные задачи по спортивно-оздоровительной деятельности нашего класса.

МИР ПРЕКРАСНОГО.

Цель:  

  • Развивать творческий потенциал личности, расширять и повышать культурный уровень ребёнка.

Задачи:  

  • Содействие развитию познавательных интересов личности.
  • Помочь раскрыть свою собственную индивидуальность, свои скрытые таланты.
  • Создание условий для развития творческих способностей учащихся, в том числе через дополнительное образование.
  • Приобщение к общечеловеческим, духовным и материальным ценностям и сокровищам культуры.
  • Обогащение эмоционального мира детей.
  • Создавать творческие коллективы при подготовке мероприятия в классе.

Формы:

  • Участие в классных, школьных и городских конкурсах, фестивалях.
  • Цикл бесед на этическую тему.
  • Экскурсии на выставки и концерты.
  • Знакомство с историческими и художественными ценностями.

 

САМОУПРАВЛЕНИЕ.

Что одному не под силу – легко коллективу.

Цель:  

  • Создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого ученика.

Формы:

-беседы

  • часы общения
  • практические занятия
  • праздники, конкурсы, викторины

УМЕТЬ:

1.принять любую ответственность за свои поступки и действия.

2.быть свободной демократичной личностью, уважать себя и других;

3.соблюдать человечность и моральные принципы в отношениях с людьми

В классном коллективе у каждого есть свои обязанности: Жизнь и учеба в интернате требует от ребёнка большей самостоятельности и самоорганизации, чем в обычной школе. Все внеклассные мероприятия и дела планировались с учётом интересов, желаний и возможностей детей. Дети учатся общаться между собой, со старшими и младшими; ведь жизнь в интернате способствует развитию социальной компетентности, учатся работать в командах; приобретают умение руководить при организации отдельных мероприятий. Основным в данном направлении воспитательной работы является умение и желание дойти до каждого ученика, помочь ему найти себя, повысить самооценку, найти свой путь в жизни. Эта задача решается при создании таких жизненных ситуаций, в которых ребёнок мог бы показать себя и свои способности: коллективные дела, субботники, оказание различной помощи школе, классному руководителю и одноклассникам. Каждый ребенок уникален, у каждого свои интересы. Чтобы он развивался как личность, его должен воспитывать педагог, который представляет собой личность. Воспитатель должен обладать нравственными и духовными качествами, быть     примером для подражания.  В наше современное время воспитатель еще и исследователь, владеющий основами теории и практики изучения ребенка, профессионального распознавания его индивидуальности. Воспитатель отличается от других специалистов не только профессиональными знаниями, но и прежде всего особым видением ребенка, особым отношением к нему. Внутренний мир ребенка настолько своеобразен и отличен от мира взрослого, что совершенно недопустимо предъявлять и навязывать им свое видение и свое понимание.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Основная задача:

Помочь растущему человеку: дать ему дополнительное образование, способствовать духовному и интеллектуальному развитию.

В наше время вопрос организации досуга детей встаёт особенно остро, т.к. ребёнок, ещё не разбираясь во всех сложностях и проблемах жизни, с любопытством поглощает всё то негативное и опасное, чем она жизнь, так, к сожалению, богата. Значит надо отвлечь его внимание. Организовать его деятельность так (особенно в свободное время), чтобы его ум и чувства тянулись к разумному, интересному, полезному, чтобы всё это давало ребёнку стимул для дальнейшего развития личности.

Одаренность, талантливость ребенка, как и отдельные его способности, не бывает заложена от природы в готовом виде. Врожденные задатки – только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально–психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности. Развитию способностей детей содействует творческое объединение. Ребенок может быть неуспешным в учебной деятельности, но успешным в досуговой деятельности может быть каждый.

СЕМЬЯ.

Цель:

  • Создание условий для нормального, умственного и физического совершенствования ребёнка совместно с семьёй.

Задачи:  

  • Усвоение этики семейной жизни, знаний и требований, предъявляемых к общению в семье.
  • Совместная работа детей, педагогов и родителей с целью развития познавательных интересов.
  • Культура общения с членами семьи.
  • Приобщение к традициям семьи.

Совместная работа по совершенствованию физических качеств ребят, укрепление здоровья, социализации ребёнка.

Формы:  

  • Тематические родительские собрания, индивидуальные беседы с приглашением социального работника, психолога, медика.
  • Организация работы родительского комитета.
  • Проведение совместных праздников, творческих дел, спортивных мероприятий.
  • Изучение семейно–бытовых условий жизни ребёнка и семьи в целом.

 

ЗНАТЬ:  

  1. историю своей семьи, родословную;
  2. основы этики и психологии семейной жизни;
  3. основные положения семейного кодекса РФ;
  4. культуру и традиции бурятского народа.

УМЕТЬ:

  1. уважительно относиться к родителям, их взглядам и чувствам, традициям и обычаям;
  2. самостоятельно решать элементарные бытовые, семейные проблемы;
  3. преумножать достижения и честь рода;
  4. осознать своё предназначение на Земле (видеть смысл жизни);

Родители класса активно участвуют во всех направлениях воспитательной работы в классе. Они имеют высокую заинтересованность не только в повышении успеваемости и качества обучения, но и в формировании духовно-нравственной культуры учащихся. Особое внимание в совместной с родителями деятельности уделяется культуре здорового образа жизни школьников. Важной частью воспитательного процесса является деятельность классного руководителя, воспитателей и родителей по формированию психологической культуры школьников.

Родители, учитель, воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагоги школы искусств, общественность – наши сотоварищи в учебной и внеучебной деятельности.

Привлекаются как можно больше родителей к проведению классных и общешкольных мероприятий. Родители являются активными участниками в совместной деятельности. В целом родители понимают свою ответственность за воспитание и развитие детей, правильно оценивают обстановку в классе, адекватно реагируют на замечания учителя, воспитателя.В классе действует родительский комитет, определены группы родителей, для совместной организации воспитательного процесса: 

«Творчество» – оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, организация экскурсий, походов, поездок и т. п.

«Казначейство» – финансовая деятельность.

«Помощники» – решение бытовых проблем класса, приобретение подарков для детей, помощь в ксерокопировании, фото и видеосъемки, предоставление транспорта.

Тесно сотрудничаем с социально-психологической службой школы. Изучаем социальный паспорт классного коллектива, условия воспитания ребёнка в семье. Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей. Велика роль семьи в воспитании детей; семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого…

Календарно-тематическое планирование:

Мероприятие

Колич

ество часов

Форма мероприятия

Прохождение

Нравственная гармония

1

Мой город-Улан-Удэ

1

 

Экскурсия по городу

1 четверть

2

Дружный         класс-залог

успеха

1

Классный час

1 четверть

3

Учимся договариваться

1

Круглый стол

1четверть

4

Школьный музей

1

Поисковая работа

3 четверть

5

День добра и уважения

1

Классный час

1 четверть

6

Дэлхэйн         нангин

газарнууд

1

Классный час

2 четверть

7

День         памяти         жертвам

политических репрессий

1

Беседа

1 четверть

8

Снятие         блокады

Ленинграда

1

Урок мужества

3 четверть

9

Эрын гурбан наадан

1

Турнир

3 четверть

10

Хадагууд.

1

Театрализованное представление

4 четверть

11

Никто не забыт, ничто не забыто

1

Классный час

4 четверть

           

                                               

  Будь здоров

12

День здоровья

1

Поход-соревнование

1 четверть

13

        В         здоровом         теле

здоровый дух

-

1

Классный час

1 четверть

14

Эстафета здоровья

1

Беседа

В течение года

Трудолюбие

15

Воля и трудолюбие

1

Беседа

2четверть

16

Что мы можем

1

Круглый стол

2 четверть

17

Трудовой десант

1

Трудовой десант

3 четверть  

18

        О         профессиях

трудолюбии

и

1

 

4 четверть

Са

мосовершенствование

19

Школьный портфель

1

Беседа

1 четверть

20

Учись учиться  

1

Классный час

2 четверть

21

Лицей зажигает звёзды

1

Конкурс

2 четверть

           

                                             

Досуг

22

Шагай наадан

1

Чемпионат класса

В течение года

23

Белая ладья

1

Чемпионат класса

1 четверть

24

Чудо шашки

1

Чемпионат класса

3 четверть

25

Игры разума

1

Интеллектуальная игра

В течение года

26

КВН

1

Игра

2 четверть

Социал

ьное партнёрство с семьёй

27

День матери

1

Классный час

2 четверть

28

Иволгинский         дацан-

центр буддизма России

1

Экскурсия  

3 четверть

29

Профессии         наших

родителей

1

Экскурсия предприятии

на

В течение года

                                               Мир прекрасного

30

Мой город Улан-Удэ

1

Посещение истории города

музея

2 четверть

31-33

Выходы в театр

3

Экскурсии

В течение года

34

Путешествие в мир кино

1

Классный час

2 четверть

 

 

 

 

 

 

Итого:

34 часа

 

 

 

Справочная и методическая литература:

  1. Научно-методический журнал «Классный руководитель», М.: НОУ Центр

«Педагогический поиск», все выпуски 2001-2013гг.;

  1. Научно-методический журнал «Воспитательная работа в школе», М.: Народное образование, 2010-2013г.
  2. «Воспитание школьников», М: Школьная пресса, 2010г.
  3. «Классное руководство и воспитание школьников», М.: Первое сентября, 2010- 13 гг.
  4. «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры» [для директоров и зам. директоров шк. по учеб.-воспитат. работе] / Н. Е. Щуркова. – М.: Пед. поиск, 1997. – 77с.
  5. Щуркова, Н. Е. Классное руководство: рабочие диагностики / Н. Е. Щуркова. – М.: Пед.

о-во России, 2001. – 94 с.: ил. – (Папка классного руководителя, воспитателя).

  1. Щуркова, Н. Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова. – М.: Пед. о-во России, 2000 –118 с.
  2. «Спутник классного руководителя», М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 г.
  3. Е.П. Сгибнева «Классные часы в средней школе».- М.: Айрис-пресс,2004;
  4. «Конвенция о правах ребёнка» практическое пособие для педагогов. М.: - Аркти, 2004 г.
  5. Медиацентр лицея-интерната и др.

Интернет - ресурсы используемые в работе:

  1. www.teen-info.ru – центр репродукции подростков;
  2. http://www.propaganda-bdd.ru - Ресурсный центр Безопасности Дорожного Движения
  3. http://www.takzdorovo.ru – Здоровая Россия;
  4. http://www.youtube.com – ролики первого канала «За здоровый образ жизни»

(профилактика вредных привычек);

  1. http://www.kremlin.ru - Сайт Президента России;
  2. http://www.1september.ru – газета «1 сентября» (сценарный отдел);
  3. http://mmc74202.rkc-74.ru – ММЦ (медиатека, методическая работа);
  4. http://www.hermitagemuseum.org – Эрмитаж (виртуальный музей);
  5. http://intergu.ru – ИнтерГУ (методическая работа).

Данный список постоянно пополняется и расширяется.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа в 6-м классе

В воспитательной программе класса представлены цели и задачи воспитательной работы в этом году, характеристика класса, работа по секторам, планируемые мероприятия....

Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»

Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...

Воспитательная программа "Становление личности" составлена для воспитательной работы в ТО "Умелые ручки"

Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему статьЧеловеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осо...

рабочая программа воспитательной программы "Милосердие"

Представленная рабочая программа составленая для работы школьного общества "Милосеррдие"...

Воспитательные программы, план воспитательной работы

Предлагаю материалы, которые Вам пригодятся в работе. ...

Воспитательная программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования»

Программа  «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования» Советского районного Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» на 2014/2019 год...

Реализация модуля «Уроки семьи» воспитательной программы «Моя программа жизни» для 11 класса

 В основе  модуля «Уроки семьи» лежит  системно-деятельностный подход, направленный на формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей. Это по...