Классный час "Открытка-треугольник"
классный час

Кл. час, открытка-треугольник. Изготовление открытки в виде треугольника к 9 мая, декорирование открытки Георгиевской лентой, гвоздиками, фото памятников героев-земляков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_otkrytka-treugolnik.docx42.92 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Открытка-треугольник ко Дню Победы»

Цели: патриотическое воспитание детей через вовлечение к активному участию посредством творческого вида деятельности – изготовления  поздравительной открытки в форме письма-треугольника в подарок к 9 мая; воспитание благодарности, любви и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желания заботиться о них; развитие творческих способностей

Задачи: воспитывать чувство патриотизма, уважения к защитникам Родины ,благодарности за подвиг предков,   расширить представление детей о героизме наших земляков в борьбе с фашизмом, развивать интерес к истории своей страны, к истории своей малой родины, учить делать и декорировать  праздничную открытку к 9 мая

Подготовка к занятию:

1. Посещение краеведческого музея (подбор писем-треугольников)

2. Подбор текста поздравления ветеранам, распечатка в цвете (20 шт.), распечатка фотографий с памятниками землякам-Героям М.И.Чебодаеву и П.Ф.Попову

3. Подготовка раздаточного  материала (шаблоны гвоздик, стеблей, листиков, Георгиевские ленточки, фломастеры красного цвета, клей, ножницы)

4. Оформление класса

План занятия

1. Экскурс в историю фронтового письма с использованием  материала из местного краеведческого музея (письма-треугольники солдат-земляков)

2. Складывание фронтового треугольника и декорирование поздравительной открытки (использование Георгиевской ленты как символа Дня Победы, гвоздик как символа вечной памяти, фотографии с памятниками землякам-Героям М.И.Чебодаеву и П.Ф.Попову)

Ход занятия

(слайд №1 – тема классного часа)

  1. Экскурс в историю фронтового письма

Приближается великий праздник – День Победы. Сегодня мы изготовим поздравительную открытку в форме треугольника в подарок к 9 мая.

Почему именно в форме треугольника? В память о солдатах Великой Отечественной, от которых приходили с фронта письма-треугольники.

Когда началась Великая Отечественная война, в стране объявили срочную мобилизацию в действующую армию, подчас не было возможности попрощаться с родными перед отправкой на фронт. Гражданское население экстренно эвакуировалось из прифронтовой полосы. Люди меняли свои адреса, место жительства. И только полевая почта помогала найти  близких  – в тылу или на фронте.

Армейская почта перешла на военное положение. Почтовые эшелоны пропускали в первую очередь. Всего за годы Великой Отечественной войны было доставлено около 6 миллиардов писем.

Уже в самом начале войны почта стала бесплатной. Но почтовые работники столкнулись с проблемой нехватки конвертов. Пришла на помощь солдатская смекалка – появились знаменитые треугольники.

(слайд №2 с письмами)

Они были из тетрадного листа треугольной формы. По диагонали сгибали верхний край листка справа налево, затем полученный треугольник складывали слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь. На наружной стороне писался адрес назначения и номер полевой почты. Марка не требовалась, письмо не заклеивалось. Все письма в обязательном порядке проверялись военными цензорами, так как важным было сохранение военной тайны. Нельзя было указывать сведения о дислокации частей, их вооружении, имена командиров, численности потерь.

(слайд №3 – 2 письма с адресами)

(слайд №4 – текст письма)

Перед вами настоящее письмо с фронта, взятое в нашем музее. До глубины души потрясают эти листки из школьных тетрадей. Строчки выгорели, но можно прочитать о легком ранении солдата, о надежде на грядущую победу. Заканчивается письмо словами: «Пока я жив. Будьте и вы живы и здоровы».

В каждом из таких писем живая трагическая судьба. Просматривая фронтовые треугольники в музее, я наткнулась на необычное письмо своего учителя – Черпакова Михаила Николаевича. В нем он пишет, что по некоторым обстоятельствам 3,5 года не мог сообщить о себе, все объяснит при встрече. Оказывается, все эти годы он находился в концлагере Маутхаузен, где содержались особо опасные для режима политические заключенные. Они работали в каменоломнях и добывали гранит для мощения австрийских городов. Заключенные содержались на так называемом «штрафном режиме». Они получали половинное питание, спали на полу, подвергались различным издевательствам. В день здесь умирало 20-30 и даже больше узников, а средняя продолжительность жизни составляла считанные недели. Ему чудом удалось выжить, и после освобождения он сразу отправил письмо-треугольник родителям. Это означало, что их сын жив!

Фронтовые письма! Как ждали их тысячи женщин по всей стране! Часами караулили почтальонов в надежде получить весточку с фронта, ведь солдатский треугольник был залогом того, что приславший  его муж, сын, отец, брат, любимый жив! В них было все: скупые рассказы о войне, слова любви, даже стихи.

К сожалению, не всегда полевая почта приносила хорошие новости, очень много было и грустных писем, в которых сообщали, что солдат геройски погиб в бою, защищая нашу Родину.

В Аскизском краеведческом музее хранится 20 писем-треугольников. Так мало потому, что многие семьи фронтовиков бережно хранят их дома, передавая из поколения в поколение как память об отце, деде, прадеде – солдате Великой Отечественной. В семьях, где не вернулись с войны солдаты, письма стали единственной памятью о погибших.

  1. Практическая часть. Складывание фронтового треугольника и декорирование поздравительной открытки (использование Георгиевской ленты как символа Дня Победы, гвоздик как символа вечной памяти, фотографии с памятниками землякам-Героям М.И.Чебодаеву и П.Ф.Попову)

Ребята,  давайте и мы тоже сделаем письмо-треугольник – поздравление ветеранам в знак благодарности за мирное небо над головой, за подаренную светлую жизнь.

(Звучит негромкая музыка «О той весне» Е.Плотниковой)

(слайды №5, №6)

Перед вами лист бумаги с поздравлением ветерану. Обратную сторону бумаги «состарили» при помощи использованных чайных пакетиков. Сейчас вы научитесь складывать треугольники, как это делали фронтовики.

Чтобы сделать письмо-треугольник, загибаем лист бумаги справа налево, потом слева направо, формируя фигуру, похожую на домик. Теперь нижнюю часть бумаги вставим внутрь треугольника.

Треугольник сложен, осталось наклеить гвоздики, Георгиевскую ленточку и фото  с памятниками землякам-Героям  М.И.Чебодаеву и П.Ф.Попову.

(слайды №7, №8, №9)

Вначале изготовим  гвоздики – символ вечной памяти.

Гвоздика – «мужской цветок», цветок отваги и храбрости. В Древнем Риме их вручали победителям. Император Наполеон сделал ее своим символом победы: утверждая орден Почетного легиона, избрал цвет гвоздики цветом этого знака отличия, чем и увековечил роль гвоздики в истории Франции.

В сознании россиян красная гвоздика – один из символов Победы, который возлагают к мемориалам и вечному огню. Гвоздики и по сей день являются символом нашей памяти и  благодарности  дорогим ветеранам за самоотверженное служение Родине, проявленный героизм и любовь к Отчизне.

Сегодня мы с вами изготовим этот замечательный цветок своими руками во имя памяти тех, кто подарил нам мирную жизнь. На декорацию открытки нам понадобится 3 гвоздики.

 Берем шаблоны для гвоздик, в середине скрепляем степлером, вырезаем круг, вспушим, и цветок готов. Приклеиваем 3 гвоздики, стебли и листики.

Теперь очередь за Георгиевской ленточкой. Какого цвета ленточка? Что обозначают эти цвета? Черный и оранжевый цвета означают «дым и пламень» и являются знаком личной доблести солдат на поле боя.

А называется ленточка Георгиевской потому, что на нее прикрепляли орден Георгия. Этот орден был учрежден в России в 1769 году. Он назван по имени святого Георгия, покровителя русского воинства, и давался только за конкретные подвиги в военное время. Это была исключительно воинская награда. Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям: Георгиевским трубам, знаменам.

В годы Великой Отечественной войны были продолжены боевые традиции русской армии. 8 ноября 1943 года был утвержден орден Славы трех степеней. Георгиевская лента украсила многие современные солдатские награды.

Для миллионов людей не только в России, но и за рубежом Георгиевская ленточка является символом памяти, связи поколений и воинской славы.

Акция «Георгиевская ленточка» была придумана журналистами РИА Новости в марте 2005 года. В том же году инициативу поддержали Правительство Москвы и общественная организация «Студенческая община».

Традиционно акция стартует у стен медиагруппы  «Россия сегодня», и первые Георгиевские ленточки начинают раздавать всем желающим на Зубовском бульваре, 4. В общей сложности ежегодно раздается около 20 миллионов ленточек.

Акция ежегодно проводится с 23 апреля по 9 мая более чем в 90 странах мира силами тысяч  волонтеров Победы.

Кроме того в акции самостоятельно участвуют министерства, ведомства, госкорпорации, молодежные движения в разных странах.

Каждый год в рамках акции проводятся новые мероприятия.

2006 г. Акция проходила во всероссийском масштабе, а также вышла на международный уровень. К ней присоединились страны СНГ, Европы, Азии.

2014 г. Акция «Георгиевская ленточка» стартовала из космоса. Начало акции объявили российские космонавты Михаил Тюрин, Александр Скворцов, Олег Артемьев, а также американские астронавты Рик Мастраккио и Стивен Свонсон, японский космонавт Коити Ваката.

2015  г. Участниками акции «Георгиевская ленточка» стали участники парада «Бессмертный полк», который  впервые прошел на Красной площади 9 мая 2015 года.

В 2020 году акция «Георгиевская ленточка» прошла с 4 мая по 9 мая в онлайн и оффлайн форматах.

На сегодняшний день акция «Георгиевская ленточка» - одна  из самых поддерживаемых в обществе инициатив, связанных с празднованием Дня Победы. Главная цель акции – дать возможность каждому человеку выразить свое уважение к ветеранам войны, почтить память  павших  и продемонстрировать гордость за героическое прошлое нашей Родины.

Акция «Георгиевская ленточка» уже взяла старт в этом году и шагает по всей стране. Кто желает принять в ней участие, может прямо сейчас подойти к волонтеру и взять Георгиевскую  ленточку в знак уважения и памяти ветеранов Великой Отечественной войны.

              Георгиевская лента обозначает символ Дня Победы, поэтому мы поместим ее на видное место на праздничной открытке. Рядом с гвоздиками и Георгиевской лентой красным фломастером напишем «9 мая». Лицевая сторона открытки-треугольника готова.

Приступим к оформлению другой стороны. Для этого у вас имеется фото с памятниками землякам-Героям Советского Союза. Назовите имена Героев и расскажите о них вкратце.

Да, это памятники нашим землякам-Героям М.И.Чебодаеву и П.Ф.Попову. Их имена носят улицы в Абакане, в Черногорске, в Аскизе, а также ряд школ Аскизского и Бейского районов. В 1977 году в районном центре была открыта мемориальная зона Великой Отечественной войны. Здесь установлены бюсты Героев – М.И.Чебодаева и П.Ф.Попова.

(Слайд №10)

Расположим фотографию наших земляков-Героев в самом центре поздравительной открытки. И рядом  красным фломастером напишем слова «Никто не забыт!», Ничто не забыто!». Наша открытка-треугольник готова!

Сегодня на занятии мы узнали немало интересного об истории фронтового письма, о символах Победы –  Георгиевской  ленте и гвоздике, прикоснулись к истории родного края через письма-треугольники земляков-воинов, через фотографию памятников Героям Советского Союза М.И.Чебодаеву и П.Ф.Попову и научились делать объемную праздничную открытку с гвоздиками.

9 мая вы можете подарить ее ветерану Великой Отечественной войны, труженику тыла или просто их родным и близким в память о Великой Победе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...