Школа патриотизма
статья
В статье "Школа патриотизма" авт ор статьи В.С.Мартышин раскрывает авторский взгляд на систему воспитания патриотизма в Ивановской школе, автором концепции которой он является
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_patriotizma.docx | 44.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа патриотизма
Взгляд на патриотизм
В последующих главах мы еще коснемся темы воспитания патриотизма и в контексте воспитания памяти, и отношения к смерти, к подвигу, но прежде поговорим непосредственно о воспитании патриота, раскроем патриотизм не только в теоретической плоскости, но и покажем конкретные методики и формы работы, нацеленные на воспитание школьника, преданного Отечеству. Замечу, что для полноты восприятия системы патриотического воспитания, в этой главе кратко будут обозначены некоторые направления работы, о которых мы уже говорили или же будем говорить впереди.
И так, патриотизм в нашем представлении - это глубокая бескорыстная любовь к своей Родине. Мы исходим из того, что патриотизм понятие и категория духовные. Идея родины предполагает в человеке живое начало духовности... «Нечто, взятое само по себе, в отрыве от духа, - ни территория, ни климат, ни географическая обстановка, ни пространственное рядом-жительство людей, ни расовое происхождение, ни привычный быт, ни христианский уклад, ни язык, ни формальное подданство - ничто не составляет Родину, не заменяет ее и не любится патриотической любовью. Ибо все это, взятое в отдельности, подобно телу без души... все это не более, чем жилище родины, ее орудие, ее средство, ее материал, но не она сама. Все это необходимо ей.. но она сама больше всего этого”, - отмечал Иван Ильин в своей работе, посвященной Родине.[32] Здесь и в разговоре о патриотизме ниже мы будем опираться на умозаключения этого нашего великого философа-патриота и на его работу «Родина». Родина воспринимается именно живым и непосредственным духовным опытом; человек, совсем лишенный его будет лишен и патриотизма». Духовно мертвый человек не будет любить свою родину и будет готов предать ее...» [32]
Педагогические условия воспитания патриотизма
В разработке концепции патриотического воспитания мы исходили из того, что для каждого народа и, самое главное, для каждого отдельного человека, духовный опыт индивидуален, может, даже и неповторим. Эта индивидуальность зависит от многих факторов, и в том числе, от истока. Здесь как раз началом может служить та или иная сфера: у одного эстетическая, у другого этическая, у третьего религиозная, у четвертых – научная. А может исходить и «из величия исторических событий и проявленного народом героизма, из энергии его благородной воли, из чувства национального быта, из чувства свободы, у девятых - семейно-родового чувства, а у многих и из глубины их мысли, а то и из истории мысли»... [32] Этот ряд можно продолжать, но как бы он ни был длинен, мы должны опираться на индивидуальные качества воспитанника.
Правило №1. Педагог неизбежно должен учитывать сугубую индивидуальность воспитанника при зарождении и развитии в нем отношения к Родине, этого великого и плодотворного чувства.
Равно как должны учитывать и то, что есть люди вообще лишенные этого чувства, либо прилепляющиеся не к родине, а к “суррогату”, который по ошибке принимают за родину, за патриотизм.
Следующее важное условие, которое необходимо учитывать педагогу, то, что патриотизм различных слоев и сословий имеет свои “оттенки”. Патриотизм учителя будет иной, чем крестьянина, художника иной, чем священника, военного - иной, чем рабочего и т.д.
Существенное значение имеет духовный опыт патриота. Следует учитывать, что человек, воевавший или переживший войну, немало потрудившийся во славу Родины, имеет совершенно иной взгляд на отношение к Родине, чем человек, только начинающий жить, хотя бы духовный опыт каждого из них имел одни и те же корни, например, героическое прошлое Отчизны. С возрастом отношение к Родине у патриота приобретает «многоразличность» и все большее творческое начало.
От педагога к воспитаннику
Мы должны учитывать, что в человеке всякое чувство рождается бессознательно. Особенно такое чувство как любовь, в том числе и любовь к Родине. Нельзя заставить любить, нельзя заставить человека быть патриотом. Это не под силу ни педагогу, ни государственной власти. При давлении и неуклюжем воспитании человек может пойти на уступку и только притвориться, что он любит. И такое воспитание будет иметь обратный результат. Мы должны учитывать, что каждый человек должен самостоятельно пережить «обретение родины». Вот в этом-то и заключается задача воспитателя, тонко, тактично он должен помочь этому переживанию, помочь пробудиться у ребенка этому чувству. Нет необходимости говорить здесь, что сам воспитатель должен быть искренним патриотом и своим личным отношением к родине побуждать воспитанников к обретению этого чувства.
Правило №2. Воспитатель должен не проповедовать чувство патриотизма, а исповедовать в своих благородных делах.
«Он должен как бы вправить в душу ребенка в духовный опыт родины, вовлечь ее в него и приучить ее пребывать в нем и творчески расцветать в нем». [32]
При этом, помня обо всем вышесказанном, педагог должен учитывать, что ”патриотизм - это не право, а обязанность, хотя и кровная, почетная, но тяжелая и, как выясняется теперь, довольно опасная обязанность, которую в меру своих способностей и сил и должен нести гражданин той земли, что отдана ему под Отечество” [33]
Вот перед такой дилеммой оказывается педагог, и это накладывает на него глобальную ответственность, так как работа с каждым воспитанником приобретает очертания важного государственного дела. А если учесть, что обучение учащихся по нынешним временам это образовательные услуги и отношение к учебе у молодежи как к жизненной необходимости в последние годы более или менее удалось восстановить, то сфера воспитания нуждается прежде всего в общественной реабилитации. Для школы же она должна стать, если не госзаказом, то вполне нормальным делом, а на первых порах хотя бы потерять ту опасность для патриота, о которой говорит писатель. Сегодня как никогда актуально звучат слова Ивана Ильина: «... ныне пришло время, когда человечество особенно нуждается в духовно осмысленном и христиански облагороженном патриотизме, который совмещал бы страстную любовь и жертвенность с мудрым трезвением и чувством меры, ибо только такой патриотизм сумеет разрешить целый ряд ответственных проблем, стоящих перед современным человечеством.» [32]
Патриотическое воспитание в системе
Школы целостного развития
О причинах кризиса в обществе и образовании в последние годы высказано множество суждений. Они общеизвестны. В числе же главных причин, порождающих множество последствий, мы видим пренебрежение целостностью (примером такого пренебрежения служит и отношение к патриотизму, о чем говорилось выше). И только воссоздание целостности в системе образования поможет придать устойчивое положение и школе, и самому обществу.
В Ивановской школе вся урочная и внеурочная работа так или иначе направлена на воспитание духовно богатой разносторонне развитой образованной личности, с любовью относящейся ко всем окружающим и ко всему окружающему, что мы называем родиной. При разработке и внедрении программ немаловажной задачей коллектива школы было то, чтобы содержание учебных программ не расходилось с ценностными ориентирами программы воспитательной. Особенно это касалось таких предметов как история и литература. Предпоследние два десятилетия мы были свидетелями разгулявшейся вакханалии в оценке многих исторических событий, особенно происходивших в России в ХХ веке. Там, где педагоги были неосмотрительны и утратили чувство патриотизма, нередко преподавалась в школах антироссийская история. Так что не следует удивляться, если поколение молодых родителей, учившихся в конце прошлого- начале нынешнего века, заявят, что вторую мировую войну выиграли США, а наша страна лишь отбивалась от фашистов сама за себя и то неэффективно - так говорилось в учебниках, по которым они учились… Нет необходимости говорить о качестве учебных пособий и по литературе, ведь для общеобразовательной школы это едва ли не единственный предмет, при изучении которого у педагогов имеется в руках инструментарий духовно-нравственного развития учащихся. Особенно эффективным это воздействие становится при вдумчивом отборе произведений для изучения в школе. В такой ситуации может сложиться целый курс духовно-нравственного, патриотического содержания. А подробное и непредвзятое изучение древнерусской литературы, охватывающей жизнь народа во всех ее проявлениях почти за семь веков, может заменить собою любую программу по патриотическому воспитанию.
Школою специально закупаются учебники, утвержденные Министерством просвещения, и по литературе, и по истории, авторам которых не чужд патриотизме и наша народная вера. Долгое время уроки проходили по учебникам известного историка С.В. Перевезенцева.
Славься Отечество
Мы не сторонники навязывания своих мыслей, суждений ни в отношении к Родине, ни в отношении исторических событий. Наша задача создать атмосферу, дух школы, которые бы впитывались воспитанниками всеми фибрами души. Конечно, есть атрибуты, которые обязаны быть в каждой школе. Например, символика государства. Но ведь и к подаче символики можно подойти казенно, кондово, а можно стенды оформить так, что они будут притягивать к себе. Наш стенд озаглавлен славянской вязью (в школе названия всех стендов выполнены вязью). Над стендом начертано: “Славься Отечество”. И в содержании он носит не формальный, а творческо-исторический подход. С одной стороны стенда помещен современный гимн России, с другой - гимн царской России «Боже, царя храни» (оба гимны превосходно исполняет наш детский хор). Кроме герба, флага на стенде помещены фотографии президента В.В. Путина и патриарха Кирилла, а также фотографии Московского Кремля, Ярославского кремля и Борисоглебского кремля. Еще одна деталь – рядом и гимн школы. Вот так прослеживается связующая нить и в пространстве, и во времени. Возникает ощущение, что она имеет отношение к каждому и имела такое же непосредственное отношение к нашим отцам и дедам.…
Историческое воспитание
История для воспитания патриотизма имеет непреходящее значение. «История учит духовному преемству и сыновней верности». С самого первого соприкосновения с историческим знанием ребенок должен понять, что он сын великого народа, имеющего великое историческое прошлое с грандиозными всплесками и падениями, победами и поражениями, страданиями и утешениями. В системе целостного развития этот предмет имеет свои особенности и подходы, как в философском плане, так и в практическом ее воплощении. Точнее всего, с нашей точки зрения, этот подход к пониманию истории выразил русский философ С. Булгаков: "История не есть лишь хронология, отсчитывающая чередование событий, она есть жизненный опыт, опыт добра и зла, составляющий условия духовного роста". [34] Такое понимание истории делает ее реальным инструментом в реализации главной темы Школы целостного развития. Предмет истории среди множества импульсов, способных зародить и взрастить патриотическое начало в человеке, о которых мы говорили выше, занимает едва ли не первейшее место в системе воспитания. Именно история дает нам примеры и образцы истинной любви к Родине.
В учебной программе Ивановской школы кроме традиционного курса История Отечества исторические знания представлены в курсах программы «Добротолюбие», а именно в «Христианской эстетике» - 10 класс, «Истории христианства» - 9 класс. В них детально рассматриваются исторические события, связанные с Церковью и государством ( а таковых событий в отечественной истории большинство).
Важной составляющей в формировании национального самосознания в данном проекте занимает решение проблемы изучения малой родины. Мы считаем, что в основе всякого исторического знания и воспитания должно лежать “краеведение”, а если отнестись к формированию исторического сознания еще серьезнее, то изучению "краеведения" должно предшествовать изучение истории собственного рода. Речь здесь идет не о порядке и последовательности изучения, не о том, что изучение этих вспомогательных дисциплин предшествует изучению общероссийской и мировой истории, а о том, что должно лежать в основе исторического сознания.
От истории семьи к истории края
Следующая ступенька в сознании воспитанника от истории семьи к истории родной деревни, родного края. Богатый краеведческий материал не только по Ярославской области и Борисоглебскому району, но и по каждому отдельно взятому селу, деревне позволяет проследить ход истории России на близких детям примерах - как в капле воды отражается весь мир, так и в истории семьи, истории села отражена история государства. Шаг за шагом дети по методике расширения горизонта изучают комплекс предметов, расширяющих их представления о малой родине, о волости, об уезде, о губернии, о России. От школьного двора – до волости, затем до уезда, губернии и до русского народа. Эта педагогическая работа направлена на установление глубокой связи временной в глубину и пространственной в ширину по контурам всей России.
Внеклассная работа по родиноведению
В школе создана целая система внеклассной работы по изучению родиноведения. Нашему краеведческому музею уже четверть века. В его фондах - несколько сот экспонатов и тысяча листов уникальных документов, связанных с историей края за последние 200 лет. Музей имеет экспонаты и материалы по таким разделам, как "История школы", ”Великая Отечественная война”, “Летопись сел и деревень Ивановской волости", "Древней книги", "Народный быт и ремесла”, “Духовные традиции русской семьи", “Достопамятные люди Ивановской волости”. Уникален музей-блиндаж. На базе музеев работает НШО. Отметим, что наши школьники на протяжении двух десятилетий готовят научные доклады, связанные исключительно с историей родного края.
На развитие патриотического воспитания направлена также программа по внеклассной работе "Святыни Борисоглебского края". Это программа на летний период деятельности. Приведение в порядок кладбищ, разрушенных храмов, прудов. Длительное шефство над источником преподобного Иринарха, экспедиции и походы, подготовка пути пятидесятикилометрового Иринарховского крестного хода, который длится пять дней и проходит через село Ивановское. Клуб "Горница"- любимое детище ивановских школьников и учителей, где дети знакомятся с местными промыслами.
Правило №3. Если в школе правильно организован учебно-воспитательный процесс, где шаг за шагом изучается и постигается история своего края, дети начинают понимать, что они живут на святой земле. Что она здесь, а не за далеким океаном.
Основы мировоззрения
Любить - это тоже своего рода талант. Любить Отечество - талант неимоверно высокий.
Самые лучшие стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Есенина сотен русских поэтов посвящены Отечеству. Большинство русских людей, читая такие стихи, утверждают, что они думают также. Жизнь народного духа находит себе в творчестве гения сосредоточение и зрелое выражение. Гений говорит от имени всего народа.
Правило №4. Родина сильна, когда нация имеет единые цели, одних героев, единое мировоззрение.
Каждый из нас хотел бы любить Родину так, как ее любил А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков. Но для этого мы должны смотреть на Россию так, как смотрели на нее они, думать о России так, как думали о России они. И если мы хотим быть такими же патриотами, мы должны иметь такое же мировоззрение, какое было у них.
Таким образом, встает вопрос о постижении мировоззрения наших великих предков. Вся работа новых вспомогательных элементов программы школы направлена на это. В урочной части это, прежде всего, курс из «Добротолюбия» «Достопамятные люди России», в Отечествоведении - курс «Народный календарь». В предмете «Мир русской деревни» по несколько часов отводится таким темам, как патриотизм, совесть, память, Отечество. А предмет «Русский народ» в 10 классе, это курс о русском самосознании. Одной из задач этих предметов является формирование традиционного мировоззрения, а также комплекса оценок своих поступков, действий окружающих, в том числе и взгляда на исторические события.
Язык
Язык вмещает в себя всю душу народа, весь духовный уклад, все прошлое. Говорить так, как говорили предки - значит также и мыслить, как предки. Значение слова в жизни человека непреходяще. Концепция Школы целостного развития предусматривает расширение блока преподаваемых базовых предметов, связанных со словесностью в начальной школе, а также введение в программу школы курса "Церковнославянский язык в контексте русской культуры". Эта необходимость обусловлена общей концепцией школы, направленной на умственное и духовно-нравственное развитие учащихся, формирование у них духовной культуры. Преподавание данного предмета имеет не только прикладное значение, но и исключительно нравственное: этот язык напрямую связывает нас с нашим прошлым, с нашими пращурами. Важно, чтобы педагог обращал внимание на чистоту языка. Жить в едином языковом поле с предками это значит слышать их, понимать их, значит любить их, любить их дела и свершения.
Школа воспитания искусством
В духовном созревании человека, в воспитании любви к Отечеству исключительно значение принадлежит эстетической сфере. Особая роль в школе отведена изобразительному искусству и музыкальному образованию. В школе имеется хор русской народной песни, хоры церковных песнопений (младший и старший). В школе работает изостудия. Историческая тема постоянно присутствует в творчестве молодых художников. Назову лишь ряд работ победителей в конкурсах разного уровня: “Преподобный Иринарх благословляет Минина и Пожарского на освобождение Москвы”, “Князь Владимир крестит Русь”, Княгиня Ольга”, “Портрет Геннадия Заволокина”, «Битва под Москвой», «Легендарный Севастополь»…
Изучение предмета Мировая художественная культура, как и всемирной истории, позволяет осознать место России в мире и сполна оценить вклад России в мировую сокровищницу культуры. Несомненно, способствует эстетическому воспитанию и один из курсов программы Добротолюбия "Христианская эстетика". Предмет дает представление о формировании духовности через красоту в Древней и Средневековой Руси.
Созидание
На протяжении четверти века внеклассная работа школьников в летний период строится по программе “Святыни Борисоглебской земли”. Как уже отмечалось, программа включает в себя ряд постоянных мероприятий, направленных на благоустройство того, что в народе принято считать святынями: приведение в порядок кладбищ, разрушенных храмов, прудов, экспедиции и походы, подготовка пути пятидесятикилометрового Иринарховского крестного хода, который длится пять дней и проходит через Ивановское, установка памятных крестов на местах, связанных с историческими именами. У школы тесная связь с Ивановским храмом. Настоятель храма иерей Феодор Божков организует каждое лето десятки десантов на подшефные разрушенные храмы в селах Погорелка, Георгиевское, Высоково, готовя их к консервации. Своими руками школьники приводили в порядок огромную территорию источника преподобного Иринарха на его родине в с. Кондаково, строили мостки и тротуары, вместе с педагогами строили купальню и новый сруб источника.
Территория и природа
В воспитании патриотизма важное место занимает воспитание любови к просторам Отечества. Территория страны - это «духовное пастбище для народа». И именно такому отношению к просторам страны следует научать школьников. Рельеф и природа Борисоглебского края, раскинувшегося на Борисоглебской возвышенности, способствует этому. Многокилометровые дали и холмы сродни былинным преданиям. И видимо не случайно по мифам и легендам здесь жили былинный богатырь Святогор (с. Давыдово), богатырь Илейка (с. Ильинское), богатырь Алеша Попович (с. Сабурово), витязь Омеля (д. Емельянниково), боярин Туг (д. Горки) и т.д.
Методика расширения горизонта способствует постижению и преодолению пространств и горизонты, раздвигаемые учителем, методически имеют свои реально раздвигаемые границы административных единиц: Ивановская волость расположена на левобережном холме , следующие волости границами отталкиваются от правого берега реки Устье и уплывают за горизонт, а за холмами и лесным массивом раскинулся и сам Борисоглебский монастырь.
Имеющиеся здесь древние стоянки людей и городища (деревень Горки, Акулово, Городище), а также капища языческих богов и богинь (богини любви Лады - д. Лянино, скотовьего бога Велеса - Селищи, медвежьего и волчьего бога Карачуна - д. Карачуны) - реально раздвигают рамки временного восприятия исторических событий вплоть до времен мифов.
Кроме предметов по истории края на постижение природы направлен курс “Народный календарь”, изучаемый в 7 классе.
Хозяйство
В курсе Краеведения на протяжении девяти лет изучения дети постоянно возвращаются к изучению экономики края. Первое такое знакомство происходит уже во втором классе в предмете «Моя семья, село, деревня» - здесь дается первое представление о хозяйственной деятельности родной деревни, об экономических возможностях края. Отдельные уроки этим темам посвящены и в курсе третьего класса «Борисоглеский край в прошлом, настоящем и будущем», затем в истории «Ростовского уезда», «Ярославской губернии». Курсы «Мир русской деревни» и «Сеятели и хранители» углубляют понимание основ крестьянского труда и земледельца. Они направлены не только на расширение познаний и получение теоретических знаний, но и на проявление склонности к добровольному творческому труду, к зарождению желания и стремления преодолеть «мерзость запустения» родной земли и возрождению ее первородной красоты. Перед педагогами ставится задача:
Правило №5. Одной из важнейших задач в воспитании обучающихся является пробуждение в детях дух почвенности и хозяйственного патриотизма.
На воспитание любви к родине через труд, ремесло, основы народной жизни направлена также программа «Домострой». В рамках ее почти два десятилетия в школе преподавались и преподаются основы гончарного дела, производства глиняной игрушки, резьбы по дереву, плотницкого дела. В школе процветает швейное дело, восстановлены традиции выпечки пирогов, жаворонков, куличей, масленичных блинов. Во многом расширению круга знаний и представлений о жизни народа и ремеслах способствуют заседания клуба «Горница», о чем я говорил в другой главе. Предметом внимания клуба были такие сферы хозяйственной деятельности, как льноводство, пчеловодство, катание валенок, кузнечного ремесла, ткачество, прядение, вышивание золотом и др.
Святые. Герои. Народ.
У детей должны быть авторитеты и образцы для подражания. Если школа или родители не позаботятся о том, чтобы предоставить им такие образцы, то дети сами отыщут их себе. Поэтому наша задача как можно раньше начать знакомить детей с героями русской истории, со святыми. Одно пробудит в них волю к доблести, другое пробудит совесть.
В Ивановской школе на протяжении одиннадцатилетнего цикла обучения несколько предметов направлены непосредственно на изучение персоналий. Первое такое знакомство начинается и продолжается в течение всего учебного года в курсе по краеведению «История Борисоглебского края в лицах»: Алеша Попович, Александр Пересвет, Иван I, преподобные Федор и Павел, преподобный Иринарх, Сергий Радонежский, Авраамий Палицын, Иоанн III...
В пятом классе в рамках предмета «Добротолюбие» изучается 34-часовой курс «Достопамятные люди России»: Владимир Красное солнышко, княгиня Ольга, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Александр Суворов, Серафим Саровский , Ломоносов, Пушкин, Кутузов, Скобелев, маршал Жуков, Юрий Гагарин - вот лишь небольшая часть святых и героев, чьи имена вписаны в историю России.
В девятом классе в курсе «Сеятели и хранители» дети знакомятся с именами Болотова, Энгельгарда, Тимирязева, Мичурина, Столыпина, Докучаева (всего 30 персоналий). А в курсе «Добротолюбие» в 11 классе подробно изучают личности митрополита Илариона, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Игнатия Брянчанинова, Иоанна Кронштадтского.
Выше мы говорили о святых, о героях, о достопамятных людях нашего Отечества. Прославление тех, других и третьих - это оценка , данная народом (вот как любил, вот как прославил народ подвиги Александра Невского), духовным, воинским, гражданским подвигам. У воспитанников это рождает непоколебимую веру в народ, в его духовные силы.
Русскому народу в нашей программе посвящен курс в 10 классе, который так и называется «Русский народ». Предмет обобщает знания, полученные на протяжении 10 лет в школе, и вместе с тем, раскрывает особенности характера нашего народа, в том числе и его глубокую любовь к Отечеству. Такой любви нужно учиться нам и учить наших подопечных, которые уже сегодня являются частью народа.
Таков в кратком изложении опыт Ивановской средней общеобразовательной школы в воспитании у детей самого светлого чувства - чувства любви к Родине. Позади 25 лет работы. Ни один ребенок в школе не скажет: “Я - патриот!” - дети воспринимают программу по воспитанию патриотизма как часть своей жизни, они этим живут, они дышат этим воздухом и практически каждый из них подробно может рассказать, за что он любит свою Родину. В рассказе будут присутствовать и радость, и восторг, и горечь, и сожаление, но не будет одного - равнодушия. А это значит, педагогический коллектив трудится не зря, не зря ест государственных хлеб.
И снова о памяти
Ничто не может так вредить воспитанию патриотизма, да и вообще всякому воспитанию, как кампанейщина, отсутствие системы, занятия от случая к случаю, от даты к дате, выполнение директив сверху.
Правило №6. Важными условиями в воспитании и в воспитании патриотизма являются непрерывность и постоянность.
Непостоянство, кампанейщина, как правило, дают обратный эффект. Если о войне, таком значительном эпохальном событии, власти и педагоги вспоминают лишь накануне даты, то так ли велико это событие на самом деле? Не гораздо ли серьезнее для человека та информация, которая подается каждый день с экрана телевидения? Нет сомнений, что при нормальной озабоченности судьбой воспитанников тема победы 1612 года, Отечественной войны 1812 года, Второй Отечественной войны 1914 года должны присутствовать в информационном воспитательном поле постоянно. Это постоянство может проявляться по-разному, но обязательно должно проявляться. Эту нагрузку несут на себе мемориальные доски, работа поискового клуба «Пересвет», музей Великой Отечественной войны.
О нашем музее-блиндаже мы еще расскажем, но помимо этого знатного музея в школе есть еще и замечательные выставочные фонды, в которых хранятся солдатские письма-треугольники, шинель, в которой с войны пришел солдат-сельчанин, гимнастерка, медали, похоронка. Целый уголок посвящен нашему учителю истории и рисования Дмитрию Федоровичу Москалеву, всего лишь неделю провоевавшему на фронте и погибшему в августе 41-го: конспекты его уроков, его фотографии, картины, которые он писал, портрет вождя - он был секретарем парторганизации, его книги. Здесь присутствует и книжица 1913 года, которой он был награжден за усердие и хорошую учебу как ученик нашей школы. Перед зрителем раскрывается целая судьба человека, отдавшего жизнь за Родину.
Здесь газеты военных лет со сводками Информбюро, брошюры с приказами Главнокомандующего. Многие экспонаты посвящены жизни школы во время войны: справки о трудоднях школьников, работавших в колхозе, ведомости об успеваемости учащихся, которые были эвакуированы в наше село из Ленинграда и учились в нашей школе. Здесь альбомы о ветеранах войны и труда, о работе колхозов в период войны, оформлен стенд, посвященный Герою Советского Союза летчику Гунбину, который учился в нашей школе - его книга, биография, фотографии. Сохранился стенд, посвященный Зое Космодемьянской – ведь пионерская дружина в советское время носила ее имя. Последние несколько лет учителями и учениками школы составляется поименный поминальный Синодик всех погибших земли Борисоглебской на полях брани за Отечество. Синодик, охватывающий все военные события российской истории, производит впечатление во много крат большее, чем десятки лекций и бесед. Каждый год у нас в школе за месяц до Дня Победы оформляется галерея “Участники Великой Отечественной войны”. Материалы галереи выполнены еще в то время, когда большинство вернувшихся с фронта ветеранов были живы. Теперь в живых из них остались единицы, а галерея представлена 70 персонами - это, в основном, дедушки и двоюродные, троюродные родственники третьего-четвертого поколения наших учеников, кто из коренных.
На каждом из 70 мини стендов - фотография, рассказ о боевом пути, нередко какой-либо документ - наградной лист, похоронка, документ из госпиталя.
При наличии постоянства темы войны в воспитательной работе более эффективными становятся и так называемые мероприятия (с иронией отношусь к этому слову, так как нас, то есть школы, нацеливают на мероприятия, в основном, для галочки), посвященные непосредственно тем или иным датам, и особенно Дням великой Победы.
Кадетский корпус участвует в местном военном параде, нередко стоит в торжественном карауле у мемориала погибшим в районном центре, выступает с концертами в центральной усадьбе Алешкино, участвует в митинге, возлагает венки к памятнику солдата. Ну, и конечно, огромный праздник до самого вечера на школьной территории, который достоин отдельного пера, настолько он хорош, проницателен, органичен, естественен. Достаточно сказать, что люди даже из столицы приезжают, чтобы поучаствовать в этом празднике. После участия в параде и празднествах в Борисоглебе и в Алешкино начинается праздник у нас в Ивановском. Поминальная лития у нашего мемориала, здесь же и возложение венков, памятные слова, чтение поминального синодика «всех воинов земли борисоглебской, погибших во всех войнах». Затем огромная масса людей перемещается к площадке перед входом в школу или на поляну к музею блиндажу, где и проходят у костра концерты, спектакли, часто прямо в траншеях музея. К вечеру все переходят снова к школе, где организуется танцевальный вечер под музыку военного времени…
В школе в форме клуба проводятся вечера военной песни, встречи с ветеранами. Устраиваются выставки детских рисунков, посвященных войне, а на базе школьной библиотеки выставки книг, посвященных этим героическим событиям.
В канун Дня Победы в школе постоянно устраиваются конкурсы семейных летописей “Великая Отечественная война и моя семья”. Дети записывают рассказы старших поколений, пишут сочинения, рисуют рисунки, составляют поминальные записки.
До сих пор в деревнях на некоторых домах виднеются красные звездочки-эмблемы. Дети знают, что в этих домах жили ветераны Великой Отечественной войны, участники трудового фронта войны. Эти звездочки четыре десятка лет назад повесили дедушки и бабушки нынешних наших учеников, когда сами учились в школе. Кроме тимуровской помощи, которую оказывали дети ветеранам, когда те были живы, каждое утро 9 мая они начинали со стука в дверь дома со звездочкой - поздравляли воинов сорок первого-сорок пятого годов букетом цветов и открыткой. Жаль, что таковых осталось на 2021 год всего лишь двое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
В статье представлен опыт работы по теме патриотического воспитания школьников на уроках и во внеурочное время. Определяющий предмет - "Кр...
Воспитание патриотизма на уроках математики в начальной школе.
Краеведение как средство патриотического воспитания. Использование задач краеведческого характера на уроках математики....
Патриотизм и гражданственность в современной школе: проблемы и пути решения.
Школа всегда уделяла огромное внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Но последние 10 лет демократии несколько осложнили задачу педагогов. В чем причины такого положения дел? Како...
Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"
Доклад подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...
Физическое воспитание в школе как условие формирования гражданственности и патриотизма у учащихся кадетских классов
Содержание стр.Введение ………………………………………………………….....3Глава IТеоретические основы формирования гражданственности и патриотизма …….………………. 9 1.1. Сущностные характеристики гра...
ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
Актуальность преподавания краеведения в школе ,на мой взгляд, заключается в том, что в настоящее время Россия, включившись в мировой процесс глобализации...
Программа элективного курса по патриотическому воспитанию учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы «Патриотизм – основа нравственного достоинства нации»
Элективный курс под названием «Патриотизм – основа нравственного достоинства нации» охватывает широкий круг вопросов от познания окружающего мира до приобщения к культуре, искусству своего народа и на...