Программа по внеурочной деятельности "Мыловар"
рабочая программа

Леванских Наталия Витальевна

Данная программа имеет художественную направленность. Ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.

Особенность  программы состоит в том, что она рассчитана на категорию детей, адаптированной для занятий во внеурочное время . При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, и осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.

Одним из наиболее востребованных  и модных видов творчества является мыловарение. Сегодня мыло занимает прочные позиции в повседневной жизни, которую без него просто невозможно представить. Только сейчас мыло это не обычное средство гигиены и не только средство гигиены. Мыло выполняет разные задачи: лечение акне, ароматерапевтическое воздействие, использование для чувствительной кожи, снятие напряжения, борьба со старением кожи.

Разработанная образовательная программа Мыловар является педагогически целесообразной и обладает  новизной. Ее актуальность не вызывает сомнения.

Цель программы – развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся посредством самовыражения через изготовление изделий из мыла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _vn.d._mylovar._67_kl_2021-2022g.docx297.85 КБ

Предварительный просмотр:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа имеет художественную направленность. Ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.

Особенность  программы состоит в том, что она рассчитана на категорию детей, адаптированной для занятий во внеурочное время . При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, и осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.

Одним из наиболее востребованных  и модных видов творчества является мыловарение. Сегодня мыло занимает прочные позиции в повседневной жизни, которую без него просто невозможно представить. Только сейчас мыло это не обычное средство гигиены и не только средство гигиены. Мыло выполняет разные задачи: лечение акне, ароматерапевтическое воздействие, использование для чувствительной кожи, снятие напряжения, борьба со старением кожи.

Разработанная образовательная программа Мыловар является педагогически целесообразной и обладает  новизной. Ее актуальность не вызывает сомнения.

Цель программы – развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся посредством самовыражения через изготовление изделий из мыла.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с основами знаний в области мыловарения;
  • развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение; ознакомить с основами проектировочной деятельности;
  • сформировать умения и навыки в практической творческой деятельности;
  • научить работать с мыльной основой;
  • выработать навык работы с книгой, развить индивидуальную творческо-поисковую деятельность, умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов;
  • организовать творческого общения в процессе обучения, воспитать умение работать в коллективе.

Ведущими идеями программы является создание:

условий для удовлетворения индивидуальных потребностей и эстетических запросов через вариативность содержания программы;

нравственно-эмоционального климата и чувственно-эмоциональной поддержки, условий для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения;

отношений, при которых возможна такая форма общения, как сотрудничество и соавторство педагога и ученика.

Программа рассчитана на учащихся 6-7 классов

Комплектование групп свободное. Программа построена таким образом, что ее может освоить любой ребенок, независимо от возраста и способностей.

Сроки реализации составляют один учебный год. Хотя программой и предусматривается возможность дополнительного обучения, связанного с повышением уровня образованности при условии формирования у учащихся в процессе занятий устойчивого интереса и положительной мотивации к продолжению деятельности.

Строится курс из расчета 1 занятие в неделю.

1час – 6 класс

1час – 7 класс

По функциям обучения программа подразделяется на три уровня.

На первом уровне у учащихся идет развитие элементарной грамотности, посредством усвоения заложенного в программе объема знаний. Воспринимая новую информацию и повторяя образец, предлагаемый педагогом учащиеся, перенимая опыт, приобретают начальные умения.

На втором уровне – функциональная грамотность. То есть овладение умениями и навыками, имеющими значение для учебной деятельности. Учащиеся применяют полученные знания и умения для самостоятельного решения поставленной задачи.

На третьем уровне у учащихся формируется начальная общекультурная компетентность, то есть качества личности, соответствующие базовым ценностям общества. Данный уровень рассчитан на учащихся с хорошей подготовкой, и  учащихся желающих продолжить обучение. Здесь решаются такие задачи, как самостоятельное освоение новых видов деятельности, способов решения поставленных проблем, проявление своей индивидуальности,самостоятельный подход к работе, развитие потребности в самоусовершенствовании и дальнейшем саморазвитии.

Организационные формы работы на занятии определяются педагогом в соответствии с поставленными целями и задачами, а формы подведения итогов могут быть предложены и самими учащимися. Это могут быть и различные конкурсы, тематические выставки, мастер-классы, игры.

Завершением курса обучения является итоговая школьная выставка, призванная показать достижения детей за год.

Для успешной реализации образовательной программы разработан учебно-тематический план, включающий в себя 2раздела, общим объемом  68 часов (Приложение 1).

В содержании изучаемого курса расписан необходимый минимум теоретических сведений и практических работ по каждому разделу с учетом психофизических и возрастных особенностей учащихся.

Методическое обеспечение образовательной программы  «Мыловар»  включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.

При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.

Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие детей умственного развития учащихся, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:

  • Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг);
  • Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, демонстрация презентаций);
  • Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).

При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, инструкционные карты, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ.

Техническое оснащение занятий включает в себя:

  • Учебный кабинет – Химии  для занятий  мыловарением;
  • Рабочие столы и стулья по количеству учащихся;

Материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия:

клеенки, мыльная основа 2-х видов (белая, прозрачная), красители, нож, ароматизаторы, пипетки, мерный стакан, пластиковые ложки, формы нескольких видов, СВЧ – печь.

Использование технического оснащения в виде теле и видеоаппаратуры или компьютера не являются строгой необходимостью, но может улучшить качество учебно-воспитательного процесса.

Организационные формы работы на занятиях определяются педагогам в соответствии с поставленными целями и задачами. На одном занятии могут быть использованы различные формы работы: фронтальная, работа в парах и индивидуальная.

Формы подведения итогов  включают в себя:

  • Изготовление мыла для подарков учителям, родителям и для друзей.
  • Участие в школьных тематических выставках (Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, выставка-ярмарка и т.д.);

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
• познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
• адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу;
• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• соблюдать корректность в высказываниях;
• задавать вопросы по существу;
• контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• владеть монологической и диалогической формой речи;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
• высказываться в устной и письменной форме;
• анализировать объекты, выделять главное;
• осуществлять синтез (целое из частей);
• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе обучающиеся  получат возможность:
• развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
• расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
• познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
• использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
• познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
• совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
• оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
• достичь оптимального для каждого уровня развития;
• сформировать навыки работы с информацией.

Список литературы.

  1. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 2-е издание.-М просвещение2011
  2. Бельтюкова,Петров ,Кард « Уроки мыловарения» изд. « Эксмо».М:,2012
  3. Журнал «Делаем сами» № 30 от4.06.2014
  4. Гольдштейн А.Ф «Мыловар»- М : пр2010
  5. Кузин В.С. «Мыло как предмет искусства»-М: Дрофа.2006
  6. Букин Д., Панова О. Домашнее мыловарение.- М:Феникс, 2012.
  7. Зайцева А. Красивое мыло своими руками.- М:Эксмо, 2008.
  8. Заричная А. Каменное мыло.- М:Алькор Паблишерс, 2013.
  9. Корнилова В.В.Мыло ручной работы.- М:Аст- Пресс, 2013.
  10. КорниловаВ.В. подарочное мыло.- М:Аст- Пресс, 2013.
  11. Корнилова В.В. Декоративное мыло. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.- М:Аст- Пресс книга, 2009,-112 с: ил.-(Золотая библиотека увлечений).
  12. Лупато М. Мыло. Изготовление и декорирование. - М:Аст, 2013.
  13. Линда Гэмблин. Мыло ручной работы.- М:Аст, 2013.
  14. Мария Браунинг. 300 мыл ручной работы.- М:Алькор Паблишерс, 2012.

При разработки программы использованы материалы  сайтов.

http:// myloff.ru

http://craftology.ruhttp://presentway/com

http://mama-mila.ru/blogs/video

https://moodle.kstu.ru/course/view.php?id=2463

https://mylo.by/recipes/mylo-iz-osnovy/kak-sdelat-mylo-s-lyufoy-svoimi-rukami.html

https://myloff.ru/

https://club-milovarov.ru/mylo-svoimi-rukami-s-lyufoy-i-medom/

https://milovarpro.ru/recipes/

http://sdelajrukami.ru/mylo-svoimi-rukami/

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

дата

кол-во часов

теория

практическое занятие

2 год занятий 6 класс

1 четверть

1-4

Весёлый зоопарк.

Морские животные.

4

*

5-6

Конфетки.

2

*

7-8

Пуговка.

2

*

2 четверть

9-12

Мыло с картинкой.

4

*

13-14

Мыло с блёстками.

2

*

15

Винегрет.

1

*

3 четверть

16

Винегрет.

1

17-18

Мыло-суфле (взбитое).

2

*

19-24

Подготовка к выставкам изделий.

2

*

25-

Изготовление подарочного мыла на праздники:

День пожилого человека

День учителя

День Матери

Новый год

6

*

4 четверть

33

Изготовление подарочного мыла на праздники

6

34

Декорирование. Упаковка мыла.

Подведение итогов.

2

*

34ч

3 год занятий 7 класс

1 четверть

1-2

Мыло со штампом.

2

*

3-4

«Завитушка».

2

*

5-8

Мыло со свирлами.

4

*

2 четверть

9-12

Окрашивание слоями.

4

*

13-15

Декорирование мыла.

3

*

3 четверть

16-18

Декорирование мыла.

3

19-24

Натуральные добавки и наполнители :

молоко, кофе, сухоцветы, глина.

6

*

25-26

Люфа. Мыло с люфой.

2

*

4 четверть

27-28

Люфа. Мыло с люфой.

2

29-30

Лёд. Мыльные камни.

2

*

31-32

Цветочек. Мыло-скраб.

2

*

33

Хранение готового мыла. Упаковка мыла.

1

*

*

34

Подведение итогов.

1

*

34ч

Всего:     за 2 года

68ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»

Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...

Программа по внеурочной деятельности: (музыкально – эстетическое направление) «Музыка в нашей жизни». Срок реализации программы – 4 года

          Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещен...

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательног...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...