Виртуальная экскурсия "Я в мире прав и обязанностей"
материал (5 класс)
Обобщить знания обучающихся об основных правах и обязанностях детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_v_mire_prav_i_obyazannostey.docx | 26.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
НЕДЕЛЯ ПРАВА
Виртуальная экскурсия
« Я в мире прав и обязанностей»
5 «А» класс
Классный руководитель
Арсенина М.Н.
2019 г.
Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».
Цели:
- обобщить знания детей об основных правах ребенка;
- разделить понятия «права» и «обязанности»;
- показать единство прав и обязанностей;
- сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам;
- побуждать детей к защите своих прав;
- воспитывать уважение к правам других людей;
- способствовать формированию активной жизненной позиции.
Оформление: Презентация «Права и обязанности детей»
20 ноября - Всемирный день прав ребенка – слайд 1
Конвенция «О правах ребенка» (1989 г.) - слайд 2
Дети - все человеческие существа до 18 лет (статья 1) - слайд 3
Право на жизнь - слайд 4
Право на имя при рождении
Право на медицинскую помощь
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право иметь имущество
Право свободно выражать свои взгляды
Право на свободное перемещение
Право на заботу и воспитание родителями
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
Человек имеет не только права, но и обязанности. (из Ст.29 Конвенции). (слайд 5)
План классного часа
1. Игра «Имена».
2. Интерактивная беседа «Право на имя».
3. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».
4. Ролевая игра «Юридическая консультация».
5. Разбор ситуаций «Права и обязанности».
6. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Игра «Имена»
Социальный педагог: Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это
Всемирный день прав ребенка. (слайд 1)
В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка». Сегодня мы и будем говорить о правах детей.
Но сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой.
Педагог называет свое имя, например: «Марина - миролюбивая». Педагог показывает на ученика, сидящего за первой партой, затем на того, кто сидит за ним, и так по цепочке все дети принимают участие в игре: называют свое имя, добавляя к нему прилагательное.
II. Интерактивная беседа «Право на имя»
Социальный педагог: Ребята, а имеете ли вы право на свои имена?
Как вы считаете?
Ответы детей: «Конечно, имеем».
Социальный педагог: А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а
не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и
фамилии?
Примерные ответы детей:
Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении.
Социальный педагог: Да, это первый ваш документ. А что там еще записано,
кто знает?
Примерные ответы детей: Там еще записаны имена наших родителей.
Социальный педагог: Правильно, а еще там записано, что вы являетесь
гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.
А какие еще есть у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал?
Примерные ответы детей:
- В Конституции, законах, указах и т. п.
- Разрабатывали президент, депутаты и т. п.
III. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»
Социальный педагог: Ребята, все права детей всего мира записаны в
специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». (слайд 2). Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. (слайд 3) Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Какие же права есть у всех детей мира? (слайд 4)
IV. Ролевая игра «Юридическая консультация»
Социальный педагог: Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся
за консультацией к юристу.
Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства.
Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что присутствующие здесь старшеклассники - юристы, они хорошо знают права детей (а некоторые из них написаны на доске). И к ним за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены, а старшеклассники разъяснят нашему герою его права, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей».
Маугли: Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?
Примерные ответы детей:
- Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.
Маугли: Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?
Примерные ответы старшеклассников:
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.
Социальный педагог: Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже с ограниченными возможностями, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.
Гарри Поттер: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?
Примерные ответы:
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.
Социальный педагог: Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?
Примерные ответы детей:
- Не все знают права детей.
- Не считают детей полноценными людьми.
- Не уважают (презирают) детей, считают их глупыми.
Социальный педагог: Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их прав.
V. Разбор ситуаций «Права и обязанности»
Социальный педагог: Ребята, у каждого человека есть права. Но
пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Человек имеет не только права, но и обязанности. (из Ст.29 Конвенции). (слайд 5) Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить порядок – нарушить обязанности
Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю вам посмотреть несколько сценок из жизни и дать оценку поведению героев.
Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Социальный педагог: Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь
не прав.
Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.
Сценка 2
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
Социальный педагог: Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!
Сценка 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!
Социальный педагог: Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
Дети. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.
Сценка 4
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Социальный педагог: Правильно ли рассуждает Петров?
Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.
Сценка 5
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!
Социальный педагог: Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он
прав?
Примерные ответы детей:
- Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.
- Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.
Социальный педагог: Ребята, какой документ очень хорошо знают герои
этих сценок?
Дети. Конвенцию «О правах ребенка».
Социальный педагог: А что они совершенно не знают?
Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей.
Социальный педагог: Как же примирить свои права с правами других людей?
Примерные ответы детей:
- Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.
- Нельзя свои права ставить выше прав других людей
VI. Подведение итогов (рефлексия)
Социальный педагог: Ребята, понравилось ли вам выступать в роли
юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?
Ответы детей.
Социальный педагог:Вы правы, знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе. Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конференция "Я в мире прав и обязанностей"
Ежегодно в школе проводится научно – практическая конференция «Я в мир прав и обязанностей», проводится она в 7,8 классах. На конференции представлен опыт реализации детских мин...
Презентация на конференцию "Я в мире прав и обязанностей"
На конференции представлен опыт реализации детских мини-проектов – победителей конкурса «Я в мире прав и обязанностей»....
Конспект урока по окружающему миру "Права и обязанности"
Конспект урока по окружающему миру "Права и обязанности". Урок для 2 класса общеобразовательной школы....
Викторина " В мире прав и обязанностей"
Тема: Права и обязанности учащихся. Цели: v формирование правового сознания учащихся посредством о...
Открытый классный час на тему "В мире прав и обязанностей"
Конспект классного часа для учащихся 9-10 классов...
Сценарий воспитательного мероприятия "В мире прав и обязанностей".
Вашему вниманию предлагаю сценарий для воспитательного мероприятия, посвящённого Всемирному Дню прав ребенка.Данная разработка поможет в подготовке к мероприятию социальным педагогам, воспитателям....
Обучающее занятие с активом детского объединения "РИТМ" "В мире прав и обязанностей"
Обучающее занятие с активом детского объединения "РИТМ" "В мире прав и обязанностей"...