Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе. Тема: « Мои стихи, как эстафету, степные ветры понесут по свету». Жизнь и творчество М. В. Хонинова.
план-конспект урока (10 класс)
Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_po_literature_v_10_klasse.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе.
Тема: « Мои стихи, как эстафету, степные ветры понесут по свету». Жизнь и творчество М. В. Хонинова.
Цели и задачи урока:
1. Знакомство с биографией и творчеством М. Хонинова.
2.Раскрытие особенностей творческого мировосприятия поэта.
3Показать чувство душевного родства с народами Росси, связь с родной землёй.
Проблемный вопрос.
Почему М. В. Хонинова можно назвать человеком – легендой?
Оборудование.
1.Выставка книг М. Хонинова.
2. Портрет М. Хонинова.
3.Раздаточный материал.
4. Литературоведческие словари.
Ход урока.
Вы знакомы с творчеством многих калмыцких писателей и поэтов. Но сегодня мы посвятим наш урок творчеству Михаила Ванькаевича Хонинова. Тема нашего урока написана на доске:
« Мои стихи, как эстафету, степные ветры понесут по свету». Жизнь и творчество М. В. Хонинова.
М. Хонинов среди писателей и поэтов Калмыкии занимает особое место. Это не только поэт, драматург, прозаик, но и человек – легенда. Ещё при жизни он стал героем многих документальных и художественных произведений. Ему посвящены повести Александра Демидова « В атаку поднимался первым» , Андрея Дугинца « Искры под пеплом»; пьеса Цыдженова « Жаворонки везде поют одинаково». О нём писали очерки Д. Кугультинов « Его звали Михаилом Чёрным», А. Исбах « И друг степей – калмык», П. Брайко «Потомок Алого Хонгора». Ему посвятили поэмы В. Михановский « Баллада о горбатом мосте», Н. Поливанов «Миша Чёрный». Много стихотворений- посвящений, написанных Д. Кугультиновым, М. Дудиным, Б. Сангаджиевой, К. Эрендженовым, А. Кукаевым, Э. Лиджиевым, В. Нуровым и др.
Хонинов М.В.родился первого января в с. Цаган – Нур Малодербетовского улуса Астраханской губернии. Отец, Ванькаев Хонин Ногаевич, работал по найму пастухом. Семья была большая. Черыре сына и дочь. Рано умерла мать. В стихотворении «Отец» он рассказывает о своей семье.
Стихотворение « Отец»- читает подготовленный ученик.
При всей нелёгкой жизни все дети учились в школе. Семилетку будущий поэт окончил в 1934 году и в этом же году поступил в Астраханский техникум искусств.
Вот как пишет он в своём стихотворении « Прощание со старой телегой» о начале своей взрослой жизни.
Звучит стихотворение « Прощание со старой телегой»
Анализ
Мы с вами познакомились с первым этапом жизни поэта. Переходим к следующему.
В 1936 году техникум окончен, с сентября этого же года он начинает работать артистом в Калмыцком драматическом театре и одновременно директором республиканской радиокомпании.
В 1939 году призван на службу в Красную Армию в Забайкальский военный округ.
Начало Отечественной войны встретил 13 июля в степях Смоленщины в районе города Демидова.
Бои шли очень тяжёлые, солдаты оказались в окружении. И только после многодневной блокады кольцо немцев удалось прорвать лишь небольшой группе бойцов, сам же Хонинов, прикрывая своих, остался контуженным на поле боя и несколько дне пролежал в траншее. Этому периоду посвящён роман «Помнишь, земля Смоленская». Нашла его крестьянка из деревни Сенино Стрельцова Мария, которая подлечила его и вернула в строй.
Он уходит в тыл врага, в леса Белоруссии, где организовывает подпольную антифашистскую подпольную организацию. С этого момента начинается его борьба за освобождение Родины в партизанском отряде на Могилёвщине.Он бесстрашный командир отдельной действующей роты, умный и хитрый разведчик. В этот период, по его словам «…я получил кличку Миша Чёрный» .Фашисты называли его роту «дикой дивизией», а за его голову была назначена награда в 10 000 тысяч оккупационных марок.
Его роман «Помнишь, земля Смоленская» , стихотворение «Мать с Березины», поэмы «Бой на Березине» , «Мой райком», повесть «Миша Чёрный – это я» - произведения с биографической основой.
Стихотворение «Мать с Березины» посвящено Прасковье Андреевне Вилиткевич, белорусской женщине, спасшей его. Поработаем с этим стихотворением.
( Звучит стихотворение «Мать с Березины». Делаем анализ.)
Вывод. Описывается один из моментов военной жизни. Встреча с белорусской женщиной, которая спасает раненого партизана, не делает различия между своим и чужим сыном. Они все для неё сыновья. Она – мать! Мать-живое воплощение бескорыстной любви, заботы, ласки.
К Прасковье Андреевне Вилиткевич М. В. будет всю свою жизнь испытывать глубокое чувство уважения.
Образ матери в этом стихотворении перерастает в образ многонациональной Родины, которую он любил.
За участие в освобождении Минска от фашистских оккупантов Михаил Ванькаевич был награждён орденом Боевого Красного Знамени.
Переходим к следующему этапу его жизни.
К ордену полагался и отпуск. Но когда он приехал на Родину, то увидел только пепелища. , русская женщина, отдала ему письмо жены. Конечно же, он мог бы вернуться в Белоруссию, куда звали его боевые товарищи. Но он был верен своим корням. Мог бы избежать трагической судьбы, но он разделил её со своими родными и близкими, своим народом.
(Звучит отрывок из поэмы «Мой путь»)
Продолжаем лекцию.
С 1944 по 1957 годы работал в Красноярском и Алтайском краях школьным военруком, лесорубом, горноспасателем в шахте,прорабом, инженером – строителем.
В 1957 году вернулся на Родину. С августа 57 года работал директором республиканской радиокомпании, а с сентября 57 года директором Калмыцкого государственного драмтеатра. Дыл специальным корреспондентом журналов «Крокодил» и «Огонёк».
С 1967 по 1969 годы учился на Высших литературных курсах при Литературном институте им. Горького. Член Союза писателей СССР с июня 1961 года. Член Литфонда СССР с 1964 года.
За личные подвиги в Великой Отечественной войне награждён орденом Боевого Красного Знамени, медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени, медалью «»За победу над Германией 1941 -1945 гг»
В Минске в музее боевой славы есть фотография Михаила Хонинова.
В 1981 году Михаила Ванькаевича не стало. Послушаем его стихотворение- завещание «Стану красным тюльпаном»
(Звучит стихотворение)
В 2003 году Большецарыновской средней школе №2 было присвоено имя Михаила Ванькаевича Хонинова.
Подводим итоги нашего урока- лекции. Задумывались ли вы над тем, почему обыкновенные, на первый взгляд, слова в поэтическом произведении становятся многозначительными, весомыми, а лаконичные строки автора очень ёмкими, создающими почти зримый образ? Это происходит потому, что по- настоящему талантливый поэт создаёт в своём произведении два уровня: сам текст и подтекст. Текст воспринимается умом; подтекст воздействует на сердце читателя, оживляет чувства, не оставляет равнодушным. Такова поэзия М. В. Хонинова
Итак, познакомившись с творчеством М. Хонинова, мы можем говорить, что это человек- легенда. Он пережил войну, ранения,ссылку,потерю близких, но остался человечным, любил свою Родину, имел беспокойную совесть, т.к. жил жизнью своей страны и своей эпохи. Творчество его высокодуховное и высоконравственное, как и полагается классике. И такие произведения мог написать только истинный поэт.
Наш урок мне хочется закончить словами, которые я вынесла в эпиграф.
(прочитать эпиграф)
Римма Михайловна Хонинова унаследовала поэтический дар отца.Это прекрасная поэтесса, писательница, исследовательница не только творчества своего отца, но и других калмыцких поэтов.
Д.з. Выучить наизусть стихотворение М. В. Хонинова. (по выбору)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям...
Развёрнутый конспект урока литературы в 11 классе с использованием технологии проблемного обучения. Тема: А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет»
Урок построен с использованием технологии проблемного обучения и рассчитан на 2 часа....
Разработка к уроку внеклассного чтения по литературе 11 класс "Тема семьи в литературе второй половины XX в."
Материал предназначен учителю в помощь проведения урока внеклассного чтения 11 класс...
Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»
Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн...
Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс Тема: "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимний вечер"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И.Тютчев "Весенние воды" и др.)" 28.01.2021
Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс по теме "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимнее утро"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И. Тютчев "В...
Технологическая карта урока. ««И горькое детство дарит свет». Жизнь и творчество В. П. Астафьева».
Формирование новых знаний, урок «открытия» нового знания....
Конспект урока литературы в 9 классе "Личность и судьба Г.Р. Державина. Основные этапы его жизни и творчества"
Методическая разработка урока литературы в 9 классе по творчеству Г.Р. Державина....