Методическая разработка проблемно – диалогической беседы на тему: « Счастье человека где – то между свободой и дисциплиной».
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Методическая разработка проблемно – диалогической беседы на тему: « Счастье человека где – то между свободой и дисциплиной».А вот великий русский учёный Иван Петрович Павлов говорил « Счастье человека где – то между свободой и дисциплиной. Одна свобода без строгой дисциплины и правила без чувства свободы не могут создать полноценной человеческой личности».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка проблемно – диалогической беседы на тему:
« Счастье человека где – то между свободой и дисциплиной».
Разработку подготовила учитель биологии и химии
МКОУ «Шибаевская ООШ» Шакирова Рауфа Рафаловна
Еткульский район
Цель: способствовать духовному развитию обучающихся, формированию их
интересов и духовных потребностей
Задачи:
1 Знакомить учащихся с понятиями: счастье, свобода, дисциплина.
2 Формировать представление о необходимости свободы и дисциплины
как условий для счастливой жизни.
3 Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Форма проведения: проблемно – диалогическая беседа с учащимися.
Оборудование: карточки - задания, интерактивная доска, презентация «Счастье человека где – то между свободой и дисциплиной».
Видеоролик « Счастье – это позитивное явление» Олег Гадецкий психолог, писатель, философ. https://ok.ru/video/6091441600
Содержательный компонент беседы
I. Вступительная часть. Игра «Давайте познакомимся»
II. Основное содержание:
1. Видеоролик « Счастье – это позитивное явление» Олег Гадецкий психолог, писатель, философ. https://ok.ru/video/6091441600
III. Заключительная часть. Притча « Много работы»
Думая о будущем, правильно живи настоящим. Мы авторы своей жизни.
Ход
I. Вступительная часть
Учитель:
Здравствуйте ребята. Так как я вас не знаю, хотелось бы поближе познакомиться. Надеюсь, наш разговор будет полезным и интересным для вас.
Я сейчас попрошу вас представиться, назвав своё имя по цепочке. Но не только имя, назовите прилагательное, которое обозначает ваше состояние сейчас или связано с вами.
Начну с себя. Меня зовут Рауфа Рафаэловна. Я спокойная.
Представление учащихся.
Замечательные у вас состояния, какие вы разные. У вас отличное настроение. Многие посмеялись, почувствовали себя в непринужденной обстановке. И на этой ноте мы начнём беседу.
- Перед вами два портрета, что вы можете сказать о людях, которые на них изображены?
Слайд №2(один счастливый, другой несчастный)
- Как вы это определили? Несчастный человек – человек, с которым случилось что-то, что принесло несчастье.
Несчастный человек , человек у которого горе.
- Ребята, а что такое счастье?
- Предлагаю заглянуть в словарь.
Слайд №3 В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова дано определение.
I.Ожегов: счастье –
1) чувство и состояние полного, высшего удовлетворения;
2) успех, удача.
В толковом словаре Дмитрия Николаевича Ушакова дано определение.
II.Ушаков: счастье – 1) состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни , от удовлетворения жизнью
2) успех , удача.
А Владимир Иванович Даль в знаменитом толковом словаре приводит такое определение
III.Даль: счастье – случайность, желанная неожиданность,талант ,удача, успех.
- Исходя из этого, я могу утверждать, что счастье – это позитивное явление?
Сейчас мы посмотрим видеоролик и услышим мнение психолога на эту тему. После просмотра вы мне назовёте ценности, качества человеческого характера, которые нужно развивать в своём характере, чтобы стать успешным и счастливым?
Просмотр видеоролика «Счастье – это позитивное явление»
- Ребята, какие ценности, качества человеческого характера нужно развивать в своём характере, чтобы стать успешным и счастливым?( сострадание, желание помочь другому человеку, мягкость, решительность, энтузиазм, доброта, целеустремлённость, принцип бескорыстия).Называют и прикрепляют на доску лепестки. Получается ромашка. Оставить место, не хватает одного лепестка.
Слайд № 4.А вот великий русский учёный Иван Петрович Павлов говорил « Счастье человека где – то между свободой и дисциплиной. Одна свобода без строгой дисциплины и правила без чувства свободы не могут создать полноценной человеческой личности».
- Возможно ли счастье без свободы?
- А скажите мне пожалуйста, безгранична ли свобода?
Как бы не стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означало бы произвол в отношении другого.
К примеру, кому- то в ночную пору захотелось послущать громкую музыку, включив на полную громкость, человек осуществил своё желание, поступил свободно. Но,его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно высыпаться в ночное время.
- Исходя из этого, скажите человек может абсолютно свободным? (нет, абсолютно свободным человек быть не может..А один из ограничителей здесь права и свобода других людей.
Или другой пример. В парке в солнечный день вышли отдыхать пожилые люди, молодые мамы со своими малышами.
В это же время в парк въезжают на мопедах без глушителей молодые люди, облюбовавшие, свободные от машин дорожки парка для своих упражнений. Они свободны в выборе места своего отдыха, но!
- Ребята скажите их свобода ущемляет свободу людей, выбравших тихий и спокойный вид отдыха?
Как вы думаете права ли я, если скажу, что человек свободен только в тех границах, которые позволяют сохранить такую же свободу другому человеку?
- Ребята, какое ценное качество ещё добавим для полного счастья, исходя из слов великого русского учёного Ивана Петровича Павлова? (дисциплина)
Слайд № 5
Еврипид – древнегреческий драматург – писатель.
Альберт Камю – французский философ, писатель.
Николай Михайлович Коркунов – русский учёный, юрист, профессор.
Послушайте притчу о дисциплине.
Притча «Много работы»
Однажды старого отшельника спросили:
— Как тебе не надоедает всё время быть одному?
И он ответил:
— У меня полно дел: я должен обучить двух ястребов, двух орлов, успокоить двух кроликов, выдрессировать змею, мотивировать осла и укротить льва.
— Но мы не видим рядом с тобой никаких животных. Где они ?
Отшельник ответил:
— Этих животных мы носим внутри себя. Два ястреба бросаются на всё, что видят – хорошее и плохое, полезное и вредное. Я должен научить их различать. Это мои глаза.
Два орла своими когтями ранят и разрушают всё, к чему прикасаются. Я должен научить их служить и помогать, не причиняя вреда. Это мои руки.
Кролики вечно скачут туда-сюда, бояться и прячутся. Я должен успокоить их и научить справляться с трудными ситуациями, а не убегать от проблем. Это мои ноги.
Самое сложное — наблюдать за змеёй. Хоть она и надёжно заперта в плотной клетке, но всегда готова атаковать, ужалить и отравить любого, кто находится рядом. Поэтому я должен следить за ней и дисциплинировать её. Это мой язык.
Осёл, как всем известно, очень упрям, вечно устаёт и не желает выполнять свою работу. Это моё тело.
И, наконец, мне нужно укротить льва, который желает быть королём и повелевать всеми. Он горд, тщеславен и думает, что весь мир должен крутиться вокруг него. Это моё эго. Как видите, у меня очень много работы.
Слайд №6
- Буду ли я права, если скажу, лучшая дисциплина – это самодисциплина?
- Как вы думаете, в школе нужна дисциплина? (в школе нужна дисциплина, потому что здесь важно жить по общественным правилам)
- По каким правилам вы живёте в школе? (по общественным правилам)
Сегодня мы с вами убедились, что счастье человека находится где-то между свободой и дисциплиной. Исходя из ваших ответов, я поняла, что цели беседы достигнуты.
Я благодарю вас за участие в этой беседе. Будьте счастливы, свободны и дисциплинированны! Ребята, думая о будущем, правильно живите настоящим. Вы авторы своей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: «Конституция РФ Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого».
Презентация на тему: «Конституция РФ Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого». ...
Методическая разработка по истории Древнего мира по теме: "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу"
Цель урока: 1) Подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов, познакомить занятиями населения, управлением Аттики, положением земледельцев.2) Продолжить формирование...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Конституция РФ. Права, обязанности и свобода человека и гражданина».
Методическая разработка носит практический характер, предназначена для воспитанников кадетских корпусов....
Методическая разработка урока по теме "Скелет человека". 8 класс
Данный урок знакомит обучающихся со строением отделов скелета человека и с особенностями, связанными с прямохождением....
Счастье человека где-то между свободой и дисциплиной
Материал к беседе с детьми...
Презентация"Счастье человека где – то между свободой и дисциплиной"
А вот великий русский учёный Иван Петрович Павлов говорил « Счастье человека где – то между свободой и дисциплиной. Одна свобода без строгой дисциплины и правила без чувства свободы не мог...
Серия открытых уроков Тема: «Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина».
Серия открытых уроков Тема: «Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина»....