Экологическая беседа "«Экология стала самым громким словом на земле…»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Экологическая беседа "«Экология стала самым громким словом на земле…» Знаменитый писатель Валентин Распутин считает, что самым громким словом,даже громче войны и стихии, стало слово «экология». «Удивительно»,- говорит писатель,-но на всех языках мира оно звучит одинаково. И выражает одно и тоже - понимание вселенской беды,никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах и тяжести…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическая беседа "«Экология стала самым громким словом на земле…» | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая беседа «Экология стала самым громким словом на земле…»
Подготовила: Шакирова Р.Р,
учитель биологии и химии
МКОУ «Шибаевская ООШ»
Актуальность темы: Планета Земля — наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Рекомендации:
Беседа сопровождается показом презентации , что позволяет полнее ощутить степень опасности от загрязнения нашего Дома-Земля. Начинается беседа с показа видеоролика «Выбор за тобой» https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80% , затем следует постановка проблемного вопроса.
Форма проведения: проблемно – диалогическая беседа с учащимися.
Цель: Воспитание бережного отношения к природе, формирование ответственного отношения к природе, развитие экологического мышления.
Задачи:
познакомить учащихся с последствиями воздействия человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;
способствовать воспитанию любви к родной природе;
пополнение знаний учащихся по экологии.
Ход беседы.
- Организационный момент. Игра «Давайте познакомимся»
Здравствуйте ребята. Так как я вас не знаю, хотелось бы поближе с вами познакомиться. Надеюсь, наш разговор будет полезным и интересным для вас.
Я сейчас попрошу вас представиться, назвав своё имя по цепочке. Но не только имя, назовите прилагательное, которое обозначает ваше состояние сейчас или связано с вами.
Начну с себя. Меня зовут Рауфа Рафаэловна. Я спокойная.
Представление учащихся.
Замечательные у вас состояния, какие вы разные. У вас отличное настроение. Многие посмеялись, почувствовали себя в непринужденной обстановке. И на этой ноте мы начнём беседу. Сегодня мы будем беседовать, а тему определим, посмотрев видеоролик.
Показ видеоролика «Выбор за тобой»
- В этом видеоролике показаны какие проблемы? (Ролик про взгляды на экологические проблемы.)
- Какие главные слова вы услышали и на что вы обратили своё внимание? (беречь природу, последствия действия человека, загрязнение природы).
- Что вы увидели в видеоролике?
- Ребята, как вы думаете зачем я показала этот видеоролик?
- Ребята, ваши предположения, какая будет тема нашей беседы?
- Не услышала от вас главного слова? (Экология)
-Какова цель нашей беседы? У кого какие есть предположения?
( слайд №2)
Цель: воспитание бережного отношения к природе.
Если природе становиться плохо, непременно будет плохо и нам, людям.
Набатным колоколом звучит слово «экология» на данный момент. Человечество стоит на пороге глобального экологического кризиса. Посмотрев видеоролик, вы увидели и страшные картины нашей планеты.
слайд №3
Знаменитый писатель Валентин Распутин считает, что самым громким словом,даже громче войны и стихии, стало слово «экология». «Удивительно»,- говорит писатель,-но на всех языках мира оно звучит одинаково. И выражает одно и тоже - понимание вселенской беды,никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах и тяжести…»
Эти слова принадлежат Валентину Распутину. Писателю, который лучше и тоньше многих чувствовал природу. Любил родную землю. Посвящал рассказы сибирским лесам и рекам. Он родился в деревне, в иркутской тайге, и до конца оставался верным отчему краю .Несложно понять тревогу писателя. Нужно только вспомнить, что дом – это не четыре стены и крыша. Это и подъезд, и улица. Это село или город, где мы живем. Это вся планета, наконец. Валентин Распутин это понимал. Поэтому предчувствие грядущей катастрофы не покидало его. Но как одному докричаться до миллионов?
Космонавт - блогер Сергей Рязанский в рубрике «Изучаем мир из космоса» также привлек внимание к проблеме мусора в мире.
Да, действительно наша планета в опасности.
Сейчас мы проведём работу в группах специалистов-экологов. Для этого надо объединиться в группы.
Первая группа выписывает определение и происхождение слова экология из словаря Сергея Ивановича Ожегова и Дмитрия Ивановича Ушакова и других авторов.
Вторая группа выполняет кластер «Экологические проблемы»
Третья группа выполняет кластер «Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу и экологию родного края?
3 минуты на выполнение.
Выступление учащихся около доски.
Выступление 1 группы. Экология от греческих слов oikos – дом,logos-учение. Экология – отдел биологии, изучающий взаимоотношения организмов и окружающей среды.
Выступление 2 группы. Кластер «Экологические проблемы»
Слайд №4 «Экологические проблемы»
Выступление 3 группы. Кластер «Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу и экологию родного края? Слайд №5 «Что мы должны делать, чтобы очистить нашу планету?» Ответы на вопросы 3 группы:
Начните с малого: не рвите цветы, посади цветок – укрась планету, не ломай деревья, стоит посадить дерево, накормите холодной зимой птиц, уберите за собой мусор. Такие, несущественные на первый взгляд, действия помогут внести свой вклад в сохранение природы Земли. Надо меняться самим и менять своё отношение к природе, вырабатывать экологичное поведение – это норма отношения с природой.
После выступления учащихся показать
Чтобы хоть как-то разрешить хотя бы часть этой проблемы учащиеся нашей школы:
Слайд №6. Сдаём старые газеты и журналы в макулатуру.
Слайд №7-8. Посади цветок – укрась планету! Стало традицией весной принимать участие в акции «Цветочная клумба» В течение всего прошлого лета учащиеся нашей школы ухаживали за цветами и клумбами.
Слайд №9. Участвовали в посадке сосен.
Русский драматург и писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал: «Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды её тебе не достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения».
Слайд №10. Участвуют в акции «Птичья столовая»
Слайд №11.Каждый год весной участвуем в уборке территории вокруг памятника воинам – землякам, погибшим в Великой Отечественной войне.
И на государственном уровне. ( слайд № 12 – 13)
Слайд №12. Постройка мусороперерабатывающих заводов.
Слайд №13.Старые автомобильные шины используют для покрытия спортивных площадок. Площадки с таким покрытием есть и в нашем регионе.
Слайд №14.Человеку свойственно в процессе деятельности оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За одну человеческую жизнь его накапливается очень много.
И как человек поступит с ними – зависит от его культуры и воспитанности. Или он сбросит его здесь или – в отведенное для мусора место.
Практическая работа «Предположить и записать продолжительность разложения отходов.» А потом проверим.
Продолжительность разложения отходов:
Автобусный билет – 1 месяц.
Кожура банана – до 6 месяцев.
Бумажный стаканчик — до 5 лет.
Консервная банка — 10 лет.
Шерстяной носок — 1 год.
Деревянная палка — 4 года.
Деревянная окрашенная доска — 13 лет.
Алюминиевые, пластиковые бутылки – более 500 лет.
Стеклянные бутылки — никогда.
На выполнение 1 минута.
(Слайд № 14)
-Ребята, были ваши ответы близки к предлагаемым цифрам?
Рефлексия. (Я начинаю, а вы продолжаете)
- Что вы поняли из беседы………?
- А что вы узнали ………..?
- Права ли я ,если скажу, от каждого из нас зависит сохранение природы Земли?
Исходя из ваших ответов, я поняла, что цели беседы достигнуты.
И закончить беседу можно словами выдающегося русского учёного, естествоиспытателя.
Слайд №15. Владимир Иванович Вернадский был обеспокоен отношением человека к природе: «Человечество на Земле и окружающая его живая и неживая природа составляют нечто единое, живущее по общим законам природы. Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами».
Всем спасибо!
Маршрутный лист . 1 группа
1.Дать определение и происхождение слова « экология» по толковым словарям Сергея Ивановича Ожегова и Дмитрия Ивановича Ушакова.
Экология -
Экология -
Приложение « Продолжительность разложения отходов»
Отходы | Продолжительность разложения отходов. |
Кожура банана | |
Бумажный стаканчик | |
Консервная банка | |
Шерстяной носок | |
Деревянная палка | |
Алюминиевые, пластиковые бутылки | |
Стеклянные бутылки |
Маршрутный лист . 2 группа. Информационный блок
Быстрый прогресс науки и техники с одной стороны позволил удовлетворить все потребности человеческого общества, с другой стороны ухудшил условия его существования. В результате на Земле появилось множество экологических проблем.:
1. Вырубка лесов. Леса обогащают атмосферу столь необходимым для жизни кислородом и поглощают диоксид углерода. Они играют основную роль в круговороте воды. Обезлесение продолжается во всём мире с большой скоростью. Ежегодно теряется 13 миллионов гектаров леса, тогда как вырастает только 6 миллионов гектаров. За каждую секунду исчезает с лица планеты лес с размером футбольное поле.
2. Разрушение озонового слоя. Выбрасываемые в атмосферу фторированные и хлорированные углеводороды и галогенные соединения разрушают структуру слоя. Он истощается и это приводит к образованию озоновых дыр.
3. Сокращение биоразнообразия. По оценкам специалистов ежегодно исчезает 10-15 тысяч разновидностей организмов. В Красную книгу России по состоянию 2000 года занесены 415 видов животных.
4. Загрязнение воды. За последние десятилетия большинство рек и озер мира было превращено в сточные канавы и отстойники..
5. Нефтяное загрязнение. В наши дни нефть, как энергетический ресурс, является одним из основных факторов развития экономики. Но добыча нефти, ее транспортировка и переработка неизменно сопровождается ее потерями, выбросами и сбросами вредных веществ, последствием которых является загрязнение окружающей среды.
6. Отходы. В окружающую среду выбрасывается около 100 тыс. искусственных химических веществ, из которых 15 тыс. требуют особого внимания.
Приложение « Продолжительность разложения отходов»
Отходы | Продолжительность разложения отходов. |
Кожура банана | |
Бумажный стаканчик | |
Консервная банка | |
Шерстяной носок | |
Деревянная палка | |
Алюминиевые, пластиковые бутылки | |
Стеклянные бутылки |
Маршрутный лист
3 группа.
Приложение «Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу и
экологию родного края»
Начните с малого: не рвите цветы, посади цветок – укрась планету, не ломайте деревья, накормите холодной зимой птиц, уберите за собой мусор. Такие, несущественные на первый взгляд, действия помогут внести свой вклад в сохранение природы Земли. Надо меняться самим и менять своё отношение к природе, вырабатывать экологичное поведение – это норма отношения с природой. Человеку свойственно в процессе деятельности оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За одну человеческую жизнь его накапливается очень много. И как человек поступит с ними – зависит от его культуры и воспитанности. Или он сбросит его здесь или – в отведенное для мусора место.
Но давайте задумаемся, что может сделать каждый из нас, чтобы хоть как-то разрешить хотя бы часть этой проблемы. Самая наглядная проблема – грязный город. Почему? Потому что на улице валяются бумажки, пластиковые пакеты, другой мелкий мусор. А кто их бросает? Мы! Такая у нас привычка – бросать всё мимо урны. Но можно выработать и другую привычку – собери те же бумажки в пакет, донеси до урны или мусорного бака. Это не решит сразу проблему загрязнения на улице, но уменьшит её.
Почему стоит посадить дерево. Деревья не просто перерабатыват из воздуха углекислый газ. Они также поглощают химические запахи и загрязняющие вещества, такие как оксид азота, аммиак, диоксид серы. Учёными подсчитано, что одно взрослое дерево поглощает около 5 килограмм загрязненного воздух каждый год и выпускает 120 килограмм кислорода.
Приложение « Продолжительность разложения отходов»
Отходы | Продолжительность разложения отходов. |
Кожура банана | |
Бумажный стаканчик | |
Консервная банка | |
Шерстяной носок | |
Деревянная палка | |
Алюминиевые, пластиковые бутылки | |
Стеклянные бутылки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий "Самое нежное слово на Земле..."
Внеклассное мероприятие для учащихся среднего звена и их мам....
«Самое прекрасное слово на Земле - Мама»
Поэтический вечер, посвященный Дню Мамы...
Сценарий внеклассного мероприятия «Служить Отечеству – не громкие слова»
Сценарий был разработан ко Дню воина-интернационалиста. Предназначен для мальчишек-подростков с целью воспитания будущего воина...
Сценарий литературного вечера, посвящённого эпохе 60-х, периоду Оттепели "Без громких слов и без надрыва, По воле страстного порыва..."
Эпоха Оттепели... глоток воздуха, пусть ненадолго, но полной грудью! Когда слышишь строки поэтов-шестидесятников или удивительную музыку этих лет, всегда хочется воскликнуть: «Господ...
«Экология стала самым громким словом на Земле»
Беседа об экологии...
Презентация «Экология стала самым громким словом на земле…»
laquo;Экология стала самым громким словом на земле…» Знаменитый писатель Валентин Распутин считает, что самым громким словом,даже громче войны и с...
Классный час ко дню матери "Самое лучшее слово на земле"
Классный час подготовлен для 2 класса. Дети узнают историю происхождения дня матери. Узнают как празднуют данный праздник в России. Ответят на вопросы викторины и напишут письма для своих мам. Также п...