Портфель экскурсовода.Поэтический путеводитель по школьному музею
учебно-методический материал (9 класс)
Данная разработка поможет педагогам, работающим с детьми по краеведению.Путешествие по отделам музея сопровождается стихами из уст экскурсовода.стихи запоминаются легко.Иллюстрируют экспонаты музея.Можно их варьировать по усмотрению экскурсовода, дополнять загадками, ребусами.Будет интерес и на классных часах, беседах по истории родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы руководителя школьного музея. | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Горхонская средняя общеобразовательная школа № 73671333 Республика Бурятия Заиграевский район п. Горхон. ул. Железнодорожная д. 22,тел:50-7-39.Факс:50-7-39.
ПОРТФЕЛЬ
ЭКСКУРСОВОДА
Методические разработки экскурсий в школьный музей в поэтической форме.
«История не любит суетиться,
Она лишь усмехнется свысока.
Когда на пожелтевшие страницы
посмотрим через годы и века…
Подготовила : руководитель
школьного
Историко-Краеведческого музея
Л.М. Потакуева.
Данная разработка представления музея в стихах поможет разнообразить методическую копилку школьного музея, привлечет внимание ребят и взрослых, поможет развитию образной , монологической речи и памяти экскурсоводов.
Отдел № 1. История создания музея.
Добрый день, уважаемые гости!
Мы рады видеть вас в стенах нашего уютного школьного музея.
Не далеко и не близко, а в краях наших Сибирских,
Против неба – на земле, был открыт музей в селе.
Экспонаты собирали, и музей сей создавали.
Стали думать и гадать, как же наш музей назвать ?
Так и этак мы вершили, наконец вот так решили:
Школьный историко- краеведческий музей.
Жители села в несли к нам предметы старины:
Крынки, чашки, утюги,в общем, все, что уж могли.
Дети вещи собирали, отмывали, оттирали- экспозиции пополняли.
Наконец, открыли мы дом –хранилище старины.
Шесть разделов в музее нашем,и с каждым днем он становится краше.
Экспонаты- их более трехсот , расскажут, как же жил сибирский народ………
Первый раздел – «История создания музея », здесь-создатели музея- педагоги-ветераны
Ну а здесь- награды наши, здесь- подарки-экспонаты.
Какие дела мы в школе вершим? В родной музей всегда спешим
И решаем на совете, кто за что у нас в ответе.
Ветеранам помогаем, с Днем победы поздравляем.
Мы природу охраняем и музей наш пополняем.
И, конечно же, друзья, без походов нам нельзя.
Лес родной – наш лучший друг,все любимое вокруг.
Любим ездить по району, по республике- везде.
Ну, а, главное, в Горхоне мы не чужды красоте!
Сохраняем память предков мы в Горхоне и в Киже.
Чтобы помнили и знали и потомкам передали……………..
Я закончила рассказ- приглашаю дальше вас…
Отдел. №2. История села Горхон и горхонских предприятий.
Ходим мы в музей не часто, и с музеями всё ясно,
Очень нам они нужны , очень нам они важны.
Ведь глядят на экспонаты с любопытством все ребята,
Потому что интересно и для жизни им полезно.
Ну , а главные люди села Горхон- это труженики дороги ,
Дороги железной, Восточно- сибирской- части- Транссиба Российской.
Железная дорога- это кровеносная система государства..
Не крутите пестрый глобус , не найдете вы на нем
Нашу маленькую станцию с названием Горхон
И живет поселок этот своей жизнью вековой.
И не зря поем мы с вами, что он стал для нас родной
В нашем отделе рассказ, как поселок-станция Горхон начинался…
Горхонская дистанция пути, депо, ЭЧК , станция и клуб –
все пропитано с детства звуком, где слышен колес стук.
Работа железнодорожников- нам знакома с детства, наши родители трудятся там,
И выпускники школы дети и внуки - идут по отцовским стопам.
Машинисты поездов и мотовозов, инженеры транспорта и монтеры пути,
дежурные по станции, нормировщики, мастера и дефектоскописты
-более 200 специальностей на железной дороге.
А орудия труда-очень интересные: фонари , рожки, шарманки-
вещи всем известные.
Рельсы, шпалы и вагоны здесь без них нельзя!
Трудятся на них монтеры, речь о них , друзья.
Трудятся семьями. Целыми династиями.
Стаж работы у некоторых железнодорожных династий -более трехсот лет.
Альбомы и фото, макеты , тетради подарены нам на хранение..
Железнодорожные династии Горхона вызывают уважение…
Итак, в конце века девятнадцатого, в связи со строительством транссибирской магистрали появилась на карте маленькая станция Горхон. Для обучения детей работников дороги под школу были отданы сначала комнаты в домах рабочих, а затем построена маленькая школа-барак .Но это уже другая история.
И узнаете вы ее в 6 отделе музея.
Я закончила рассказ- приглашаю дальше вас…
Отдел №3. Этнографический отдел музея.
Добрый день, гости, дорогие!
Всегда народ реликвии берег, сокровища от глаз чужих стерег
В церквях, соборах и монастырях ,а сам о них знал только на словах.
У нас в отделе собраны для вас предметы быта- и о них рассказ..
О жизни крестьян здесь можно узнать: про быт их и тяжкий труд
Про печку и утварь, дом и работу вам поведаю тут.
О печке русской могу вам рассказать и обстановку крестьянской избы показать.
Ковши и чугунки, тазы и рогач лопаты и прихваты,
Орудия предков, старинные лапти, керамика, передовая когда-то,
Духовная жизнь и вера крестьян о многом поведают нам.
А чтобы девушки не знали безделья, матушки учили их рукоделью.
Самопряха с прялкою,пяльца вместе с вышивкой..
уменьшали длинный вечер у крестьянки молодой,
обучали жизни сельской, приносили в дом покой.
Замки и киянки и пестик со ступкой , а вот утюги от деревянного до современного
самоваров- коллекция, баночки с чаем и , даже, представьте -…….,
Внимание , открылся , вдруг старинный бабушкин сундук.
У бабушки Насти- старинный ларец, там скрылся от глаз хрустальный дворец
Штаны и рубахи и деньги в платочке и даже, представьте рецепты лекарства..
Браслеты и серьги, и письма и фото ….,скрывает сундук- от бабули достался
Хранятся в отделе секреты и тайны, открытия, сотни находок случайных,
История не любит суетиться, она лишь усмехнется свысока,
Когда на пожелтевшие страницы посмотрим через годы и века.
Беседовать неторопливо с нею и мнение все время не менять
Музей нас учит, ну а я спешу вас дальше, гости, отправлять.
Отдел №4 .Уголок боевой и трудовой славы.
Есть музей технический, есть биологический,
есть музей игрушек и лесных зверюшек.
И музей одежды, что носили прежде,
есть ещё и боевой весь пропитанный войной….
«Никто не забыт, и ничто не забыто!» -
Раздел вам расскажет о том, как победа добыта.
И помнят еще ветераны Отчизны кровавые раны.
Вы находитесь в 4 отделе школьного музея-
Уголке боевой и трудовой славы.
В нашем уголке около 75 экспонатов- подлинников. Это письма с фронта, боевые награды, подарки в уголок бывших военнослужащих. Особое место- воспоминания ветеранов и сочинения учащихся нашей школы о своих дедушках и бабушках- участниках боевого и трудового фронтов и фотографии в плашетах о войне…
Мы тесно сотрудничаем с музеем Горхонской дистанции пути
В 2014 году совместно с руководителем музея Митрофановым Владимиром Алексеевичем участвовали в открытии памятной стелы на ст. Кижа, установке памятных знаков на горах Путиловка в Киже и Угловка в Горхоне, где находились пункты воздушного наблюдения в годы Великой отечественной войны. Это наш вклад в память о войне.
В настоящее время в Горхоне не осталось в живых ветеранов- фронтовиков. И только фотографии, воспоминания и награды напоминают нам о битвах во имя жизни на земле.
В 2009 году ученик нашей школы Мамруков Виктор сделал диораму «\Сталинградская битва».
Из детских игрушек и подручного материала он воссоздал кусочек войны.
А еще в этом отделе письма с фронта, написанные химическим карандашом на пыльной полевой сумке, фотографии фронтовиков и подарки- головные уборы из армейской жизни- наших выпускников. Их любят примерять мальчики во время экскурсий.
Мы храним главную реликвию нашего отдела- письмо с фронта, написанное в далеком 1942 году ученикам нашей школы в ответ на посылки и письма на фронт.
Я закончила рассказ и приглашаю вас в следующий отдел.
Отдел № 5. Нумизматический.
У кого лежат в заначке устаревших денег пачки?
Кто, проснувшись утром рано смотрит мелочь из кармана,
Крутит, вертит, ковыряет -по годам перебирает?
Вы узнали- очень рад-это друг наш- НУМИЗМАТ.
Слово нумизмат происходит от слова
Монеты старинные лежат под стеклом,
Мы их собирали почти всем селом.
Кто коллекцию пополнил? Кто монеткам вечно рад?
Кто таков? Скажите братцы! Верно,точно: НУМИЗМАТ!!!
В нашей коллекции более50 старых монет и купюр.
Мыждем новых экспонатов.
Спасибо за внимание! Проходите в школьный отдел нашего музея.
Отдел № 6. История Горхонской средней школы.
«История школы» - раздел интересный и материал здесь собран уместный.
С дома священника все началось…И многое школе с тех пор удалось.
Чтоб окунуться в прошлое не надо машину времени, поверь, изобретать.
Переступи порог отдела ШКОЛА ,И кажется — как будто время вспять.
Пустите за ширму веков и времен, забытых фамилий и чьих-то имен.
Детей в Горхоне стал обучать в начале 20 века учитель Роман Борисович, политический ссыльный. Фамилию, к сожалению уже никто не помнит. Ученики переходили из одного дома в другой .Где учились, там и кормились. Затем ему помогала жена белого офицера Алексеева. Позже были открыты 2 классные комнаты с общей численностью-28 учащихся.
С 1920 по 2015 год. Нашу школу возглавляли в общей сложности 15 директоров,
Их фамилии навечно будут храниться в школьном музее.(список директоров.)
В 1924 году открыта начальн6ая 4-летняя школа,
в 1937-открыта семилетняя школа.
В 1955 году была открыта средняя школа в новом каменном здании, построенном в том числе силами школьников и жителей станции.
В середине 80-х годов к школе был сделан пристрой со столовой, спортивным залом, библиотекой, мастерскими- здание где мы находимся сейчас.
На стеллажах лежат конспекты уроков учителей, рабочие тетради, фотографии педагогов и учеников. Особое место занимает история пионерской и комсомольской организации со своей атрибутикой, правилами жизни в школе, наградами поездками в лагеря Артек, Орленок. Океан. Наш отдел бережно хранит учебную литературу – учебники середины 50-х годов 20 века, может быть по ним обучались и вы , а также письменные принадлежности, школьную форму, октябрятские, пионерские, комсомольские значки.
Школа, ты не старишься, никогда не старишься
и шумят под окнами те же тополя.
Вечной дружбой связаны школьные товарищи,
школьные товарищи и учителя.
Спасибо за внимание.
Вы можете рассмотреть экспонаты и сфотографироваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Е.А.Худикова. Электронный портфель. "Моя пирамида успеха"
Система подготовки к ЕГЭ по математике.Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. ...
Сценарий урока "Профилактика искривления позвоночника. История школьного портфеля"
Мероприятие в увлекательной и ненавязчивой форме объясняет детям причины искривления позвоночника и серьезность последствий заболеваний, связанных с деформацией позвоночника. Данный классный ча...
Кто живет в моем портфеле?
Внеклассное мероприятие для недели русского языка.Разработано по итогам проекта по русскому языку и с участием учащихся 6 класса....
Обобщение опыта по теме "Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика"
Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации д...
ПОРТФЕЛЬ ПРОФЕССОРА СИГМЫ
ТЕАТР И ФИЗИКА. НЕДЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ. СПЕКТАКЛЬ И ИГРА!...
« ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНИВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА».
Возрастная категория учащихся: 6-11 классыТема учебного проекта соответствует государственным образовательным стандартам основного общего образования по иностранным языкам.Работа направлена на формиро...
« ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНИВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА».
Возрастная категория учащихся: 6-11 классыТема учебного проекта соответствует государственным образовательным стандартам основного общего образования по иностранным языкам.Работа направлена на формиро...