Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе на 2020-2025 годы
материал
Программа
работы с одаренными детьми
по русскому языку и литературе
на 2020-2025 годы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 49.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Будницкая основная школа»
Велижского района Смоленской области
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №____ от « » августа 2020 г. | Утверждаю директор МБОУ «Будницкая ОШ» __________(Д.Ф. Иванькова) Приказ №____от « » августа 2020 г. |
Программа
работы с одаренными детьми
по русскому языку и литературе
на 2020-2025 годы
Подготовила: Сергеева Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Будница,
2020
Паспорт программы
Наименование программы | «Одаренные дети» |
Основания для разработки программы |
-Федеральный государственный образовательный стандарт..
|
Цель программы | Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МОБУ «Будницкая ОШ». |
Срок реализации программы | 2020 - 2025 годы |
Составители программы | Администрация школы |
Исполнители основных мероприятий программы | Педагогический коллектив школы |
Соисполнители | обучающиеся, родители обучающихся |
Ожидаемые конечные результаты программы |
|
Система контроля исполнения программы | Контроль в рамках программы осуществляет администрация школы. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях педагогических советах, родительских собраниях. |
Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цели работы с одаренными детьми:
- выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей;
- самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования, а так же развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
Задачи программы:
- организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
- интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
- организация проектной деятельности;
- забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
- использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей;
- проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности;
- сформировать банк данных «Одарённые дети».
Ожидаемые результаты:
- формирование системы работы с одаренными учащимися;
- формирование положительной мотивации к учению у учащихся;
- творческая самореализация выпускника начальной школы;
- обеспечение преемственности в работе между начальной и средней школами;
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
Результаты по формированию УУД
Познавательные УУД:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек);
- осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ;
- грамотное построение устной и письменной речи;
- выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности;
- извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов;
- самостоятельно создавать алгоритм действий;
- обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов;
устанавливать аналогии;
- владеть общим рядом приемом решения задач;
выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора;
- понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности;
- использовать разные географические средства;
- замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера;
Личностные УУД:
- основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину;
- чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего
ответственность за судьбу России;
- осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности;
Умения:
- проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности,
выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в
цели;
- работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик,
оратор и др.
- стремление к самосовершенствованию;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
Регулятивные УУД:
- замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи;
- оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты);
- адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей;
- составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей;
- прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи;
- самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану;
- понимать значение работы над устранением ошибок;
- находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок;
- подбирать задания на устранение пробелов в знаниях;
- различать способ и результат действия;
Коммуникативные УУД:
- эффективно сотрудничать в паре, группе и классе;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать, доказывать, уступать;
- с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
- брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия;
- анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию;
- выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
- составлять внутренний план действий;
Этапы реализации
Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 5 лет: с 2020 по 2025 годы.
Первый этап – диагностико-организационный – предполагается реализовать в 2020-2021 учебном году. Он включает в себя:
- создание нормативно-правовой базы;
- обеспечение материально-технической базы;
- создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
- изучение контингента обучающихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
- отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
- создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, общественных объединений;
- организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;
- разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.
Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2021-2023 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:
- отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
- отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
- углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
- методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
- отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
- систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
- пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
- психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.
Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2024 году (рефлексивно- обобщающий или итогово-аналитический, этап). На этом этапе предполагается:
- сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
- мониторинг личных достижений обучающихся;
- анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
- создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и основной школы;
- определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
Формы работы с одаренными детьми
- Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
- Дополнительные занятия с одаренными обучающимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
- Участие во всероссийской олимпиаде школьников;
- Психологические консультации, тренинги, тестирование;
- Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
- Посещение предметных и творческих курсов внеурочной деятельности по способностям;
- Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
- Создание детских портфолио.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
- принцип создания комфортных условий для совместной работы обучающихся и учителя;
- принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
- принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно- воспитательного процесса;
- принцип свободы выбора обучающимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
Ожидаемые результаты
- создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
- разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями обучающихся.
- использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
- разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно- эстетической и исследовательской деятельности.
- обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
План реализации направлений программы «Одаренные дети» на 2020-2025 годы
№ п/п | Основные направления | Сроки | Исполнители |
Подготовительная работа | |||
1 | Формирование банка данных «Одаренные дети»:
достижений обучающихся. | 2020-2021 | Завуч, старшая вожатая |
2 | Развитие взаимодействия с семьей одаренного ребенка. | 2020-2021 | Завуч, старшая вожатая, классные руководители |
3 | Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка. | 2020-2021 | Творческие группы учителей-предметников |
Научно-методическое и образовательное направление | |||
1 | Создание системы дополнительного | Ежегодно | Администрация |
образования как условия для саморазвития и самореализации. | |||
2 | Апробация и внедрение программ развития и поддержки одаренности. | С 2020 года | Завуч, учителя-предметники |
3 | Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса. | 2020-2025 | Администрация |
4 | Повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми. | 2020-2025 | Администрация |
5 | Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития. | 2020-2025 | классные руководители |
6 | Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей. | 2020-2025 | Педагоги школы |
План деятельности на 2021-2022 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Организационная работа | |||
1 | Утверждение и согласование плана работы на текущий год. | Август | Завуч |
2. | Формирование банка данных обучающихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности. | В течение года | Завуч, классные руководители |
3 | Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки обучающихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов. | В течение года | учителя- предметники |
4 | Формирование пакета олимпиадных заданий по предметам для проведения школьного этапа предметных олимпиад. | Октябрь | Завуч, учителя- предметники |
5 | Формирование групп обучающихся для дополнительных занятий. Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных обучающихся силами учителей школы. | Сентябрь | Завуч, учителя- предметники |
6 | Создание условий, обеспечивающих тесную взаимосвязь учебного процесса с системой дополнительного образования через внеурочную деятельность. | В течение года | Классные руководители |
7 | Организация школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников среди 5-9-х классов, олимпиады младших школьников. | Октябрь, ноябрь | Завуч |
8 | Организация проектной деятельности (разработка защита, реализация школьных проектов, участие в конкурсах проектов). | В течение года | Зам. директора по УВР, учителя- предметники |
9 | Организация подготовки школьников к участию в муниципальном, региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников. | Октябрь-январь | Завуч, учителя- предметники |
10 | Анализ работы с одарёнными детьми, перспективы в работе на 2021-2022 учебный год. | Май | Завуч Классные руководители |
Методическая работа | |||
11 | Оказание методической помощи в разработке программ, пособий, проведении мероприятий, классных часов профилактической направленности. | В течение года | Завуч |
12 | Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках. | В течение года | Завуч |
13 | Обновление нормативно-правовой документации по организации работы с одарёнными обучающимися. | В течение года | Завуч |
14 | Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за деятельностью обучающихся с повышенными учебными способностями. | В течение года | Завуч, учителя- предметники |
Организация деятельности с обучающимися | |||
15 | Проведение предметных недель. | В течение года | Завуч, учителя- предметники |
16 | Участие школьников в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах различного уровня. | В течение года | Завуч, учителя - предметники |
17 | Участие обучающихся в интернет- олимпиадах, вузовских олимпиадах. | В течение года | Завуч, учителя - предметники |
18 | Пополнение «Портфолио достижений» обучающихся школы. | В течение года | Классные руководители |
Используемая литература
1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 2016
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 2015.
3. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2012.
4. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе
Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают мероприятия по государственной поддержке способн...
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе на 2016-2020 годы.
Целью программы является: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одаренных детей....
Программа "Школа талантов" по работе с одаренными детьми по русскому языку и литературе
Программа «Школа талантов» по работе с одарёнными детьми по русскому языку и литературе способствует интеллектуальному и творческому развитию школьников, формирует навыки исследовате...
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе направлена на поддержку и развитие одаренных детей....
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя. Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренност...
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе
Программа работы с одаренными детьми 5-9 класса...
Программа работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе на 2023-2026 годы
Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают мероприятия по государственной поддержке способн...