Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе
материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Программа работы с одаренными детьми  5-9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_s_odarennymi_detmi.doc344.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают мероприятия по государственной поддержке способной и талантливой молодёжи, что актуализирует проблему методического сопровождения деятельности педагогов, работающих со способными и одарёнными детьми. Анализ результатов предметных олимпиад по русскому языку и литературе на муниципальном, региональном уровнях показал необходимость в разработке программы по работе с одаренными детьми.

Целью программы является: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей.

Задачи:

  1. Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.
  2. Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.
  3. Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.
  4. Оказать педагогическую поддержку талантливым детям 5-9 классов.

Основные направления программы

Реализация настоящей программы предполагает комплекс мероприятий:

1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;

2) исследовательская деятельность учащихся;

3) интеллектуальные и творческие конкурсы;

4) кружковая деятельность.

Результатом реализации программы должно стать:

  • положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах и НПК, интеллектуальных конкурсах;
  • рост численности обучающихся в олимпиадном движении, исследовательской деятельности, интеллектуальных конкурсах.

При реализации направлений программы применяются различные формы и методики образовательной деятельности, к которым относятся: дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных школьников; использование различных форм проектной и исследовательской деятельности; сочетание различных форм школьного и внешкольного обучения.

Содержание работы

1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах

по русскому языку и литературе

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней. В работе с учащимися основной школы используются сборники олимпиадных задач:

  1. Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2015
  2. Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 2015.
  3. С. И. Львова Русский язык (5–11 классы): Лингвистические игры. Москва, «Эксмо», 2008
  4. Г.Е.Крейдлин, М.А.Кронгауз. Семиотика, или азбука общения. Москва, «Флинта», «Наука», 2009.

Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Выполнение заданий олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).

2. Исследовательская деятельность учащихся.

Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:

  • развитие рефлексивной деятельности учащихся по осмыслению основных проблем исследования;
  • координацию направлений научно-исследовательской деятельности;
  • подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.

Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Исходя из этого планируется работа по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.

Этапы выполнения научно – исследовательской работы.

  1. Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования.
  2. Определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы.
  3. Изучение научной литературы по теме исследования.
  4. Выполнение практической части исследовательской работы.
  5. Анализ результатов. Выводы.

3. Интеллектуальные и творческие конкурсы

На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:

  • конкурс чтецов «Чудесный клад Бурятии»
  • конкурс чтецов «Живая классика»;
  • Всероссийский конкурс сочинений.

Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, организацию внеурочной деятельности, познавательных мероприятий, как результат- исследовательскую деятельность. Развитие речи, творческого потенциала учащихся.

4. Этапы работы подготовки учащихся к конкурсу чтецов

I этап.  Участвовать в конкурсе   предлагаю всем желающим. Обращаю внимание на дикцию, тембр голоса, эмоциональность, опыт подобных публичных выступлений. Особое внимание уделяю ребёнку, его индивидуальным особенностям: развитию памяти, процессу мышления; темпераменту тоже отведена важная роль.

II этап. Поиск произведения. Важным моментом является выбор текста. Произведение нужно выбирать по возрасту, чтобы ребенок понимал смысл, мог прочувствовать всё, что заложено в тексте, передать это содержание не только с помощью слов, но и с помощью мимики.

Непременно стараюсь, чтоб ребенок сам выбрал текст, чтобы оно ему понравилось. Ведь если что-то нравится, то и рассказать об этом перед аудиторией получится ярче и выразительней.

III этап. Работы над чтением произведения.

1. Внимательное чтение (с карандашом в руке) текста самим педагогом (учителем) (ударение, эмоциональный тон и т.п.).

2. Совместное чтение с ребёнком (предлагаю свой вариант чтения, затем читает воспитанник, а иногда и наоборот).

3. Анализ произведения - беседа (тема, идея, базовые фразы, работа с неизвестными словами и выражениями и т.п.) на выяснение того, понятно ли всё ребёнку.

Чтобы понять и прочувствовать текст, нужно его тщательно проанализировать. Лучше это сделать вместе с ребенком, обсудить чувства, которые вызывает произведение, эмоции героев (если герои есть), обстоятельства, в которых оказались персонажи, разъяснить все непонятные или не совсем понятные слова.

4. Неоднократное чтение вслух, возможно - запись, чтобы можно было проанализировать манеру чтения и скорректировать недочёты и ошибки.

Я практически на каждом занятие прослушиваю заученные тексты ребят, и не только речевую и художественную сторону, но и умение держаться на публике.

Каждый ребёнок по – своему талантлив, нужно только суметь раскрыть его способности. Это нелёгкая задача, но выполнимая. Стоит увлечь воспитанника в мир необыкновенный, и любые высоты покорятся ему. Конечно же, результат  зависит от совместной деятельности педагога (учителя) и ребёнка.

Список одаренных детей

Ф.И.учащихся

1

Перфильев Матвей

2

Усольцев Глеб

3

Калашников Сергей

4

Щербаков Ярослав

5

Калашникова Лена

6

Назимова А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми по русскому языку и литературе. Урочная и внеурочная.

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию спосо...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе

Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают  мероприятия по государственной поддержке способн...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе на 2016-2020 годы.

Целью программы является: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одаренных детей....

Программа "Школа талантов" по работе с одаренными детьми по русскому языку и литературе

Программа «Школа талантов» по работе с одарёнными детьми по русскому языку и литературе  способствует интеллектуальному и творческому развитию школьников, формирует навыки исследовате...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе направлена на поддержку и развитие одаренных детей....

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя. Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренност...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе на 2020-2025 годы

Программаработы с одаренными детьмипо русскому языку и литературена 2020-2025 годы...