Экологический проект по поддержке объектов Адмиралтейского района. Марш парков
проект (6 класс)
Цель:
- обобщить и расширить знания учащихся о природных объектах Всемирного наследия России;
- диагностировать уровень усвоения знаний и применения полученных знаний в жизненной ситуации
Задачи:
- расширить представления о заповедной системе России;
- мотивировать развитие метапредметных навыков;
воспитывать позитивное отношение к миру
Основные термины и понятия темы:
Объекты Всемирного наследия
Планируемые результаты:
Личностные: заинтересованность темой; оценить значимость новых знаний и открытий.
Познавательные УУД:
- предметные: распознавать объекты природного наследия, определять критерии соответствия данных объектов параметрам списка Всемирного наследия, называть особенности объекта, охраняемые виды флоры и фауны.
-метапредметные: определять уровень сложности проблемы и намечать пути их решения, классифицировать экологические проблемы.
Регулятивные УУД: ставить цели, планировать, проверять результат, оценка и самооценка результата.
Коммуникативные УУД: работать в группе, распределять обязанности членов команды, обосновывать своё мнение
Организация образовательного пространства
Работа в парах, группах, фронтальная и индивидуальная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_po_podderzhke_obektov_admiralteyskogo_rayona_marsh_parkov.docx | 396.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект по поддержке объектов Адмиралтейского района «Марш парков. Парк Екатерингоф»
Цель:
- обобщить и расширить знания учащихся о природных объектах Всемирного наследия России;
- диагностировать уровень усвоения знаний и применения полученных знаний в жизненной ситуации
Задачи:
- расширить представления о заповедной системе России;
- мотивировать развитие метапредметных навыков;
воспитывать позитивное отношение к миру
Основные термины и понятия темы:
Объекты Всемирного наследия
Планируемые результаты:
Личностные: заинтересованность темой; оценить значимость новых знаний и открытий.
Познавательные УУД:
- предметные: распознавать объекты природного наследия, определять критерии соответствия данных объектов параметрам списка Всемирного наследия, называть особенности объекта, охраняемые виды флоры и фауны.
-метапредметные: определять уровень сложности проблемы и намечать пути их решения, классифицировать экологические проблемы.
Регулятивные УУД: ставить цели, планировать, проверять результат, оценка и самооценка результата.
Коммуникативные УУД: работать в группе, распределять обязанности членов команды, обосновывать своё мнение
Организация образовательного пространства
Работа в парах, группах, фронтальная и индивидуальная работа
Используемые виды оценивания
Формирующее оценивание, взаимооценка, самооценка
Межпредметные связи
география, биология, экология
Методы работы
Проблемное обучение, интерактивные методы, игра - путешествие
Оборудование и программное обеспечение, сетевые сервисы
Материалы занятий
Дневник путешественника
Использованные ресурсы:
-литература; дидактические материалы; ссылки на ЭОР; презентация, карта игры, кубик, флажки, ребусы, пазлы, эмблемы заповедников, видеофрагменты
План урока
1
Организационно-мотивационный момент
Цели:
-выявление субъектных представлений и житейских знаний учащихся о заповедной системе России;
-совместная постановка познавательной задачи, обеспечивающей связь имеющихся знаний с поиском новых, обнаружение субъективного незнания,
-возникновение познавательных мотивов у школьников.
Рассмотрите карту России. Назовите и укажите на карте заповедники РФ (на карте высвечиваются звёздочки) Какие из них входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО? Назовите критерии, по которым эти объекты вошли в список.
Давайте вспомним, какой раздел изучали. Что узнали о заповедниках России? Какое значение имеет заповедная система в России? Как связана система заповедников во всём мире? Какую основную функцию выполняют заповедники?
Отвечают на вопросы 5 минут
2
Самоопределение к деятельности
Цели:
- постановка целей и задач учебной деятельности;
- осознание значимости учебной деятельности;
- определение критериев и способов оценки
Критерии деятельности:
- находить информацию из разных источников;
- интерпретировать информацию в схемах, рисунках, ребусах;
- делать выводы, обобщать;
- находить решения проблемы
Выберите тему занятия и обоснуйте свой ответ: «Заповедная Россия» или «Марш парков». Определите цели и задачи занятия.
Подумайте, зачем нам это необходимо знать? Где пригодятся нам эти знания и умения?
Определяют тему и цели занятия. Совместно с учителем составляют сценарий занятия и критерии оценивания.
Приём «Дерево идей»
4 минуты
3
Актуализация знаний
Цели:
- актуализировать знания по теме;
- мотивировать к дальнейшему изучению темы;
Шуточная викторина по заповедникам:
- правда ли, что заповедник «Галичья гора» находится на реке Ворон? Да
- правда ли, что «Большой Арктический заповедник» самый большой по площади? Да
- правда ли, что в России более 100 заповедников? Да
- правда ли, что есть Чёрная книга природы? Да (Это часть Красной книги, где перечислены животные и растения, которые восстановить уже нельзя.)
Хотите ли вы больше узнать о заповедниках России? Ознакомьтесь с правилами игры «Путешествуем по России». Правила игры:
- право хода получает команда, которая получила больше очков за выполнение задания;
- в ходе игры каждая команда набирает очки за выполненные задания;
- побеждает команда, которая сделала последний ход и закончила игру;
- в ходе игры команда выбирает самого активного игрока
Знакомятся с правилами игры. Первый ход делает команда, которая набрала больше очков в викторине. Учащиеся бросают кубик. Игра начинается.
2 минуты
4
Учебно – познавательная деятельность
Цели:
-находить на карте РФ местонахождение заповедников;
-находить информацию по теме из разных источников;
-делать выводы;
Карта игры, кубик, макет, флажки, картинки животных, видеоролики
Задания игры:
- отгадать загадки об охраняемых животных;
- собрать пазлы с животными;
- найти различия зубра и бизона;
- отгадать ребус;
- разгадать кроссворд;
- составить рассказ о заповеднике или животном
Работа в группах
Делают ход по карте игры. Из видеоролика узнают заповедник. Находят на макете его местонахождение и обозначают флажком. Рядом приклеивают картинку животного особо охраняемого в этом заповеднике.
12 минут
5
Интеллектуально – преобразовательная деятельность
Цели:
-соотносить эмблемы заповедников с их названиями;
-называть критерии, по которым памятники природы вошли в список Всемирного наследия;
- называть экологические проблемы и находить пути их решения;
-обобщать знания
Эмблемы заповедников без названий, критерии вывешиваются на доске в виде кластера.
Ведёт проблемную беседу.
Анализирует ответы учащихся.
Работа в группах
Узнают заповедник по эмблеме, подписывают её. Рассказывают об экологических проблемах этой охраняемой территории и путях их решения. В конце выступлений команд проходит шествие «Марш парков»
12 минут
6
Рефлексия
- создание мотивации к применению знаний в условиях самостоятельной познавательной деятельности.
д/з заполнить по желанию страничку «Дневника путешественников»
Что особенно понравилось? Что удивило? Где будешь использовать полученные знания?
Самоанализ и самооценка по критериям
Эмоциональная оценка: мешок пожеланий (дети достают из мешочка пожелания, например:
- сохраним уникальный мир природы для потомков;
-очистим реки и леса;
-сохраним здоровье планеты;
-будем беречь растения и животных;
-сделаем мир людей экологически чистым;
-оставим добрый след на Земле
5 минут
Цель: познакомиться с объектами Всемирного наследия России, заповедниками, охраняемыми животными и растениями нашей Родины.
Задачи: определять экологические проблемы и находить пути решения жизненно важных задач
Объекты исследования: заповедники России
План исследования:
- Узнать историю заповедной России
- Найти информацию о заповедниках и охра-
няемых территориях России
- Создать макет - карту игры «Заповедная Россия»
- Обосновать выбор критериев для внесения объектов в список Всемирного наследия
- Познакомиться с объектами Всемирного наследия в России
- Определить значение всемирной системы заповедников
- Принять участие во всемирной акции «Марш парков»
Результаты:
Личностные:
- осознание ценности природы и окружающей среды;
- определение личных позиций по охране природы;
- формирование мотивов для участия во всемирном экологическом движении;
- самоопределение в выборе поступков и действий в природе.
Метапредметные:
- находить информацию из различных источников и применять её в решении жизненно важных задач;
- ставить цели и выбирать способы действий для их решения;
- планировать свою деятельность в соответствии с целями и задачами;
- определять и оценивать результаты деятельности группы и свой вклад в решение задач;
Предметные:
- знать историю заповедной России;
- находить на карте России заповедники и охраняемые территории;
- называть объекты Всемирного наследия России;
- соотносить характеристики объекта с критериями списка Всемирного наследия;
- приводить примеры охраняемых растений и животных РФ;
- называть основные экологические проблемы и находить пути их решения.
Приложение
Сотрудник одного из национальных парков обратился к нам со следующим вопросом (процитирую целиком):
«При просмотре отчетов ЦОДП по «Маршу парков» в других ООПТ, в которых, во-первых, исполнители не ограничиваются временными рамками, во-вторых, количеством мероприятий, появляется ощущение, что вся работа ООПТ по экопросвещению весенне-летнего периода относится к «Маршу парков». Хотелось бы получить разъяснение о сути акции «Марш парков». Из некоторых источников поступала информация, что за рубежом «Марш парков» носит определенный вполне конкретный характер – Марш для парков, т.е. активное спонсирование национальных парков, их дальнейшей деятельности. Так ли это?».
Вопросы о сути и задачах «Марша парков» нам задают регулярно, поэтому очень важно вспомнить изначальные принципы и стратегические цели акции, а также прояснить, как обстоят дела за рубежом.
Действительно, в США (на родине «Марша парков») все сообщения об успешных Маршах обязательно содержат информацию о том, сколько денег в ходе акции было собрано в помощь тому или иному парку, причем, на конкретные цели – строительство образовательных центров (как природных, так и культурно-исторических), прокладывание и обустройство экологических троп (в том числе для инвалидов), создание плана развития парка и даже на покупку новых земель для расширения парка. Марши бывают посвящены и конкретной проблеме: например, незаконной вырубке деревьев на территории парка.
Чаще всего сама акция проходит в один день, но ей предшествует серьезная подготовка. За несколько месяцев до объявленной даты Марша в СМИ вывешивается список проектов, на которые парку нужны деньги, и участники начинают сбор средств на один из них по выбору, либо просто для насущных нужд парка. Сбор и расходование денег производятся в соответствии с законами. Участвовать могут как частные лица, так и команды от 3-х человек – например, школы, скаутские клубы, местная церковь, объединения жителей. Капитанам команд выдаются анкеты и информационные брошюры с инструкциями.
В объявленный день участники обычно идут несколько километров маршем с плакатами, растяжками, атрибутикой акции; волонтеры собирают мусор вдоль экологических троп. После шествия и обязательного угощения проходит награждение всех участников, а также команд, собравших наибольшую сумму взносов. Например, тот, кто собрал больше $25, получает в подарок футболку, кто собрал более $100 – подарочную карту крупнейшей торговой сети и т.д. Также в этот день сотрудники парка рассказывают собравшимся жителям о состоянии окружающей среды в их районе, о том, чем ценен данный парк, какие услуги он предоставляет и какие усилия необходимы, чтобы его сохранить. Производится и сбор денег на месте: например, продажа собственной выпечки, футболок, проведение фестиваля на территории парка с развлечениями для взрослых и детей – катанием на пони, соревнованиями велосипедистов, продажей изделий народных мастеров и т.п.
После завершения акции на сайт парка вывешивается благодарность спонсорам Марша с полным их списком, а также отдельно помещается список из десяти команд-лидеров по сбору средств с перечислением собранных сумм и конкретизацией по каждому из предложенных проектов. Кроме того, на сайте можно ознакомиться со списком чемпионов по фандрайзингу за последние 5 лет и посмотреть фотографии команд-чемпионов, сопровождающиеся непременной благодарностью.
Таким образом, главный упор в ходе американского « March for parks » делается на получении парками финансовой поддержки от местных сообществ и активном поощрении спонсоров. Любопытный факт: в отчете одного из парков упоминается 40 участников акции при 250 спонсорах (пусть собранная сумма и не очень велика, но сам факт!).
Теперь вернемся в Россию. За 14 лет своего существования «Марш парков» у нас превратился в крупнейшую природоохранную акцию с сотнями тысяч участников, но в некоторых своих проявлениях отошел от первоначальных принципов и планов. Конечно, последнее слово на местах остается за локальными координаторами, да и действительность вносит свои коррективы, но Центр охраны дикой природы считает важным напомнить:
1. «Марш парков» – акция, имеющая временные ограничения (пусть не один день, но и не полгода). Временная привязка важна как повод для обращения к властям и спонсорам, для информационного «штурма» в СМИ. Как писала о первых Маршах Ирина Чебакова, инициатор проведения акции в России: «В эти дни мы были как пальцы руки, собранные в кулак... И было бы непростительно потерять эту силу кулака для работы с центром, да и для работы с региональными структурами это тоже, я думаю, важно».
Тем не менее, сейчас в регионах локальные Марши растягиваются на месяцы, а кое-где Марш и вовсе существует как круглогодичная программа.
2. У акции есть тематические границы. Мероприятия «Марша парков» должны иметь прямое отношение к ООПТ: содействовать распространению информации о них, привлечению к ним внимания и получению ими реальной помощи. Границы эти довольно широки, но все же не настолько размыты, как их нередко понимают сейчас.
Первые годы Марша (1995-1996) совпали с появлением в большинстве заповедников и национальных парков отделов экологического просвещения. Поэтому Марш с самого начала был воспринят как удачная форма для разносторонней работы сотрудников этих молодых отделов с населением, и тематика их работы охватывала широкий круг экологических вопросов. За прошедшие годы отделы экопросвещения «окрепли», они имеют четкие планы своей деятельности, куда вошли и многие первоначальные мероприятия Марша. И сегодня «Маршу парков» принципиально важно более определенно обозначить свои суть и специфику, не отказываясь, конечно, от наиболее значимых достижений предыдущих лет. Каждый год у нас проходит много экологических праздников и акций. Но лишь «Марш парков» посвящен непосредственно охраняемым природным территориям.
3. «Марш парков» – многокомпонентная акция. В обобщенном виде мероприятия Марша можно разделить на несколько направлений:
а) информационно-просветительское, или познавательное (конференции, выставки, круглые столы, семинары, лекции, специальные уроки, беседы, демонстрации фильмов, выступления в СМИ и т.д.);
б) трудовое, в том числе практическая деятельность (сбор мусора, посадки деревьев и кустарников, расчистка родников, работа на экологических тропах), исследовательская (оценка состояния природных комплексов охраняемых территорий, зеленых зон); агитационная (выступления школьных агитбригад, агитационные трамваи, сбор подписей под обращениями жителей к представителям власти по поводу актуальных природоохранных проблем), а также фандрайзинговые акции;
в) конкурсное (творческие конкурсы, викторины, кроссворды, олимпиады);
г) праздничное (уличные шествия, театрализованные представления, фестивали, итоговые мероприятия Марша с награждением самых активных участников).
Большинство постоянных организаторов «Марша парков» проводит акцию по возможности во всех перечисленных направлениях. Но бывает, что Марш сужается до единственного мероприятия – например, уборки мусора или, что наиболее часто встречается, объявления детских конкурсов. Многие организации (в 2007 г. – более четверти, в основном это школы и детские внешкольные учреждения) ограничиваются направлением в ЦОДП работ на конкурсы и ничего не сообщают о проведении других мероприятий. Часть участников рассматривает «Марш парков» всего лишь как один из проходящих в стране конкурсов рисунков (или сочинений, или фотографий) на тему природы, что совсем уже уводит акцию от ее основополагающих целей. Необходимо более широко использовать образовательные возможности Марша – проводить с детьми ознакомительные и творческие занятия по заповедной тематике, привлекать их к соответствующей деятельности и т.д. Тогда их участие в наших конкурсах станет оправданным, а заповедная система получит новых юных сторонников.
4. Одна из стратегических целей Марша – получение охраняемыми природными территориями реальной помощи – финансовой и волонтерской. Оригинальное название акции – « March for Parks », т.е. буквально «Марш для парков». Хотелось бы, чтобы Марш постепенно переориентировался на практические акции и на сбор средств для нужд охраняемых природных территорий. До Америки нам в этом плане еще далеко, слишком разные у нас общества, но стремиться к этому все же надо.
У нас пока, судя по анкетам, волонтерами Марша в основном называют жителей (в подавляющем большинстве это школьники), принимающих участие в весенних субботниках, причем не всегда на охраняемой природной территории. Нередко сбор мусора производится на улицах городов и поселков, на территориях школ.
Что касается финансовой поддержки, то, к сожалению, вовлечение российского бизнеса в благотворительность в сфере охраны природы идет очень медленно. Лишь немногие заповедники и парки смогли добиться поддержки от относительно крупных местных предприятий. На сегодняшний день основными спонсорами «Марша парков» являются органы власти. Самые крупные взносы делаются природоохранными, образовательными или социальными департаментами и комитетами, а также местными администрациями. Эти организации сами диктуют и условия расходования средств, причем деньги тратятся иногда, скажем так, неэффективно (к примеру, на банкеты). Вообще, подключение к «Маршу парков» административного ресурса имеет как положительные, так и отрицательные стороны (например, бюрократическое зарегулирование изначально сугубо добровольной акции), заметно меняя «лицо» Марша. Надо признать это как данность и попытаться извлечь из такой ситуации максимальную пользу для дела охраны заповедных территорий.
В целом сегодня существует некий замкнутый круг: деньги, собранные в ходе «Марша парков», в большинстве своем тратятся на... проведение «Марша парков» (призы, праздники и т.д.). Желательно, чтобы благотворительные средства шли прежде всего на насущные нужды ООПТ.
5. Мероприятия акции должны проходить под знаком «Марша парков» (название акции, ее логотип, девиз). В то же время локальные координаторы могут использовать и свои девизы, актуальные для их территории.
6. «Марш парков» – это еще и праздник охраняемых природных территорий . И инициаторы акции с самого начала стремились к тому, чтобы заповедники и национальные парки были гостями и юбилярами на этом празднике, проводимом по возможности неправительственными организациями.
Такова суть Марша, такова и позиция Центра охраны дикой природы, и мы призываем локальных координаторов проводить «Марш парков» с учетом перечисленных выше принципов.
Популярность акции свидетельствует о высокой актуальности в настоящее время как общеэкологической, так и заповедной тематики. В отсутствие действенной государственной природоохранной программы «Марш парков» во многих городах и поселках становится частично замещающим ее общественным движением, а организации, проводящие Марш, – центрами экологической культуры в своих районах. Работа, проводимая заповедниками, парками, заказниками, образовательными учреждениями среди самых разных слоев общества, весьма значительна. И акция «Марш парков» – лишь часть этой неохватной деятельности, имеющая свою специфику – поддержка особо охраняемых природных территорий и повышение их общественного статуса . Как написали нам в одном из отчетов, главное – сделать так, «чтобы о заповедных территориях знали, заботились, понимали их проблемы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Пожар и его последствия" в рамках "Марш парков- 2012"
Цель классного часа: - Закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности. - Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную. - Развивать память, сообразительность...
Презентация к классному часу"Пожар и его последствия" в рамках "Марш парков- 2012"
Презентация являетя приложением к классному часу "Пожар и его последствия", который был проведен в рамках "Марш парков- 2012". Приведены слайды к выступлениям учащихся по темам:...
Программа «Воспитательная деятельность и социализация учащихся" ГБОУ средняя школа №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга "Воспитай личность"
Программа"Воспитательнвя деятельностт и социализация учащихся "Воспитай личность" включает 4 подпрограммы: «Гражданско-патриотическое воспитание: «Школьник - гражданин России»; ...
Внеклассное мероприятие "22 апреля - День заповедников и национальных парков (Марш парков)"
Внеклассное мероприятие, посвященное особо охраняемым природным территориям. В ходе занятия раскрывается понятие ООПТ, рассматриваются катеогрии охраняемых земель. Показаны примеры ООПТ на территории ...
Рекомендации для учителей французского языка Адмиралтейского района
· Внедрение стандартов нового поколения: организация образовательного процесса по иностранному языку и роль учителя...
Пояснительная записка к творческому проекту по технологии ученицы 7а класса 307 школы Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Марии Хазовой, руководитель: Ишимикли Галина Ивановна
В качестве итогового проекта Мария выбрала работу в технике выжигание и роспись по дереву. Работу сделала прекрасную и очень качественно. Пояснительную записку к проекту оформила отличную. Я, как ее п...