Экологический проект по поддержке объектов Адмиралтейского района. Марш парков
проект (6 класс)

Егорова Ольга Евгеньевна

Цель:

  1. обобщить и расширить знания учащихся о природных объектах Всемирного наследия России;
  2. диагностировать уровень усвоения знаний и применения полученных знаний в жизненной ситуации

Задачи:

  1. расширить представления о заповедной системе России;
  2. мотивировать развитие метапредметных навыков;

воспитывать позитивное отношение к миру

Основные термины и понятия темы:

Объекты Всемирного наследия

Планируемые результаты:

Личностные: заинтересованность темой; оценить значимость новых знаний и открытий.

Познавательные УУД:

- предметные: распознавать объекты природного наследия, определять критерии соответствия данных объектов параметрам списка Всемирного наследия, называть особенности объекта, охраняемые виды флоры и фауны.

-метапредметные: определять уровень сложности проблемы и намечать пути их решения, классифицировать экологические проблемы.

Регулятивные УУД: ставить цели, планировать, проверять результат, оценка и самооценка результата.

Коммуникативные УУД: работать в группе, распределять обязанности членов команды, обосновывать своё мнение

Организация образовательного пространства

Работа в парах, группах, фронтальная и индивидуальная работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический  проект по поддержке  объектов Адмиралтейского района «Марш парков. Парк Екатерингоф»

Цель:

  1. обобщить и расширить знания учащихся о природных объектах Всемирного наследия России;
  2. диагностировать уровень усвоения знаний и применения полученных знаний в жизненной ситуации

Задачи:

  1. расширить представления о заповедной системе России;
  2. мотивировать развитие метапредметных навыков;

воспитывать позитивное отношение к миру

Основные термины и понятия темы:

Объекты Всемирного наследия

Планируемые результаты:

Личностные: заинтересованность темой; оценить значимость новых знаний и открытий.

Познавательные УУД:

- предметные: распознавать объекты природного наследия, определять критерии соответствия данных объектов параметрам списка Всемирного наследия, называть особенности объекта, охраняемые виды флоры и фауны.

-метапредметные: определять уровень сложности проблемы и намечать пути их решения, классифицировать экологические проблемы.

Регулятивные УУД: ставить цели, планировать, проверять результат, оценка и самооценка результата.

Коммуникативные УУД: работать в группе, распределять обязанности членов команды, обосновывать своё мнение

Организация образовательного пространства

Работа в парах, группах, фронтальная и индивидуальная работа

Используемые виды оценивания

Формирующее оценивание, взаимооценка, самооценка

Межпредметные связи

география, биология, экология

Методы работы

Проблемное обучение, интерактивные методы, игра - путешествие

Оборудование и программное обеспечение, сетевые сервисы

Материалы занятий

Дневник путешественника

Использованные ресурсы: 

-литература; дидактические материалы; ссылки на ЭОР; презентация, карта игры, кубик, флажки, ребусы, пазлы, эмблемы заповедников, видеофрагменты

План урока

1

Организационно-мотивационный момент

Цели:

-выявление субъектных представлений и житейских знаний учащихся о заповедной системе России;

-совместная постановка познавательной задачи, обеспечивающей связь имеющихся знаний с поиском новых, обнаружение субъективного незнания,

-возникновение познавательных мотивов у школьников.

Рассмотрите карту России. Назовите и укажите на карте заповедники РФ (на карте высвечиваются звёздочки) Какие из них входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО? Назовите критерии, по которым эти объекты вошли в список.

Давайте вспомним, какой раздел изучали. Что узнали о заповедниках России? Какое значение имеет заповедная система в России? Как связана система заповедников во всём мире? Какую основную функцию выполняют заповедники?

Отвечают на вопросы  5 минут

2

Самоопределение к деятельности

Цели:

- постановка целей и задач учебной деятельности;

- осознание значимости учебной деятельности;

- определение критериев и способов оценки

Критерии деятельности:

- находить информацию из разных источников;

- интерпретировать информацию в схемах, рисунках, ребусах;

- делать выводы, обобщать;

- находить решения проблемы

Выберите тему занятия и обоснуйте свой ответ: «Заповедная Россия» или «Марш парков». Определите цели и задачи занятия.

Подумайте, зачем нам это необходимо знать? Где пригодятся нам эти знания и умения?

Определяют тему и цели занятия. Совместно с учителем составляют сценарий занятия и критерии оценивания.

Приём «Дерево идей»

hello_html_m2f4cbe22.gif

4 минуты

3

Актуализация знаний

Цели:

- актуализировать знания по теме;

- мотивировать к дальнейшему изучению темы;

Шуточная викторина по заповедникам:

- правда ли, что заповедник «Галичья гора» находится на реке Ворон? Да

- правда ли, что «Большой Арктический заповедник» самый большой по площади? Да

- правда ли, что в России более 100 заповедников? Да

- правда ли, что есть Чёрная книга природы? Да (Это часть Красной книги, где перечислены животные и растения, которые восстановить уже нельзя.)

Хотите ли вы больше узнать о заповедниках России? Ознакомьтесь с правилами игры «Путешествуем по России». Правила игры:

- право хода получает команда, которая получила больше очков за выполнение задания;

- в ходе игры каждая команда набирает очки за выполненные задания;

- побеждает команда, которая сделала последний ход и закончила игру;

- в ходе игры команда выбирает самого активного игрока

Знакомятся с правилами игры. Первый ход делает команда, которая набрала больше очков в викторине. Учащиеся бросают кубик. Игра начинается.

2 минуты

4

Учебно – познавательная деятельность

Цели:

-находить на карте РФ местонахождение заповедников;

-находить информацию по теме из разных источников;

-делать выводы;

Карта игры, кубик, макет, флажки, картинки животных, видеоролики

Задания игры:

  1. отгадать загадки об охраняемых животных;
  2. собрать пазлы с животными;
  3. найти различия зубра и бизона;
  4. отгадать ребус;
  5. разгадать кроссворд;
  6. составить рассказ о заповеднике или животном

Работа в группах

Делают ход по карте игры. Из видеоролика узнают заповедник. Находят на макете его местонахождение и обозначают флажком. Рядом приклеивают картинку животного особо охраняемого в этом заповеднике.

12 минут

5

Интеллектуально – преобразовательная деятельность

Цели:

-соотносить эмблемы заповедников с их названиями;

-называть критерии, по которым памятники природы вошли в список Всемирного наследия;

- называть экологические проблемы и находить пути их решения;

-обобщать знания

Эмблемы заповедников без названий, критерии вывешиваются на доске в виде кластера.

Ведёт проблемную беседу.

Анализирует ответы учащихся.

Работа в группах

Узнают заповедник по эмблеме, подписывают её. Рассказывают об экологических проблемах этой охраняемой территории и путях их решения. В конце выступлений команд проходит шествие «Марш парков»

12 минут

6

Рефлексия

- создание мотивации к применению знаний в условиях самостоятельной познавательной деятельности.

д/з заполнить по желанию страничку «Дневника путешественников»

Что особенно понравилось? Что удивило? Где будешь использовать полученные знания?

Самоанализ и самооценка по критериям

Эмоциональная оценка: мешок пожеланий (дети достают из мешочка пожелания, например:

- сохраним уникальный мир природы для потомков;

-очистим реки и леса;

-сохраним здоровье планеты;

-будем беречь растения и животных;

-сделаем мир людей экологически чистым;

-оставим добрый след на Земле

5 минут

hello_html_640d68a5.jpg

Цель: познакомиться с объектами Всемирного наследия России, заповедниками, охраняемыми животными и растениями нашей Родины.hello_html_4e59aa9f.jpg

Задачи: определять экологические проблемы и находить пути решения жизненно важных задач

Объекты исследования: заповедники России

План исследования:

  1. Узнать историю заповедной России
  2. Найти информацию о заповедниках и охра-

няемых территориях России

  1. Создать макет - карту игры «Заповедная Россия»
  2. Обосновать выбор критериев для внесения объектов в список Всемирного наследия
  3. Познакомиться с объектами Всемирного наследия в России
  4. Определить значение всемирной системы заповедников
  5. Принять участие во всемирной акции «Марш парков»

Результаты:

Личностные:

- осознание ценности природы и окружающей среды;

- определение личных позиций по охране природы;

- формирование мотивов для участия во всемирном экологическом движении;

- самоопределение в выборе поступков и действий в природе.

Метапредметные:

- находить информацию из различных источников и применять её в решении жизненно важных задач;

- ставить цели и выбирать способы действий для их решения;

- планировать свою деятельность в соответствии с целями и задачами;

- определять и оценивать результаты деятельности группы и свой вклад в решение задач;

Предметные:

- знать историю заповедной России;

- находить на карте России заповедники и охраняемые территории;

- называть объекты Всемирного наследия России;

- соотносить характеристики объекта с критериями списка Всемирного наследия;

- приводить примеры охраняемых растений и животных РФ;

- называть основные экологические проблемы и находить пути их решения.

Приложение

Сотрудник одного из национальных парков обратился к нам со следующим вопросом (процитирую целиком):

«При просмотре отчетов ЦОДП по «Маршу парков» в других ООПТ, в которых, во-первых, исполнители не ограничиваются временными рамками, во-вторых, количеством мероприятий, появляется ощущение, что вся работа ООПТ по экопросвещению весенне-летнего периода относится к «Маршу парков». Хотелось бы получить разъяснение о сути акции «Марш парков». Из некоторых источников поступала информация, что за рубежом «Марш парков» носит определенный вполне конкретный характер – Марш для парков, т.е. активное спонсирование национальных парков, их дальнейшей деятельности. Так ли это?».

Вопросы о сути и задачах «Марша парков» нам задают регулярно, поэтому очень важно вспомнить изначальные принципы и стратегические цели акции, а также прояснить, как обстоят дела за рубежом.

Действительно, в США (на родине «Марша парков») все сообщения об успешных Маршах обязательно содержат информацию о том, сколько денег в ходе акции было собрано в помощь тому или иному парку, причем, на конкретные цели – строительство образовательных центров (как природных, так и культурно-исторических), прокладывание и обустройство экологических троп (в том числе для инвалидов), создание плана развития парка и даже на покупку новых земель для расширения парка. Марши бывают посвящены и конкретной проблеме: например, незаконной вырубке деревьев на территории парка.

Чаще всего сама акция проходит в один день, но ей предшествует серьезная подготовка. За несколько месяцев до объявленной даты Марша в СМИ вывешивается список проектов, на которые парку нужны деньги, и участники начинают сбор средств на один из них по выбору, либо просто для насущных нужд парка. Сбор и расходование денег производятся в соответствии с законами. Участвовать могут как частные лица, так и команды от 3-х человек – например, школы, скаутские клубы, местная церковь, объединения жителей. Капитанам команд выдаются анкеты и информационные брошюры с инструкциями.

В объявленный день участники обычно идут несколько километров маршем с плакатами, растяжками, атрибутикой акции; волонтеры собирают мусор вдоль экологических троп. После шествия и обязательного угощения проходит награждение всех участников, а также команд, собравших наибольшую сумму взносов. Например, тот, кто собрал больше $25, получает в подарок футболку, кто собрал более $100 – подарочную карту крупнейшей торговой сети и т.д. Также в этот день сотрудники парка рассказывают собравшимся жителям о состоянии окружающей среды в их районе, о том, чем ценен данный парк, какие услуги он предоставляет и какие усилия необходимы, чтобы его сохранить. Производится и сбор денег на месте: например, продажа собственной выпечки, футболок, проведение фестиваля на территории парка с развлечениями для взрослых и детей – катанием на пони, соревнованиями велосипедистов, продажей изделий народных мастеров и т.п.

После завершения акции на сайт парка вывешивается благодарность спонсорам Марша с полным их списком, а также отдельно помещается список из десяти команд-лидеров по сбору средств с перечислением собранных сумм и конкретизацией по каждому из предложенных проектов. Кроме того, на сайте можно ознакомиться со списком чемпионов по фандрайзингу за последние 5 лет и посмотреть фотографии команд-чемпионов, сопровождающиеся непременной благодарностью.

Таким образом, главный упор в ходе американского « March for parks » делается на получении парками финансовой поддержки от местных сообществ и активном поощрении спонсоров. Любопытный факт: в отчете одного из парков упоминается 40 участников акции при 250 спонсорах (пусть собранная сумма и не очень велика, но сам факт!).

Теперь вернемся в Россию. За 14 лет своего существования «Марш парков» у нас превратился в крупнейшую природоохранную акцию с сотнями тысяч участников, но в некоторых своих проявлениях отошел от первоначальных принципов и планов. Конечно, последнее слово на местах остается за локальными координаторами, да и действительность вносит свои коррективы, но Центр охраны дикой природы считает важным напомнить:

1. «Марш парков» – акция, имеющая временные ограничения (пусть не один день, но и не полгода). Временная привязка важна как повод для обращения к властям и спонсорам, для информационного «штурма» в СМИ. Как писала о первых Маршах Ирина Чебакова, инициатор проведения акции в России: «В эти дни мы были как пальцы руки, собранные в кулак... И было бы непростительно потерять эту силу кулака для работы с центром, да и для работы с региональными структурами это тоже, я думаю, важно».

Тем не менее, сейчас в регионах локальные Марши растягиваются на месяцы, а кое-где Марш и вовсе существует как круглогодичная программа.

2. У акции есть тематические границы. Мероприятия «Марша парков» должны иметь прямое отношение к ООПТ: содействовать распространению информации о них, привлечению к ним внимания и получению ими реальной помощи. Границы эти довольно широки, но все же не настолько размыты, как их нередко понимают сейчас.

Первые годы Марша (1995-1996) совпали с появлением в большинстве заповедников и национальных парков отделов экологического просвещения. Поэтому Марш с самого начала был воспринят как удачная форма для разносторонней работы сотрудников этих молодых отделов с населением, и тематика их работы охватывала широкий круг экологических вопросов. За прошедшие годы отделы экопросвещения «окрепли», они имеют четкие планы своей деятельности, куда вошли и многие первоначальные мероприятия Марша. И сегодня «Маршу парков» принципиально важно более определенно обозначить свои суть и специфику, не отказываясь, конечно, от наиболее значимых достижений предыдущих лет. Каждый год у нас проходит много экологических праздников и акций. Но лишь «Марш парков» посвящен непосредственно охраняемым природным территориям.

3. «Марш парков» – многокомпонентная акция. В обобщенном виде мероприятия Марша можно разделить на несколько направлений:

а) информационно-просветительское, или познавательное (конференции, выставки, круглые столы, семинары, лекции, специальные уроки, беседы, демонстрации фильмов, выступления в СМИ и т.д.);

б) трудовое, в том числе практическая деятельность (сбор мусора, посадки деревьев и кустарников, расчистка родников, работа на экологических тропах), исследовательская (оценка состояния природных комплексов охраняемых территорий, зеленых зон); агитационная (выступления школьных агитбригад, агитационные трамваи, сбор подписей под обращениями жителей к представителям власти по поводу актуальных природоохранных проблем), а также фандрайзинговые акции;

в) конкурсное (творческие конкурсы, викторины, кроссворды, олимпиады);

г) праздничное (уличные шествия, театрализованные представления, фестивали, итоговые мероприятия Марша с награждением самых активных участников).

Большинство постоянных организаторов «Марша парков» проводит акцию по возможности во всех перечисленных направлениях. Но бывает, что Марш сужается до единственного мероприятия – например, уборки мусора или, что наиболее часто встречается, объявления детских конкурсов. Многие организации (в 2007 г. – более четверти, в основном это школы и детские внешкольные учреждения) ограничиваются направлением в ЦОДП работ на конкурсы и ничего не сообщают о проведении других мероприятий. Часть участников рассматривает «Марш парков» всего лишь как один из проходящих в стране конкурсов рисунков (или сочинений, или фотографий) на тему природы, что совсем уже уводит акцию от ее основополагающих целей. Необходимо более широко использовать образовательные возможности Марша – проводить с детьми ознакомительные и творческие занятия по заповедной тематике, привлекать их к соответствующей деятельности и т.д. Тогда их участие в наших конкурсах станет оправданным, а заповедная система получит новых юных сторонников.

4. Одна из стратегических целей Марша – получение охраняемыми природными территориями реальной помощи – финансовой и волонтерской. Оригинальное название акции – « March for Parks », т.е. буквально «Марш для парков». Хотелось бы, чтобы Марш постепенно переориентировался на практические акции и на сбор средств для нужд охраняемых природных территорий. До Америки нам в этом плане еще далеко, слишком разные у нас общества, но стремиться к этому все же надо.

У нас пока, судя по анкетам, волонтерами Марша в основном называют жителей (в подавляющем большинстве это школьники), принимающих участие в весенних субботниках, причем не всегда на охраняемой природной территории. Нередко сбор мусора производится на улицах городов и поселков, на территориях школ.

Что касается финансовой поддержки, то, к сожалению, вовлечение российского бизнеса в благотворительность в сфере охраны природы идет очень медленно. Лишь немногие заповедники и парки смогли добиться поддержки от относительно крупных местных предприятий. На сегодняшний день основными спонсорами «Марша парков» являются органы власти. Самые крупные взносы делаются природоохранными, образовательными или социальными департаментами и комитетами, а также местными администрациями. Эти организации сами диктуют и условия расходования средств, причем деньги тратятся иногда, скажем так, неэффективно (к примеру, на банкеты). Вообще, подключение к «Маршу парков» административного ресурса имеет как положительные, так и отрицательные стороны (например, бюрократическое зарегулирование изначально сугубо добровольной акции), заметно меняя «лицо» Марша. Надо признать это как данность и попытаться извлечь из такой ситуации максимальную пользу для дела охраны заповедных территорий.

В целом сегодня существует некий замкнутый круг: деньги, собранные в ходе «Марша парков», в большинстве своем тратятся на... проведение «Марша парков» (призы, праздники и т.д.). Желательно, чтобы благотворительные средства шли прежде всего на насущные нужды ООПТ.

5. Мероприятия акции должны проходить под знаком «Марша парков» (название акции, ее логотип, девиз). В то же время локальные координаторы могут использовать и свои девизы, актуальные для их территории.

6. «Марш парков» – это еще и праздник охраняемых природных территорий . И инициаторы акции с самого начала стремились к тому, чтобы заповедники и национальные парки были гостями и юбилярами на этом празднике, проводимом по возможности неправительственными организациями.

Такова суть Марша, такова и позиция Центра охраны дикой природы, и мы призываем локальных координаторов проводить «Марш парков» с учетом перечисленных выше принципов.

Популярность акции свидетельствует о высокой актуальности в настоящее время как общеэкологической, так и заповедной тематики. В отсутствие действенной государственной природоохранной программы «Марш парков» во многих городах и поселках становится частично замещающим ее общественным движением, а организации, проводящие Марш, – центрами экологической культуры в своих районах. Работа, проводимая заповедниками, парками, заказниками, образовательными учреждениями среди самых разных слоев общества, весьма значительна. И акция «Марш парков» – лишь часть этой неохватной деятельности, имеющая свою специфику – поддержка особо охраняемых природных территорий и повышение их общественного статуса . Как написали нам в одном из отчетов, главное – сделать так, «чтобы о заповедных территориях знали, заботились, понимали их проблемы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Пожар и его последствия" в рамках "Марш парков- 2012"

Цель классного часа: - Закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности. - Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную. - Развивать память, сообразительность...

Презентация к классному часу"Пожар и его последствия" в рамках "Марш парков- 2012"

Презентация являетя приложением к классному часу "Пожар и его последствия", который был проведен  в рамках "Марш парков- 2012". Приведены слайды к выступлениям учащихся по темам:...

Программа «Воспитательная деятельность и социализация учащихся" ГБОУ средняя школа №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга "Воспитай личность"

Программа"Воспитательнвя  деятельностт и социализация учащихся  "Воспитай личность" включает 4 подпрограммы: «Гражданско-патриотическое воспитание: «Школьник - гражданин России»; ...

Внеклассное мероприятие "22 апреля - День заповедников и национальных парков (Марш парков)"

Внеклассное мероприятие, посвященное особо охраняемым природным территориям. В ходе занятия раскрывается понятие ООПТ, рассматриваются катеогрии охраняемых земель. Показаны примеры ООПТ на территории ...

Рекомендации для учителей французского языка Адмиралтейского района

·         Внедрение стандартов нового поколения: организация образовательного процесса по иностранному языку и роль учителя...

Пояснительная записка к творческому проекту по технологии ученицы 7а класса 307 школы Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Марии Хазовой, руководитель: Ишимикли Галина Ивановна

В качестве итогового проекта Мария выбрала работу в технике выжигание и роспись по дереву. Работу сделала прекрасную и очень качественно. Пояснительную записку к проекту оформила отличную. Я, как ее п...