Программа творческого объединения "Вокальная студия"
рабочая программа

Верхошапова Наталья Борисовна

Цель программы состоит в том, что она разработана для обучающихся, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети  не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.odt26.89 КБ

Предварительный просмотр:

I.Пояснительная записка 

1.  Обоснование необходимости разработки и внедрения программы

         Каждый  человек при рождении получает уникальный дар – голос. Он является частью его жизненной силы. О своем появлении на свет ребенок возвещает криком, и чем громче крик, тем здоровее ребенок. Голос является средством общения человека с миром. И наконец, голос – самый тонкий музыкальный инструмент, настраивать и поддерживать «строй» которого  по силам далеко не каждому. Уникальность этого «инструмента» еще и в том, что у каждого человека свой неповторимый голос, с присущими только ему  тембровыми окрасками. Тогда почему же не каждый человек поет?

Все очень просто: многие считают, что это зависит от музыкальной одаренности или, как принято выражаться, от наличия «слуха» (весьма спорное утверждение!). Вполне можно предположить, что у человека был не совсем положительный певческий опыт, когда чей-то неосторожный комментарий по поводу вокальных данных способствовал возникновению комплекса.

И, наконец, имеет значение  та среда, в которой рос и формировался человек. Так почему же так полезно заниматься эстрадным вокалом?

 

Актуальность и практическая значимость программы

         Занятие любым видом творческой деятельности заметно обогащает внутренний мир человека, выводит его на совершенно иную орбиту общения с окружающим миром. Занятия эстрадным вокалом не являются в данном случае исключением. Программа по эстрадному вокалу является здоровьесберегающей. Основой хорошего пения является правильное певческое дыхание. Упражнения на дыхание, являющиеся обязательной частью занятий вокалом, улучшают деятельность мозга, обменные процессы, кровообращение, т.е. являются хорошим жизненным тонусом для человеческого организма. Сценическое движение частично решает проблему гиподинамии современных людей.  Развитие слуха и памяти на занятиях вокалом помогает решению проблем в учебе. Речевой тренинг воспитывает у обучающегося культуру речи. Участие в коллективных проектах развивает  коммуникативные навыки, облегчающие процесс адаптации в обществе.  Реализация творческих амбиций в коллективе формирует в человеке качества, помогающие достигать успешности не только в творчестве. Публичные выступления формируют в обучающихся психологическую стойкость, а социально- значимая деятельность воспитанников коллектива помогает сформироваться их активной гражданской

позиции и непременного чувства ответственности за личный  и коллективные результаты.  Часто,достигшие определенных успехов в жанре эстрадного вокала, пробуют себя в музицировании и сочинительстве

      суть программы в следующем:

  • от сольного исполнения к ансамблевому;
  • при работе над новым репертуаром – знакомство с лучшими культурными образцами; 
  • коллективный анализ результатов;
  • использование оригинальных авторских приёмов в упражнениях;
  •  использование авторских вокальных аранжировок;
  •  работа с разновозрастными группами «мастер-ученик»;
  • запись репетиций и анализ – как путь к  дальнейшему совершенствованию;
  • при работе с детьми, родители являются равноправными участниками образовательного процесса

1.2  Цель и задачи программы

Воспитание порядочного (интеллигентного!) человека, -  свойства

позабытые и, к сожалению, утерянные в процессе построения

всяко-разных обществ в нашей многострадальной стране!

           Раскрытие личностного потенциала обучаемого через изучение искусства эстрадного вокала.

Основные задачи 

Обучающие:

  • обучение навыкам исполнительского мастерства
  •  обучение навыкам правильного певческого дыхания
  •  обучение навыкам певческой артикуляции
  •  обучение навыкам ансамблевого пения
  • обучение  навыкам сценического мастерства
  • расширение музыкального кругозора и развитие художественного вкуса.

Воспитательные:

  • воспитание высокой исполнительской культуры
  • воспитание ответственности за личные и коллективные успехи
  • воспитание активной гражданской позиции,
  • формирование качеств личности, необходимых для достижения успешности.

 

Развивающие:  

  • развитие музыкальной памяти и слуха
  • развитие правильного интонирования
  • развитие чувства ритма
  • развитие музыкального мышления и навыков импровизации
  • развитие навыков адекватной оценки личного и коллективного результатов.

 

1.3 Прогнозируемые образовательные результаты, способы их диагностики и оценка

        Воспитанник студии, прошедший программу обучения эстрадному вокалу должен владеть следующими навыками:

правильного  певческого дыхания и артикуляции,

навыками работы в ансамбле,

навыками сценического и исполнительского мастерства.

       Выпускник студии – это молодой человек, с активной гражданской позицией, в котором сформированы качества личности, необходимые для достижения успешности. Высокая исполнительская культура и ответственность за личный и коллективный результат – качества, которые отличают выпускника студии.

        В нем развиты специальные певческие навыки – правильное интонирование, гармонический слух (навык многоголосного исполнения репертуара), чувство ритма, музыкальная память и слух, музыкальное мышление и способность к импровизации.

Критерии оценки

  • Чистое интонирование в ансамбле и сольно
  • Владение голосом
  • Владение нюансировкой
  • Владение певческим дыханием и артикуляцией
  • Ритмическая устойчивость
  • Умение строить  музыкальную  фразу
  • Передача посредством голоса художественного замысла произведения
  • Создание сценического образа, соответствующего музыкальному материалу
  • Коммуникативные навыки
  • Ответственность за конечный результат

Оценка дается по трем уровням: сформировано, частично сформировано или отсутствует умение.

        Формой оценки результатов обучения воспитанника в студии являются результаты, демонстрируемые им при участии в конкурсах и фестивалях детско-юношеского творчества; участии в концертных программах, публичных выступлениях коллектива.

        Одной из форм  подведения итогов являются открытыеуроки.         Важным результатом освоения программы является развитие умения адекватной самооценки работы воспитанника лично и коллектива в целом.

1.4  Особенности возрастных групп

        При зачислении в студию проводится обязательное прослушивание с целью выявить индивидуальные особенности  кандидата и определить его творческий потенциал. Возможно формирование учебных групп.

Учебные группы формируются в коллективе не только по возрастному принципу, но и внутри одного возраста группы могут быть дифференцированы по уровню развития музыкальных способностей. Дети, опережающие  своих сверстников в музыкальном развитии, переводятся в другую возрастную группу. 

Формой занятий по эстрадному вокалу являются как индивидуальные, так и групповые занятия.

Младшая группа (стартовый уровень) 7-9лет; средняя группа(базовый уровень) 10-12 лет; старшая группа (продвинутый уровень) с 13-16ти лет.

1.5  Режим занятий

Усвоение программы не рассчитано на определённый срок.Практика показывает, что оптимально одно индивидуальное или одно групповое занятие в неделю.

          Индивидуальные репетиции направлены на решение творческих задач, возникающих в процессе работы над репертуаром: отработка сложных вокальных мест музыкального произведения, устранение певческих неточностей у воспитанника, отработка сольных фрагментов и развитие других навыков.

 

III. Содержание программы

1-й этап обучения

Задача первого этапа обучения - введение в программу студии эстрадного вокала; формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету; на основе игровых упражнений формирование начальных навыков исполнительского мастерства в жанре эстрадного вокала.

1. Беседы о вокальном искусстве. Знакомство с песней как с самым популярным музыкальным жанром. Прослушивание и анализ музыкального материала

2.  Формирование элементарных певческих навыков через игровые упражнения. Правильное певческое дыхание. Звукообразование. Упражнения на интонацию на примерах движения вверх и вниз по лесенке. Речевой тренинг (артикуляционная гимнастика, скороговорки)

3.  Работа над репертуаром с использованием приобретенных навыков певческого дыхания, правильного интонирования и артикуляции при пении.

4. Индивидуальные занятия.

5.Подведение итогов. Концертное исполнение репертуара.

2–й этап обучения

Задача 2-го этапа обучения - развитие навыков исполнительского мастерства в жанре эстрадного вокала. Знакомство с основными правилами сценической культуры.

1. Беседа о вокальном искусстве.

Искусство вокала – народный, академический,  эстрадный вокал. Их различие. Прослушивание и анализ музыкального материала.

 2. Формирование навыков исполнительского мастерства. Виды дыхания. Дыхательная гимнастика. Комплекс тренировочных интонационных упражнений. Речевой тренинг с ритмическими заданиями.

3. Формирование навыков работы   со  звукоусиливающей аппаратурой. Навыки пользования средствами усиления голоса (микрофон и звукоусиление). Специфика исполнения с микрофоном солиста и ансамбля.

4. Подготовка к студийной записи репертуара. Специфика работы со студийным микрофоном и наушниками. Отработка артикуляционно и интонационно точного исполнения репертуара. Ансамблевость звучания.

5. Индивидуальные занятия.

6. Участие в концертных и конкурсных программах. Навыки сценического мастерства и артистизма для публичного исполнения репертуара.

3-й этап обучения         

Задача 3-го этапа обучения - дальнейшее развитие навыков исполнительского мастерства в жанре эстрадного пения, развитие навыков многоголосного исполнения репертуара. Сценическое мастерство.

1. Беседа о вокальном искусстве. «Голос – самый гибкий музыкальный инструмент». Понятие исполнительской культуры. Прослушивание  и анализ музыкального материала.

2. Закрепление приобретенных навыков. Дыхательная гимнастика с самоконтролем и в работе по парам. Комплекс тренировочных интонационных упражнений. Унисон. Особенности эстрадного исполнения (например, «Умная челюсть»). Навыки многоголосного исполнения тренировочного и художественного материала. Речевой тренинг с ритмическими акцентами. Смещение акцента – Синкопа.

3. Отработка исполнительских приёмов со  звукоусиливающей аппаратурой. Особенности сольного и ансамблевого исполнения репертуара с микрофоном. Понятие «бэк-вокал».

4. Подготовка к студийной записи репертуара. Специфика работы со студийным микрофоном и наушниками. Умение артикуляционно и интонационно точно донести исполнительский замысел. Ансамблевость звучания. Правила исполнения интервалов при записи и понятие активной голосовой подачи.

5. Индивидуальные занятия.

6. Участие в концертных и конкурсных программах. Применение приобретенных навыков сценического мастерства (движения) для публичного исполнения репертуара. Формирование  понятия  сценической культуры.

4–й этап обучения

Задача 4 года обучения - дальнейшее развитие навыков исполнительского мастерства в жанре эстрадного пения, развитие навыков сольного и многоголосного исполнения репертуара. Развитие сценического мастерства.

1. Беседы о вокальном искусстве. Например: «Голос – самый совершенный музыкальный инструмент» или «Здоровьесберегающие технологии в вокальном искусстве».

2. Закрепление приобретенных навыков. Дыхательная гимнастика с самоконтролем и в работе по парам. Комплекс тренировочных интонационных упражнений. Унисон. Некоторые вокально-технологические приёмы («Умная челюсть» и др.). Навыки сольного и многоголосного исполнения тренировочного и художественного материала. Речевой тренинг с ритмическими акцентами. Синкопирование.

3. Отработка исполнительского мастерства со  звукоусиливающей аппаратурой. Особенности сольного и ансамблевого исполнения репертуара с микрофоном. Бэк-вокал, как демонстрация уровня вокального мастерства.

4. Подготовка к студийной записи репертуара. Специфика работы со студийным микрофоном и мониторами. Умение артикуляционно и интонационно точно передать исполнительский замысел. Ансамблевость звучания. Особенности исполнения интервалов при записи и понятие «активности» голосовой подачи.

5. Индивидуальные занятия.

6.Участие в концертных и конкурсных программах. Применение приобретенных навыков сценического мастерства (движения) для публичного исполнения репертуара. Формирование  и закрепление навыков сценической культуры.

5 –й этап обучения

 Задача 5-го этапа обучения – закрепление всех приобретенных навыков. Совершенствование исполнительской культуры в жанре эстрадного вокала,глубокого понимания и точного сценического воплощения музыкального материала.

1. Беседа о вокальном искусстве.  История и традиции мировой и российской школ эстрадно-джазового вокала. Прослушивание и анализ музыкального материала. Посещение концертов . Закрепление приобретенных навыков. Дыхательная гимнастика с четким контролем правильного певческого дыхания. Щадящее положение гортани при пении.  Комплекс тренировочных упражнений в унисон и многоголосно. Речевой тренинг. Навыки импровизации.

3. Закрепление навыков исполнительского мастерства при работе со  звукоусиливающей аппаратурой. Нюансировка. Фразировка. Навыки использования микрофона при активном сценическом движении.

4. Подготовка и студийная запись репертуара. Умение сформировать и правильно передать художественный замысел произведения. Артикуляционно и интонационно точное исполнение репертуара. Ансамблевость звучания при исполнении многоголосия.

 5. Индивидуальные занятия.

 6. Участие в концертных и конкурсных программах. Работа над созданием художественного образа исполняемых произведений за счет певческого опыта, навыков вокального и сценического мастерства. Раскрытие индивидуальности через коллективное исполнение.

 

IV. Методическое обеспечение программы

          Жанр эстрадного вокала не подразумевает многообразия форм обучения. Это, как правило – индивидуальные занятия, при определенном уровне подготовки работа в ансамбле, открытые уроки и публичные выступления (конкурсы, концерты, студийная запись).

             Методическими особенностями программы являются:

- сочетание как индивидуальной, так и групповой формы работы на занятиях. Групповая форма сложнее для педагога, но при коллективном исполнении, когда учащийся чувствует плечо товарища ему психологически легче усваивать материал и достигать успешности, которая так важна как взрослым, так и детям в их социализации;

- работа над репертуаром всегда начинается со знакомства с культурным образцом предложенного произведения в исполнении признанных мастеров эстрадного вокала и анализа услышанного;

- создание разновозрастного коллектива и благоприятного микроклимата в нем, когда старшие воспитанники студии помогают младшим, а те в свою очередь, являясь менее опытными исполнителями, слышат в исполнении старших образовательный результат, которого они могут реально достичь, часто служит дополнительной мотивацией;

- для каждой группы, с учетом специфических особенностей ее участников, в речевом и вокально-интонационном тренингах используются адресно-направленные упражнения, а при работе с репертуаром – авторские вокальные аранжировки.

- для дальнейшего совершенствования и воспитания навыка адекватной оценки личного и коллективного результата репертуар, исполняемый на репетициях, может записываться и анализироваться участниками группы;

- для формирования психологической стойкости, необходимой не только на публичных выступлениях, но и любой стрессовой для человека ситуации, с группой проводятся занятия, на которых они учатся овладевать простыми техниками релаксации и расслабляющего дыхания;

- для воспитания активной гражданской позиции и организации социально- значимой деятельности воспитанники коллектива вовлекаются в благотворительную деятельность;

- равноправными участниками образовательного процесса являются родители младших учащихся. Родители активно привлекаются к созданию сценического имиджа коллектива. Все родители приглашаются на публичные выступления коллектива и имеют возможность оценить достигнутые нами результаты. Такая совместная деятельность способствует укреплению семейных уз, взаимного уважения и созданию климата взаимного доверия в коллективе.

 

Развитие навыков певческого дыхания

- комплекс упражнений на приобретение навыков правильного певческого дыхания.  В подготовительной и младшей возрастной группе дыхательная гимнастика проводится в игровой форме.

 

Речевой тренинг

 - гимнастика для губ и языка:

- комплекс мер для «согревания» мышц и подготовки их к вокальной нагрузке:

- упражнения на произношение сонорных согласных с опущенной гортанью;

 - скороговорки с различными ритмическими заданиями.

Комплекс вокально-интонационных упражнений

 - Упражнения на согревание певческого аппарата

- Упражнения на воспитание «умной» нижней челюсти.

- Упражнение на формирование эстрадной (открытой) исполнительской культуры и формирования специальных вокальных навыков 

- Упражнения на развитие гармонического слуха, формирования навыков многоголосного исполнения репертуара и свободного ориентирования в музыкальном материале:

  – Упражнения на широкие интервалы с сохранением правильной позиции.

  -  Развитие навыков вокальной импровизации. 

-     Упражнения на овладение различными приёмами исполнения (legato, staccato, non legato и др.).

Работа над репертуаром

-  Прослушивание и анализ культурных образцов.

- Определение творческих задач и способов сценического воплощения     выбранного репертуара.

- Самостоятельное разучивание поэтического материала и мелодии

- Отработка интонационно и  артикуляционно сложных музыкальных фраз.

 - Работа над ансамблевым звучанием и нюансами исполнения.

  – Подготовка и осуществление студийной записи.

Концертное исполнение репертуара

      Любое публичное выступление воспитанников коллектива является формой подведения итогов работы и лично каждого воспитанника, и коллектива в целом.   Участниками отчетных концертов коллектива иногда могут являться и педагоги.

Сценические площадки, на которых выступал коллектив: городские открытые площадки,  Дом культуры РДК,  Детская  школа искусств ДШИ,  Культурно -досуговый комплекс КДК и многие другие.

Методы и методические приемы

     Хотя, как уже было сказано, специфика жанра не подразумевает многообразия форм обучения, методы и методические приемы более чем разнообразны:

-   словесный  (объяснение);

- наглядный (показ педагога или прослушивание записей, просмотр   видеоматериалов выдающихся исполнителей);

-    практический  (выполнение комплекса упражнений);

- репродуктивный (объяснение новых творческих задач на основе приобретенных навыков);

-   для старшей возрастной группы – метод самостоятельной работы.

 

 

V. Условия реализации программы

- Репетиционная комната с инструментом (синтезатор) компьютер и звукоусиление, зеркала,  хорошая вентиляция и освещение.

- Сценическая площадка с полным комплектом звукоусиливающей аппаратуры (акустическая система, пульт, обработка, микрофоны).

- Студия звукозаписи.

       Данная программа реализуется при условии, если педагог имеет высокие профессиональные навыки, обладает хорошими организаторскими способностями,  умеет увлечь воспитанников тем делом, которым занимается и способен постоянно поддерживать к делу устойчивый интерес, помогает реализации здоровых амбиций своих воспитанников.

VI. Список использованной литературы

  • «Вокальная педагогика», выпуск 6, М.,1972г
  • В.Емельянов «Развитие голоса». Координация и тренинг. С – П., 1997
  • Комплексная программа вокальной студии «Мега Саунд». Авторский коллектив. М.,2003г
  • Злата  Карулина.  «Основы вокальной безопасности». М. 2007г.
  • Материалы Интернет-ресурсов
  • Методические рекомендации Мастер-классов  по эстрадно-джазовому вокалу солистки камерного оркестра джазовой музыки, профессора Светланы Рубининой, художественного руководителя театра песни «Непоседы» Елены Пенджаян, Заслуженного артиста РФ Владимира Михайлова, педагога по классу эстрадного вокала ГМУЭДИ В. Хачатурова.
  • О.В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению».
  • «Музыкальная палитра» С-П ., 2005

 

Музыкальные сборники, рекомендованные для детей

  • Антология «Вечнозеленых тем» М., 2000г
  • Г.Гладков «Улыбайся» М., 2002г
  • Г. Гладков «Проснись и пой!» М.,2002 г
  • Д. Тухманов  «Колокольчик мой хрустальный» М., 2001
  • М.Минков «Веселая карусель» М.,2001г.,
  •  и др.

Примерный(!) репертуар студии эстрадного вокала

1-2 этап обучения: А.Арканов, Г.Горин «Оранжевая песня», Ю. Саульский «Чёрный Кот», И.Николаев « Маленькая Страна», А. Зацепин «Песенка про медведей», Е.Солдатова«Какой прекрасный мир», М.Минков «Отчего?Почему?», Г. Гладков «Песенка друзей», М.Минков «Веселая карусель», М.Минков «Дождик», Р. Паулс «Бабушка с дедушкой», А.Петров «Я шагаю по Москве», А. Пряжников «Молодая лошадь», «Буги-вуги»,русские (и не только!)народные песни в эстрадной обработке,В. Михайлов «Все мы любим футбол!»

 и др.

3-4 этап обучения: Д. Тухманов «Песенка про сапожника», Л. Квинт

«Здравствуй, мир!», Laid Back «Sunshine Reggae», А. Корнев «Ах, зачем…»,

К. Кельми «Замыкая круг», Spice Girls «Viva Forever!», Е. Мартынов

«Лебединая верность»,   Г.Гладков «Улыбайся!»,  М.Минков «Где водятся

волшебники?»,  М. Минков «Дельфины»,  С.Намин «Мы желаем счастья

вам!», из репертуара ВИА«Песняры»«Вологда», А.Зацепин «Ищу тебя»,  

Военное попурри и др.

5 этап обучения: А. Корнев «Песня о Москве», Лирическое попурри, Военное попурри,  И.Крутой «Ангел-хранитель»,  М Дунаевский «Ну что сказать?», К. Кельми «Замыкая круг»,  А. Зацепин «Ищу тебя»,  George Weiss-Hugo Peretti – Luigi Creatore «Fallin`in Love», CelinDion «MyHeartWillGoOn», А. Пугачёва «Поднимись над суетой»,

 М.Дунаевский «Ветер перемен», «Непогода», Ю. Антонов «Мечта», «Анастасия»,  Shokin`Blue ”Sally”,  Ю.Саульский «Счастья тебе, земля!», «Не убий!»,   М. Таривердиев «Где-то далеко…»,  И.Корнелюк «Город, которого нет», Е.Солдатова «Месяц», И.Николаев «Расскажите птицы», М.Фрадкин «У деревни Крюково», Г.Гладков «Проснись и пой!», из реп.  гр. «ABBA»: «Happy new year»,  «Mamma Mia», «Dancin`Queen» и д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа творческой студии "Юность"

Идея, цели и задачи, нагрузка творческой студии "Юность"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА творческой студии «ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальной. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапа...

Сценарий творческого концерта Студии современного танца

Авторский сценарий разработан для студии современного танца и посвящён любимому питомцу Кузе....

Дополнительная общеразвивающая авторская программа «Творческая студия «Сувенир»

"Не учи безделью, а учи рукоделью".В.И. Даль           Дополнительная образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству «Творческая...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа творческого объединения "Вокально-хореографическая студия "Музыкальная капель"

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа творческого объединения "Вокально-хореографическая студия "Музыкальная капель"....

Рабочая программа творческой студии «Калейдоскоп» - «Человек в движении» Для учащихся 5-11 классов

Рабочая программа  творческой студии «Калейдоскоп»- «Человек в движении»Для учащихся 5-11 классов...

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОТЧЕТА студии эстрадной песни «НАШ АДРЕС РОССИЯ» 2023г

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОТЧЕТАстудии эстрадной песни«НАШ АДРЕС РОССИЯ» 2023г...