О наш Коста
классный час (5 класс)

Кутарова Зарина Тимуровна

Конспект,презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл О наш Коста27.07 КБ
Файл Презентация882.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема классного часа:  «О, наш Коста»

Задачи:

 • познакомить с жизнью и творчеством К.Л.Хетагурова;

 • ввести в круг чтения детей произведения К.Л.Хетагурова;

 • познакомить детей с детскими стихотворениями К.Л. Хетагурова:

 • учить понимать содержание стихотворений (чувства и мысли поэта);

• прививать любовь к произведениям К.Л. Хетагурова.

  Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, совр. издание книги «Ирон  фандыр».

Дети под осетинскую музыку входят в оформленный кдасс (портрет Коста Хетагурова, его картины.)

 Учитель:

Сегодня день торжественный и яркий

Как щедро дарит людям свет

Принарядились рощи, скверы, парки

Ведь в этот день родился наш поэт! (Презентация. Слайд №1)  

 Учитель:     У подножия  белоснежных вершин Кавказа, на могучем скалистом кряже, омываемом горными потоками, приютилось небольшое осетинское селение Нар,   (Презентация. Слайд №2,3,4)  

 1 ученик:       Высокогорное селение Нар расположено на скалистом выступе, и, когда по утрам рассеивается туман, напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин и теснин. Нар окружен белоснежными вершинами и альпийскими лугами, кажется, очарованию природы его нет границ.

2 ученик: Здесь сто пятьдесят шесть  назад явился на свет славный сын осетинского народа Коста Леванович  Хетагуров.

  3 ученик:   Он  родился в семье прапорщика русской армии и уважаемого всеми человека Левана Хетагурова и Марии Губаевой. (Пезентация. Слайд №5)  

Учитель: Не  насладился маленький Коста материнской лаской.

 Его мать Мария Гавриловна Губаева подарила жизнь своему сыну, но сама…

4 Ученик:   Блажен, кто с младенческих лет
Был солнцем весенним согрет
И ласкою матери милой!
. (Презентация. Слайд №6)  

Учитель:  Воспитание маленького Коста поручили дальней родственнице Чендзе Хетагуровой, женщине доброго нрава и  золотого сердца, которая всей  душой занималась воспитанием ребенка.

5 ученик:  Чужая младенца

В свой дом приняла,

И грудью кормила,

И доброй была.
Дитя баловала
Заботой своей,—
Те ранние годы
Всего мне милей

Учитель: Но не долго длилось там его счастливое детство: отец Коста женился во второй раз. Его женой была дочь местного священника Сохиева. 

6 ученик: Он снова женился,—
Пришел я домой,
Всего натерпелся
От мачехи злой...
Подарки — побои,
И ласки — пинки,
Изведал я тяжесть            Жестокой руки.

Учитель:  Отец использовал все свои возможности дать образование сыну. Вскоре Коста определили в церковно-приходскую школу. Затем - во Владикавказскую прогимназию.

                           (Показ презентации слайд №7 и8)

Учитель: Несмотря на трудное детство,  он стремился к знаниям, проявлял способности к творчеству. С 11 летнего возраста  Хетагуров десять лет учился в Ставропольской губернской гимназии. Тут стал заниматься литературой.

Он писал не только для взрослых, но и для детей. Послушайте стихи Коста, написанные детям.

(Дети рассказывают стихи Коста на осетинском и русском  языке)

КÆМÆН ЦЫ...                                                             КОМУ ЧТО...

Алы куыстæн – рад.        Делу – свой черед

Дзидзидайæн – мад.                                            Детям – мать, уход

Хорз фыййауæн – фос;                                              Стадо – пастухам.

Бирæ фосæн – хос.                                              Пастбище – стадам.

Хоры кæндæн – зад,                                            Ржи – о жницах весть

Хоры хæрдæн – кад.                                            Хлебу с солью – честь

Сонт рæдыдæн – барст;                                       Малый грех – прощай

Хорз зæрдæйæн – уарзт.                                     Сердцу – ласку дай

Рагон мастæн – тад;                                               Время – врач тоски.

Загъдкъахæгæн – над.                                          Буйным – синяки

Магусайæн – цæф;                                               Всем лентяям — кнут

Цырд лæппуйæн – кæф!..                                     Шустрым – рыба в пуд

БАЛЦЫ ЗАРÆГ                                                     ПОХОДНАЯ ПЕСНЯ

   Цæйут, æфсымæртау,                                                             Дети Осетии,

Радтæм нæ къухтæ                                                   Братьями станем

   Абон кæрæдзимæ,                                                             В нашей  едином

Иры лæппутæ!..                                                              И дружеской стане.

  Скæнæм нæ тырыса                                                             С нами высокое

Дзыллæйы номæй.                                                    Знамя народа.

   Рухсмæ æнæзивæг                                                             К свету, с победною

Цомут æнгомæй!..                                                     Песней похода!

  Растдзинад уарзынæй                                                             К правде сверкающей

Скæнæм нæ фæндаг...                                                    Смело шагайте!

   Гъе, мардзæ, магуса!                                                            Трусы, бездельники,

Фесæф, нæуæндаг!..        Прочь! Не мешайте!

                                                   

 Учитель:

                      Когда Коста был маленьким, он очень любил играть в осетинские игры. Давайте, ребята, поиграем в игру «Чепена». 

                                                                           

Игроки стоят по кругу. Считалкой выбирается чепена. Он становится в круг и начинает игру словами:

- Левой ногой, чепена,

Подпрыгивает на левой ноге влево.

- Гой, гой, чепена.

Отзываются дети и повторяют движения водящего.

- Правой ногой, чепена.

Подпрыгивает вправо на правой ноге.

- Гой, гой, чепена.

Дети повторяют то же.

- Пойдем вперед, чепена.

Идет вперед, подняв вверх руки.

- Гой, гой, чепена,

Дети идут мелкими шагами вперед, подняв вверх руки.

- Пойдем назад, чепена.

Мелкими шагами идет назад с опущенными руками.

- Гой, гой, чепена.

Дети повторяют то же.

- Все мы спляшем, чепена.

Начинается танец.

- Кругом, кругом, чепена!

Дети начинают круговой танец под осетинскую музыку

Учитель:

В детстве Коста был очень внимательным и наблюдательным. Именно любовь к природе помогали ему писать много стихов и картин. Казалось он понимал язык животных и птиц. Вот одно из таких стихотворений мы сейчас

Учитель:

А сейча мы споем песню «Любимый Коста» (муз. Б. Газданова. сл. Т. Кокаева. Перевела с осетинского на русский язык – Сотиева Е. Х.)

1-

Нам светит как солнце лучами,

Твой образ на веки живой

Всегда и по всюду ты с нами, /

Ты с нами, Коста, дорогой! / 2 раза

2-

И где бы любой из нас не был

В любимом счастливом краю

Коста, твое светлое имя, /

Как песню несем мы в строю. / 2 раза

Учитель:

Послушайте, пожалуйста стихотворения осетинских поэтов о Коста

7 ученик:

«Коста» (сл. Г. Чеджемова)

Смотрю я на эти родные места

Тебя бы здесь встретить, любимый коста,

Тебя бы увидеть вот здесь у костра,

Твой голос услышать, любимый Коста!

8 ученик:

«Коста» (сл. С. Кадзаева)

Моросит иль дует ветер резкий,

Зной иль стужа, все ты здесь, Коста!

В черной бурке, в серенькой черкеске

Ты не сходишь с вечного поста!

9 ученик:

«Коста» (сл. А Басиева)

Ты юн, Коста, ты наш ровесник,

Хоть и не счесть твоих седин.

Ты правдой, болью был и песней

И мудрым словом- осетин.

Учитель:

А теперь мы должны отгадать, из каких произведений к нам пришли эти герои (дети отгадывают загадки) .(слайд 8)

Ответы детей:

Кошка – из произведения «Киска»

Петух – «Петушок»

Мать – «Мать сирот»

Птица – «Дети и птичка»

10 ученик:

Великий сын Кавказского народа!

Уж минуло тебе не мало лет

Но образ твой не стерли дни и годы

В Осетии все помнят твой завет.

11 ученик:

Алания!

Чудесный край Отчизны!

Где Терек наш, сбегая шумно с гор,

Поет нам песнь о новой, светлой жизни,

Ведет о Нартах мудрых разговор.

12 ученик:

В горах сверкают зори золотые,

Над ними мрак развеян на всегда.

В кавказском небе всей России

Горит Осетии счастливая звезда.

Учитель:

Рефлексия

Вопрос к детям:

1 Чей портрет вы видите?

2. Кто такой Коста Леванович Хетагуров?

4 Где родился Коста?

Учитель: Закрываем  литературную гостиную словами Вассо Абаева:   «Англичане говорят: у нас есть Шекспир, немцы говорят: у нас есть Гете, русские говорят: у нас есть Пушкин, а мы, осетины, говорим: у нас есть Коста. Махæн та ис Къоста».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коста Леванович Хетагуров Поэт, просветитель, гуманист и патриот. Обретший бессмертие в веках сын Осетии, любивший свою родину и народ глубоко, деятельно и страстно, а свою такую до боли короткую жизнь проживший пронзительно чисто и свято…

Слайд 2

«Я счастия не знал, но я готов свободу, Которой я привык, как счастьем, дорожить, Отдать за шаг один, который бы народу Я мог когда-нибудь к свободе проложить».

Слайд 3

Селение Нар.

Слайд 4

Отец и мать. Леван Елизбарович Хетагуров Мария Гавриловна

Слайд 5

Ставропольская мужская гимназия. Учился Коста сначала в сельской школе, потом 10 лет в Ставропольской мужской гимназии.

Слайд 6

Петербургская академия художеств Хетагуров проходит школу мастерства у Репина, Маковского, Сурикова, Серова, Врубеля. Через два года из Кубанской области пришло известие, после которого Коста долго не мог прийти в себя . Ему перестали платить 25- рублёвую стипендию. Вскоре Коста покинул гимназию.

Слайд 7

Репродукция картины К.Л.Хетагурова «Ущелье Аман – Ауз » На картине изображён ледник Главного Кавказского Хребта Аман – Ауз . Утреннее восходящее солнце играет на вершинах снежных гор. Внизу, в глубоком ущелье, окутанном лёгким туманом, изгибается река, берега которой покрыты огромными соснами. К.Хетагуров умел передать могущество кавказской природы.

Слайд 8

Репродукция картины К.Л.Хетагурова «Дети – каменщики» Непосильный труд мальчика, нищенская одежда, лохмотья – всё это ясно говорит, что эти дети из семьи бедняков. Но это неунывающие дети – горцы с открытыми добрыми лицами.

Слайд 9

Репродукция картины К.Л.Хетагурова «Горянка, идущая за водой» На картине «Горянка, идущая за водой» художник изображает тяжёлый труд женщины – горянки. Она должна спускаться к воде и взбираться вверх по опасным горным тропинкам с огромной тяжёлой ношей и в то же время присматривать за бегущим мальчуганом – сыном, который, того и гляди, сорвётся в пропасть.

Слайд 10

Но главной творческой стезей Хетагурова остается поэзия. ЗАВЕЩАНИЕ Прости, если отзвук рыданья Услышишь ты в песне моей: Чье сердце не знает страданья, Тот пусть и поет веселей, Но если бы роду людскому Мне долг оплатить довелось, Тогда б я запел по-другому, Запел бы без боли, без слез.

Слайд 11

ПОХОДНАЯ ПЕСНЯ Дети Осетии, Братьями станем В нашем едином И дружеском стане. С нами высокое Знамя народа. К свету, с победною Песней похода! К правде сверкающей Смело шагайте! Трусы, бездельники, Прочь! Не мешайте!

Слайд 12

Стихотворение, посвященное памяти Лермонтова, цензура не пропустила на страницы печати, оно было опубликовано, да и то анонимно, лишь десять лет спустя. Памяти М. Ю. Лермонтова Зачем, поэт, зачем, великий гений, Явился ты так рано в этот мир, Мир рабства, лжи, насилья и гонений, Мир, где царил языческий кумир?.. Зачем судьба с таким ожесточеньем Гнала тебя из-за пустых интриг Трусливых бар, взлелеянных бездельем, Когда клеймил их твой могучий стих? Ты нужен был не царству бар и рабства, А вот теперь, когда талантов нет, Когда нас всех заело декадентство, О, если бы ты жил теперь, поэт! Твой мощный стих, могучие аккорды Рассеяли б остаток прежней тьмы,— Тогда бы по пути добра, любви, свободы Пошли бы за тобой вперед со славой мы.

Слайд 13

Создавая стихи на русском языке, часто подражательные, Хетагуров сумел отточить свое мастерство, которой в полной мере вылилось в единственной его книге «Осетинская лира», составившая славу, признание и память потомков.

Слайд 14

« Ирон фандыр » — единственная книга его стихов на осетинском языке. Она писалась им всю жизнь. 1898 году вышло пробное издание, а в 1899 году книга « Ирон фандыр » становится книгой всенародного чтения. В неё входят и стихи для детей и о детях, которые вначале предполагалось издать отдельно под названием «Мой подарок осетинским детям».

Слайд 15

БУДЬ МУЖЧИНОЙ Встань рано, будь мужчиной, Умойся, помолись: «О господи единый, Защитой мне явись!..» Будь в доме хлеба вволю, Ты б свой имел кусок. А нет — так будь доволен Чуреком, мой сынок! Скорей беги учиться, Да сумку не забудь! Не будешь ты лениться — Найдешь свой верный путь! Учись, дружок, с охотой, Чтоб мудрость всю познать, И с радостью работай, Чтоб человеком стать!

Слайд 16

Скульптура М.Томаева « Коста – просветитель». В музее стоит скульптура скульптора М. Томаева « Коста – просветитель». Коста Хетагуров стоит рядом с мальчиком, который держит в руках книгу. Он учит школьника любить Родину, быть сильным, мужественным, искать и найти в жизни свой верный путь!

Слайд 17

Музей в селении Нар В республике ежегодно, в октябре месяце, проводится неделя памяти Коста Хетагурова. Во Владикавказе, в селении Нар работают музеи. Люди, которые знакомы с творчеством К.Л.Хетагурова, съезжаются, чтобы посетить музеи, почтить память и возложить цветы к памятникам К.Хетагурова – великого поэта и гражданина.

Слайд 18

Поэмы «Фатима», «Перед судом», «Плачущая скала», этнографический очерк «Особа» - все эти произведения посвящены анализу и оценке противоречий недавнего прошлого осетинского народа. Раньше других была написана и опубликована поэма «Фатима» (1889 г.). Свое внимание он сосредотачивает на внутренних противоречиях горского бытия, на сословных, идеологических и нравственных конфликтах.

Слайд 19

К концу 1903 года, больной и одинокий, он остается в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб

Слайд 20

Памятники К.Хетагурову в г. Владикавказе. В последний путь Коста провожали осетины, карачаевцы, русские, черкесы, ингуши и представители других национальностей. Плакали женщины, не могли удержать слез и мужчины. Это была утрата всех народов Кавказа. Спустя неделю тело поэта перевезли в Северную Осетию и перезахоронили во Владикавказе

Слайд 21

Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строку ни от кого не получал денег. И пишу я не для того, чтобы писать и печататься, потому что и многие это делают. Нет! Ни лавры такого писания мне не нужны, ни выгоды от него. Я пишу то, что я уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце... К. ХЕТАГУРОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Строение, состав и свойства костей, рост костей. Типы соединения костей»

Разработка урока «Строение, состав и свойства костей, рост костей. Типы соединения костей» с презентацией....

Урок по биологии в 8 классе на тему "Скелет. Строение и состав костей. Соединение костей."

На этом уроке рассмотривается  строение скелета, изучается строение и состав костей, соединение костей. ...

Урок биологии в 8 классе «Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей».

2 урок в разделе «Опора и движение»соответствует  программе по биологии для 8 класса согласно федеральному компоненту государственного стандарта МО РФ, Москва – Дрофа – 2009г.Реализация программы...

Презентация урока: "Типы соединения костей" с лабораторной работой "Внешнее строение кости"

Презентация к уроку "Типы соединения костей". Красочная презентация с четкими понятными рисунками...

Коста вершин,Коста долин...

...Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строку ни от кого не получал денег ... И пишу я не для того , чтобы писать и печатать, потому что и многие другие это делают.Нет! Ни лавр...

Мероприятие по биологии "Строение, состав и свойства костей. Типы соединения костей"

Строение, состав и свойства костей. Типы соединения костей...

Строение костей. Типы соединения костей.

Строение костей. Типы соединения костей. Для проверки знаний в 8 классе по теме "Опорно-двигательная система". Для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ....