Программа кружка Авиамоделирование 144 часов в год
рабочая программа
Цель и задачи образовательной программы
Цель данной программы формирование готовности к социальному и профессиональному самоопределению, через индивидуальную и самостоятельную работу по выбору, проектированию и изготовлению различных летающих моделей.
Задачи программы.
Образовательные:
- Дать необходимые знания по истории воздухоплавания и авиастроения, по теории, его устройству и основам полета моделей.
- Научить изготавливать качественные модели летательных аппаратов, обучить правилам работы с чертёжным, столярным и слесарным инструментом, материалами, применяемыми в авиамоделизме.
- Изучить историю Российского Воздушного флота.
Развивающие:
- Развить самостоятельность и инициативное мышление, научить правильно и рационально использовать свой труд.
- Выявить и развить природные задатки и способности, способствующие успеху в спортивно – технической деятельности.
- Формирование конструкторских умений.
Воспитательные:
- Воспитать интерес, стремление к освоению высот исполнительного мастерства в авиамоделизме.
- Привить гордость за Российский Воздушный флот.
Отличительные особенности программы
Темы в программе логически связаны в одну педагогическую цепочку: от простого к сложному.
Занятия авиамоделированием проходят в специальном кабинете, где предусматриваются все необходимые мероприятия, обеспечивающие нормальный режим и безопасность работы, более индивидуальный подход к каждому ученику. Ребята работают с более сложными инструментами и материалами, как надфиль, лобзик, дерево, пенопласт, краски, смолы, клей , микросхемы.
Делая модели от простого бумажного самолета, до сложной кордовой авиамодели и выравнивая для ребят стартовые условия, мы получили в результате более высокий уровень знаний, умений и навыков обучающихся, повысилась наполняемость объединения.
Важной составляющей педагогического процесса является участие авиамоделистов в соревнованиях, творческих конкурсах и технических конференциях. Это позволяет воспитанникам расширить свой кругозор, сравнить результаты своего труда с результатами других авиамоделистов, пробуждает у ребят желание достичь более высоких результатов.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 17 лет, не имеющих противопоказаний к данному виду деятельности. Группы комплектуются по возрастной категории:
- дети от 7 до 10 лет;
- дети от 11 до 18 лет.
Количество детей в группе не превышает 15-ти обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_aviamodelirovaniya_144_chasov_v_god.doc | 211 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Росток»
ГО «Жатай»
Рассмотрено: Педагогическим советом МБОУ ДО ЦВР «Росток» ГО «Жатай» _______________ «____»___________2021 г.
| Утверждаю: директор МБОУ ДО ЦВР «Росток» ГО «Жатай» ______________Т. И. Попова «____»___________2021 г.
|
Программа кружка
«АВИАМОДЕЛИРОВАНИЕ»
Возраст 7- 17 лет Срок реализации: 1 год Разработчик программы: Тимофеев Анатолий Афанасьевич |
Педагог дополнительного образования
Якутск, 2021
Содержание
- Пояснительная записка
- Направленность образовательной программы
- Новизна и актуальность образовательной программы
- Цель и задачи образовательной программы
- Отличительные особенности образовательной деятельности
- Возраст детей образовательной программы
- Сроки реализации образовательной программы
- Форма и режим занятий
- Формой подведения итогов реализации программы
2. Техническое моделирование
2.1 Учебно-тематический план
2.2 Содержание программы первого года обучения
3. Методическое обеспечение образовательной программы
4. Список литературы
5. Приложение
1.Пояснительная записка
Направленность образовательной программы
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», дополнительному образованию детей определена значимая роль – всесторонне удовлетворять образовательные потребности граждан, общества, государства. Дополнительное образование детей направлено на развитие личности, повышение культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации, приобретение им новых знаний.
Особое место в системе дополнительного образования занимает техническое творчество – один из наиболее сложных и специфических видов человеческой деятельности. Именно технологическое знание способно глобально влиять на рост научно-технического прогресса, от уровня которого зависит благосостояние общества.
Авиация прочно вошла в современную жизнь, как самый скоростной и удобный вид транспорта. Летающие модели нередко называют «малой авиацией», с их помощью можно не только понять, как устроены и действуют летающие аппараты, глубже изучить законы физики и механики, но и проводить исследования в области аэродинамики, устойчивости и прочности летательных аппаратов.
Виды многих знаменитых самолётов утеряны безвозвратно. Не хочется мирится с тем, что исчезают творения выдающихся изобретателей. Поэтому только авиамодели дают возможность представить, какой была техника прошлого. А можно пофантазировать и сделать модель будущего, скопировать модель настоящего самолёта.
Какими летательными аппаратами располагает современный воздушный транспорт? Как рождается самолёт в конструкторском бюро? Каковы перспективы развития авиации? На эти и многие другие вопросы выпускники получают ответ.
Занятия авиамоделизмом помогут воспитанию будущих исследователей, конструкторов. Авиационный моделизм является одним из наиболее популярных технических видов спорта. Модель самолёта – это самолёт в миниатюре со всеми его свойствами, аэродинамикой, прочностью конструкции. Авиамоделизм – это первая ступень овладения авиационной техникой.
Образовательная программа «Авиамоделирование» является программой технической направленности. Она направлена на расширение кругозора, обще трудовых знаний и умений, формирование устойчивого интереса к технике.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Работа в объединении расширяет знания школьников по авиационной и модельной технике, по основам аэродинамики и методике проведения несложных технических расчётов.
Все изучаемые модели и технологические приемы их изготовления находят дальнейшее развитие в элементах других, более сложных моделей.
В начале курса занятий у воспитанников велико стремление к получению быстрого результата, а умений и навыков ещё недостаточно. Для повышения заинтересованности обучающихся, улучшения качества моделей, программа практических занятий построена по принципу "от простого к сложному". На начальном этапе основной упор в изготовлении моделей делается на сборку, раскраску и регулировку моделей. Постепенно, когда приобретаются определенные навыки, вырабатываются усидчивость и трудолюбие, наборы моделей усложняются.
Важно так же является научить детей выполнять работу с соблюдением техники безопасности.
Произошло обновление методического обеспечения образовательного процесса в связи с широким внедрением информационных технологий, таких как: мультимедийные презентации, чертежи, технологические карты в электронном виде, использование сети Интернет.
Цель и задачи образовательной программы
Цель данной программы формирование готовности к социальному и профессиональному самоопределению, через индивидуальную и самостоятельную работу по выбору, проектированию и изготовлению различных летающих моделей.
Задачи программы.
Образовательные:
- Дать необходимые знания по истории воздухоплавания и авиастроения, по теории, его устройству и основам полета моделей.
- Научить изготавливать качественные модели летательных аппаратов, обучить правилам работы с чертёжным, столярным и слесарным инструментом, материалами, применяемыми в авиамоделизме.
- Изучить историю Российского Воздушного флота.
Развивающие:
- Развить самостоятельность и инициативное мышление, научить правильно и рационально использовать свой труд.
- Выявить и развить природные задатки и способности, способствующие успеху в спортивно – технической деятельности.
- Формирование конструкторских умений.
Воспитательные:
- Воспитать интерес, стремление к освоению высот исполнительного мастерства в авиамоделизме.
- Привить гордость за Российский Воздушный флот.
Отличительные особенности программы
Темы в программе логически связаны в одну педагогическую цепочку: от простого к сложному.
Занятия авиамоделированием проходят в специальном кабинете, где предусматриваются все необходимые мероприятия, обеспечивающие нормальный режим и безопасность работы, более индивидуальный подход к каждому ученику. Ребята работают с более сложными инструментами и материалами, как надфиль, лобзик, дерево, пенопласт, краски, смолы, клей , микросхемы.
Делая модели от простого бумажного самолета, до сложной кордовой авиамодели и выравнивая для ребят стартовые условия, мы получили в результате более высокий уровень знаний, умений и навыков обучающихся, повысилась наполняемость объединения.
Важной составляющей педагогического процесса является участие авиамоделистов в соревнованиях, творческих конкурсах и технических конференциях. Это позволяет воспитанникам расширить свой кругозор, сравнить результаты своего труда с результатами других авиамоделистов, пробуждает у ребят желание достичь более высоких результатов.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 17 лет, не имеющих противопоказаний к данному виду деятельности. Группы комплектуются по возрастной категории:
- дети от 7 до 10 лет;
- дети от 11 до 18 лет.
Количество детей в группе не превышает 15-ти обучающихся.
Сроки реализации программы
Представленная программа имеет короткосрочный характер и рассчитана на один год обучения:
- 1 год обучения - 144 часа в год, по 2 часа 2 раза в неделю
Формы и режим занятий
Формами организации учебного процесса могут быть:
- комбинированные занятия, на которых сочетается получение новых знаний и закрепление основных навыков работы с инструментами, приборами и оборудованием.
Возможны комбинации и других видов деятельности, например, беседа и тренировка, практическая часть и организация соревнований и др.;
- занятие-практикум предполагает только практическую деятельность по освоению и совершенствованию приемов работы, доведение их до автоматизма;
- на занятиях-соревнованиях совершенствуются навыки управления моделями судов в реальной ситуации, формируются умения в судейской практике;
- контрольные занятия проводятся периодически в соответствии с планом учебно-тренировочного процесса и позволяют отслеживать результаты усвоения программы детьми.
- защита творческих проектов.
Воспитанник получает навыки работы различными инструментами, знакомиться со свойствами материалов и способами их обработки, осваивает технологии склеивания, пайки, окраски и другие технологические процессы, используемые при постройке моделей.
Занятие планируется так, чтобы воспитанники, работая над моделями, могли на практике применить знания, полученные в школе (по математике, физике, химии, черчению), дать им возможность осознать необходимость углубления этих знаний и тем самым влиять на улучшение успеваемости по школьным дисциплинам.
Для занятий, наиболее оправдана фронтальная (групповая) форма организации занятий. При такой форме занятий все обучающиеся одновременно выполняют одно и тоже задание, т.е. каждый воспитанник изготавливает модель из заранее намеченных материалов по заранее подготовленным шаблонам в определенной последовательности. Ребята делают различные модели в разных техниках, узнают, что можно изготовить из бросового и природного материала.
Особое внимание уделяется работе с литературой и другими источниками информации по истории прототипа модели и его устройству.
Программа предполагает организацию досуговой деятельности с воспитанниками, участие в массовых мероприятиях учреждения. Данное направление деятельности должно логически вытекать из содержания работы на учебных занятиях, по возможности продолжать тематику (то есть решать образовательные задачи и способствовать проявлению развивающего, воспитывающего эффекта программы).
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Результатом курса обучения являются приобретенный комплекс знаний, умений и навыков, который поможет учащимся выбрать свою будущую профессию. Наряду с профессиональной ориентацией подросткам совершенствуют свои морально-психологические качества посредством тренировок и участия в соревнованиях различного уровня, приобретая при этом:
- эмоционально-волевое отношение к познанию и преобразовательной деятельности в области автоспорта;
- стремление к активной самостоятельной трудовой деятельности;
- положительное отношение к труду, людям, технологической среде.
- понимание своих возможностей и ограничений.
Программой предусматривается промежуточный (после года обучения) и итоговый (по результатам реализации программы) контроль полученных знаний по авиамоделированию в форме анализа практической деятельности, контрольных опросов, а также участия детей в соревнованиях, выставках и конференциях.
В конце каждого года обучения проводится выставка работ, учащихся и соревнования.
Формы подведения итогов реализации программы
В результате обучения по программе ожидается:
- формирование устойчивого интереса к техническому творчеству, а именно авиамоделирования, исследовательского типа мышления, активной жизненной позиции;
- развитие творческой активности ребенка, через индивидуальную и самостоятельную работу по выбору, проектированию и изготовление различных моделей.
Формами подведения итогов реализации программы являются обобщение опыта, анализ участия в соревнования различных уровней – институциональных, муниципальных, региональных, федеральных, выставка работ.
2. Техническое моделирование
2.1 Учебно-тематический план первого года обучения
Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
| 2 | 2 | - |
| 34 | 4 | 30 |
| 36 | 10 | 26 |
| 30 | 6 | 24 |
| 40 | 8 | 32 |
| 2 | 2 | - |
Итого | 144 | 32 | 112 |
2.2 Содержание программы обучения
- Вводное занятие
План работы на учебный год. Дать общее представление об истории развития авиации, космонавтики, полетах человека. Инструменты и материалы. Демонстрация моделей. Инструктаж по ТБ.
Диагностика технической одаренности детей.
- Простейшие модели
Теоретическая часть: Модели самолетов из бумаги, пенопласта.. Ознакомить детей с историей возникновения и применения авиамоделей. Дать первоначальные сведения о работе воздушного винта.
Задание для технически одаренных детей: подготовить презентацию об истории авиастроении.
Практическая работа: изготовление простейших моделей.
- Вертолет
Теоретическая часть: Что такое вертолет? Его характеристики. История возникновения. Вертолет «К-В».
Задание для технически одаренных детей: создать вертолет из подручных материалов.
Практическая работа: изготовление модели вертолета «К-В».
- Планера
Теоретическая часть: Модели планеров из пенопласта, бальзы. Изучить способы соединения различных материалов между собой.
Задание для технически одаренных детей: Создание своего планера.
Практическая работа: строительство простейших моделей планера из различных материалов.
- Самолет
Теоретическая часть: Что такое самолет? Его характеристики. История возникновения комнатных авиамоделей.
Задание для технически одаренных детей: создание макета своего самолета
Практическая работа: Построение комнатных авиамоделей из различных материалов.
- Заключительное занятие.
Выставка моделей. Подведение итогов, награждение победителей соревнований и выставок.
По окончании года обучения дети должны:
знать:
- - знания о авиастроении;
- - общие сведения и строение простейших моделей;
- - общие сведения и строение планера;
- общие сведения и строение вертолета;
- - общие сведения и строение комнатных авиамоделей;
- - свойства и принцип работы с материалом;
уметь:
- - работать с инструментами;
- - строить простейшие модели;
- - строить модели планера;
- - строить модели вертолета;
- - строить модели самолетов;
Поурочное планирование обучения
№ занятия | Кол-во занятий | Тема |
| ||
1. | 1) | Знакомство с учениками. Инструктаж по технике безопасности. Цель и задачи на год. Порядок работы. |
| ||
2. | Бумажные модели. Понятие о бумажной модели как о летательном аппарате. Выбор изготовления бумажной модели. Изготовление бумажной модели по шаблону | |
3. | Сборка модели. | |
4. | Окраска. | |
5. | Регулировка и запуск. | |
6. | Выбор изготовления бумажной модели. Изготовление бумажной модели по шаблону | |
7. | Сборка модели. | |
8. | Окраска. | |
9. | Регулировка и запуск. | |
10. | Парашют. Что такое парашют? Его характеристики. История возникновения парашюта. Изготовление купола и строп. | |
11. | Приклеивание строп к куполу. | |
12. | Присоединение резинки и грузика. Запуск парашюта | |
13. | Регулировка и запуск. | |
14. | Воздушный змей. Что такое воздушный змей? Его характеристики. История возникновения. Изготовление корпуса. | |
15. | Изготовление корпуса.( Изготовление строп. Крепление строп.) | |
16. | Изготовление хвоста. | |
17. | Раскраска корпуса. | |
18. | Регулировка и запуск. | |
| ||
19. | Что такое вертолет? Его характеристики. История возникновения. Вертолет «К-В». Изготовление моторной балки. | |
20. | Изготовление моторной балки. | |
21. | Моторная балка (Изготовление кронштейна и крючка. Крепление.) | |
22. | Моторная балка (Изготовление нижнего крючка и втулки. Крепление.) | |
23. | Моторная балка (Изготовление ступицы и оси. Установка оси. Загибание в крючок.) | |
24. | Моторная балка (Изготовление 2й ступицы. Установка. ) Лопасть винта. ( Изготовление лопасти) | |
25. | Моторная балка (Изготовление 2й ступицы. Установка. ) Лопасть винта. ( Изготовление лопасти) | |
26. | Сборка модели (установка лопастей. Изготовление резиномотора) | |
27. | Регулировка и запуск. | |
28. | . Вертолет с одной верхней лопастью. Изготовление моторной балки. | |
29. | Изготовление моторной балки | |
30. | Моторная балка (Изготовление кронштейна и крючка. Крепление.) | |
31. | Моторная балка (Изготовление нижнего крючка и втулки. Крепление.) | |
32. | Моторная балка (Изготовление ступицы и оси. Установка оси. Загибание в крючок.) | |
33. | Моторная балка (Изготовление 2й ступицы. Установка. ) Лопасть винта. ( Изготовление лопасти) | |
34. | Моторная балка (Изготовление 2й ступицы. Установка. ) Лопасть винта. ( Изготовление лопасти) | |
35. | Сборка модели (установка лопастей. Изготовление резиномотора) | |
36. | Регулировка и запуск. | |
| ||
37. | Что такое планер? Его характеристики. История возникновения. Планер из потолочки. Изготовление фюзеляжа. | |
38. | Изготовление фюзеляжа | |
39. | Изготовление крыльев. сборка | |
40. | Изготовление хвостового оперения. Сборка | |
41. | Определение Центра тяжости | |
42. | Сборка модели | |
43. | Регулировка и запуск. | |
44. | Сложный планер. Изготовление фюзеляжа из дерева. | |
45. | Изготовление фюзеляжа | |
46. | Изготовление груза. | |
47. | Изготовление крыльев. сборка | |
48. | Изготовление хвостового оперения. Сборка | |
49. | Определение ЦТ | |
50. | Сборка модели | |
51. | Регулировка и запуск. | |
| ||
52. | Что такое самолет? Его характеристики. История возникновения. Самолет «К-0». Изготовление фюзеляжа. | |
53. | Фюзеляж ( изготовление кронштейна и крючков. Сборка) | |
54. | Фюзеляж (изготовление шасси. Изготовление колес. Сборка) | |
55. | Крыло. Стабилизатор. Киль. (Изготовление.) | |
56. | Крыло. Стабилизатор. Киль. (Сборка) | |
57. | Крыло. Стабилизатор. Киль. (Сборка) | |
58. | Лопасть винта. ( Изготовление лопасти) | |
59. | Лопасть винта. ( Изготовление лопасти) | |
60 | Сборка модели (установка лопастей. Изготовление резиномотора) | |
61. | Регулировка и запуск. | |
62. | Самолет «К-0» 2 способ. Изготовление фюзеляжа. | |
63. | Фюзеляж ( изготовление кронштейна и крючков. Сборка) | |
64. | Крыло. Стабилизатор. Киль. (Изготовление.) | |
65. | Крыло. Стабилизатор. Киль. (Сборка) | |
66. | Стабилизатор. Киль. (Сборка) | |
67. | Крыло.( Изготовление пилона. Сборка крвльев) | |
68. | Лопасть винта. ( Изготовление лопасти) | |
69. | Лопасть винта. ( Изготовление лопасти) | |
70. | Сборка модели (установка лопастей. Изготовление резиномотора) | |
71. | Регулировка и запуск. | |
| ||
72. | Подведение итогов |
- Список литературы
Для педагогов
- Андриянов, П.Н., Галагузова, М.А., Каюкова, Л.А., Нестерова, Н.А., Фетцер, В.В.,. Развитие технического творчества младших школьников [Текст] /П.Н.Андрианов, М.А.Галагузова,Л.А.Каюкова, Н.А.Нестерова, В.В.Фетцер// уч. пособие, - М: «Просвещение», 1990г., С. - 110
- Голубев, Ю.А., Камышев Н.И. ,Юному авиамоделисту [Текст] / Ю.А Голубев., Н.И. Камышев// уч. пособие, -М: «Просвещение», 1979г., С. - 128
- Гукасова, А. М., Внеклассная работа по труду [Текст] / А. М. Гукасова.// уч. пособие, -М.: Просвещение,1981г., С. 173
- Гульянц, Э.К., Учите детей мастерить. [Текст] / Э. К. Гульянц// уч. пособие, - 2-е изд-е, дополненное, - М: Просвещение,1984г., С. 158
- .Ермаков, А.М., Простейшие авиамодели [Текст] / А. М. Ермаков// уч. пособие, - 2-е изд. - М., 1989г., С. 144
- Журавлева, А.П., Болотина, Л.А., Начальное техническое моделирование [Текст] /А. П. Журавлева, Л. А. Болотина // уч. пособие, -М: Просвещение , 1982г., С. 162
- Заворотнов, В. А., От идеи до модели [Текст] /В. А. Заворотнов// - 2-е изд., перераб. и доп.,— М.: Просвещение, 1988., С. — 160
- Зуев, В.П., Камышев Н.И., Качурин М.В., Голубев Ю.А., Модельные двигатели [Текст] /В.П.Зуев , Н.И.Камышев ,М.В.Качурин , Ю.А.Голубев// уч. пособие, -М: Просвещение, 1973г., С. -240
- История гражданской авиации СССР [Текст] / Б.П.Бугаев//- научно-популярный очерк . - М.: Воздушный транспорт, 1983 г., С. - 376
- Киселев, Б.А., Модели воздушного боя [Текст] /Б. А. Киселев// уч. пособие, -М: ДОСААФ, 1981 г., С. -160
- Никитин, Г.А., Баканов, Е.А., Основы авиации [Текст] / Г.А. Никитин, Е.А. Баканов //
- Павлов, А.П. ,Твоя первая модель [Текст] / А.П. Павлов// уч. пособие, -М: ДОСААФ, 1979 г., С. - 143
- Пантюхин, С.П., Воздушные змеи [Текст] / С. П. Пантюхин// уч. пособие, -М: ДОСААФ, 1984г., С. - 89
- Рожков, В.С., Авиамодельный кружок [Текст] / В.С.Рожков // уч. пособие, -М: «Просвещение», 1986г., С. - 74
- Сироткин, Ю.А., В воздухе - пилотажные модели [Текст] / А.Ю. Сироткин// уч. пособие, -М: ДОСААФ, 1972 г., С. 153
- Смирнов, Э.П., Как сконструировать и построить летающую модель [Текст] / Э. П. Смирнов// уч. пособие, -М: ДОСААФ, 1973 г., С. -176
- Тарадеев, Б.В., Летающие модели-копии [Текст] / Б.В. Тарадеев// уч. пособие, -М: ДОСААФ, 1983 г., С. -178
- Турьян, В. А., Простейшие авиационные модели [Текст] / В. А. Турьян// уч. пособие, - М: ДОСААФ СССР,1982г, С. - 87
- Яковлев, А.С. , Советские самолеты [Текст] /А. С. Яковлев// очерки,-М: Наука, 1975г., С. - 310
Для учащихся
- . .Ермаков, А.М., Простейшие авиамодели [Текст] / А. М. Ермаков// уч. пособие, - 2-е изд. - М., 1989г., С. 144
- Голубев, Ю.А., Камышев Н.И. ,Юному авиамоделисту [Текст] / Ю.А Голубев., Н.И. Камышев// уч. пособие, -М: «Просвещение», 1979г., С. - 128
- Гукасова, А. М., Внеклассная работа по труду [Текст] / А. М. Гукасова.// уч. пособие, -М.: Просвещение,1981г., С. 173
- Павлов, А.П. ,Твоя первая модель [Текст] / А.П. Павлов// уч. пособие, -М: ДОСААФ, 1979 г., С. - 143
- Пантюхин, С.П., Воздушные змеи [Текст] / С. П. Пантюхин// уч. пособие, -М: ДОСААФ, 1984г., С. - 89
- Смирнов, Э.П., Как сконструировать и построить летающую модель [Текст] / Э. П. Смирнов// уч. пособие, -М: ДОСААФ, 1973 г., С. -176
- Турьян, В. А., Простейшие авиационные модели [Текст] / В. А. Турьян// уч. пособие, - М: ДОСААФ СССР,1982г, С. - 87
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Авиамоделирование"
Рабочая программа кружка "Авиамоделирование". Ступень обучения (возраст) - 7 – 18 лет. Срок реализации программы –3 года. Количество часов – 576 час...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ Кружка «Авиамоделирование» Тема: Постройка простейшего планера.
Открытое занятие кружка "Авиамоделирование" для 1-го года обучение по теме: постройка простейшего планера"...
Открытое занятие кружка "Авиамоделирование" педагога дополнительного образования Бортникова Станивлава Валентиновича по теме:"Бумажные планеры"
Занятие для детей первого года обучения...
Открытое занятие кружка "Авиамоделирования" педагога дополнительного образования Бортникова Станислава Валентиновича по теме "Изготовление воздушного русского змея"
Занятие для детей первого года обучения...
Открытое занятие кружка "Авиамоделирования" педагога дополнительного образования Бортникова Станислава Валентиновича по теме "Воздушные змеи"
Для детей первого года обучения...
Программа кружка по Авиамоделированию
Программа кружка по Авиамоделированию для летнего лагеря с дневным пребыванием. Три простые модели с потолочной плитки....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...