рабочая программа педагога доп образования
календарно-тематическое планирование
Рабочая программа 144ч
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_robototehnika_144_chasov.docx | 68.14 КБ |
programma_kruzhka_aviamodelirovaniya_144_chasov_v_god.doc | 211 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Росток»
ГО «Жатай»
Рассмотрено: Педагогическим советом МБОУ ДО ЦВР «Росток» ГО «Жатай» _______________ «____»___________2021 г.
| Утверждаю: директор МБОУ ДО ЦВР «Росток» ГО «Жатай» ______________Т. И. Попова «____»___________2021 г.
|
Рабочая программа кружка по «Робототехнике
LEGO MINDSTORMS EV3 »
Возраст обучающихся: 7-17 лет
Срок реализации: 1 год
часов в неделю: 2.ч
составитель:
Тимофеев Анатолий Афанасьевич,
педагог дополнительного образования
г. Якутск
2021 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.3. Особенности организации образовательного процесса 6
4.1. Методическое обеспечение 14
4.2. Материально-техническое обеспечение 18
5. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 19
6. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
6.1. Нормативно-правовые документы 21
6.2. Информационные источники для педагогов 22
6.3. Информационные источники для обучающихся 23
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.12 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами 2.4.4.3172-14 «Требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 04.07.2014 г. № 41); Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295; Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 года № 2227-р; Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 года № 497; Уставом ГОАУ ДО ЯО Центра детско-юношеского технического творчества.
Современный период развития общества характеризуется масштабными изменениями в окружающем мире, влекущими за собой пересмотр социальных требований к образованию, предполагающими его ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, а также овладение метапредметными компетенциями. Большими возможностями в развитии личностных ресурсов школьников обладает подготовка в области робототехники.
Эволюция современного общества и производства обусловила возникновение и развитие нового класса машин – роботов, и соответствующего научного направления – робототехники. Робототехника –интенсивно развивающаяся научно-техническая дисциплина, изучающая не только теорию, методы расчета и конструирования роботов, их систем и элементов, но и проблемы комплексной автоматизации производства и научных исследований с применением роботов.
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет техническую направленность и предусматривает развитие не только профессиональных компетенций (hard-компетенций), таких как навыки начального технического конструирования и программирования, ознакомление с основами алгоритмизации, развитие абстрактного мышления, но и универсальных компетенций (soft-компетенций) – навыков, не связанных с конкретной предметной областью, таких как развитие творческих способностей детей, изобретательности, умение работать в команде, работать с информацией.
Вид программы: модифицированная, комплексная.
Категория обучающихся: программа предназначена для работы с обучающимися 7-17 лет (1-11 классы общеобразовательной школы).
Актуальность программы обусловлена социальным заказом общества на технически грамотных специалистов в области робототехники, максимальной эффективностью развития технических навыков со школьного возраста; передачей обучающимся сложного технического материала в простой доступной форме; реализацией личностных потребностей и жизненных планов; реализацией проектной деятельности школьниками на базе современного оборудования, а также повышенным интересом детей школьного возраста к робототехнике.
Использование современных педагогических технологий, методов и приемов; различных техник и способов работы; современного оборудования, позволяющего исследовать, создавать и моделировать различные объекты и системы из области робототехники, машинного обучения и компьютерных наук, обеспечивает новизну программы.
Педагогическая целесообразность программы.
В процессе конструирования и программирования управляемых моделей обучающиеся получат дополнительные знания в области физики, механики и информатики, что, в конечном итоге, изменит картину восприятия ими технических дисциплин, переводя их из разряда умозрительных в разряд прикладных.
Основные принципы конструирования простейших механических систем и алгоритмы их автоматического функционирования под управлением программируемых контроллеров, послужат хорошей почвой для последующего освоения более сложного теоретического материала.
Отличительные особенности программы
Занятия по данной программе могут проводиться как в очной форме, так и с применением дистанционных технологий и (или) электронного обучения.
По данной программе в летний период может быть организована работа с обучающимися, которые проходят подготовку для участия в массовых мероприятиях, работают над индивидуальными или командными проектами, а также проявляют особый интерес к выбранному виду деятельности.
Образовательный процесс по данной программе ведется в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год, утвержденным приказом директора ГОАУ ДО ЯО ЦДЮТТ.
1.1. Цель и задачи
Цель: развивать технические, познавательные и творческие способности обучающихся в процессе изучения основ робототехники и проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Обучающие:
- изучить состояние и перспективы робототехники в настоящее время;
- изучить принципы работы робототехнических элементов;
- обучить владению технической терминологией, технической грамотности;
- обучить основам проектирования, моделирования, конструирования робототехнических устройств;
- изучить приемы и технологии разработки простейших алгоритмов и программирования на конструкторе LEGO MINDSTORMS Education
- формировать умение пользоваться технической литературой, работать с информацией;
- обучить основам 3D технологий.
2. Развивающие:
- формировать интерес к техническим знаниям;
- стимулировать познавательную и творческую активность обучающихся посредством включения их в различные виды соревновательной и конкурсной деятельности;
- развивать навыки исследовательской и проектной деятельности;
- развивать у обучающихся память, внимание, логическое, пространственное и аналитическое мышление, в том числе посредством игры в шахматы и занятий прикладной математикой.
3. Воспитательные:
- воспитывать дисциплинированность, ответственность, самоорганизацию;
- формировать чувство коллективизма и взаимопомощи, навыки командного взаимодействия.
1.2. Ожидаемые результаты
В результате освоения обучающиеся должны знать:
- правила безопасного пользования оборудованием,
- основную техническую терминологию в области робототехники и программирования;
- оборудование, используемое в области робототехники;
- основные принципы работы с робототехническими наборами и компьютерной техникой;
- основные сферы применения робототехники, мехатроники;
- основы программирования.
Уметь:
- соблюдать технику безопасности;
- организовывать рабочее место;
- разрабатывать простейшие системы с использованием электронных компонентов и робототехнических элементов;
- разрабатывать простейшие алгоритмы и системы управления робототехническими устройствами;
- разбивать задачи на подзадачи;
- работать в команде;
- искать, анализировать и обобщать необходимую информацию, проводить её верификацию;
- подготовить и представить грамотную презентацию для защиты проектной работы.
Результатом усвоения обучающимися программы по развивающему и воспитательному аспектам являются:
- устойчивый интерес к занятиям робототехникой,
- положительная динамика показателей развития познавательных способностей обучающихся (внимания, памяти, изобретательности, логического и пространственного мышления и т.д.);
- создание обучающимися творческих работ;
- активное участие в проектной и исследовательской деятельности, включенность в командные проекты;
- активное участие в соревновательной и конкурсной деятельности;
- достижения в массовых мероприятиях различного уровня;
- развитие волевых качеств личности (дисциплинированности, ответственности, самоорганизации, целеустремлённости, настойчивости в достижении поставленной цели и т.д.);
- способность продуктивно общаться в коллективе, работать в команде.
1.3. Особенности организации образовательного процесса
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения, 144 академических часов в год
Режим реализации: занятия по робототехнике проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (45 минут) с перерывом 5-10 минут. Занятия носят гибкий характер с учетом предпочтений, способностей и возрастных особенностей обучающихся. 1 занятие в неделю отводится на развивающий блок программы.
Форма организации деятельности детей: творческое объединение.
Группа обучающихся формируется из расчета не более 10 человек. Набор обучающихся проводится без предварительного отбора детей.
Занятия проводятся в кабинете, оборудованном согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
Принципы организации образовательной деятельности:
- Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие достижения науки и техники.
- Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.
- Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.
- Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия, которые отрабатывает ученик, должны быть обоснованы. Нужно учить школьников критически осмысливать, и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая достигается хорошей теоретической и практической подготовкой и работой педагога.
- Наглядность. Объяснение техники сборки робототехнических средств на конкретных изделиях и программных продукта. Для наглядности применяются существующие видео материалы, а также материалы своего изготовления.
- Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему.
- Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся, поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой.
- Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей и опираясь на сильные стороны учащегося, доводит его подготовленность до уровня общих требований.
Отличительные особенности программы
Программа является базовой и не предполагает наличия у обучающихся навыков в области робототехники и программирования. Уровень подготовки учащихся может быть разным.
При подборе материалов и планировании занятия необходимо максимально учитывать особенности группы, включать поисковые и исследовательские методы, обязательно обучать вести диалог, дискуссию.
Рабочая программа построен на базе образовательной программы для платформы LEGO MINDSTORMS EV3. Конструктор LEGO MINDSTORMS EV3 предоставляет обучающимся возможность приобретать важные знания, умения и навыки в процессе создания, программирования и тестирования роботов. Конструктор LEGO MINDSTORMS EV3 и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Программное обеспечение отличается дружественным интерфейсом, позволяющим самостоятельно или с помощью встроенных уроков осваивать программирование. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а учитель в образовательном процессе выступает тьютором.
Платформа EV3 включает в себя набор настраиваемых учебных заданий. Они поставляются в цифровом виде и легко инсталлируются в программную среду LEGO Education MINDSTORMS. Низкий порог вхождения в программную среду LEGO Education MINDSTORMS, позволяет программировать робота уже на первом занятии по робототехнике, даже самому неподготовленному учащемуся, а интуитивно понятный интерфейс облегчает эту задачу.
Теоретическая часть обучения включает в себя знакомство с назначением, структурой и устройством роботов, с технологическими основами сборки и монтажа, основами вычислительной техники, средствами отображения информации.
К основным отличительным особенностям настоящей программы можно отнести:
- кейсовую систему обучения;
- обучение проектной деятельности;
- направленность на развитие soft-компетенций.
Каждый кейс составляется в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности, и состоит из теоретической и практической части.
Содержание практических работ и виды проектов могут уточняться, в зависимости от наклонностей учащихся, наличия материалов, средств и др. Модели собираются либо по технологическим картам, либо в силу фантазии обучающихся. По мере освоения проектов проводятся соревнования роботов, созданных индивидуально или группами.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2.1.1. Основной блок
№ | Раздел | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Введение в образовательную программу, техника безопасности | 1 | 1 | 2 |
2. | Основы конструирования. | 4 | 14 | 18 |
3. | Основы программирования LEGO MINDSTORMS Education EV3. | 8 | 22 | 30 |
4. | Подготовка проектных работ | 2 | 18 | 20 |
5. | Защита проектов | 2 | 2 | |
6. | Работа в Интернете. Поиск информации о Лего - соревнованиях, описаний моделей, фотографий роботов. | 1 | 3 | 4 |
7. | Разработка конструкций роботов для выполнения различных задач. | 2 | 24 | 26 |
8. | Подготовка к соревнованиям | 2 | 16 | 18 |
9. | Подготовка проектных работ | 2 | 20 | 22 |
10. | Защита проектов | 2 | 2 | |
Итого: | 22 | 122 | 144 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1: Введение в робототехнику.
Тема: Понятие о Робототехнике
Введение в науку о роботах. Основные виды роботов, их применение. Направления развития робототехники. Новейшие достижения науки и техники в смежных областях.
Техника безопасности.
Раздел 2: Основы конструирования. Характеристики робота.
Тема: Версии комплектов EV3. Краткий обзор содержимого робототехнического комплекта.
Домашняя и образовательная версия, сходства и различия. Обзор содержимого наборов (датчики, сервомоторы, блок, провода, детали конструктора). Названия деталей.
Раздел 3: Основы программирования LEGO MINDSTORMS Education EV3.
Тема: Обзор среды программирования.
Палитра блоков. Справочные материалы. Самоучитель. Проект. Новая программа. Сохранение проекта, программы. Основательный разбор палитры блоков. Соединения блоков. Параллельные программы. Подключение робота к компьютеру и загрузка программы. USB-соединение. Bluetooth-соединение. Обычная загрузка. Загрузка с запуском. Запуск фрагмента программы. Наблюдение за состоянием портов. Обозреватель памяти. Визуализация выполняемой в данный момент части программы.
Тема: Моторы. Программирование движений по различным траекториям.
Конструирование экспресс-бота. Понятие сервомотор. Устройство сервомотора. Порты для подключения сервомоторов. Зеленая палитра блоков (Действия). Положительное и отрицательное движение мотора. Определение направления движения моторов. Блоки «Большой мотор» и «Средний мотор». Выбор порта, выбор режима работы (выключить, включить, включить на количество секунд, включить на количество градусов, включить на количество оборотов), мощность двигателя. Выбор режима остановки мотора.
Блок «Независимое управление моторами». Блок «Рулевое управление
Упражнение 1. Отработка основных движений моторов.
Упражнение 2. Расчет движения робота на заданное расстояние.
Упражнение 3. Расчет движений по ломаной линии.
Задания для самостоятельной работы.
Тема: Работа с подсветкой, экраном и звуком.
Работа с экраном. Вывод фигур на экран дисплея. Режим отображения фигур. Вывод элементарных фигур на экран. Вывод рисунка на экран. Графический редактор. Вывод рисунка на экран.
Задания для самостоятельной работы.
Работа с подсветкой кнопок на блоке EV3. Блок индикатора состояния модуля. Выбор режима. Упражнение. Демонстрация работы подсветки кнопок. Работа со звуком. Блок воспроизведения звуков. Режим проигрывания звукового файла. Воспроизведение записанного звукового файла. Режим воспроизведения тонов и нот.
Задания для самостоятельной работы.
Тема: Цикл. Прерывание цикла. Цикл с постусловием.
Оранжевая программная палитра (Управление операторами). Счетчик итераций. Номер цикла. Условие завершения работы цикла. Прерывание цикла. Варианты выхода из цикла. Прерывание выполнения цикла из параллельной ветки программы.
Задания для самостоятельной работы.
Тема: Структура “Переключатель”.
Если – то. Блок “Переключатель”. Переключатель на вид вкладок (полная форма, кратка форма). Дополнительное условие в структуре Переключатель.
Задания для самостоятельной работы.
Тема: Работа с датчиками.
Датчик касания.
Внешний вид. Режим измерения. Режим сравнения. Режим ожидания. Изменение в блоке ожидания. Работа блока переключения с проверкой состояния датчика касания.
Упражнения.
Задания для самостоятельной работы.
Датчик цвета.
Датчик цвета и программный блок датчика. Области корректной работы датчика. Выбор режима работы датчика. Режим определения и сравнения цвета. Режим измерения интенсивности отраженного света. Режим измерения интенсивности внешнего освещения. Режим калибровки датчика. Пример выполнения режима калибровки. Режим ожидания датчика цвета.
Упражнения.
Задания для самостоятельной работы.
Датчик гироскопический.
Датчик гироскоп и программный блок датчика. Направление вращения. Режимы работы датчика гироскоп.
Упражнения.
Задания для самостоятельной работы.
Датчик ультразвуковой.
Датчик ультразвука и программный блок датчика. Определение разброса пуска волн. Структура блока ультразвука в режиме измерения.
Упражнения.
Задания для самостоятельной работы.
Инфракрасный датчик.
Инфракрасный датчик, маячок и их программные блоки. Режим определения относительного расстояния до объекта. Режим определения расстояния и углового положения маяка. Максимальные углы обнаружения инфракрасного маяка. Режимы программного блока инфракрасного датчика. Режим дистанционного управления.
Упражнения.
Задания для самостоятельной работы.
Раздел 4: Подготовка проектных работ.
Обучающиеся работают над проектами роботов, индивидуально или в составе команды. Тематику выбирают самостоятельно или с помощью наставника.
Раздел 5: Защита проектов.
Защита проходит в виде презентации проектов на открытом занятии, конференции, родительском собрании и др. мероприятиях.
Раздел 6: Работа в интернете.
Поиск информации о соревнованиях, описания моделей роботов и инструкций к ним, идей для создания проектов.
Раздел 7: Разработка конструкций роботов.
Разработка, сборка, программирование и тестирование роботов для решения различных задач. Работа в программе LDD (Lego Digital Designer) – создание инструкции к роботу.
Раздел 8: Подготовка к соревнованиям.
Знакомство с регламентом соревнований по робототехнике, в частности с видами соревнований. Знакомство с различными требованиями к разным возрастным категориям. Рассмотрение слабых и сильных сторон каждого вида соревнований.
Раздел: Основные виды соревнования и элементы заданий.
Тема: Соревнования “Сумо”.
Регламент состязаний. Соревнования роботов-сумоистов. Размеры робота. Вес робота. Варианты конструкций. Примеры алгоритмов.
Упражнения.
Задания для самостоятельной работы.
Соревнования.
Тема: Программирование движения по линии.
Варианты следования по линии. Варианты робота с одним и двумя датчиками цвета. Калибровка датчиков. Отражение светового потока при разном расположении датчика над поверхностью линии. Алгоритм ручной калибровки. Определение текущего состояния датчиков. Алгоритм автоматической калибровки. Алгоритм движения по линии “Зигзаг” (дискретная система управления). Алгоритм “Волна”. Поиск и подсчет перекрестков. Инверсная линия. Проезд инверсного участка с тремя датчиками цвета.
Упражнения.
Задания для самостоятельной работы.
Тема: Соревнования “Кегельринг”.
Регламент состязаний. Соревнование “Кегельринг”. Размеры робота. Вес робота. Варианты конструкций. Примеры алгоритмов.
Упражнения.
Задания для самостоятельной работы.
Соревнования.
Тема: Подготовка к региональным соревнованиям.
Знакомство с регламентом международных соревнований по робототехнике “WRO”. Знакомство с различными требованиями к разным возрастным категориям. Рассмотрение слабых и сильных сторон каждого вида соревнований. Разработка робота. Инженерная книга.
Тренировка на полях.
Тема: Внутренние соревнования.
Подготовка. Соревнования. Результаты.
Раздел 9: Подготовка проектных работ.
Обучающиеся работают над проектами роботов, индивидуально или в составе команды. Тематику выбирают самостоятельно или с помощью наставника.
Раздел 10: Защита проектов.
Защита проходит в виде презентации проектов на открытом занятии, конференции, родительском собрании и др. мероприятиях.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
4.1. Методическое обеспечение
Построение занятия включает в себя фронтальную, индивидуальную и групповую работу, а также некоторый соревновательный элемент. Программой предусмотрено проведение комбинированных занятий: занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает именно практическая часть.
Формы организации учебных занятий:
- беседа;
- лекция;
- лабораторно-практическая работа;
- техническое соревнование;
- творческая мастерская;
- индивидуальная защита проектов;
- творческий отчет.
Методы образовательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный;
- эвристический метод;
- метод устного изложения, позволяющий в доступной форме донести до обучающихся сложный материал;
- метод проверки, оценки знаний и навыков, позволяющий оценить переданные педагогом материалы и, по необходимости, вовремя внести необходимые корректировки по усвоению знаний на практических занятиях;
- исследовательский метод обучения, дающий обучающимся возможность проявить себя, показать свои возможности, добиться определенных результатов.
- проблемного изложения материала, когда перед обучающимся ставится некая задача, позволяющая решить определенный этап процесса обучения и перейти на новую ступень обучения;
- закрепления и самостоятельной работы по усвоению знаний и навыков;
- диалоговый и дискуссионный.
Педагогические технологии
В процессе обучения по программе, используются разнообразные педагогические технологии:
- технологии развивающего обучения, направленные на общее целостное развитие личности, на основе активно-деятельного способа обучения, учитывающие закономерности развития и особенности индивидуума;
- технологии личностно-ориентированного обучения, направленные на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, максимальное выявление, раскрытие и использование его опыта;
- технологии дифференцированного обучения, обеспечивающие обучение каждого обучающегося на уровне его возможностей и способностей;
- технологии сотрудничества, реализующие демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и обучающегося, совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
- проектные технологии – достижение цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом;
- компьютерные технологии, формирующие умение работать с информацией, исследовательские умения, коммуникативные способности.
В практике выступают различные комбинации этих технологий, их элементов.
Основным методом организации учебной деятельности по программе является метод кейсов.
Кейс – описание проблемной ситуации понятной и близкой обучающимся, решение которой требует всестороннего изучения, поиска дополнительной информации и моделирования ситуации или объекта, с выбором наиболее подходящего.
Преимущества метода кейсов:
- Практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач.
- Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладение готовым знанием, а на его выработку.
- Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать универсальные навыки (soft-компетенции), которые оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе.
Условно можно выделить следующие виды кейсов:
1. Инженерно-практический
2. Инженерно-социальный
3. Инженерно-технический
4. Исследовательский (практический или теоретический)
В ходе работы над кейсом целесообразно использовать следующие методы, приемы, средства и формы организации, внесенные в таблицу:
№ | Формы организации | Методы и приемы | Возможный дидактический материал | Формы контроля |
1 | Эвристическая беседа или лекция | - эвристический метод; - метод устного изложения, позволяющий в доступной форме донести до обучающихся сложный материал; | презентация, плакат, карточки, видео | фронтальный и индивидуальный устный опрос |
2 | Игра | - практический метод; - игровые методы; | правила игры, карточки с описанием ролей или заданий, атрибутика игры | рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучающихся |
3 | Лабораторно-практическая работа | -репродуктивный -частично-поисковый | видео, презентация, плакаты, карточки с описанием хода работы, схемы сборки и т.д. | взаимооценка обучающимися работ друг друга |
4 | Проект | -исследовательский метод -частично-поисковый (в зависимости от уровня подготовки детей) | презентация, видео, памятка работы над проектом | защита проекта, участие в научной выставке |
5 | Исследование | -исследовательский метод | презентация, видео, описание хода исследования и т.д. | конференция |
Учебно-методические средства обучения:
- специализированная литература по робототехнике, подборка журналов;
- наборы технической документации к применяемому оборудованию;
- образцы моделей и систем, выполненные обучающимися и педагогом;
- плакаты, фото и видеоматериалы;
- учебно-методические пособия для педагога и обучающихся, включающие дидактический, информационный, справочный материалы на различных носителях, компьютерное и видео оборудование.
Применяемое на занятиях дидактическое и учебно-методическое обеспечение включает в себя электронные учебники, справочные материалы и системы используемых программ, Интернет, рабочие тетради обучающихся.
4.2. Материально-техническое обеспечение
Кабинет, оснащенный компьютерной техникой, не менее 1 ПК на 2 ученика.
Конструкторы LEGO MINDSTORMS EV3, ПО: RobotC
Рекомендуемое учебное оборудование, рассчитанное на группу из 10 учащихся:
Линия 1 «Основы робототехники» | Кол-во | Ед. изм |
Базовый набор для изучения робототехники | 5 | шт. |
Ресурсный набор для изучения робототехники | 5 | шт. |
Дополнительный набор LEGO – 9641(пневматика). | 4 | шт. |
Датчик температуры | 5 | шт. |
Инфракрасный датчик +ИК маяк | 5 | шт. |
Датчик цвета | 5 | шт. |
Зарядное устройство постоянного тока 10В | 5 | шт. |
Весы | 1 | шт. |
Секундомер | 1 | шт. |
Измерительная рулетка | 1 | шт. |
Цветные кубики 5см*5см ( ) | 4 | шт. |
Рамки и кубы для замера роботов | шт. | |
Мебельные щиты для сборки лабиринта | шт. | |
Цветная изолента (черн., красн., зел., син., желт., бел.). | 6 | шт. |
Готовые поля для заданий и соревнований. | шт. | |
Стол для запуска роботов | шт. |
5. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Система отслеживания, контроля и оценки результатов процесса обучения по данной программе имеет три основных элемента:
- Определение начального уровня знаний, умений и навыков обучающихся.
- Текущий контроль в течение учебного года.
- Итоговый контроль.
Входной контроль осуществляется в начале обучения, имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки обучающихся.
Входной контроль осуществляется в ходе первых занятий с помощью наблюдения педагога за работой обучающихся.
Текущий контроль проводится в течение учебного года. Цель текущего контроля – определить степень и скорость усвоения каждым ребенком материала и скорректировать программу обучения, если это требуется. Критерий текущего контроля – степень усвоения обучающимися содержания конкретного занятия. На каждом занятии преподаватель наблюдает и фиксирует:
- детей, легко справившихся с содержанием занятия;
- детей, отстающих в темпе или выполняющих задания с ошибками, недочетами;
- детей, совсем не справившихся с содержанием занятия.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Во время итогового контроля определяется фактическое состояние уровня знаний, умений, навыков ребенка, степень освоения материала по каждому изученному разделу и всей программе объединения.
Формы подведения итогов обучения:
- индивидуальная устная/письменная проверка;
- фронтальный опрос, беседа;
- контрольные упражнения и тестовые задания;
- защита индивидуального или группового проекта;
- выставка работ;
- межгрупповые соревнования;
- взаимооценка обучающимися работ друг друга.
Одна из форм текущего и итогового контроля - соревнования.
Оценка результатов.
По итогам составляется таблица отслеживания образовательных результатов, в которой обучающиеся по каждой теме выходят на следующие уровни шкалы оценки:
- Высокий результат – полное освоение содержания;
- Средний – базовый уровень;
- Низкий – освоение материала на минимально допустимом уровне.
Таблица мониторинга образовательных результатов:
№ | Ф.И. Обучающегося | Уровень развития умений и навыков | ||||||||
Уровень владения терминологией и теоретическими знаниями по разделам программы | Уровень навыков сборки робота по инструкции. | Уровень навыков создания простейших программ (алгоритмов). | ||||||||
Сент. | Дек. | Май. | Сент. | Дек. | Май. | Сент. | Дек. | Май. | ||
1 | ||||||||||
2 |
Формы отслеживания и контроля развивающих и воспитательных результатов:
- оценка устойчивости интереса обучающихся к занятиям с помощью наблюдения педагога и самооценки обучающихся;
- оценка устойчивости интереса обучающихся к участию в мероприятиях, направленных на формирование и развитие общекультурных компетенций с помощью наблюдения педагога и самооценки обучающихся;
- статистический учет сохранности контингента обучающихся;
- сравнительный анализ успешности выполнения заданий обучающимися на начальном и последующих этапах освоения программы;
- анализ творческих и проектных работ обучающихся;
- создание банка индивидуальных достижений воспитанников;
- оценка степени участия и активности обучающегося в командных проектах, соревновательной и конкурсной деятельности;
- оценка динамики показателей развития познавательных способностей обучающихся (внимания, памяти, изобретательности, логического и пространственного мышления и т.д.) с помощью наблюдения педагога и самооценки обучающихся;
- наблюдение и фиксирование изменений в личности и поведении обучающихся с момента поступления в объединение и по мере их участия в деятельности;
- индивидуальные и коллективные беседы с обучающимися.
6. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
6.1. Нормативно-правовые документы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: base.garant.ru/70291362/ (информационно-правовой портал «Гарант»).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/ (информационно-правовой портал «Гарант»).
- Концепция развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 года № 1726-р. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/ajax/4429 (официальный сайт Министерства образования и науки РФ).
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 04.07.2014 N 41. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168723/ (официальный сайт справочной правовой системы «КонсультантПлюс»).
- Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ № 295 от 15.04.2014 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70643472/#friends (информационно-правовой портал «Гарант»).
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства РФ № 2227-р от 08.12.2011 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ (информационно-правовой портал «Гарант»).
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 497 от 23.05.2015 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71044750/ (информационно-правовой портал «Гарант»).
6.2. Информационные источники для педагогов
- Алгоритмизация и программирование [Текст] / И.Н. Фалина, И.С. Гущин, Т.С. Богомолова и др. – М.: Кудиц-Пресс, 2007. – 276 с.
- Белиовская, Л.Г. Использование LEGO-роботов в инженерных проектах школьников. Отраслевой подход [Текст] / Л. Г. Белиовская, Н.А. Белиовский. – М.: ДМК Пресс, 2016.
- Белиовская, Л.Г. Роботизированные лабораторные работы по физике. Пропедевтический курс физики (+ DVD-ROM) [Текст] / Л. Г. Белиовская, Н.А. Белиовский. – М.: ДМК Пресс, 2016.
- Быков, В.Г. Введение в компьютерное моделирование управляемых механических систем. От маятника к роботу [Текст] / В.Г. Быков. – СПб: Наука, 2011. – 85 с.
- Власова, О.С. Образовательная робототехника в учебной деятельности учащихся начальной школы [Текст] / О.С. Власова. – Челябинск, 2014.
- Лучин, Р.М. Программирование встроенных систем. От модели к роботу [Текст] / Р.М. Лучин. – СПб: Наука, 2011. – 183 с.
- Методическое руководство «Робототехника на основе TETRIX».
- Мирошина, Т. Ф. Образовательная робототехника на уроках информатики и физике в средней школе: учебно-методическое пособие [Текст] / – Т.Ф. Мирошина. – Челябинск: Взгляд, 2011.
- Никулин, С.К. Содержание научно-технического творчества учащихся и методы обучения [Текст] / С.К. Никулин, Г.А. Полтавец, Т.Г. Полтавец. – М.: МАИ, 2004.
- Перфильева, Л. П. Образовательная робототехника во внеурочной учебной деятельности: учебно-методическое пособие [Текст] / – Л. П. Перфильева. – Челябинск: Взгляд, 2011.
- Петин, В. Проекты с использованием контроллера Arduino [Текст] / – СПб: БХВ-Петербург, 2015.
- Полтавец, Г.А. Системный подход к научно-техническому творчеству учащихся (проблемы организации и управления) [Текст] / Г.А. Полтавец, С.К. Никулин, Г.И. Ловецкий, Т.Г. Полтавец. –М.: Издательство МАИ. 2003.
- Соммер, У. Программирование микроконтроллерных плат Arduino/Freeduino [Текст] / У. Соммер. – СПб: БХВ-Петербург, 2012.
- Филиппов, С. Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление [Текст] / С. Филиппов. – М.: Лаборатория знаний, 2017.
6.3. Информационные источники для обучающихся
- Бейктал, Дж. Конструируем роботом на Arduino. Первые шаги [Текст] / Дж. Бектал. – М: Лаборатория Знаний, 2016.
- Белиовская, Л. Г. Узнайте, как программировать на LabVIEW[Текст] / Л. Г. Белиовская – М.: ДМК Пресс, 2014.
- Блум, Д. Изучаем Arduino. Инструменты и метод технического волшебства [Текст] / Д. Блум. – СПб: БХВ-Петербург, 2016.
- Монк, С. Программируем Arduino. Основы работы со скетчами [Текст] / С. Монк. – СПб: Питер, 2016.
- Предко, М. 123 Эксперимента по робототехнике [Текст] / М. Предко. – М.: НТ Пресс, 2007.
- Филиппов, С. Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление [Текст] / С. Филиппов. – М.: Лаборатория знаний, 2017.
- Филиппов, С.А. Робототехника для детей и родителей [Текст] / С. Филиппов. – СПб.: Наука, 2013. – 319 с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Росток»
ГО «Жатай»
Рассмотрено: Педагогическим советом МБОУ ДО ЦВР «Росток» ГО «Жатай» _______________ «____»___________2021 г.
| Утверждаю: директор МБОУ ДО ЦВР «Росток» ГО «Жатай» ______________Т. И. Попова «____»___________2021 г.
|
Программа кружка
«АВИАМОДЕЛИРОВАНИЕ»
Возраст 7- 17 лет Срок реализации: 1 год Разработчик программы: Тимофеев Анатолий Афанасьевич |
Педагог дополнительного образования
Якутск, 2021
Содержание
- Пояснительная записка
- Направленность образовательной программы
- Новизна и актуальность образовательной программы
- Цель и задачи образовательной программы
- Отличительные особенности образовательной деятельности
- Возраст детей образовательной программы
- Сроки реализации образовательной программы
- Форма и режим занятий
- Формой подведения итогов реализации программы
2. Техническое моделирование
2.1 Учебно-тематический план
2.2 Содержание программы первого года обучения
3. Методическое обеспечение образовательной программы
4. Список литературы
5. Приложение
1.Пояснительная записка
Направленность образовательной программы
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», дополнительному образованию детей определена значимая роль – всесторонне удовлетворять образовательные потребности граждан, общества, государства. Дополнительное образование детей направлено на развитие личности, повышение культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации, приобретение им новых знаний.
Особое место в системе дополнительного образования занимает техническое творчество – один из наиболее сложных и специфических видов человеческой деятельности. Именно технологическое знание способно глобально влиять на рост научно-технического прогресса, от уровня которого зависит благосостояние общества.
Авиация прочно вошла в современную жизнь, как самый скоростной и удобный вид транспорта. Летающие модели нередко называют «малой авиацией», с их помощью можно не только понять, как устроены и действуют летающие аппараты, глубже изучить законы физики и механики, но и проводить исследования в области аэродинамики, устойчивости и прочности летательных аппаратов.
Виды многих знаменитых самолётов утеряны безвозвратно. Не хочется мирится с тем, что исчезают творения выдающихся изобретателей. Поэтому только авиамодели дают возможность представить, какой была техника прошлого. А можно пофантазировать и сделать модель будущего, скопировать модель настоящего самолёта.
Какими летательными аппаратами располагает современный воздушный транспорт? Как рождается самолёт в конструкторском бюро? Каковы перспективы развития авиации? На эти и многие другие вопросы выпускники получают ответ.
Занятия авиамоделизмом помогут воспитанию будущих исследователей, конструкторов. Авиационный моделизм является одним из наиболее популярных технических видов спорта. Модель самолёта – это самолёт в миниатюре со всеми его свойствами, аэродинамикой, прочностью конструкции. Авиамоделизм – это первая ступень овладения авиационной техникой.
Образовательная программа «Авиамоделирование» является программой технической направленности. Она направлена на расширение кругозора, обще трудовых знаний и умений, формирование устойчивого интереса к технике.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Работа в объединении расширяет знания школьников по авиационной и модельной технике, по основам аэродинамики и методике проведения несложных технических расчётов.
Все изучаемые модели и технологические приемы их изготовления находят дальнейшее развитие в элементах других, более сложных моделей.
В начале курса занятий у воспитанников велико стремление к получению быстрого результата, а умений и навыков ещё недостаточно. Для повышения заинтересованности обучающихся, улучшения качества моделей, программа практических занятий построена по принципу "от простого к сложному". На начальном этапе основной упор в изготовлении моделей делается на сборку, раскраску и регулировку моделей. Постепенно, когда приобретаются определенные навыки, вырабатываются усидчивость и трудолюбие, наборы моделей усложняются.
Важно так же является научить детей выполнять работу с соблюдением техники безопасности.
Произошло обновление методического обеспечения образовательного процесса в связи с широким внедрением информационных технологий, таких как: мультимедийные презентации, чертежи, технологические карты в электронном виде, использование сети Интернет.
Цель и задачи образовательной программы
Цель данной программы формирование готовности к социальному и профессиональному самоопределению, через индивидуальную и самостоятельную работу по выбору, проектированию и изготовлению различных летающих моделей.
Задачи программы.
Образовательные:
- Дать необходимые знания по истории воздухоплавания и авиастроения, по теории, его устройству и основам полета моделей.
- Научить изготавливать качественные модели летательных аппаратов, обучить правилам работы с чертёжным, столярным и слесарным инструментом, материалами, применяемыми в авиамоделизме.
- Изучить историю Российского Воздушного флота.
Развивающие:
- Развить самостоятельность и инициативное мышление, научить правильно и рационально использовать свой труд.
- Выявить и развить природные задатки и способности, способствующие успеху в спортивно – технической деятельности.
- Формирование конструкторских умений.
Воспитательные:
- Воспитать интерес, стремление к освоению высот исполнительного мастерства в авиамоделизме.
- Привить гордость за Российский Воздушный флот.
Отличительные особенности программы
Темы в программе логически связаны в одну педагогическую цепочку: от простого к сложному.
Занятия авиамоделированием проходят в специальном кабинете, где предусматриваются все необходимые мероприятия, обеспечивающие нормальный режим и безопасность работы, более индивидуальный подход к каждому ученику. Ребята работают с более сложными инструментами и материалами, как надфиль, лобзик, дерево, пенопласт, краски, смолы, клей , микросхемы.
Делая модели от простого бумажного самолета, до сложной кордовой авиамодели и выравнивая для ребят стартовые условия, мы получили в результате более высокий уровень знаний, умений и навыков обучающихся, повысилась наполняемость объединения.
Важной составляющей педагогического процесса является участие авиамоделистов в соревнованиях, творческих конкурсах и технических конференциях. Это позволяет воспитанникам расширить свой кругозор, сравнить результаты своего труда с результатами других авиамоделистов, пробуждает у ребят желание достичь более высоких результатов.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 17 лет, не имеющих противопоказаний к данному виду деятельности. Группы комплектуются по возрастной категории:
- дети от 7 до 10 лет;
- дети от 11 до 18 лет.
Количество детей в группе не превышает 15-ти обучающихся.
Сроки реализации программы
Представленная программа имеет короткосрочный характер и рассчитана на один год обучения:
- 1 год обучения - 144 часа в год, по 2 часа 2 раза в неделю
Формы и режим занятий
Формами организации учебного процесса могут быть:
- комбинированные занятия, на которых сочетается получение новых знаний и закрепление основных навыков работы с инструментами, приборами и оборудованием.
Возможны комбинации и других видов деятельности, например, беседа и тренировка, практическая часть и организация соревнований и др.;
- занятие-практикум предполагает только практическую деятельность по освоению и совершенствованию приемов работы, доведение их до автоматизма;
- на занятиях-соревнованиях совершенствуются навыки управления моделями судов в реальной ситуации, формируются умения в судейской практике;
- контрольные занятия проводятся периодически в соответствии с планом учебно-тренировочного процесса и позволяют отслеживать результаты усвоения программы детьми.
- защита творческих проектов.
Воспитанник получает навыки работы различными инструментами, знакомиться со свойствами материалов и способами их обработки, осваивает технологии склеивания, пайки, окраски и другие технологические процессы, используемые при постройке моделей.
Занятие планируется так, чтобы воспитанники, работая над моделями, могли на практике применить знания, полученные в школе (по математике, физике, химии, черчению), дать им возможность осознать необходимость углубления этих знаний и тем самым влиять на улучшение успеваемости по школьным дисциплинам.
Для занятий, наиболее оправдана фронтальная (групповая) форма организации занятий. При такой форме занятий все обучающиеся одновременно выполняют одно и тоже задание, т.е. каждый воспитанник изготавливает модель из заранее намеченных материалов по заранее подготовленным шаблонам в определенной последовательности. Ребята делают различные модели в разных техниках, узнают, что можно изготовить из бросового и природного материала.
Особое внимание уделяется работе с литературой и другими источниками информации по истории прототипа модели и его устройству.
Программа предполагает организацию досуговой деятельности с воспитанниками, участие в массовых мероприятиях учреждения. Данное направление деятельности должно логически вытекать из содержания работы на учебных занятиях, по возможности продолжать тематику (то есть решать образовательные задачи и способствовать проявлению развивающего, воспитывающего эффекта программы).
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Результатом курса обучения являются приобретенный комплекс знаний, умений и навыков, который поможет учащимся выбрать свою будущую профессию. Наряду с профессиональной ориентацией подросткам совершенствуют свои морально-психологические качества посредством тренировок и участия в соревнованиях различного уровня, приобретая при этом:
- эмоционально-волевое отношение к познанию и преобразовательной деятельности в области автоспорта;
- стремление к активной самостоятельной трудовой деятельности;
- положительное отношение к труду, людям, технологической среде.
- понимание своих возможностей и ограничений.
Программой предусматривается промежуточный (после года обучения) и итоговый (по результатам реализации программы) контроль полученных знаний по авиамоделированию в форме анализа практической деятельности, контрольных опросов, а также участия детей в соревнованиях, выставках и конференциях.
В конце каждого года обучения проводится выставка работ, учащихся и соревнования.
Формы подведения итогов реализации программы
В результате обучения по программе ожидается:
- формирование устойчивого интереса к техническому творчеству, а именно авиамоделирования, исследовательского типа мышления, активной жизненной позиции;
- развитие творческой активности ребенка, через индивидуальную и самостоятельную работу по выбору, проектированию и изготовление различных моделей.
Формами подведения итогов реализации программы являются обобщение опыта, анализ участия в соревнования различных уровней – институциональных, муниципальных, региональных, федеральных, выставка работ.
2. Техническое моделирование
2.1 Учебно-тематический план первого года обучения
Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
| 2 | 2 | - |
| 34 | 4 | 30 |
| 36 | 10 | 26 |
| 30 | 6 | 24 |
| 40 | 8 | 32 |
| 2 | 2 | - |
Итого | 144 | 32 | 112 |
2.2 Содержание программы обучения
- Вводное занятие
План работы на учебный год. Дать общее представление об истории развития авиации, космонавтики, полетах человека. Инструменты и материалы. Демонстрация моделей. Инструктаж по ТБ.
Диагностика технической одаренности детей.
- Простейшие модели
Теоретическая часть: Модели самолетов из бумаги, пенопласта.. Ознакомить детей с историей возникновения и применения авиамоделей. Дать первоначальные сведения о работе воздушного винта.
Задание для технически одаренных детей: подготовить презентацию об истории авиастроении.
Практическая работа: изготовление простейших моделей.
- Вертолет
Теоретическая часть: Что такое вертолет? Его характеристики. История возникновения. Вертолет «К-В».
Задание для технически одаренных детей: создать вертолет из подручных материалов.
Практическая работа: изготовление модели вертолета «К-В».
- Планера
Теоретическая часть: Модели планеров из пенопласта, бальзы. Изучить способы соединения различных материалов между собой.
Задание для технически одаренных детей: Создание своего планера.
Практическая работа: строительство простейших моделей планера из различных материалов.
- Самолет
Теоретическая часть: Что такое самолет? Его характеристики. История возникновения комнатных авиамоделей.
Задание для технически одаренных детей: создание макета своего самолета
Практическая работа: Построение комнатных авиамоделей из различных материалов.
- Заключительное занятие.
Выставка моделей. Подведение итогов, награждение победителей соревнований и выставок.
По окончании года обучения дети должны:
знать:
- - знания о авиастроении;
- - общие сведения и строение простейших моделей;
- - общие сведения и строение планера;
- общие сведения и строение вертолета;
- - общие сведения и строение комнатных авиамоделей;
- - свойства и принцип работы с материалом;
уметь:
- - работать с инструментами;
- - строить простейшие модели;
- - строить модели планера;
- - строить модели вертолета;
- - строить модели самолетов;
Поурочное планирование обучения
№ занятия | Кол-во занятий | Тема |
| ||
1. | 1) | Знакомство с учениками. Инструктаж по технике безопасности. Цель и задачи на год. Порядок работы. |
| ||
2. | Бумажные модели. Понятие о бумажной модели как о летательном аппарате. Выбор изготовления бумажной модели. Изготовление бумажной модели по шаблону | |
3. | Сборка модели. | |
4. | Окраска. | |
5. | Регулировка и запуск. | |
6. | Выбор изготовления бумажной модели. Изготовление бумажной модели по шаблону | |
7. | Сборка модели. | |
8. | Окраска. | |
9. | Регулировка и запуск. | |
10. | Парашют. Что такое парашют? Его характеристики. История возникновения парашюта. Изготовление купола и строп. | |
11. | Приклеивание строп к куполу. | |
12. | Присоединение резинки и грузика. Запуск парашюта | |
13. | Регулировка и запуск. | |
14. | Воздушный змей. Что такое воздушный змей? Его характеристики. История возникновения. Изготовление корпуса. | |
15. | Изготовление корпуса.( Изготовление строп. Крепление строп.) | |
16. | Изготовление хвоста. | |
17. | Раскраска корпуса. | |
18. | Регулировка и запуск. | |
| ||
19. | Что такое вертолет? Его характеристики. История возникновения. Вертолет «К-В». Изготовление моторной балки. | |
20. | Изготовление моторной балки. | |
21. | Моторная балка (Изготовление кронштейна и крючка. Крепление.) | |
22. | Моторная балка (Изготовление нижнего крючка и втулки. Крепление.) | |
23. | Моторная балка (Изготовление ступицы и оси. Установка оси. Загибание в крючок.) | |
24. | Моторная балка (Изготовление 2й ступицы. Установка. ) Лопасть винта. ( Изготовление лопасти) | |
25. | Моторная балка (Изготовление 2й ступицы. Установка. ) Лопасть винта. ( Изготовление лопасти) | |
26. | Сборка модели (установка лопастей. Изготовление резиномотора) | |
27. | Регулировка и запуск. | |
28. | . Вертолет с одной верхней лопастью. Изготовление моторной балки. | |
29. | Изготовление моторной балки | |
30. | Моторная балка (Изготовление кронштейна и крючка. Крепление.) | |
31. | Моторная балка (Изготовление нижнего крючка и втулки. Крепление.) | |
32. | Моторная балка (Изготовление ступицы и оси. Установка оси. Загибание в крючок.) | |
33. | Моторная балка (Изготовление 2й ступицы. Установка. ) Лопасть винта. ( Изготовление лопасти) | |
34. | Моторная балка (Изготовление 2й ступицы. Установка. ) Лопасть винта. ( Изготовление лопасти) | |
35. | Сборка модели (установка лопастей. Изготовление резиномотора) | |
36. | Регулировка и запуск. | |
| ||
37. | Что такое планер? Его характеристики. История возникновения. Планер из потолочки. Изготовление фюзеляжа. | |
38. | Изготовление фюзеляжа | |
39. | Изготовление крыльев. сборка | |
40. | Изготовление хвостового оперения. Сборка | |
41. | Определение Центра тяжости | |
42. | Сборка модели | |
43. | Регулировка и запуск. | |
44. | Сложный планер. Изготовление фюзеляжа из дерева. | |
45. | Изготовление фюзеляжа | |
46. | Изготовление груза. | |
47. | Изготовление крыльев. сборка | |
48. | Изготовление хвостового оперения. Сборка | |
49. | Определение ЦТ | |
50. | Сборка модели | |
51. | Регулировка и запуск. | |
| ||
52. | Что такое самолет? Его характеристики. История возникновения. Самолет «К-0». Изготовление фюзеляжа. | |
53. | Фюзеляж ( изготовление кронштейна и крючков. Сборка) | |
54. | Фюзеляж (изготовление шасси. Изготовление колес. Сборка) | |
55. | Крыло. Стабилизатор. Киль. (Изготовление.) | |
56. | Крыло. Стабилизатор. Киль. (Сборка) | |
57. | Крыло. Стабилизатор. Киль. (Сборка) | |
58. | Лопасть винта. ( Изготовление лопасти) | |
59. | Лопасть винта. ( Изготовление лопасти) | |
60 | Сборка модели (установка лопастей. Изготовление резиномотора) | |
61. | Регулировка и запуск. | |
62. | Самолет «К-0» 2 способ. Изготовление фюзеляжа. | |
63. | Фюзеляж ( изготовление кронштейна и крючков. Сборка) | |
64. | Крыло. Стабилизатор. Киль. (Изготовление.) | |
65. | Крыло. Стабилизатор. Киль. (Сборка) | |
66. | Стабилизатор. Киль. (Сборка) | |
67. | Крыло.( Изготовление пилона. Сборка крвльев) | |
68. | Лопасть винта. ( Изготовление лопасти) | |
69. | Лопасть винта. ( Изготовление лопасти) | |
70. | Сборка модели (установка лопастей. Изготовление резиномотора) | |
71. | Регулировка и запуск. | |
| ||
72. | Подведение итогов |
- Список литературы
Для педагогов
- Андриянов, П.Н., Галагузова, М.А., Каюкова, Л.А., Нестерова, Н.А., Фетцер, В.В.,. Развитие технического творчества младших школьников [Текст] /П.Н.Андрианов, М.А.Галагузова,Л.А.Каюкова, Н.А.Нестерова, В.В.Фетцер// уч. пособие, - М: «Просвещение», 1990г., С. - 110
- Голубев, Ю.А., Камышев Н.И. ,Юному авиамоделисту [Текст] / Ю.А Голубев., Н.И. Камышев// уч. пособие, -М: «Просвещение», 1979г., С. - 128
- Гукасова, А. М., Внеклассная работа по труду [Текст] / А. М. Гукасова.// уч. пособие, -М.: Просвещение,1981г., С. 173
- Гульянц, Э.К., Учите детей мастерить. [Текст] / Э. К. Гульянц// уч. пособие, - 2-е изд-е, дополненное, - М: Просвещение,1984г., С. 158
- .Ермаков, А.М., Простейшие авиамодели [Текст] / А. М. Ермаков// уч. пособие, - 2-е изд. - М., 1989г., С. 144
- Журавлева, А.П., Болотина, Л.А., Начальное техническое моделирование [Текст] /А. П. Журавлева, Л. А. Болотина // уч. пособие, -М: Просвещение , 1982г., С. 162
- Заворотнов, В. А., От идеи до модели [Текст] /В. А. Заворотнов// - 2-е изд., перераб. и доп.,— М.: Просвещение, 1988., С. — 160
- Зуев, В.П., Камышев Н.И., Качурин М.В., Голубев Ю.А., Модельные двигатели [Текст] /В.П.Зуев , Н.И.Камышев ,М.В.Качурин , Ю.А.Голубев// уч. пособие, -М: Просвещение, 1973г., С. -240
- История гражданской авиации СССР [Текст] / Б.П.Бугаев//- научно-популярный очерк . - М.: Воздушный транспорт, 1983 г., С. - 376
- Киселев, Б.А., Модели воздушного боя [Текст] /Б. А. Киселев// уч. пособие, -М: ДОСААФ, 1981 г., С. -160
- Никитин, Г.А., Баканов, Е.А., Основы авиации [Текст] / Г.А. Никитин, Е.А. Баканов //
- Павлов, А.П. ,Твоя первая модель [Текст] / А.П. Павлов// уч. пособие, -М: ДОСААФ, 1979 г., С. - 143
- Пантюхин, С.П., Воздушные змеи [Текст] / С. П. Пантюхин// уч. пособие, -М: ДОСААФ, 1984г., С. - 89
- Рожков, В.С., Авиамодельный кружок [Текст] / В.С.Рожков // уч. пособие, -М: «Просвещение», 1986г., С. - 74
- Сироткин, Ю.А., В воздухе - пилотажные модели [Текст] / А.Ю. Сироткин// уч. пособие, -М: ДОСААФ, 1972 г., С. 153
- Смирнов, Э.П., Как сконструировать и построить летающую модель [Текст] / Э. П. Смирнов// уч. пособие, -М: ДОСААФ, 1973 г., С. -176
- Тарадеев, Б.В., Летающие модели-копии [Текст] / Б.В. Тарадеев// уч. пособие, -М: ДОСААФ, 1983 г., С. -178
- Турьян, В. А., Простейшие авиационные модели [Текст] / В. А. Турьян// уч. пособие, - М: ДОСААФ СССР,1982г, С. - 87
- Яковлев, А.С. , Советские самолеты [Текст] /А. С. Яковлев// очерки,-М: Наука, 1975г., С. - 310
Для учащихся
- . .Ермаков, А.М., Простейшие авиамодели [Текст] / А. М. Ермаков// уч. пособие, - 2-е изд. - М., 1989г., С. 144
- Голубев, Ю.А., Камышев Н.И. ,Юному авиамоделисту [Текст] / Ю.А Голубев., Н.И. Камышев// уч. пособие, -М: «Просвещение», 1979г., С. - 128
- Гукасова, А. М., Внеклассная работа по труду [Текст] / А. М. Гукасова.// уч. пособие, -М.: Просвещение,1981г., С. 173
- Павлов, А.П. ,Твоя первая модель [Текст] / А.П. Павлов// уч. пособие, -М: ДОСААФ, 1979 г., С. - 143
- Пантюхин, С.П., Воздушные змеи [Текст] / С. П. Пантюхин// уч. пособие, -М: ДОСААФ, 1984г., С. - 89
- Смирнов, Э.П., Как сконструировать и построить летающую модель [Текст] / Э. П. Смирнов// уч. пособие, -М: ДОСААФ, 1973 г., С. -176
- Турьян, В. А., Простейшие авиационные модели [Текст] / В. А. Турьян// уч. пособие, - М: ДОСААФ СССР,1982г, С. - 87
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная образовательная программа педагога дополнительного образования Натальи Николаевны Фоминой.
Презентация: "Индивидуальная образовательная программа педагога дополнительного образования Натальи Николаевны Фоминой"...
Программа педагога дополнительного образования по настольному теннису
Дополнительная образовательная программа объединения «Настольный теннис» модифицированная физкультурно-спортивной направленности....
рабочая программа педагога дополнительного образования
Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного курса дополнительного образования детского объединения, основывающийся на примерной, ...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по хореографии Муратовой Миляуши Зуфаровны
Актуальность программы «Танцевальная мозаика».Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его га...
Рабочая программа педагога дополнительного образования
Программа по английскому языку для детей младшего школьного возраста...
Программа саморазвития центра. и Рабочие общеразвивающие программы педагога дополнительного образования
Печатный материал: программы разработанные педагогом...
Методическое пособие РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АННОТАЦИЯ В методическом пособии представлена технология отслеживания качества образовательного результата - "Рабочая тетрадь педагога дополнительного образования", которая вк...