Язык, мимика, жесты - как средство общения
план-конспект занятия (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazykmimikazhesty-_kaksredstva_obshcheniya.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
"Язык, мимика, жесты - как средства общения"
ЦЕЛЬ: Укрепление нравственного и психического здоровья детей.
Задачи: 1. Знакомить детей с различными способами общения,разъяснить важность невербальных способов общения и самовыражения.
2. Формировать навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, создание атмосферы доверия.
3. Формировать представления о влиянии внешней культуры на общение между людьми.
4. Развивать речь, внимание, умение слушать друг друга.
5. Воспитывать чувство дружелюбия и внимания к окружающим.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Интерактивное занятие "круглый стол"
ПРИМЕНЕНИЕ: Формирование классного коллектива, в котором каждому ребенку будет комфортно и уютно. Для каждого учащегося построение своей модели поведения в конфликтной ситуации.
Оборудование: Карточки с заданиями для индивидуальной работы, памятка "Правила эффективного и безопасного общения",цветовые сигналы, Схема-ромашка "Здоровье и его составляющие".
ХОД занятия:
Вступительная часть:
1 - Добрый день,ребята, начнем мы сегодня с вами с того,что создадим себе хорошее настроение.Разотрем ладоши,помассируем уши:рецепторы, находящиеся в ушных раковинах,передают импульсы через нервные волокна коре головного мозга,и наш мозг начинает активно работать.А теперь погладим себя по плечам, снимем усталость, скажем себе: "Я-самый здоровый,я-самый лучший,я-самый счастливый на свете". Молодцы.
2 -Ребята,что неоходимо человеку, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье? (Ромашка-Здоровье и его состовляющие)
(Чистая окружающая среда,регулярные занятия спортом,правильное питание,соблюдение правил гигиены,отказ от вредных привычек,хорошее настроение, умение общатся...)
-Деиствительно,большое значение для здоровья человека имеет умение общаться с людьми,и сегодня на занятиии мы узнаем,о различных способах общения, приобретем знания основ эффективного и безопасного общения.
Основная часть:
-наше занятие так и называется "Язык,мимика, жесты- как средства общения" ( на доске)
3 А теперь для вас игровое задание. Разбейтесь парами,встаньте друг напротив друга и по моей команде при помощи рук (без слов) поздоровайтесь,попрощайтесь, поссортесь,помиритесь.
-Молодцы,ребята, вы отлично справились с заданием,поняли друг друга без слов,вы общались с помощью чего? Жестов (полный ответ)
-Скажите, как люди выражают свои мысли,настроение? (словами,мимикой, жестами, позой.)
-Правильно, существуют разные способы общения -письменная и устная речь,это способ общения?---------, -это словесный способ общения, а взгляды,выражения,мимика,жесты,поза будут спосабами общения?---------. Только это все несловесные способы общения, и нам для них неоходимы конкретные части лица и тела. А какие вы сейчас отгадаете.
4 Работа с загадками.
*Чтоб в цель попасть не раз, зоркий требуется ......(глаз)
*В этих норах воздух бродит,то заходит, то выходит .....(нос)
*Есть укаждого лица два красивых озерца....(глаза)
*Тридцать два богатыря,охраняют вход в меня,
А дорожка позади--помогает всем в пути. (рот)
* Если ты удивишься,они поднимутся.Если ты рассердишься,они сдвинутся(брови)
*Одна верхняя,другая нижняя
Та,что верхняя к носу ближняя,
Одна другую ударяет. Когдаслово с них слетает.
Ихкусают зубы,их целуют ....(губы)
*Есть два, безних никуда, Слева брат и справа брат,
Все слышат и молчат (уши)
*Возводят дома, засевают поля,и косят и держут штурвал коробля,
Из струн высекают чудесные звуки,Ихлеб выпекают умелые руки...(руки)
Итак, нам сегодня понадобятся наши глаза,рот, нос,брови,губы, уши,руки,для того чтобы использовать словесные и несловесные способы общения.
- А какие языки вы изучаете или знаете? ( Русский, украинский,татарский,азербайджанский,на уроках информатики- язык программирования.)
- Ребята, скажите, пожалуйста, без чего человек не может прожить, живя среди людей? ответы детей____---------
Без общения человек не может прожить, т.к. он живет среди людей и общение неизбежно. У человека есть друзья и недруги, и со всеми ему приходится встречаться и общаться.
- С какими людьми общаться легко?-------------------------------------------------------- -А с какими трудно?--------------- ---------------------------------------------------------------Как научиться общаться без ссор и крика? ----------------------------------------------
- Ребята, сейчас я расскажу вам легенду. А вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: В чем смысл этой легенды?
В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: “Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви”. Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.
В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил……языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: “Ты велел мне купить самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?” Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.
-Как вы думаете ,почему Эзоп выбрал язык как самое лучшее и самое плохое? --------------------------------------------------------------------------------------
- Часто наше благополучие зависит от доброго слова, взгляда. И на оборот: злое слово нас больно ранит.
- А как общаются люди, которые не умеют говорить? (Жестами)
–Есть ещё один язык международный, доступный и понятный всем – это язык мимики, жестов, телодвижений человека. На этом языке говорят все люди мира, даже сами того не зная. Только что, в начале занятия, вы пользовались этим языком (пожали плечами, выразили удивление, замотали головой). В Колумбии даже составлен специальный словарь, где поясняются 2000 жестов. Многие жесты пришли к нам из глубокой древности и имеют свою историю. Большой палец, поднятый вверх или опущенный вниз, как знак одобрения или неодобрения был известен еще древним римлянам: так после окончания поединка император давал знать - оставляет ли он жизнь гладиаторам или нет. Есть жесты, которые стали международными и понятными всем, но некоторые жесты оного народа могут быть непонятны другому народу.
- Покажите мне с помощью рук, что ваши дела идут хорошо и нет проблем.
Дети показывают жест большой палец вверх.
– Но этот жест у жителей Америки, Англии имеет другое значение. Им пользуются при голосовании на дорогах. А в Греции – это знак – “Прекрати говорить!/ грубо/ Замолчи!” Представьте себе американца, голосующего на дороге в Греции! А у итальянцев “большой палец” обозначает число 1. Теперь покажите с помощью жеста число 1.
Дети: показывают поднятый вверх указательный палец.
– У американцев и англичан указательный палец обозначает число 1, а большой палец – 5. Вопрос – нужно человеку знать язык жестов и почему?--------------------------------------
- Мы с вами каждый день пользуемся языком жестов и сейчас убедимся в этом. Поиграем в игру "Угадай жест"
5 Игра.
У каждого есть карточка с заданием показать какой- либо жест. Другие --пытаются разгадать значение этого жеста.
6 Физминутка. веселая минутка.
Хомка,хомка,хомячек,полосатенький бочек.
Хомка раненько встает,щеки моет шейку трет.
Подметает хомка хатку,и выходит на зарядку.
1 2 3 4 5 Хочет Хомка сильным стать. (имитация движений)
Задание на внимание.
Я буду называть известные жесты,если они приятные,хорошие- хлопаем в ладоши , а если нет -- приседаем.
Гладить по головке, Высовывать язык, Рукопожатие, Поклон, Сопение носом, Хрустеть пальцами, ПОдать руку женщине или девочке, Фыркать,Теребить волосы, Отдавать честь, Крутить пальцем у виска. (садятся на места)
-Перечислите жесты, которые вам были неприятны.
-А теперь попробуйте сами оценить себя: используете ли вы в своей жизни такие жесты? У каждого из вас есть два вида сигналов. Если вы используете хорошие жесты в своем общении --поднимаете зеленый сигнал. если неприятные жесты--красный.
–приятные/ поклоны, рукопожатия/
–добрые /поглаживание по головке, похлопывание по плечу/
–вредные/почёсывание затылка, размахивание руками/
–обидные/пальцем у виска/
–решительные/зазывание /
–профессиональные/ отдача чести у военных/
–определённой группы людей/глухонемые, иностранцы/
-Тех, кто признался, что использует обидные жесты,хвалю за смелость и честность.
–Умение читать жесты помогает понять настроение друг друга, сказать нужные слова, помочь. Самый добрый жест – это приветствие. Как люди приветствуют друг друга?
Дети: словами “здравствуйте”, “привет”, кивком, рукопожатием, поцелуем.
– Пожмите руки друг другу. Если вы рады встрече – рукопожатие должно быть твёрдым.
– Умение понимать жесты помогает понять настроение и состояние человека. Всем людям хочется, чтобы в обращении с ними другие пользовались только приятными жестами. Ребята ,чтобы собеседнику было приятно и интересно с вами общаться, необходимо соблюдать некоторые правила.
Подведение итога (на доске)----давайте их прочитаем
*Обращайтесь к собеседнику по имени,смотрите ему в глаза.
*Улыбайтесь во время разговора.
*Слушайте внимательно,не перебивайте.
*Говорите с собеседником на темы,интересные не только вам ,но и ему.
*Не давайте негативных оценок,это может привести к конфликту или ссоре.
-Я думаю,что если вы будете использовать эти правила в повседневной жизни у вас все получится.
-Заканчивая наше занятие, хочется услышать, как вы понимаете смысл такой пословицы “Умение вести себя украшает и ничего не стоит”.
Желаю вам стать образцовыми школьниками, людьми, с которыми всегда было бы приятно общаться.
Учитесь мечтать,учитесь дружить,
Владу с собой и с мирои жить,
И жить горячо и смело.
Воспитывать душу и силу чувст,
Не только труднейшее из искусств,
Но сверхважнейшее дело!
--А теперь, с помощью жеста, покажите, понравилась ли вам тема, которую мы затронули. ( все показывают жест “большой палец вверх”.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения"
Конспект урока развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения", в котором дается понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни, показано с помощью разли...
презентация "Жесты и мимика как невербальные средства общения"
Электронное сопровождение к уроку развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения"...
Средства и мимика как невербальные средства общения
Материал занятия курса " Учусь общаться".Дает понятие о невербальных средствах общения.На различных ситуациях показывает , что невербальные средства общения точнее передают содержание выск...
Исследовательская работа "Невербальные средства общения: жесты и мимика"
Текст работы и презентация...
Исследовательская работа "Невербальные средства общения: жесты и мимика"
Презентация к работе...
Занятие "Значение мимики, жестов, интонации в общении"
Занятие для воспитанников 8-12 лет. Цель: дать представление о невербальных способах общения, их значении в повседневном быту...
Занятие по теме: "Язык, мимика, жесты - как средства общения"
Занятие предназначено для учащихся 5-6 классов,направленное на формированое умений , помогающие установлению контактов в общении, созданию атмосферы доверия....