Занятие "Значение мимики, жестов, интонации в общении"
классный час на тему

Лапшина Татьяна Леонидовна

Занятие для воспитанников 8-12 лет. Цель: дать представление о невербальных способах общения, их значении в повседневном быту

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_mimiki.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Значение мимики, жестов, интонации в общении

Цель:   дать представление о невербальных способах общения, их значении в повседневном быту

Содержание: 

1 Что такое «невербальное общение» (рассказ воспитателя)

2 Значение некоторых жестов в разных странах (сообщения ребят)

3 Веселая пятиминутка (игровое упражнение)

4  Понимаю ли я язык жестов  (тест)

1 Что такое «невербальное общение» (рассказ воспитателя)

Воскресенье, замечательная солнечная погода. Анюта и Илюша с утра пораньше отправились с папой в Третьяковскую галерею, куда давно собирались сходить. Вернулись они довольные и весёлые.  Папа задержался на улице возле машины, а ребят дома встречала мама.

- Судя по вашим лицам, поход в музей был удачным. Жалко, что я с вами не пошла.

Реакция    детей    на    мамины     слова    была несколько странной.

— Да мы... - в замешательстве начала было говорить Анюта, но, увидев Илюшины жесты, замолчала.

— Кажется, друзья-товарищи, вы соврать хотите, да не успели договориться, — проницательно заметила мама. — Вместо музея, наверное, в зоопарк направились, я угадала?

- Ой, мамочка, ну как ты обо всём догадалась, мы ведь тебе ни слова не сказали? - Анюта попыталась сменить тему.

— Ты, Анна, не хитри напрасно, я не собираюсь вас ругать. А догадаться было несложно. Во-первых, я хорошо вас знаю - общаюсь с вами с самого вашего рождения. Так что личности ваши и характеры мне известны. А во-вторых, вы мне всё сказали своими мимикой и жестами    - это ведь тоже язык, только без слов.

    Чаще   всего   наше   общение   происходит   с   помощью   речи:   мы   что-то рассказываем, объясняем, отвечаем друг другу, то есть разговариваем. Речь — это важнейший инструмент общения. Но важно не только то, что мы говорим, но и как мы это делаем. Оказывается, большую часть информации при разговоре мы получаем не из слов, а по выражению лица, позе и жестам собеседника, то есть по его мимике и пантомимике.

Мимика     —     это     различные     выражения     лица.     Пантомимика     — разнообразные позы и жесты.

Ты уже знаешь, что через мимику (выражение лица) можно показать или увидеть те или иные эмоции. По выражению лица можно также понять, что человек задумался, сосредоточился или что у него что-то болит, то есть его внутреннее состояние.

Понимать  жесты  и мимику и  «разговаривать»  с  их помощью ребёнок начинает раньше, чем говорить словами. Вспомните, какими жестами можно показать, что вы согласны или не согласны.

Очень часто мы сопровождаем наши слова жестами и мимикой. Учёные выяснили, что при разговоре 80% информации человек «считывает» по лицу, позе и жестам собеседника, и прежде всего наиболее важную для понимания - о его внутреннем состоянии, переживаниях и намерениях. Позы, например, могут многое рассказать нам о взаимоотношениях собеседников. А ещё психологи обратили внимание, что люди, которые симпатичны друг другу, при разговоре принимают одинаковые позы, сами не замечая этого. Несмотря на всё богатство языка мимики и жестов нашим основным средством общения остаётся речь.

2 Значение некоторых жестов в разных странах (сообщения ребят)

При посещении других стран особенно внимательно следят за своими жестами. Так, жест «все о'кэй» (все хорошо),  хорошо известный во всех англоязычных странах, а также в Европе и Азии, в других странах имеет совершенно другое происхождение и значение. Во Франции он означает «ноль» или «ничего». В Японии — «деньги»,а в некоторых странах Средиземноморского бассейна этот жест используется для обозначении гомосексуальности мужчины.

Поднятый вверх большой палец в Америке, Австралии, Англии и Новой Зеландии имеет два значения: попытка поймать попутную машину («останови») и «все в порядке».

Если поднимают вместо большого средний палец, то это имеет оскорбительное значение «сядь на это». В Греции жест с поднятием большого пальца означает «заткнись». У итальянцев это обозначает цифру «1».

Говоря о себе, европеец покажет рукой на грудь, а японец — на нос.

Когда француз или итальянец стучит себе по голове, это значит, что он считает какую-либо идею глупой. Если британец или испанец шлепнут себя ладонью по лбу, то тем самым он покажет окружающим, что доволен собой. Тем же самым жестом немец  выражает  свое крайнее возмущение по отношению к кому-либо. Голландец, стуча себе по лбу и при этом вытягивая указательный палец, сообщает, что идея ему понравилась, но он считает ее слегка сумасшедшей.

Там же, в Голландии, поворот указательного пальца у виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу.

Поднятые брови в Германии обозначают восхищение; в Англии — выражение скептицизма.

Итальянец выражает недоверие, когда постукивает указательным пальцем по носу. Этот же жест в Голландии означает, что говорящий или о ком говорят находится в состоянии алкогольного опьянения.

Когда француз чем-то восхищен, он соединяет кончики трех пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поцелуй. Если он потирает указательным пальцем основание носа, то это означает, что он не доверяет тому, о ком говорят.  

3 Веселая пятиминутка (игровое упражнение)

1. Жестами и мимикой выразите восхищение. Выполняется задание. А вот немец в этой ситуации поднимет вверх брови. Если же так сделает англичанин,  значит, ваше предложение является для него сомнительным. Бразилец прищелкнет языком и возьмется за мочку уха.

2.  Попрощайтесь. При выполнении задания, как правило, дети машут рукой. У арабов помахивание рукой означает «иди сюда».

3.  Покажите мне согласие и несогласие. Выполняя задание, кивают и качают головой. В Болгарии это выглядит наоборот.

4. Укажите на чью-то глупость. Если в Голландии покрутят пальцем у виска, то это будет означать, что кто-то сказал остроумную фразу.

4 Понимаю ли я язык жестов  (тест)

Для проведения тестирования вам необходимо ответить на вопросы, выбирая один из нескольких вариантов предлагаемых ответов, разумеется, тот, который более других соответствует вашему мнению.

1. Как вы считаете, что такое мимика и жесты? Варианты предполагаемых ответов:

а)  они являются неподготовленным заранее выражением чувств и внутреннего состояния человека в данный конкретный момент;

б)  это своеобразное дополнение к речи, которое позволяет более полно передать настроение и ощущения говорящего;

в)  они отражают подсознание человека, истинное ощущение, которое возникает у него в данный момент.

2.  На ваш взгляд, у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин?

а) да;                   б) нет;             в)  не знаю.

3. При встрече со своим очень хорошим другом вы...

а) издалека кричите: «Привет!»

б)  обмениваетесь крепким доверительным рукопожатием;

в)  обнимаете друг друга или хлопаете по плечу;

г)  приветствуете его сдержанным движением руки;

д)  целуетесь.

4.  Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, имеют одинаковые значения во всем мире? (Дайте три ответа).

а)  качание головой; б)  кивание головой;

в)  сморщивание носа; г)  сморщивание лба;

д) подмигивание; е) улыбка.

5.  Какую часть тела, на ваш взгляд, чаще всего применяют в качестве средства невербального общения?

а)  ступни;       б) ноги;      в) руки;

г)  кисти рук;     д)  плечи.

6.  Как вы думаете, какая часть вашего лица наиболее выразительна? (Дайте три ответа).

а) лоб;   б) брови;   в) глаза;   г) нос;   д)  губы;   е) углы рта.

7. На что вы обращаете свое внимание в первую очередь, когда видите свое отражение в витрине магазина или зеркале?

а)  на то, как на вас сидит одежда;       б)  на прическу;

в)  на походку;         г) на осанку;        д)  ни на что.

8.  Что вы думаете о человеке, если он часто прикрывает рот рукой при разговоре или смехе?

а)  такому человеку есть, что скрывать;

б)  наверное, у него некрасивые зубы;

в)  ему стыдно.

9. При разговоре с человеком вы прежде всего обращаете внимание на...

а)  на его глаза;     б)  на его рот;

в)  на его руки;     г)  на его позу.

10. Если при разговоре ваш собеседник отводит глаза, что вы подумаете в первую очередь?

а) он нечестен с вами;    б) он неуверен в себе;    в)  он несобран.

11.  Как вы считаете, можно ли по внешнему виду узнать преступника?

а) да;    б) нет;    в)  не знаю.

12.  Как вы думаете, по какой причине мужчина может заговорить с женщиной?

а)  это первый шаг к знакомству, который всегда делают мужчины;

б)  женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;

в)  он достаточно мужественен, чтобы рискнуть получить от ворот поворот.

13. Если вам кажется, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его невербального поведения (мимики, жестов, позы), то чему вы больше поверите: словам или жестам?

а) словам;     б)  «сигналам»;     в)  он вообще вызовет у вас подозрение.

14.  Очень часто популярные эстрадные певцы и певицы  направляют публике «сигналы», имеющие однозначно эротический характер. Как вы думаете, что они означают?

а)  просто игра (искусственное проявление чувства);

б)  такое поведение активизирует публику, способствует возникновению необходимого контакта с ней;

в)  такие «сигналы» являются выражением собственного настроения выступающих на сцене.

15.  Какие ощущения вы испытываете, когда в одиночестве смотрите страшный фильм?

а)  спокойно смотрите;

б)  принимаете все происходящее близко к сердцу;

в)  замираете при особо страшных сценах, закрываете глаза или отворачиваетесь.

16.  Как вы считаете, можно ли контролировать свою мимику и другие невербальные средства общения?

а) да;    б) нет;    в)  в некоторых случаях (это зависит от ситуации),

17.  Какие невербальные средства общения вы используете при желании понравиться другому человеку?

а) глаза;     б)  руки;      в) слова.

18.   Как вы считаете, средства невербального общения, как правило:

а) перенимаются у кого-то;

б)  запоминаются с рождения и передаются из поколения в поколение;

в) заложены природой.

19. Борода для вас — это... Варианты предполагаемых ответов:

а)  символ настоящего мужчины;

б)  способ скрыть черты своего лица;

в)  нежелание бриться.

20. Согласны ли вы с утверждением, что правая и левая стороны лица отличаются друг от друга?

а) да;    б) нет;   в) только у взрослых

Подсчитайте Ваши баллы

1         а-2;     6-4;     в-3.

2         а-1;     б-3;    в-0.

а         а-4;    6-4;    в-3;    г-2;     д-4.

4         а-0;    6-0;    в-1;    г-1;     д-0;     е-1.

5         а-1;     6-2;    в-3;    г-4;     д-2.

6         а-2;     6-1;    в-3;    г-2;     д-1;     е-2.

7.        а-1;     6-3;    в-3;    г-2;     д-1;     е-2.

8.        а-3;     6-1;    в-1.

9.        а-3;     6-2;     в-2;     г-1.

10.      а-3;     6-2;     в-1.

11       а-0;     б-3;     в-1.

12.       а-1;     6-4;     в-2.

13.       а-0;     6-4;    в-3.

14        а-4;     6-2;     в-0.

15.       а-4;    б-0;    в-1.

16.       а-0;     6-2;    в-1.

17.       а-3;     6-4;    в-1.

18.       а-2;     6-4;    в-0.

19.       а-3;     6-2;    в-1.

20.        а-4;     6-0;     в-2.

Если вы набрали  от 77 до 56 баллов, то 

можно с уверенностью сказать, что вы достаточно наблюдательный и чуткий человек, который обладает хорошей интуицией и способностью понимать других людей. Однако вы слишком полагаетесь на интуицию и не склонны доверять словам, невербальным средствам общения вы доверяете гораздо больше. Поэтому очень часто ваши суждения и «приговоры» слишком поспешны и не имеют реальной основы. Если вы будете об этом помнить и не будете торопиться в оценках, то, пожалуй, вы сможете научиться прекрасно разбираться в людях.

Если вы набрали  ото 55 до 34 баллов, то 

нужно сказать, что вы неплохо умеете наблюдать за другими людьми и хорошо расшифровываете невербальные «сигналы». Однако, к сожалению, вы совершенно не используете эту информацию в практической жизни, для более точного и верного выстраивания своих взаимоотношений с окружающими людьми. Вы больше склонны верить сказанным словам, воспринимая буквально то, что вам сказали, чем языку мимики и жестов. Вам стоит больше доверять своей интуиции, а не просто принимать на веру все сказанное.

Если вы набрали от  11 до 33 баллов, то,

сожалению, вы не обращаете никакого внимания на невербальные сигналы, которые посылает вам собеседник, для вас они абсолютно непонятны. Поэтому вам, как правило, необыкновенно трудно правильно оценивать поступки людей. И дело вовсе не в том, что вы на это не способны. Просто вы не придаете этому аспекту должного значения. Научитесь обращать свое внимание на мелкие жесты окружающих людей, для начала постарайтесь намеренно фиксировать свое внимание на них и тренировать таким образом свою наблюдательность. Вскоре это станет естественным и поможет вам наладить свои взаимоотношения с окружающими.

Прочтя свой словесный портрет в настоящем тесте, не стоит слишком серьезно воспринимать данную вам оценку и сразу навешивать на себя тот или иной ярлык. Ведь человек — настолько сложное существо, что не поддается однозначным оценкам и суждениям. Кроме того, это живое создание природы, которое развивается и изменяется. Поэтому любой тест служит лишь в качестве помощи в трудном процессе самопознания и самовоспитания, но никак не является истиной в последней инстанции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения"

Конспект урока развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения", в котором дается понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни, показано с помощью разли...

презентация "Жесты и мимика как невербальные средства общения"

Электронное сопровождение к уроку развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения"...

Средства и мимика как невербальные средства общения

Материал занятия курса " Учусь общаться".Дает  понятие о невербальных средствах общения.На различных ситуациях показывает , что невербальные средства общения точнее передают  содержание выск...

Статья "Система жестов в невербальном общении учителя"

Особое место в системе невербального общения учителя занимает система жестов. Жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношений к ним....

Мимика, жесты и пантомимика, их роль в общении

Цель урока: Сформировать у каждого ребенка знания и умение пользоваться жестами, мимикой и пантомимикой, навыки способствующие адаптации в социальной среде – в общении....

Язык, мимика, жесты - как средство общения

Занятие знакомит с несловесными средствами общения: мимикой, жестами.В увлекательной форме, в ходе практической деятельности овладевают умением выражать свои чувства. Занятие развивает кругозор,способ...

Занятие по теме: "Язык, мимика, жесты - как средства общения"

Занятие предназначено для учащихся 5-6 классов,направленное на формированое  умений , помогающие установлению контактов в общении, созданию атмосферы доверия....