Классный час
классный час (7 класс)

Багулова Ия Томаевна

Классный час, посвященный Дню Конституции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx36.87 КБ
Файл klassnyy_chas.docx36.87 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«12 декабря - день Конституции Российской Федерации»


Цели:
1. Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции - основному закону страны.
2. Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней.
3. Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России; 
4. Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма. 
5. Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

Оборудование:
 
-Текст Конституции Российской Федерации.
-Проектор, экран.
- Слайды, составленные в программе Power-Point: 
портреты президентов РФ, флага, герба, текст гимна, изображение Конституции.

Ход мероприятия
- Добрый день, ребята! 12 декабря отмечается праздник – День Конституции Российской Федерации, поэтому наш классный сегодня посвящается этой теме, это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России!
Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.
Мы честь Отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.
Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.
У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!

Конституция - это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы?
-Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам. В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя. Какие вы можете назвать права гражданина России, о которых говорится в Конституции? (Ответы детей)
Например,
Каждый человек имеет право на свободу слова
Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование
Каждый человек имеет право на работу
Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь
Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность
Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества.
Всего в Конституции записано 58 различных прав. Права есть у каждого гражданина, но есть и обязанности, которые нужно выполнять. Какие обязанности знаете вы?
- Защита Родины
- Соблюдение законов Государства
- Получение основного общего образования
- Сохранение природы и окружающей среды
- Забота о детях
- Забота о родителях
- Защита исторических памятников и культурного наследия страны
- Уплата государственных налогов 
-Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.
В 1821-1825 году декабрист Муравьёв Н.М. разработал проект устройства Русского Государства, в котором предполагалось установить конституционную монархию, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий. 
Первой советской Конституцией была Конституция РСФСР 1918 г. Основные принципы были разработаны в ходе борьбы трудящихся за Советскую Власть в период Великой Октябрьской революции.
В 1922 году, после завершения Гражданской войны, фактически образовалось новое государство, которое было названо Союзом Советских Социалистических Республик.
Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства. Конституция союзного государства была утверждена 
Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Эта Конституция была очень короткой и имела одну главную цель – отразить структуру нового союзного государства. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были приняты свои конституции.
Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 года. Она мало чем отличалась от Конституции 1918 года. В ней также провозглашалась диктатура пролетариата, гарантировалось уничтожение эксплуатации человека человеком и в качестве главной и неизбежной цели называлось строительство коммунизма.
В 1936 г. принята Конституция СССР, которая отразила все изменения, которые произошли в советском обществе за годы с момента принятия Конституции СССР 1924 г. Эта конституция расширила объём прав и свобод советских граждан.
С начала 90-х годов прошлого века в обществе развернулась ожесточенная политическая борьба, которая привела к тому, что Коммунистическая Партия Советского Союза утратила свои правящие позиции, а Союз Советских Социалистических Республик распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.
Так, в 1993 году 12 декабря была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.
Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.
Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб)
- Российский флаг . Почему его называют Триколор? Какие цвета входят в Российский флаг? 
Белый цвет - БЛАГОРОДСТВО, СОВЕРШЕНСТВО.
Синий цвет – ЭТО НЕБО, ВЕРНОСТЬ .
Красный цвет ОЗНАЧАЕТ ОТВАГУ, МУЖЕСТВО И ГЕРОИЗМ.
Эти символы также закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.
- Государственный герб Российской Федерации 
На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
- Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников, ежедневно утром по радио.
Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны. 
Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1 . Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий.
Первый официальный Государственный Гимн появился в годы правления Императора Александра 1 и назывался "Молитва Русских". 
В 1833 году в честь празднования Рождества и годовщины от французов прозвучал гимн "Боже, царя храни!" и был до 1917 г. 
В 1917 г. Ленин предложил использовать "Интернационал"
В 1944 г. в ночь на 1 января прозвучал новый гимн СССР Глинки "Патриотическая песнь"
После выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России на слова Михалкова и муз. Александрова. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины.
- Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? (Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн).
Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.
Гимн России
1.Россия -священная наша держава,
Россия-любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава-
Твоё достоянье не все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься страна! Мы гордимся тобой!
2.От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля!
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая богом - родная земля!
Припев
3.Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев.
- Какой человек в России является гарантом соблюдения конституционных прав и обязанностей? (Президент)
- Назовите Президентов нашей страны. 
Мы с вами вспомнили, что такое Конституция, права и обязанности граждан, государственные символы нашей страны. А сейчас мы разделимся на две команды и посоревнуемся в знаниях.
1 конкурс. Разминка: блиц - вопросы «Моя родина - Россия»
- Когда отмечается день Конституции? (12 дек. )
- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
- Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)
- Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).
- Что такое герб? (эмблема государства).
- Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).
- Что такое гимн? (торжественная песня).
- Назовите автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков).
- Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).
- Назовите денежную единицу России. (Рубль).
- Назовите растение – символ России. (Береза).
- Назовите столицу России. (Москва).
- Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).
- Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).
2. Конкурс «Самый быстрый».
-Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)
-Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)
-Форма правления в России? (Республика)
-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)
-Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)
-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )
3. Конкурс "Конституционные термины".
По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:
1 термин: (конституция)
- русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,
-одно из значений - построение;
-в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;
-на латинском - установление;
-в политике - основной закон государства;
2 термин: (государство)
-имеет свою структуру;
-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
-появилось в глубокой древности;
-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;
-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти
3 термин (республика)
-возникла в Древней Греции;
-на латыни - общественное дело;
-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
-это форма правления;
-бывает парламентской и президентской;
4 термин (налог)
- устанавливает государство;
-в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;
-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;
-идёт на содержание госструктур, армию, образование;
- по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.
Подведение итогов конкурсов.
Подведение итогов классного часа.
- О чем мы говорили?
- Что нового сегодня узнали?
- О каких символах государства вспомнили?
- Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?
- Когда в России отмечается день Конституции?
- Все ли равны перед основным законом РФ?
- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?
А закончить наш классный час я бы хотела строчками из «Гимна молодёжи – 2013»:
Время влияет на дни и события,
Давит, диктует форматы и стили,
Вы на пороге большого открытия
Сильной, свободной, богатой России.
Время менять обещанья строптивые,
Но это сделано здесь и сейчас.
Люди свободные, честолюбивые,
Завтра России зависит от вас.

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:

«ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»

Всеобщая декларация прав человека.

Цель:  расширить представления учащихся об основных документах  в  области защиты прав человека.

Оборудование:  мультимедиа проектор, 

План:

  1. Права человека
  2. История прав человека.
  3. Всеобщая декларация прав человека: история принятия и сущность.
  4. Защита прав человека.

1.Права человека.  

Слова право, права являются одними из наиболее используемых в нашей жизни.  Какой же смысл вкладывают в эти понятия . Юридический словарь дает следующее определение этому понятию.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА  - правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.

2.  История прав человека. 

        Идея наличия у человека прав  такая  же древняя, как и сама история человечества. Часть исследователей полагают, что один из документов  Кира Великого, датируемый  539 годом до нашей эры является первым документом по правам человека, а Пакт добродетельных (Hifl-al-fudul), заключенный арабскими племенами примерно в 590 году нашей эры, считается одним из первых документов о создании союза на основе защиты прав человека.  Гражданину древнегреческому  полиса был присущ достаточно большой набор прав. У римлян все права были разделены на две группы: публичные, т.е. общественные и частные (личные),  если у гражданина не было публичных прав, то он считался неполноправным. В Средние века  в Западной Европе  – появились первые элементы системы защиты прав человека. В Англии элементарные права подданных были зафиксированы уже в Великой хартии вольностей 1215 года. Однако пользоваться этими правами могло лишь меньшинство англичан.  XVII – XIX вв. – были созданы знаменитые документы, которые фактически заново открыли историю прав человека.  Основные  идеи  этих документов:

  • Обеспечение свободы человека путем провозглашения его естественных прав.
  • Человеческие права никем не дарованы, а имеют естественное происхождение.
  • Цель государства – защита естественных и неотчуждаемых прав человека.
  • Свобода состоит в праве человека – делать все, что не вредит другому человеку.
  • Гражданин имеет права и ответственность перед законом.
  • Причиной «общественных бедствий и порчи правительства», является забвение прав человека.

          В 17–18 вв., когда происходило становление концепции прав человека, полноправными гражданами считались только европейцы-мужчины высокого достатка. В течение 19 – первой половины 20 вв. постепенно получили признание «неотъемлемые права» всех взрослых граждан независимо от уровня их доходов, расы,  национальности  и пола.

Сначала главными правами, защиты которых имущие граждане добивались от государства, были –   прежде всего, свобода совести, свобода слова и защита собственности. По мере того как в политическую жизнь включались все более широкие круги населения, расширялся и круг тех прав, обеспечение которых считалось общественно важным.  Первоначально права человека защищались исключительно национальными государствами, в то время как нарушение прав человека в «чужих» странах считалась их внутренним делом. Это представление о самодостаточности национального уровня защиты прав человека показало свою несостоятельность уже во время Первой мировой войны, когда совершаемые в условиях военного времени чрезмерные насилия против иностранных граждан не могли подвергаться формальному осуждению.  Накануне Второй мировой войны невмешательство в процесс фашизации Германии обернулось попустительством становлению политического режима, опасного для всего мира. Для предотвращения возникновения агрессивных режимов возникла необходимость создать наднациональный механизм контроля  за постоянным соблюдением основных прав человека во всех странах мира.  

Когда после Второй мировой войны была создана Организация Объединенных Наций, члены международного сообщества дали торжественное обещание не допускать впредь совершения зверств, подобных тем, что имели место в ходе этой войны. Мировые лидеры решили дополнить Устав ООН документом, гарантирующим права каждого человека везде и всегда. Звук.

3. Всеобщая декларация прав человека.

Задуманный ими документ, который позднее стал Всеобщей декларацией прав человека, рассматривался на первой сессии Генеральной Ассамблеи в 1946 году. Ассамблея рассмотрела этот проект декларации об основных правах человека и свободах и препроводила его Экономическому и Социальному Совету «для передачи на рассмотрение Комиссии по правам человека... в контексте подготовки ею международного билля о правах». На своей первой сессии в 1947 году Комиссия уполномочила своих членов разработать то, что она назвала «предварительным проектом международного билля о правах человека». Позднее эту работу взял на себя редакционный комитет, включавший членов Комиссии из восьми государств, отобранных на основе принципа справедливого географического представительства.

        Комиссия по правам человека состояла из 18 членов, представлявших различные политические, культурные и религиозные традиции. Председателем Редакционного комитета являлась Элеонора Рузвельт, вдова американского президента Франклина Д. Рузвельта. Вместе с ней работали Рене Кассэн (Франция), составивший первый проект Декларации; докладчик Комитета Шарль Малик (Ливан); заместитель Председателя Пэн Чун Чан (Китай); и Джон Хамфри (Канада), директор Отдела по правам человека Организации Объединенных Наций, который подготовил набросок Декларации. Однако признавалось, что «движущей силой», которая обеспечила принятие Декларации, являлась г-жа Рузвельт.

Именно Элеонора Рузвельт сравнила Декларацию прав с английской Хартией вольностей. 

Первый проект Декларации был предложен в сентябре 1948 года, причем в подготовке окончательного проекта участвовало свыше 50 государств-членов. В своей резолюции 217А (III) от 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея, заседавшая в Париже, приняла Всеобщую декларацию прав человека; восемь стран воздержались при голосовании, но, ни одна страна не проголосовала против. Полный текст  Всеобщей декларации прав человека был составлен меньше чем за два года. В то время, когда весь мир был разделен на два блока — восточный и западный, нахождение общей точки зрения в отношении сути этого документа оказалось невероятно трудной задачей.  Всеобщая декларация прав человека очень небольшой по объёму документ:  преамбула, 28 статей определяющих основные права человека  и две статьи определяющие ограничения прав человека.  Статья 29.

  •  Каждый человек имеет обязанности перед обществом.
  • Права и свободы человека могут быть ограничены

          лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей.

  •  Осуществление этих прав  и свобод не должно противоречить целям и принципам ООН.

        Всеобщая декларация прав человека определила единую целостную    систему естественных прав человека:

-право на жизнь;

-право на личное достоинство;

-право на свободу;

-право на собственность и др.

        Всеобщая Декларация прав человека стала базовым международным кодексом в области прав человека, на основе которого осуществлялась разработка других международных соглашений. В 1966 Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые вступили в силу в 1976. Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека (International bill of human rights). На основе этих международных документов Совет безопасности ООН может применять принудительные санкции против тех режимов, которые допускают явные нарушения прав человека (как было, например, в 1960–1970-е в отношении расистских режимов Родезии  и ЮАР, в 1990-е – против обвиненных в геноциде режимов Милошевича в Югославии и Хусейна в Ираке).

Помимо организаций системы ООН международным контролем за соблюдением прав человека активно занимаются различные неправительственная общественные организации – например, основанная в 1961 «Международная амнистия» (Amnesty International), ведущая борьбу с преследованием политических противников и нарушением прав узников.

Во Всеобщей Декларации прав зафиксирован  наиболее общепринятый  перечень прав  человека. Это гражданские, политические, культурные, социально-экономические права.  Наряду с зафиксированным во Всеобщей Декларации прав человека наиболее общим перечнем таких прав, есть и другие перечни, отраженные в конституционных документах каждого государства. Они перечисляют права, которыми, согласно национальному законодательству, обладают граждане конкретного государства, отражают национальную специфику и могут заметно отличаться от зафиксированных в Декларации. Национальные конституции не должны противоречить международной Всеобщей Декларации, поэтому национальные правовые нормы, защищающие права граждан конкретного государства, должны конкретизировать и дополнять общепринятые права человека, но не сокращать их.

По предложению Генеральной Ассамблеи ООН ежегодно, начиная с 1950 года,  10 декабря празднуется День прав человека. В резолюции Генеральной Ассамблеи предложено всем государствам ежегодно предоставлять доклады о праздновании Дня прав человека. В координации празднования Дня прав человека важную роль играет Верховный комиссар по правам человека.  В СССР, начиная с 1977 года, правозащитники в День прав человека проводили на Пушкинской площади в Москве так называемый «Митинг молчания». В России в этот день проводятся различные официальные и неофициальные мероприятия. В 2001 году была учреждена премия имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок». Премия присуждается российским журналистам и вручается 10 декабря в День прав человека.

Защита прав человека

        В настоящее время Российская Федерация является участников двух международных договоров: Международный Пакт о гражданских и политических правах и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которыми лица, находящиеся под юрисдикцией РФ, могут обратиться в международные органы по правам человека за защитой своих прав.  К указанным международным органам относятся:

Комитет по правам человека ООН

Европейский Суд по правам человека

        Комитет по правам человека ООН создан и действует на основании Международного Пакта о гражданских и политических правах. Российская Федерация приняла обязательства по Международному Пакту о гражданских и политических правах и Факультативному Протоколу к Международному Пакту с 1 октября 1991 года. Следовательно, каждый, кто полагает, что его гражданские и политические права были нарушены Российской Федерацией после этой даты, вправе обращаться в Комитет по правам человека ООН.

Европейский Суд по правам человека создан и действует на основании Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая была принята 4 ноября 1950 года. Последняя редакция Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод действует с 1 ноября 1998 года. Российская Федерация приняла на себя обязательства по Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод с 5 мая 1998 года. Следовательно, каждый, кто полагает, что Российская Федерация нарушила его гражданский и политические права после этой даты, вправе обращаться в Европейский Суд по правам человека.

Значение Декларации

  • Это  уникальный, не имеющий аналогов в истории человечества международный документ.
  • Принятие Декларации является переломом в мировом и правовом развитии, возрождением естественного права, причем возрождением качественно новым, т.к. основные идеи этого документа вошли в содержание национальных конституций многих стран мира.
  • Определила единую целостную систему естественных прав человека.

«Чтобы страна могла жить,     нужно чтобы жили    права            (А.Мицкевич)



Предварительный просмотр:

Классный час

«12 декабря - день Конституции Российской Федерации»


Цели:
1. Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции - основному закону страны.
2. Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней.
3. Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России; 
4. Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма. 
5. Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

Оборудование:
 
-Текст Конституции Российской Федерации.
-Проектор, экран.
- Слайды, составленные в программе Power-Point: 
портреты президентов РФ, флага, герба, текст гимна, изображение Конституции.

Ход мероприятия
- Добрый день, ребята! 12 декабря отмечается праздник – День Конституции Российской Федерации, поэтому наш классный сегодня посвящается этой теме, это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России!
Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.
Мы честь Отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.
Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.
У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!

Конституция - это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы?
-Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам. В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя. Какие вы можете назвать права гражданина России, о которых говорится в Конституции? (Ответы детей)
Например,
Каждый человек имеет право на свободу слова
Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование
Каждый человек имеет право на работу
Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь
Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность
Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества.
Всего в Конституции записано 58 различных прав. Права есть у каждого гражданина, но есть и обязанности, которые нужно выполнять. Какие обязанности знаете вы?
- Защита Родины
- Соблюдение законов Государства
- Получение основного общего образования
- Сохранение природы и окружающей среды
- Забота о детях
- Забота о родителях
- Защита исторических памятников и культурного наследия страны
- Уплата государственных налогов 
-Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.
В 1821-1825 году декабрист Муравьёв Н.М. разработал проект устройства Русского Государства, в котором предполагалось установить конституционную монархию, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий. 
Первой советской Конституцией была Конституция РСФСР 1918 г. Основные принципы были разработаны в ходе борьбы трудящихся за Советскую Власть в период Великой Октябрьской революции.
В 1922 году, после завершения Гражданской войны, фактически образовалось новое государство, которое было названо Союзом Советских Социалистических Республик.
Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства. Конституция союзного государства была утверждена 
Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Эта Конституция была очень короткой и имела одну главную цель – отразить структуру нового союзного государства. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были приняты свои конституции.
Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 года. Она мало чем отличалась от Конституции 1918 года. В ней также провозглашалась диктатура пролетариата, гарантировалось уничтожение эксплуатации человека человеком и в качестве главной и неизбежной цели называлось строительство коммунизма.
В 1936 г. принята Конституция СССР, которая отразила все изменения, которые произошли в советском обществе за годы с момента принятия Конституции СССР 1924 г. Эта конституция расширила объём прав и свобод советских граждан.
С начала 90-х годов прошлого века в обществе развернулась ожесточенная политическая борьба, которая привела к тому, что Коммунистическая Партия Советского Союза утратила свои правящие позиции, а Союз Советских Социалистических Республик распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.
Так, в 1993 году 12 декабря была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.
Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.
Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб)
- Российский флаг . Почему его называют Триколор? Какие цвета входят в Российский флаг? 
Белый цвет - БЛАГОРОДСТВО, СОВЕРШЕНСТВО.
Синий цвет – ЭТО НЕБО, ВЕРНОСТЬ .
Красный цвет ОЗНАЧАЕТ ОТВАГУ, МУЖЕСТВО И ГЕРОИЗМ.
Эти символы также закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.
- Государственный герб Российской Федерации 
На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
- Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников, ежедневно утром по радио.
Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны. 
Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1 . Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий.
Первый официальный Государственный Гимн появился в годы правления Императора Александра 1 и назывался "Молитва Русских". 
В 1833 году в честь празднования Рождества и годовщины от французов прозвучал гимн "Боже, царя храни!" и был до 1917 г. 
В 1917 г. Ленин предложил использовать "Интернационал"
В 1944 г. в ночь на 1 января прозвучал новый гимн СССР Глинки "Патриотическая песнь"
После выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России на слова Михалкова и муз. Александрова. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины.
- Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? (Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн).
Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.
Гимн России
1.Россия -священная наша держава,
Россия-любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава-
Твоё достоянье не все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься страна! Мы гордимся тобой!
2.От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля!
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая богом - родная земля!
Припев
3.Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев.
- Какой человек в России является гарантом соблюдения конституционных прав и обязанностей? (Президент)
- Назовите Президентов нашей страны. 
Мы с вами вспомнили, что такое Конституция, права и обязанности граждан, государственные символы нашей страны. А сейчас мы разделимся на две команды и посоревнуемся в знаниях.
1 конкурс. Разминка: блиц - вопросы «Моя родина - Россия»
- Когда отмечается день Конституции? (12 дек. )
- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
- Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)
- Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).
- Что такое герб? (эмблема государства).
- Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).
- Что такое гимн? (торжественная песня).
- Назовите автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков).
- Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).
- Назовите денежную единицу России. (Рубль).
- Назовите растение – символ России. (Береза).
- Назовите столицу России. (Москва).
- Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).
- Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).
2. Конкурс «Самый быстрый».
-Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)
-Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)
-Форма правления в России? (Республика)
-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)
-Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)
-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )
3. Конкурс "Конституционные термины".
По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:
1 термин: (конституция)
- русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,
-одно из значений - построение;
-в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;
-на латинском - установление;
-в политике - основной закон государства;
2 термин: (государство)
-имеет свою структуру;
-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
-появилось в глубокой древности;
-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;
-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти
3 термин (республика)
-возникла в Древней Греции;
-на латыни - общественное дело;
-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
-это форма правления;
-бывает парламентской и президентской;
4 термин (налог)
- устанавливает государство;
-в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;
-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;
-идёт на содержание госструктур, армию, образование;
- по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.
Подведение итогов конкурсов.
Подведение итогов классного часа.
- О чем мы говорили?
- Что нового сегодня узнали?
- О каких символах государства вспомнили?
- Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?
- Когда в России отмечается день Конституции?
- Все ли равны перед основным законом РФ?
- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?
А закончить наш классный час я бы хотела строчками из «Гимна молодёжи – 2013»:
Время влияет на дни и события,
Давит, диктует форматы и стили,
Вы на пороге большого открытия
Сильной, свободной, богатой России.
Время менять обещанья строптивые,
Но это сделано здесь и сейчас.
Люди свободные, честолюбивые,
Завтра России зависит от вас.

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:

«ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»

Всеобщая декларация прав человека.

Цель:  расширить представления учащихся об основных документах  в  области защиты прав человека.

Оборудование:  мультимедиа проектор, 

План:

  1. Права человека
  2. История прав человека.
  3. Всеобщая декларация прав человека: история принятия и сущность.
  4. Защита прав человека.

1.Права человека.  

Слова право, права являются одними из наиболее используемых в нашей жизни.  Какой же смысл вкладывают в эти понятия . Юридический словарь дает следующее определение этому понятию.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА  - правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.

2.  История прав человека. 

        Идея наличия у человека прав  такая  же древняя, как и сама история человечества. Часть исследователей полагают, что один из документов  Кира Великого, датируемый  539 годом до нашей эры является первым документом по правам человека, а Пакт добродетельных (Hifl-al-fudul), заключенный арабскими племенами примерно в 590 году нашей эры, считается одним из первых документов о создании союза на основе защиты прав человека.  Гражданину древнегреческому  полиса был присущ достаточно большой набор прав. У римлян все права были разделены на две группы: публичные, т.е. общественные и частные (личные),  если у гражданина не было публичных прав, то он считался неполноправным. В Средние века  в Западной Европе  – появились первые элементы системы защиты прав человека. В Англии элементарные права подданных были зафиксированы уже в Великой хартии вольностей 1215 года. Однако пользоваться этими правами могло лишь меньшинство англичан.  XVII – XIX вв. – были созданы знаменитые документы, которые фактически заново открыли историю прав человека.  Основные  идеи  этих документов:

  • Обеспечение свободы человека путем провозглашения его естественных прав.
  • Человеческие права никем не дарованы, а имеют естественное происхождение.
  • Цель государства – защита естественных и неотчуждаемых прав человека.
  • Свобода состоит в праве человека – делать все, что не вредит другому человеку.
  • Гражданин имеет права и ответственность перед законом.
  • Причиной «общественных бедствий и порчи правительства», является забвение прав человека.

          В 17–18 вв., когда происходило становление концепции прав человека, полноправными гражданами считались только европейцы-мужчины высокого достатка. В течение 19 – первой половины 20 вв. постепенно получили признание «неотъемлемые права» всех взрослых граждан независимо от уровня их доходов, расы,  национальности  и пола.

Сначала главными правами, защиты которых имущие граждане добивались от государства, были –   прежде всего, свобода совести, свобода слова и защита собственности. По мере того как в политическую жизнь включались все более широкие круги населения, расширялся и круг тех прав, обеспечение которых считалось общественно важным.  Первоначально права человека защищались исключительно национальными государствами, в то время как нарушение прав человека в «чужих» странах считалась их внутренним делом. Это представление о самодостаточности национального уровня защиты прав человека показало свою несостоятельность уже во время Первой мировой войны, когда совершаемые в условиях военного времени чрезмерные насилия против иностранных граждан не могли подвергаться формальному осуждению.  Накануне Второй мировой войны невмешательство в процесс фашизации Германии обернулось попустительством становлению политического режима, опасного для всего мира. Для предотвращения возникновения агрессивных режимов возникла необходимость создать наднациональный механизм контроля  за постоянным соблюдением основных прав человека во всех странах мира.  

Когда после Второй мировой войны была создана Организация Объединенных Наций, члены международного сообщества дали торжественное обещание не допускать впредь совершения зверств, подобных тем, что имели место в ходе этой войны. Мировые лидеры решили дополнить Устав ООН документом, гарантирующим права каждого человека везде и всегда. Звук.

3. Всеобщая декларация прав человека.

Задуманный ими документ, который позднее стал Всеобщей декларацией прав человека, рассматривался на первой сессии Генеральной Ассамблеи в 1946 году. Ассамблея рассмотрела этот проект декларации об основных правах человека и свободах и препроводила его Экономическому и Социальному Совету «для передачи на рассмотрение Комиссии по правам человека... в контексте подготовки ею международного билля о правах». На своей первой сессии в 1947 году Комиссия уполномочила своих членов разработать то, что она назвала «предварительным проектом международного билля о правах человека». Позднее эту работу взял на себя редакционный комитет, включавший членов Комиссии из восьми государств, отобранных на основе принципа справедливого географического представительства.

        Комиссия по правам человека состояла из 18 членов, представлявших различные политические, культурные и религиозные традиции. Председателем Редакционного комитета являлась Элеонора Рузвельт, вдова американского президента Франклина Д. Рузвельта. Вместе с ней работали Рене Кассэн (Франция), составивший первый проект Декларации; докладчик Комитета Шарль Малик (Ливан); заместитель Председателя Пэн Чун Чан (Китай); и Джон Хамфри (Канада), директор Отдела по правам человека Организации Объединенных Наций, который подготовил набросок Декларации. Однако признавалось, что «движущей силой», которая обеспечила принятие Декларации, являлась г-жа Рузвельт.

Именно Элеонора Рузвельт сравнила Декларацию прав с английской Хартией вольностей. 

Первый проект Декларации был предложен в сентябре 1948 года, причем в подготовке окончательного проекта участвовало свыше 50 государств-членов. В своей резолюции 217А (III) от 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея, заседавшая в Париже, приняла Всеобщую декларацию прав человека; восемь стран воздержались при голосовании, но, ни одна страна не проголосовала против. Полный текст  Всеобщей декларации прав человека был составлен меньше чем за два года. В то время, когда весь мир был разделен на два блока — восточный и западный, нахождение общей точки зрения в отношении сути этого документа оказалось невероятно трудной задачей.  Всеобщая декларация прав человека очень небольшой по объёму документ:  преамбула, 28 статей определяющих основные права человека  и две статьи определяющие ограничения прав человека.  Статья 29.

  •  Каждый человек имеет обязанности перед обществом.
  • Права и свободы человека могут быть ограничены

          лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей.

  •  Осуществление этих прав  и свобод не должно противоречить целям и принципам ООН.

        Всеобщая декларация прав человека определила единую целостную    систему естественных прав человека:

-право на жизнь;

-право на личное достоинство;

-право на свободу;

-право на собственность и др.

        Всеобщая Декларация прав человека стала базовым международным кодексом в области прав человека, на основе которого осуществлялась разработка других международных соглашений. В 1966 Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые вступили в силу в 1976. Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека (International bill of human rights). На основе этих международных документов Совет безопасности ООН может применять принудительные санкции против тех режимов, которые допускают явные нарушения прав человека (как было, например, в 1960–1970-е в отношении расистских режимов Родезии  и ЮАР, в 1990-е – против обвиненных в геноциде режимов Милошевича в Югославии и Хусейна в Ираке).

Помимо организаций системы ООН международным контролем за соблюдением прав человека активно занимаются различные неправительственная общественные организации – например, основанная в 1961 «Международная амнистия» (Amnesty International), ведущая борьбу с преследованием политических противников и нарушением прав узников.

Во Всеобщей Декларации прав зафиксирован  наиболее общепринятый  перечень прав  человека. Это гражданские, политические, культурные, социально-экономические права.  Наряду с зафиксированным во Всеобщей Декларации прав человека наиболее общим перечнем таких прав, есть и другие перечни, отраженные в конституционных документах каждого государства. Они перечисляют права, которыми, согласно национальному законодательству, обладают граждане конкретного государства, отражают национальную специфику и могут заметно отличаться от зафиксированных в Декларации. Национальные конституции не должны противоречить международной Всеобщей Декларации, поэтому национальные правовые нормы, защищающие права граждан конкретного государства, должны конкретизировать и дополнять общепринятые права человека, но не сокращать их.

По предложению Генеральной Ассамблеи ООН ежегодно, начиная с 1950 года,  10 декабря празднуется День прав человека. В резолюции Генеральной Ассамблеи предложено всем государствам ежегодно предоставлять доклады о праздновании Дня прав человека. В координации празднования Дня прав человека важную роль играет Верховный комиссар по правам человека.  В СССР, начиная с 1977 года, правозащитники в День прав человека проводили на Пушкинской площади в Москве так называемый «Митинг молчания». В России в этот день проводятся различные официальные и неофициальные мероприятия. В 2001 году была учреждена премия имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок». Премия присуждается российским журналистам и вручается 10 декабря в День прав человека.

Защита прав человека

        В настоящее время Российская Федерация является участников двух международных договоров: Международный Пакт о гражданских и политических правах и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которыми лица, находящиеся под юрисдикцией РФ, могут обратиться в международные органы по правам человека за защитой своих прав.  К указанным международным органам относятся:

Комитет по правам человека ООН

Европейский Суд по правам человека

        Комитет по правам человека ООН создан и действует на основании Международного Пакта о гражданских и политических правах. Российская Федерация приняла обязательства по Международному Пакту о гражданских и политических правах и Факультативному Протоколу к Международному Пакту с 1 октября 1991 года. Следовательно, каждый, кто полагает, что его гражданские и политические права были нарушены Российской Федерацией после этой даты, вправе обращаться в Комитет по правам человека ООН.

Европейский Суд по правам человека создан и действует на основании Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая была принята 4 ноября 1950 года. Последняя редакция Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод действует с 1 ноября 1998 года. Российская Федерация приняла на себя обязательства по Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод с 5 мая 1998 года. Следовательно, каждый, кто полагает, что Российская Федерация нарушила его гражданский и политические права после этой даты, вправе обращаться в Европейский Суд по правам человека.

Значение Декларации

  • Это  уникальный, не имеющий аналогов в истории человечества международный документ.
  • Принятие Декларации является переломом в мировом и правовом развитии, возрождением естественного права, причем возрождением качественно новым, т.к. основные идеи этого документа вошли в содержание национальных конституций многих стран мира.
  • Определила единую целостную систему естественных прав человека.

«Чтобы страна могла жить,     нужно чтобы жили    права            (А.Мицкевич)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...