Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа общения»
календарно-тематическое планирование (8 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа общения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tshay_i.a._8akkorpus_1_vd_shkola_obshcheniya.docx | 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа общения» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2021 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2021 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
- Образовательной программы МБОУ «Усть -Абаканская СОШ»
Общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. Подготовить таких выпускников невозможно в рамках традиционной технологии — педагогики требований, основанных на внешней мотивации деятельности учащихся, на принуждении. В новой технологии ставка делается на внутриличностные факторы мотивации учащихся, на присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению. Очень важно сформировать у детей культуру здоровья, понимание ценности здорового образа жизни. Только осознание личностной ценности здоровья, его значимости, позволяет ребенку понять, почему для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.
Особое направление работы - преодоление у детей чувства беспомощности, неуверенности в себе, неверия в свои силы. Способности добиться своей цели. Важнейшая задача педагога при этом - укрепление у детей веры в свои силы, в свои возможности, в свою способность преодолеть возникающие трудности. У детей не только вырабатывается навык обсуждение и анализа проблемы и выбора линии поведения, но и появляется возможность проиграть предлагаемую ситуацию с партнѐрами, выбрать подходящие формы общения, закрепить их в новых ситуациях. Одной из основных задач образовательной программы МБОУ «Усть-Абаканская СОШ» является создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, обеспечивающей готовность выпускников средней школы к дальнейшему образованию.
Цель программы:
Создание условий для развития у школьников способностей адекватного и наиболее полного самопознания и познания других людей.
Задачи:
1. Формировать стремление к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем.
2. Расширять знания школьников о чувствах и эмоциях, развитие способности без оценочного их принятия, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
3. Формировать навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
Формы проведения занятий:
Форма работы групповая.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год обучения, объёмом в 31 час, и предназначена для работы с учащимися 8-х классов в возрасте 14 – 15 лет.
Общая характеристика курса
Излагаемая программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике и направленных на формирование у восьмиклассников необходимого уровня психологической готовности к общению в сферах обучения, общения со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности.
В соответствии требованиям ФГОС в основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает: воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества; развитие обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий; освоение основных социальных ролей, норм и правил общения и поведения в социуме; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Основная идея системно - деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Подростки «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся исследователями, делающими свое собственное открытие, сами додумываются до решения проблемной ситуации и сами объясняют, как надо действовать в новых условиях. Системно - деятельностный подход позволяет формировать практические умения у подростков на основе рефлексивной самоорганизации, что позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.
Также на занятиях активно используются различные источники информации, в том числе информационные пространства сети Интернет, что позволяет организовать учебное сотрудничество различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).
Основное содержание занятий представляет собой совокупность тренинговых, игровых упражнений, решение проблемных ситуаций, направленных на решение задач данной программы. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов, на развитие личностных качеств, приобретение конструктивного опыта совместной деятельности, приобретение опыта регуляции собственных эмоциональных состояний.
Реализация программы предлагает использовать формы и методы, предполагающие как индивидуальные, так и коллективные занятия с учащимися. Большинство заданий носит интерактивный, игровой характер, выполняя их, подростки могут проявить свои творческие, организационные способности.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет подросткам развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Данная форма проведения занятий способствует установлению эмоциональных контактов между обучающимися, приучает работать в команде, снимает нервную нагрузку, помогает испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Это - дополнительная возможность организовать обучение общению (культура речи, логика, искусство спора и т.д.).
Анализ литературных отрывков— такая форма работы не только помогает подросткам научиться оценивать жизненные ситуации, разбираться в переживаниях других людей, но и пробуждает интерес к чтению, расширяет кругозор.
Тесты - позволяют подростку самостоятельно определить уровень сформированности того или иного личностного качества, проанализировать свое поведение и т. д. Основная задача тестовых заданий заключается в развитии навыка самооценки у учащихся.
Творческие задания- направленные на развитие креативных способностей подростков, умения нестандартно мыслить, находить оригинальные решения проблем.
Тренинговые задания – это некая программа самообучения, во время которой участник учится принимать решения, руководствуясь лишь собственным опытом.
Тренинговые задания направлены на развитие и тренировку определенной способности или качества подростка (памяти, наблюдательности, внимания и т. д.).
Тренинговые задания ставят цель не столько научить преодолевать препятствия, сколько научить участникам определенным поведенческим навыкам, которые можно использовать в разных ситуациях реальной жизни.
Диагностика– совокупность приемов контроля и оценки, направленных на совершенствование знаний, умений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты курса
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
• извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста;
• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
• учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
• строить речевое высказывание в устной форме;
Познавательные УУД:
• уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя;
• учиться исследовать свои качества и свои особенности;
•учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя;
•учиться наблюдать;
•моделировать ситуацию с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
•учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
•учиться работать в паре и в группе;
•выполнять различные роли;
•слушать и понимать речь других ребят;
•осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Личностные результаты:
Знать:
• о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
• правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;
• правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;
Уметь:
• анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
• налаживать контакт с людьми;
• соблюдать правила игры и дисциплину;
• правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
• формирование установки на здоровый образ.
Предметные результаты:
- создание у младших подростков представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
- повышение уровня знаний подростков о вреде курения, употребления алкоголя и наркотиков.
Метапредметные результаты:
- умение дифференцировать полученную информацию;
- выражение своих мыслей и аргументация своего мнения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- демонстрация уверенного поведения в ситуации отказа.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и общих тем | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Виды взаимоотношений | 7 | 5 | 2 |
2 | Эмоциональные состояния | 15 | 12 | 3 |
3 | Основные жизненные правила общения | 6 | 5 | 1 |
4 | Диагностика. | 3 | 2 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Наименование раздела программы и тема урока |
Раздел I.Виды взаимоотношений | ||
1 | 07.09 | Взаимоотношения с родителями |
2 | 14.09 | Ссоры и конфликты |
3 | 21.09 | Взаимоотношения со сверстниками |
4 | 28.09 | Кто такой друг. Что такое дружба |
5 | 05.10 | Что делать, если одноклассники не уважают? |
6 | 12.10 | Что делать, если одноклассники не уважают (тренинг) |
7 | 19.10 | Конфликт. Пути разрешения конфликта. (ролевая игра) |
Раздел II. Эмоциональные состояния. | ||
8 | 26.10 | Стресс и дистресс. |
9 | 02.11 | Как снять стресс (тренинг) |
10 | 16.11 | Как снять стресс |
11 | 23.11 | Тревожность. Как преодолеть тревожность |
12 | 30.11 | Как стать уверенным в себе |
13 | 07.12 | Кризисы |
14 | 14.12 | Как преодолеть кризисы |
15 | 21.12 | Как преодолеть кризис |
16 | 28.12 | Если у тебя случилось…(ролевая игра) |
17 | 18.01 | Как преодолеть кризис |
18 | 25.01 | Убеждения, которые вызывают проблемы |
19 | 01.02 | Убеждения, которые не вызывают проблемы |
20 | 08.02 | Позитивная установка |
21 | 15.02 | Техника самоподдержки «Я верю, что я…» (тренинг) |
22 | 22.02 | Портрет психологически здорового человека |
Раздел III. Основные жизненные правила общения. | ||
23 | 01.03 | Десять золотых жизненных правил |
24 | 15.03 | Как ты собираешься провести этот день |
25 | 22.03 | Мысли, помогающие жить |
26 | 05.04 | Притчи на все случаи жизни |
27 | 12.04 | Притчи на все случаи жизни |
28 | 19.04 | Умение договариваться – важный полезный навык современного человека (ролевая игра) |
Раздел IV. Диагностика | ||
29 | 26.04 | Куда обратиться за психологической помощью |
30 | 17.05 | Стратегия семейного воспитания |
31 | 24.05 | Итоговое тестирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука общения" для 5 класса
Программа внеурочной деятельности «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 класса, воспитание личности подростков посредством межличностного ...
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура общения»
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.Культура речи - особый раздел на...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Психология общения"
Программа «Психология общения» предназначена для проведения занятий в 6-7 классах....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика общения"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика общения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Психология общения"
Социальное направление...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа общения" для обучающихся 1-4 классов
Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.Задачи программы:– обучение навыкам общения и сотруднич...