Рабочая программа по внеурочной деятельности "Психология общения"
материал (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 36 им. генерала А.М. Городнянского» города Смоленска
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол № 2
от 16 сентября 2019 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Психология общения»
(социальное направление)
Программу составил(а) В.С. Саркулова
подпись
педагог-психолог
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития личности, которую возможно решить при наличии психологических знаний о себе, своих личностных особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом.
Проведения специальной работы с контингентом, находящихся в местах лишения свободы, требует от педагога значительного физического и психического напряжения, большой выдержки и устойчивости.
В специфических условиях содержания в исправительных учреждениях у обучающихся возрастает тревожность, напряжённость в отношениях друг с другом, острые конфликты, нередко возникающие по внешне ничтожным поводам, переходящим порой в насильственные преступные действия.
Проблема общения относится к числу важнейших для лиц, находящихся в условии изоляции от общества. Этот период весьма существенен для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование личности. Поэтому развитие навыков общения и сотрудничества, готовности и способности вести диалог с другими людьми, добиваться в нем взаимопонимания становиться весьма актуальным. Актуальность особо возрастает на данном этапе реформы образования и развития общества в целом, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.п.
Проблема общения изучалась и изучается многими авторами, как зарубежными, так и отечественными. Так А.Н. Леонтьев (1974) считает, что общение – это определенная сторона деятельности, ибо оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. В.М. Соковкин (1974) анализирует человеческое общение, как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и как взаимовлияние. Б.Г. Ананьев (1969) подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения, как деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. А ученые, изучавшие возрастные особенности
человечества (Божович Л.И. (1968), Выготский Л.С. (1984), Эльконин Д.Б. (1978), Кон И.С.(1989) и др.) свидетельствуют о том, что общение является одним из основных видов деятельности.
Следует отметить, что с аналогичными проблемами молодежь сталкивалась всегда, но сегодня они особенно остро встают практически перед каждым молодым человеком. Поэтому обучение молодых людей способам бесконфликтного общения, повышение их культуры в вопросах ролевого взаимодействия, совершенствование их знаний и умений в области продуктивного сотрудничества является особенно актуальной в современных социальных условиях и в условиях требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.
Предлагаемая программа «Психология общения» направлена на развитие культуры межличностных отношений и навыков продуктивного сотрудничества, обучающихся с педагогами, друзьями, родителями и т.д.
Цель программы: способствовать формированию у участников образовательного процесса коммуникативных навыков, умения продуктивно общаться и взаимодействовать, конструктивно и адекватно действовать в конфликтных ситуациях.
Задачи программы:
- Познакомить участников образовательного процесса с психологическими аспектами отношений и взаимодействия между людьми.
- Способствовать формированию представлений о ненасильственном общении.
- Развивать навыки конструктивного поведения и саморегуляции в конфликтных и стрессовых ситуациях.
- Научить понимать чувства и потребности свои и другого, научить выражать это понимание.
- Сформировать навыки работы по преодолению обиды, раздражения, гнева, стресса.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Группы, учащихся формируются по принципу добровольности. Целесообразно включать в группу обучающихся примерно одинакового возраста. Возрастной диапазон не должен превышать двух лет. Количественный состав группы – 10–12 человек. Меньший или больший состав группы допускается, но требует корректировки используемых форм и методов работы.
Для участия, обучающегося в данной дополнительной образовательной программе необходимо личное согласие. Согласие обучающихся предполагает их информированность о целях и формах взаимодействия ведущего и участников группы, а также об ожидаемых результатах.
Каждое занятие с учащимися рассчитано на 1 академический час, частота проведения – один раз в неделю.
Количество часов: 34 ч.
Категория участников: обучающиеся 8 классов основной школы.
В ходе освоения программы обучающиеся получат возможность формирования универсальных учебных действий:
Личностных
- ориентация в системе моральных норм, понимание конвенционального характера морали;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
- доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым насилия;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
0бучающийся получит возможность для формирования:
- умения конструктивно разрешать конфликты.
- адекватной позитивной самооценки и Я - концепции;
- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивных
Обучающийся получит возможность научиться:
- уметь самостоятельно контролировать своё поведение в эмоционально-напряжённой обстановке и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе выбора социально приемлемых форм поведения;
- владеть навыками слушания и понимания собеседника;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативных
Обучающийся научится:
- учитывать при принятии решения разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех участников;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- коммуникативной рефлексии.
Познавательных
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения этических задач в зависимости от конкретных условий;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическое рассуждение;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые при изучении этических норм и правил поведения человека.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
- Информационная часть
- Практическая часть
- Рефлексия.
Реализация данной программы является условием создания коллектива, созданном благодаря формированию коммуникативных умений обучающихся, оказанию помощи в понимании своего места и роли в социальных группах, повышению компетентности в понимании собственных эмоциональных состояний и состояния других людей, формированию навыков разрешения конфликтов, проблем общения, участию в событиях общественного характера.
Планируемые результаты реализации программы
Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний о своих психологических особенностях и особенностях других людей, основах конструктивного общения.
Обучающиеся научатся:
Способам самопознания и саморазвития, рефлексии, построения ситуации межличностного взаимодействия.
Обучающиеся получат возможность научиться: исследовать особенности поведения человека в различных ситуациях, понимать партнёра, используя вербальные и невербальные способы общения, аргументировано и убедительно излагать свою точку зрения.
Для достижения данного уровня результатов при реализации программы используются упражнения, направленные на самопознание, тесты, опросники, эссе, рефлексивные упражнения, ролевые и имитационные игры, анализ конкретных ситуаций.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности.
У обучающихся будут сформированы: позитивное восприятие себя, уважительное отношение к чужому мнению, иной точке зрения, к людям с ограниченными возможностями здоровья, потребность следовать закону и нравственным нормам.
Обучающиеся получат возможность научиться в соответствии с ситуацией проявлять уважение, сочувствие, эмпатию по отношению к другим людям независимо от возраста, особенностей, статуса.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет использование в ходе занятий ролевых и имитационных игр, дискуссий, диспутов.
Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
Обучающиеся должны приобрести опыт межличностного взаимодействия (различные способы информирования, ведение переговоров, выявление потребностей нуждающихся в помощи) на основе нравственных норм.
Обучающиеся получат возможность приобретение опыта взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья, людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, оказания им посильной помощи.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с социумом при выходе на свободу.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Проведение занятий по темам программы «Психология общения» предполагает использование разнообразных методов и форм работы:
Занятия содержат интерактивные методы:
- творческие задания; игровые элементы; мозговой штурм; интерактивные лекции (использование видеоматериала);
- Информационно-практические: уроки-лекции, уроки-беседы, дискуссии, семинары-практикумы.
- Практические и тренинговые занятия, ролевые игры.
- Обучение через опыт и сотрудничество.
- Психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания.
- Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций.
- Анализ статей научно-популярной литературы.
- Систематическое повторение ранее изученного материала.
- Проверка и самопроверка знаний.
В процессе обучения используются различные дидактические материалы: презентации по темам курса, видеоматериалы, схемы и т.п.
При оценке результатов обучения целесообразно использовать опросный метод. По окончании курса предлагается выполнить творческую работу (эссе, рефлексивное сочинение, творческое исследование по одной из тем) по выбору учащихся.
Содержание курса
Тема: «Самопознание и саморазвитие» (3 ч.)
Что такое самопознание? Зачем нужно знать себя. Причины самопознания.
Степень их проявления. Определение собственных личностных качеств. Способы самопознания. Кто я? Какой я? Я глазами других людей. Многообразие личностных качеств.
Тема: «Открытое общение» (8 ч.)
Вводное занятие: знакомство с предметом курса «Общение без проблем». Механизмы общения: эмпатия, рефлексия, идентификация. Общение как взаимодействие. Деловое общение. Общение как обмен информацией ( коммуникативная сторона общения). Методы развития коммуникативных способностей.
Тема: «Этические формы общения» ( 7 ч.)
Этика и этикет. Деловой этикет в профессиональной деятельности. Общение по телефону. Развитие навыков общения. Правила искусства убеждения. Схема убеждения.
Тема: «Конфликты и способы их разрешения» (6 ч.)
Знакомство с понятием «конфликт». Конфликтные типы личности, Формула конфликта.
Поведение при возникшей конфликтной ситуации. Управление конфликтом. Правила бесконфликтного общения. Проявление агрессивности, эгоизма. Стресс.
Тема: «Ненасильственное общение» (2 ч.)
Определение и виды издевательств. Психологическая характеристика поведения «Жертвы » и «обидчика». Освоение алгоритма ненасильственного общения, выражение просьбы, отказа, благодарности на основе «языка жирафа».
Тема: « Манипуляции» ( 1 ч.)
Скрытое управление собеседником против его воли. Блок – схема «Защита от манипуляций».
Тема: «Общение в группе». ( 7 ч.)
Малая и большая группы. Группа и коллектив. Положение человека в группе и коллективе. Психологический климат в группе и коллективе. Формальные и неформальные группы. Итоговое занятие. Групповые коммуникативные игры на сплочение коллектива «Ниточка и иголочка», «Принятие решений».
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Самопознание и саморазвитие | 3 |
2 | Открытое общение | 8 |
3 | Этические формы общения | 7 |
4 | Конфликты и способы их разрешения | 6 |
5 | Ненасильственное общение | 2 |
6 | Манипуляции | 1 |
7 | Общение в группе | 7 |
Итого: | 34 ч. |
Учебно-тематическое планирование программы
№ п/п | Тема занятия | Всего учебных часов | Из них | |||
Информационная часть | Практическая часть | |||||
3 | 2 | 1 | ||||
Самопознание и саморазвитие ( 2 ч. + 1 ч.) | ||||||
1. | Что такое самопознание? Зачем нужно знать себя. Причины самопознания. | 1 | ||||
2. | Способы самопознания. Кто я? Какой я? Я глазами других людей. Многообразие личностных качеств. | 1 | ||||
3. | Тренинговые упражнения : «Кто я? Какой я?». Рефлексия. | 1 | ||||
Межличностное общение ( 5 ч.+1 ч.) 6 5 1 | ||||||
4. | Качества, важные для межличностного общения. | 1 | ||||
5. | Механизмы общения: эмпатия, рефлексия, идентификация. | 1 | ||||
6. | Вербальные и невербальные средства общения. | 1 | ||||
7. | Правила эффективного общения. | 1 | ||||
8. | Фазы общения. | 1 | ||||
9. | Практическое занятие: ролевая игра «Давайте познакомимся», «Брачное объявление». | 1 | ||||
Вербальные коммуникации ( 3 ч.+1 ч.) | 4 | 3 | 1 | |||
10. | Особенности вербальной коммуникации. | 1 | ||||
11. | Барьеры общения. | 1 | ||||
12. | Обратная связь. | 1 | ||||
13. | Практическое занятие: ролевые игра с элементами выполнения упражнений «Испорченный телефон», «Разговоры». Упражнение «Мысль одна, а слов много». Рефлексия. | 1 | ||||
Невербальные коммуникации ( 2 ч.+1 ч) 3 2 1 | ||||||
14. | Особенности вербальной коммуникации.. | 1 | ||||
15. | Социальный статус. Жесты, мимика, позы. | 1 | ||||
16. | Практическое занятие: игры: «Зеркало», «Пантомима», «Испорченный видеомагнитофон». | 1 | ||||
Искусство убеждения ( 2 ч.+ 1 ч.) 3 2 1 | ||||||
17. | Правила искусства убеждения. | 1 | ||||
18. | Схема убеждения. | 1 | ||||
19. | Практическое занятие: упражнения «Убеждение, игры «Комплимент», «Прокуроры и адвокаты», «Поединок ораторов». Рефлексия. | 1 | ||||
Эффективные приёмы общения. Общение как обмен информацией. Деловое общение. Общение по телефону» ( 2 ч.+1 ч.) 3 2 1 | ||||||
20. | Как стать специалистом в деловых переговорах. | 1 | ||||
21. | Умение вести конструктивный диалог | 1 | ||||
22. | Практическое занятие: составить текст объявления типа «ищу работу», «приём на работу». Игра «Брачный контракт», « Экстренные звонки». Упражнение: «Отправь SMS другу». Закрепление материала. Притча: «Как важно правильно слушать». Рефлексия. Упражнение «Самопохвала». | 1 | ||||
Конфликты и их разрешение. ( 4 ч.+1 ч.) 5 4 1 | ||||||
23. | Приветствие. Упражнение «Вежливые слова». Теория (конфликтные типы личности). Формула конфликта. | 1 | ||||
24. | Беседа ( как себя вести, если возникла конфликтная ситуация?). Управление конфликтом. | 1 | ||||
25. | Правила бесконфликтного общения. | 1 | ||||
26. | Проявление агрессивности, эгоизма. Стресс. | 1 | ||||
27. | Практическое занятие: ролевая коммуникативная игра «Как разрешить конфликт». Рефлексия, упражнение «Живая анкета». Проигрывание поведения в стрессовой ситуации. | 1 | ||||
Манипуляции. ( 1 ч. +1 ч.) 2 1 1 | ||||||
28. | Скрытое управление собеседником против его воли. Блок –схема «Защита от манипуляций | 1 | ||||
29. | Практическое занятие: проигрывание «выхода из неудобных ситуаций, не теряя чувства собственного достоинства ». | 1 | ||||
Общение в группе ( 6 ч. + 1 ч.) | 7 | 6 | 1 | |||
30. | Что такое малая и большая группы. Группа и коллектив. | 1 | ||||
31. | Положение человека в группе и коллективе. психологический климат в группе и коллективе. | 1 | ||||
32. | Формальные и неформальные группы. | 1 | ||||
33. | Радиослушатели и телезрители как большие социальные группы. | 1 | ||||
34. | Реклама как способ воздействия на людей. | 1 | ||||
Итого: | 34 | 26 | 8 |
Планируемые результаты реализации программы
Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний о своих психологических особенностях и особенностях других людей, основах конструктивного общения.
Обучающиеся научатся:
Способам самопознания и саморазвития, рефлексии, построения ситуации межличностного взаимодействия.
Обучающиеся получат возможность научиться: исследовать особенности поведения человека в различных ситуациях, понимать партнёра, используя вербальные и невербальные способы общения, аргументировано и убедительно излагать свою точку зрения.
Для достижения данного уровня результатов при реализации программы используются упражнения, направленные на самопознание, тесты, опросники, эссе, рефлексивные упражнения, ролевые и имитационные игры, анализ конкретных ситуаций.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности.
У обучающихся будут сформированы: позитивное восприятие себя, уважительное отношение к чужому мнению, иной точке зрения, к людям с ограниченными возможностями здоровья, потребность следовать закону и нравственным нормам.
Обучающиеся получат возможность научиться в соответствии с ситуацией проявлять уважение, сочувствие, эмпатию по отношению к другим людям независимо от возраста, особенностей, статуса.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет использование в ходе занятий ролевых и имитационных игр, дискуссий, диспутов.
Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
Обучающиеся должны приобрести опыт межличностного взаимодействия ( различные способы информирования, ведение переговоров, выявление потребностей нуждающихся в помощи) на основе нравственных норм.
Обучающиеся получат возможность приобретение опыта взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья, людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, оказания им посильной помощи.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с социумом при выходе на свободу.
Литература:
- И.А. Тренинг психологической безопасности в школе. – СПб.: Речь, 2002. – 251с.
- Байярд Роб. Т., Байярб Дж. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – М.: Академ. Проект, 2006. – 208 с.
- Григорьева Т.Г. и др. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосиб.: Новосиб. ун-та, М.: Совершенство, 1997. – 171 с.
- Григорьева Т.Г. и др. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. – Новосиб.: Новосиб. ун-та, М.: Совершенство, 1997. – 198 с.
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосиб.: Новосиб. ун-та, М.: Совершенство, 1997. – 171 с.
- Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. – СПб.: Речь, 2010. – 141 с.
- Ежова Н.Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 249 с.
- Имею право. Сборник игр и задач для тебя и твоих друзей/ авторы – составители Мирошкина М.Р. и др. – М., 1999. – 72 с.
- Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 144 с.
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. - М.: Генезис, 2004. – 183 с.
- Кипнис М . Тренинг семейных отношений., Часть 2. Родительство. – М.: «Ось – 89», 2005. – 128 с.
- Куницина В.Н. и др. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
- Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинг для подростков и их родителей. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психологоия. – М.: Пед-ое общ. России, 1999. – 442 с.
- Психология подростков. Учебник. /под ред. Реан А.А. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 480 С.
- Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. – СПб.: Питер, 2009. – 240 с.
- Профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков. Методические рекомендации для социальных педагогов.- Ростов н/Д, 2002. – 67 с.
- Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: методические разработки занятий. -М.: Новая школа, 1993. – 49 с.
- Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПБ.: Речь, 2003. – 175 с.
- Рвачева Е. Как стать мастером общения? 49 простых правил. – М.: Эксмо, 2010. – 128 с.
- Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.
- Тримаскина И.В. и др. Тренинг эмоционального интеллекта и развития личной эффективности. – СПБ.: Речь, 2010. – 157 с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии Часть 1,2,3. – М.: Генезис, 2005.– 167 с.
КИНО И ВИДеОМАТЕРИАЛЫ:
- Х/ф «Вам и не снилось». Драма. СССР, 1980 г. Режиссер: И. Фрез
- Х/Ф «Мост в терабитию». Фэнтези. США, 2007 г. Режиссер: Г. Ксуно
- К/Ф «Все умрут, а я останусь». Драма. Россия, 2009 г. Режиссер: В. Гай Германика
- Х/ф «Крыша». Драма. Россия, 2009 г. Режиссер: Б. Грачевский
- Х/ф «Республика Шкид». СССР, 1966 г., Режиссер: Г. Полока
- Методические разработки занятий, диагностические материалы для отслеживания результатов работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука общения" для 5 класса
Программа внеурочной деятельности «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 класса, воспитание личности подростков посредством межличностного ...
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Английский для общения» для 8 класса
Данная программа разработана для внеурочной деятельности в 8 классах ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс
Цель данного курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и лбщения обучающихся...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура общения»
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.Культура речи - особый раздел на...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Психология общения"
Программа «Психология общения» предназначена для проведения занятий в 6-7 классах....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика общения"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика общения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...