Рабочая программа по внеурочной деятельности:" Моё Оренбуржье" - 8 класс
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности:" Моё Оренбуржье" - 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneuroch._hayrullina_8_klass.docx | 48.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена на заседании МО Протокол № 1 от «__» августа 2021г. Руководитель ШМО _________ Т.А. Исакова | Согласовано заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «Гимназия №1» ________ Логинова А.И «__» августа 2021г. | Утверждена директор МАОУ «Гимназия №1» ______ ___ Кузьмин О.А. Приказ № 154 от «__» августа 2021г. |
Программа внеурочной деятельности
« Мое Оренбуржье»
Направление: общеинтеллектуальное
Класс: 8а,8б
Составитель: Гафиатулина Диана Ильдаровна, учитель географии МАОУ « Гимназия №1» МО «г. Бугуруслан» |
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Моѐ Оренбуржье» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, МАОУ «Гимназия №1» и с учѐтом программ по учебным предметам.
Данная программа направлена на формирование у школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою малую Родину.
Цель: создание среды для духовно-нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка через формирование основ краеведческой культуры.
Задачи программы:
Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы Оренбургской области.
Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношения к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы.
Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.
- программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности:
духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при
изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся
начальной школы.
Данная рабочая программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие самих школьников
- процессе еѐ приобретения. Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и
имеет все условия для системы преемственности краеведческой деятельности школьников в начальной и средней школе.
Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35–45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, иследований несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов.
Программа реализуется МАОУ «Гимназия №1» во взаимодействии и
тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами
социализации – партнерами школы, музеем, библиотекой города.
- Планируемые результаты Личностные универсальные учебные действия выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, принадлежности к культуре малой родины –г. Бугуруслан и в целом к Бугурусланскому району, Оренбургской области; чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой, с культурой Оренбургской области.
Выпускник получит возможность для формирования:
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
-положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном поведении и поступках;
-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроктивной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ и результат действия;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
-устанавливать аналогии;
-владеть рядом общих приѐмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек (школьной, Саракташской централизованной библиотечной системы) и сети Интернет;
-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет;
-задавать вопросы;
-контролировать действия партнѐра;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и позиций всех участников;
-с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
- Содержание курса «Моѐ Оренбуржье
Гражданско-патриотическое направление:
- ценностные представления о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине (Оренбургской области,г. Бугуруслан)
- первоначальные нравственные представления о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье, школе, одноклассникам;
- элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, важнейших законах государства;
- представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о
флаге и гербе Оренбургской области,г. Ьугуруслана;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Оренбургской области,г. Бугуруслана;
- уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
- первоначальные представления о народах России, Оренбургской области об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- первоначальные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и Оренбургской области;
- уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей страны, уважение к защитникам Родины, защитники родного города Бугуруслана
Нравственное и духовное воспитание:
- первоначальные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, нравственный выбор, достоинство, любовь и др.);
- первоначальные представления о значении религиозной культуры в жизни человека и общества, связи религиозных культур народов России и российской гражданской (светской) этики, свободе совести и вероисповедания, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре Оренбургской области;
- первоначальные представления о духовных ценностях народов России, народов Оренбургской области;
- уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и других Оренбургской области;
- знание и выполнение правил поведения в образовательной организации, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
- уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов
- телевизионных передач.
Положительное отношение к труду и творчеству:
- первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях, профессии родного города Бугуруслан;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- элементарные представления о современной экономике Оренбургской
области;
- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке
- реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Интеллектуальное направление:
- первоначальные представления о возможностях интеллектуальной деятельности, о ее значении для развития личности и общества;
- представление об образовании и самообразовании как общечеловеческой ценности, необходимом качестве современного человека, условии достижении личного успеха в жизни;
- элементарные представления о роли знаний, науки в развитии современного производства, в жизни человека и общества, об инновациях, инновационном обществе, о знании как производительной силе, о связи науки и производства;
- первоначальные представления о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства;
- интерес к познанию нового;
- уважение интеллектуального труда, людям науки, представителям творческих профессий;
- элементарные навыки работы с научной информацией;
- первоначальный опыт организации и реализации учебно-исследовательских
проектов;
- первоначальные представления об ответственности за использование результатов научных открытий.
Здоровьесберегающее направление:
- первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, его значения для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном
- нравственном здоровье;
- формирование начальных представлений о культуре здорового образа
жизни;
- базовые навыки сохранения собственного здоровья, использования здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и во внеурочное время;
- первоначальные представления о ценности занятий физической культурой
- спортом, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни;
- элементарные знания по истории российского и Оренбургского спорта, уважение к спортсменам;
- отрицательное отношение к употреблению психоактивных веществ, к курению и алкоголю, избытку компьютерных игр и интернета;
- понимание опасности, негативных последствий употребления психоактивных веществ, алкоголя, табака, наркотических веществ, бесконтрольного употребление лекарственных препаратов, возникновения суицидальных мыслей.
Социокультурное и медиакультурное направление:
- первоначальное понимание значений понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», важности этих явлений для жизни и развития человека, сохранения мира в семье, обществе, государстве;
- первоначальное понимание значений понятий «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм», формирование негативного отношения к этим явлениям, элементарные знания о возможностях противостояния им;
- первичный опыт межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения;
- первичный опыт социального партнерства и межпоколенного диалога;
- первичные навыки использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения.
Культуротворческое и эстетическое направление:
- первоначальные представления об эстетических идеалах и ценностях народов Оренбургской области;
- первоначальные навыки культуроосвоения и культуросозидания, направленные на приобщение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- проявление и развитие индивидуальных творческих способностей;
- способность формулировать собственные эстетические предпочтения;
- представления о душевной и физической красоте человека;
- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества людей малой Родины;
- начальные представления об искусстве народов России, народные промыслы родного города
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Правовое направление и культура безопасности:
- элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
- первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека;
- элементарные представления о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в
обществе;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи
- отвечать за свои поступки;
- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
- знание правил безопасного поведения в школе, быту, на отдыхе, сельской среде, понимание необходимости их выполнения;
- первоначальные представления об информационной безопасности;
- представления о возможном негативном влиянии на морально психологическое состояние человека компьютерных игр, кинофильмов, телевизионных передач, рекламы;
- элементарные представления о девиантном1 и делинквентном2 поведении.
Семейные ценности:
- первоначальные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека и общества;
- знание правил поведение в семье, понимание необходимости их
выполнения;
- представление о семейных ролях, правах и обязанностях членов семьи;
- знание истории, ценностей и традиций своей семьи;
- уважительное, заботливое отношение к родителям, прародителям, сестрам и
братьям;
- элементарные представления об этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях народов Оренбургской области.
Экологическое направление:
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности в родном городе
- бережное отношение к растениям и животным Оренбургской области;
- понимание взаимосвязи здоровья человека и экологической культуры;
- первоначальные навыки определения экологического компонента в проектной и учебно-исследовательской деятельности, других формах образовательной деятельности;
- элементарные знания законодательства в области защиты окружающей
среды.
- Календарнтематическое планирование 8 класс
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Кол-во часов | |
Моя Родина – Россия. Родной Оренбургский край | 8 | ||||
Оренбургская область, Бугурусланский район. Историческое образование границ. Пограничные территории. | 1 | ||||
Губернаторы г. Бугуруслана, Администрация Бугурусланского района (история и современность). | 1 | ||||
Что даёт наш край стране. Природные богатства. | 1 | ||||
Традиции и обычаи народов Оренбургской области. | 1 | ||||
Из истории моей школы. Посещение школьного музея. | 1 | ||||
Экскурсия в городской музей | 1 | ||||
Исторические памятники родного края. | 1 | ||||
Урок-проект Эколого – краеведческий маршрут. | 1 | ||||
Моя семья. Родословная | 6 | ||||
Моя семья - моё богатство. Генеалогическое древо моей семьи. | 1 | ||||
Старые фотографии рассказали. История моей семьи в истории города и страны. | 1 | ||||
Виртуальная экскурсия в музей «Национальная деревня» | 1 | ||||
Традиционные праздники моей семьи. | 1 | ||||
Профессии моих родителей. | 1 | ||||
Урок- « Я выбираю профессию» | 1 | ||||
История нашей школы | 4 | ||||
Гордость нашей школы. Традиции моей школы. | 1 | ||||
Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей. | 1 | ||||
Урок-проект «Школа нашей мечты». | 1 | ||||
Экскурсия. Литературный музей заповедник писателя С.Т. Аксакова. | 1 | ||||
История Оренбуржья и города Оренбурга | 6 | ||||
Оренбуржье – многонациональный край. Кто является аборигенами Оренбургского края? (казахи, башкиры, татары, русские, мордва, чуваши) | 1 | ||||
Экскурсия (виртуальная) в музей Оренбургского казачества. | 1 | ||||
Загадочный мир названий улиц города. Исторические здания на карте города. | 1 | ||||
Родной край в годы Великой Отечественной войны. | 1 | ||||
Герои нашего времени. | 1 | ||||
Современный Бугуруслан. | 1 | ||||
Флора и фауна Оренбургского края | 4 | ||||
Природа нашего края. Экскурсия. | 1 | ||||
Флора и фауна нашего края. Красная книга Оренбургской области. | 1 | ||||
Лекарственные и ядовитые растения, произрастающие в нашей местности. | 1 | ||||
Водоемы Оренбургской области. | 1 | ||||
Дела нашего города. Что дает наш город стране | 6 | ||||
Предприятия и достопримечательности нашего района. | 1 | ||||
С чего начинается Родина. История моего города. | 1 | ||||
Любить город - значит быть ему полезным. | 1 | ||||
Экскурсия. Саракташская обитель милосердия ( виртуальная) | 1 | ||||
Народные промыслы моего края. | 1 | ||||
Турнир «Я-оренбуржец» | 1 |
Список использованной литературы
1. Л.И. Футорянский Учебное пособие « История Оренбуржья» Оренбургское книжное
издательство. 1996г.
- П.И.Сучков Учебное пособие «История родного края». Челябинское Южно – уральское книжное издательство.1988г.
3.Н.П.Семыкин. Учебное пособие « История родного края». 1976г.
- М.Н.Мохова. Учебное пособие «Наш край». Южно – Уральское книжное издательство.1972г.
5.Л.И.Футорякский. , В.А.Лабузов Учебное пособие « История Оренбуржья» Оренбургское книжное издательство. 2008г.
- Н.Л.Моргунова Археология Южного Урала, Оренбургское литературное издательство
2007г.
- А.А. Чибилев, Т.В.Краснов, П.В. Вельмовский Кавркенский район Оренбургской области. Краеведческий атлас Институт степи УрОРАН.- Оренбург, 2009г.
Познавательная.
1.В.Г.Синельников. «Знакомьтесь, Оренбуржье». Южно-уральское книжное издательство 1970г.
2.А.Е.Акиньшина. Документы и материалы «Культурное строительство в Оренбуржье». Южно-уральское книжное издательство1989г.
3Н.Ф.Корсунов Сборник лучших детских сочинений «По тебе, Яик, слава добрая».
Оренбургское книжное издательство 1999г.
4А.В.Коваленко Записки секретаря обкома партии «Гвардии земледельцы». Москва.
Издательство политической литературы1980г.
- А.Лазукин Документы воспоминания « Гагарин в Оренбурге». Южно-уральское книжное издательство 1975г.
6.И.Уханов. «Оренбургский платок». Издательство «Советская Россия» Москва-
1976г.
7Книга-альбом Планета целина., Оренбург ООО «Оренбургский край» 2004г
- И.Смольников. «Путешествие ПА.С.Пушкина в Оренбургский край». Москва
«Мысль» 19991г.
9.В.П.Россовский. «Солдатская слава». Оренбург 1994г.
- Н.И.Мячин. « Орденоносное Оренбуржье». Южно-уральское книжное издательство 1968г.
- Б.Н.Чистяков. Воспоминания участников гражданской войны в Оренбуржье. «За счастье народное». Южно-уральское книжное издательство 1969г.
12.Г.М. Десятков. «Герои секретных архивов». Оренбург, «Южный Урал».
- А.А.Чибилев. «Геологические памятники природы Оренбургской области». Оренбургское книжное издательство 2000г.
- Б.Т.Уткин. Краткий библиографический словарь «Урал литературный». Южно-уральское книжное издательство 1988г.
Сайты : pro-orenburg.ru orenplatok.kviter.ru
ol-ileck56.ru (арбузы)
сезоны-года.рф (природа Оренбургской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"
В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...
рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"
В программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе
Программа организации внеурочной деятельности младших подростков по направлению «Исследовательская деятельность» предназначена для работы с учащимися 5 классов и является пропедевтическим ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса " Учусь делать добро"
Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса . В ней освещается работа тимуровского движения в классе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"...