Круглый стол "Каждый сам является хозяином своего жизненного пути"
классный час (9 класс)

Изотова Валентина Иосифовна

Но  вот  наступает  минута,  когда  мы  делаем  выбор,  от  которого будет  зависеть  вся  будущая  жизнь -  мы выбираем  профессию!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

« Каждый  сам  является  хозяином   своего  жизненного пути».

(Выбор моей профессии»)

Форма  проведения – круглый  стол (уч – ся  сидят  за  столами по  группам, всего 4 группы,  столы  расставлены  по  кругу).

Предварительная  работа –

1) уч – ся  писали  эссе  на тему: «Какую  профессию  я выбираю. Почему?».

2) Взяли интервью  у  главы  биржи труда.

Цель: профориентационная  работа  среди  уч – ся; подвести  уч – ся  к пониманию того,  что  положение  и  место  в  обществе  зависит  от  усилий индивида,  от  правильного сделанного им  выбора  своей  будущей профессии, от  его  образования; для  получения  хорошей профессии  необходимы  хорошие знания,  которые дает   школа,  техникум, институт,  университет.

Основные  понятия,  рассматриваемые  на  занятии:  труд, профессия, свобода выбора, ответственность, мое  будущее.

Оборудование: 1) на  доске  записи пословиц – «Работа – основа всей жизни», «Труд – целительный  бальзам, добродетели - источник». Записаны  вопросы,  на  которые  надо  будет  ответить  в  конце  занятия: (смотреть  чуть  ниже).

2) бланки с интервью  руководителя  службы  занятости;

3) музыка  Мигеля Рамоса (для  музыкал.  сопровождения)

4) бланки  с  «фотографией  дня»;

5) бланки  с тестом  «Трудоголик»;

6) бланки с  графами – «Преуспевающий  человек»  и  «Неудачник»;

7) бланк «Мое призвание;

8) советы психолога – «12 секретов удачной  карьеры».

9) Выписка  из  Конституции  Р.Ф  ст. 37 «Труд  свободен. Каждый  имеет  право  свободно распоряжаться  своими способностями   к труду, выбирать род  деятельности и профессию».

10) ватманы  и  маркеры  для  записей  на них  по ходу  работы.

11) написан  алгоритм  работы    на  отдельном  ватмане. 

                            Ход  занятия:

Вступительное  слово  кл.руководителя,  мотивация  занятия:  Мы  каждый  день,  каждую  минуту  делаем  какой – либо выбор,  смотреть  ту или  иную программу по телевизору, поработать  с  уроками  сейчас  или  попозже,  и т  п. Но  вот  наступает  минута,  когда  мы  делаем  выбор,  от  которого будет  зависеть  вся  будущая  жизнь -  мы выбираем  профессию.

Когда  ваши  родители  начинали свой  трудовой путь, собственность  в  нашей  стране  была государственной  и  колхозно – кооперативной, сегодня в  России  строятся рыночные  отношения  и мы должны научиться жить  и  работать  в этих условиях, которые  предъявляют   достаточно большие  требования  ко  всем  участникам  трудовых  отношений. Перед  вами  встала проблема  выбора вашей  будущей  профессии. Конституция России  предоставляет  вам  право  выбора  и  распоряжения  своей  профессией. (обратить  внимание детей  на  надпись о ст. 37 Конституции Р.Ф).  В конце занятия вы должны ответить  самим себе  на вопросы:

Какие профессии  и  почему  пользуются  наибольшим  спросом? Какие общие  требования  предъявляются  людям, нанимающимся  на работу? Какие  профессии  обеспечивают  устойчивый  доход и  стабильное  положение в обществе? Какое  образование  необходимо  получить для  приобретения   профессии, обеспечивающей высокий доход? Что  нужно для правильного выбора  профессии?  

Итак, приступаем!

1 фаза – фаза  вызова.

Учитель: для того, чтобы наиболее  полно ответить  на поставленные  вопросы,  некоторым  из вас было дано опережающее задание: из  газет,  журналов  выяснить,  какие  профессии  сейчас  пользуются  наибольшей популярностью,  взять  интервью  у  руководителя  службы  занятости Бокторской  биржи труда,  написать   мини – сочинения о  том, кем бы  вы  хотели  стать. Выдержки  из ваших сочинений я с вашего разрешения  зачитаю попозже,  а  сейчас  слово  предоставляю  тем, кто  работал  с  периодической печатью - ( предполагаемые  ответы  уч – ся : 1 -  мы пришли к  выводу, что исчезают  многие  ранее  существовавшие профессии,  такие, которые  связаны  с  грубым  ручным  трудом,  тяжелым  физическим  трудом,  так  как  происходит  становление  так  называемых «новых  профессий», например, надомные  профессии – работа  по Интернету, рассылка  различного  рода  информации  по  стране, практически  везде  на заводах  работают  станки  с  числовым программным  управлением, психологи; 2 – увеличивается число  работающих  в  сфере услуг. Сокращается  число  жителей  сельской  местности, появилось  огромное  число  свободных профессий, таких, как  частные  предприниматели, писатели,  художники,  шоу – бизнесмены;                               3 – мы  заметили, что  несколько  уменьшился конкурс на экономические факультеты,  но  увеличился  конкурс  при  поступлении  в ВУЗы  на  классические факультеты – например, физико – математический; 4 – у населения  увеличилось свободное  время  и  большая безработица  среди  молодежи).

Учитель:  Я сейчас раздам каждой группе  интервью, взятое  нашей  маленькой  социологической группой  у  руководителя  биржи  труда  с.п. Боктор. Ваша задача - определить  критерии  профессий,  которые  пользуются  наибольшим  спросом  у  нас  в  Комсомольске  и  крае. А  девушки,  проводившие  опрос,  мне  помогут. Я зачитываю  вопрос,  они говорят ответ.

                               

  Интервью:

1 вопрос: На  какие  специальности сегодня наибольший спрос?

Ответ: наибольшая  потребность сегодня на следующие специальности  из  разряда  «престижных»:

                                       - специалист  в  области  компьютерных  технологий;

                                       - специалист по ремонту  вычислительных  систем;

                                       - специалист  по  ремонту  сложной  бытовой и  

                                         электронной  техники  и  промышленного оборудования

Что  касается не престижных специальностей, низкооплачиваемых,  то  существует  потребность  среди  неквалифицированного  персонала – дворники, технички, санитарки, подручные  строительные  рабочие. Сейчас  пока  в  Сосенском,  в  связи  с  сокращением  персонала  на  градообразующем  предприятии  СПЗ, заметно чувствуется  безработица, но в  прогнозе на  будущее  предполагается,  что  неквалифицированных   работников  еще  более  не будет  хватать  по причине  низкой  заработной  платы.                                                                                                         

2 вопрос: Какие  требования  предъявляются  к  претенденту  на  рабочее  место  со  стороны работодателя?

Ответ: прежде  всего – здоровый;  затем – обязательно  высшее  образование   по профилю;  знание  компьютера и программного  обеспечения по  нему; далее – для  женщин – внешний  вид, внешние данные,  отсутствие  маленьких  детей; опыт  работы по  профессии, возраст  до  40 – 45 лет; актуально наличие  определенной  базы – например,  своего автомобиля; так же  смотрится,  насколько  человек  коммуникабелен, умеет  правильно  выразить свою  точку  зрения, сформулировать  мысли, четко  и  в  срок   выполнить  порученное дело  и  вписывается  под  принятую  корпоративную  культуру. 

3 вопрос: Выше  был  затронут вопрос  возраста,  что  Вы  можете  специально  сказать  по этому  поводу?

Ответ: сегодня  найти нормальную  работу  человеку  в  возрасте  больше  45 лет крайне  сложно.  На  это  могут  рассчитывать  только  очень  квалифицированные  специалисты  из  тех  областей,  что  были  перечислены выше. В  первую  очередь, бухгалтера и   специалисты  в  области  сложной  бытовой техники  и  электроники  и  то, если они  попадают  под  те  требования.  Что  уже  я  перечислила,  так  как  это  связано  со  следующими  моментами: мобильность  человека  после  45 лет  резко  снижается, скорый  выход  на  пенсию,  и  крайне  сложный  процесс  переучивания  на  современные  технологии.

4 вопрос: Какие  группы населения  в  большей степени  приходят  для  устройства  на  работу?

Ответ: В  основном  это  две категории граждан: как  раз  люди  старшего  возраста  40 – 45 лет, не  имеющие  в  основном  высшего  образования   и обладающие  средней рабочей квалификацией   и  молодые люди,  так  же  не имеющие  опыта  и  требуемой  квалификации  или  профессии.  С молодыми  людьми разобраться  и помочь  и  как  раз  проще.  Мы  отправляем  их  либо  на  курсы  переквалификации,  либо  советуем  получать высшее  образование.

5 вопрос: Что  касается  курсов, какие  из  них наиболее  посещаемы?

Ответ: Это  курсы компьютерной  грамотности и  все,  что  связано с  компьютерами  и  новыми  технологиями. Так же  популярны курсы  бухгалтеров с  использованием  вычислительной  техники  и  курсы  в  сфере обслуживания – например,  продавец, закройщик   по  пошиву  одежды  и т. п. ( процессе  чтения  интервью  учащимися  в  классе  звучит  музыка  Мигеля Рамоса  2 – 3минуты).

Учитель: давайте теперь подведем  итоги  работы  по  интервью, определим критерии  профессий,  пользующихся  наибольшим  спросом:  ответы  записываются  на ватмане,  висящим  на доске ( предполагаемые  ответы  уч – ся:  сегодня  на рынке  труда  необходимы  молодые, коммуникабельные  люди  с  хорошим образованием, высокой  квалификацией, готовые эти  качества  использовать в интересах фирмы).

 

2 фаза – фаза  осмысления.

Учитель:  В  жизни  каждого  из  нас бывают приятные  и  не  очень  приятные минуты.  Но  в любом  случае  приходится  делать выбор. Можно  конечно  от  него  отказаться  и  тем  самым  уйти  от  него, но это  не  самый  эффективный  способ  решения  жизненных  проблем. Вот  и  мы  сейчас  попытаемся  в  ходе  различных  тренингов  выяснить,  насколько  вы  готовы  к  трудностям, как  сможете  преодолеть  некоторые из них: 1) для  начала  попрошу  вас  как  бы  сфотографировать  свой  обычный  день,  т. е  сделать  фотографию  дня – цель  данной  работы – умеете  ли вы  ценить свое время,  то,  что ни  за  какие  деньги ни  при  каких  условиях  невозможно  вернуть назад, не  даром говорят,  что  время – деньги. Давайте  проанализируем  всего  один  день  вашей  жизни,  для  этого  заполните  бланк «Фотография  дня»:     

«В  течение  дня я  работаю  в  школе ….. часа, дома … часа, ем …. раз.  Я  читаю ……  станиц  книг,  смотрю  телевизор   в  течение  …….  часов. За  один  день  я   трачу  примерно  ……  часов  на  прогулки  с  друзьями, ……..  часов  на  то,  что бы  сделать  уроки,  ……. на  спортивные   дела.  На  помощь  маме  у  меня  уходит …….  часов, на  подготовку  к  поступлению  в  институт (техникум)………  часов. Кроме того,  я  люблю  отдохнуть  ….   часов».  После  заполнения  бланка  проанализируйте  его  со  своими  товарищами,  сидящими  за столом,  и  сделайте  вывод (предполагаемый  вывод: необходимо  бережно  относится   к  своему  времени,  уметь  рационально  его  распределять).

2) Разумеется,  вы  знаете,  что  есть  люди  одержимые  своей  работой. Они  настолько увлечены своей  работой,  что  не  замечают все остальные  стороны  жизни. Семья,  отдых,  даже  собственное  здоровье  забываются ими до тех  пор, пока  есть здоровье.  А  как  относитесь  к  своим  трудовым  обязанностям вы?   Тест,  который  вы  сейчас  заполните,  поможет  определить  уровень  вашего  трудоголизма.  На  каждое  утверждение  теста  нужно дать  либо  утвердительный, либо  отрицательный   ответ:                                                             ТЕСТ:                

А) Даже  во  время  еды  я  думаю.  Что  нужно  сделать   в  ближайшее  время…………….

Б) В  каникулы  я лучше  поработаю  с репетитором,  чем  просто  лежать на диване  и  смотреть телевизор …………………………

В) Мне хронически  не  хватает  времени,  что бы  все  успеть …………………

Г) Одноклассники,  которые  приходят ко  мне,  что бы  просто  поболтать,  раздражают  меня ………………….

Д) Когда  у меня  нет конкретного  дела,  бездействие    раздражает  меня ………...

Ж) Мне часто не  дает покоя  мысль, что я еще  что – то  еще  должен  сделать….

Е) Заболев, я не тороплюсь к  врачу, а стараюсь работать в прежнем режиме…….

З) Я  не люблю  сидеть  без  дела, всегда  стараюсь  найти  себе занятие ………..    И)  Меня  часто  раздражают  непонятливость  и медлительность  других……….

К) Для меня очень  важно,  что бы  окружающие  считали  меня  работящим……….

 За  каждый  ответ  «ДА»  поставьте  себе  1 балл.  Определение  результата  и  его интерпретация:                                                                                                                       

  от 1 до 3 баллов – вы не  являетесь  рабом  работы,  видите  и  другие  прелести жизни. Это  неплохо, но, может  быть,  вы вообще  не  воспринимаете работу, как  одну из  потенциальных радостей жизни. Вам  стоит  больше  уделять  внимания выполнению  своих трудовых  обязанностей.

От 4  до 6 баллов – Ваше  отношение  к  жизни  в  целом   в норме, вы  явно  считаете  работу частью  своего  бытия, но не предметом  поклонения. И в этом вы правы. В жизни  нужно  видеть радость  и от  работы,   и  от  общения с  природой  и от простого  отдыха.

От 7 до 10 баллов:  Работа  является  основой вашей  жизни,  другие  радости  вам практически  недоступны. Однако  всякое  излишество  вредно  для вашего  здоровья.  Вам  предстоит пересмотреть  свое  отношение  к  работе.  Иначе…..

3) Учитель: вопрос  учителя   уч – ся -  кто же  сколько  баллов  набрал?   выяснив  сейчас,  насколько  вы  любите  трудиться,  представим,  что  вам  предложили  весьма  престижное и  доходное  место. Вам  назначено  собеседование  с  директором  фирмы. Внимательно  выслушайте  диалог  и  найдите ошибки  у  того,  кто пришел  на  собеседование.

 

                                Ролевая  игра « Устройство  на  работу»

Директор  фирмы: Что  вы  можете  рассказать  о себе?

Устраивающаяся  на  работу: мне  25 лет,  я дипломированный  специалист.  Имею  семью, детей. Но  иногда  болею.

Директор  фирмы: Почему  вы  хотите  работать  у нас?

Устраивающаяся  на работу: Знаете,  ваша  фирма  близко  от  дома и  здесь  больше  платят, а  вообще  я   умная,  и  думаю,  мои  знания вам  помогут.

Директор  фирмы: Почему вы  уходите  с прежнего места  работы

Устраивающаяся  на работу: Мой  прежний начальник  просто невыносим.  Часто ругал  меня  за  опоздания, а ведь я  живу  так далеко.  Кроме  того,  зарплата  была  низкой,  а  я  хочу  большего.

Директор  фирмы: Извините,  но  вы  нам  не подходите.

Устраивающаяся на работу: Почему?

Учитель:  А  действительно почему? Я  попрошу  группы  высказать  свое  мнение  по этому  поводу. (Предполагаемые  ответы  уч – ся  записываются на ватмане: что бы  вас  приняли  на  работу, надо рассказать  о  ваших  серьезных достижениях  на протяжении ряда лет – получение  диплома, аттестация; 

       -  о  семейном  положении можно  не рассказывать, если вас не  спрашивают; 

      -  не  надо  говорить «Близко  от  дома»,  лучше  продемонстрировать  знания о данной фирме и  что  вы  можете  принести  ей успех, удачу.

      -  никогда не  хулите своего  начальника,  даже  если он был  последним чудовищем, согласно  КЗоТу,  за  опоздания,  как  правило  накладывают  дисциплинарные взыскания (а здесь начальник только  ругал);

      -  думается,  фирма  правильно сделала,  отказав  в работе этой  девушке,  я     была  бы  недовольна  таким работником.                                                                                                            Учитель: психолог  Дейл  Карнеги  еще 50 лет  назад  составил:   «12  секретов  удачной  карьеры» (зачитать  эти секреты).

1)Ежедневно  составляйте  список из  шести  важных дел.

2) Помните,  что  вам платят  не  только  за  время,  но   и за  результаты.

3) Не  забывайте пословицу: « Сделал  дело – гуляй  смело!»

4) Проявляйте  гибкость  и творческую  инициативу.

5) Не  бойтесь  совершать  ошибок, но старайтесь  принимать  правильные  решения.

6) Делитесь  своими  полномочиями (как  руководитель) с  умными исполнителями.

7) Говорите  кратко, по существу, не  затягивайте совещания.

8) Учитесь  слушать, Интересуйтесь точкой зрения своих  сотрудников.

9) Будьте  готовы высказать  свое мнение. Ценят  тех,  кто  умеет  мыслить   самостоятельно.

10) Верьте  в  себя,  в свои  способности. Оставляйте  время,  что бы   подумать  о  новых  идеях.

11) Сохраняйте  хорошее  настроение  в любой  ситуации.

12) Заботьтесь  о  своем  здоровье. Спорт, физические  упражнения, свежий

воздух – залог вашей  профессиональной  деятельности.

 Учитель:  а  выводы  вы  сейчас сделаете  сами: (предполагаемые  ответы  уч – ся: чтобы  тебе сопутствовала удачная карьера, мало быть специалистом, надо  уметь  правильно  вести  себя  в обществе).

3 фаза – рефлексия.

 Мы  переходим к  третьей  части  нашей  работы - А).  на  столах  лежат  бланки  и  тема  вашего  тренинга «Преуспевающий  человек».  Группа  должна  составить  из прилагательных,  глаголов  и  существительных  примерно  11 – 13 словосочетаний 

 ПРЕУСПЕВАЮЩИЙ

      ЧЕЛОВЕК

1. Умение учиться.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

                   

  НЕУДАЧНИК

 

1. Ленивый

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Затем  группы  зачитывают  вслух  свои  ответы,  а  учитель  записывает  их на  ватмане.

Б).Учитель: людям,  конкретному  человеку  хочется  знать мнение  о  себе окружающих  людей. Что  о  нем думают   другие? Каким  его  воспринимают,  в  том  числе  и  в  профессиональной  сфере? Сейчас  у  вас  есть  такая  возможность - узнать, каким  видят  ваше  профессиональное  будущее  члены  группы. Вы  проведете  опрос  о  себе  внутри группы. Каждый присутствующий  имеет  определенное  мнение  по  поводу  ваших  способностей  и той  профессии,  которая  больше  всего  вам  подходит. Поэтому  каждый  задаст  каждому  один  вопрос: «Какое  у  меня  призвание?  Чем  мне  лучше  заниматься  в  жизни? Для  этого  используем опросный  лист.  Время – 5 минут». 

(за    эти  5 минут  учитель  готовит  мини – сочинения  уч – ся,  написанные  ими ранее  и  по окончании   опроса   предлагает  сравнить,  насколько верно  совпадают  результаты). 

Учитель : в  заключение, я  попрошу  вернуться  к  тем  вопросам, ответы  на  которые  мы  все  хотели  бы  услышать  и  сделать  вывод  по теме:     

 

                                                                                                            

                     ОТ   ВЫБОРА  МОЕЙ  ПРФЕССИИ  -----(предполагаемый  ответ -зависит вся моя  будущая  жизнь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий и жизненный путь А.С. Пушкина

Данный материал дополнит лекцию учителя о творческом пути А.С. Пушкина, проиллюстрирует ход урока...

Жизненный путь Николая Клюева

В презентации представлен материал о жизни Николая Клюева. Перед показом нужно соединить все три части,...

Педагогическая мастерская по теме: «Абу Али ибн Сина (Авиценна), его жизненный путь и достижения».

Данная мастерская, включает в себя два спаренных урока и проводится в 8 классе.Цель данной мастерской: познакомить учащихся с великим учёным, врачом, умнейшим человеком, поэтом –  Абу – Али – Ибн...

Классный час «Разговор о самовоспитании, или Как стать хозяином своих чувств?»

Занятие в 6 классе проводится в форме педагогической мастерской. На нём используются технологии интерактивного обучения. Учащиеся работают в группах. Отвечая на вопросы "Возможно ли стать хозяином сво...

Классный час на тему: "Мой жизненный путь"

Данный классный час направлен на определение и построение приоритетных жизненный ценностей у старшеклассников путем выстраивания лесницы успеха счастливого человека...

«Кем мы являемся в своей профессии? …»

статья-размышление о роли классного руководителя в осуществлении сочетания общественного и семейного воспитания...