Классный час на тему: Классный час «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА или еще раз о правах и не только…»
классный час

Классный час на тему: «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА или еще раз о правах и не только…»

Цель:  расширить представления учащихся об основных документах  в  области защиты прав человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas._vsemirnyy_den_prav_cheloveka.docx79.53 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА

НА ТЕМУ:

«ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ

ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

или еще раз о правах

и не только…»

C:\Users\Евгений\Desktop\07_.jpg

Автор-разработчик:

Алексей Анатольевич Немшанов,

БИЙСК-2021

Классный час на тему:

 «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

или еще раз о правах и не только…»

Цель:  расширить представления учащихся об основных документах  в  области защиты прав человека.

Оборудование:  мультимедиа проектор, 

План:

  1. Права человека
  2. История прав человека.
  3. Всеобщая декларация прав человека: история принятия и сущность.
  4. Защита прав человека.

1.Права человека.  

Слова право, права являются одними из наиболее используемых в нашей жизни.  Какой же смысл вкладывают в эти понятия . Юридический словарь дает следующее определение этому понятию.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА  - правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.

2.  История прав человека. 

        Идея наличия у человека прав  такая  же древняя, как и сама история человечества. Часть исследователей полагают, что один из документов  Кира Великого, датируемый  539 годом до нашей эры является первым документом по правам человека, а Пакт добродетельных (Hifl-al-fudul), заключенный арабскими племенами примерно в 590 году нашей эры, считается одним из первых документов о создании союза на основе защиты прав человека.  Гражданину древнегреческому  полиса был присущ достаточно большой набор прав. У римлян все права были разделены на две группы: публичные, т.е. общественные и частные (личные),  если у гражданина не было публичных прав, то он считался неполноправным. В Средние века  в Западной Европе  – появились первые элементы системы защиты прав человека. В Англии элементарные права подданных были зафиксированы уже в Великой хартии вольностей 1215 года. Однако пользоваться этими правами могло лишь меньшинство англичан.  XVII – XIX вв. – были созданы знаменитые документы, которые фактически заново открыли историю прав человека.  Основные  идеи  этих документов:

  • Обеспечение свободы человека путем провозглашения его естественных прав.
  • Человеческие права никем не дарованы, а имеют естественное происхождение.
  • Цель государства – защита естественных и неотчуждаемых прав человека.
  • Свобода состоит в праве человека – делать все, что не вредит другому человеку.
  • Гражданин имеет права и ответственность перед законом.
  • Причиной «общественных бедствий и порчи правительства», является забвение прав человека.

          В 17–18 вв., когда происходило становление концепции прав человека, полноправными гражданами считались только европейцы-мужчины высокого достатка. В течение 19 – первой половины 20 вв. постепенно получили признание «неотъемлемые права» всех взрослых граждан независимо от уровня их доходов, расы,  национальности  и пола.

Сначала главными правами, защиты которых имущие граждане добивались от государства, были –   прежде всего, свобода совести, свобода слова и защита собственности. По мере того как в политическую жизнь включались все более широкие круги населения, расширялся и круг тех прав, обеспечение которых считалось общественно важным.  Первоначально права человека защищались исключительно национальными государствами, в то время как нарушение прав человека в «чужих» странах считалась их внутренним делом. Это представление о самодостаточности национального уровня защиты прав человека показало свою несостоятельность уже во время Первой мировой войны, когда совершаемые в условиях военного времени чрезмерные насилия против иностранных граждан не могли подвергаться формальному осуждению.  Накануне Второй мировой войны невмешательство в процесс фашизации Германии обернулось попустительством становлению политического режима, опасного для всего мира. Для предотвращения возникновения агрессивных режимов возникла необходимость создать наднациональный механизм контроля  за постоянным соблюдением основных прав человека во всех странах мира.  

Когда после Второй мировой войны была создана Организация Объединенных Наций, члены международного сообщества дали торжественное обещание не допускать впредь совершения зверств, подобных тем, что имели место в ходе этой войны. Мировые лидеры решили дополнить Устав ООН документом, гарантирующим права каждого человека везде и всегда. Звук.

3. Всеобщая декларация прав человека.

Задуманный ими документ, который позднее стал Всеобщей декларацией прав человека, рассматривался на первой сессии Генеральной Ассамблеи в 1946 году. Ассамблея рассмотрела этот проект декларации об основных правах человека и свободах и препроводила его Экономическому и Социальному Совету «для передачи на рассмотрение Комиссии по правам человека... в контексте подготовки ею международного билля о правах». На своей первой сессии в 1947 году Комиссия уполномочила своих членов разработать то, что она назвала «предварительным проектом международного билля о правах человека». Позднее эту работу взял на себя редакционный комитет, включавший членов Комиссии из восьми государств, отобранных на основе принципа справедливого географического представительства.

        Комиссия по правам человека состояла из 18 членов, представлявших различные политические, культурные и религиозные традиции. Председателем Редакционного комитета являлась Элеонора Рузвельт, вдова американского президента Франклина Д. Рузвельта. Вместе с ней работали Рене Кассэн (Франция), составивший первый проект Декларации; докладчик Комитета Шарль Малик (Ливан); заместитель Председателя Пэн Чун Чан (Китай); и Джон Хамфри (Канада), директор Отдела по правам человека Организации Объединенных Наций, который подготовил набросок Декларации. Однако признавалось, что «движущей силой», которая обеспечила принятие Декларации, являлась г-жа Рузвельт.

Именно Элеонора Рузвельт сравнила Декларацию прав с английской Хартией вольностей. 

Первый проект Декларации был предложен в сентябре 1948 года, причем в подготовке окончательного проекта участвовало свыше 50 государств-членов. В своей резолюции 217А (III) от 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея, заседавшая в Париже, приняла Всеобщую декларацию прав человека; восемь стран воздержались при голосовании, но, ни одна страна не проголосовала против. Полный текст  Всеобщей декларации прав человека был составлен меньше чем за два года. В то время, когда весь мир был разделен на два блока — восточный и западный, нахождение общей точки зрения в отношении сути этого документа оказалось невероятно трудной задачей.  Всеобщая декларация прав человека очень небольшой по объёму документ:  преамбула, 28 статей определяющих основные права человека  и две статьи определяющие ограничения прав человека.  Статья 29.

  •  Каждый человек имеет обязанности перед обществом.
  • Права и свободы человека могут быть ограничены

          лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей.

  •  Осуществление этих прав  и свобод не должно противоречить целям и принципам ООН.

        Всеобщая декларация прав человека определила единую целостную    систему естественных прав человека:

-право на жизнь;

-право на личное достоинство;

-право на свободу;

-право на собственность и др.

        Всеобщая Декларация прав человека стала базовым международным кодексом в области прав человека, на основе которого осуществлялась разработка других международных соглашений. В 1966 Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые вступили в силу в 1976. Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека (International bill of human rights). На основе этих международных документов Совет безопасности ООН может применять принудительные санкции против тех режимов, которые допускают явные нарушения прав человека (как было, например, в 1960–1970-е в отношении расистских режимов Родезии  и ЮАР, в 1990-е – против обвиненных в геноциде режимов Милошевича в Югославии и Хусейна в Ираке).

Помимо организаций системы ООН международным контролем за соблюдением прав человека активно занимаются различные неправительственная общественные организации – например, основанная в 1961 «Международная амнистия» (Amnesty International), ведущая борьбу с преследованием политических противников и нарушением прав узников.

Во Всеобщей Декларации прав зафиксирован  наиболее общепринятый  перечень прав  человека. Это гражданские, политические, культурные, социально-экономические права.  Наряду с зафиксированным во Всеобщей Декларации прав человека наиболее общим перечнем таких прав, есть и другие перечни, отраженные в конституционных документах каждого государства. Они перечисляют права, которыми, согласно национальному законодательству, обладают граждане конкретного государства, отражают национальную специфику и могут заметно отличаться от зафиксированных в Декларации. Национальные конституции не должны противоречить международной Всеобщей Декларации, поэтому национальные правовые нормы, защищающие права граждан конкретного государства, должны конкретизировать и дополнять общепринятые права человека, но не сокращать их.

По предложению Генеральной Ассамблеи ООН ежегодно, начиная с 1950 года,  10 декабря празднуется День прав человека. В резолюции Генеральной Ассамблеи предложено всем государствам ежегодно предоставлять доклады о праздновании Дня прав человека. В координации празднования Дня прав человека важную роль играет Верховный комиссар по правам человека.  В СССР, начиная с 1977 года, правозащитники в День прав человека проводили на Пушкинской площади в Москве так называемый «Митинг молчания». В России в этот день проводятся различные официальные и неофициальные мероприятия. В 2001 году была учреждена премия имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок». Премия присуждается российским журналистам и вручается 10 декабря в День прав человека.

Защита прав человека

        В настоящее время Российская Федерация является участников двух международных договоров: Международный Пакт о гражданских и политических правах и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которыми лица, находящиеся под юрисдикцией РФ, могут обратиться в международные органы по правам человека за защитой своих прав.  К указанным международным органам относятся:

Комитет по правам человека ООН

Европейский Суд по правам человека

        Комитет по правам человека ООН создан и действует на основании Международного Пакта о гражданских и политических правах. Российская Федерация приняла обязательства по Международному Пакту о гражданских и политических правах и Факультативному Протоколу к Международному Пакту с 1 октября 1991 года. Следовательно, каждый, кто полагает, что его гражданские и политические права были нарушены Российской Федерацией после этой даты, вправе обращаться в Комитет по правам человека ООН.

Европейский Суд по правам человека создан и действует на основании Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая была принята 4 ноября 1950 года. Последняя редакция Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод действует с 1 ноября 1998 года. Российская Федерация приняла на себя обязательства по Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод с 5 мая 1998 года. Следовательно, каждый, кто полагает, что Российская Федерация нарушила его гражданский и политические права после этой даты, вправе обращаться в Европейский Суд по правам человека.

Значение Декларации

  • Это  уникальный, не имеющий аналогов в истории человечества международный документ.
  • Принятие Декларации является переломом в мировом и правовом развитии, возрождением естественного права, причем возрождением качественно новым, т.к. основные идеи этого документа вошли в содержание национальных конституций многих стран мира.
  • Определила единую целостную систему естественных прав человека.

«Чтобы страна могла жить,     нужно чтобы жили    права            (А.Мицкевич)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка правовой беседы-диалога Тема: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)

Методическая разработка правовой беседы-диалога по теме: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)...

ПРАВОВАЯ ПЯТИМИНУТКА тема: «10 ДЕКАБРЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА или еще раз о правах и не только…»

Данное мероприятие проводится в течении 10 минут как информационный блок ко Дню  Прав человека.  Это вводное мероприятие в правовом блоке к данному праздник, которое. знакомит учащихся с ист...

Методическая разработка интегрированного урока посвященного Всемирному дню прав человека и Дню Конституции РФ.

Урок посвящен Дню Конституции Российской Федерации.Цель урока: объяснить значимость и актуальность Декларации прав человека  для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государств...

20 ноября - Всемирный день прав ребенка

внеклассное мероприятие "Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних"...

Классный час : "20 ноября – Всемирный день прав ребенка"

Цель: 1. Познакомить учащихся с основными документами о правах и защите детей. 2. Знакомство учащихся с основными положениями « Конвенции о правах ребенка»....

Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».

Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отноше...

Классный час на тему "1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом"

Цель классного часа: сформировать принципы безопасного поведения; воспитывать осознанное отношение к проблеме ВИЧ/СПИДа,  формировать потребность в здоровом образе жизни....