Цель: 1. Познакомить учащихся с основными документами о правах и защите детей. 2. Знакомство учащихся с основными положениями « Конвенции о правах ребенка».
Ход классного часа:
Право – это все то, что истинно и справедливо. Виктор Гюго
Чтец 1:
День осенний в ноябре - Праздник на календаре! День подарков и цветов, Ты встречать его готов?
Протяни с улыбкой руку Немцу, русскому, якуту, Англичанину, эстонцу - Пусть сияет ярче солнце!
Чтобы мирно жить смогли Люди в радости, любви, Взрослые на всей планете Нынче дарят праздник детям!
Мир вам сохраним! Подрастайте! Улыбайтесь! Мы вас защитим!
- Здравствуйте, ребята! - Ребята, 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребенка. Знаете ли вы, что с самого рождения имеете свои права, которые защищает самая главная организация на нашей земле - Организация Объединенных Наций.
Сегодня мы и будем говорить о ваших правах. Но сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. ( Учащиеся называют свое имя, добавляя к нему прилагательное).
- Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете? - А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? - Ваши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении. Там еще записаны имена наших родителей. - А что там еще записано, кто знает? (Беседа с учащимися). - Правильно, а еще то, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие еще есть у детей права? Где они записаны? ( Беседа с учащимися).
В 1948 году появилась Всеобщая Декларация прав человека, которая принята ООН. В ней сказано о правах всех людей. Ваши права записаны в очень серьезном документе – «Конвенция о правах ребенка», которая была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенцию подписали 150 стран (Казахстан в их числе). РК присоединилась к этой Конвенции в 1994 году. В этом документе говорится, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, заботу родителей.
Перед вами кроссворд. Вы должны угадать, слова по горизонтали и указать ключевое слово.
2. Каждый ребенок имеет …. ( право) 3. Любой человек в государстве…(Гражданин) 4. Страна, а по – другому …( Государство) 5. Глава государства… ( Президент) 6. Главная песня страны…( гимн) 7. Фраза, выписанная из книги, - ( цитата) 8. Основной закон государства…( Конституция)
Ключевое слово в кроссворде – Конвенция
Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
- Какие же права есть у всех детей мира?
Предлагаю совершить небольшую экскурсию по страницам «Конвенции о правах ребенка»
- Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 – летнего возраста. - Право на жизнь. - Право на имя при рождении. - Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечивает им наилучший уход. - Право на медицинскую помощь. - Право на образование. - Право на отдых и досуг. - Право иметь имущество. - Право свободно выражать свои взгляды. - Право на свободное перемещение. - Право на свободу и воспитание родителями. - Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. - Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища - Дети имеют право говорить на своем родном языке.
Закончите предложение:
1. Ребенок - лицо, ( не достигшее 18 лет) 2. Законные представители ребенка … ( родители или опекуны) 3. Все дети имеют… ( равные права) 4. Каждый ребенок имеет право… ( на жизнь, личную свободу) 5. Каждый ребенок имеет право… ( на индивидуальность, на охрану здоровья) 6. Каждый ребенок обязан… ( соблюдать законодательство РК)
Игра: «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав»
(Подготовить слайды с изображением фрагментов из сказок)
1. Право на жизнь ( «Колобок») 2. Право на неприкосновенность жилища ( «Три поросенка») 3. Право на свободу вступление в брак («Дюймовочка») 4. Право жить и воспитываться в семье ( «Морозко») 5. Право на отдых и досуг ( «Золушка») 6. Жестокое, бесчеловечное обращение («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
Составьте слово:
Нокевниця - Конвенция
гоусардтсов - Государство
ижзнь – жизнь
рбоазоавине – образование
Конкурс «ПЕСНИ О ПРАВАХ»
Для каждой команды исполняется песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь. (Подготовить музыкальные фрагменты песен)
1. «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения). 2. «Чему учат в школе» (право на образование). 3. «На крутом бережку» из мультфильма «Приключения кота Леопольда» (право на отдых). 4. «Песня о родителях»из фильма «Пеппи Длинный чулок» ( право воспитываться в семье).
- С каким важным документом вы познакомились? - Какой организацией он был принят? - Когда отмечается «Всемирный День прав ребенка» - Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
АНКЕТА
1. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?_________________________________________
2. Что такое права?_____________________________________
3. Что такое обязанности?_______________________________
4. Зачем придумали права людей и обязанности?____________
|