Развитие творческих способностей обучающихся
статья

Мартынцова Ирина Викторовна

Статья описывает опыт работы по развитию творческих способностей школьников посредством интеграции в разных видах продуктивной деятельности. Статья может быть интересна широкому кругу педагогов. Она ориентирует читателя на использование  опыта работы в своей практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_obuchayushchihsya.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Мы никого и ничему не можем обучить –

        Мы только можем помочь познать себя.
Галилео Галилей

        В современном быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными учреждениями стоят особо сложные задачи. При этом главнейшей является та, что сформулирована в ст.29 пункте I «Конвенции о правах ребенка». Она гласит: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит  от школы.

Конечно, нет сомнения,  что вся деятельность в школе должна быть направлена на создание воспитательной системы гуманистического типа. Главная цель, которой - максимальное развитие личности ученика и подготовка самореализации в жизни с опорой на следующие целостные ориентиры: здоровье, семью, отечество, культуру.

Отсюда, функция педагогов школы не может быть иной, как создание необходимых условий для саморазвития, самоактулизации внутренних движущих сил, способностей и талантов ребёнка.

Главное - это «внутренние условия», т. е. состояние психики (души) ребёнка. «Внешние условия» лишь в той мере являются педагогическими, в какой создают здоровые «внутренние условия» для самостроительства ребёнка. Внутренние  же условия определяются потребностями человека, от них зависит качество внутренней жизни ребёнка, они рождают ощущение внутренней свободы человека. Потребности лежат в основе интересов ребёнка. Они образуют своеобразную программу саморазвития ребёнка. Поднимаясь по её ступеням к собственному «Я», воспитанник становится равным самому себе, способным осуществить себя, находить и достигать истинных целей и смыслов жизни, он становиться ЛИЧНОСТЬЮ. 

       Воспитательная деятельность школы должна строиться на следующих принципах:

•     гуманизация;

•    индивидуализация;

•    культуросообразность;

•    взаимодействие и сотрудничество детей и взрослых;

•    демократизация;

 •    природосообразность;

•    дифференциации.

Организация воспитательной работы должна быть  нацелена на то, чтобы побудить и вызвать потребность у школьника изменить себя. Сущность  этой   работы,   в   большей  степени  мотивационной,   сводится  к  следующим моментам:   

          1. Научить учащихся заниматься самовоспитанием.

          2. Показать образцы самовоспитания, саморазвития, внушая при этом то, что каждая личность важна сама по себе, что каждый человек может путём самовоспитания улучшить свою природу, и что каждый из нас обладает уникальными возможностями внутреннего роста.  

        3.   Помочь ребёнку рационально и эмоционально самоосознать и оценить себя, увидеть в себе положительные и сильные стороны и увидеть недостатки с тем, чтобы одни развить и усилить, а другие устранить или компенсировать.

4. Вызвать у ребёнка стремление к самосовершенствованию через неудовлетворённость результатами своей деятельности, но без утраты уверенности в себе. Одновременно поднимать планку его притязаний.

Достигается это следующими методами:

  • педагогическими требованиями;
  • требованиями классной и школьной среды;
  • организацией в школьной жизни духа состязательности, соревновательности во всех сферах коллективной и индивидуальной деятельности учащихся (учебной, культурной, спортивной), что помогает им, сравнивая, познавать себя.

В системе воспитательной работы выделены три группы позитивных ценностей:

Ценности творчества - реализуются через труд - физический или умственный, досуговый, оптимальное сочетание и того и другого. Научить ребенка самостоятельно привносить смысл в свою работу, выражать в ней свои способности и индивидуальные особенности, получать от работы истинное удовольствие, испытывать наслаждение. Нет значимой или не значимой работы, поэтому важно приучать себя и ребенка к установке внутреннего мотива, что интересной может быть любая работа.

Ценности переживания - проявляются в чувствительности человека к различным явлениям окружающего мира, будь то люди, природа, произведения искусства. К ним относится чувство любви, сентиментальность, способность сопереживать и переживать. Насмешка, порицание со стороны взрослых провоцируют развитие черствости и эгоизма. Развитию чувственно-эмоциональной сферы способствуют общение с миром природы, искусства, реальная деятельность милосердия, творения добра.

Ценности отношения - связаны с реакцией человека на ограничение его возможностей, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые не может изменить. То как он относится к своей судьбе, тяготам жизни, какую позицию по отношению к ним занимает, в конечном счете, определяет жизненную энергию, умение противостоять негативным ситуациям, переносить и принимать достойно удары судьбы, и, конечно, удовлетворенность жизнью.

Ценности творчества реализуются через следующую совместную воспитывающую деятельность, как в процессе обучения, так и в во внеурочной деятельности:

• учебные программы, факультативы, в рамках которых используются педагогические технологии с максимальной активностью учебной деятельности учащихся;

• научно - исследовательская и творческая деятельность учащихся;

• олимпиадное движение, конкурсы, интеллектуальные марафоны, научно - практические конференции:

• кружковая деятельность;

• традиционные коллективные творческие дела (КТД);

• ученическое самоуправление.

Как в нашей школе происходит формирование творческого потенциала учащихся,  их самоопределение и самореализация?

Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные,  кружковые,  объединяющие и массовые.

Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде отчетного концерта, конференции, выставки, смотра.

                Объединяющие формы работы - распространённой формой являются школьные музеи. При школе функционирует историко-краеведческий музей «Светоч». Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Учащиеся, увлекающиеся литературой, пробуют себя в журналистике, систематически пополняют информацией о жизни школы школьный сайт, выпускают газету «Жили-были».

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, служит важным средством сплочения коллектива.

Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, марафоны, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки.

Смотры - наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача - подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, воспитание стремления к общему поиску. Также формой массовой работы с детьми является классный час.

В новом учебном году педагогическим  коллективом нашей школы совместно с  коллективом учащихся продолжена  работа над вопросом развития самоуправления как в классных коллективах, на школьном уровне, так и на муниципальном уровне: учащиеся школы принимают участие в работе Молодежного совета поселка п. Пурпе.

    Организованная структура системы школьного самоуправления способствует формированию и развитию у учащихся различных компетенций, в том числе коммуникативных, творческих, а также личностных качеств.

Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива, самореализации учащихся, развития их творческого потенциала. Конечно, участие детей во внеурочной  деятельности должно быть добровольным, но задача педагога состоит в том, чтобы сориентировать и скоординировать индивидуальные интересы ребенка так, чтобы проявилось желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, развивать свой талант.

В различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид внеучебной деятельности — творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Правильная организация творческой деятельности в огромной мере способствует саморазвитию, самоопределению, самореализации ребенка.

Литература

1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.

 2. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.

3. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.

 4. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№ 6 .

5. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.

 6. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.

7. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения.

Представлен опыт работы педагога по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения...

"Социальное партнёрство с родителями, как условие развития творческих способностей обучающихся"

Данный материал направлен на работу с родителями, где отражаются этапы работы с родителями, которые позволяют влиять на качество знаний обучающихся, на изменение отношений между детьми и р...

Развитие творческих способностей обучающихся с недостатками в интеллектуальном развитии на уроках швейного дела

Информация о развитии творческих способностей детей с недостатками в интеллектуальном развитии на уроках швейного дела (из опыта)...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления

Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...

Творческий доклад "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ"

Без творчества немыслимо познание человеком своих сил,  способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.Василий Алексан...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии с выходом на творческий проект.

Выступление на муниципальном МО учителей технологии, ИЗО, музыки....

Программа "Развитие творческих способностей обучающихся творческого объединения "Танцы"

Занятия хореографией, несомненно, откроют для детей новые пути познания творчества, обогатят их внутренний мир. Выявление способностей у детей и правильное их развитие- одна из важнейших педагогически...