Использование игровых педагогических технологий во внеурочной деятельности
методическая разработка
Под внеурочной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 14.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых педагогических технологий
во внеурочной деятельности
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).
Место и роль игровой технологии в воспитательном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Педагогические игры – достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью и соответствующим ей педагогическим результатом.
Педагогические игры достаточно разнообразны по:
- дидактическим целям;
- организационной структуре;
- возрастным возможностям их использования;
- специфике содержания.
Г. К. Селевко предлагает следующую классификацию педагогических игр:
1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
2. По характеру педагогического процесса:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные.
3. Согласно Селевко по характеру игровой методике педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры драматизации.
4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения [14, 23.].
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения. Технология развивающих игр Б.П.Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра представляет собой набор задач. Предметные развивающие игры лежат в основе строительнотрудовых и технических игр и способствуют развитию интеллекта. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции.
Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Кроме игровых технологий этой задаче служат проектный метод, модульная технология и обучение «с погружением».
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются неимитационные игры. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр с обычными дидактическими упражнениями. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть воспитательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по использованию игровых технологий во внеурочной деятельности учителя истории
Методическое пособие предназначено для учителей истории, обществознания, краеведения. Содержит полный комплект материалов для проведения историко-краеведческой игры по станциям к 200-летию Отечественн...
Педагогический проект: Использование проектного метода во внеурочной деятельности «Я - исследователь»
В педагогическом проекте "Использование проектного метода во внеурочной деятельности «Я - исследователь» в начальной школе рассматриваются теоретический и практический материал по данному вопросу.В те...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...
Описание инновационного педагогического проекта «Использование проектной технологии на внеурочной деятельности по физике»
Человечество подошло к небывалой ступени своего развития – в наше время все земные проблемы стали глобальными. По данным прогнозов в начале века будут углубляться и расширяться кризисные явления: энер...
Использование игровых технологий во внеурочной деятельности для учащихся 5-х классов как средство достижения личностных результатов
Вся история человечества неотделима от истории взаимоотношения человека с окружающей природой, с дикими и домашними животными.Важно приучить с раннего детства детей относиться с уважением к другим сущ...
Использование игровых форм во внеурочной деятельности по физике
На современном этапе развития системы образования как важнейшей составляющей цивилизационного развития особую значимость приобретает естественнонаучное образование обучающихся. Программа внеуроч...