классный час "Семейные ценности"
классный час (9 класс) по теме

Малеева Марина Львовна

классный час для учащихся 8-9 классов по теме: "семья.Семейные ценности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya._semeynye_cennosti.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

Семья. Семейные ценности.

Классный час, посвящен возрождению семейных традиций.

01.09.2012

МОУ СОШ № 1, 9 В класс

МалееваМЛ


К родителям нужно относиться

так же, как ты бы хотел, чтобы твои

                   дети относились к тебе.                                                                                                                                                                      Исократ

Цели: содействовать углублению моральных знаний школьников;

формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей;

          воспитывать уважение к нравственному опыту представителей       старшего поколения;

          способствовать моральному развитию детей;    

побуждать их к анализу собственному поведения и обогащению нравственного      опыта, к самовоспитанию.    

Форма проведения: час общения.

Оформление:  на доске афоризмы о родителях и детях.

План классного часа.

  1. Интерактивная беседа.
  2. Информационный блок «Отцы и дети».
  3. Проблемный афоризм.
  4. Воспитывающие ситуации.
  5. Заключительное слово.
  6. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа.

  1. Интерактивная беседа.

Классный руководитель. Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями.

(Дети поднимают руки).

Вспомните, из-за чего происходили ссоры?

(Дети отвечают).

Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. В России сейчас 1 млн. беспризорных детей. И у многих из них – нормальные семьи, мама и папа. Почему же дети не могут найти общего языка с родителями? Как вы думаете?

Примерные ответы детей:

  1. Родители не дают свободы.
  2. Родители ругают, бьют, достают своими поучениями.
  3. Родители все время работают, не занимаются детьми.
  4. Родители жадничают, не дают денег.

Классный руководитель. Получается, что во всем виноваты родители, но неужели сами дети ни в чем не виноваты?

Примерные ответы детей:

  1. Дети не уважают родителей, не хотят их слушать.
  2. Дети презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь.
  3. Дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому.

Классный руководитель. Сегодня мы не  будем осуждать родителей. Попробуем их понять.

  1. Информационный блок «Отцы и дети».

Классный руководитель. Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Противоречия между двумя поколениями были и будут всегда. Но именно в наши дни эти противоречия стали принрмать такие уродливые формы. «Шнурки»,  «черепаха», «предки», «родаки», «папик», «мамик» - такими оскорбительными кличками величают своих родителей современные дети. А ведь вырастить и поднять на ноги детей в современной России – это подвиг. Традиция уважать родителей и вообще старших есть у каждого народа.  Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передавать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать  старших. А живут там люди по сто и более лет, сохраняя здравый ум и работоспособность. Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и в России. Каждый христианин знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя. Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным – так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других. В Библии  можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям.

Главное правило – это заповедь: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле». В ветхозаветные времена с непокорными детьми поступали по всей строгости – могли и забить  камнями др смерти. Страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей: «Кто ударит отца свего или свою мать, того должно предать смерти». Такому же наказанию подвергался и человек, бранивший своих родителей: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти».

        В Библии  сказано, что детей нужно воспитывать в строгости и послушании, чаще наказывать – не из жестокости, а для их блага: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его».  Библейские заповеди нашли отражение в пословицах нашего народа. О роли родителей для детей: «Нет такого дружка, как родная матушка», «Птица радуется весне, а младенец матери». О том, что нужно сторо относиться к детям: «Наказуй детей в юности, упокоят тя на старости». О том, что нужно прислушиваться  к советам родителей: «Родительское слово на ветер не молвится».  В России тот, кто кподнимал руку на своих родителей или оскорблял их, считался «поганым», с ним не водились, не подавали руки, не принимали в приличном обществе. Но далеко не все почитают своих родителей. Некоторые не подчиняются родителям, грубят, огрызаются в ответ на замечания, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняют их в черствости и эгоизме.

         Вообще, как советовал один мудрец, к родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.

    III.        Проблемный афоризм.

         Классный руководитель. Среди афоризмов, посвященных семье, мне попался очень интересный афоризм. «Первую половину жизни нам отравляют родители, а вторую – дети». Как понять эти слова?

Примерные ответы детей:

  1. В детстве нас достают родители, потом мы сами  становимся родителями, и нас уже достают свои дети.
  2. Сначала мы не слушаемся родителей, а потом за это наши дети не будут слушаться нас.
  3. В детстве нас раздражают родители свими поучениями, потом мы будем раздражать наших детей.

Классный руководитель. А может быть не ко всем относиться этот афоризм?

Примерные ответы детей:

  1. Нет, есть семьи, где родители и дети – настоящие друзья, в таких семьях и дети, когда становятся родителями, тоже получают уважение от своих детей.
  2. Дело не в родителях, а в детях. Родители везде одинаковые, они хотят детям добра, потому и наказывают их. А если дети это воспринимают как отравдение, то и их дети тоже ответят им тем же.
  3. Если дети уважают родителей, то и их дети тоже станут их уважать.
  4. Это относиться у тем родителям, которыетсами были грубыми и непослушными в детстве.

Классный руководитель. Можете ли вы сказать, что родители отравляют вам жизнь?

(Дети отвечают).

К счастью, есть еще  семьи, в которых дети считают родителей друзьями, прислушиваются к их советам и замечаниям, гордятся ими.

IV. Воспитывающие ситуации.

Классный руководитель. Все-таки немало есть ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями. Как же удается им избегать вражды и конфликтов? Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку.

(К доске выходят папа с газетой, мама в фартуке, сестра с книжкой и бабушка со спицами. Они занимают свои места: папа садится на стул и разворачивает газету, бабушка садится на стул, мама и сестра становятся рядом.)

Итак, тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама хлопочет на кухне, сестра делает домашнее задание. А вы играете в новую компьютерную игру. Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:

  1. У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров – и в магазин!

Классный руководитель. А у тебя самый сложный уровень! Что ты ответишь? Предлагаю выбрать лучший и худший варианты ответа:

а) Сейчас закончу уровень и я схожу.

б) Пусть сестра сходит.

в) Можно и без сахара обойтись. Я сахар не ем.

г) Завтра схожу.

Какой вариант ответа вам кажется самым лучшим?

(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

Может быть, у вас есть свой вариант – самый бесконфликтный?

(Прекратить игру и сходить в магазин.)

Еще одна ситуация. Сестра долго пыталась отогнать вас от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать:

  1. Пожалуйста. Уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей нужно срочно реферат по истории печатать.

Классный руководитель. Предлагаю такие варианты ответа:

а)  Ей нужен реферат, а  мне нужно пройти этот уровень.

б) Закончится уровень, и она сядет.

в) Может и от руки написать – подумаешь, реферат!

г) Копьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться.

Что можно выбрать?

(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

Какие еще варианты можно предложить?  (Уступить компьютер сестре и найти себе другое занятие).

И, наконец, третья ситуация. Пока вы штурмовали свой уровень, позвонила классная руководительница и поговорила с папой или мамой. После этого разговора у родителей возникли вопросы:

  1. А почему это ты в школе сегодня отсутствовал?

Классный руководитель. Можно предложить 1000 вариантов ответа. Но вы решили не врать, поэтому предлагаем чытыре:

а)  Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться.

б) Захотел и прогулял.

в) У нас зачет был, а я не подготовился, вот и прогулял.

г) Как вы меня все достали!

Какой вариант ответа покажет почтение к родителям?

(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

Какие еще будут варианты – самые достойные?  (Сказать, что больше такого не повториться).

Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: «Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго».

Классный руководитель. Но родители бывают разные, трудно почитать и уважать отца наркомана, опустившегося пьяницу, вора, убийцу и негодяя. Есть и такие отцы и матери. Неужели и их нужно почитать  и уважать? Это непростая дилемма. В жизни, как правило, все намного сложнее. Родители дали нам жизнь и их надо почитать и уважать. Но не все родители ведут себя достойно, некоторые, случается, даже преступают закон. Не дано детям перевоспитывать собственных родителей. Но бороться против их зла нужно.

  1. Заключительное слово.

Классный руководитель. Мы сегодня говорили об уважении к родителям, о семейных ценностях. Всем извеситна древняя притча о трех буханках хлеба.

Один человек покупал каждый день три буханки хлеба. На вопрос продавца, зачем ему столько. Он отвечал, что себе оставляет только одну буханку, а две оставшихся делит таким образом: одной – долг возвращает, а вторую – в долг дает.

Вы знаете эту притчу и понимаете, о каком долге говорил этот человек: о долге детей перед родителями и о долге родителей перед детьми.

Родители подарили нам жизнь, окружили бескорыстной любовью и заботой. Благодарность, любовь, уважение – вот единственное, чем можно заплатить за все это. Тех, кто не согласен с этим, предостерегал еще дрвнегреческий философ Сократ: «Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, ибо никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит от тебя благодарность».

  1. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Какие чувства остались у вас после классного часа? Возникло ли чувство протеста, несогластя с некоторыми положениями?

Примерные ответы детей:

  1. Согласен, что родители не понимают сейчас детей. Они живут прошлыми идеалами.
  2. Считаю, ничего страшного нет в том, что родителей называют «шнурками» и «предками», они не обижаются, понимают юмор.
  3. Чувствуешь досаду, оттого что зря обижал родителей. Но иногда трудно молчать.
  4. Все это хорошо, но не для нашего времени.
  5. Как можно обижать родителей? Они сами кого хочешь обидят!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Ценность моей жизни»

Целостное представление о своем жизненном пути особенно важно в подростковом возрасте, когда представления о себе самом и своей жизни существенно изменяются ,  и человек выбирает свою дорогу. Жиз...

Формы вне аудиторной работы по физической культуре в учреждениях СПО. Классный час "Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения"

- актуализация информации о XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх, имеющейся у студентов;- расширение представлений студентов о XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийск...

Классный час "Ценности нашей жизни".

Классный час предназначен для обучающихся 6 класса. Заставляет задуматься о том, что такое жизнь и что в ней самое главное. Предлагает пересмотреть ценности и сформировать новые представления о об отн...

Классный час: «Ценности. Что человек должен ценить?»

Цель занятия:Сформулировать собственные жизненные ценности.Объяснить, как эти ценности влияют на жизнь.Задуматься о верности определения основополагающих для выбора жизненной стратегии жизненных ценно...

Классный час "Ценности паралимпийского движения"

Классный час не только рассказывает об истории возникновения паралимпийского движения, но и учит толерантности, гуманному отношению к людям с ОВЗ...

Классный час "Ценности современного мира: истинные или ложные?"

Классный час направлен на духовно-нравственное развитие учащихся. Через ироничные, а иногда саркастичные иллюстрации современных художников показана ложность ценностных ориентаций современного мира....