классный час "Семейные ценности"
классный час (9 класс) по теме
классный час для учащихся 8-9 классов по теме: "семья.Семейные ценности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya._semeynye_cennosti.docx | 35.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья. Семейные ценности.
Классный час, посвящен возрождению семейных традиций.
01.09.2012
МОУ СОШ № 1, 9 В класс
МалееваМЛ
К родителям нужно относиться
так же, как ты бы хотел, чтобы твои
дети относились к тебе. Исократ
Цели: содействовать углублению моральных знаний школьников;
формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей;
воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения;
способствовать моральному развитию детей;
побуждать их к анализу собственному поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.
Форма проведения: час общения.
Оформление: на доске афоризмы о родителях и детях.
План классного часа.
- Интерактивная беседа.
- Информационный блок «Отцы и дети».
- Проблемный афоризм.
- Воспитывающие ситуации.
- Заключительное слово.
- Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа.
- Интерактивная беседа.
Классный руководитель. Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями.
(Дети поднимают руки).
Вспомните, из-за чего происходили ссоры?
(Дети отвечают).
Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. В России сейчас 1 млн. беспризорных детей. И у многих из них – нормальные семьи, мама и папа. Почему же дети не могут найти общего языка с родителями? Как вы думаете?
Примерные ответы детей:
- Родители не дают свободы.
- Родители ругают, бьют, достают своими поучениями.
- Родители все время работают, не занимаются детьми.
- Родители жадничают, не дают денег.
Классный руководитель. Получается, что во всем виноваты родители, но неужели сами дети ни в чем не виноваты?
Примерные ответы детей:
- Дети не уважают родителей, не хотят их слушать.
- Дети презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь.
- Дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому.
Классный руководитель. Сегодня мы не будем осуждать родителей. Попробуем их понять.
- Информационный блок «Отцы и дети».
Классный руководитель. Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Противоречия между двумя поколениями были и будут всегда. Но именно в наши дни эти противоречия стали принрмать такие уродливые формы. «Шнурки», «черепаха», «предки», «родаки», «папик», «мамик» - такими оскорбительными кличками величают своих родителей современные дети. А ведь вырастить и поднять на ноги детей в современной России – это подвиг. Традиция уважать родителей и вообще старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передавать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. А живут там люди по сто и более лет, сохраняя здравый ум и работоспособность. Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и в России. Каждый христианин знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя. Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным – так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других. В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям.
Главное правило – это заповедь: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле». В ветхозаветные времена с непокорными детьми поступали по всей строгости – могли и забить камнями др смерти. Страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей: «Кто ударит отца свего или свою мать, того должно предать смерти». Такому же наказанию подвергался и человек, бранивший своих родителей: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти».
В Библии сказано, что детей нужно воспитывать в строгости и послушании, чаще наказывать – не из жестокости, а для их блага: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Библейские заповеди нашли отражение в пословицах нашего народа. О роли родителей для детей: «Нет такого дружка, как родная матушка», «Птица радуется весне, а младенец матери». О том, что нужно сторо относиться к детям: «Наказуй детей в юности, упокоят тя на старости». О том, что нужно прислушиваться к советам родителей: «Родительское слово на ветер не молвится». В России тот, кто кподнимал руку на своих родителей или оскорблял их, считался «поганым», с ним не водились, не подавали руки, не принимали в приличном обществе. Но далеко не все почитают своих родителей. Некоторые не подчиняются родителям, грубят, огрызаются в ответ на замечания, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняют их в черствости и эгоизме.
Вообще, как советовал один мудрец, к родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.
III. Проблемный афоризм.
Классный руководитель. Среди афоризмов, посвященных семье, мне попался очень интересный афоризм. «Первую половину жизни нам отравляют родители, а вторую – дети». Как понять эти слова?
Примерные ответы детей:
- В детстве нас достают родители, потом мы сами становимся родителями, и нас уже достают свои дети.
- Сначала мы не слушаемся родителей, а потом за это наши дети не будут слушаться нас.
- В детстве нас раздражают родители свими поучениями, потом мы будем раздражать наших детей.
Классный руководитель. А может быть не ко всем относиться этот афоризм?
Примерные ответы детей:
- Нет, есть семьи, где родители и дети – настоящие друзья, в таких семьях и дети, когда становятся родителями, тоже получают уважение от своих детей.
- Дело не в родителях, а в детях. Родители везде одинаковые, они хотят детям добра, потому и наказывают их. А если дети это воспринимают как отравдение, то и их дети тоже ответят им тем же.
- Если дети уважают родителей, то и их дети тоже станут их уважать.
- Это относиться у тем родителям, которыетсами были грубыми и непослушными в детстве.
Классный руководитель. Можете ли вы сказать, что родители отравляют вам жизнь?
(Дети отвечают).
К счастью, есть еще семьи, в которых дети считают родителей друзьями, прислушиваются к их советам и замечаниям, гордятся ими.
IV. Воспитывающие ситуации.
Классный руководитель. Все-таки немало есть ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями. Как же удается им избегать вражды и конфликтов? Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку.
(К доске выходят папа с газетой, мама в фартуке, сестра с книжкой и бабушка со спицами. Они занимают свои места: папа садится на стул и разворачивает газету, бабушка садится на стул, мама и сестра становятся рядом.)
Итак, тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама хлопочет на кухне, сестра делает домашнее задание. А вы играете в новую компьютерную игру. Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:
- У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров – и в магазин!
Классный руководитель. А у тебя самый сложный уровень! Что ты ответишь? Предлагаю выбрать лучший и худший варианты ответа:
а) Сейчас закончу уровень и я схожу.
б) Пусть сестра сходит.
в) Можно и без сахара обойтись. Я сахар не ем.
г) Завтра схожу.
Какой вариант ответа вам кажется самым лучшим?
(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)
Может быть, у вас есть свой вариант – самый бесконфликтный?
(Прекратить игру и сходить в магазин.)
Еще одна ситуация. Сестра долго пыталась отогнать вас от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать:
- Пожалуйста. Уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей нужно срочно реферат по истории печатать.
Классный руководитель. Предлагаю такие варианты ответа:
а) Ей нужен реферат, а мне нужно пройти этот уровень.
б) Закончится уровень, и она сядет.
в) Может и от руки написать – подумаешь, реферат!
г) Копьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться.
Что можно выбрать?
(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)
Какие еще варианты можно предложить? (Уступить компьютер сестре и найти себе другое занятие).
И, наконец, третья ситуация. Пока вы штурмовали свой уровень, позвонила классная руководительница и поговорила с папой или мамой. После этого разговора у родителей возникли вопросы:
- А почему это ты в школе сегодня отсутствовал?
Классный руководитель. Можно предложить 1000 вариантов ответа. Но вы решили не врать, поэтому предлагаем чытыре:
а) Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться.
б) Захотел и прогулял.
в) У нас зачет был, а я не подготовился, вот и прогулял.
г) Как вы меня все достали!
Какой вариант ответа покажет почтение к родителям?
(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)
Какие еще будут варианты – самые достойные? (Сказать, что больше такого не повториться).
Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: «Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго».
Классный руководитель. Но родители бывают разные, трудно почитать и уважать отца наркомана, опустившегося пьяницу, вора, убийцу и негодяя. Есть и такие отцы и матери. Неужели и их нужно почитать и уважать? Это непростая дилемма. В жизни, как правило, все намного сложнее. Родители дали нам жизнь и их надо почитать и уважать. Но не все родители ведут себя достойно, некоторые, случается, даже преступают закон. Не дано детям перевоспитывать собственных родителей. Но бороться против их зла нужно.
- Заключительное слово.
Классный руководитель. Мы сегодня говорили об уважении к родителям, о семейных ценностях. Всем извеситна древняя притча о трех буханках хлеба.
Один человек покупал каждый день три буханки хлеба. На вопрос продавца, зачем ему столько. Он отвечал, что себе оставляет только одну буханку, а две оставшихся делит таким образом: одной – долг возвращает, а вторую – в долг дает.
Вы знаете эту притчу и понимаете, о каком долге говорил этот человек: о долге детей перед родителями и о долге родителей перед детьми.
Родители подарили нам жизнь, окружили бескорыстной любовью и заботой. Благодарность, любовь, уважение – вот единственное, чем можно заплатить за все это. Тех, кто не согласен с этим, предостерегал еще дрвнегреческий философ Сократ: «Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, ибо никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит от тебя благодарность».
- Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель. Какие чувства остались у вас после классного часа? Возникло ли чувство протеста, несогластя с некоторыми положениями?
Примерные ответы детей:
- Согласен, что родители не понимают сейчас детей. Они живут прошлыми идеалами.
- Считаю, ничего страшного нет в том, что родителей называют «шнурками» и «предками», они не обижаются, понимают юмор.
- Чувствуешь досаду, оттого что зря обижал родителей. Но иногда трудно молчать.
- Все это хорошо, но не для нашего времени.
- Как можно обижать родителей? Они сами кого хочешь обидят!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Ценность моей жизни»
Целостное представление о своем жизненном пути особенно важно в подростковом возрасте, когда представления о себе самом и своей жизни существенно изменяются , и человек выбирает свою дорогу. Жиз...
Формы вне аудиторной работы по физической культуре в учреждениях СПО. Классный час "Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения"
- актуализация информации о XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх, имеющейся у студентов;- расширение представлений студентов о XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийск...
классный час "Ценности жизни"
"Ценности жизни"...
Классный час "Ценности нашей жизни".
Классный час предназначен для обучающихся 6 класса. Заставляет задуматься о том, что такое жизнь и что в ней самое главное. Предлагает пересмотреть ценности и сформировать новые представления о об отн...
Классный час: «Ценности. Что человек должен ценить?»
Цель занятия:Сформулировать собственные жизненные ценности.Объяснить, как эти ценности влияют на жизнь.Задуматься о верности определения основополагающих для выбора жизненной стратегии жизненных ценно...
Классный час "Ценности паралимпийского движения"
Классный час не только рассказывает об истории возникновения паралимпийского движения, но и учит толерантности, гуманному отношению к людям с ОВЗ...
Классный час "Ценности современного мира: истинные или ложные?"
Классный час направлен на духовно-нравственное развитие учащихся. Через ироничные, а иногда саркастичные иллюстрации современных художников показана ложность ценностных ориентаций современного мира....