Духовно-нравственное воспитание
материал (7 класс)

Отчет по теме самообразования классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся через систему воспитательных мероприятий.

Классный руководитель 7 а класса Пахомова С.А.

Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.

За последнее время отсутствие стабильности в экономической и социальной сферах жизни способствовало появлению ряда факторов, оказывающих отрицательное воздействие на духовную сферу жизни общества. Смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности.

И сегодня, как никогда, перед общеобразовательной школой должна ставиться задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности ученика.

Тема самообразования мной была выбрана в 2018 году, когда взяла 5 а класс.

Работа над темой заключалась в отборе форм и методов духовно-нравственного воспитания, изучение опыта коллег и ведущих педагогов.

Воспитательные мероприятия планировались для решения следующих задач:

*воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

*организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;

*организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;

*создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;

*укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

Содержание работы было направлено на духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников. Этот возраст является наиболее важным для формирования личности на основе общекультурных и духовных ценностей. Духовная культура входит в число базовых компонентов структуры личности, наряду с нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической культурой.

Вся  работа была построена на основе сотрудничества, сотворчества, совместной работы школы и семьи.

К средствам духовно-нравственного воспитания относятся общие и специфические методы и формы. Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании учеников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях. Другим методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение учащихся в деятельность, трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр.

Формы работы с учащимися

  • Индивидуальные беседы, классные часы духовно-нравственного содержания.
  • Творческая художественная деятельность детей.
  • Проведение совместных праздников.
  • Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции.
  • Тематические вечера эстетической направленности.
  • Организация выставок.
  • Проектная деятельность.

Формы работы с родителями

• Родительские собрания на духовно-нравственные темы.

  • «Роль семьи в воспитании личности»
  • «Вечные истины в семье»
  • «Влияние средств массовой информации на развитие личности»

• День открытых дверей.

• Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы).

• Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

• Индивидуальные консультации.

• Наглядные средства: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ.

• Проведение совместных с детьми праздников.

Работа по духовно-нравственному воспитанию проходит в рамках образовательного и воспитательного процесса. Личность формируется и развивается в коллективной творческой среде. Чем богаче и содержательнее будет организована коллективная творческая деятельность мною, как классным руководителем, тем больше возможности для творчества и общения у детей.

Основной формой работы классного руководителя является классный час, где школьники под руководством классного руководителя включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе.

Для планирования и проведения классных часов я активно привлекаю учащихся, родителей, которые помогают мне определить тему и проблемные вопросы для обсуждения. Очень важно, что бы классный час был не формальным, живым.

В конце классного часа всегда проводим рефлексию нашей деятельности по этой теме или проблеме.

Темы проведенных классных часов:

«Быть добрым это слабость или сила?»

«Учимся строить отношения»

«Счастье – это …»

«Крепка семья – крепка Россия»

«15 мая день Семьи»

«Совесть – мерило нравственности»

«Самые близкие люди или как понять родителей»

Тренинги:

«Как мы слушаем»

«На тропе доверия»

«Искусство общения» и др.

Ежегодно проводим традиционные мероприятия: «День рождение класса», «День Матери».

Самой лучшей формой считаю коллективные творческие дела. Ежегодно в начале года выборы актива класса, выбор стиля классного уголка проводим совместно в форме проектов. Это длительный процесс, но в этом случае, вовлечены все обучающиеся.

В этом учебном году работали над проектом «Карта памятников Неизвестному солдату». После проведения классного часа в декабре в День Неизвестного солдата решили нанести на гуглкарту  места на территории России, где установлены памятники Неизвестным солдатам. Участвовали все обучающиеся в сборе информации и по числу учеников класса на нашей карте 22 памятника.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в создании духовной атмосферы в школе, в классе, в семье, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.

Всегда участвуем в благотворительных акциях «Пушистый день», «Посылка солдату» и др.

Показателями эффективностями педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка. Отследить это мне помогают специальные методики (социометрия, личные педагогические наблюдения, тестирование, анкетирование).

Данные психолого-педагогических диагностик показывают положительную динамику межличностных взаимодействий и уровень сплочения классного коллектива.

Любовь и доброта начинается с любви к людям, прежде всего близким, и к природе. Дети учатся любви и доброте у нас. Поэтому работа по нравственно-эстетическому и духовно-нравственному направлениям определила возможность формирования у детей более сложных чувств и понятий, таких как любовь к родному краю, Родине, человечеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...