Духовно-нравственное воспитание
материал (7 класс)
Отчет по теме самообразования классного руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся через систему воспитательных мероприятий.
Классный руководитель 7 а класса Пахомова С.А.
Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.
За последнее время отсутствие стабильности в экономической и социальной сферах жизни способствовало появлению ряда факторов, оказывающих отрицательное воздействие на духовную сферу жизни общества. Смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности.
И сегодня, как никогда, перед общеобразовательной школой должна ставиться задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности ученика.
Тема самообразования мной была выбрана в 2018 году, когда взяла 5 а класс.
Работа над темой заключалась в отборе форм и методов духовно-нравственного воспитания, изучение опыта коллег и ведущих педагогов.
Воспитательные мероприятия планировались для решения следующих задач:
*воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
*организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
*организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;
*создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
*укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.
Содержание работы было направлено на духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников. Этот возраст является наиболее важным для формирования личности на основе общекультурных и духовных ценностей. Духовная культура входит в число базовых компонентов структуры личности, наряду с нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической культурой.
Вся работа была построена на основе сотрудничества, сотворчества, совместной работы школы и семьи.
К средствам духовно-нравственного воспитания относятся общие и специфические методы и формы. Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании учеников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях. Другим методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение учащихся в деятельность, трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр.
Формы работы с учащимися
- Индивидуальные беседы, классные часы духовно-нравственного содержания.
- Творческая художественная деятельность детей.
- Проведение совместных праздников.
- Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции.
- Тематические вечера эстетической направленности.
- Организация выставок.
- Проектная деятельность.
Формы работы с родителями
• Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
- «Роль семьи в воспитании личности»
- «Вечные истины в семье»
- «Влияние средств массовой информации на развитие личности»
• День открытых дверей.
• Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы).
• Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
• Индивидуальные консультации.
• Наглядные средства: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ.
• Проведение совместных с детьми праздников.
Работа по духовно-нравственному воспитанию проходит в рамках образовательного и воспитательного процесса. Личность формируется и развивается в коллективной творческой среде. Чем богаче и содержательнее будет организована коллективная творческая деятельность мною, как классным руководителем, тем больше возможности для творчества и общения у детей.
Основной формой работы классного руководителя является классный час, где школьники под руководством классного руководителя включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе.
Для планирования и проведения классных часов я активно привлекаю учащихся, родителей, которые помогают мне определить тему и проблемные вопросы для обсуждения. Очень важно, что бы классный час был не формальным, живым.
В конце классного часа всегда проводим рефлексию нашей деятельности по этой теме или проблеме.
Темы проведенных классных часов:
«Быть добрым это слабость или сила?»
«Учимся строить отношения»
«Счастье – это …»
«Крепка семья – крепка Россия»
«15 мая день Семьи»
«Совесть – мерило нравственности»
«Самые близкие люди или как понять родителей»
Тренинги:
«Как мы слушаем»
«На тропе доверия»
«Искусство общения» и др.
Ежегодно проводим традиционные мероприятия: «День рождение класса», «День Матери».
Самой лучшей формой считаю коллективные творческие дела. Ежегодно в начале года выборы актива класса, выбор стиля классного уголка проводим совместно в форме проектов. Это длительный процесс, но в этом случае, вовлечены все обучающиеся.
В этом учебном году работали над проектом «Карта памятников Неизвестному солдату». После проведения классного часа в декабре в День Неизвестного солдата решили нанести на гуглкарту места на территории России, где установлены памятники Неизвестным солдатам. Участвовали все обучающиеся в сборе информации и по числу учеников класса на нашей карте 22 памятника.
Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в создании духовной атмосферы в школе, в классе, в семье, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.
Всегда участвуем в благотворительных акциях «Пушистый день», «Посылка солдату» и др.
Показателями эффективностями педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка. Отследить это мне помогают специальные методики (социометрия, личные педагогические наблюдения, тестирование, анкетирование).
Данные психолого-педагогических диагностик показывают положительную динамику межличностных взаимодействий и уровень сплочения классного коллектива.
Любовь и доброта начинается с любви к людям, прежде всего близким, и к природе. Дети учатся любви и доброте у нас. Поэтому работа по нравственно-эстетическому и духовно-нравственному направлениям определила возможность формирования у детей более сложных чувств и понятий, таких как любовь к родному краю, Родине, человечеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...
Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"
Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования
Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...