Роль пришкольного участка в воспитании и образовании учащихся
материал (9, 10, 11 класс)

Селезнева Елена Васильевна

Пришкольный участок занимает особое место в учебно-воспитательном процессе школы. Современные подходы требуют переосмысления работы на пришкольном участке, использования закладываемых экспериментов не только для демонстрации тем ботаники или опытов, но и для выявления типов взаимоотношений организмов, их адаптации к условиям среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент по образованию администрации Волгограда

Муниципальное общеобразовательное учреждение

ЛИЦЕЙ № 9

имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова

Дзержинского района  Волгограда

Тема: «Роль пришкольного участка в воспитании и образовании учащихся Лицея № 9»

Автор: Селезнева Елена Васильевна,  учитель биологии

МОУ Лицей № 9

Волгоград, 2021

Содержание

   Введение …………………………………………………………………………………..3

  1. Виды внеклассной работы на пришкольном участке…………….. ……………..4
  2. Направления и формы практической работы на пришкольном участке……….. 5
  3. Долгосрочный проект лицея «Любовь к родному краю безгранична» ……..6-14                                                                  

Заключение…………………………………………………………………………………15

Библиография ……………………………………………………………………………..16                  

Введение

                                                                                       

        Одним из основополагающих подходов, лежащих в основе современной модернизации образования, является компетентностный подход.

        Понятие компетентности связано с выполнением сложных практических задач. Выполнение данных задач требует не только наличия определенных знаний и умений, но также определенных стратегий и рутинных процедур, необходимых для применения этих знаний и умений, соответствующих эмоций и отношений, а также управления всей этой системой. Таким образом, понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычек и др. Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В области каждой компетентности можно выделить различные уровни ее освоения, каждый из которых имеет определенную значимость для жизни: минимальный, продвинутый, высокий.

        Переориентация содержания образования с исключительно знаниевой основы на выявление личностного смысла в получении знаний и превращение знаний в средство для становления духовно-ценностных основ развивающейся  личности открывает новые перспективы для развития  и его внедрения в образовательную систему.

        Пришкольный участок занимает особое место в учебно-воспитательном процессе школы. Современные подходы требуют переосмысления работы на пришкольном участке, использования закладываемых экспериментов не только для демонстрации тем ботаники или опытов, но и для выявления типов взаимоотношений организмов, их адаптации к условиям среды.

        Цель  состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • понимание современных проблем окружающей среды;
  • развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности человека;
  • умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающее среды.

  1. Виды внеклассной работы на пришкольном участке

        Для реализации вышеназванных цели и задач используются следующие методы, методические приемы и виды внеклассной работы:

  • стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (уроки – деловые игры, уроки – сказки, уроки – конференции, семинары, беседы, доклады, рефераты учащихся, викторины, КВН, конкурсы плакатов и рисунков, защита фантастических проектов и т. д.);
  • развитие творческого мышления, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседы, наблюдения, опыт, лабораторная работа);
  • развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения – воспитание);
  • вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологических троп, экспедиций, профильных экологических лагерей, защита природы от разрушения – лесовосстановление, пропаганда экологических знаний – лекции, беседы, праздники, конференции, акции).

        Формирование экологической культуры школьников осуществляется  по следующим направлениям:

  • Организация школьного экологического объединения.
  • Эколого-просветительская деятельность.
  • Исследовательская работа.
  • Организация работы по формированию здорового образа жизни.

  1. Направления и формы практической работы на пришкольном участке

        Пришкольный участок используем в следующих направлениях:

  • изучение закономерностей формирования популяций и биоценозов, их взаимоотношений со средой, демонстрация типов и форм взаимоотношений организмов в биоценозах;
  • формирование знаний об отношениях живых организмов и среды, о влиянии факторов среды на организм и о реакции организмов на действие факторов среды.

Формы практической работы на пришкольном участке:

  • постановка эксперимента, доказывающего наличие закономерностей, адаптаций, проявления взаимоотношений, влияние доз минеральных удобрений, полива на урожайность, рост и развитие, с различной густотой посадки той или иной культуры и т. д.;
  • устройство искусственного гнездовья для птиц, что дает возможность проследить в жизни птиц формы групповой организации, пищевые цепи в саду и т. д.;
  • демонстрация многих экологических аспектов: вертикальную и горизонтальную, видовую и экологическую структуры, сообщества, взаимовлияние организмов друг на друга;
  • создание искусственных моделей экосистем;
  • сравнение биоценозов наземных и водных растений, что позволит отметить общие закономерности процессов их формирования, смен;
  • изучение агроценозов при использовании полевого и овощного севооборотов;
  • рассматривание фитоценозов позволит найти массу примеров растений разных жизненных форм;
  • организация экологических экскурсий: тематические, обзорные, по экологической тропе;
  • экологическое оформление пришкольных участков, озеленение;
  • проведение отдельных уроков.

        В работе на пришкольном участке ребята к теоретическим познаниям, полученным на школьном уроке, добавят знания чисто практические, которые можно получить, только непосредственно работая с землёй. Умение и навык обращаться с инструментами, правильно вскопать грядку и разровнять её граблями, прополоть или замульчировать – все это приходит только с опытом, с практическим упражнением. И только умея все это делать правильно, можно получить моральное удовлетворение и даже удовольствие от работы в саду. Применение приемов ландшафтного дизайна  развивает художественный вкус и творческие способности школьников.

        Мною создан социальный проект лицея «Любовь к родному краю безгранична…» на период 2018– 2022гг.  и проект для учащихся « Родному лицею заботу лицеистов».

3.  Долгосрочный проект «Любовь к родному краю безгранична…»

3.1. Краткая аннотация проекта

        Данный проект направлен на решение детских и молодёжных проблем г. Волгограда, образовательной деятельности, на изучение истории города, развития у детей и молодежи чувства патриотизма и гордости за место, где они живут, за нашу страну, на укрепление солидарности поколений, мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни, организации досуговой  деятельности детей дошкольного и школьного возраста.

        Тип проекта: локальный.

Организатор и заявитель: МОУ лицей № 9. Адрес: 400137, Волгоград, ул. им. 8-й Воздушной Армии, 26А. Телефон: 53-68-98, факс- 53-62-70

Руководитель организации: И. В. Жигульская, директор МОУ лицея № 9,заслуженный учитель РФ.

            Руководитель проекта: Е. В. Селезнёва,  учитель биологии  высшей квалификационной категории.

        География проекта: г. Волгоград, Дзержинский район.

        Сроки выполнения проекта: 2018 – 2022 годы.

        Участники проекта: обучающиеся 2 – 11 классов, педагогический коллектив Лицея № 9, родители и жители микрорайона.

        Город Волгоград сегодня – один из крупнейших промышленных и культурных центров России. Мы живем в замечательном городе, городе Российской славы. Наш лицей стоит на священной земле, политой кровью наших отцов и дедов. В тяжелые годы войны они показали всему миру образцы мужества и героизма, подарили нам мир и благополучие. Нам выпала честь жить на этой прекрасной земле, дышать этим воздухом. Мы свято чтим память о тех днях, храним и приумножаем традиции своих предков. Работаем над созданием Центра общения людей пожилого возраста и молодежи. Вся деятельность направлена на ликвидацию дефицита общения и внимания у старшего поколения, на их вовлечение в активную жизнь.

        Наш город расположен в засушливой безлесной, полупустынной зоне. Экологическая обстановка в целом далеко неблагополучная, что определённым образом сказывается на здоровье населения. Важнейшим критерием качества городской среды служит её санитарно-гигиеническая комфортность, когда создаются оптимальные условия для жизни, труда, обучения и отдыха людей. Главным санирующим средством состояния городских ландшафтов выступают различные природные комплексы. Это, прежде всего, зелёные насаждения – мощный фактор защиты окружающей среды, поэтому наш пришкольный участок занимает особое место в озеленении микрорайона, а также в учебно-воспитательном процессе лицея. Наш проект предусматривает преобразование пришкольного участка в пришкольный садово-парковый комплекс. Осуществляет реальную практико-ориентированную деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды, предоставляющий широкие возможности для самореализации учащихся, выполнение ими социально значимых проектов и реального улучшения экологического состояния своего окружения, что способствует социализации школьников, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции.

        Проект необходим учащимся, педагогам лицея, жителям микрорайона.

        Целями проекта являются:

  1. В процессе изучения ближайшего окружения способствовать формированию у обучающихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой, овладение знаниями о здоровье и здоровом образе жизни.
  2. Интегрировать обучающихся в деятельность, направленную на поддержание высокого экологического качества городской среды.
  3. Формировать чувственно-эмоциональную сферу; воспитание коллективизма, развитие коммуникативных умений, радости общения, восхищения духовными и физическими качествами человеческой личности, стремления к духовному и физическому совершенству.

Основной задачей проекта является создание необходимых условий, способствующих реализации основных целей проекта и формирования здоровьесберегающей среды.

В ходе реализации проекта в результате озеленения территории создан фонд посадочного материала, проводятся акции, конкурсы, праздники, мониторинги окружающей среды, уроки, экскурсии, практические лабораторные и исследовательские работы, проектная деятельность. Планируется дальнейшее развитие связей с наукой.

        Предполагаемая продолжительность проекта 5 лет.   Конечный результат проекта - создание пришкольного садово-паркового комплекса с современными рекреационной зоной и зеленой лабораторией под открытым небом.

3.2. Этап (уровень) реализации проекта.

        Данный проект реализуется с 2014 года. За это время произвели:

  1. озеленение участка: посеяли газонную траву, оформили рабатки, клумбы тагетисом, клещевиной, календулой, мальвой, георгинами, тюльпанами, петунией, гладиолусами, пионами, ландышами и т. д. Посажены кустарники бирючины, спиреи, сирени. Высажены дикорастущие лекарственные растения (пижма, тысячелистник, мята, подорожник, шалфей и др.); посажены деревья (42 шт.) и кусты сирени в память о защитниках Сталинграда, посажено 20 сосен в школке саженцев.
  2. реконструкция участка: освобождение территории от кустов шиповника, больных паршой; выкорчевали старые деревья;
  3. Развешаны искусственные гнездовья, птичьи столовые;
  4.  Производится систематическая прополка травы, полив, внесение удобрений, добавление в почву песка, уход за розами в розарии;
  5. приобретен инвентарь (шланги, лопаты, грабли, мотыги, секаторы, ножовки, газонокосилки и др).

Проводим акции «Мы чистим мир» (сентябрь, март-апрель), «Больше кислорода» (ноябрь), месячники охраны природы и благоустройства школьной территории (сентябрь, октябрь), международную Неделю защиты животных Международного фонда IFAW, , провели мониторинги воздуха и почвы.   Работает экологический профильный отряд (июнь),  который позволил заниматься учебно-исследовательскими работами и создал хорошие условия для оздоровления ребят. Жители микрорайона используют территорию пришкольного участка как рекреационную зону. Учащиеся работают над проектами:

  • 10-11 кл. «Родному лицею заботу лицеистов» совместно с молодежной организацией «Альтернатива». Таким образом, решили проблему занятости подростков в летнее время, произвели реконструкцию участка, создали рекреационную зону;
  • 6-7 кл. «Биоразнообразие». Работа над проблемой сохранения аборигенной флоры.
  • 9 кл. «Флора Дзержинского района». Изучение и описание генофонда местной флоры, создание виртуального гербария и наглядных пособий для уроков экологии и биологии.
  • 8 кл. «Состав воздуха, как экологический фактор и его влияние на живые организмы» и др.

 В тесном контакте работаем с учеными города: ВолГУ профессором, доктором биологических наук В. А. Сагалаевым и преподавателями ВГСПУ, которые помогли изучить перспективные растения для озеленительных насаждений различного назначения.

 

  1. Описание организации.

МОУ Лицей № 9 основан в 1989 году. С момента открытия Лицей работает в поисковом инновационном режиме. Является федерально-экспериментальной площадкой по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Лицей четырежды удостоен звания лауреата всероссийского конкурса «Школа года» 1993, 1997, 2000, 2002, является «Школой века» - 2000 год, трижды выигран Всероссийский гранд национального проекта «Образование».

        Занятия проводятся в одну смену в двух современных зданиях: корпус начальной школы и корпус основной и старшей школы с закрытым бассейном с двумя ваннами. Решать проблемы образования повышенного уровня позволяет хорошая материальная база: четыре спортивно-учебных зала, тренажерный зал, шесть мастерских, три класса ИВТ, 67 учебных кабинетов, кабинеты психолога, социального педагога, медицинский и стоматологический кабинеты, актовый зал на 260 посадочных мест и конференц-зал на 150 посадочных мест, зал хореографии, две библиотеки и читальный зал, две столовые на 600 посадочных мест, пришкольный участок общей площадью 4 га, где расположены стадион, спортивные и игровые площадки, розарий, цветники и т. д.

В лицее работают 5 центров: французского языка и культуры, «Здоровье», информационных технологий и методической поддержки, культуры речи, патриотический.

Педагогический коллектив лицея отличают высокий профессионализм и творческая активность. Среди них семь призеров конкурса «Учитель года», два победителя конкурса «Самый классный классный», 27 учителей получили премии Президента Российской Федерации.

До 90% выпускников лицея поступают в высшие учебные заведения города и России, обучаются в престижных вузах Москвы и Санкт-Петербурга.

Лицеисты побеждают в олимпиадах, конкурсах, принимают участие в творческих фестивалях, спортивных соревнованиях района, города, области, России и международного уровня.

С опытом работы лицея знакомы зарубежные специалисты из США, Франции, Германии, Голландии, Англии, Болгарии, Японии.

Основными целями деятельности лицея стали выявление и развитие способностей каждого учащегося, формирование физически здоровой, духовно богатой, социально адаптированной, конкурентоспособной, творчески мыслящей личности.

Главной задачей является создание оптимальных условий для достижения поставленных целей.

В перспективе планируется:

  • реализовать на практике цели и задачи Концепции модернизации Российского образования (предпрофильная и профильная подготовка учащихся);
  • представить опыт работы лицея на всероссийский конкурс «Лучшие школы России».

  1. Обоснование необходимости и актуальности проекта.

Актуальность проекта определяется тем, что население России, как и большинства стран мира, сосредоточена в городах, где происходит необратимая трансформация природных экосистем, ухудшение состояния здоровья населения, что определяет нарастание остроты экологических проблем и повышение требований горожан к качеству среды. На данный момент наметились современные тенденции в обществе, которые направлены на необходимость ведения здорового образа жизни для успешной адаптации человека в современном мире.

Город Волгоград расположен в резко-засушливом районе со светло-каштановыми почвами.

На территории Волгограда и Волгоградской области в целом наблюдаются общие закономерности снижения биологического разнообразия природной аборигенной флоры. Процессы адвентизации привели к появлению в нашем городе и регионе опасных карантинных сорняков, таких как видов рода амброзия, повилики, циклахена, ядовитых и аллергенных молочаев и других пришельцев. Наконец, хозяйственная деятельность человека приводит к общему упрощению и выравниванию структуры природных сообществ, исчезновению ряда редких и свойственных определенной территории эндемичных видов. При этом в сообществах начинают преобладать массовые, чаще всего сорные мало съедобные для животных растения.

Данный проект призван, хотя бы частично, защитить биологическое разнообразие конкретной территории, сохранить генофонд местной флоры, путем создания фонда посадочного материала деревьев и кустарников, обладающих высокой степенью адаптации, декоративностью, способностью переносить возрастающий антропогенный пресс и введения их в различные типы насаждений на пришкольном участке,  а также укрепить солидарность поколений.

XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Новое содержание образования ориентированно на «погружение» ребенка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы, что обеспечивает становление мировоззренческого отношения индивида. Сегодня ни у кого не возникает сомнения, что содержание школьного образования должно быть научным и в тоже время соответствовать возможностям школы. Одним из путей восприятия современных наук является систематическая проектная деятельность и научно-исследовательская работа по актуальным вопросам экологического образования. Наш проект предоставляет такую возможность обучающимся лицея и предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность учащихся по оценке экологического состояния окружающей среды, изучению влияния ее на собственное здоровье и переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Знания и практические умения, приобретенные учащимися в ходе выполнения экспериментов и исследований, в последствии используются в разных сферах деятельности, способствуют развитию интереса к научной работе, поступлению в вузы на факультеты биохимического, медицинских и экологических

 профилей, а главное, играют немаловажную роль в деле формирования экологической культуры и сохранения здоровья, столь необходимые в современном мире.

Таким образом, в ходе реализации проекта решаем следующие проблемы:

  • выживание человека и сохранение его здоровья;
  • охрана окружающей среды от загрязнения и разрушения;
  • сбережение генетического разнообразия биосферы;
  • социализация обучающихся;
  • выбора будущей профессии и т.д.

Благодаря практической направленности, своему интегративному содержанию, высокой мировоззренческой значимости, экологической направленности проект широко востребован учащимися, педагогами и родителями, жителями микрорайона.

 

  1. Цели и задачи проекта.

        Цели проекта:

  1. В процессе изучения ближайшего окружения способствовать формированию у обучающихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой, овладение знаниями о здоровье и здоровом образе жизни.
  2. Интегрировать обучающихся в деятельность, направленную на поддержание высокого экологического качества городской среды.
  3. Формировать чувственно-эмоциональную сферу; воспитание коллективизма, развитие коммуникативных умений, радости общения, восхищения духовными и физическими качествами человеческой личности, стремления к духовному и физическому совершенству.
  4. Укреплять солидарность поколений.

Задачи:

  • освоение учащимися способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов;
  • раскрытие и углубление ведущих экологических понятий;
  • усвоение идей Концепции устойчивого развития природы и общества;
  • выработка на этой основе экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми;
  • создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников;
  • овладение умениями применять биологические и экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области экологии и биологии, о факторах здоровья и риска; работать с биоприборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями и животными, забота о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

  1. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей.

        Проект ставит своей целью распространение идеологии и стратегии сохранения здоровья, принципов здорового образа жизни, охраны репродуктивного здоровья, оздоровления окружающей среды, экологизацию процесса обучения и воспитания, укрепления солидарности поколений

        Это достигается следующими методами:

  • теоретическими (изучение и анализ специальной и методической литературы, метод моделирования);
  • эмпирическими (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, анализ причинно-следственных связей, обобщение материала);
  • статистическими (анализ и обработка результатов экспериментов и исследований).

Механизм реализации проекта:

  • изучение и анализ генофонда местной флоры и окружающей среды;
  • анализ специальной и методической литературы;
  • организация подготовки и переподготовки (совместно с ВГАПК РО и ВГСПУ) учителей биологии  и экологии для работы с учащимися;
  • оснащение инвентарем и спецодеждой для работы на пришкольном участке;
  • создание детских проектов и научно-исследовательских работ;
  • использование современных методик при ведении наблюдений и экспериментов;
  • разработка методик организации занятий.

В рамках реализации проекта проводим:

  • эколого-просветительскую работу (экскурсии по памятникам природы г. Волгограда и области, Волгоградский дендрарий и ботанический сад, в зоомузей ВГСПУ, краеведческий музей, пришкольный участок. Выпускаются  лицейские бюллетени  ЗОЖ. Проводятся конкурсы рисунков, плакатов и т. д.);
  •  практические природоохранные мероприятия (акции «Мы чистим мир», «Охрана окружающей среды», «Больше кислорода», экологические трудовые десанты, экологические патрули, месячники охраны природы и благоустройства территории, Международные недели защиты животных ,Науки и мира, Дни зимующих птиц, экологические уроки, праздник «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой», лекторий для начальной школы, занятия по социальной практике, занятия кружков и др.);
  • исследовательскую деятельность: биомониторинги окружающей среды, защита проектов и научно-исследовательских работ, научно-практические конференции, участвуем в олимпиадах различного уровня.

Данные мероприятия проводят учителя экологии и биологии, учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков и студий, координирует деятельность заместитель директора по  воспитательной работе Васильева И.Е..

По ходу реализации проекта участники отдельных программ собираются на семинары и встречи, круглые столы. Отдельно проводятся тренинги для учащихся, регулярно выпускается бюллетень «За здоровый образ жизни».

Необходимые ресурсы.

      На наш взгляд наш проект достаточно экономичен. Руководителю проекта и учителям-педагогам не требуется дополнительных средств на оплату. Для приобретения инвентаря (газонокосилки, лопаты, грабли, мотыги, листоверты, секаторы, шланги и т. д.), удобрений, посадочного материала и семян используем пожертвования родителей и спонсорскую  помощь меценатов и учителей, а также собираем свой семенной материал и заготавливаем черенки.

        В 2016 году планируем создать альпинарий (необходим песок, плодородная земля, природный камень бут), Аллею памяти, искусственный пруд, поливочную систему.

        Ожидаемый результат: создание пришкольного садово-паркового комплекса предусматривает значительное улучшение экологической обстановки в микрорайоне лицея, что положительно повлияет на здоровье населения и учащихся лицея.

        В проекте принимают участие все заинтересованные желающие из числа учащихся и их родителей, учителей лицея и жителей микрорайона.

3.7. Рабочий план реализации проекта.

План-график мероприятий

п/п

Наименование мероприятий

Сроки

 выполнения

Ответственный

за выполнение

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ    ЭТАП

 1.

Изучение биоразнообразия видов пришкольного участка

2014 год

И.Е.Васильева,

Е. В. Селезнёва

Н. И. Попенко

 2.

Формирование коллектива единомышленников.

 3.

Приобретение инвентаря и посадочного материала

 4.

Изучение специальной литературы

 5.

Определение содержания, форм и методов организации работы

I-е полугодие

И.Е.Васильева,

Е. В. Селезнёва

 6.

Анализ оргпериода и оценка готовности (совещание при директоре, совет лицея, заседание попечительского совета)

II-полугодие

И.Е.Васильева,

Е. В. Селезнёва

ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ ЭТАП

7.

Озеленение и благоустройство территории участка. Акции «Посади дерево в честь защитника Сталинграда», «Сирень Победы»

Ежегодно

март,апрель

Е. В. Селезнёва

В. П. Боровых

8.

Работа в розарии.

Ежегодно

март-ноябрь

9.

Реконструкция участка (обрезка и выкорчевывание старых деревьев и кустов шиповника).

Ежегодно

10.

Экскурсии в Волгоградский дендрарий и областной краеведческий музей, пришкольную территорию

Ежегодно

Е. В. Селезнёва, классные руководители

11.

Полив, прополка растений

Три раза

в неделю

Е. В. Селезнёва

12.

Закладка отдела «Зелёная аптека Волгоградской области».

Апрель 2018 г.

Учителя биологии

13.

Проведение массовых воспитательных мероприятий по плану лицея.

Ежегодно

И.Е.Васильева зам. директора по ВР  

14.

Проектная и научно-исследовательская деятельность обучающихся и участие их в олимпиадах, конкурсах, выставках.

Ежегодно

Н.Н.Финогенова, зам. директора

15.

Мониторинги окружающей среды и здоровья обучающихся.

Два раза в год

Е. В. Селезнёва,

п-ка № 28

16.

Приобретение материалов для создания альпинария, искусственного пруда.

2019г.

Н. И. Попенко,

В.П.Боровых

17.

Обустройство газона и поливочной системы.

2018-19 г.

 В.П.Боровых

Н. И. Попенко

18.

Выпуск бюллетеней ЗОЖ.

Один раз в квартал

Е. В. Селезнёва

19.

Экологические десанты, патрулирование

Один раз в неделю

И.Е.Васильева зам. директора по ВР, Е.В. Селезнева  

Этап подведения итогов

20.

Анкетирование учащихся и социоопрос родителей

ежегодно, 2018 г.

Е. В. Селезнёва

21.

Творческие отчеты

Е. В. Селезнёва

3.8. Конкретные ожидаемые результаты.

Планируемые мероприятия

 Количественные показатели

Реконструкция участка

120 учащихся, 18 учителей.

Фенологические наблюдения

205 учащихся, 8 учителей.

Мониторинги: окружающей среды, здоровья

130 обучающихся, 9 учителей, 5 врачей.

Работы по озеленению, уходу за растениями

1030 обучающихся, 58учителуй,волонтеры

Массовые воспитательные мероприятия

1553 обучающихся,  62  кл. руководителя.

Изготовление птичьих домиков и столовых

30 учащихся, 3 учителя.

Подкормка животных

532 обучающихся, 15 учителей.

Лекторий для родителей

1100 родителей,  55 учителей.

Экологический профильный лагерь

250  учащихся, 18 учителей.

Проектная деятельность

18 учащихся, 6 учителей. 6 ученых

Научно-исследовательская работа

7 учащихся, 4 учителя, 7 ученых.

3.9. Механизм оценки результатов.

        Результативность реализации задач проекта будет оценена по следующим показателям:

Оцениваемый показатель

Механизм оценки

Состояние здоровья обучающихся.

Обследования и мониторинг. (медицинские специалисты п-ки № 28 и  областного центра здоровья)

Уровень экологически грамотного поведения обучающихся

Метод наблюдения. Анкетирование.

Востребованность рекреационной зоны

Метод наблюдения. Социоопрос.

Опыт работы

Степень интереса со стороны других образовательных учреждений, родителей.

Умения и навыки

Наблюдение на участке в ходе работы

Проектная и научно-исследовательская работа

По количеству занятости обучающихся, победы в олимпиадах, конкурсах.

Поступление в вузы по профилю.

        Главным критерием оценки проекта является санитарно-гигиеническая комфортность            с наиболее оптимальными условиями для труда и отдыха учащихся, учителей и жителей микрорайона.

Механизм оценки: метод наблюдения, анкетирование, социоопрос.

Данный проект позволяет оздоровить окружающую среду и окультурить территорию.

Результаты работы оценивают: Совет лицея и попечительский совет.

3.10. Оборудование и инструменты, используемые в УПБ:

        - грабли – 40 штук;

        - лопаты штыковые – 40 штук;

                       снеговые – 8 штук;

        - лейки- 20 штук;

        - ведра – 22 штуки;

        - мотыги – 15 штук;

        - шланги – 4 шт. по 50 м и 2 шт. по 100 м;

        - секаторы – 8 шт. (2 шт.- большие для обрезки кустарников и деревьев);

        - листоверты -10 штук;

        - носилки – 5 штук;

        - ножовки – 6 штук;

        - газонокосилки – 2 штуки

3.11. Перспективы дальнейшего развития проекта.

        После реализации проекта работа будет продолжаться по всем направлениям деятельности: оздоровительный, образовательный, трудовой, профориентационный, патриотической. Предполагается сохранить его достижения. Ежегодно планируем работы по реконструкции участка, уходу за растениями и животными, посадку деревьев и кустарников, цветов, пополнение фонда уникального посадочного материала, проектную и научно-исследовательскую деятельность, совершенствовать материальную базу.

3.12. Эффект проекта в долгосрочной перспективе.

        Данный проект поможет благоустроить территорию лицея, превратить её в пришкольный садово-парковый комплекс, а значит, в условиях засушливого климата создаст благоприятные условия для жизни и здоровья городского населения Знания и практические умения, приобретенные учащимися в ходе реализации проекта, способствуют развитию интереса  к экологии, к научной работе, поступлению в вузы на профильные факультеты. Таким образом , наш проект становится составной частью учебно-воспитательного процесса лицея. Он позволяет добиться значительного улучшения качества образования и воспитать поколение, способное обеспечить прогресс общества и выживание цивилизации.

Заключение

                Многие века понадобились человеку, чтобы осознать непреложную истину: природу не нужно покорять, ее нужно уважать, беречь, жить с ней в согласии.

                Участие в разнообразных видах экологически ориентированной деятельности на пришкольном участке представляет благоприятные условия для развития личности учащихся. Взаимодействие со сверстниками, учителями, жителями микрорайона  способствует социализации ребенка и приобретению нового интеллектуального качества – способности учиться на собственном опыте и опыте других.

        Именно в работе по озеленению у ребят формируется уверенность в возможности человека положительно воздействовать на природу, взаимодействуя с ней.

                Таким образом, пришкольный участок содержит большие возможности для формирования экологических знаний и экологической культуры учащихся. Пришкольный участок – экологическая лаборатория для обучающихся.

                Данная работа поможет благоустроить территорию лицея, превратить её в пришкольный садово-парковый комплекс, а значит, в условиях засушливого климата создаст благоприятные условия для жизни и здоровья городского населения. Знания и практические умения, приобретенные учащимися в ходе реализации деятельности, способствуют развитию интереса к научной работе, поступлению в ВУЗы на профильные факультеты. Деятельность на пришкольном участке становится составной частью учебно-воспитательного процесса лицея. Она позволяет добиться значительного улучшения качества образования и воспитать поколение, способное обеспечить прогресс общества и выживание цивилизации.

Библиография

  1. Акимова Т. А., Хаскин В.В. Экология. Человек - экономика - биота - среда.                                        М, Юнити 2001.
  2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: методическое пособие для учителя. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005.
  3.    Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. - М, Рандеву -                           AM. - 2002.
  4. Брылев   В.А.   География   и   экология   Волгоградской   области. Волгоград, Перемена, 2005.
  5. Воронцов А.И., Щетиндкий Е.А., Никодимов И. Д. Охрана природыМ., Агропромиздат, 1989.
  6. Вронский В.А. Экология. Словарь - справочник. - Ростов-на-Дону, Феникс, 1997.
  7. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Волгограда в 2005 г. - Волгоград, 2005.
  8. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего
    города. - М., Владос, 2001.
  9. Негробов О. П., Жуков Д.М., Фирсова Н.В. Экологические основы
    оптимизации и управления городской средой. – Изд-во Воронежского   ун-та, 2000.
  10. Новиков Ю.В, Экология, окружающая среда и человек. - М., Фаир-пресс, 2002.
  11. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и и охрана окружающей среды в России. - М., Финансы и статистика, 2000.
  12. Состояние окружающей природной среды Волгограда. Итоги   10-
    летия. - Волгоград,2001
  13.  www.zelenyshluznarod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме: "Роль краеведения в процессе воспитания и образования школьников"

В презентации показана роль краеведческого материала в процессе образования и воспитания учащихся. Возможности использования краеведения на уроках истории, географии, в научно - исследовательской деят...

исследовательская работа "Определение роли зеленых растений пришкольного участка"

цель работы: изучить роль зеленых растений в очистке воздуха.работа расчитана для учащихся 7-9 классов...

Доклад:« Роль классного руководителя в воспитании нравственных идеалов учащихся через внеклассную работу»

Выступление на районном семинаре посвященному нравственному воспитанию школьников...

Роль дидактической игры в воспитании и обучении учащихся с ограниченными возможностями

В статье представлен опыт работы воспитателя продленного дня в классе "Особый ребенок" по использоваию дидактических игр в разных видах деятельности...

Роль трудового воспитания в образовании учащихся. Родительское собрание

Тематическое родительское собрание с предварительной подготовкой (анкетирование школьников и родителей)...

"Составление атласа растений пришкольного участка как актуальная форма работы по экологическому воспитанию"

Мастер - класс раскрывает особенности деятельности учителя биологии по популяризации практики экологического воспитания; демонстрирует возможности совершенствования окружающей среды в самом близком и ...

"Опытническая работа на пришкольном участке - важное звено экологического образования

Учебно – опытный участок используется в образовательных целях: проводятся экскурсии на уроках биологии и географии. Работа на УОУ имеет трудовое и воспитательное значение.  Учащиеся приобре...