Деловая игра: "Малый бизнес - моё начало"
материал (9 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ «Родомановская средняя школа»
Гагаринского района Смоленской области
Деловая игра:
"Малый бизнес - моё начало".
Выполнил: учитель обществознания
Усов Н.И.
д. Родоманово, 2021
Цель: расширение экономических знаний и круга интересов обучающихся.
Подготовка
1. Группа делится на две команды.
2. Заранее готовятся аудиокассеты (CD, DVD-диски) с записями песен, где есть слова «деньги», «золото».
Действующие лица
- Ведущие
- Отец
- Ганс
- Питер
- Торговки
Ход мероприятия
Ведущий 1. Рождение экономической науки покрыто тенью веков, как и рождение самой экономики, которое, впрочем, произошло многими тысячелетиями раньше. Примитивное хозяйство не требовало особых научных знаний.
Уже давно люди пытаются понять секреты устройства экономики. Миру известны имена великих экономистов Адама Смита, Дэвида Рикардо, Антуана Монкретьена и др. Может быть, скоро и ваше имя будет стоять в числе великих?!
Ведущий 2. Но сначала проверим ваши начальные знания по экономике, без которой любой бизнес невозможен. А вы знаете, что такое бизнес? (Ответы команд. Ответы оцениваются по пятибалльной системе, при этом учитываются не только фактические знания, но и чувство юмора, находчивость, смекалка игроков.)
Правильно, бизнес - это хозяйственная деятельность, приносящая доход или дающая другую выгоду. Бизнесмен выходит в зону риска и приключений, где смелость нужна не меньше, чем доскональное знание конъюнктуры рынка. И нашим участникам нужно проявить все эти качества, ведь, возможно, сегодня они сделают первый шаг в большой мир экономики и бизнеса. Итак, представляем команды и наше многоуважаемое жюри.
Ведущий 1. Одна из заповедей бизнесмена гласит: «Удача сопутствует образованным». Ведь сегодня настоящий коммерсант - это высокообразованный специалист. Итак, наш первый конкурс - разминка.
Экономическая азбука
Ведущие по очереди задают вопросы командам, за правильные ответы выдаются жетоны. Если команда не знает правильный ответ, вопрос переходит другой команде.
1. Как называется передача земли, зданий, имущества внаем их хозяином, владельцем на определенный срок за плату? (Аренда.)
2. Выпущенная акционерной компанией ценная бумага. Купивший такую бумагу становится одним из хозяев, собственников этой компании и приобретает право на получение части дохода от ее деятельности. (Акция.)
3. Специальное учреждение, заведение, призванное осуществлять самые разные операции, действия с деньгами. Очень часто эти учреждения лопаются (Банк.)
4. Это слово в переводе с английского означает дело. А вообще это деятельность человека или группы людей, проводимая за собственный счет, под свою ответственность. (Бизнес.)
5. Как называется профессия человека, содействующего совершению сделок между продавцом и покупателем? (Брокер.)
6. Денежная единица любой страны, используемая и узаконенная в стране. (Валюта.)
7. Как называется ценная бумага, содержащая безусловное денежное обязательство об уплате определенной суммы в определенный срок? (Вексель.)
8. Денежное вознаграждение, выплачиваемое авторам литературных и музыкальных произведений, опубликованных в печати. (Гонорар.)
9. Добровольное соглашение двух или нескольких лиц, каждое из которых принимает на себя определенные обязательства. (Договор.)
10. Ввоз в страну закупленных за границей иностранных товаров или других ценностей для их употребления. (Импорт.)
11. Повышение цен на товары, приводящее к уменьшению количества товаров, которое можно купить, приобрести на одну денежную единицу. (Инфляция.)
12. Имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и другой деятельности. (Инвестиция.)
13. Документ, официальная расписка, выдаваемая человеку для подтверждения факта получения от него денежных платежей, товаров или других ценностей. (Квитанция.)
14. Хранилище, в которое можно заложить имущественные ценности, вещи и получить на время денежную ссуду, величина которой зависит от стоимости заложенных вещей. Для получения своих вещей надо вернуть ссуду и оплатить хранение вещей и процент за предоставление ссуды. (Ломбард.)
15. Комплексная система мероприятий по управлению производственно-сбытовой деятельностью, основанная на изучении рынка с целью максимального удовлетворения потребностей покупателей. (Маркетинг.)
16. Служащий компании, фирмы, который управляет людьми, трудом, производством и продажей товаров. (Менеджер.)
17. Устанавливаемые законом обязательные платежи, которые граждане и организации (физические и юридические лица) обязаны периодически, обычно ежеквартально или ежегодно, вносить государству. (Налоги.)
18. Открытое оповещение фирмой возможных покупателей, потребителей производимых ею товаров и услуг о качестве, достоинствах, преимуществах этих товаров и услуг. Она не должна порочить товары и услуги других фирм, иначе она недобросовестная. (Реклама.)
19. Доход, получаемый владельцем за счет использования другими лицами принадлежащей ему земли, имущества, капитала или другой собственности. Получение такого дохода не требует от владельца приложения трудовых усилий. (Рента.)
20. Предоставленные в долг денежные средства или материальные ценности, подлежащие возврату в установленный срок. За пользование ею получивший ее заемщик обязан выплатить вознаграждение, которое называется процентами. (Ссуда.)
21. Государственная служба, контролирующая ввоз и вывоз товаров через границу страны. Она еще взимает пошлины. (Таможня.)
22. Компания, выполняющая доверительные функции для частных лиц и организаций. (Трастовая компания.)
23. Денежные средства в самом широком понимании этого слова - как все наличные и безналичные деньги и чеки, так и все виды ценных бумаг. (Финансы.)
24. Денежный документ установленной формы, который играет роль денег и может быть использован вместо денег в качестве средства платежа. (Чек.)
25. Взаимоотношение, взаимодействие человека с окружающей его природной средой, рациональное экономическое использование природных ресурсов. (Экология.)
Ведущий 1. А пока жюри оценивает наш первый конкурс, мы хотим узнать у вас, какие вы знаете пословицы и поговорки о деньгах. За каждую пословицу команда получит один балл.
Команды по очереди называют пословицы и поговорки.
Ведущий 2. А сейчас мы предлагаем вам окунуться в историю экономики. Наш следующий тур называется...
Аукцион
Каждой команде мы открываем условный счет на одну тысячу рублей. Наши торги будут необычные. Вы выкупаете вопрос и отвечаете на него правильно, тогда на ваш счет поступает сумма, за которую куплен вопрос. Если ответ неверный, то на ваш счет поступает лишь половина суммы вопроса. Приступаем к торгам!
Первоначальная цена первого вопроса 100 рублей. Делайте ставки, господа!
1. Когда в России появились бумажные деньги? (В 1768 году, их ввела Екатерина II взамен громоздких медных денег, и назывались они ассигнациями.)
Выкупаем второй вопрос. Первоначальная цена 80 рублей.
2. В 1776 году издатель Уильям Стрэхеи выпускает в Лондоне «Исследование о природе и причинах богатства народов» - крупнейшую работу классической политической экономики. Назовите автора книги. Маленькая подсказка - по происхождению он шотландец. (Адам Смит.)
Выкупаем третий вопрос. Первоначальная цена 120 рублей.
3. Чьим указом и когда впервые официально была учреждена в России должность бухгалтера? (Указом Петра I в начале 1700-х годов. Слово «бухгалтер» пришло к нам из немецкого языка вместе с реформами Петра I.)
Выкупаем четвертый вопрос. Первоначальная цена 100 рублей.
4. Почему копейку назвали копейкой? (Первые легкие деньги - копейки - выпускались с рисунком всадника с копьем. От слова «копье», которое было в руках у всадника на монете, и названа она копейкой.)
Выкупаем пятый вопрос. Первоначальная цена 100 рулей.
5. От какого слова произошло слово «рубль»? (На Руси для расчетов использовали тяжелые серебряные слитки - гривны, которые имели форму брусков. Если целый кусок для расчетов был слишком велик, то его рубили. Именно от глагола рубить произошло слово «рубль».)
Выкупаем шестой вопрос. Первоначальная цена 200 рублей.
6. На Руси профессия скотника была очень уважаемой. Чем занимались скотники? (Деньгами раньше на Руси был скот - овцы, коровы, быки. Чем большим стадом ты владел, тем богаче считался. Позднее животные перестали служить деньгами, но название «скотник» в значении «хранитель денег», «сборщик подати» и «скотница» в значении «сокровищница» еще долго сохранялись.)
Конкурс капитанов
Ведущий 1. Сейчас мы приглашаем капитанов команд. Им посвящен наш второй конкурс. Задача - назвать как можно больше экономических терминов на букву А. За каждый ответ команда получает один балл. (Аваль, аванс, авизо, авуары, аккредитив, актив, акцепт, акциз, акция, акционер, аренда, арендатор, аудит, аукцион.)
Конкурс «Найди антоним»
В конверте командам выдаются слова, которые нужно расположить парами, подобрав антоним. На листках бумаги команды записывают получившиеся антонимы и сдают через десять минут в жюри. Побеждает команда, правильно составившая большее количество антонимов.
Банкрот - нувориш, богатство - бедность, доход - расход, импорт - экспорт, кризис производства - подъем производства, наемный рабочий - работодатель, накопление - потребление, оптовая торговля - розничная торговля, приватизация - национализация, спрос - предложение, частная собственность - общественная собственность.
Пауза «На заметку будущему экономисту»
«Ни в чем я не красавец, кроме как в моих книгах» - так однажды сказал о себе Адам Смит. И действительно, знаменитый профиль являет нам некрасивое лицо. К тому же у Смита была смешная спотыкающаяся походка, «червообразная», как выразился один из его приятелей. Он был необычайно рассеян: однажды, увлекшись спором, он упал в яму, где дубились кожи.
Смит довольно рано начал подавать большие надежды и в 16 лет получил стипендию для поступления в Оксфорд. Упорно набирая знания и преодолевая мучившие его болезни, этот молодой человек постепенно стал одним из образованнейших людей своего времени. Признанием этого стало назначение его профессором философии и этики Университета в Глазго после того, как он вернулся из Оксфорда в родную Шотландию. Остались записи его лекций, в которых говорится о юриспруденции, военной организации, налогообложении и «полиции» (последнее слово обозначает управление внутренними делами, которое мы теперь бы называли экономической политикой). Считается также, что именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком в формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Поработав руководителем на кафедре нравственной философии, Смит заслуженно занимает должность ректора Университета Глазго.
В историю экономической мысли Адам Смит прочно и навсегда вошел своей книгой, о которой все слышали, но почти никто не читал - «Богатство народов». Она стоила ему девяти лет отшельничества и была опубликована в том же году, что и Декларация независимости США (1776). Именно эта книга принесла Смиту славу «отца экономической науки». Еще задолго до написания книги Смит просто и четко сформулировал основную ее идею: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужен лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей».
Свои последние 12 лет жизни Адам Смит провел в Эдинбурге, занимая весьма доходную должность таможенного комиссара Шотландии. Но даже став человеком обеспеченным, он не изменял своему привычному скромному образу жизни «настоящего ученого». Еще в юношеские годы он приобрел репутацию человека чудаковатого, частенько разговаривавшего с самим собой, забыв об окружающих. Несмотря на всемирную известность, Смит не мог блистать в светских салонах и не научился прилично говорить по-французски. Да разве во всем этом дело?
Конкурс «Задача для экономиста»
Инсценировку смотрят обе команды и предлагают свое решение этой задачи, на обдумывание которой дается 10 минут.
На сцену выходит, опираясь на трость, Отец, садится на стул, кашляет.
Отец. Ганс, Питер, подойдите ко мне.
На сцену выходят Ганс и Питер.
Ганс. Да, Отец, ты звал нас?
Отец. Ганс, Питер, вы знаете, что я уже давно болею, и придет день, когда я умру. Я всю жизнь честно работал и создал свое дело. И вот я решил оставить свое наследство тому из вас, кто сумеет вести созданное мною дело. И потому я хочу вас испытать. (Достает из кармана деньги.)
Я даю каждому из вас по тысяче дукатов и отпускаю на год. Ровно через год вы должны прийти ко мне и рассказать, как использовали эти деньги и чего добились.
Ганс и Питер берут деньги и уходят за кулисы.
Ведущий 2. Спустя год сыновья предстали перед Отцом.
На сцену выходят Ганс и Питер.
Отец. Ганс! Питер! Мои сыновья, как я рад снова видеть вас. Дайте же я скорее вас обниму! Ну, теперь рассказывайте, как жили, чего добились.
Ганс. Отец, я купил каретную мастерскую, стал поставщиком королевского двора. Знаешь, отец, мне сопутствовал успех. За год я продал карет на тысячу дукатов.
Отец. Хорошо, мой сын. (Питеру.) Ну а ты чем занимался, Питер?
Питер. А я купил гончарную мастерскую и за год продал горшков на 500 дукатов.
Ведущий 1. Кому же из братьев Отец завещал свои деньги? При условии, что Ганс за год изготовил 5 карет, продав каждую за 200 дукатов. Себестоимость одной кареты 180 дукатов. Питер же изготовил 1000 горшков, продав каждый за 0,5 дуката. Себестоимость горшка 0,3 дуката.
Команды обсуждают, затем дают свои варианты ответов.
(Наследником стал Питер. Звание королевского поставщика Ганса хотя и почетно и говорит о высоком качестве товара, но само по себе еще не свидетельствует о коммерческом успехе. Чтобы решить эту задачу, следует уточнить, сколько каждый из братьев получил прибыли от продажи одной штуки своего товара - кареты и горшка. У Питера - 0,2 дуката, у Ганса - 20 дукатов. За год прибыль составила у Питера - 200, а у Ганса - 100 дукатов. Бизнес Питера можно сравнить с работой пчел - каждая приносит крохотную порцию пыльцы, но поскольку пчел очень много, то в итоге набирается целый улей душистого меда.)
Ведущий 2. Так что самые большие деньги зарабатывает не тот, кто делает самые дорогие товары, которые и купить-то могут немногие, а тот, кому удалось выпустить большое количество товаров, пусть даже и дешевых.
Отец. Питер, тебе достанется все мое наследство. Поручив тебе мое дело, я могу быть уверен, ты будешь действовать правильно.
Актеры уходят. Жюри подводит итоги конкурса.
Ведущий 1. Предлагаем небольшую музыкальную паузу. Послушайте песни, где встречаются слова «деньги» или «золото».
Звучат «Деньги не в счет» (в исполнении Игоря Николаева), «Когда б имел златые горы...», «Money, money» (в исполнении Лайзы Миннелли и группы «АВВА»), «Деньги-дребеденьги» (из мультфильма «Остров сокровищ»), «Песня разбойников» (из мультфильма «Бременские музыканты») и др.
Ведущий 2. Вы, конечно, поняли, что речь дальше пойдет о деньгах.
Ведущий 1. Обмен, или бартер, - это слово всем знакомо. Меняешь то, чего у тебя много, на то, чего нет, или на то, что нужно. У бартера тысячелетняя история. Было такое время, когда люди совсем не знали денег. Жили они тогда племенами, занимались охотой и скотоводством. Давайте и мы с вами мысленно перенесемся на далекий живописный остров Бартер и понаблюдаем за жизнью его обитателей. Вот кто-то предлагает свежую рыбу за иголки с нитками, кто-то - бананы за одежду, кто-то - ракушки за стеклянные бусы.
Входят актеры и кричат.
Торговка 1. Кому клубнику? Меняю клубнику на курицу! (Торговке 2.) Эй, хозяйка, предлагаю обменять твою курицу на мою замечательную клубнику.
Торговка 2. Ну нет, моя курица стоит дороже. Она каждый день несет крупные и вкусные яйца. А потом, мне не нужна клубника. Мне нужны три кувшина и одна глиняная миска. Кому нужна курица? Меняю курицу на кувшины и миску! У кого есть глиняная посуда?
Ведущий 2. Люди страдали от неудобства бартера. И чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было менять их друг на друга. С течением времени выделился товар, на который люди охотнее всего обменивались, так как всегда были уверены, что смогут обменять его на нужные им товары. Так появились первые деньги - вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Их называют «товароденьги».
Конкурс «Первобытный бартер»
Время для подготовки 5 минут. Правильный ответ оценивается в 3 балла.
Задание для команды 1
В одной деревне за 6 куриц можно было получить один топор, или 3 метра холста, или 12 глиняных мисок. Сколько метров холста можно обменять на 3 топора; на сколько глиняных мисок можно обменять 1 метр холста? (9 метров холста, 4 глиняные миски.)
Задание для команды 2
Крестьянин менял зайцев на кур: брал за двух зайцев три курицы. Сколько зайцев нужно поймать крестьянину, если ему нужны 24 курицы? (16 зайцев.)
Ведущий 1. Как мы видим, люди немало перепробовали разных «денег», пока пришли к деньгам металлическим. Но и эти Деньги отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, полуколец, прутиков, слитков. Какие же были преимущества металлических денег перед другими? Они не портились, не занимали много места. Но самое главное - ими можно было расплачиваться за любой товар. Они были эквивалентом (от латинского слова «равноценный») всех других товаров.
Ведущий 2. Интересно, какие же были деньги в разных странах?
Ведущий 1. В Древнем Китае, например, были широко распространены бронзовые деньги в виде ножей, рыб, колокольчиков, мечей.
В Древней Греции, в Афинах, поклонялись дочери Зевса Афине и на монетах изображали ее профиль, а на обороте монеты - сову, считавшуюся священной птицей. По ней и деньги назывались - совы.
В Древней Ольвии монеты не чеканились, а отливались из меди: дельфинчики - мелкие монеты, а ассы - крупные монеты-диски.
Свое слово в истории денег сказали арабы, объединенные во II веке в государство Арабский халифат. Начав свои завоевательные войны во имя Аллаха, арабы познакомились с деньгами разных стран и быстро приспособили их для своих нужд как арабские деньги. Позднее арабы ввели во всех подчиненных им землях единую денежную систему. Динар - золотая монета, дирхем - серебряная монета, фелс - медная мелкая монета.
Конкурс «Загадки на монетах»
Команды должны ответить, почему изображения именно этих животных - зверей, рыб, птиц - попали на монеты разных стран. Время подготовки - 7 минут. За правильный ответ - 1 балл.
Задание для команды 1
1. Индия - зебу.
2. Ирландия - заяц.
3. Республика Конго - леопард.
4. Мадагаскар - буйвол.
5. Греция - сова.
(Зебу - очень распространенный в Индии вид домашнего скота, он играет большую роль в жизни индийских крестьян.
Заяц - самое любимое животное ирландцев.
В тропических лесах Конго леопард - царь зверей, самый умный и хитрый хищник.
Буйвол очень помогает крестьянам в их хозяйстве, он сильнее и выносливее лошади. Крестьяне Мадагаскара не выжили бы без помощи буйвола.
Жители Греции всегда любили и уважали сову, считая ее самой умной и мудрой птицей.)
Задание для команды 2
1. Австралия - утконос.
2. Греция - дельфин.
3. Сингапур - рыба-меч.
4. Исландия - морской скат.
5. Индонезия - венценосный голубь.
(Утконос - очень интересное животное, не похожее на других. Он откладывает яйца, кормит детенышей молоком, покрыт шерстью и имеет нос, похожий на утиный клюв. Живет только в Австралии.
Греция находится на Балканском полуострове и многих островах. Греки с древности плавали по морям, и их в путешествиях сопровождали умные и веселые дельфины.
Сингапур со всех сторон окружен теплыми экваториальными водами, в которых водится много диковинных рыб, одна из самых интересных - рыба-меч.
Исландия - остров в северных водах, но благодаря теплому течению Гольфстрим около него водится очень много рыбы. Жители Исландии - опытные рыбаки и хорошо знакомы с рыбами, обитающими в их морях, в том числе и со скатами.
Венценосный голубь - очень красивая птица, водится только на островах Индонезии. Индонезию называют «птичьим раем», и венценосный голубь - основной ее житель.)
Ведущий 1. Наша игра подошла к концу. Спасибо всем участникам, которые сегодня в полный голос заявили о себе как о претендентах на бизнесменские кресла. Сейчас мы услышим оценки, вынесенные жюри, и узнаем победителей.
В качестве дополнительный материала мы предлагаем вам: Экономический кроссворд
Кроссворд по теме: Экономика
По горизонтали. 1. Подделка подлинных или составление фальшивых документов. (Подлог.) 2. Столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор. (Конфликт.) 3. Рост цен в результате того, что общий объем бумажных денег, находящихся в обращении, превышает сумму, необходимую для обращения данной массы. (Инфляция.) 4. Кассир, хранитель казны. (Казначей.) 5. Потенциальный покупатель на аукционе. (Аукционер.) 6. Денежное выражение стоимости товара. С ее помощью косвенно выражается величина затрат труда, заключенного в товаре. (Цена.) 7. Обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. (Налог.)
По вертикали. 8. Ежегодный доход, распределяемый между акционерами. (Дивиденд.) 9. Ценная бумага, дающая ее владельцу право дохода в виде фиксированной процентной ставки. (Облигация )
10. Предоставление кому-то преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения, например налоговые. (Льготы.) 11. Кто определяет при свободе рыночных отношений, в каком количестве и куда должны поступать произведенные товары? (Покупатель.) 12. Продажа с публичного торга, способ продажи товаров на основе конкурса покупателей. (Аукцион.) 13. Посредник, содействующий заключению различных сделок между заинтересованными сторонами - клиентами, по их поручению и за их счет. (Брокер.) 14. Ценные бумаги, выпускаемые акционерным обществом и дающие право их владельцу на получение определенного дохода из прибылей акционерного общества. (Акции.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка деловой игры "День бизнеса"
Эта деловая игра позволяет детям, попробовать себя в предпринимательской деятельности....
Открытое занятие на тему: Деловая игра - "Мой бизнес"
В настоящее время, когда бурно развиваются рыночные отношения в мире, все признают острую необходимость получения базовых знаний по экономике и прикладным экономическим дисциплинам молодёжи. При этом ...
Спортивно – интеллектуальная игра «МАЛЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ» 6-7 классы
Аннотация: Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов в форме спортивно – интеллектуальной игры – соревнования.Возможности игры: стимулирует общение детей; способствует созданию друж...
Деловая игра "Мой Бизнес"
Цель:развитие индивидуальной подготовки к самостоятельной профессиональнойдеятельности; получение социально экономического опыта для профессиональногоразвития студентовЗадачи:1. Помочь будущим специал...
Деловая игра: "Малый бизнес - моё начало"
Внеклассное мероприятие...
Деловая игра "Малые народы большой Родины".
Данное мероприятие приобщает учащихся к самобытной культуре малых народов Восточной Сибири. Разработка деловой игры может быть полезна классным руководителям 5-11 классов. Учащиеся не просто получают ...
Сценарии спортивных мероприятий "Малые зимние олимпийские игры", "Малые летние олимпийские игры"
Сценарии спортивных мероприятий "Малые зимние олимпийские игры", "Малые летние олимпийские игры"Данные сценарии с элементами театрализации....