Формирование гражданской идентичности
статья
Статья на тему "Формирование гражданской идентичности на основе социокультурного курса "Истоки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grazhdanskoy_identichnosti.doc | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование российской гражданской идентичности школьников на основе социокультурных категорий
курса «Истоки».
«Освоить традицию – это значит приобрести искусство соизмерять опыты собственной жизни, здесь и сейчас совершающейся, с духовными ценностными ориентирами, на которых держалось общество на протяжении сотен лет»
Архимандрит Георгий Шестун,
доктор педагогических наук,
профессор, академик РАЕН
Актуальность формирования российской гражданской идентичности определяется особенностями образовательной, социокультурной и экономической ситуации в стране: происходит трансформация системы воспитания в образовательных учреждениях, в семье, пересмотр образовательных стандартов, учитывающих интересы семьи, общества и государства, изменение контингента учащихся в школах в сторону их многонационального состава. Рост национального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию, масштабов миграционных процессов как внутри страны, так и из-за рубежа составляют реалии жизни нашего государства, поэтому возникает потребность в формировании, развитии и укоренении идей, способствующих объединению российского общества. Гражданская идентичность выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.
В послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2017 году Президент В.В. Путин подчеркивал, что, «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Одной из ключевых задач образования в современной России является формирование гражданской идентичности личности, а в соответствии с ней - формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности.
Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», «именно образованию отводится ключевая роль в консолидации российского общества. Школа выступает основным средством формирования идентичности у подрастающего поколения и несет определенную ответственность не только за полученные знания, но и за воспитание гражданственности и патриотизма, формирование представления о Родине, о родной культуре, а также о формах поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществ; активной гражданской позиции, осознание нравственного смысла, свободы в неразрывной связи с гражданской ответственностью.
Идеологами стандарта нового поколения четко обозначена миссия системы образования - «формирование гражданской идентичности как условие укрепления российской государственности».
В то же время педагоги-практики, в частности Александр Григорьевич Асмолов, отмечают существование ряда проблем в формировании гражданской идентичности у школьников, которые призвана решать современная школа:
- низкая мотивация обучающихся к патриотической тематике (среди учеников часто звучит убеждение «Россия – слабая страна», особенно в старших классах);
- неполное использование воспитывающего потенциала гуманитарных учебных предметов;
- низкий уровень вовлеченности учащихся школ в социально активные виды деятельности;
- недостаточно налаженное взаимодействие всех участников образовательного процесса (родителей, учителей и учащихся).
В педагогической науке существует несколько подходов к определению понятия идентичности вообще, а от этого и гражданской идентичности, в частности.
Известный российский психолог и ученый Александр Григорьевич Асмолов рассматривает понятие «гражданская идентичность - как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе», при этом автор отмечает, что в отличие от понятия гражданства, гражданская идентичность всегда имеет личностный смысл.
Гражданская российская идентичность – это свободное отождествление человека с российской нацией народом; включѐнность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему и будущему российской нации – это определение дает А. Г. Асмолов
Гражданственность, как качество личности, включает в себя следующие компоненты:
- теоретический или ценностно-смысловой компонент представляет собой знания o различных областях социальной жизни: устройстве, законах, и нормах, правах и обязанностях человека;
- деятельностный компонент, обеспечивает человеку возможность применять свои права и выполнять свои обязанности. Гражданская позиция выражается гражданской активностью, участием в деятельности, имеющей общественную значимость, реализации гражданских ценностей в общении.
- когнитивный, мотивационно-ценностный компонент включает в себя психологическое чувство считать себя полноценным и свободным членом общества, стремление к сопричастности к общественной деятельности, умение соединять личностные и общественные интересы и т.п.
Идентичность бывает гражданская, социальная, этническая и личностная. Процесс становления идентичности (как гражданской, социальной, так и личностной) совпадает с процессом социализации в целом. Становление гражданской идентичности закладывает основы нравственности личности. Формируются представления о Родине, о родной культуре, а также о формах поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществе. Основными понятиями являются Отечество, малая Родина, семья. Этим самым задаются уникальные ориентиры процессу гражданской идентификации каждого конкретного ребенка.
B последние годы чаще используют термин социокультурная идентичность. Социокультурная идентичность - это определение себя в следующих взаимосвязанных координатах: с кем, каковы мое место и роль в данной группе, сообществе. B отличие от социальной идентичности, в этом случае большое значение отводится именно культурной составляющей, т.е. осознанному принятию человеком культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данной группе, общности, обществе.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.
Многие ученые отмечают, что для научной традиции, как европейской , так и отечественной, понятие гражданской идентичности не является новым.
В советской педагогике гражданскому образованию уделяли внимание П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие.
Известный советский педагог Василий Сухомлинский писал, что для того чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла.
В нашей школе главным условием формирования российской гражданской идентичности школьников является системный подход в реализации программы «Дорога к Истокам», содержательной основой которой являются базовые национальные ценности и ценностные концепты УМК «Социокультурные истоки».
В основе программы Социокультурные Истоки лежит СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД (авторы И. А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, и профессор Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкин, доктора исторических наук).
Впервые понятие «социокультурный подход» появилось в середине 20 века. Сущность парадигмы выразил социолог и культуролог Питирим Александрович Сорокин в формуле «личность – общество – культура как неразрывная триада». Социокультурный подход, как методологический подход в образовании, рассматривает процесс как пространство встречи феноменов культуры, социума и Личности. Опыт присвоения человеком духовных и культурных традиций, выстраивание своей жизни в контексте этого опыта – важнейшие аспекты социокультурного понимания духовно-нравственного воспитания.
Социокультурный подход опирается на учение о ценностях (аксиологию) и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. На передний план выступает идея развития ребенка через присвоение общекультурных ценностей, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами.
Благодаря элементам системного подхода, программа «Социокультурные Истоки» позволяет интегрировать знания гуманитарных и естественно-научных дисциплин в единое образовательное пространство.
Профессор И.А. Кузьмин пишет: «Социокультурный подход предполагает необходимость формирование ценностного, соответственно, ответственного отношения человека к окружающему миру, как основы для «вхождения» в Культуру; организацию такого образовательного процесса и создание такой образовательной и воспитательной среды, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека; определение содержания образования на уровне содержания современной мировой культуры; организацию взаимодействия ребенка с миром Культуры на всех уровнях (микро-, мезо-, макро-); в рамках всех возрастных субкультур (сверстники, старшие, младшие)»
В нашей школе ценностные категории программы Социокультурные истоки являются стержневой основой всего образовательного пространства.
Это универсалии культуры, вечные ценности, передаваемые из поколения в поколение. Эти универсалии представлены на различных уровнях, соответствующих ступеням духовно-нравственного развития личности, определяемым ФГОС.
В программе «Социокультурные Истоки» на наш взгляд, заложен огромный потенциал для формирования гражданской идентичности современного школьника на основе социокультурных категорий:
• Предмет «Истоки» выступает как инструмент осознания сопричастности детей к своей родной культуре, умение почувствовать и осознать укоренённость в русских традициях, что, безусловно, способствует формированию российской гражданской идентичности.
• Шаг за шагом учащиеся, учителя и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).
• Происходит, хотя и медленная, но планомерная, терпеливая педагогическая работа по присоединению к многовековой национальной традиции прочтения окружающего мира родной культуры.
• Программа «Социокультурные Истоки» опирается на социокультурный опыт ребёнка и актуализирует для него ценностные смыслы родной культуры через приобщение к опыту народа.
• В Истоках нет разового, единичного обращения к той или иной категории и ценности, мы обращаемся к ним на протяжении всех лет работы, каждый раз с новой позиции, на основе нового жизненного опыта детей.
В начальной школе происходит присоединение к первоначальным социокультурным ценностям России, осваиваются категории социокультурной среды и внутреннего мира человека.
С чего начитается формирование гражданской идентичности школьников? Этот вопрос становится педагогической задачей в работе с учениками.
Чувство любви к Родине начинается с любви к своей семье.
То есть с формирования ценностей семьи начинается формирование гражданской идентичности современных школьников.
Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни, так или иначе, связаны с семьей, она - естественная часть этой жизни. Постепенно, у человека на основе привязанности, верности, чувства собственности, ощущения того, что ты свой, ты нужен, складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство (чувство «родительского дома») ложится в основу любви к Родине.
Программа «Социокультурные Истоки» способствует решению ряда важнейших задач, одна из главнейших которая - формирование гражданской ответственности и осознание учащимися, их родителями и педагогами духовного смысла служению Отечеству, а также приобщение к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурности современного социума.
Знакомясь с содержанием материалов учебников, работая в рабочих тетрадях, осваивая и присваивая ценности и смыслы родной культуры, ученики начальных классов делают еще один шаг вперед на пути постижения глубинных основ жизни русского народа. Данная задача представляется очень важной, т.к. осознание своей принадлежности к историческим судьбам Родины, понимание места и роли в неразрывной цепи поколений являются условием формирования граждан, способных нести ответственность за настоящее и будущее России.
Идентичность, с точки зрения Истоковедения, это психологическое представление человека о своем Я, характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности; отождествление человеком самого себя (частично осознаваемое, частично неосознаваемое) с теми или иными типологическими категориями (социальным статусом, полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой, культурой и т.п.).
В заключение хочется сказать, что 15 лет работы в Истоках дает нам право с уверенностью утверждать: становление личности, укорененной в культурно-исторических традициях российского государства и устремленной к активной социально значимой деятельности во благо Отечества – это один из важнейших результатов освоения программы «Социокультурные Истоки», основанной на ценностях и смыслах отечественной культуры.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование гражданской идентичности личности средствами социально-гуманитарного образования
Хотелось бы остановиться на формировании у обучающихся патриотизма на уроках русского языка и литературы , т.к. патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, выступае...
Познавательная деятельность как основа формирования гражданской идентичности
Одна из 7 задач стратегии социокультурной модернизации образования связана с целенаправленным формированием гражданской идентичности как предпосылки становления гражданского общества и солидарности в ...
Формирование гражданской идентичности обучающихся средствами поисковой деятельности
участие в поисковой деятельности стимулирует и активизирует формирование гражданской идентичности обучающихся, а также носит практический результат реального характера....
Статья "Обучающие тренинги как активный метод по формированию гражданской идентичности школьников"
Одной из форм работы по формированию гражданской идентичности у подростков являются использование обучающих тренингов и их элементов. Тренинговая форма работы ориентирована на использование активных м...
Школьный музей в формировании гражданской идентичности школьников.
Выступление на областной научно - практической конференции "Актуальные проблемы преподавани историко - общественного и художественно - эстетического циклов в свете новой концепции историко - культурно...
Прошлое и настоящее многонационального народа России. Формирование гражданской идентичности.
Изучение географического и экономического положения России, ее достопримечательностей, биографий знаменитых путешественников направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежно...
Формирование гражданской идентичности на уроках истории
Данный файл содержит краткое сообщение о формировании гражданской идентичности на уроках истории....