Дети войны
классный час (5, 6, 7 класс)
классный час, открытое мероприятие, 9 Мая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект «Дети войны» 5-7 классы | 42.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Мероприятие, посвящённое 9 Мая «Дети войны».
Цели:
- расширить знания детей о войне 1941-1945гг.,
- формировать активную гражданскую позицию школьников,
- познакомить с детскими художественными произведений обсуждаемой тематики,
- на примерах героических поступков детей в военное время воспитывать чувство патриотизма, гордости за своё Отечество,
- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам героям войны.
Ведущий взрослый
Ведущий 1
Ведущий 2
Ведущий взрослый:
На Земле самый лучший народ-дети. Как сохранить нам его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним — и наше прошлое, и наше будущее? Во второй мировой войне на Земле погибло тринадцать миллионов детей! 9 миллионов советских детей осиротели за годы этой страшной войны. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети.
Заветной мечтой каждого из нас, любого ребёнка является мир на земле. Люди, отвоевавшие для нас Великую Победу, не могли даже представить себе, что в 21 веке мы будем терять детские жизни в террористических актах. В Москве в результате захвата террористами театрального центра на Дубровке погибли десятки детей. В Северной Осетии, в маленьком городке Беслане первого сентября 2004 года в заложники террористами были взяты более тысячи учеников, их родителей и учителей школы № 1. Тогда погибло более 150 детей, почти 200 были ранены.
На сцене дети младших классов, звучит веселая музыка, дети играют в мяч, девочка баюкает куклу, мальчик катает машину.
Музыка сменяется звуками войны. Дети сначала испуганно озираются по сторонам, затем убегают со сцены.
Звучит голос Левитана, на экране военные ролики «Священная война».
На экране надпись: (озвучивается)
«Войну начинают взрослые и сильные мужчины! А расплачиваются дети, женщины и старики…
Под марш «Прощание славянки» дети выходят на сцену. (чтение четверостиший)
БАЛЛАДА О ДЕТЯХ ВОЙНЫ.
- Мы дети войны. Нам с пелёнок досталось
Познать беспределы невзгод.
Был голод. Был холод. Ночами не спалось.
От гари чернел небосвод.(Эльвира)
- Себе прибавляли мальчишечки годы,
Чтоб их отправляли на фронт.
И не было это влиянием моды.
Кому-то родным стал завод.(Егор)
- Станки малолетки, как крепости брали,
На цыпочки встав во весь рост.
И навыки взрослых они обретали.
Со всех одинаков был спрос.(Саша)
- Исхожено много дорог километров.
Истрачено нервов и сил.
Нам выли вдогонку сирены.
Фашист нас, как зверя, травил.(Дима)
- Кровь брали фашисты из тоненьких венок,
Спасая немецких солдат.
Мишенью детишки стояли у стенок.
Злодейства вершился обряд.(Айша)
- А в голод спасала лишь корочка хлеба,
Очистки картофеля, жмых.
И падали бомбы на головы с неба,
Не всех оставляя в живых.(Станислав)
- Нам, детям войны, много горя досталось.
Победа наградой была.
И летопись лет страшных в память вписалась.
Боль отклик у Эха нашла.(Рамазан)
Звучит песня «Дети войны»(видео-клип под песню. Д/з для 5 «а» класса.)
На экране видеоролик «Дети войны»
Ведущий 1.
Война и дети... Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает...
(Д/З 6 «б» класс)
Две сестры бежали от войны –
Свете восемь, Кате три всего лишь…
Вот чуть-чуть еще, и спасены,
За холмом свои, а значит – воля.
Но рванула мина, сея смерть
Позади идущих дымно, гадко.
И один осколок долетел
И ударил младшей под лопатку.
Словно скрыть хотел преступный след
Миллиграмм горячего металла –
Ватник цел, и крови тоже нет,
Только сердце биться перестало.
Старшая сказала: «Хватит, Кать,
Ведь и мне приходится несладко.
Ручку дай, пора уже вставать,
Час еще, и будет все в порядке».
Но, увидев Катин взгляд пустой,
Света на мгновение застыла,
И, котомку выбросив с едой,
На плечо сестру свою взвалила.
И откуда силы в ней взялись,
Но она бежала и бежала…
Лишь когда увидела своих,
Пошатнулась и на снег упала.
Подошла к детишкам медсестра,
Маленькую Катю осмотрела
И сказала горестно: «Мертва»…
Света сразу в голос заревела.
«Нет, не надо, – разносился крик,-
Люди, люди, разве так бывает?...
Старший брат, Иван, в бою погиб…
Папу с мамой немцы расстреляли…
Почему так много в мире зла?...
Разве жизнь сестры моей – игрушка?»…
Медсестра за плечи увела
С поля восьмилетнюю старушку.
Ну, а Катю на руки поднял
Пожилой солдат из третьей роты.
«Внученька, – он только лишь сказал,-
Как же я тебя не уберег-то?»...
В небесах закаты жгут костры,
И ветра свои роняют вздохи,
Словно тихо плачут две сестры -
Искорки безжалостной эпохи.
Ведущий 2.
Среди защитников Родины были и дети. Дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек-подростков называли «сыновьями полков». Они воевали наравне со взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Некоторые, повторяя подвиг Сусанина, заводили отряды врагов в непроходимые леса, в болотные трясины, на минные поля. Пионерами — героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей. Эти имена хорошо известны людям старшего поколения. Погибшим героям было всего 13-14 лет. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.
Ведущий 1.
Посмотрите, пожалуйста, отрывок из повести В.Катаева «Сын полка»
Это сцена встречи Вани-пастушка с мальчиком, который был сыном полка кавалеристов.
(Инсценировка Д/З 6»А» класс.)
Мальчик:
– Чего стоишь?
Ваня:
– Хочу и стою.
Мальчик:
– Иди, откуда пришёл.
Ваня:
– Сам иди. Не твой лес.
Мальчик:
– А вот мой!
Ваня:
– Как?
Мальчик:
– Так. Здесь наше подразделение стоит.
Ваня:
– Какое подразделение?
Мальчик:
– Тебя не касается. Видишь – наши кони.
Ваня:
– А ты кто такой?
Мальчик:
– Знаки различия понимаешь?
Ваня:
– Понимаю!
Мальчик:
– Ну, так вот. Ефрейтор гвардейской кавалерии. Понятно?
Ваня:
– Да! Ефрейтор!Видали мы таких ефрейторов! Мальчик обидчиво мотнул белым чубом.
Мальчик:
– А вот представь себе, ефрейтор!
Мальчик:
– Видал?
Ваня:
– Великое дело!
Мальчик:
– Великое не великое, а медальза боевые заслуги. И ступай себе, откуда пришёл, пока цел.
Ваня:
– Не больно модничай. А то сам получишь.
Мальчик:
– От кого?
Ваня:
– От меня.
Мальчик:
– От тебя? Молод, брат.
Ваня:
– Не моложе твоего.
Мальчик:
– А тебе сколько лет?
Ваня:
– Тебя не касается. А тебе?
Мальчик:
– Четырнадцать.
Ваня:
– Ге!
Мальчик:
– Чего – ге?
Ваня:
– Так какой же ты солдат?
Мальчик:
– Обыкновенный солдат. Гвардейской кавалерии.
Ваня:
– Толкуй! Не положено.
Мальчик:
– Чего не положено?
Ваня:
– Больно молод.
Мальчик:
– Постарше тебя.
Ваня:
– Всё равно не положено. Таких не берут.
Мальчик:
– А вот меня взяли.
Ваня:
– Как же это тебя взяли?
Мальчик:
– А вот так и взяли.
Ваня:
– А на довольствие зачислили?
Мальчик:
– А как же.
Ваня:
– Заливаешь.
Мальчик:
– Не имею такой привычки.
Ваня:
– Побожись.
Мальчик:
– Честное гвардейское.
Ваня:
– На все виды довольствия зачислили?
Мальчик:
– На все виды.
Ваня:
– И оружие дали?
Мальчик:
– А как же! Всё, что положено. Видал мою шашечку? Знатный, братец, клинок. Златоустовский. Его, если хочешь знать, можно колесом согнуть, и он не сломается. Да это что? У меня ещё бурка есть. Бу-рочка что надо. На красоту! Но я её только в бою надеваю. А сейчас она за мной в обозе ездит.
Ваня:
– А меня не взяли.Сперва взяли, а потом сказали – не положено. Я у них даже один раз в палатке спал. У разведчиков, у артиллерийских.
Мальчик:
– Стало быть, ты им не показался, раз они тебя не захотели принять за сына.
Ваня:
– Как это – за сына? За какого?
Мальчик:
– Известно, за какого. За сына полка. А без этого не положено.
Ваня:
– А ты – сын?
Мальчик:
– Я – сын. Я, братец, у наших казачков уже второй год за сына считаюсь. Они меня ещё под Смоленском приняли. Меня, братец, сам майор Вознесенский на свою фамилию записал, поскольку я являюсь круглый сирота. Так что я сейчас называюсь гвардии ефрейтор Вознесенский и служу при майоре Вознесенском связным. Он меня, братец мой, один раз даже вместе с собой в рейд взял. Там наши казачки ночью большой шум в тылу у фашистов сделали. Как ворвутся в одну деревню, где стоял их штаб, а они как выскочат на улицу в одних подштанниках! Мы их там больше чем полторы сотни набили.
(Мальчик вытащил из ножен свою шашку и показал Ване, как они рубали фашистов.)
Ваня:
– И ты рубал?
Мальчик:
– Не. По правде, я не рубал. У меня тогда ещё шашки не было. Я на тачанке ехал вместе со станковым пулемётом… Ну и, стало быть, иди, откуда пришёл, – сказал вдруг ефрейтор Вознесенский, спохватившись, что слишком дружески болтает с этим неизвестно откуда взявшимся довольно-таки подозрительным гражданином. – Прощай, брат.
Ваня:
– Прощай.
(Чтение. Айша)
А мы не стали памяти перечить
И, вспомнив те далекие года, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская беда.
Была земля и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
На экране демонстрируется видеоролик «Орленок»
Ведущий 2.
Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые, мужчины и женщины, уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих детей, отцов и матерей. Дома же оставались в основном старики и дети.
Ведущий 1.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
- Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.(Зарина)
Нужны были и смелость и отвага,
чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла где неприятеля нога.(Анвар)
В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.(Коля)
- Война. Страшней нет ничего на свете,
«Для фронта всё!» — девиз страны таков,
Трудились все: и взрослые, и дети
В полях и у мартенов, у станков.(Вова)
Ведущий 2.
Дети военной поры могут рассказать много: как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года. Как в 10-12 лет, встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. Они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они получали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.
- Зачем ты, война,
У мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать
Мальчишки Урала
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой
холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих
директор завода,
А было рабочим -
Всего по четырнадцать лет. (Айша)
Ведущий 1.
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что в это трудно было поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.
Ведущий взрослый.
Погибали дети в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде. Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи одиннадцатилетней ленинградской девочки Тани Савичевой.
Таня Савичева родилась 1930 г. и жила в обыкновенной ленинградской семье. На глазах девочки погибли: сестра, бабушка, два дяди, мама и брат. Когда началась эвакуация детей, удалось вывезти девочку по Дороге Жизни на Большую землю. Врачи боролись за ее жизнь, но помощь пришла слишком поздно, и Таню не удалось спасти. Она умерла от истощения. Таня Савичева оставила нам свидетельство того, что пришлось пережить детям во время блокады. Дневник ее был одним из документов обвинения на Нюрнбергском процессе. Сегодня Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия – в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады, и на Поклонной горе в Москве. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия – трагические "визиты смерти" в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь…
В осаждённом Ленинграде
Эта девочка жила.
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
Таня, Савичева Таня,
Ты в сердцах у нас жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова:
«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.»
А в ночи пронзает небо
Острый свет прожекторов.
Дома нет ни крошки хлеба,
Не найдёшь полена дров.
От коптилки не согреться
Карандаш дрожит в руке,
Но выводит кровью сердце
В сокровенном дневнике: (Ваня)
«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».
Отшумела, отгремела
Орудийная гроза,
Только память то и дело
Смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянутся берёзки,
Пробивается трава,
А на скорбном Пискарёвском
Остановят вдруг слова:(Стас)
«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».
Светлый день встречайте, люди,
Люди, вслушайтесь в дневник:
Он звучит сильней орудий,
Тот безмолвный детский крик:
«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»(Зарина)
(звучит фонограмма 7 симфонии Рахманинова)
Ведущий взрослый.
Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Когда началась блокада, в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей. Юным ленинградцам пришлось нести свою долю тягот и бедствий блокадного Ленинграда. Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках. И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи — медалями «За оборону Ленинграда».
Звучит песня «Ленинградцы» видеоролик..
Ведущий 2.
4 года. 1418 дней. 34 тысяч часов. И 27 миллионов погибших соотечественников. Убитых, умерших с голоду, уничтоженных и сожженных в концентрационных лагерях, пропавших без вести.
Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать... 43 года!
27 миллионов за 1418 дней — это значит, погибало 13 человек каждую минуту...
Звучит песня «Все о той весне» исполняют 5-6 классы.
Ведущий 1.
9 мая многонациональный народ нашей страны отметит одну из величайших и славных дат своей истории – 74 -ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Для нас, россиян, этот день является воистину святым и светлым праздником. В этот день Отечество наше чествует воинов-победителей, славит мужество и отвагу своих сынов и дочерей, каждого, кто сделал все, чтобы пришла весна Победы сорок пятого. А среди них и те, кого называют «детьми войны».
Ведущий 2.
Во второй мировой войне погибло 13 миллионов детей. В память о миллионах замученных, расстрелянных, сожженных и заживо погребенных объявляется «Минута молчания»
Минута молчания
Ведущий 1.
В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне.
Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.
Читают учащиеся 6 «б» класса
- Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог. - Тринадцать миллионов детских жизней —
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы, - Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов пискаревского огня:
«Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?» - Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих…
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!
Ведущий взрослый.
Скажите, люди, кому всё это нужно?
Что есть у нас дороже наших детей?
Что есть у любого народа дороже?
У любой матери? У любого отца?
Нет, слово «мир» останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.
И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину.
Звучит песня «Несовместимы дети и война»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне "Дети войны"
Проект посвящен всем погибшим детям в годы Великой Отечественной войны. Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели...
Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" ( к юбилею Победы в Великой Отечественной войне").
Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" был создан мной с целью совместной работы с музеем Воинской Славы. Руководитель Л.В. Шатилова, объявила о ра...
дети войны и дети мира
Прошло ровно 70 лет, как весь мир с огромным облегчением вздохнул: закончилась Вторая Мировая, которую мы называем Великой Отечественной Войной. Эта беда коснулась практически каждого уголка зем...
Исследовательский проект "Дети войны - дети Великой Победы"
В помощь руководителям школьных музеев, классным руководителям....
Дети войны (К 100-летию Первой мировой войны)
Наше поколение, к сожалению, мало знает о героях, об участниках Великой Отечественной войны. Но что тогда говорить о Первой мировой войне. О героях этой войны мало знает даже старшее поколение....
Историческая литературно-музыкальная композиция «Детям о детях войны» для детей старшего дошкольного возраста
Историческая литературно-музыкальная композиция «Детям о детях войны» для детей старшего дошкольного возраста, сопровождающаяся показом слайдов с аудио- и видеоматериалами,...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дети войны - дети Победы»
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дети войны - дети Победы"....