Программа здоровьесбережения «Здоровье –это жизнь»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самолюбовская основная школа
Принята на заседании Утверждено
педагогического совета директор школы
__________Скобляков В.А.
Протокол № 1 от29.08.2017г Приказ № 68-А от 08.09.2017г.
Программа здоровьесбережения
«Здоровье –это жизнь»
Сроки реализации программы
2017-2021 гг.
- Пояснительная записка.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, cохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.
Большинство разделов программы остается на все сроки внедрения программы.
Нормативно-правовая база программы
- Закон РФ «Об образовании» (ст. 51).
- Закон РФ «О физической культуре и спорте» (ст. 16, 33).
- Национальная доктрина образования РФ на период до 2025 г.
- Приказом Министерства образования РФ от 16 июля 2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»;
- Подпрограммой «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в РФ» Федеральной целевой программы «Молодежь России»;
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года
2. Цели программы
- формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни;
- создание в школе организационно - педагогических, материально - технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса;
- усиление контроля за медицинским обслуживанием участников образовательного процесса;
- создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
- развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
- обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;
- разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы.
3. Задачи программы
- четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
- формирование системы выявления уровня здоровья обучающихся и его целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
- освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
- планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
- развитие медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
- посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике.
4.Функции различных категорий работников школы
1.Функции медицинской службы школы:
- проведение диспансеризации и медосмотра учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
- выявление учащихся специальной медицинской группы.
2.Функции администрации:
- общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
- общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
- организация преподавания вопросов валеологии на уроках окружающего мира в начальной школе; на уроках биологии, обществознания и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;
- организация и контроль уроков физкультуры;
- обеспечение работы спортивной комнаты во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
- разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
- организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
3.Функции классного руководителя:
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
- организация и проведение профилактической работы с родителями;
- организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками;
- организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
- организация и проведение диагностик уровня знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
5.Участники программы:
- учащиеся
- педагогическое сообщество
- родители
- социальные партнеры
6.Сроки и этапы реализации программы:
- І этап - 2017 – 2018гг.
- ІІ этап - 2019 – 2020 гг.
- ІІІ этап - 2020 – 2021 гг.
1 этап – подготовительный :
- анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к вредным привычкам;
- изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
- разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
2 этап – апробационный :
- внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных;
- систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
- выполнение оздоровительных мероприятий.
3 этап - контрольно-обобщающий :
- сбор и анализ результатов выполнения программы;
- коррекции деятельности.
7. Прогнозируемая модель личности ученика.
Модель выпускника первой ступени обучения | Модель выпускника второй ступени обучения | Модель выпускника третьей ступени обучения |
- знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены; - владение основами личной гигиены и здорового образа жизни. | - знание основ строения и функционирования организма человека; - знание изменений в организме человека в пубертатный период; - умение оценивать свое физическое и психическое состояние; - знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека; - поддержание физической формы; - телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости; - гигиена умственного труда. | - стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье; - убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек; - знание различных оздоровительных систем; - умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека; - способность вырабатывать индивидуальный образ жизни; - гигиена умственного труда. |
8.Ожидаемые конечные результаты программы:
- повышение функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала школьников;
- рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;
- повышение приоритета здорового образа жизни;
- повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
- повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
- повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья.
Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
- культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
- культуру физическую (способность управлять физическими природосообразным и движениями);
- культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их);
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
- формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
- формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
- формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
- формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
9.Методы контроля над реализацией программы:
- проведение заседаний методических объединений школы;
- посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОТ;
- создание методической копилки опыта;
- мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе.
- сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
- контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
10.Основные направления деятельности программы:
Медицинское направление предполагает:
- создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
- составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
- проведение физкультминуток;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
- четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
- планомерная организация питания учащихся;
- реабилитационную работу: обязательное медицинское обследование.
Просветительское направление предполагает:
- организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
- организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
- пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).
Психолого-педагогическое направление предполагает:
- использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
- предупреждение проблем развития ребенка;
- обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
- развитие познавательной и учебной мотивации;
- формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
- совершенствование деятельности медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения;
- организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
- организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
- широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Диагностическое направление предполагает:
- проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
- текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);
- режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.
11.Реализация основных направлений программы:
- Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
- Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
- Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
- Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
- Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
- Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
- Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
- Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
- Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.
- В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
- Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
- Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
12. Применение разнообразных форм работы:
1.Учет состояния детей:
- анализ медицинских карт;
- определение группы здоровья;
- учет посещаемости занятий;
- контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
- организация работы спортивных секций, кружков, проведение дополнительных уроков физической культуры;
- динамические паузы;
- индивидуальные занятия;
- организация спортивных перемен;
- дни здоровья;
- физкульминутка для учащихся;
- организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.
3.Урочная и внеурочная работа:
- открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;
- открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;
- спортивные кружки и секции: волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис.
- План деятельности по реализации программы
№ | Мероприятия | Ответственные исполнители | Сроки | Планируемый результат и выполнение |
1. | Медицинское направление. |
|
|
|
| Медико-педагогическая экспертиза: - анализ основных характеристик состояния здоровья детей в школе; -выявление учащихся специальной медицинской группы; -ведение строгого учета детей по группам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям. | Фельдшер ФАП | ежегодно | Медицинские карты, листы здоровья в классных журналах |
1.2. | Проведение диспансеризации учащимся школы. | Фельдшер ФАП | ежегодно |
|
1.3. | Проведение медицинского осмотра учащихся 1-9 классов. | ОГБУЗ «Стодолищенская РБ», фельдшер ФАП | ежегодно | план медосмотров |
1.4. | Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья. | Фельдшер ФАП | ежегодно | план медосмотров |
1.5. | Обеспечение и организация профилактических прививок учащихся. | Фельдшер ФАП | ежегодно | план прививок |
1.6. | Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. | Фельдшер ФАП классный руководитель, учитель физкультуры | ежегодно | классные журналы |
1.7. | Анализ случаев травматизма в школе. | Директор | ежегодно | материалы отчетов |
1.8. | Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. | Классные руководители | ежегодно | материалы отчетов |
1.9. | Контроль за качеством питания и питьевым режимом. | Родительский комитет | ежедневно в течение года |
|
1.10. | Осмотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:
| Зам. директора по УВР, учителя | ежедневно в течение года | |
1.11. | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) | Заместитель директора по УВР | ежегодно | справка по оценке расписания |
1.12. | Постоянный контроль за школьной столовой. | Директор школы | ежедневно в течение года |
|
2. | Просветительское направление | |||
2.1. | Организация просветительской работы с родителями (лекторий). | Заместитель директора по УВР | ежегодно | график проведения лектория |
2.2. | Разработка и внедрение родительского лектория по здоровому образу жизни. | Заместитель директора по УВР | ежегодно | тематика лектория |
2.3. | Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья детей. | Администрация школы | ежегодно | план работы |
2.4. | Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей. | Администрация школы | ежегодно | план работы |
2.5. | Подготовка и проведение педагогического совета по теме «Формирование здорового образа жизни» | Заместители директора по УВР | протокол педсовета | |
2.6. | Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы ) | заместитель директора поУ ВР, классные руководители | ежегодно | план работы |
2.7. | Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма. | заместитель директора по УВР | ежегодно | план работы |
2.8. | Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры, обществознания | учителя-предметники | в течение года | планы уроков |
3. | Психолого-педагогическое направление. |
| ||
3.1. | Организация медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся. | Социальный педагог, общественный инспектор | ежегодно | план работы социального педагога, |
3.2. | Круглый стол по теме «Здоровьесберегающие технологии обучения» | заместитель директора по УВР | материалы круглого стола | |
3.3. | Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности. | учителя-предметники | ежегодно | планы уроков |
4. | Спортивно-оздоровительное направление. |
| ||
4.1. | Организацию спортивных мероприятий. Проведение Дней здоровья.
| учителя физической культуры, администрация | ежегодно | план работы |
4.2. | Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся. | заместитель директора по УВР | ежегодно | план работы кружков и секций |
4.3. | Привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы. | заместитель директора по УВР | ежегодно | план работы |
5. | Диагностическое направление |
| ||
5.1. | Мониторинг состояния здоровья детей. | заместитель директорапо УВР, классные руководители | ежегодно | результаты мониторинга |
5.2. | Подготовка и проведение общешкольного родительского собрания по теме «Проблемы диагностики развития». | заместитель директора по УВР |
- Календарный план реализации программы
здоровьесбережения «Здоровье – это жизнь»
МБОУ Самолюбовской ОШ на 2017-2021 учебный год
Сентябрь
Общие мероприятия
Организация дежурства по школе и по классам.
Налаживание работы кружков и секций, организация клубной деятельности.
Включение в планы родительского всеобуча, планы методических объединений и план работы школьной библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровье сбережению детей.
Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровье сбережению.
Организация питания учащихся.
Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.
Проведение внутришкольных и участие в районных спортивно-массовых соревнованиях и спартакиаде.
Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).
Октябрь
Организация работы учащихся по трудоустройству и поддержанию порядка на закреплённых участках, работа по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.
Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
Подготовка классов к зиме.
Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований, участие в районной спартакиаде.
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
Физкультминутки (ежедневно).
Подвижные игры на переменах (ежедневно).
Ноябрь
Проведение мероприятий, приуроченных к празднику « День матери».
Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Курение - вред». Итог: выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками.
Экскурсии.
Физкультминутки и динамические паузы (систематически)
Отчёты о проделанной работе по здоровьесбережению.
Декабрь
Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий, посвященных всемирному дню борьбы со СПИДом.
Первенство школы по шахматам.
Проведение конкурсов «Папа, мама, я - спортивная семья», посвященных празднованию Дня семьи.
Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Январь
Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового образа жизни».
«Весёлые старты».
Физкультминутки и динамические паузы.
Участие в районных соревнованиях.
Февраль
Месячник военно - патриотической работы.
День защитника Отечества.
Соревнования по теннису.
Физкультминутки и динамические паузы.
Март
Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
Подготовка ко Дню здоровья. Физкультминутки и динамические паузы.
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Апрель
Всемирный день здоровья.
Операция «Милосердие», операция «Память».
Благоустройство школьной территории.
Динамические паузы, физкультминутки.
Май
Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний
период.
Мероприятия, посвященные Дню Победы в ВОВ.
День бегуна.
Проведение экскурсий на природу.
Июнь
Международный день защиты детей.
Всемирный день защиты окружающей среды.
Работа по плану ЛО
15. Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива школы
Органы управления
|
Мероприятия программы «Здоровье» | Сроки выполнения | |||||
2017-2018г.г. | 2019-2020г.г. | 2020-2021г.г. | |||||
Администрация школы | 1. Создание временной творческой группы по разработке Программы здоровьесбережения. | июнь | - | - | |||
2. Анализ влияния состояния здоровья учащихся на качество знаний и уровень обученности. | январь | январь | январь | ||||
3. Анализ дозировки учебной нагрузки: - учебные планы; - график контрольных работ. | сентябрь | сентябрь | сентябрь | ||||
| апрель | апрель | апрель | ||||
5. Итоговый анализ состояния здоровья учащихся. | май | май | май | ||||
Педагогический Совет | 1.Обсуждение и принятие Программы здоровьесбережения. | август | - | - | |||
2.Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. | - | январь | - | ||||
3.«Аукцион» педагогических идей (здоровьесберегающие технологии). | - | - | октябрь | ||||
4.Здоровьесбережение при применении ИКТ. | январь | - | - | ||||
ШМО классных руководителей | 1.Обсуждение Программы здоровьесбережения. | август | август | август | |||
2.Составление плана работы с учетом внедрения здоровьесберегающих технологий. | август | август | август | ||||
3.Разработка критериев и индикаторов уровня здоровья участников образовательного процесса для мониторинга оценки качества образования | октябрь | - | - | ||||
4.Методическая панорама «Здоровьесберегаю- щие технологии». | - | - | март | ||||
5.Организация методической недели «Обучение и воспитание с успехом». | апрель | - | |||||
6.Мониторинг влияния состояния здоровья учащихся на качество знаний по предметам. | июнь | июнь | июнь | ||||
7.Кураторство над лекторскими группами старшеклассников «Жизнь без вредных привычек». | в течение года | ||||||
Общешкольный родительский комитет | 1.Ознакомление родителей с деятельностью школы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни | май | май | май | |||
2.Круглый стол «Здоровье наших детей». | - | ноябрь | - | ||||
3.День семьи «Папа, мама и я – спортивная семья». | февраль | февраль | февраль | ||||
4.Ознакомление родителей с различными оздоровительными системами. | - | - | ноябрь | ||||
5.Анализ результатов работы школы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни. | май | май | май | ||||
Заместитель директора школы по УВР | 1.Разработка анкет и проведение анкетирования по определению самочувствия учащихся в школе. | сентябрь- май. | сентябрь.- май | сентябрь- май | |||
2.Комплектование полного пакета документов по реализации Программы здоровьесбережения. | ноябрь | - | - | ||||
3.Подготовка памяток для учащихся по формированию здорового образа жизни. | - | март | - |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Перечень основных мероприятий по реализации
программы по здоровьесбережению на 2017-2021 годы (начальная школа)
1 класс.
«Здоровье первоклассника»
(план работы)
№ | Мероприятие, форма | Цель | Срок | Ответственный | ||
Классные часы по программе здоровьесбережения | ||||||
1. | Режим дня – основа жизни человека (беседа – игра) | Пробудить заботу о здоровье, осознать важность режима дня | Сентябрь | Классный руководитель | ||
2. | Скуку простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье (практикум) | Обучить навыкам выполнения правильного пробуждения, выполнения гимнастики, массажа, правильного питания | Октябрь | Классный руководитель | ||
3. | О Сидоре Пашке – ужасном замарашке (инсценировка) | Формировать гигиенические навыки | Ноябрь | Классный руководитель | ||
4. | Если хочешь быть здоров (классный час) | Расширить знания личной гигиены, чистоты, аккуратности | Декабрь | Классный руководитель | ||
5. | Зимушка – зима (час развлечений на прогулке) | Формировать навыки игры на улице | Январь | Классный руководитель | ||
6. | Зимние затеи (спортивный праздник) | Формировать подвижно-игровые навыки | Февраль | Классный руководитель, родители | ||
7. | Мойдодыр (беседа) | Вызвать интерес к вопросам здоровья, ответственность за состояние своего организма | Март | Классный руководитель | ||
8. | Умеем ли мы правильно питаться? (беседа) | Формировать представление об основных питательных веществах и продуктах, их содержащих | Апрель | Классный руководитель | ||
9. | Растем здоровыми (музыкально – спортивный час) | Формировать навыки игровой деятельности | Май | Классный руководитель |
2 класс.
«Здоровый второклассник»
(план работы)
№ | Мероприятие, форма | Цель | Срок | Ответственный |
Классные часы по программе здоровьесбережения | ||||
1. | Осенний калейдоскоп (беседа о здоровой и полезной пище) | Пробудить заботу о здоровье, осознать важность правильного питания | Сентябрь | Классный руководитель |
2. | Как сохранить зрение (беседа) | Познакомить с причинами глазных болезней и их профилактикой, разучить упражнения для профилактики глазных заболеваний | Октябрь | Классный руководитель |
3. | Детские забавы (спортивно – развлекательный час) | Развивать спортивные способности у детей | Ноябрь | Классный руководитель |
4. | Семь С (спортивные состязания) | Развивать силу, скорость, сообразительность, сноровку, смекалку, сплоченность и т.д. | Декабрь | Классный руководитель |
5. | Растения и человек (интегрированный классный час) | Познакомить с понятием «кожа» и ее функциями, с правилами ухода за кожей с помощью лечебных растений | Январь | Классный руководитель |
6. | Кулинарное путешествие по Простоквашино (инсценировка сказки) | Рассказать о пользе каши для здоровья, познакомить с традициями блюд русской кухни | Февраль | Классный руководитель, |
7. | Поешь рыбки – будут ноги прытки (игра-конкурс) | Формировать представления о полезных свойствах рыбных блюд | Март | Классный руководитель |
8. | Кулинарные традиции моей семьи (разработка проектов) | Формировать навыки сбора данных и оформления проектов | Апрель-май | Классный руководитель |
3 класс.
«Здоровая пища третьеклассника»
(план работы)
№ | Мероприятие, форма | Цель | Срок | Ответственный |
Классные часы по программе здоровьесбережения | ||||
1. | Цена ломтика (беседа) | Расширить знания о пользе, ценности хлеба, воспитывать чувство бережного отношения к хлебу | Сентябрь | Классный руководитель |
2. | Правила поведения в столовой (занятие – практикум) | Добиться уяснения учащимися правил поведения в столовой, проработать правила хорошего тона за столом | Октябрь | Классный руководитель |
3. | Это удивительное молоко (занятие-исследование) | Расширить знания о пользе молока, молочных продуктов | Ноябрь | Классный руководитель |
4. | Необычное путешествие в Страну чипсов и сухариков (игра) | Расширить знания о вреде данных продуктов | Декабрь | Классный руководитель |
5. | Самые полезные продукты (театрализованный классный час) | Учить выбирать самые полезные продукты | Январь | Классный руководитель |
6. | Что надо есть, если хочешь стать сильнее (беседа) | Формировать представление о связи рациона питания и здорового образа жизни | Февраль | Классный руководитель, |
7. | Где найти витамины весной (игра-путешествие по станциям) | Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека | Март | Классный руководитель |
8. | День рождения Зелибобы (герой улицы Сезам) | Закрепить полученные знания о правильном питании | Апрель | Классный руководитель |
9. | Секреты поваренка (круглый стол) | Формировать представление о последствиях неправильного питания для организма | Май | Классный руководитель |
4 класс.
«В четвертый класс со здоровьем»
(план работы)
№ | Мероприятие, форма | Цель | Срок | Ответственный | |
Классные часы | |||||
1. | Учись быть здоровым (игра) | Способствовать осознанию необходимости бережного отношения к своему организму | Сентябрь | Классный руководитель | |
2. | Здоровяк предупреждает (игра – КВН) | Формировать у учащихся представления о том, что здоровье – главная ценность в жизни | Октябрь | Классный руководитель | |
3. | Кулинарные обычаи (игра – путешествие) | Закрепить знания о законах здорового питания | Ноябрь | Классный руководитель | |
4. | Питание и красота (кулинарный практикум) | Воспитывать культуру питания | Декабрь | Классный руководитель | |
5. | Спортивно – массовое мероприятие «Зимние забавы» | Формировать стремление к здоровому образу жизни | Январь | Классный руководитель, родители | |
6. | Удивительные превращения колоска (занятие – беседа) | Закрепить знания учащихся о значимости хлеба в рационе питания, прививать бережное отношение к хлебу | Февраль | Классный руководитель, | |
7. | Волк и семеро козлят на валеологический лад (музыкально-спортивный праздник) | Развивать ловкость, быстроту, скорость и других двигательных качеств | Март | Классный руководитель | |
8. | Кафе «Здоровейка» (разработка проектов) | Формировать у детей привычку правильно питаться | Апрель | Классный руководитель | |
9. | Кафе «Здоровейка» (защита проектов) | Май | Классный руководитель |
Родительские собрания по программе здоровьесбережения в начальной школе
Класс | Название | Форма, содержание |
1 класс | Встреча взрослого и ребенка | Круглый стол, посвященный трудностям адаптационного периода |
2 класс | Трудности обучения | Ослабленные дети, нервные дети, заикание у детей, леворукий ребенок, дети с временной задержкой психического развития |
3 класс | Секреты здоровья ребенка | Анкетирование детей и родителей, беседа врача |
4 класс | Не запрет, а предупреждение вредных привычек | Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании |
Перечень основных мероприятий по реализации
программы по здоровьесбережению на 2017-2021 годы (среднее звено).
5 класс
«Здоровье – это здорово!»
(план работы)
№ п/п | Сотрудничество | Учебные четверти | ||||||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |||||||
1 | Классный руководитель | Сочинение-рассуждение «Что такое здоровье?» | Кл. час «Как живешь, пятиклассник?» Конкурс рисунков о здоровье | Диаграмма «Мои жизненные ценности» (1 этап) | ПДД. Дорожные «ловушки» | |||||
2 | Классный руководитель, по возможности психолог | Сопровождение адаптационного процесса | Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!» | Психологическое занятие «Дружеский десерт» | ||||||
Проведение дней психологической адаптации | Адаптационная игра «Правила трех С – сотрудничество, сочувствие, самоконтроль» | |||||||||
Игра «Наши учителя» | ||||||||||
3 | Классный руководитель и учителя-предметники (в том числе ОБЖ, биологии) | Природоведение. «Закаливание организма» «Питание и здоровье человека». «Роль режима труда и отдыха в сохранении здоровья человека» 5 класс. Литература. Урок «Устное народное творчество. Русские народные сказки. Пословицы и поговорки» (бытовые сказки, пословицы и поговорки, осуждающие употребление спиртного), 5 класс. | ||||||||
4 | Классный руководитель и медицинские работники | Проведение профилактических прививок. | ||||||||
Мониторинг санитарно-гигиенических условий Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся. | Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. | Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 - 11 классов. Составление кроссвордов о здоровье «Веселая минутка», 5 – 6 кл. | Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. Беседа «Правильное питание – залог здоровья», 1 - 11кл. | |||||||
5 | Классный руководитель и родители | Психологическая беседа «Особенности адаптационного периода» | Психологическая беседа «Трудности приспособления к темпу школьной жизни и их причины» | Собрание «Как сохранить здоровье ребенка?» | Родительское собрание «Семейное воспитание и здоровье наших детей» | |||||
6 | Классный руководитель (педагоги дополнительного образования) | Конкурсная программа «Посвящение в пятиклассники» | Беседа «Остановись у преступной черты» | Беседа «Чума столетия – СПИД» | Сказка «Репка» о вредных привычках | |||||
7 | Классный руководитель и учитель физической культуры | День здоровья. | День здоровья. | День здоровья. | День здоровья. |
6 класс
«Здоровье – это спорт!»
(план работы)
№ п/п | Сотрудничество | Учебные четверти | |||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||
1 | Классный руководитель | Кл. час. «Здоровое питание» | Кл. час «Хорошие и плохие привычки» Поход в бассейн | Беседа «Чистота – залог здоровья» | Викторина «Я выбираю жизнь» |
2 | Классный руководитель | Анкетирование «Это сладкое слово «успех» | Анкетирование «Хорошие и плохие привычки» | Тренинг «Привычки и воля» | Игра по развитию толерантности «Волшебный кристалл» |
3 | Классный руководитель и учителя-предметники (в том числе ОБЖ, биологии) | Биология. Урок «Особенности высшей нервной деятельности» (физиология труда, нагрузки, профилактика переутомления), 6 класс. Литература. Русские народные сказки. Пословицы и поговорки» (бытовые сказки, пословицы и поговорки, осуждающие употребление спиртного) Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов, 1- 9кл. | |||
4 | Классный руководитель и медицинские работники | Проведение профилактических прививок. | |||
Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся. | Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. | Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 – 9 классов. Составление кроссвордов здоровье «Веселая минутка», 5 – 6 кл. | Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. Беседа «Правильное питание – залог здоровья», 1 – 9 кл. | ||
5 | Классный руководитель и родители | Круглый стол «Первые проблемы подросткового возраста» (психолог) | Собрание «Компьютер в жизни школьника» | Родительское собрание «Физическое развитие школьников» | Лекторий «Здоровая семья – здоровый образ жизни» |
6 | Классный руководитель и педагоги дополнительного образования | Беседа инспектора КДН «»Разрешение конфликтов без насилия» | И снова о вреде курения | Беседа инспектора КДН «Уголовная ответственность несовершеннолетних» | Дискуссия «Согласны ли вы с тем, что в жизни надо пробовать все?» |
7 | Классный руководитель и учитель физической культуры | День здоровья. | День здоровья. | День здоровья. | День здоровья. |
7 класс
«Здоровье – это победа над собой!»
(план работы)
№ п/п | Сотрудничество | Учебные четверти | |||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||||
1 | Классный руководитель | Диаграмма «Мои жизненные ценности» (2 этап) | Поход в бассейн Кл. час «Если хочешь быть здоров | Практикум «Как бороться с конфликтами» | Поход в бассейн Беседа «Что для меня ценно?» | ||
2 | Классный руководитель | Беседа с элементами анкетирования «Как я отношусь к себе, и как ко мне относятся другие» | Психологическая игра «на пути к образованному человеку» | Классный час «Конфликты и пути их разрешения» | Тренинг «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье?» | ||
3 | Классный руководитель и учителя-предметники (в том числе ОБЖ, биологии) | Физика. Урок. Трение в природе и технике (поведение в гололедицу) Физика. Урок. Способы увеличения и уменьшения давления (правила поведения на болотистой местности, льду, рыхлом снегу; правила обращения с колюще-режущими предметами). Физика. Урок. Атмосферное давление. Барометр – анероид (влияние атмосферного давления на жизнедеятельность человека) Физика. Урок. Плавание тел (правила поведения на воде) Биология. Урок «Профилактика нервных и психических заболеваний. Наркотики. Алкоголизм» | |||||
4 | Кл.руководитель и медицинские работники | Проведение профилактических прививок. | |||||
Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся. | Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. . | Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 - 9 классов. | Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. Беседа «Правильное питание – залог здоровья», 1 – 9 кл. | ||||
5 | Классный руководитель и родители | Дискуссия «Пока не поздно! Права и обязанности родителей, права и обязанности ребенка» | Собрание «Экология души ребенка. Ответственность родителей за нравственное и физическое здоровье детей» | Лекторий «Подготовка к взрослости» Беседа «Навыки сохранения зрения» | Собрание «Положительные эмоции в жизни человека» (психолог) | ||
6 | Классный руководитель | Беседа «Алкоголь и его влияние на организм подростка» | Беседа инспектора КДН «Шалость. Злонамеренный проступок. Вандализм» | Беседа «Токсикомания». | История о вредных привычках | ||
7 | Классный руководитель и учитель физической культуры | День здоровья Школьные олимпийские игры | День здоровья День бегуна | День здоровья «Ледовые забавы» | День здоровья День спортивной семьи. |
8 класс
«Здоровье – это умение общаться!»
(план работы)
№ п/п | Сотрудничество | Учебные четверти | |||||||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||||||||
1 | Классный руководитель | Районные соревнования | |||||||||
Театрализованная игра «Суд над сигаретой» | Беседа «Мои проблемы» | Кл. час «Я хочу пожелать вам «Здравствуйте!» | Вопросы для викторины по СПИДу | ||||||||
2 | Классный руководитель , | Урок толерантности «Толерантность к проявлению чувств к другим людям» | Тренинг «В гармонии с собой и окружающими» | Классный час «Эмоции и чувства. Их влияние на здоровье человека» | Анкета «Насколько ты эмоционален» | ||||||
3 | Классный руководитель и учителя-предметники | Физика. Урок. КПД теплового двигателя (экологические проблемы, возникающие при использовании тепловых двигателей) Физика. Уроки. Сила тока. Единицы силы тока. Напряжение. Единицы напряжения. (опасные для жизни человека значения силы тока и напряжения). Физика Урок. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание предохранители. (правила обращения с электрическими приборами, опасности короткого замыкания, перегрузки электрических сетей). Биология. Урок «Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье», 8 класс. Литература. Урок. Н.В.Гоголь «Ревизор» , 8 класс. | |||||||||
4 | Классный руководитель и медицинские работники | Проведение профилактических прививок. | |||||||||
Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся. Беседа мед. работника «Последствия ранних половых» | Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. Анкетирование «Личный опыт школьников, относительно одурманивающих веществ». | Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 - 9 классов. Анкетирование «Оценка обучающимися собственного здоровья». | Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. Беседа «Правильное питание – залог здоровья», 1 - 9кл. | ||||||||
5 | Классный руководитель и родители | Собрание «Не дай нам Бог судьбу ребенка увидеть на конце иглы» | Беседа «В здоровом теле – здоровый дух!» | Психологическая беседа с результатами исследования «Агрессия: ее причины и последствия» | Родительское собрание «Ребенок становится трудным» (социальный педагог) | ||||||
6 | Классный руководитель | Дискуссия «Алкоголю скажем «Нет!» | Беседа инспектора КДН «Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ» | «Наркотики – мой яд!» | Анкета: употребление алкоголя, сигарет, наркотиков. | ||||||
7 | Классный руководитель и учитель физической культуры | День здоровья. | День здоровья. | День здоровья. | День здоровья. |
9 класс
«Здоровье – это жизнь!»
(план работы)
№ п/п | Сотрудничество | Учебные четверти | |||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||
1 | Классный руководитель | Районные соревнования | |||
Беседа «Законы жизни». | Анкета информированности по вопросам ВИЧ – СПИДа | Беседа для девочек «Влияние стиля жизни на репродуктивное здоровье женщины» | Игра «Степень риска» | ||
2 | Классный руководитель , по возможности психолог | Классный час с элементами тестирования «Лидер на все времена» | Классный час с элементами тестирования «Стрессоустойчивость» | Тренинг «Уверенность» (подготовка к экзаменам, повышение самооценки) | |
3 | Классный руководитель и учителя-предметники (в том числе ОБЖ, биологии) | Физика. Урок. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении (опасности на проезжей части, тормозной путь автомобиля). Физика Урок. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны (защита от электромагнитного излучения). Физика. Уроки. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации (радиационная опасность и способы защиты от радиации). ОБЖ. «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. Основы здорового образа жизни. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Понятие о привычках здорового образа жизни», 9 класс. Обществознание. Урок «Семья и наркотики», 9 класс. Химия. Урок «Оксид углерода (II) и оксид углерода (IV)» (образование угарного газа при курении и действии его на организм), 9 класс | |||
4 | Классный руководитель и медицинские работники | Проведение профилактических прививок. | |||
Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся. Беседа фельдшера ФАП «Заболевания, передающиеся половым путем» | Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. Анкетирование «Личный опыт школьников, относительно одурманивающих веществ». | Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 - 9 классов. Беседа «История контрацепции, виды контрацепции». Анкетирование «Оценка обучающимися собственного здоровья», 7 - 11 классы. | Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья», 1 - 9кл. | ||
5 | Классный руководитель и родители | Вечер «Твое свободное время и твое здоровье» | Конференция «Роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизма» | Собрание «Жизненный ценности подростков» (психолог) | Беседа «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам?» |
6 | Классный руководитель | Ток – шоу «Большая перемена» (о проблеме табакокурения) | Беседа «Причины пристрастий» | Беседа инспектора ОДН «Как не стать жертвой преступления» | Беседа «Свобода выбора – это уход от зависимости» |
7 | Классный руководитель и учитель физической культуры | День здоровья. | День здоровья. | День здоровья. | День здоровья. |
Список литературы
- Г. П. Попова «Классные часы 1-2 классы». Издательство «Учитель». Волгоград 2010г.
- Г. Т. Дьячкова, Е. в. Волкова «Родительские собрания в начальной школе». Разработки. Лекции. Беседы.
Издательство «Учитель». Волгоград 2008 г.
- Т. А. Волжанина и др. «Родительские собрания в начальной школе». Издательство «Учитель». Волгоград 2008 г.
- О. в. Павлова «Родительские собрания 4 классс». На пути понимания ребенка. Издательство «Учитель». Волгоград 2008 г.
- В. Н. Максиочкина «Родительские собрания 1 класс». Проверяй сердцем. Издательство «Учитель». Волгоград 2008 г.
- Е. В. Менькова «Родительские собрания 1-2 класс». Издательско-торговый дом «Корифей».Волгоград 2005 г.
- «Классные часы 4 класс» Москва «Вако» 2008 г.
- И. В. Персидская и др. «Классные часы 1-4 классы». Издательство «Учитель». Волгоград 2009 г.
- В. Н. Макимочкина «Родительские собрания 2 класс». Шаги к мудрости. Издательство «Учитель». Волгоград 2007г.
- Е, В. Езушина «Азбука правильного питания». Конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки.Издательство «Учитель». Волгоград 2007г.
- «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». Методическое пособие. Серия «Воспитательная работа». Издательство «Глобус». Москва. 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"
разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...
Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"
Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...
Программа по здоровьесбережению"Здоровье - это жизнь"
Здоровье детей - это политика,в которой заложено наше будущее,поэтому перед педагогами,родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения....
Программа здоровьесбережения "Здоровье-путь к победе!"
Здоровьесбережение – это одна из ведущих концепций в образовании на сегодняшний день. Это широкое понятие связано с необходимостью беречь и сохранять здоровье современных воспитанников во всем е...
Программа "Основы здорового образа жизни. Здоровая семья - здоровый ребёнок".
В данный момент актуальность и общенациональный характер проблемы здоровья граждан России очевидны. Цель программы: развитие у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, через формирование осн...
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"
Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"
Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...