Рабочая программа факультатива по математике 7 класс "Занимательная математика"
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа факултатива по математике 7 класс "Занимательная математика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_fakultativa_po_matematike_7a_klass.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
рМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании педагогического совета | приказом директора |
Протокол № 1 | МБОУ «СШ № 32 им. С.А. Лавочкина» |
от «31» августа 2020 г. | Приказ от «31» августа 2020 г. № 61/4-од |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Наименование учебного предмета: МАТЕМАТИКА
Класс: 7А
Уровень общего образования: основное общее образование
Учитель: Нестерова Екатерина Викторовна
Срок реализации программы, учебный год: 2020-2021
Количество часов по учебному плану: 34 ч; I полугодие – 16 ч, II полугодие – 18 ч, всего за год – 34 ч.
Составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта и примерной программы по математике.
Рабочую программу составила: ___________________ Нестерова Е.В.
подпись расшифровка подписи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана данная программа:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
Цели данного курса:
- Повышение интереса к предмету.
- Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.
- Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи курса:
- Развития мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
- Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения.
- Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.
Общая характеристика факультативного курса
Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.
Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучаемых. Включенные в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.
Отличительные особенности данного курса от уже существующих в том, что этот курс подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступая к решению более сложных задач, рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных. Развитию интереса способствуют математические игры, викторины, проблемные задания и т.д.
Программа ориентирована на учащихся 7 классов, которым интересна как сама математика так и процесс познания нового.
Факультативные занятия рассчитаны на 1 час в неделю, в общей сложности – 34 ч в учебный год. Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Факультативные занятия дают возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной трудности, больше рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией пробелов знаний учащихся, и внедрять принцип опережения.
Основные принципы:
- обязательная согласованность курса с курсом алгебры как по содержанию, так и по последовательности изложения. Каждая тема курса начинается с повторения соответствующей темы курса алгебры. Факультатив является развивающим дополнением к курсу математики;
– вариативность (сравнение различных методов и способов решения одного и того же уравнения или неравенства);
– самоконтроль (регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач должен быть непременным элементом самостоятельной работы учащихся).
При проведении занятий по курсу на первое место выйдут следующие формы организации работы: групповая, парная, индивидуальная. Методы работы: частично-поисковые, эвристические, исследовательские, тренинги.
Описание места факультативного курса в плане.
Курс рассчитан на 1 час в неделю. Общее количество проводимых занятий – 34 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
- креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;
- выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с обыденного языка на математический и обратно;
- стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае неободимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
- сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;
- использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаи-модействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
В результате изучения курса учащиеся должны:
• освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач;
• уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
• успешно выступать на математических соревнованиях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Содержание факультативного курса
Раздел I. Действительные числа (5 часов)
- Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения.
- Сравнение числовых выражений. Числовая прямая, сравнение и упорядочивание чисел.
- Пропорции. Решение задач на пропорции.
- Проценты. Основные задачи на проценты. Практическое применений процентов.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сочетать при вычислениях устные и письменные приемы;
- выполнять сравнение и упорядочивание чисел на координатной прямой;
- уметь находить отношения между величинами, решать задачи на пропорции;
- решать основные задачи на проценты: нахождение числа по его проценту, процента от числа, процентное отношение двух чисел, а также более сложные задачи.
Раздел II. Уравнения с одной переменной (8 часов)
- Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной.
- Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.
- Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром.
- Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Учащиеся должны уметь:
- с помощью равносильных преобразований приводить уравнение к линейному виду, решать такие уравнения;
- использовать геометрический смысл и алгебраического определение модуля при решении уравнений;
- решать простейшие линейные уравнения с параметрами;
- решать текстовые задачи алгебраическим способом, переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения.
Раздел III. Комбинаторика. Описательная статистика (9 часов)
- Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.
- Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов.
- Комбинаторное правило умножения
- Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок.
- Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение. Практическое применение статистики.
Учащиеся должны уметь:
- решать комбинаторные задачи перебором вариантов и с помощью графов;
- применять правило комбинаторного умножения для решения задач на нахождение числа объектов или комбинаций;
- распознавать задачи на определение числа перестановок и выполнять соответствующие вычисления;
- находить среднее арифметическое, моду, медиану, наибольшее и наименьшее значение числовых наборов.
Раздел IV. Буквенные выражения. Многочлены (6 часов)
- Преобразование буквенных выражений.
- Деление многочлена на многочлен «уголком».
- Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять преобразования буквенных выражений;
- выполнять деление многочлена на многочлен «уголком»;
- возводить двучлен в степень.
Раздел V. Уравнения с двумя переменными (4 часа)
- Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применение диофантовых уравнений к практическим задачам.
- Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений различными способами.
Учащиеся должны уметь:
- применять основные правила решения диофантовых уравнений;
- решать системы линейных уравнений графическим способом, способами подстановки и сложения.
Итоговое повторение (2 часа)
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Разделы и темы | Кол-во часов | Дата по палану | Дата по факту |
I. Действительные числа (5 часов) | ||||
1 | Числовые выражения | 1 | ||
2 | Сравнение числовх выражений | 1 | ||
3 | Пропорции | 1 | ||
4-5 | Проценты | 2 | ||
II. Уравнения с одной переменной (8 часов) | ||||
6 | Уравнения с одной переменной | 1 | ||
7-8 | Решение линейных уравнений с модулем | 2 | ||
9-11 | Решение линейных уравнений с параметрами | 3 | ||
12-13 | Решение текстовых задач | 2 | ||
III. Комбинаторика. Описательная статистика (9 часов) | ||||
14-15 | Решение комбинаторных задач перебором вариантов | 2 | ||
16-17 | Решение комбинаторных задач с помощью графов | 2 | ||
18-19 | Комбинарное правило умножения | 2 | ||
20-21 | Перестановки. Факториал | 2 | ||
22 | Статистические характеристики набора данных | 1 | ||
IV. Буквенные выражения. Многочлены (6 часов) | ||||
23-24 | Преобразование буквенных выражений | 2 | ||
25-26 | Деление многочлена на многочлен | 2 | ||
27-28 | Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля | 2 | ||
V. Уравнения с двумя переменными (4 часа) | ||||
29-30 | Линейные диофантовы уравнения | 2 | ||
31-32 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 2 | ||
33-34 | Итоговое занятие | 2 | ||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива «Тестовая подготовка по математике» для учащихся 8 класса.
Рабочая программа факультатива «Тестовая подготовка по математике» для учащихся 8 класса. Данный факультатив развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универса...
Рабочая программа факультатива по математике "За страницами учебника математики" 5 класс
Данная программа математического факультатива «За страницами учебника математики» рассчитана на один год обучения для учащихся 5-х классов, проявляющих интерес к математике, желающих изучать математик...
Рабочая программа факультатива "За страницами учебника математики"
Рабочая программа разработана для учащихся 5 класса .Включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности (кружок по математике) "Юный математик" 7 класс
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением к...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика для пятиклассников"
Рабочая прграмма по внеурочной деятельности по математике 5 класс...
Рабочая программа факультатива ,, За страницами учебника математики\'\' . 5 класс.
Программа составлена в соответствии с требованиями.на тот период времени....
Рабочая программа факультатива "Нестандартные задачи элементарной математики"
Разработка для занятий математикой в 9 классе...