Классный час "Государственный символы России"
классный час (5 класс)

Чеботаева Галина Александровна

Конспект классного часа "Государственные символы России"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gosudarstvennye_simvoly_rossii.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края

специальная (коррекционная) школа-интернат г.Темрюка

Классный час

в 5 «Б» классе

 

Государственные  символы  России

Классный руководитель: Чеботаева Г.А.

г. Темрюк

2021 год

Цель занятия:

  • Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся;
  • Популяризация государственных символов Российской Федерации;
  • Расширение исторических знаний и представлений обучающихся;
  • Развитие творческих способностей школьников.

Задачи:

  • дать учащимся представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг» («знамя»);
  • расширить знания учащихся об истории России и государственной символике;
  • способствовать восприятию подростками нравственных ценностей (любви к Родине, патриотизма, гражданственности);
  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны и своего народа;
  • развивать чувство гордости за свою страну;
  • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).

План занятия:

  1. Символы государства.
  2. Российский герб.
  3. Государственный флаг.
  4. Гимн России.
  5. Дискуссия «Можно ли носить символы государства на одежде?»
  6. Официальные символы государства.
  7. Неофициальные символы государства.
  8. Рефлексия. Кроссворд (по материалам классного часа).
  9. Подведение итогов.

Основные понятия: герб, флаг (знамя), гимн.

Оборудование занятия: мультимедийный проектор, презентация «Государственные символы России», изображения российских флага и герба; музыкальная запись гимна Российской Федерации; слова текста гимна, пазлы (герб, флаг), карточки с названиями государственных праздников и их датами, кроссворд.

Ход занятия

  1. Символы государства.

Слайд 1

        Карта Российской Федерации

        Здравствуйте, уважаемые коллеги и ребята. Рада приветствовать Вас на нашем классном часе.

         Ребята, а что вы видите на экране? (карта России). Посмотрите, как велики просторы нашей Родины!

Слайд 2

Учащиеся читают стихотворение «Я - Россиянин!» Геннадия Горшкова:

Живу в России, россиянин - я!
Я это сознаю, горжусь я этим!
Россия – это Родина моя!
Она милее мне всех стран на свете!

В России небо голубее, зеленей трава,
Здесь солнышко теплее греет!
У человека Родина всегда одна,
Поэтому и дорожим мы ею!

Символы России - наши главные слова,
Герб, Гимн, и Флаг – вот ценность нашей жизни,
Президент, Конституция, Кремль и Москва,
Все это связано с нашей Отчизною!

Это стихотворение Геннадия Горшкова как нельзя лучше отражает то, о чем пойдет речь на нашем классном часе. Россия страна большая, красивая и богатая. У нее древняя и интересная история.

Слайд 3

Мы будем говорить о символах (СЛОВАРЬ) нашей страны.

Беседа  с классом, в ходе которой  учитель выясняет, какие существуют символы государства:

-        Дети, как называется государство, в котором мы все живем?
(
Россия).

- А что для нас — Россия? Как мы называем страну, где мы родились? (Родина, Отечество, Отчизна). 

Государственные символы России – установленные федеральными конституционными законами особые отличительные знаки России, которые показывают её национальную независимость и самобытность, и несут определённый идеологический смысл.

-        Какие вы знаете символы нашей Родины?

Если дети затрудняются с ответом, то учитель им помогает вопросами:

  • Какой символ России поднимают в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях или во время государственных праздников?
  • Какая музыка при этом исполняется?

Слайд 4

Если ученики все равно не могут ответить, учитель говорит:

У всякой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Это — государственный герб, флаг и гимн.

25 декабря 2000 года президент РФ Владимир Путин подписал три федеральных конституционных закона:

  • О Государственном гербе Российской Федерации;
  • О Государственном флаге Российской Федерации;
  • О Государственном гимне Российской Федерации.

  1. Российский герб

Слайд 5

Далее учитель объясняет, что такое герб и для чего он служит:

- Ребята, а кто знает значение слова «герб»?

У каждого государства и почти у каждого города  есть свой отличительный знак, эмблема. Такой знак мы называем «герб» (СЛОВАРЬ). Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах. Герб есть и у нашей  Родины — России. Его история насчитывает более 500 лет.

При этом учитель предлагает ученикам рассмотреть изображение современного герба России:

-        Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного вооружения напоминает герб? (Щит).

Опишите герб: 

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит. Он символизирует собой защиту родной земли от врага.

На щите мы также видим изображение золотого орла. Чем оно необычно? (У орла две головы).

Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток.

Крылья орла подняты — он  показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия — могучая страна.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.

Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. Они означают независимость (суверенитет) как всей Российской Федерации, так и её частей, субъектов Федерации.

В правой лапе орла — скипетр (жезл), в левой — держава. Они символизируют государственную власть и единое государство.

На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и растоптанного конём дракона.

Изображение всадника, пронзающего копьем дракона, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьем, а конь растоптал змея. Царь — отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. В России святой считается покровителем воинов и землепашцев.

Таким образом, на российском гербе изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьем черного змия — символ зла.

-        Где мы можем увидеть изображения герба? (Например, он изображен на пограничных столбах, символизируя начало  территории  нашего государства. Его мы видим на монетах. Печатью с изображением герба скрепляются все важные документы).

-        Как называют всадника, изображенного на гербе? (Георгий Победоносец).

Конкурс: собрать пазл «Герб».

  1. Государственный флаг

Слайд 6

Далее учитель предлагает рассмотреть изображение флага России. 

Российский государственный флаг (СЛОВАРЬ) имеет более чем 300-летнюю историю. Государственный флаг в России появился на рубеже XVII-XVIII веков, в эпоху становления России как мощного государства. Впервые бело-сине-красный флаг с нашитым на нем двуглавым орлом был поднят на первом русском военном корабле "Орел", в царствование отца Петра I Алексея Михайловича, но у исследователей нет единого мнения о том, как были скомбинированы эти цвета.

Законным же "отцом" триколора признан Петр I. 20 января 1705 года он издал указ, согласно которому "на торговых всяких судах" должны поднимать бело-сине-красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос.

Со сменой власти в стране еще несколько раз изменялся и внешний вид государственного флага.

К своему нынешнему виду триколора  флаг России вернулся 22 августа 1991 года. И теперь дата 22 августа является Днем государственного флага России. 

Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.

- Кто из вас знает, как иначе называется флаг? (Знамя).

Слова флаг и знамя означают одно и то же, только слово знамя — славянское, а флаг – голландское. Раньше на Руси знамя называли стягом. Знамена появились еще в древности — они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.

-        Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый, синий, красный).

Слайд 7

Эти цвета не случайно появились на флаге России.

Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство.

Синий — цвет веры, верности и постоянства.

Красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Все три цвета издавна использовались в русских народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.

-        Когда поднимают флаг?  Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов.  Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

Мы должны гордиться нашим флагом — ему уже более трехсот лет!

Конкурс: собрать пазл «Флаг».

  1. Государственный гимн

Слайд 8

О каком символе России мы еще не поговорили? (Гимн).

А вы знаете, что такое гимн (СЛОВАРЬ)?

Гимн — это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых, торжественных случаях, например, в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях. Зачем же это делают? Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен. Но гимн мы слышим и в других случаях: в дни торжественных праздников, собраний, когда проводятся парады. Во время исполнения гимна, люди встают, мужчины должны снять головные уборы.

Прослушайте музыкальную запись и прочтите текст гимна. ВСТАТЬ! (Можно предложить учащимся спеть хором).

Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша родина - Россия. Наш гимн значительно моложе флага и герба. Однако и он имеет свою историю. Музыке гимна уже более 70 лет. Впервые мелодия композитора Александра Александрова прозвучала 1 января 1944 года, а текст гимна был написан поэтами Сергеем Михалковым и Эль-Регистаном.

В 1990 году текст гимна перестал соответствовать политической ситуации в стране, и было принято решение считать гимном России «Патриотическую песню» композитора Михаила Глинки.

Споры вокруг гимна возобновились в октябре 2000 года, после встречи Владимира Путина с российскими спортсменами, которые жаловались новому президенту на отсутствие слов и невозможность петь гимн во время церемоний награждения медалями на международных соревнованиях. В результате конкурса был утвержден современный вариант торжественной песни, в котором вернулись к музыке А.Александрова и тексту С.Михалкова, но с  частичными изменениями. Впервые он прозвучал 1 января 2001 года.

Конкурс: восстановить текст гимна.

Слайд 9

  1. Дискуссия «Можно ли носить символы государства на одежде?»

Учащиеся высказывают вслух свою точку зрения и отстаивают ее.

Допускается ношение государственной символики на одежде, но при этом необходимо относиться к ней с уважением.

  1. Официальными символами нашего государства также являются:

Слайд 10

Столица нашей Родины – Москва

Слайд 11

 Президент России – В.В.Путин

Слайд 12

  Конституция – основной Закон

Конкурс: знаешь ли ты государственные праздники России?

Слайд 13 (ответы)

Новый год

1 января

Рождество Христово

7 января

День Защитника Отечества

23 февраля

Международный женский день

8 марта

Праздник весны и труда

1 мая

День Победы

9 мая

День независимости России

12 июня

День народного единства

4 ноября

  1. Неофициальные символы России.

Слайды 14 – 22

Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают особенные для каждой страны историю, культуру и быт.

8. Рефлексия. Кроссворд (по материалам классного часа)

Найди слово, означающее преданность и любовь к своему отечеству (по вертикали) – (патриотизм).

По горизонтали:

  1. Жезл, один из знаков власти – (скипетр).
  2. Официальный символ власти, олицетворяющий суверенитет государства – (флаг).
  3. Главный город, административно-политический центр страны – (столица).
  4. Официальная эмблема государства, символ государства – (герб).
  5. Торжественная песня, символ государства – (гимн).
  6. Политическая организация общества с определенной формой правления – (государство).
  7. Основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство – (конституция).
  8. Условное обозначение образа, понятия, идеи – (символ).
  9. Выборный глава государства в современной России – (президент).
  10. Столица России – (Москва).

Слайд 23         

  1. Подведение итогов.

Символы государства – это и история страны, и её сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, её отличия от других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Творческому усвоению истории символов государства мы посвятили сегодняшний классный час. Учебная игра показала не только ваши знания, но и умение применять их на практике. Вы продемонстрировали, что разбираетесь в государственных символах, овладели историческими сведениями о них. Многие задания были проблемными, носили творческий характер. Но, проявив смекалку, вы успешно справились с ними.

Слайд 24

Спасибо за внимание!

Используемые ресурсы:

  1. www.intergu.ru 
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BC%D0%BD_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B1_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BB%D0%B0%D0%B3_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 
  5. https://yandex.ru/images/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Символы России"

На классном часе мы коснулись символики вообще и подробнее остановились на гербе как символе государства....

классный час " Символы России" + презентация

классный час " Символы России" преднозначен для учащихся 6 классов, где рассказывается о истории возникновения символики до настоящего времени....

Классный час "Символы России"

Классный час "Символы России"...

КЛАССНЫЙ ЧАС «СИМВОЛЫ РОССИИ» ( 6 класс)

Цель: формировать чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважение к государственным символам.Оформление: герб Российской Федерации, гербы других стран, флаг России....

Разработка классного часа «Символы России», 01.09.2013г.

Разработка классного часа предназначена для учащихся 5 класса. Урок содержит информацию о государственной символике, расширяет представление о Конституции РФ. Весь ход урока направлен на самостоятельн...

презентация к классному часу "Символы России"

презентация к классному часу "Символы России"...

Классный час "Символы России. Гербы"

С целью воспитания у детей чувства патриотизма и любви к Родине, формирования гражданского самосознания в 5 специализированном кадетском классе был проведен классный час по теме "Символы Рос...