Классный час "Символы России"
классный час по изобразительному искусству (изо) по теме

Классный час "Символы России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

 «Починковский Центр дополнительного образования детей»

На конкурс «Овеянные славою флаг наш и герб»

Номинация: «Сценарии праздников, конкурсов, викторин, классных часов»

Сценарий классного часа

«Символы России»

(в 3- 4 классах)

Автор: Горелова Елена Владимировна

Педагог дополнительного образования детей

МБОУ ДОД «Починковский ЦДО»

Адрес: 607910

Нижегородская область,

Починковский район,

с. Починки, ул. 1 Мая, д. 2.

телефон: 8-831-97-5-06-74

Тема: «Символы России»

Цели и задачи классного часа:

 * создание условий для осознания младшими школьниками значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России;

* воспитание патриотизма, любви и гордости за свое Отечество.

Оборудование:

* плакаты или иллюстрации государственного герба и флага, текста гимна Российской Федерации;

* иллюстрации картин различных художников с изображениями флага или герба России;

* аудиозапись гимна Российской Федерации и торжественной музыки.

* заранее необходимо прорепетировать с учащимися фрагмент данного сценария и помочь ребятам изготовить фрагменты костюмов царей Алексея Михайловича и Петра 1.

Ход классного часа

Педагог:

Дорогие ребята, вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины – России.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Какие символы России вы можете назвать? (Учащиеся предлагают свои варианты)

Педагог:

Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?  (Учащиеся высказывают свои мнения)

Педагог:

Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.

 

Об истории российского герба

Подобное триединство сложилось на государственном уровне в нашей стране еще в далекой древности.

Для того чтобы отличаться, друг от друга и подчеркнуть важность собственной персоны, рыцари помещали на собственные щиты символические изображения – символы или гербы.

Отличительной особенностью русских гербов было их происхождение от древних эмблем и знаков на печатях, монетах, военных знаменах.

Первые гербы, изображенные на печатях, появились в России в 11 – 12 веках. Так, «лев» был отличительным знаком основателем Москвы Юрия Долгорукого, а затем стал гербом города Владимира.

В 1672 г., при царе Алексее Михайловиче, была составлена особая книга «Титулярник», в которой воспроизводились рисунки ряда земельных гербовых эмблем. Но окончательное оформление гербов на государственном уровне началось только при Петре 1.

Только при нем герб стал являться знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Начиная с конца 17 в. Изображение герба помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к государству или государственную важность данных документов или вещей.

Ребята, посмотрите на изображение герба России (показывает рисунок) и скажите, почему именно эти символы изображены на нем? (Возможные рассуждения учащихся: лев – «властная сила»; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть и т. д.)

Педагог:

Чтобы быть совсем точным, обратимся к документам.

(Информация для педагога. Описание герба дано в Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000г. №2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»)

«Статья 1.

«Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона»)

Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

Но этот герб нашей страны существует только с 2000г. До этого более пятидесяти лет существовал герб с изображением земного шара, увенчанного колосьями.

        Государственный флаг России

Педагог:

У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.

Флаги как символы независимого государства появились значительно позднее первых гербовых эмблем. На Руси, после крещения в 10 веке, боевые стяги и знамена были в прямом смысле священными, так как на них изображались лики Спасителя, Богородицы и святых, и они освящались как иконы.

Цвета нынешнего государственного флага Российской Федерации: белый – синий – красный появились на флагах страны еще в первой трети 17 века в роли государственных цветов. Но официально Петр 1 в 1705 г. ввел эти цвета как цвета флага российского торгового флота.

(Инсценируется сценка «Как зарождались российские флаги»)

Выходит царь Алексей Михайлович со свитой и два ведущих.

Алексей Михайлович (рассматривая флаги)

Червонный (красный) для нас означает отвагу, героизм, огонь, мужество, смелость, великодушие, любовь.

Белый – мир, чистоту, правду, благородство, невинность.

Лазоревый (голубой) – небо, вера, духовность, честность, безупречность, целомудрие.

(обращаясь к писарю) Пиши указ: прислать ткани червчатой, белой и лазоревой. (Царь и свита удаляются)

1-й ведущий:

Так 9 апреля 1667 г. этим указом царь утвердил государственными цветами российского флага красный, синий, белый.

2-й ведущий:

Историки находили объяснение национальных цветов в полном титуле царей Российской империи – «всея Великия, и Малыя и Белыя России». Красный цвет соответствовал – великороссам, синий – малороссам, белый – белорусам.

1-й ведущий:

Наступила пора царя Петра 1. Вся жизнь Петра Великого прошла в служении Отечества.

(Появляется Петр 1 со свитой)

Петр 1:

Только на торговых судах быть знаменем, по образцу, каков нарисован, послан под сим его Великого Государя Указом.

(Петр разворачивает два свитка с рисунками государственных флагов, сделанных им собственноручно, и показывает первый флаг, полотнище которого разделено на три горизонтальные полосы).

Белый цвет – вера, синий – надежда, красный – любовь. (Отдает свиток)        

(Показывает второй. На втором флаге поверх этих полос наложен синий крест, соединяющий четыре угла)

Синий крест – символ объединения Россией четырех европейских морей – Белого, Азовского, Каспийского, Балтийского. Будет сие знамя святыней доблестного русского флота!

(Петр и свита удаляются.)

2-й ведущий:

Утвержденные 20 января 1705 г. Петром российские флаги сохранялись несколько веков. Под ними русские войска разбили не одно полчище вражеских войск на полях сражений в разные времена истории нашего государства.

Педагог:

На протяжении двух столетий эти цвета конкурировали с черно-желто-белым императорским стягом Александра 1 и Александра 2 в борьбе за звание государственного флага.

С 20-х годов прошлого столетия государственным флагом нашей страны было красное полотнище с перекрещенным серпом и молотом в углу флага.

С этим символом жила наша страна многие годы: строило новое государство, победила в Великой Отечественной войне.

Рассмотрим нынешнее изображение государственного флага Российской Федерации (показывает иллюстрацию). Флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя – синего, нижняя – красного.

(Информация для педагога. Описание флага приводится в Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000г. №1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации»)

«Статья 1.

Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3»).

Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Послушайте эти отрывки, определите, о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.

1-й ведущий:

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка, написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете….. (белом)

2-й ведущий:

Спокойны и чисты рек русских воды,

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды.

Художник их раскрасил в  …. (синий)

1-й ведущий:

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко…. (красным)

Педагог:

Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.

Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя Вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно- морского флота. Российскому Военно- морскому флоту,  подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело- голубой Андреевский флаг.

        Государственный гимн России

Педагог:

Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь и салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

Кто из вас знает, что такое государственный гимн?  (Высказывание учащихся)

Педагог:

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство огромной страны.  

В России, вплоть до 17 века, на церковных праздниках и событиях общегосударственного значения исполнялись православные песнопения торжественного характера. Однако, первым, хотя и неофициальным гимном России, считается марш «Гром победы, раздавайся!», созданный первым поэтом России того времени Г. Р. Державиным и положенный на музыку композитором О. А.Козловским.

Первым официальным государственным гимном России была «Молитва русских», слова, которого написал поэт В. А. Жуковский, а музыка гимна написана А.Ф. Львовым. Долгие годы в царской России этот гимн был больше известен, как «Боже, Царя храни!».

Педагог:

Ребята, скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна? (Ответы учащихся).

Мелодия нашего гимна написана А. В. Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные С. В. Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России.

Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех,  кто хочет процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею.

(Информация для педагога. Текст гимна России был утвержден Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000г. №3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» (с изменениями от 22 марта 2001г.)

«Статья 2.

Государственный гимн Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально- поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом.

Государственный гимн Российской Федерации может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.

Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом»).

Педагог:

Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.

А теперь, ребята, я приглашаю всех встать и прослушать гимн России. Запомните, гимн России слушают стоя, молча или исполняют текст под музыку.  (Учащиеся слушают гимн России стоя)

Подведение итогов классного часа

Педагог:

Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.

Можно в завершение классного часа дать прослушать учащимся величественную музыку, под которую просмотреть слайды видов России или иллюстрации картин героического прошлого нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разаработка классного часа "России важен каждый"

Данная разработка классного часа - один из вариантов проведения мероприятия с использованием активных методик. Методики, которые применялись при разработке классного часа, универсальны. Их можно испол...

Конспект классного часа «Россия - наша Родина. Герои былых времен.»

Конспект классного часа «Россия - наша Родина. Герои былых времен.»...

Классный час "Россию прославит молодёжь"

Материал о достижениях современных старшеклассников в учёбе, спорте  на международном уровне. Примеры героизма современных подростков. С презентацией....

Сценарий классного часа "России верные сыны"

Классный час, посвященный 200летию Бородинского сражения....

Классный час "Россия - Родина моя"

Задачи классного часа  - воспитание любви к своей семье, своей стране, своей Родине;  уважительного отношения друг к другу; воспитание ответственности и причастности к своей стране....

Классный час "России верные сыны!"

Цель: патриотическое воспитание подрастающего поколения.Задачи:познакомить детей с участниками войны, тружениками тыла, детьми войны;формировать представление о подвигах народа в годы Великой Отечеств...

Классный час "Россия начиналась не с меча"

Данное мероприятие относится к гражданско-патриотическому воспитанию. Классный час можно проводить в среднем и старшем звене....