Классный час "Символы России. Гербы"
классный час (5 класс) на тему
С целью воспитания у детей чувства патриотизма и любви к Родине, формирования гражданского самосознания в 5 специализированном кадетском классе был проведен классный час по теме "Символы России. Гербы". В ходе урока обучающиеся познакомились с главными символами государства, с историей и значением Российского герба. Классный час способствовал развитию у учащихся аналитического мышления, формированию уважительного отношения к государству и государственной символике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5k_kl_chas_simvoly_rossii_gerby.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к проведению классного часа/познавательного занятия «Государственные символы Российской Федерации» в средней школе (5 – 8 классы).
1.1. Государственные символы Российской Федерации. Государственный герб России
Цель: способствовать становлению у детей гражданского самосознания.
Задачи:
1) Образовательная: познакомить с главными символами государства, дать представление учащимся об истории и значении Российского герба.
2) Развивающая: способствовать развитию навыков аналитического мышления
3) Воспитательные: формирование уважительного отношения к государству и государственной символике.
Литература:
- Калашников Г.В. Гербы и символы: История Российского герба. Альбом демностративных картин. - СПб, Детство-Пресс. 2006.
- Ерохина Е.Л., Круглова Т.А. Государственные символы России: флаг, герб, гимн. Альбом для занятий с детьми 5-7 лет. - М.: Издательство «Ювента», 2002.
- Герб и флаг России. Х-ХХ века. М., Юридическая литература, 1997.
Оборудование классного часа/познавательного занятия: политическая карта мира, иллюстрации с изображением средневековых гербов, иллюстрация герба РФ, иллюстрации с гербами европейских государств.
План классного часа/познавательного занятия:
1) История появления государственного герба.
а) фамильные гербы;
б) отличия государственного герба от фамильного
2) История возникновения Российского герба
а) основные элементы герба России
б) символы власти в русских княжествах
в) всадник и двуглавый орел
3) герб Российской Федерации в эпоху империи.
4) Современный Российский герб.
Ход классного часа/познавательного занятия:
Вступительное слово.
О смысле и значении государственных символов. Чем государственные символы отличаются от остальных?
Почти вся территория планеты (за исключением южного и северного полюса) разделена на государства. У каждого государства есть свои оригинальные эмблемы или символы, по которым эту страну отличают от остальных. Самыми важными государственными символами являются гимн, герб и флаг. Сегодня мы поговорим о старейшем государственном символе — гербе.
Демонстрация политической карты мира
Предназначение герба — обозначить владельца, но не с помощью слов, а с помощью изобразительных средств: цветов и фигур. Впервые гербы возникли у знатных европейских родов, которые использовали его для обозначения своих прав и владений. Гербы вырезались на печатях, которыми заверялись грамоты о земельных сделках. Изображение гербов наносились на щиты средневековых рыцарей, которые там образом подчеркивали доблестные заслуги рода, к которому принадлежал рыцарь. Герб встречался и на монетах, имевших хождение в том или ином княжестве. Изображения на гербах были самыми разными. Там можно увидеть зверей и птиц, растения, оружие, а чуть позднее, когда средневековые ремесленники также получили право иметь свои гербы, то и предметы их промысла — посуда, если обладатель герба был гончаром, медицинские инструменты — если он был врачом и т.д. В это же время появились каноны составления герба.
Демонстрация нескольких примеров изображения фамильных гербов
Государственный герб появился в то время, когда отдельные средневековые княжества стали объединяться в более крупные территориальные образования — в государства. Первые главы государства, как правило, представители знатных родов, уже имели свои гербы, и нередко, именно их фамильный герб становился элементом государственного герба. Государственный герб, однако, это символ верховной власти, и для того, чтобы отличить его от всех остальных гербов (в первую очередь от фамильных или гербов городов), в государственном гербе стали появляться такие элементы, по которым все подданные этого государства могли бы понять, что этот герб самый важный. Такими символами стали символы правления: скипетр, корона, трон или держава. Таким образом, государственные гербы разных стран сочетали в себе элементы фамильных гербов (чтобы показать из какого рода произошел правитель) и изображения, которые подчеркивали бы независимость этого государства от остальных государств, то есть обозначали их верховную власть. Изображение государственного герба стало чеканиться на монетах и печатях европейских стран.
Демонстрация нескольких примеров государственных гербов европейских стран
Вопросы детям:
1) Как вы думаете, почему первыми обладателями фамильных гербов стали представители привилегированных сословий?
2) Как появление фамильного герба связано с частной собственностью?
3) Каким образом можно отличить государственный герб от фамильного?
Демонстрация изображения герба Российской Федерации.
На гербе РФ изображен золотой двуглавый орел с изображением конного всадника, копьеносца, на груди. Когда они стали главными символами верховной власти в России? Что обозначают эти символы?
Самыми известными символами власти русских князей до образования единого государства (на монетах, печатях и оружии) были в разное время: т.н. «знаки рюриковичей» (изображения христианских символов, которые должны были подчеркивать принадлежность населения этих княжеств к христианскому миру), львы и всадники, изображения правителей, шапка Мономаха и др. Например, наиболее распространенными символами Новгородского княжества были Вседержитель — Христос, стоящий на престоле с распростертыми в благословении руками (он который считался покровителем города), также использовались лев и птица. Во Владимирском и Суздальских княжествах самым популярным символом был орел. В разное время эти символы менялись, становясь более или менее популярными. Символом Московского княжества был всадник. Именно поэтому, когда в результате феодальных войн 15 века, Московское княжество одержало победу над своими противниками, символ всадника, копьеносца стал одним из наиболее распространенных, и впоследствии вошел в композицию государственного герба России. Таким образом, всадник в гербовой композиции символизировал принадлежность правителя России к роду московских князей.
Двуглавый орел появился в качестве государственного символа чуть позднее, чем всадник. Его ввел в обиход Великий князь московский Иван III Васильевич, который хотел, чтобы новое государство, которое создалось из разрозненных русских земель и княжеств, и было объединено московскими князьями, имело свой собственный символ. Но такой, который бы был уже известен другим странам. Двуглавого орла прежде не знали в России, но зато этот знак был известен в других странах. И тогда великий князь Иван III решил ввести в обиход двуглавого орла, чтобы правители европейских стран поняли, что Россия не меньше и не слабее, чем другие страны и государства. А чтобы российский двуглавый орел отличался от других орлов, он велел, чтобы российский орел изображался золотым на красном поле (фоне), а на голове у него изображались две короны. Случилось это в 1497 году, 500 лет назад.
С этого времени конный всадник и двуглавый орел стали основными геральдическими фигурами России. Именно они изображались на государственных печатях и монетах нашего государства. Таким образом, герб России — ровесник нашего государства.
Вопросы детям:
1) Как вы думаете, изменился ли государственный герб России, если бы в феодальной войне 15 века победило не Московское княжество, а другое? Почему?
2) Как вы думаете, почему Иван III Васильевич счел лучшим ввести новый государственный символ (двуглавого орла), а не оставить уже известного в русских княжествах всадника копьеносца?
Появление Российского государственного герба, знаменовавшееся использованием его на печатях российских царей, на одежде и монетах, имело преимущественно международное значение и далеко не всякий житель России 16 века мог с уверенность сказать, каков государственный герб. Поэтому у наследников Ивана III Васильевича была задача сделать герб известным и популярным у граждан страны. С этой целью изображение герба стало использоваться при украшении царской утвари, одежде чиновников, в качестве эмблемы на государственной документации (из-за чего, например, при Петре Великом была введена т.н. «гербовая бумага», т.е. такая бумага, на которой было необходимо вести всю государственную документацию, и которая имела изображение герба России; стоила такая бумага дороже обычной, доход от ее продажи шел в государственную казну).
Присоединение к России новых территорий также нашли отражение в государственном гербе России. Когда при Петре Великом в 1721 году Россия была под стать европейским государствам названа империей, а царь — императором, в композицию герба были внесены гербы присоединенных в разное время территорий. Именно Петром I были инициировано создание специального органа — Геральдмейстерской конторы, которая должна была «сочинить» гербы для русского дворянства и русских городов. Орел во времена Петра стал изображаться черным цветом, коронованный императорскими коронами. Во времена правления преемников Петра Великого композиция государственного герба включала все новые элементы за счет появления гербов вновь запоенных территорий, но главные символы — двуглавый орел и всадник оставались неизменными на всем протяжении правления династии Романовых.
Во время революции 1917 года и падением монархии в России указом Временного правительства императорский орел (который к началу 20 века был не только коронован императорскими коронами, но держал в лапах скипетр и державу) стал изображаться без символов монархической власти. А после прихода к власти большевиков, и вовсе перестал использоваться в качестве государственного символа.
Возрождение орла и всадника как главных элементов герба России стал возможен только после окончания советского времени (с присущими ему символами: серпа и молота) в 1993 году. 30 ноября 1993 года был подписан президентский указ, в соответствии с которым государственным символом России стал снова двуглавый орел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разаработка классного часа "России важен каждый"
Данная разработка классного часа - один из вариантов проведения мероприятия с использованием активных методик. Методики, которые применялись при разработке классного часа, универсальны. Их можно испол...
Классный час "История герба России"
Цели:расширить знания учащихся о истории герба России; определить периоды изменения герба России; воспитывать чувство патриотизма. ...
Государственные символы России - герб
1. Что такое герб?2. Составные части герба3. Знаки и эмблемы Руси4. Печать 1497 года5. Российский герб в XVI – середине XIX в.6. Большой государственный герб Российской империи7. Государственные...
Классный час "История герба, флага и гимна России"
Целью классного часа является воспитание у детей чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России....
Классный час "Флаг, Герб города Ипатово"
Презентация классного часа " Флаг, Герб города Ипатово"...
Урок – гражданственности. «Символы России: герб, гимн, флаг»
Целью урока -гражданственности является формирование чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважение к государственным символам....
Тема: «Москва-столица России. Герб Москвы»
Программные задачи:Образовательные:- Создать условия для получения детьми знаний о таких понятиях как столица, герб, объяснить символику московского герба;Воспитательные:- Формировать...