Программа и план работы историко-краеведческого музея МОУ Деденевская СОШ им.Н.К.Крупской
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Дмитриева Лидия Николаевна

Большую роль в патриотическом воспитании школьников играет краеведческая работа и школьный краеведческий музей. Деятельность историко-краеведческого музея МОУ Деденевская СОШ им.Н.К.Крупской систематизирована, определены цели, задачи музея; сформулированы принципы и функции музея; в работе с обучающимися, общественностью и другими структурами используются различные формы и методы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_muzeya_2020_-_2021.doc 71.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ

Деденевская СОШ

им.Н.К.Крупской

______________

                                  Мартынова А.С.

1.09.2020 г.

Программа и план работы историко-краеведческого музея

МОУ Деденевская СОШ им.Н.К.Крупской

на 2020 – 2021 учебный год

Составила: Дмитриева Лидия Николаевна,

руководитель музея

Пояснительная записка.

События прошлых лет подтвердили, что смена традиционных устоев жизни общества оказала отрицательное влияние на сознание подрастающего поколения. В этих условиях необходимо объединять усилия школы, семьи и общественных организаций. Патриотическое воспитание включает любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к своему народу, к его свершениям, испытаниям, проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Большую роль в патриотическом воспитании школьников играет краеведческая работа и школьный краеведческий музей. Деятельность историко-краеведческого музея МОУ Деденевская СОШ им.Н.К.Крупской систематизирована, определены цели, задачи музея; сформулированы принципы и функции музея; в работе с обучающимися, общественностью и другими структурами используются различные формы и методы. Профиль музея - историко-краеведческий. Экспозиции музея рассказывают об истории школы, поселка, Дмитровского края, Московской области, событиях Великой Отечественной войны в нашем регионе.

Основные направления работы школьного музея:

* активизация работы Совета музея школы, который координирует всю работу по патриотическому воспитанию учащихся;

* организация поисковой работы;

* проведение мероприятий, посвященных Дням воинской славы России;

* участие в областных, районных и городских мероприятиях по данной проблеме;

* проведение мероприятий, направленных на воспитание у учащихся чувства любви и гордости за свою школу, свой город, свою страну;

* организация связи и контактов с выпускниками школы, педагогами– ветеранами, общественными организациями, архивными отделами, учеными -краеведами, Управлением образования ДГО, музеем – заповедником «Дмитровсикй Кремль», ЦМБ г.Дмитрова.

 

Ожидаемые  результаты работы:

* решение многих проблем в отношении подрастающего поколения;

* формирование и развитие у учащихся таких качеств, как: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям;

* активное участие подростков в решении важнейших проблем общества;

*  формирование патриотического сознания, духовности, нравственности, активной гражданской позиции обучающихся.

 Цель работы школьного историко - краеведческого музея: формирование общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и патриотизма, бережного отношения к традициям Малой Родины.

Задачи работы музея:

* развитие патриотизма школьников;

* воспитание уважительного, бережного отношения к обычаям и традициям своего народа, его прошлому и настоящему;

* углубление знаний учащихся в   области истории своей Малой родины;

* расширение общего кругозора, формирование познавательных интересы и способностей обучающихся;

* развитие социальной ответственности учащихся;

* освоение обучающимися практических навыков историко-краеведческой поисковой, исследовательской работы.

 

Функции музейной деятельности:

*научно-документальная (в основе всех экспозиций лежат подлинные предметы и артефакты);

*исследовательская (музей способствует развитию исследовательских и поисковых навыков учащихся; для защиты научно – исследовательских работ, проектов, сочинений, докладов, рефератов, сообщений по учебным предметам используются материалы музея);

*образовательно-воспитательная (музей пополняет знания обучающихся, прививает навыки исторического мышления, является местом, где ученик воспринимает накопленный исторический опыт, т.е. получает эмоциональный импульс в причастности к прошлому страны, города, поселка, школы, усваивает этические ценности.)

Формы организации работыиндивидуальная и групповая; при проведении мероприятий в музее применяются различные методы: рассказ, беседа, объяснение, прослушивание, просмотр, экскурсии, выполнение практических работ.

Виды деятельности учащихся, связанные с работой в музее: сбор и обработка материалов, переписка, встречи, архивная работа, поисковая творческая работа, фото- и видео презентации, оформительская работа, дизайн и создание проектных макетов (интеграция с уроками технологии и истории).

Руководство музея: Совет и актив музея, которые формируются из числа мотивированных и заинтересованных обучающихся 5-11-х классов, совместно с руководителем музея и администрацией школы планируют работу музея и направления его деятельности, реализуют это в практической деятельности; формируют группу экскурсоводов, которые разрабатывают и организуют ознакомительные программы для классов, экскурсии для посетителей музея, в том числе, и виртуальные.

 План работы музея на 2020 – 2021 учебный год.

 

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1.

Организация работы Совета Музея

сентябрь

руководитель музея,

заместитель директора по ВР

2.

Организация и проведение мероприятий, посвященных следующим датам:

 - Годовщина Битва за Москву ;

 - Снятие блокады Ленинграда;

 - День воина-интернационалиста;

- Вечер встреч;

 -День Защитника Отечесва;

 - День космонавтики;

 - День Победы;

 - День памяти и скорби;

 - День России;

 - День знаний;

 - День памяти детей Бислана;

 - День Конституции России.

В течение года

руководитель музея, заместитель директора по ВР

3.

Организация поисковой работы по направлениям:

- выпускники школы – защитники Отечества;

- учащиеся и выпускники  школы- участники Великой Отечественной войны и участники локальных конфликтов;

 - деденевцы – блокадники ;

 - деденвцы – узники концентрационных лагерей;

 - деденевцы – дети Войны;

 - выдающиеся жители нашего поселка;

 - медалисты прошлых лет – ученики Деденевской средней школы;

 - учителя Деденевской школы – ветераны педагогического труда;

В течение года

Руков. музея

Совет музея.

4.

Проведение «Уроков мужества», в том числе, с приглашением ветеранов локальных конфликтов и священослужителей.

В течение года

Руководитель музея, заведующий библиотекой, классные руководители, заместитель директора по ВР

5.

Проведение на базе музея пятых районных Влахернских чтений (совместно с Союзом православных женщин)

15 октября

 Руководитель музея, учителя истории, Копылова Л.А.

6.

Организация встреч с ветеранами  труда, ветеранами- учителями, выпускниками школы.

В течение года

Совет музея

7.

Ведение летописи истории школы и послека

В течение года

Актив музея.

8.

 Проведение на базе музея традиционного областного конкурса юношеских работ «Юный архивист» совместно с Московким областным архивом

апрель

Заведующий музеем, администрация школы

9.

Проведение экскурсий для 5-9-х класов в школьном музее.

В течение года

Совет музея, экскурсоводы

10.

Обновление экспозиций школьного музея

В течение года.

Руководитель музея, учителя Федорова Э.А., Гайбель О.Н.

11.

Участие в он-лайн конкурсах и олимпиадах по краеведению и истории.

В течение года

Актив музея

12.

Принимать активное участие в городских, районных, областных мероприятиях, связанных с работой музея .

В течение года.

Совет музея

13.

Изучение и внедрение компьютерных технологий в работу школьного музея.

В течение года.

Совет музея

14.

Работа в архиве города, районном музее-заповеднике, архивах школьного музея по сбору материала.

В течение года

Актив музея

15.

Сбор новых артефактов , видео- и фотоматериалов по истории поселка и края для музея с привлечением общественности поселка.

постоянно

Совет музея

16.

 Проведение творческих мероприятий в 1-3 классах совместно с кукольным театром ЦДТ «Радуга» г.Дмитров, занимающегося на базе музея школы.

3 раза в год

Руководитель музея, учителя начальных классов, Артемьева О.О., руководитель кукольного театра.

17.

Обновление библиотечного фонда музея.

В течение года

 Руководитель музея

18.

Обновление мобильных стендов музея

2 раза в год

Руководитель музея

19.

Размещение информации о работе музея на школьном сайте

Постоянно

Руководитель музея, Хрсьянова Е.Ю., ведущий сайта, учитель информатики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьного краеведческого музея

Учебно-тематический план для 1-11 классов....

План работы школьного этнографического музея МОУ СОШ № 69 им. С.Есенина на 2012-2013 учебный год

План работы школьного этнографического музея МОУ СОШ № 69 им. С.Есенина на 2012-2013 учебный год...

План работы школьного краеведческого музея

План поможет в работе руководителям музеев...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Формирование проектно-исследовательских навыков в работе историко-краеведческого кружка

В статье раскрывается взаимосвязь успешного формирования проектно-исследовательских навыков и краведческой деятельности....

ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ А. А. БУЯНКИНА "МОЙ ДОМ - РОССИЯ"

Историко-краеведческий музей им. А. А. Буянкина – это важнейшая часть гражданско-патриотического воспитания в образовательной деятельности школы, это центр воспитания патриота, гражданина.Данная...