Программа по нравственному воспитанию 5-9 класс ОВЗ
рабочая программа (5 класс)

Елена Геннадьевна Осинцева

Программа расчитана на обучающихся с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение

к приказу КОУ «Сургутская школа для

обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»

от 02.03.2021 № 102

казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа -Югры

«Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ПРОГРАММА

нравственного воспитания и социокультурного

развития обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития

 «Земля – наш общий дом»

(10-17 лет)

2021-2022 учебный год

Разработчики: 

Осинцева Е. Г., учитель

Латыпова Г. А., педагог-психолог

Куратор: Стоянова Н. З., заместитель директора по внешкольной и внеклассной работе

с детьми

Сургут

2021

Паспорт программы

Название учреждения

казенное общеобразовательное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Адрес, телефон, факс

628416, ХМАО – Югра, город Сургут,

улица Декабристов 16, т.52-56-54

Название программы

Программа «Земля - наш общий дом»

Целевые группы

Обучающиеся  с тяжелыми множественными нарушениями развития

Тип программы

Программа относится к социально- педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления практического опыта.

Сроки реализации программы

сентябрь 2021 г. – май 2022 г.

Цель программы

Формирование нравственных качеств у обучающихся с  тяжелыми множественными нарушениями развития через создание особых образовательных условий, взаимодействие семьи и школы, привлечение социальных партнеров.

Задачи программы

Коррекционно-образовательные:

– формирование представлений о понятиях «хорошо», «плохо», «добро», «зло»;

– формирование представлений о морали;

– формирование представлений о хороших поступках.

Коррекционно-развивающие:

– развитие норм морали и нравственности;

– развитие навыков общения в различных ситуациях;

– развитие интереса к социокультурной среде.

Коррекционно-воспитательные:

–воспитание нравственных качеств личности;

– побуждение познавательного интереса к обучению;

– воспитание патриотических черт обучающихся.

Куратор программы

Стоянова Н.З., заместитель директора по внеклассной и внешкольной воспитательной

работе с детьми

Разработчики программы

Осинцева Е.Г., учитель

Латыпова Г.А., педагог - психолог

Участники реализации программы

- обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития

-  классные руководители;

- учителя- предметники;

-педагоги-психологи;

-библиотекарь;

- родители обучающихся;

- социальные партнеры.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……….……………………………………......................5
  2. Принципы функционирования программы……………………………………7
  3. Тематическое планирование..…………………………………………………...10
  4. Календарно-тематическое планирование……………………………………..11
  5. Прогнозируемые результаты……………………………………………………17
  6. Риски ……………………………………………………………………………….17

Литература…………………………………………………………………………….18

Приложение 1. Оценка эффективности программы…………….........................19

1. Пояснительная записка

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В России вопросы воспитания нравственности и патриотизма объявлены приоритетными направлениями образовательной политики государства. Эта позиция закреплена в законе «Об образовании в Российской Федерации», в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция призвана поддерживать важнейшее для государства и общества направление внутренней политики – воспитание граждан Российской Федерации через усвоение ими высоких моральных норм, традиций, устоев семьи и общества, приобщение к системе ценностей, отражающих богатство, своеобразие и единство культур народов России. Проблема духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, накопление нравственного опыта, формирование социально-приемлемых форм поведения довольно остро стоит перед специальным образованием.

Обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития  характеризуются значительным недоразвитием мыслительной деятельности, нарушениями базовых психических функций (внимания, памяти, восприятия, мышления). Внимание отличается крайней неустойчивостью, истощаемостью. Слабость активного произвольного внимания препятствует решению простых задач познавательного содержания, связанного с формированием учебных действий. Нарушена как логическая, так и механическая память. Мотивационно - потребностная сфера детей данной категории как правило не развита, интерес к деятельности имеет неустойчивый и кратковременный характер, что безусловно осложняет образовательный процесс.

Нравственное воспитание и социокультурное развитие обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) направлено на формирование определенных качеств личности. Главный акцент делается на формирование таких качеств как: любовь к Родине, прилежание в учебе, вежливость в общении, уважение к старшим, трудолюбие, чувство дружбы, вежливость в общении с людьми дома, в образовательной организации и на улице, чувство товарищества, коллективизм, доброжелательность, умение различать плохие и хорошие поступки. Нельзя забывать и о таких важных качествах, как жизнерадостность, вера в свои силы, опрятность и аккуратность, самостоятельность при реализации учебных и внеучебных обязанностей. Определяющей характеристикой в развитии нравственных качеств является овладение опытом нравственного поведения.

Данная программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Мероприятия запланированы с учетом психофизических возможностей обучающихся и предполагают активное участие родителей и социальных партнеров. В программу включены мероприятия, организованные классным руководителем, учителями, педагогом-психологом, школьным библиотекарем. Программа предполагает не только очное проведение мероприятий, но и другие форматы: видео-уроки, онлайн - выставки, офлайн - занятия, экскурсии и др. Предлагаемые формы, методики позволят создать воспитательное пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения обучающихся.

Обучающиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим районом, ближайшей зеленой зоной (парком, рекой); у них формируются навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Объекты изучения близки (семья, улица, парк и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.

Особенности программы:

- программа разработана для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития;

- активное использование игровых методов, зрелищных приемов, создание образовательной среды, способствующей формированию мотивации обучающихся к творчеству и личностному развитию;

- универсальность: организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной деятельности (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе).

- комплексность: возможность привлечения работников образовательного учреждения (классного руководителя, учителей, педагога-психолога, учителя-дефектолога, библиотекаря), родителей, социальных партнеров (Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина, МБУК Сургутский краеведческий музей, МАУ «Сургутская филармония»).

Технологии: 

  • развивающее и проблемное обучения;
  • игровые технологии;
  • личностно-ориентированные;
  • обучение в сотрудничестве;
  • здоровьесберегающие;
  • коммуникативные технологии;
  • технологии активного обучения;
  • технологии интегрированного обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии.

2. Принципы функционирования программы

Принцип сотрудничества предусматривает объединение целей детей и взрослых, организацию совместной деятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь.

Принцип культуросообразности предполагает формирование личности на лучших традициях семейного воспитания, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех членов семьи.

Принцип дифференциации направлен на отбор содержания, методов и форм работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей всех участников образовательного процесса.

Принцип доверия и поддержки предполагает веру в ребенка, доверие, поддержку его устремлений.

Принцип творчества и успеха. Осуществление воспитания направлено на развитие творческих задатков и способностей каждого ребенка.

Принцип активности предполагает вовлеченность детей и родителей в специально разработанные виды индивидуальной и коллективной деятельности;

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и родителей.

Программа «Земля – наш общий дом» включает в себя следующие направления:

  1. Моя семья;

Семья закладывает базовые культурные ценности, регулирующие будущее поведение человека в разных сферах деятельности. В современном мире проблема возрождения традиционных семейных ценностей приобретает особую значимость.

  1. Моя школа;

Школа способствует формированию нравственно-этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

  1. Мой край;

В соответствии с региональным компонентом в образовании, соприкосновение ребенка с социальным миром происходит в процессе приобщения обучающихся к культуре и истории родного края. Знакомство с родным краем и его традициями обогащает сознание обучающихся, помогает осмыслить некоторые понятия, систематизировать накопленную информацию, что способствует его социализации.

  1. Я и мое Отечество.

Любовь к своей стране формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.


3. Тематическое планирование

Тема (количество занятий)

Основное содержание темы

Форма организаций учебных занятий

Моя семья

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • умение проявлять дисциплинированность и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте, дома, в школе;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

Игра, инсценировка, беседа, экскурсия, видео-урок, мастер-класс.

Моя школа

  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • знание правил вежливого поведения;
  • стремление избегать плохих поступков, умение признаться в плохом поступке и анализировать его.

Игра, инсценировка, беседа, экскурсия, видео-урок, мастер-класс.

Мой край

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе, окружающей среде;
  • бережное отношение к растениям и животным.

Игра, инсценировка, беседа, экскурсия, видео-урок, мастер-класс.

Я и моё Отечество

  • представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;
  • уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России.

Игра, инсценировка, беседа, экскурсия, видео-урок, мастер-класс.

Количество общих часов – 34

Количество часов в месяц – 4

4. Календарно – тематическое планирование  

№п/п

Дата

Раздел

Тема занятия

Планируемые

результаты

Содержание деятельности

Место пр-ия,

 (ссылка)

1

сентябрь

Моя семья.

Моя семья - моя радость.

Урок творчества.

(фотоальбом)

Иметь элементарные представления о внутрисемейных отношениях и понятиях сущности основных социальных ролей.

Беседа о семье, членах семьи и семейных ценностях. Просмотр короткометражного видео о важности семьи, обсуждение.

Создание альбома фотографий.

Библиотека

2

сентябрь

Моя школа.

Я -одноклассник, друг и товарищ.

Устный журнал

Воспитывать чувство сплочённости в коллективе, взаимопомощи.

Научить разделять понятия "товарищ", "друг", "одноклассник"

Беседа о сплоченности коллектива.

Работа по станциям:

1.Узнавайка.

2.Отгадайка

3. Поиграйка

Класс

3

сентябрь

Мой край родной – моя Югра.

Музейное занятие «Найди моё место».

Иметь представление о культуре, традициях, образе жизни русскоязычного населения Сургута.

Знакомство с культурой, традициями, образом жизни русскоязычного населения Сургута конца XIX – нач. XX вв.

Структурное подразделение СКМ «Купеческая усадьба. Дом Г.С. Клепикова»,

Площадка

4

сентябрь

Я и моё Отечество

Видеообзор - книга Мустая Карима «Радость нашего дома» и кинофильм «Сестрёнка».

Иметь начальные представления о народах России, об их исторической судьбе, о

единстве народов нашей страны.

Просмотр кинофильма «Сестрёнка». Беседа по книге Мустая Карима. «Радость нашего дома»

ЦГБ им.А.С.Пушкина

https://slib.ru/afisha/meropriyatiya-bibliotek-onlajn/videoobzor-kniga-mustaya-karima-radost-nashego-doma-i-kinofilm-sestrjonka

5

октябрь

Моя семья.

Тепло домашнего очага.

Урок-творчества

(Книжка-малышка)

Формировать представление о семейных ценностях.

Собрать информацию, фотографии о семейных традициях, создать книжку - малышку о своей семье.

Школьная библиотека.

6

октябрь

Моя школа.

По каким правилам мы живем в школе.

Урок-экскурсия

Иметь представления о правилах поведения в школе, в других общественных местах, дома, на природе.

Провести экскурсию по школе. Просмотреть видео ролик о правилах поведения в общественных местах и на природе.

https://www.youtube.com/watch?v=IqU1VqnusR8

7

октябрь

Мой край.

Урок-творчества

Край, в котором я живу. Коллективное творческое дело

Иметь представления о народах Югры, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны

Создание альбома о народах Югры, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны

Класс

8

октябрь

Я и моё Отечество.

Знакомство с символами России (герб, гимн, флаг).

Видео -урок

Познакомить с символами государства — Флаг, Гимн, Герб России.

 Продолжать знакомство с символами государства — Флагом, Гербом России, края, в котором находится образовательное учреждение.

https://www.youtube.com/watch?v=OWIE980wEkc

9

ноябрь

Моя семья.

Посиделки на Покров.

Урок праздник.

Развивать познавательную деятельность, расширить кругозор о христианских праздниках.

Познакомить обучающихся с христианским праздником. Прослушать песни и прибаутки, предназначенные этому празднику.

https://www.youtube.com/watch?v=9FN6iLEiwYM

10

ноябрь

Моя школа

Приветливость, золотой ключик, открывающий сердца людей.

Урок с элементами деловой игры

Познакомить с правилами этики, культуры речи и хороших манер поведения.

Инсценировка стихотворения И. Антонова «Вежлив Витя или нет?

Повторить Правила вежливости.

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2021/02/19/zanyatie-s-uchitelem-defektologom-privetlivost-zolotoy

Класс

11

ноябрь

Мой край

Город чудный, город древний.

Видео- урок

Продолжать знакомить с городом Сургутом

Беседа о Югре, его коренных народах, о родном городе; об улицах и достопримечательностях города, («Путешествие по родному городу», Просмотр видео ролика, обсуждение иллюстраций.

https://www.youtube.com/watch?v=S6wd9r8TzVw

Библиотека

12

ноябрь

Я и моё Отечество

«Мои права, но я обязан».

Знать элементарные представления о правах и обязанностях обучающегося.

Просмотр презентации, Сценка из школьной жизни, обсудить ситуации.

Задание:

Назовите права, которые нарушались в сказках.

https://uchportfolio.ru/materials/show/74801

13

декабрь

Моя семья

Праздничный сюрприз. Семейная гостиная.

Продолжать знакомить с семейными традициями.

Уметь украсить комнату, накрыть стол, приготовить подарок.

Изготовление новогодних игрушек, гирлянд и подарков. Обсудить новогоднее меню.

https://www.youtube.com/watch?v=nj3J-4nNnKc

14

декабрь

Моя школа

Игры народов Сибири.

Формировать дружеские взаимоотношения в команде, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Играют в игры:

1. «Вестовые»

2. «Ястреб и утка»

3. «В узелок»

Спортивный зал

15

декабрь

Мой край

О чём шепчут названия улиц родного города.

Краеведческая прогулка по улицам с именами известных сургутян.

Иметь представления о людях в честь кого названы улицы города.

Познакомить обучающихся с улицами нашего города, в честь кого она названы

https://sitv.ru/arhiv/news/kraevedcheskaya-progulka-po-uliczam-s-imenami-izvestnyx-surgutyan/

16

январь

Я и моё Отечество

Маленькие герои большой войны.

Иметь элементарные представления о пионерах героев ВОВ.

Просмотреть и обсудить фильм, который расскажет о судьбах пионеров - героев ВОВ

https://www.youtube.com/watch?v=xIkoMDvY5us

Библиотека

17

январь

Моя семья

Тренинг «Листопад доброты.»

Развивать представление учащихся о добре, воспитывать стремление совершать добрые дела.

Чтение и обсуждение сказки В. Сутеева «Мешок яблок»

https://infourok.ru/klassniy-chas-pogovorim-o-dobrote-566716.html

Библиотека

18

февраль

Моя школа

Инсценировка сказки о природных стихиях земли.

Учить, слушать сказки в инсценированном варианте и в обычном пересказе; формировать интерес к экологическим сказкам.

Определить роли. Выучить слова. Инсценировать сказку.

https://nsportal.ru/elena-gennadevna-osintseva

Класс

19

февраль

Мой край

Природа Югры.

Подбор материала и оформление выставки.

Продолжать знакомить обучающихся с природой родного края. Природа Югры.

Просмотр видео ролика.

Подобрать материал о родном крае. Нарисовать рисунок.

Оформить выставку рисунков

https://www.youtube.com/watch?v=eOUe7LGOoJw

Класс

20

февраль

Я и моё Отечество

«Стихи о героизме, героях, мужестве, посвященные 23 февраля»

Воспитывать гордость за свою Родину, героев Отечества.

Подобрать стихи. Выучить с выражением. Прочитать на конкурсе

Конкурс стихов. Актовый зал

21

март

Моя семья

Открытка маме. «Нежной ласковой самой»

Развивать воображение, творческое мышление и творческую активность

Просмотреть мастер класс, выполнить задание по образцу.

https://www.youtube.com/watch?v=zTm9yvt2Ml4

Библиотека

22

март

Моя школа

О важности уважения старших.

Формировать у обучающихся представления о нравственных нормах отношений с людьми старшего возраста.

Прослушать рассказ - Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»,

Обсуждение ситуаций,

- карточки с ситуациями.

Класс

23

март

Мой край

«О стране и родном крае»

Продолжать знакомить обучающихся со страной и родным краем

Просмотр видео роликов.

Прослушать сказки народов России.

Выполнить аппликацию на тему «Орнамент моего края»

https://mishka-knizhka.ru/russkie-narodnye-audioskazki/

https://www.youtube.com/watch?v=UlcU7vmG4bc

24

март

Я и моё Отечество

Конкурс рисунков «Москва столица»

Продолжать знакомить обучающихся со столицей нашей Родины городом Москва.

Видео путешествие по столице нашей Родины, городу Москва.

Нарисовать рисунок.

https://www.youtube.com/watch?v=ZP7_pSsARdA

Библиотека

25

март

Моя семья

«Весну встречаем – семью величаем!»

(Праздник Масленица)

Продолжать знакомить обучающихся с русскими народными праздниками.

Выучить заклички. Во время праздника ведут хоровод, играют в игры.

Территория школы

26

апрель

Моя школа

Живая старина. Сказки и былины, волшебный сундук бабушки Арины.

Продолжать знакомить обучающихся со сказками и былинами, со старой утварью.

Слушать сказки югорских писателей. Просмотреть видео ролик со старинной утварью.

https://www.youtube.com/watch?v=VmZo9L5zRtM

Библиотека

27

апрель

Мой край

Известные люди нашего края.

Иметь элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов

Просмотр видео ролика о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов

МБУК «Сургутский краеведческий музей»

28

апрель

Моя семья

Скатерть-самобранка

Иметь элементарные представления о традициях гостеприимства и застолья у народов России

Просмотр видео ролика. Накрыть стол и пригласить гостей.

https://yandex.ru/efir?from=efir&from_block=ya_organic_results&stream_id=4c3d17d74fb29f20834eb4391624672f

29

апрель

Я и моё Отечество

Песни военных лет.

Знакомить обучающихся со славной боевой историей России и песнями военных лет.

Прослушивание и исполнение песен военных лет

Актовый зал

30

май

Моя школа

Здравствуй, книга.

Знакомить обучающихся с книгой разных жанров.

Экскурсия в библиотеку им. А.С. Пушкина. Знакомство с книгами.

МБУК «Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина»

31

май

Мой край

Живи, цвети, моя Югра.

Продолжать знакомить обучающихся с родным краем Югра»

Экскурсия в краеведческий музей, узнать больше информации и Югре.

МБУК «Сургутский краеведческий музей»

32

май

Я и моё Отечество

Подарок ветерану, труженику тыла.

Воспитывать у обучающихся патриотизм.

Подборка материала, изготовление открытки

Библиотека

33

май

Моя школа

Пионеры герои

Знакомить обучающихся с пионерами героями

Просмотр видео ролика. Чтение рассказа о Вале Котик.

Класс

https://vk.com/video-68098098_169035061

https://www.youtube.com/watch?v=zECB-WfteOg

34

май

Мой край

Музейное занятие «Путешествие с Крошкой- этнографом»

Продолжать знакомить обучающихся с родным краем Югра»

Экскурсия в Купеческую усадьбу.

Структурное подразделение СКМ «Купеческая усадьба. Дом Г.С. Клепикова»,

Площадка

5. Прогнозируемые результаты

В результате реализации программы:

- у 90% обучающихся  будут сформированы понятия «хорошо», «плохо», «добро», «зло»;

- у 90% обучающихся  будут сформированы навыки общения в различных ситуациях;

- 70 % родителей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития примут участие в реализации программы.

Оценка результатов

Для оценки результатов реализации программы будут использованы следующие методики (Приложение 1):

- опросник для обучающихся «Уровень воспитанности учащихся  (методика Н.П. Капустиной)»

- анкета для родителей обучающихся на тему «Нравственное воспитание»

-анкета для родителей обучающихся «Определение основных направлений работы по формированию нравственного воспитания и социокультурного развития»

- методика обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями составлению рассказа по вопросам: «Рассказ о семье», «Рассказ о Югре», «Рассказ о России».

6. Риски

Возможные риски

Способы предупреждения

Снижение активности работы по программе среди родителей.

Постоянное совершенствование системы работы с родителями. Проведение мероприятий в формате: видео-экскурсии, онлайн - выставок, мастер-классов и др.

Снижение активности, значимости работы педагогов, загруженность дополнительной деятельностью

Провести коррекцию перспективного планирования специалистов и педагогов.

Потеря интереса детей к деятельности

Стимулирование познавательной активности детей к разнообразным совместным формам работы с детьми использование игровых методов, зрелищных приемов .

Литература

  1. Будникова О. Л., Кузнецова Н. П., Лебедева А. В. Воспитательная система гражданско-патриотическое воспитание в школе. - Издательство: Учитель, 2015.
  2. Евладова, Е. Б., Петракова, Т. И. Путешествие к истокам [Текст] / Е. Б. Евладова, Т. И. Петракова. – М. : Прогресс, 1994. – 64 с.
  3. Казаченок, Н. В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. 5-9 классы. Методические рекомендации / Н.В. Казаченок, Н.В. Шмелева. - М.: Просвещение, 2014. - 240 c.
  4. Духовно - нравственное воспитание молодежи. Семейные национальные традиции. - М.: РГСУ, 2014. - 288 c.


Приложение 1.

Оценка эффективности программы

Уровень воспитанности учащихся  (методика Н.П. Капустиной)

Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

  1. Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки

  1. Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома

  1. Отношение к природе:

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу

  1. Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми

  1. Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

 - у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

5 – всегда        

4 – часто        

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Анкета для родителей обучающихся

«Определение основных направлений работы по формированию нравственного воспитания и социокультурного развития»

1.Что Вы считаете главным в семейном воспитании?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Что Вы понимаете под термином «нравственное воспитание»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 4. Возможно ли нравственное воспитание в школе? ___________________________

5. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за нравственное воспитание детей –школа или родители? _____________________________________________________

6. Считаете ли Вы свою семью дружной? _________________________________________

7. Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи? Перечислите их

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Бывают ли в Вашей семье споры, конфликты? (да, часто, иногда, редко, никогда) _____________________________________________________________________________

9. Причины возникновения споров, конфликтов? (подчеркните или напишите свой вариант)

- непонимание членами семьи друг друга

- неуважение, грубость, неверность и т. д

- отказ участвовать в семейных делах заботах

- разногласия в вопросах воспитания детей

_____________________________________________________________________________

10. Какие способы разрешения споров используете?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

11. Какие средства и методы нравственного воспитания, по Вашему мнению, наиболее эффективны? _____________________________________________________________________________

12.  Какие нравственные качества Вы хотели бы видеть в своем ребенке?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Присутствие каких нравственных качеств Вы считаете недопустимым?

_____________________________________________________________________________

14. Какие формы взаимодействия с педагогами нашей школы  вы считаете актуальными и эффективными в нравственном воспитании детей?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!

Анкета для родителей обучающихся

на тему «Нравственное воспитание»

Цель: изучить процесс формирования нравственных ценностей в семье.

  • Как вы считаете, является ли нравственное воспитание основным?
  • Да, конечно
  • Нет
  • Не совсем
  • Обращаете ли Вы внимание на формирование нравственных качеств у вашего ребёнка?
  • Да, конечно
  • Нет
  • Не совсем
  • Как Вы считаете, с какого возраста лучше всего начинать прививать навыки честности, правдивости, доброты?_______________________
  • Объясняете ли Вы своему ребёнку, какой должен быть хороший человек?
  • Да, конечно
  • Нет
  • Кто из взрослых является авторитетом для ребёнка?
  • Родители
  • Бабушка или дедушка
  • Старший брат или старшая сестра
  • Как часто, Ваш ребёнок смотрит Советские мультфильмы?
  • Часто
  • Редко
  • Совсем не смотрит
  • Кто из героев мультфильмов нравится Вашему ребёнку больше всего?

_________________________________________________________

  • Умеет ли ваш ребёнок сопереживать животным, сказочным персонажам?
  • Да
  • Нет
  • Отчасти
  • Выберите утверждение, с которым Вы согласны:
  • Ребёнок никогда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его
  • Негативные реакции надо подавлять для его пользы
  • Насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления поведения ребёнка, вызывают чувство протеста
  • Правомерно ли говорить о нравственном воспитании применительно к детям дошкольного возраста?
  • Да, конечно
  • Нет
  • Не совсем
  • Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования нравственных ценностей ребёнка именно в дошкольном возрасте?
  • Да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей
  • Мы всё больше в этом убеждаемся
  • С этим утверждением мы не согласны.

Благодарим за искреннее участие! Нам важно Ваше мнение!

Методика обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями составлению рассказа по вопросам.

Составь рассказ о семье

  1. Сколько человек в твоей семье?
  2. Кто главный в твоей семье?
  3. Чем ты любишь заниматься с папой?
  4. Как ты помогаешь маме?
  5. Как ты заботишься о бабушке и дедушке?
  6. Какая у тебя семья?
  7. За что ты любишь свою семью?

Составь рассказ о Югре

  1. Как называется край, в котором ты живёшь?
  2. Какие национальности проживают в нашем крае?
  3. Занятие народов ханты?
  4. Как называется город, в котором ты живёшь?
  5. Чем знаменит наш округ?
  6. Какая река протекает в нашем крае?

Составь рассказ о России

  1. Какой город является столицей России
  2. Кто возглавляет нашу страну?
  3. Как зовут президента Российской Федерации?
  4. Какое здание стоит на красной площади в Москве?
  5. Как называется денежная единица России?
  6. Какой язык считается в России государственным языком?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно -нравственного воспитания в классах казачьей направленности

Программа представляет стркутурированный алгоритм организации духовно -нравственного воспитания учащихся классов казачьей направленности....

Программа по нравственному воспитанию «Я и мои нравственные убеждения»

Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания — развитие нравственных чувств личности. ...

Программа духовно-нравственного воспитания школьников, 6 класс

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включ...

Программа духовно- нравственного воспитания обучающихся кадетских классов.

Программа духовно- нравственного воспитания обучающихся кадетских классов "Исток" : срок реализации- 2015-2018 уч.год.Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравс...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеКупинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"г. Купино, ул. Розы Л...