Программа нравственного воспитания 10 – 11 класс
рабочая программа (10 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx53.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6

МО «Ахтубинский район» Астраханской области

Программа нравственного воспитания

10 – 11 класс

Составила:

учитель истории и обществознания ,

классный руководитель 10 Б

МБОУ «СОШ № 6 МО Ахтубинский район»

Сыроватская Г.А.

Ахтубинск 2012 г.

О Г Л А В Л Е Н И Е

Глава 1.                                                                                                  стр.1

  1. Пояснительная записка.
  2. Актуальность программы
  3. Гипотеза программы
  4. Теоретико - методологическая основа  программы
  5. Методы реализации программы
  6. Участники программы

Часть 2.                                                                                              стр .3

  1. Цель и задачи программы
  2. Основные направления деятельности классного руководителя
  3. Основные направления программы
  4. Формы работы

Часть 3.                                                                                              стр. 5

Содержание программы:

  1. Воспитать человека
  2. Воспитать семьянина
  3. Воспитать гражданина

 Часть 4.                                                                                          стр. 8

  1. Мониторинг эффективности программы
  2. Ресурсное обеспечение программы
  3. Список литературы

Ч А С Т Ь 1.

«Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить,

делая как можно меньше зла и как можно больше добра»

Л.Н. Толстой

Пояснительная записка.

В современном мире наиболее актуальным стоит вопрос о нравственном и духовном воспитании подрастающего поколения.

12 сентября 2012 года на встрече с представителями общественности В.В.Путин отметил, что «назрел разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну».  Президент подчеркнул: « От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».

Классный руководитель, решая задачи воспитания, понимает о необходимости опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения нашла своё отражение в трудах философов и исследователей, таких как Пифагор, Демократ, Аристотель, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко; ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др. Все они  освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания. 
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий

Воспитание нравственной личности – одно из главных условий национального возрождения. Главное в программе нравственного воспитания – системный подход к формированию нравственной позиции ученика.

МБОУ «СОШ №6» всегда была самой большой школой в Ахтубинском районе. В параллелях 2-4 классов (50-110 учащихся). 10-11 классы занимаются по программам с углублением профильных часов. На сегодняшний день в 10 Б классе -33 учащихся занимаются с усилением часов русского языка, литературы и обществознания.

Актуальность данной работы.

 Вопросы нравственного воспитания поднимаются на высшем уровне руководства нашей страны. Сегодня одним из опасных можно назвать процесс разрушения личности, т.к. отовсюду идут искажённые представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Современных детей  отличает духовная и  эмоциональная незрелость. Всё это объясняет особую значимость и актуальность разработки программы по нравственному воспитанию учащихся.

Гипотеза работы заключается в том, что нравственное воспитание учащихся старших классов будет эффективным, если сконструированная модель нравственного воспитания включает в себя структурные компоненты, принципы, методы и формы и реализуется вследствие воздействия на мотивационную сферу подростков, внедрения в воспитательно-образовательный процесс специально разработанной программы по нравственному воспитанию школьников.

Теоретико - методологической основой  программы являются принципы

  1. историзма,
  2. целостного изучения воспитания в их развитии и взаимной связи;
  3. теоретические изыскания отечественных и зарубежных философов, педагогов, психологов по вопросам народной духовной культуры;
  4. положение о связи образования подрастающего поколения с историко-культурными ценностями общества, его духовными и национальными истоками;
  5. об использовании личностно-ориентированного подхода в процессе духовно-нравственного воспитания;

Для реализации программы предлагаю следующие методы:

  1. наглядный (используется во время экскурсий, наблюдений, проведения игр);
  2. словесный (используется при чтении стихотворений, проведении бесед, проведении викторин, конкурсов);
  3. практический (при проведении игр, организации  вечеров)

Программа рассчитана на учащихся  10-11 классы, включает в себя три направления, связанные между собой.

Основными участниками программы являются:

  1. Учащиеся
  2. Классный руководитель
  3. Родители
  4. Коллектив учителей
  5. Психолог школы
  6. Руководители кружков и секций
  7. Общественность

Ч А С Т Ь 2.

Цель и задачи программы.

Целью нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития.

Задачи.

  1. Воспитание цельной, целомудренной личности,  понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования: 
  1. формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности; 
  2. осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни; 
  3.  формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели; 
  4.  утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе. 

2. Восстановление традиционного образа семьи, как величайшей святыни; воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи. 
3. Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними. 
4. Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины; развитие ее материальной и духовной культуры. 
5. Осознание себя органичной частью всего человечества, ответственного за его состояние. Восприятие себя как части мира, несущего ответственность за другого человека, за среду обитания и жизнедеятельность не только человечества, но и всего живого на планете. 
6. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа; укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями России; восстановление традиционной российской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи. 

Деятельность классного руководителя в этом направлении должна быть направлена на:

  1. развитие желания знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
  2. развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
  3. воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях; знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
  4. воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
  5. формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Основные понятия программы: нравственный выбор, нравственное просвещение и нравственное поведение, выдающиеся люди и их нравственные ценности, самоактуализация и самореализация, жизненные ценности и правила, знание этических течений, нравственный опыт.

Формы работы с классом:

  1. Лекции на тему нравственности.
  2. Тематические классные часы.
  3. Работа психолога, проведение тренингов и тестов соответственно направленности.
  4. Посещение театра, кинопросмотры.
  5. Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города.
  6. Дискуссии по нравственной тематике.
  7. Исследовательская  работа.
  8. Изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности, заповеди нагорной проповеди.
  9. Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы.

Ч А С Т Ь 3.

Содержание программы.

Программа нравственного воспитания.

  1. Часть 1. «Воспитать человека»
  2. Часть 2. «Воспитать семьянина»
  3. Часть 3. «Воспитать патриота»

Часть 1. «Воспитать человека»

Задачи:

  1. формировать у детей понимание основных нравственных категорий;
  2. формировать потребность к воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

  1. высокий уровень самосознания,
  2. самодисциплина,
  3. понимание учащимися ценности человеческой жизни,
  4. справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Мероприятия, форма проведения

Ответственные

Сотрудничество

Учащиеся

Коллеги

Родители

1

Классные часы:

1.Мы такие разные

2.С любимыми не расставайтесь

3.Золотое правило нравственности

4.Долг и честь

5.В чём смысл жизни?

6.Понять и простить.

Классный руководитель и актив класса

Организуют классные часы и принимают участие в проведении

Привлечь кработу учителей русского языка, географии, биологии.

Пригласить родителей на классные часы

2

Лекторий по нравственным темам

Классный руководитель

Пригласить к сотрудничеству психолога

Проанализировать результат работы психолога

3

Просмотр кинофильмов:

«Чучело»

«Вам и не снилось»

Классный руководитель

4

Внеклассное мероприятие «Мы такие разные»

Классный руководитель

Подготовка и проведение

Пригласить к сотрудничеству учителя литературы

5

Интеллектуальная игра «Что, где, когда»

Классный руководитель, актив класса

Пригласить к сотрудничеству коллег

Пригласить в состав жюри

6

День терпения и уважения

Актив класса

7

Родительское собрание «День терпения, понимания и прощения»

Классный руководитель и актив класса

8

Экскурсионные поездки

Классный руководитель

Часть 2. Воспитать семьянина.

Задачи:

  1. формировать уважение к членам семьи;
  2. воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
  3. формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

  1. сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
  2. сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
  3. сформировано представление о том, что настоящие сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Мероприятия, форма проведения

Ответственные

Сотрудничество

Учащиеся

Коллеги

Родители

1

Классные часы:

1.Семья в жизни человека

2.Любовь – прекрасное чувство

3.Ранние браки

4.Современные Ромео и Джульетта.

5.Дети без родителей

Классный руководитель и актив класса

Организуют классные часы и принимают участие в проведении

Привлечь кработу учителей русского языка, географии, биологии.

Пригласить родителей на классные часы

2

Лекторий по нравственным темам

Классный руководитель

Пригласить к сотрудничеству психолога

Проанализировать результат работы психолога

3

Просмотр кинофильмов:

Чучело

Вам и не снилось

Классный руководитель

4

Внеклассное мероприятие «Наши увлечения»

Классный руководитель

Подготовка и проведение

Пригласить к сотрудничеству учителя литературы

5

День терпения и уважения

Актив класса

6

Родительское собрание «Милым мамам посвящается»

Классный руководитель и актив класса

7

Составление родового древа

Классный руководитель

Работа с семейными архивами

8

Экскурсионные поездки

Классный руководитель

9

Поход с родителями

Классный руководитель

Организация похода

10

Ремонт класса

Классный руководитель

Организация работы

Часть 3. Воспитать гражданина.

Формирование гражданского отношения к большой и малой родине

Задачи:

  1. развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;
  2. воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

  1. убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит Родину, гордится ей,
  2. изучает её историко-культурное, духовное наследие,
  3. верен своему гражданскому долгу
  4. готов к защите Отечества.

Мероприятия, форма проведения

Ответственные

Сотрудничество

Учащиеся

Коллеги

Родители

1

Классные часы:

1.Владимировка в годы войны

2.История семьи в истории страны

3.Подвигу народа жить в веках

4.Дни воинской славы

5.Жить – Родине служить

Классный руководитель и актив класса

Организуют классные часы и принимают участие в проведении

Привлечь к работе учителей русского языка, географии, биологии.

Пригласить родителей на классные часы

2

Лекторий по темам: «Великая Отечественная война»

Классный руководитель

Пригласить к сотрудничеству психолога

Проанализировать результат работы психолога

Просмотр кинофильмов:

«Офицеры»

« Девятая рота»

« Мы из будущего»

Классный руководитель

3

Сбор и систематизация материала «История семьи в истории страны»

Классный руководитель

Подготовка и проведение

Пригласить к сотрудничеству учителя литературы

4

Вахта памяти

Актив класса

5

Организация работы Музея одного дня

Классный руководитель и актив класса

6

Составление родового древа

Классный руководитель

Работа с семейными архивами

7

Экскурсионные поездки

Классный руководитель

8

Научно – исследовательская конференция «Подвигу народа жить в веках»

Классный руководитель

Организация похода

9

Составление Книги Памяти

Классный руководитель

Организация работы

Этапы реализации программы.

Приложение «План работы классного руководителя»

Ч А С Т Ь 4.

Мониторинг эффективности программы.

Мониторинг – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям.

Цель мониторинга- повышение эффективности и качества воспитательного процесса в школе. 

Функции мониторинга:

  1. Информационная; 
  2.  Побудительная;
  3.   Формирующая; 
  4.   Коррекционная; 
  5.  Системообразующая; 
  6.  Прогностическая.

Этапы проведения мониторинга: 
1.Нормативно- установочный

1. определение педагогической проблемы 
2. постановка целей и задач 
3. определение объекта и предмета изучения 
4. определение субъектов мониторинга, их подготовка 
5. структурирование критериев и показателей 
6. выбор инструментов 
7. разработка пакетов 
8. прикладные программы

2.Диагностический

1. отбор информации 
2. качественная и количественная обработка результатов 
3. педагогический анализ 
4. выявление проблем 
5. ранжирование проблем с объяснением причин 
6. принятие управленческих решений

3.Итогово – аналитический

1. подведение итогов 
2. анализ проделанной работы 
3. корректировка работы

Компоненты  исследования:

  1. уровень воспитанности школьников; 
  2.  уровень социально-психологического развития школьников; 
  3.  организационные аспекты воспитательного процесса; 
  4.  нравственно-психологическое самочувствие всех субъектов воспитания (ученик, учитель, родитель).

        В настоящее время в литературе имеется достаточное количество методик диагностирования результативности воспитательного процесса, и в школах города на практике используются самые разнообразные методики.

Методика должна:

  1. соответствовать особенностям воспитательного процесса школы; 
  2. быть простой и иметь малые временные затраты на обработку результатов; 
  3. обеспечивать фиксацию результатов диагностирования.

    На протяжении ряда лет в нашей школе диагностирование результативности воспитательного процесса проходит по пяти основным характеристикам:

  1. уровень воспитанности учащихся;
  2. уровень социально-психологического развития коллектива; 
  3. уровень удовлетворённости учащихся школьной жизнь; 
  4. уровень удовлетворённости родителей деятельностью педагогического коллектива; 
  5. уровень удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нём.

     В основном мониторинги составляются и проводятся администрацией школы и психологом. А    для мониторинга уровня социально-психологического развития коллектива я использую методику Р.С.Немова.
        Основываясь на результатах исследования, можно сделать следующие выводы:

  1. целенаправленная воспитательная работа в классе ведёт к постепенному гармоничному развитию коллективистских отношений в ученической среде; 
  2. коллектив учащихся в настоящее время находится на нижней границе среднего уровня психологического развития; 
  3. на сегодня нет явно определившегося лидера;
  4. уровень тревожности в классеопределён как нормальный, но ряд учащихся вызывают опасения

        Изучая удовлетворённость учащихся, родителей жизнедеятельностью в классном коллективе, я использую методики, разработанные А.А.Андреевым и Е.Н.Степановым.суть методик заключается в том, что в конце учебного года респонденты анонимно на листочках выражают степень своего согласия или несогласия с предложенными им десятью-двадцатью утверждениями. Причём методики позволяют включать самые разные утверждения, которые актуальны в конкретных условиях школы. 
Особенности мониторинга работы с родителями.  
Цель  изучение мнения родителей учащихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в школе. 
Задачи:

1. Определить активность участие детей и их родителей общественной жизни класса, подготовке и проведении мероприятий в классе и школе. 
2. Выявить эмоциональное отношение родителей учащихся к классу, к мероприятиям в классе, к негативным явлениям в школе и классе. 
3. Определить удовлетворённость родителей учащихся отношениями со всеми участниками образовательного процесса.

Анализ мониторинга работы с родителями позволил выявить основные проблемы:

  1. разрозненность, несогласованность воспитания и обучения; 
  2. отсутствие целенаправленности и планомерности в воспитательной работе, а также адекватных способов оценки её результативности; 
  3.  пассивность позиции родителей, их отстранённость от школьных проблем своих детей; 
  4.  низкая психолого-педагогическая компетентность родителей, их неумение правильно построить процесс семейного воспитания.

Ресурсное обеспечение программы.

  1. Материально-техническое обеспечение.
  2. Комплектование кабинета научно-методической литературой, литературой по воспитательной работе, психолого-педагогической литературой в связи с реализацией данной программы;
  3. Использование в работе материальной базы, оборудования школы;
  4. Оснащение кабинета необходимыми ТСО;
  5. Выполнение ремонтных работ.
  6. Социальная защита учеников.
  7. Участие в региональных программах по социальной защите школьников.
  8. Реализация прав детей, закрепленных Уставом школы.
  9. Взаимодействие с заинтересованными организациями и ведомствами по вопросам работы с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию.
  10. Взаимодействие в социуме. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

Список литературы

  1. Александрова, В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики [Текст] // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 42 - 47.
  2. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни [Текст] / Т. И. Власова // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 108 - 113. 
  3. Галицкая, И. А. Понятие «духовно - нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике [Текст] / И. А. Галицкая, И. В.Метлик // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 36 - 46.
  4. Гликман, И. З. Практический аспект нравственного воспитания [Текст] / И. З. Гликман // Народное образование. - 2010. - № 5. - С. 259 - 263.
  5. Григорьев, Д. Социальное и духовное в воспитании человека [Текст] / Д. Григорьев // Воспитательная работа в школе. - 2009. - № 10. - С. 23 - 27.
  6. Губанова, Е. В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В.Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 8 - 14.
  7. Захарченко, М. В. Методологические основы образовательной области «Духовно – нравственная культура» [Текст] / М. В. Захарченко // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 40 - 45. 
  8. Зеленский, К. Духовно - нравственное воспитание в школе : возможности и ограничения  [Текст] / К. Зеленский // Народное образование. - 2008. - № 1. - С. 213 - 219.
  9. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве [Текст] / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6. - С.48 - 52. 
  10. Козлов, Э. П. Нравственное образование в средней школе [Текст]  / Э. П. Козлов //Педагогика. - 2008. - № 9. – С. 104 - 107. 
  11. Кондаков, А. М.  Духовно - нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования [Текст] / А. М. Кондаков // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 13 - 19. 
  12. Логинова, Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников [Текст] / Н. В. Логинова // Профильная школа. - 2011. - № 5. - С. 60 - 63. 
  13. Маслов, С. И. Дидактические основания духовно – нравственного воспитания [Текст] / С. И. Маслов // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 46 - 50.
  14. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России [Текст]  / Н. Д. Никандров // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 3 -12. 
  15. Селиванова, О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся [Текст] /О. Селиванова // Воспитание школьников. - 2008. - № 10. - С. 21 - 23. 
  16. Советова, Е. Концепция программы духовно – нравственного воспитания : окно в цветной мир [Текст]   / Е. Советова // Управление школой. - 2010. - № 11. - С. 36 - 44.
  17. Соловцова, И. А. Духовное воспитание : система понятий [Текст] / И. А. Соловцева // Педагогика. - 2008. - № 4. - С. 11 – 17.
  18. Тельканова, Г. Формирование нравственных ценностных ориентаций старшеклассников [Текст] / Г. Тельканова // Учитель. - 2009. - № 3. - С. 41 - 43.
  19. Холманская, Л. И. Духовность как творческий потенциал человека [Текст] / Л. И. Холманская, А. С. Холманский [Текст] // Начальная школа : плюс, до и после. - 2010. - № 12. - С. 45 - 47. 
  20. Якунина, И. В. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. С. 19 - 21. 
  21. Янушкявичене, О. Базовые основания личности человека - фактор духовно - нравственного воспитания [Текст] / О. Янушкявичене // Воспитательная работа в школе. - 2011. - № 2. - С. 11- 18. 
  22. Янушкявичене, О. Методические приемы духовно – нравственного воспитания подростков [Текст] / О. Янушкявичене // Народное образование. - 2009. - № 1. - С. 221 - 226. 

Программы нравственного воспитания на классных часах

  1. Акимова, Е.С. Духовно - нравственные традиции русского народа : Программа [Текст] / Е. С. Акимова // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2009. - № 2. - С. 94 - 99. 
  2. Воронкова, Т. А. Программа духовного развития учащихся [Текст] / Т. А. Воронкова // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2009. - № 2. - С. 91 - 94.
  3. Бечиева, Х. Э. Будьте добрыми и человечными : Классный час [Текст] / Х. Э. Бечиева // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - C. 85 - 92. 
  4. Боброва, Л. В. Совесть - это нравственная категория… : Классный час [Текст] / Л. В. Боброва // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 98 - 103.
  5. Бухтинова, Н. С. Человек живет среди людей [Текст] / Н. С.Бухтинова // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 70 - 73. 
  6. Праздникова, Г. Всегда стремиться к выбранной цели : Уроки нравственности академика Д. С. Лихачева [Текст] / Г. Праздникова // Сельская школа. - 2008. - № 4. - С. 44 - 51. 
  7. Янкина, И. В. Поговорим о дружбе и друзьях : [Текст] / И. В. Янкина // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - C. 54 - 55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по нравственному воспитанию «Я и мои нравственные убеждения»

Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания — развитие нравственных чувств личности. ...

Программа нравственного воспитания учащихся 5-7классов.

Программа нравственного воспитания учащихся 5-7классов. Программа расчитана на учащихся 5-7классов в основе лежит изучение Родного края, воспитание патриотизма, любьви к своей Родине....

Коррекционно - развивающая программа нравственного воспитания

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА Нравственного воспитания детей школьного возраста в условиях ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей «Детский дом №17...

Буклет : "Программа нравственного воспитания учащихся 5-7 класс"

В данном буклете сжата представлены блоки Программы нравственного воспитания учащихся 5-7 класс на основе краеведения. Представлены фотографии реализации данной программы....

Программа нравственного воспитания «Развитие коммуникативной и нравственной культуры»

Важнейшим аспектом воспитания личности ребёнка является формирование его нравственности. Особую значимость эта проблема приобретает в условиях детского дома, где процесс нравственного становления носи...