Программа нравственного воспитания 10 – 11 класс
рабочая программа (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6
МО «Ахтубинский район» Астраханской области
Программа нравственного воспитания
10 – 11 класс
Составила:
учитель истории и обществознания ,
классный руководитель 10 Б
МБОУ «СОШ № 6 МО Ахтубинский район»
Сыроватская Г.А.
Ахтубинск 2012 г.
О Г Л А В Л Е Н И Е
Глава 1. стр.1
- Пояснительная записка.
- Актуальность программы
- Гипотеза программы
- Теоретико - методологическая основа программы
- Методы реализации программы
- Участники программы
Часть 2. стр .3
- Цель и задачи программы
- Основные направления деятельности классного руководителя
- Основные направления программы
- Формы работы
Часть 3. стр. 5
Содержание программы:
- Воспитать человека
- Воспитать семьянина
- Воспитать гражданина
Часть 4. стр. 8
- Мониторинг эффективности программы
- Ресурсное обеспечение программы
- Список литературы
Ч А С Т Ь 1.
«Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла и как можно больше добра»
Л.Н. Толстой
Пояснительная записка.
В современном мире наиболее актуальным стоит вопрос о нравственном и духовном воспитании подрастающего поколения.
12 сентября 2012 года на встрече с представителями общественности В.В.Путин отметил, что «назрел разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну». Президент подчеркнул: « От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».
Классный руководитель, решая задачи воспитания, понимает о необходимости опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения нашла своё отражение в трудах философов и исследователей, таких как Пифагор, Демократ, Аристотель, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко; ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др. Все они освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания.
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий
Воспитание нравственной личности – одно из главных условий национального возрождения. Главное в программе нравственного воспитания – системный подход к формированию нравственной позиции ученика.
МБОУ «СОШ №6» всегда была самой большой школой в Ахтубинском районе. В параллелях 2-4 классов (50-110 учащихся). 10-11 классы занимаются по программам с углублением профильных часов. На сегодняшний день в 10 Б классе -33 учащихся занимаются с усилением часов русского языка, литературы и обществознания.
Актуальность данной работы.
Вопросы нравственного воспитания поднимаются на высшем уровне руководства нашей страны. Сегодня одним из опасных можно назвать процесс разрушения личности, т.к. отовсюду идут искажённые представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Современных детей отличает духовная и эмоциональная незрелость. Всё это объясняет особую значимость и актуальность разработки программы по нравственному воспитанию учащихся.
Гипотеза работы заключается в том, что нравственное воспитание учащихся старших классов будет эффективным, если сконструированная модель нравственного воспитания включает в себя структурные компоненты, принципы, методы и формы и реализуется вследствие воздействия на мотивационную сферу подростков, внедрения в воспитательно-образовательный процесс специально разработанной программы по нравственному воспитанию школьников.
Теоретико - методологической основой программы являются принципы
- историзма,
- целостного изучения воспитания в их развитии и взаимной связи;
- теоретические изыскания отечественных и зарубежных философов, педагогов, психологов по вопросам народной духовной культуры;
- положение о связи образования подрастающего поколения с историко-культурными ценностями общества, его духовными и национальными истоками;
- об использовании личностно-ориентированного подхода в процессе духовно-нравственного воспитания;
Для реализации программы предлагаю следующие методы:
- наглядный (используется во время экскурсий, наблюдений, проведения игр);
- словесный (используется при чтении стихотворений, проведении бесед, проведении викторин, конкурсов);
- практический (при проведении игр, организации вечеров)
Программа рассчитана на учащихся 10-11 классы, включает в себя три направления, связанные между собой.
Основными участниками программы являются:
- Учащиеся
- Классный руководитель
- Родители
- Коллектив учителей
- Психолог школы
- Руководители кружков и секций
- Общественность
Ч А С Т Ь 2.
Цель и задачи программы.
Целью нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития.
Задачи.
- Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования:
- формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности;
- осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни;
- формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;
- утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе.
2. Восстановление традиционного образа семьи, как величайшей святыни; воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи.
3. Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними.
4. Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины; развитие ее материальной и духовной культуры.
5. Осознание себя органичной частью всего человечества, ответственного за его состояние. Восприятие себя как части мира, несущего ответственность за другого человека, за среду обитания и жизнедеятельность не только человечества, но и всего живого на планете.
6. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа; укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями России; восстановление традиционной российской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи.
Деятельность классного руководителя в этом направлении должна быть направлена на:
- развитие желания знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
- развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
- воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях; знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
- воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
- формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Основные понятия программы: нравственный выбор, нравственное просвещение и нравственное поведение, выдающиеся люди и их нравственные ценности, самоактуализация и самореализация, жизненные ценности и правила, знание этических течений, нравственный опыт.
Формы работы с классом:
- Лекции на тему нравственности.
- Тематические классные часы.
- Работа психолога, проведение тренингов и тестов соответственно направленности.
- Посещение театра, кинопросмотры.
- Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Исследовательская работа.
- Изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности, заповеди нагорной проповеди.
- Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы.
Ч А С Т Ь 3.
Содержание программы.
Программа нравственного воспитания.
- Часть 1. «Воспитать человека»
- Часть 2. «Воспитать семьянина»
- Часть 3. «Воспитать патриота»
Часть 1. «Воспитать человека»
Задачи:
- формировать у детей понимание основных нравственных категорий;
- формировать потребность к воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
- высокий уровень самосознания,
- самодисциплина,
- понимание учащимися ценности человеческой жизни,
- справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
№ | Мероприятия, форма проведения | Ответственные | Сотрудничество | ||
Учащиеся | Коллеги | Родители | |||
1 | Классные часы: 1.Мы такие разные 2.С любимыми не расставайтесь 3.Золотое правило нравственности 4.Долг и честь 5.В чём смысл жизни? 6.Понять и простить. | Классный руководитель и актив класса | Организуют классные часы и принимают участие в проведении | Привлечь кработу учителей русского языка, географии, биологии. | Пригласить родителей на классные часы |
2 | Лекторий по нравственным темам | Классный руководитель | Пригласить к сотрудничеству психолога | Проанализировать результат работы психолога | |
3 | Просмотр кинофильмов: «Чучело» «Вам и не снилось» | Классный руководитель | |||
4 | Внеклассное мероприятие «Мы такие разные» | Классный руководитель | Подготовка и проведение | Пригласить к сотрудничеству учителя литературы | |
5 | Интеллектуальная игра «Что, где, когда» | Классный руководитель, актив класса | Пригласить к сотрудничеству коллег | Пригласить в состав жюри | |
6 | День терпения и уважения | Актив класса | |||
7 | Родительское собрание «День терпения, понимания и прощения» | Классный руководитель и актив класса | |||
8 | Экскурсионные поездки | Классный руководитель |
Часть 2. Воспитать семьянина.
Задачи:
- формировать уважение к членам семьи;
- воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
- формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
- сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
- сформировано представление о том, что настоящие сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
№ | Мероприятия, форма проведения | Ответственные | Сотрудничество | ||
Учащиеся | Коллеги | Родители | |||
1 | Классные часы: 1.Семья в жизни человека 2.Любовь – прекрасное чувство 3.Ранние браки 4.Современные Ромео и Джульетта. 5.Дети без родителей | Классный руководитель и актив класса | Организуют классные часы и принимают участие в проведении | Привлечь кработу учителей русского языка, географии, биологии. | Пригласить родителей на классные часы |
2 | Лекторий по нравственным темам | Классный руководитель | Пригласить к сотрудничеству психолога | Проанализировать результат работы психолога | |
3 | Просмотр кинофильмов: Чучело Вам и не снилось | Классный руководитель | |||
4 | Внеклассное мероприятие «Наши увлечения» | Классный руководитель | Подготовка и проведение | Пригласить к сотрудничеству учителя литературы | |
5 | День терпения и уважения | Актив класса | |||
6 | Родительское собрание «Милым мамам посвящается» | Классный руководитель и актив класса | |||
7 | Составление родового древа | Классный руководитель | Работа с семейными архивами | ||
8 | Экскурсионные поездки | Классный руководитель | |||
9 | Поход с родителями | Классный руководитель | Организация похода | ||
10 | Ремонт класса | Классный руководитель | Организация работы |
Часть 3. Воспитать гражданина.
Формирование гражданского отношения к большой и малой родине
Задачи:
- развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
- убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит Родину, гордится ей,
- изучает её историко-культурное, духовное наследие,
- верен своему гражданскому долгу
- готов к защите Отечества.
№ | Мероприятия, форма проведения | Ответственные | Сотрудничество | ||
Учащиеся | Коллеги | Родители | |||
1 | Классные часы: 1.Владимировка в годы войны 2.История семьи в истории страны 3.Подвигу народа жить в веках 4.Дни воинской славы 5.Жить – Родине служить | Классный руководитель и актив класса | Организуют классные часы и принимают участие в проведении | Привлечь к работе учителей русского языка, географии, биологии. | Пригласить родителей на классные часы |
2 | Лекторий по темам: «Великая Отечественная война» | Классный руководитель | Пригласить к сотрудничеству психолога | Проанализировать результат работы психолога | |
Просмотр кинофильмов: «Офицеры» « Девятая рота» « Мы из будущего» | Классный руководитель | ||||
3 | Сбор и систематизация материала «История семьи в истории страны» | Классный руководитель | Подготовка и проведение | Пригласить к сотрудничеству учителя литературы | |
4 | Вахта памяти | Актив класса | |||
5 | Организация работы Музея одного дня | Классный руководитель и актив класса | |||
6 | Составление родового древа | Классный руководитель | Работа с семейными архивами | ||
7 | Экскурсионные поездки | Классный руководитель | |||
8 | Научно – исследовательская конференция «Подвигу народа жить в веках» | Классный руководитель | Организация похода | ||
9 | Составление Книги Памяти | Классный руководитель | Организация работы |
Этапы реализации программы.
Приложение «План работы классного руководителя»
Ч А С Т Ь 4.
Мониторинг эффективности программы.
Мониторинг – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям.
Цель мониторинга- повышение эффективности и качества воспитательного процесса в школе.
Функции мониторинга:
- Информационная;
- Побудительная;
- Формирующая;
- Коррекционная;
- Системообразующая;
- Прогностическая.
Этапы проведения мониторинга:
1.Нормативно- установочный
1. определение педагогической проблемы
2. постановка целей и задач
3. определение объекта и предмета изучения
4. определение субъектов мониторинга, их подготовка
5. структурирование критериев и показателей
6. выбор инструментов
7. разработка пакетов
8. прикладные программы
2.Диагностический
1. отбор информации
2. качественная и количественная обработка результатов
3. педагогический анализ
4. выявление проблем
5. ранжирование проблем с объяснением причин
6. принятие управленческих решений
3.Итогово – аналитический
1. подведение итогов
2. анализ проделанной работы
3. корректировка работы
Компоненты исследования:
- уровень воспитанности школьников;
- уровень социально-психологического развития школьников;
- организационные аспекты воспитательного процесса;
- нравственно-психологическое самочувствие всех субъектов воспитания (ученик, учитель, родитель).
В настоящее время в литературе имеется достаточное количество методик диагностирования результативности воспитательного процесса, и в школах города на практике используются самые разнообразные методики.
Методика должна:
- соответствовать особенностям воспитательного процесса школы;
- быть простой и иметь малые временные затраты на обработку результатов;
- обеспечивать фиксацию результатов диагностирования.
На протяжении ряда лет в нашей школе диагностирование результативности воспитательного процесса проходит по пяти основным характеристикам:
- уровень воспитанности учащихся;
- уровень социально-психологического развития коллектива;
- уровень удовлетворённости учащихся школьной жизнь;
- уровень удовлетворённости родителей деятельностью педагогического коллектива;
- уровень удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нём.
В основном мониторинги составляются и проводятся администрацией школы и психологом. А для мониторинга уровня социально-психологического развития коллектива я использую методику Р.С.Немова.
Основываясь на результатах исследования, можно сделать следующие выводы:
- целенаправленная воспитательная работа в классе ведёт к постепенному гармоничному развитию коллективистских отношений в ученической среде;
- коллектив учащихся в настоящее время находится на нижней границе среднего уровня психологического развития;
- на сегодня нет явно определившегося лидера;
- уровень тревожности в классеопределён как нормальный, но ряд учащихся вызывают опасения
Изучая удовлетворённость учащихся, родителей жизнедеятельностью в классном коллективе, я использую методики, разработанные А.А.Андреевым и Е.Н.Степановым.суть методик заключается в том, что в конце учебного года респонденты анонимно на листочках выражают степень своего согласия или несогласия с предложенными им десятью-двадцатью утверждениями. Причём методики позволяют включать самые разные утверждения, которые актуальны в конкретных условиях школы.
Особенности мониторинга работы с родителями.
Цель – изучение мнения родителей учащихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в школе.
Задачи:
1. Определить активность участие детей и их родителей общественной жизни класса, подготовке и проведении мероприятий в классе и школе.
2. Выявить эмоциональное отношение родителей учащихся к классу, к мероприятиям в классе, к негативным явлениям в школе и классе.
3. Определить удовлетворённость родителей учащихся отношениями со всеми участниками образовательного процесса.
Анализ мониторинга работы с родителями позволил выявить основные проблемы:
- разрозненность, несогласованность воспитания и обучения;
- отсутствие целенаправленности и планомерности в воспитательной работе, а также адекватных способов оценки её результативности;
- пассивность позиции родителей, их отстранённость от школьных проблем своих детей;
- низкая психолого-педагогическая компетентность родителей, их неумение правильно построить процесс семейного воспитания.
Ресурсное обеспечение программы.
- Материально-техническое обеспечение.
- Комплектование кабинета научно-методической литературой, литературой по воспитательной работе, психолого-педагогической литературой в связи с реализацией данной программы;
- Использование в работе материальной базы, оборудования школы;
- Оснащение кабинета необходимыми ТСО;
- Выполнение ремонтных работ.
- Социальная защита учеников.
- Участие в региональных программах по социальной защите школьников.
- Реализация прав детей, закрепленных Уставом школы.
- Взаимодействие с заинтересованными организациями и ведомствами по вопросам работы с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию.
- Взаимодействие в социуме. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.
Список литературы
- Александрова, В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики [Текст] // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 42 - 47.
- Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни [Текст] / Т. И. Власова // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 108 - 113.
- Галицкая, И. А. Понятие «духовно - нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике [Текст] / И. А. Галицкая, И. В.Метлик // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 36 - 46.
- Гликман, И. З. Практический аспект нравственного воспитания [Текст] / И. З. Гликман // Народное образование. - 2010. - № 5. - С. 259 - 263.
- Григорьев, Д. Социальное и духовное в воспитании человека [Текст] / Д. Григорьев // Воспитательная работа в школе. - 2009. - № 10. - С. 23 - 27.
- Губанова, Е. В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В.Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 8 - 14.
- Захарченко, М. В. Методологические основы образовательной области «Духовно – нравственная культура» [Текст] / М. В. Захарченко // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 40 - 45.
- Зеленский, К. Духовно - нравственное воспитание в школе : возможности и ограничения [Текст] / К. Зеленский // Народное образование. - 2008. - № 1. - С. 213 - 219.
- Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве [Текст] / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6. - С.48 - 52.
- Козлов, Э. П. Нравственное образование в средней школе [Текст] / Э. П. Козлов //Педагогика. - 2008. - № 9. – С. 104 - 107.
- Кондаков, А. М. Духовно - нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования [Текст] / А. М. Кондаков // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 13 - 19.
- Логинова, Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников [Текст] / Н. В. Логинова // Профильная школа. - 2011. - № 5. - С. 60 - 63.
- Маслов, С. И. Дидактические основания духовно – нравственного воспитания [Текст] / С. И. Маслов // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 46 - 50.
- Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России [Текст] / Н. Д. Никандров // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 3 -12.
- Селиванова, О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся [Текст] /О. Селиванова // Воспитание школьников. - 2008. - № 10. - С. 21 - 23.
- Советова, Е. Концепция программы духовно – нравственного воспитания : окно в цветной мир [Текст] / Е. Советова // Управление школой. - 2010. - № 11. - С. 36 - 44.
- Соловцова, И. А. Духовное воспитание : система понятий [Текст] / И. А. Соловцева // Педагогика. - 2008. - № 4. - С. 11 – 17.
- Тельканова, Г. Формирование нравственных ценностных ориентаций старшеклассников [Текст] / Г. Тельканова // Учитель. - 2009. - № 3. - С. 41 - 43.
- Холманская, Л. И. Духовность как творческий потенциал человека [Текст] / Л. И. Холманская, А. С. Холманский [Текст] // Начальная школа : плюс, до и после. - 2010. - № 12. - С. 45 - 47.
- Якунина, И. В. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. С. 19 - 21.
- Янушкявичене, О. Базовые основания личности человека - фактор духовно - нравственного воспитания [Текст] / О. Янушкявичене // Воспитательная работа в школе. - 2011. - № 2. - С. 11- 18.
- Янушкявичене, О. Методические приемы духовно – нравственного воспитания подростков [Текст] / О. Янушкявичене // Народное образование. - 2009. - № 1. - С. 221 - 226.
Программы нравственного воспитания на классных часах
- Акимова, Е.С. Духовно - нравственные традиции русского народа : Программа [Текст] / Е. С. Акимова // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2009. - № 2. - С. 94 - 99.
- Воронкова, Т. А. Программа духовного развития учащихся [Текст] / Т. А. Воронкова // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2009. - № 2. - С. 91 - 94.
- Бечиева, Х. Э. Будьте добрыми и человечными : Классный час [Текст] / Х. Э. Бечиева // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - C. 85 - 92.
- Боброва, Л. В. Совесть - это нравственная категория… : Классный час [Текст] / Л. В. Боброва // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 98 - 103.
- Бухтинова, Н. С. Человек живет среди людей [Текст] / Н. С.Бухтинова // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 70 - 73.
- Праздникова, Г. Всегда стремиться к выбранной цели : Уроки нравственности академика Д. С. Лихачева [Текст] / Г. Праздникова // Сельская школа. - 2008. - № 4. - С. 44 - 51.
- Янкина, И. В. Поговорим о дружбе и друзьях : [Текст] / И. В. Янкина // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - C. 54 - 55.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по нравственному воспитанию «Я и мои нравственные убеждения»
Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания — развитие нравственных чувств личности. ...
Программа нравственного воспитания учащихся 5-7классов.
Программа нравственного воспитания учащихся 5-7классов. Программа расчитана на учащихся 5-7классов в основе лежит изучение Родного края, воспитание патриотизма, любьви к своей Родине....
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
Коррекционно - развивающая программа нравственного воспитания
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Нравственного воспитания детей школьного возраста в условиях ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №17...
Буклет : "Программа нравственного воспитания учащихся 5-7 класс"
В данном буклете сжата представлены блоки Программы нравственного воспитания учащихся 5-7 класс на основе краеведения. Представлены фотографии реализации данной программы....
Программа нравственного воспитания «Развитие коммуникативной и нравственной культуры»
Важнейшим аспектом воспитания личности ребёнка является формирование его нравственности. Особую значимость эта проблема приобретает в условиях детского дома, где процесс нравственного становления носи...