ПЛАН деятельности кружка«Юный спасатель»
рабочая программа

Банников Владимир Александрович

Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. На практических занятиях, и особенно в походах, кружковцы смогут проявить свои физические возможности, творческие и организаторские способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_kruzhka_yunyi_spasatel_2019-2020.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:


  ПЛАН

деятельности кружка«Юный спасатель»

МКОУ СОШ №4 с. Петропавловское

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История развития человеческого общества неразрывно связана с реальными ЧС природного, техногенного, эпидемиологического, социального характера. Нередко ЧС становились причиной гибели и страданий людей, уничтожения материальных ценностей, изменения окружающей природной среды, привычного уклада жизни. Иногда ЧС приводили к закату цивилизаций и государств, служили толчком в развитии народов и регионов. Крупномасштабные ЧС приводили к подрыву экономических и политических систем, пересмотру вопросов взаимодействия человека и природы, человека и техники, людей между собой. Почти каждый день мы слышим из средств массовой информации, видим на экранах телевизоров и мониторов сообщения и сюжеты о катастрофах, авариях, бедствиях и других трагедиях, но случается и так, что мы сами становимся свидетелем или участником какой-либо ЧС, никто от этого не застрахован. И подрастающее поколение должно быть готово к таким ситуациям, к активным действия в них, ведь профессиональная помощь не всегда может прибыть вовремя, а каждая выигранная секунда зачастую означает спасенную жизнь. Развитие технического прогресса и современная ситуация в стране обуславливает большое многообразие навыков которыми должен обладать спасатель и предусматривает его всестороннюю развитость; учебная программа раскрывает основные из этих требований, при этом уделяя внимание дальнейшему саморазвитию каждого из обучаемых.

Программа «Юный спасатель» рассчитана на 1 год обучения 68 часов в год и включает в себя ряд лекционных занятий, практические занятия, соревнования.

Цели и задачи.

Целью настоящей программы является

  • совершенствование военно-патриотического воспитания подростков и молодежи, основанного на принципах взаимопомощи, благородства, любви к людям и природе, приобщения к вопросам личной и коллективной безопасности.
  • всестороннее и гармоничное развитие личности, воспитание физически и нравственно здорового человека, формирование логического и экономического мышления.

Основными задачами данной программы является:

  • Привлечение подростков и молодежи к вопросам личной и коллективной безопасности;
  • Обучение практическим навыкам оказанию само и взаимопомощи, умелым и быстрым действиям в любой чрезвычайной ситуации;
  • Обучение практическим навыкам и умению пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты;
  • Улучшение физической подготовки и приобщение подростков и молодежи к здоровому образу жизни;
  • Защита и пропаганда прав детей, подростков и молодежи, определенных отечественными правовыми нормами;
  • Проведение различных тренировок в форме слетов и соревнований по закреплению навыков поведения в экстремальных ситуациях соблюдения здорового образа жизни;

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организация работы с детьми и подростками в области защиты от чрезвычайных ситуаций и подготовки к действиям в условиях социальных и военных конфликтов, как и криминогенных ситуаций, а также формирование активной позитивной жизненной позиции у подрастающего поколения являются одной из наиболее острых социальных проблем. Все еще велико число детей, пострадавших в результате различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дорожно-транспортных происшествий, неосторожного обращения с огнем, на воде и т. д. В подростковой среде наблюдаются проявления социального равнодушия и высокий уровень преступности. Изменить сложившуюся ситуацию проведением какой-либо одной воспитательной кампании невозможно, только постоянное и систематическое применение воспитательных и образовательных средств в профилактической работе с подрастающим поколением может обеспечить определенный успех. Значительную работу по созданию и реализации социально-педагогических и образовательных программ обучения детей действиям в экстремальных ситуациях природного и техногенного характера ведут учреждения дополнительного образования детей туристской направленности. Хороших результатов в вопросах патриотического воспитания, социализации и подготовки детей и подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера достигли такие общественные объединения и движения, как: Российский союз молодежи, «Школа безопасности», «Юный спасатель», дружины юных пожарных и др. В социально-педагогической и образовательной деятельности используются различные формы работы: от семинаров с руководителями детско-юношеских объединений, организаций и учреждений, формирования и подготовки поисково-спасательных отрядов из числа педагогической и родительской общественности и до полевых и стационарных лагерей с учебно-воспитательными программами, тренировочными занятиями, походами и соревнованиями. Практика работы и анализ проведенных мероприятий позволяют сделать выводы о необходимости: развития указанных видов деятельности среди молодежи по профориентации и начальной профессиональной подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций; как и сети общественных пунктов Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; объединения отрядов «Юный спасатель» в единую общественную организацию; координации деятельности учреждений дополнительного образования детей и подготовки кадров общественных спасателей, имеющих опыт поисково-спасательных работ. Программа «Юный спасатель» рассчитана на 1 год обучения 34 часа в год и включает в себя ряд лекционных занятий, практические занятия, соревнования.

Реализация этих мероприятий требует программно-целевого подхода.

Программой предусмотрены теоретические и практические занятия.

Основная задача теоретических занятий - дать необходимые знания об ЧС, истории и развитии туризма, гигиене, медицине и технике безопасности, познакомить с основами топографии, научить чтению карт.

Во время практических и теоретических занятий закрепляются знания, полученные на уроках географии, биологии, физики, а также приобретаются новые. Это не просто расширяет кругозор ребят, но и готовит их к выбору профессии, службе в армии.

Занятия кружка по теоретической подготовке проводятся в помещении школы с применением учебных пособий (карты, атласы, топографические планы местности, компас и др.). Практические занятия проводятся в пределах с. Петропавловское.

В практических занятиях, наряду с изучением и совершенствованием специальных умений и навыков, большое внимание уделяется всесторонней физической подготовке, направленной на развитие силы, быстроты, выносливости, координации. Для этого используются, как специальные комплексы упражнений, так и спортивные и подвижные игры.

Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

Сочетание спортивного ориентирования, краеведения и туризма способствует формированию у ребенка представлений о взаимодействии человека и окружающей среды, навыков здорового образа жизни, любви к родному краю, стремления к показателям туристического мастерства.

Данная программа может служить пособием для руководителей туристско-краеведческих кружков любого профиля. Туризм - прекрасное и эффективное средство воспитания подрастающего поколения. Туризм в нашей школе является массовым движением детей и подростков.

Главную задачу туризма мы видим в том, чтобы открыть широкий простор для выявлений способностей детей, сделать их духовно богаче, осмысленней, многогранней, воспитать человека, способного противостоять трудностям, настоящего гражданина своей страны. Здесь воспитываются дружба, товарищество, взаимопомощь, вырабатываются самостоятельность, наблюдательность, быстрота реакции, логичность мышления. Неопытный человек, попав в сложную обстановку, не всегда может принять верное решение, действовать грамотно и осмотрительно. Хороший турист, спортсмен - ориентировщик сможет быстрее и правильнее разобраться в сложной обстановке.

Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

На практических занятиях, и особенно в походах, кружковцы смогут проявить свои физические возможности, творческие и организаторские способности.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, будет способствовать:

  • обеспечению непрерывного образовательного и воспитательного процесса в рамках социума;
  • значительному увеличению числа детей - участников общественного детско-юношеского движения «Школа безопасности» и подростковых объединений «Юный спасатель», вовлекая их в социально значимую деятельность;
  • оздоровлению и физическому развитию молодежи, а также профессиональной ориентации участников движения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

п/п

Тема

Дни работы

СЕНТЯБРЬ

1.

Знакомство с деятельностью кружка, планирование.

Беседа по технике безопасности;

5.09.2019

2.

Список условных топографических знаков

7.09.2019

Раздел 1. Условия автономного существования в природе

3.

Вязать и уметь применять узлы. Прямой узел. Ткацкий узел. Академический узел. Узел проводника. Схватывающий узел (практическая отработка соединения верёвок).

12.09.2019

4.

Необходимость разжигания костра в условиях автономного существования в природе. Виды костров: таёжный, шалаш, звезда, звезда и шалаш, колодец, камин, нодья. Тип костра, разводимый в сырую погоду. Разжигание костра без спичек с помощью трения.

14.09.2019

5.

Снаряжение туриста. Обувь и одежда туриста. Список личного снаряжения. Требования к рюкзаку, посуде и т.д. Уход за ногами и обувью в походе, шаг туриста.

19.09.2019

6.

Режим движения: ходовой час и привалы, нормальная скорость движения, количество ходовых часов. Построение цепочки. Интервалы. Обязанности направляющего и замыкающего. Привал и бивак.

21.09.2019

7.

Практическое занятие по теме: "Узелок". Укладка рюкзака. Установка палатки. Разведение костра.

26.09.2019

Раздел 2. Ориентирование в природных условиях

8.

Определение сторон горизонта.Ориентирование по отдельно стоящему дереву, по расположению мха на деревьях, по муравейнику, по расположению колец спиленного дерева, по кресту на церкви.

28.09.2019

ОКТЯБРЬ

9.

Ориентирование по солнцу, по солнцу и часам (по стрелкам).

3.10.2019

10.

Ориентирование по звёздам (по Полярной звезде).Ориентирование по компасу.

5.10.2019

11.

Практическое занятие:Ориентированные карты по компасу и по солнцу. Определение сторон горизонта. Обратные засечки (определение азимутов на заданные далёкие ориентиры).

10.10.2019

Раздел 3. Противопожарная подготовка

12.

Правила пожарной безопасности. Огнетушащие средства.Способы прекращения горения.

12.10.2019

13.

Опасности при пожаре, поражающие факторы.Классификация и область применения огнетушителей.

17.10.2019

14.

Виды пожаров.Лесные пожары: верховой пожар, низовой пожар, торфяной пожар. Причины лесных пожаров: связанные с деятельностью человека; связанные с природными факторами (молния, засуха). Способы устранения лесных пожаров.

19.10.2019

15.

Практическое занятие:Пожары, возникающие в жилищах. Причины возникновения пожаров в жилых и административных зданиях.Действия населения при пожарах.

24.10.2019

Раздел 4. Укрытия в природе, используемые и изготавливаемые людьми в условиях автономного существования в природе

16.

Естественные и искусственные укрытия.

26.10.2019

НОЯБРЬ

17.

Летом: палатка, шалаш, землянка, использование крутого склона горы и т.д.

7.11.2019

18.

Зимой: использование снежного сугроба, постройка укрытия из снежных кирпичей.

9.11.2019

19

Практическое занятие по теме: Укрытия в природе, используемые и изготавливаемые людьми в условиях автономного существования в природе (построение укрытий в разное время года).

14.11.2019

Раздел 5. Подготовка по связи и передаче сигналов. Сигналы оповещения

20

Сигналы оповещения (бедствия), подаваемые при нахождении человека в природных условиях при автономном существовании.

16.11.2019

21.

Сигналы, подаваемые с помощью костра (днём – дымом; ночью – огнём).

21.11.2019

22.

Сигнал с помощью яркой ткани, вывешенной на высоком дереве; с помощью зеркала; выкладыванием еловых веток на снегу сигнала SOS на открытой местности; периодическим зовом на помощь голосом .

23.11.2019

23.

Практическое занятие:Подача сигналов бедствия. Аварийные световые и звуковые сигналы. Дальность передачи. Международная кодовая таблица.

28.11.2019

Раздел 6. Основы медицинских знаний. Медицинская подготовка (практические занятия)

24.

Состав походной аптечки. Наложение повязки при наружном кровотечении конечностей. Доврачебная помощь при травмах.

30.11.2019

ДЕКАБРЬ

25.

Назначение и применение лекарств. Укусы змей и насекомых. Первая помощь.

5.12.2019

26.

Изготовление носилок из подручных материалов. Правила транспортировки пострадавшего

7.12.2019

27.

Обморожение – первая помощь при обморожении.

12.12.2019

28.

Ожог – первая помощь при ожоге.

14.12.2019

29.

Причины возникновения теплового и солнечного удара и первая помощь при этих явлениях. Первая помощь при поражении электрическим током и молнией.

19.12.2019

30.

Первая помощь при утоплении, способы проведения искусственного дыхания при утоплении.

21.12.2019

31.

Раны – правила обработки ран. Правила наложения повязки на раны.

26.12.2019

32.

Кровотечения. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечения.

28.12.2019

ЯНВАРЬ

33.

Доврачебная помощь при травмах.

11.01.2019

34.

Виды переломов. Первая помощь при переломах. Ушибы, вывихи, растяжения – первая помощь. Травматический шок – первая помощь при шоке. Правила иммобилизации при переломах конечностей.

16.01.2020

35.

Первая помощь при отравлениях. Сердечная недостаточность. Оказание первой помощи и проведение сердечно-лёгочной реанимации.

18.01.2020

Раздел 7.Обеспечение жизнедеятельности. Подведение итогов (поход)

36.

Тренировочный поход и разбор его итогов.

23.01.2020

Раздел 8. Туризм.

37.

История развития туризма в России. Современная организация туризма в стране.Значение туризма в организации отдыха, образовательное значение туризма.

25.01.2020

38.

Разрядные нормативы. Охрана природы.

30.01.2020

ФЕВРАЛЬ

Раздел 9. Краеведческая подготовка

39.

Дальнейшее углубление знаний о своем крае

1.02.2020

40.

Географическое положение и туристические возможности края.

8.02.2020

41.

Реки, рельеф почвы, климат, растительный и животный мир области, население и культура.

13.02.2020.

42.

Места боевой славы. Проведение краеведческих викторин.

15.02.2020

43.

Проведение краеведческих викторин.

20.02.2020

Раздел 10.Топографическая подготовка и ориентирование

44.

Виды местности. Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Что такое сечение, отметка, горизонталь, определение крутизны склонов. Виды карт. Определение термина «Ориентирование». Способы и приемы ориентирования в различных условиях летом и зимой.

22.02.2020

45.

Виды ориентирования: открытый, обозначенный, азимутальный, маркированный.

27.02.2020

Раздел 11. Медицинская подготовка

46.

Повторение гигиенических правил туриста, изученных на первом году занятий.

29.02.2020

МАРТ

47.

Питьевой режим в походе.

5.03.2020

48.

Правила использования химических средств защиты от кровососущих.

7.03.2020

49.

Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, простудных заболеваниях, порезах и укусах насекомых, при растяжении связок. Как остановить кровотечение.

12.03.2020

50.

Меры предупреждения травм и заболеваний.

14.03.2020

51.

Способы транспортировки пострадавшего.

19.03.2020

52.

Обработка и перевязка ран, наложение жгута.

20.03.2020

53.

Обработка и перевязка ран, наложение жгута

21.03.2020

АПРЕЛЬ

54.

Опасности употребления грибов, ягод, трав.

2.04.2020

Раздел 12. Туристическое снаряжение, хозяйство.

55.

Личное снаряжение, одежда и обувь, типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках).

4.04.2020

56.

Предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрац, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка Смета путешествия. Виды расходов. Обязанности казначея группы

9.04.2020

Раздел 13.Снаряжение и питание в походе.

57.

Типы палаток. Упаковка и переноска палаток.

11.04.2020

58.

Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): крючки, цепочки таганок, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, разные ножи, клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло, горчица, сухая веревка, соль..

16.04.2020

59.

Походная посуда для варки пищи, топоры и пилы. Состав и назначение ремаптечки. Использование консервов, сухарей, сухофруктов, приправ, круп. Закупка, затаривание продуктов питания. пищи на костре.

18.04.2020

60.

Правила раскладки продуктов по рюкзакам. Использование ягод, грибов, свежей рыбы, Технология приготовления походных блюд. Обязанности завхоза по питанию, дежурных по кухне. Меры безопасности при приготовлении пищи на костре.

23.04.2020

Раздел 14. Привалы и биваки.

61.

Требование к месту бивака, гигиенические требования к месту бивака. Организация бивачных работ. Элементы комфорта. Учет ветра, солнца, насекомых, место и приемы установки палатки.

25.04.2020

62.

Оборудование походной постели. Правила поведения туристов. Топливо для костра, способы заготовки. Умывание и купание. Правила безопасности при купании, при разжигании костра. Уборка мусора, гашение костра.

30.04.2020

Раздел 15. Тактика и техника пешеходного туризма.

МАЙ

63.

Понятие о технике пешеходного туризма. Виды и нормы нагрузок в походах. Значение дисциплины в походе морально-волевая, физическая, техническая, краеведческая подготовленность туриста. Взаимопомощь туристов.

2.05.2020

64.

Темп движения его изменения в зависимости от грунта почвы, рельефа, погоды. Весовые нагрузки для мальчиков и девочек. Режим движения группы на подъемах. Движение без дорог и троп. Правила безопасности и поведение туриста при падении камней.Переправы через реки. Способы переправ, страховка. Основные узлы и грудная обвязка. Отработка приемов страховки.

7.05.2020

Раздел 16. Физическая подготовка

65.

Физическая и морально-волевая подготовка.

Упражнения для укрепления мышц рук, ног, пресса, туловища, шеи, спины. Закаливание. Релаксация. Игры на развитие выносливости, находчивости, ловкости, развитие глазомера, быстроты реакции.

14.05.2020

66.

Беговые тренировки. Рассказы, беседы о находчивости туристов, спортсменов.

16.05.2020

Раздел 17.Подготовка походов.

67.

Подготовка к учебно-тренировочным походам всем составом группы. Выбор маршрутов учебных походов. Хозяйственная и техническая подготовка походов

21.05.2020

68.

Подготовка к учебно-тренировочным походам всем составом группы. Выбор маршрутов учебных походов. Хозяйственная и техническая подготовка походов

23.05.2020

Раздел 18. Проведение походов.

69.

Проведение учебно-тренировочных походов дается. В случае неблагоприятных погодных условий можно заменить поход на соревнование, а также проведение практических занятий на местности без прохождения маршрута. Главное, чтобы ребята закрепили знания, полученные во время теоретических занятий

28.05.2020

Раздел 19. Подведение итогов

70.

Разбор экскурсии, похода в группе. Чистка, ремонт, сдача снаряжения. Отчеты ответственных. Оформление уголка группы. Подготовка и сдача отчетных материалов, краеведческой работе, соревнований.

Проведение кружкового вечера по итогам похода.

30.05.2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка "Юный информатик"

Кружок проводится 1 час в неделю для 8-11 классов....

Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".

Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией.  Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

Программа деятельности кружка "Юный художник"

Программа по дополнительному образованию. Рассчитана на 2 года. Имеется методическое обеспечение....

план работы кружка "Юный пожарный"

В программе изложен план работы кружка "Юный пожарный" для учащихся 10-11 классов на 2012-2013год....

План работы кружка "Юные математики"

Материал разработан для учащихся 5 - 8 классов...

План работы кружка "Юные математики"

План кружка рассчитан на учащихся 5 - 8 классов....

План работы кружка "Юный слесарь"

Методическая разработка. Рабочая программа кружка "Юный слесарь",  для дополнительного образования обучающихся, которую я разработала, по ней работаю и  постоянно корректирую....