Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Блокада Ленинграда»
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
К 76-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Блокада Ленинграда» | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по патриотическому воспитанию
«Блокада Ленинграда»
Цель:
-Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
-Познакомить ребят с понятиями блокада, «Дорога жизни»;
-Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
-Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью поэтической литературы.
Вступительное слово.
Воспитатель: Среди выдающихся событий военной истории есть памятная для всей страны дата – День снятия блокады города Ленинграда, которая отмечается 27 января. Это и день воинской славы, и день горькой памяти об одной из самых страшных страниц великой войны. Защитникам и жителям блокадного Ленинграда к 76-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады посвящается наше мероприятие.
Ребёнок: Блокада длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и продолжалась почти 900 долгих дней и ночей. Это была самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Для Гитлера Ленинград был «лакомым куском» – ведь это балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников. И в том случае, если бы город сдался, он был бы разрушен и стерт с лица земли. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».
Ребёнок: В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции. Вышел из строя водопровод. Не было топлива. Не было электричества.
Воспитатель: Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда.
- Как вы понимаете слово «блокада»? (ответы детей)
- В толковом словаре Ожегова, давайте найдём определение понятия «блокада». (Блокада - окружение войск противника, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его связи с внешним миром)
Ребёнок: Ударили сильные морозы до -40 градусов. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду рубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.
Ребёнок: Начался голод. Голод косил ленинградцев. В городе не хватало продовольствия. По Ленинграду ходила смерть. Смерть входила во все дома. Свыше 650 тысяч ленинградцев погибли от голода. Пиком голода в блокадном Ленинграде стал период с 20 ноября по 25 декабря 1941 года, когда нормы выдачи хлеба для бойцов на передовой линии обороны были снижены до 500 граммов в день, для рабочих горячих цехов – до 375 граммов, для рабочих остальных производств и инженеров – до 250 граммов, для служащих, иждивенцев и детей - до 125 граммов. На 50 процентов данный хлеб состоял из несъедобных примесей, заменявших муку. Выдача других продуктов в этот период фактически прекратилась.
Воспитатель:
-Как вы думаете, что еще могли, есть люди? (ответы детей)
- Еще одно «блюдо» - мучной клей. Раньше клей делали из муки. Муку смешивали с водой, и получалась клейкая масса, с помощью которой клеили обои, бумагу до войны. А во время войны клей сдирали и варили «суп».
Читает ребёнок:
Сотый день.
Вместо супа — бурда из столярного клея,
Вместо чая — заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах — Ленинград.
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
…Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.
(Юрий Воронов)
Воспитатель: В первую блокадную зиму горожане съели практически всех домашних животных, в том числе кошек. Это вызвало небывалый рост популяции крыс, которым оказался не страшен голод. Грызуны представляли серьезную угрозу и без того скудным запасам продовольствия в городе и переносили опасные инфекционные заболевания. После прорыва блокады в январе 1943 года власти провели спецоперацию: в Ярославской области было собрано четыре вагона дымчатых кошек, которых перебросили в осажденный город. Вновь прибывшие начали беспощадную войну с крысами, отогнав их от продовольственных складов. В 1945 году проблему крысиного разгула в Ленинграде окончательно решила «сибирская дивизия» - около 5000 котов и кошек, прибывших из Омска, Тюмени, Иркутска и других городов.
Ребёнок: Ленинград жил. В осажденном городе работали 30 школ. За неимением тетрадей писали между полей старых книг или журналов. Школьники учились в жутких условиях под постоянные обстрелы, в неотапливаемых помещениях и без обедов. Замерзали чернила, дети сидели в старых тулупах и рукавичках. Это был настоящий подвиг. Учителя видели, как дети умирали прямо на занятиях. На это было больно смотреть. Сквозь стон педагог лишь мог сказать, что завтра уроки начнутся после похорон.
Читает ребёнок:
Девчонка руки протянула
И головой — на край стола…
Сначала думали — уснула,
А оказалось — умерла.
Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья — после похорон.
(Ю. Воронов)
Воспитатель: Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым
- Они создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.
- Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.
- Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.
- В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.
- Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.
Воспитатель: Работали и театры: без электричества, в мороз, иной раз при бомбёжках. В блокадном Ленинграде был снят легендарный фильм режиссёра Виктора Эйсымонта "Жила-была девочка" о судьбах двух детей 7 и 5 лет (уже после прорыва блокады некоторые сцены снимались в центре города). В осаждённом городе жила и творила поэтесса Ольга Бергольц.
"...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...".
(Ольга Берггольц)
Наперекор планам фашистов, город не только не умер, он - жил. Жил и яростно сопротивлялся. В Ленинграде были установлены громкоговорители. На улице или дома по радио люди могли узнать об обстановке в городе. Вещание шло круглосуточно, а когда дикторы молчали, то было слышно звук метронома. Жители города говорили, что этот звук - живое сердца Ленинграда, которое бьётся.
Ребёнок: Магистралью, спасшей Ленинград от гибели, стала проложенная через Ладожское озеро «Дорога жизни». Этот маршрут снабжения действовал в период с 12 сентября 1941 года по март 1943 года. В летнее время «Дорога жизни» действовала как водный маршрут, в зимнее – как ледовая автодорога Работники дорожной службы ежедневно измеряли толщину льда на озере, но были не в силах ускорить его нарастание. 20 ноября толщина льда достигла 180 мм. На лёд вышли конные обозы, а потом и машины. Машины могли взять не более 20-30 мешков муки. В день по «Дороге жизни» перевозилось 5-6 тонн грузов. Конечно, это было мало. Водители придумали, как взять груза больше. Прицепили к машине деревянные сани. Так и доставляли муку в город. Приходилось преодолевать путь длинной в 36 км. Днем и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики. Вела прицельный огонь вражеская артиллерия.
Читает ребёнок:
О да — иначе не могли
ни те бойцы, ни те шоферы,
когда грузовики вели
по озеру в голодный город.
Холодный ровный свет луны,
снега сияют исступленно,
и со стеклянной вышины
врагу отчетливо видны
внизу идущие колонны.
И воет, воет небосвод,
и свищет воздух, и скрежещет,
под бомбами ломаясь, лед,
и озеро в воронки плещет.
Но вражеской бомбежки хуже,
еще мучительней и злей —
сорокаградусная стужа,
владычащая на земле.
Казалось — солнце не взойдет.
Навеки ночь в застывших звездах,
навеки лунный снег, и лед,
и голубой свистящий воздух.
Казалось, что конец земли…
Но сквозь остывшую планету
на Ленинград машины шли:
он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
там матери под темным небом
толпой у булочной стоят…
(Ольга Берггольц «Ленинградская поэма»)
Воспитатель: Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали Дорогой жизни. По этой же дороге из города на Большую землю вывозили обессиленных людей. Было эвакуировано 1млн. 376 тыс. человек.
Ребёнок: Блокада закончилась 27 января 1944 года. Это было очень радостное событие для всех жителей города. Радовались дети, радовались женщины, радовались солдаты, которые наконец-то одолели врага. За своё освобождение, Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.
В честь прорыва блокады 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.
За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось...
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – салют!
Сегодня ленинградцы плачут...
( Юрий Воронов « Салют над Ленинградом»)
Воспитатель: Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали "За оборону Ленинграда".
Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до счастливых дней, минутой молчания. Прошу всех встать.
Воспитатель:
- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
-Что вас впечатлило больше всего?
Заключение.
Сегодня мы узнали, что такое «блокада» и «Дорога жизни». Перед вами открылась героическая страница из жизни нашего народа. Вы увидели, как проявляется мужество и патриотизм, гордость, преданность и любовь к своей родине. Сохраните это в своей памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Встреча прошлого и настоящего"
Цель занятия: Расширить представления детей о Великой Отечественной войне; развить интерес к изучению истории войны; воспитать чувство ответственности за свои поступки, уважения к людям старшего покол...
Конспект итогового занятия по патриотическому воспитанию на тему «Экскурсия по Нижнему Новгороду» в подготовительной группе
Продолжать знакомить детей со значением слова Родина, формировать любовь к родному городу - Нижнему Новгороду, интерес к его прошлому и настоящему, закрепить полученные знания....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Древняя Русь"
Занятие по патриотическому воспитанию, направленое на форирование представлений о древней Руси, ее истории, жизни людей....
Воспитательское занятие на тему: "Снятие блокады Ленинграда".
Hевозможно воспитать полноценного человека, не научив его уважать предков, историю страны....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Наша Родина - Россия»
Конспект занятия по патриотическому воспитанию, которое дает детям первые понятия о Родине, о родной земле, вызывает чувство гордости за своих земляков.Программное содержание:воспитывать чувство гордо...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе. «Наша Родина — Россия»
Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества,их красоты и величия.В.А. Сухомлинский....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию с детьми старшей группы с ТНР Тема « Наша Родина - Россия »
Цель: Развивать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней. Задачи:Продолжать развивать...